Размышления о выставке Государственного музея Востока в Брюсселе.
Н.К. Рерих. Сокровенное. (Сокровище горы). 1933
В Брюсселе в январе 2016 года прошла мультимедийная выставка Государственного музея Востока (ГМВ) «Николай Рерих. Держава Света», выполненная по заказу Министерства культуры РФ. Открывая выставку, заместитель директора ГМВ по научной работе Тигран Мкртычев заявил, что связывает проект с Пактом Рериха, направленным на защиту культурных ценностей от «мирового зла» [1]. Однако посетителям выставки не были представлены ни картины, ни репродукции Н.К. Рериха, ни материалы, относящиеся к Пакту. В зале находился лишь экран, на котором демонстрировалось шоу из полотен Николая Константиновича с использованием технических приемов мультипликации, мозаичности, коллажа. В результате получилось бесконечное мелькание пестрого лоскутного панно, составленного из эпизодов разных репродукций Н.К. Рериха.
В демонстрационный зал зрители попадали, проходя сквозь полосы-жалюзи «разрезанной» репродукции Н.К. Рериха «Сокровище гор» – сокровенной картины Мастера, посвященной тайнам Гималайской Обители. В своих статьях Н.К. Рерих упоминает сокровища, хранимые в недрах Гималаев, но это не драгоценные камни и металлы. Древний Восток знает и бережет иные сокровища – духовные. И что из этого величия Знания и Красоты сотворили?! Соотносится ли подобное с культурой музейного экспонирования и профессиональной этикой?! Не радость видеть, во что превращается культура, когда профанация возводится в ранг созидания, когда пошлость преподносится как оригинальное, уникальное явление, когда желание соответствовать низким потребностям оправдывается современными тенденциями.
Несомненно, организаторы мультимедийной выставки в Брюсселе были озабочены не столько ее содержанием, сколько стремлением поразить воображение зрителя. Познавательный аспект получившейся инсталляции сведен до минимума – посетители были лишены возможности ознакомиться с миротворческими идеями Пакта Рериха, с культурным наследием семьи наших соотечественников. Ни одну картину художника посетитель выставки не увидел в ее целостности, художественной гармонии. Нельзя было насладиться общением с «живым» шедевром. Словно разгадывая кроссворд, зритель мог лишь предполагать, фрагмент какой картины промелькнул на экране. Не было возможности сосредоточиться на творениях Н.К. Рериха, а значит, оказалось недоступным глубокое восприятие художественного наследия великого Мастера.
Избранный ГМВ способ ознакомления с творчеством Н.К. Рериха исключает понимание его космичности, не позволяет ощутить всю притягательность картин художника-философа, насыщенных энергией мысли и высочайшей духовностью. Елена Ивановна Рерих писала, что «свет и красота души» [2] Николая Константиновича заключены в его картинах. Эта необычная энергетика воздействует на неравнодушного зрителя. Потому созерцание работ Н.К. Рериха – всегда большой духовный труд, а отнюдь не развлечение.
Николай Константинович считал, что в каждой выставке должен ощущаться «живой нерв Культуры», в каждом деле необходимо присутствие творящей энергии созидания, открывающей новые грани мира неведомого и прекрасного. В 1944 году в очерке «Борьба за Культуру» художник отмечал: «Когда выставка где-то далеко на стороне, никогда не знаете, как она показана и что при этом сказано. <…> Размещение выставки есть уже ключ к успеху. Самые лучшие вещи можно убить их нелепым расположением» [3].
Однако куратор выставки в Брюсселе Т. Мкртычев придерживается иной точки зрения. Он определил мультимедийный проект ГМВ как «уникальное явление в отечественной культуре» [1]. Но, в чем уникальность прошедшей выставки? В технических «новшествах»? Но они хорошо знакомы и широко применяемы в современных проектах. В изготовлении банального жалюзи из шедевра мирового искусства? Однако и это, к сожалению, сегодня распространенное явление. Восхищение Т. Мкртычева выставочным «попурри на тему…», по меньшей мере, не понятно.
Демонстрация произведений мастеров мирового значения в стиле развлекательного шоу говорит об утрате утонченного понимания культуры и культурного наследия. Сегодня много пишут о массовой культуре и ее роли в формировании общества потребителей. Культура быта, развлечений и информации, к которой относится и «уникальное явление», продемонстрированное ГМВ в Брюсселе, формирует и удовлетворяет невысокие запросы публики, усредненный вкус. Используемые массовой культурой механизмы манипуляции общественным сознанием направлены на разнообразие эмоционально бедного существования и получение психической разрядки. К сожалению, часть молодежи именно через массовую культуру получает представления о «достойном» образе жизни, формирует свои идеалы и отношение к явлениям культуры и ее деятелям. Все это наносит непоправимый вред будущему человечества. Елена Ивановна Рерих писала: «Нельзя продолжать воспитывать новые поколения на суррогатах культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться прочными устоями, и потому разрушение и самоистребление неминуемы» [4].
Настораживает тот факт, что именно ГМВ, который десятки лет неустанно стремится завладеть наследием Рерихов, принадлежащим Международному Центру Рерихов (МЦР), а также его общественным Музеем, сегодня открыто, активно, «без ложной скромности» позиционирует себя в качестве образчика профессионализма во всем, что связано с творчеством семьи Рерихов. Однако мультимедийный проект ГМВ, а также интервью Т. Мкртычева «Российской газете» от 27 января 2016 года ярко продемонстрировали и степень «понимания» уникальности наследия Рерихов, и отношение к нему ГМВ, и «новый подход к представлению» коллекции выдающегося художника [5]. Восхваляя мультимедийную выставку ГМВ в Брюсселе, Т. Мкртычев в своем интервью разъяснил, что «анимированные картины Николая Константиновича» помогают «рассказать о его творчестве и показывают, как Николай Константинович понимал «Державу Света»» [5]. Но можно ли по обрывкам произведений воспроизвести Целое, а тем более понять «Державу Света» Н.К. Рериха?!
Мультимедийная выставка ГМВ и интервью Т. Мкртычева всколыхнули общественность России. И не удивительно. Выступая с проектами за рубежом нельзя забывать о большой ответственности, поскольку происходит представление нашей страны на международном уровне. Грустно, когда Россию, которую воспринимают в мире, прежде всего, как духовную державу с богатыми культурными традициями, позиционируют как пространство «достижений» массовой культуры. Сегодня широко звучат миротворческие идеи Н.К. Рериха на всех континентах, благодаря международному проекту МЦР «Пакт Рериха. История и современность» и каждое умаление имени и творчества нашего соотечественника наносит ущерб престижу России.
В этих условиях общественность не зря задается вопросом: можно ли возлагать ответственность за наследие Рерихов на Государственный музей Востока? Однако Министерство культуры РФ в вопросе сохранения уникального наследия опирается именно на ГМВ и всецело поддерживает его, что говорит об общности взглядов на понимание культуры как индустрии развлекательного досуга и потребительском, поверхностном отношении к наследию Рерихов.
Современная практика показывает, там, где вопросы этики, культуры не ставятся во главу угла, там суть любого дела искажается, профанируются творения великих созидателей и недопустимое становится возможным. При таком подходе будущее культурного наследия России в большой опасности!
Н.К. Рерих воспринимал культуру, прежде всего, как красоту, знание, просвещенность, любовь ко всему возвышенному и прекрасному, включая в ее содержание все то, что входит в понятие «почитание Света». Его творчество заслуживает глубокого уважения и понимания, заботы и высокого уровня соответствия дел и проектов гениальным творениям Мастера.
Но многие ли сегодня из тех, кто стремится владеть наследием Рерихов, понимают это?!
Л. Воронова, Е. Рудакова, О. Калинкина
Литература.
1. [Электронный ресурс] YouTube // Режим доступа:
2. https://www.youtube.com/watch?v=7aHP-3c—iw
3. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 59.
4. Рерих Н.К. Борьба за Культуру // Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2003. С. 191.
5. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 297.
6. Васильева Ж. После Рерихов. О встрече двух музеев на территории одной усадьбы Лопухиных // Российская газета. № 6883 (15). 2016. 27 января.
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".