26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Рассеивая ложь, служим свету (продолжение)


Главное, самому себе не лгите.
(Ф. М. Достоевский)

 

«Ложь перед самим собою — это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью», — писал Леонид Андреев.

Чаще всего мы лжем, стараясь скрыть собственные промахи и тем самым избежать ненужных ссор с близкими и конфликтов с коллегами. 41% лжи уходит на это "заглаживание вины". В 14 % случаев лжи мы скрываем от ближних наши привычки и поступки, которые им не понравятся.  В 8% случаев мы плутуем, приукрашивая себя, и надеемся, что такими нас точно полюбят. Еще в 6% привираем, чтобы оправдать нашу лень.;

Но из всех причин, толкающих человека на ложь, на первое место я бы поставила несовершенство человеческой души. Проблема лжи вследствие душевного несовершенства в той или иной степени всегда присутствует при любой причине лжи. И чем несовершеннее человек, тем чаще он лжет.;

Человек стремится ввести в заблуждение общество относительно собственной личности, приписывая себе те качества, которыми он на самом деле не обладает. Человек придумывает сам себя, и сам же становится главным положительным героем фильма о своей жизни, режиссируемого им всю эту жизнь. Постоянный самообман становится одним из средств душевной терапии. Чем реже мы вспоминаем свои неприглядные поступки, чем удачнее скрываем неблаговидные мысли, тем лучше у нас на душе. Мы хотели бы, как Дориан Грей, неизменно удивлять окружающих своей красотой и чистотой помыслов. Темные же стороны души мы старательно прячем от посторонних глаз. [13];

Мы ведём себя так, как принято, часто не соглашаясь в душе с тем, что делаем, но высказываем убеждения окружающих, выдавая их за свои. И всё для того, чтобы получить поддержку, заслужить одобрение и поощрение или избежать наказания. Надежда избежать наказания или хотя бы смягчить его движет преступником, когда он «раскаивается», произнося лживые слова сожаления о совершённых деяниях. Какие красивые легенды, россказни, байки, фантазии сочиняются с единственной целью – уйти от ответственности!

 

А как вызвать к себе жалость и сочувствие без обмана? Приходится прикидываться жалким и несчастным, петь лазаря, лить крокодиловы слёзы, плакаться в жилетку, пускать пыль в глаза.
Ложь часто оказывается наиболее доступным средством завладения вниманием окружающих. И человек испытывающий потребность всегда находиться в центре внимания с легкостью к ней прибегает.

 

Случается, что человек не имея полной информации о каком-либо событии, пытается понять происходящее по своему разумению. В ход идут всевозможные домыслы, подключается фантазия. И вот уже в мыслях сложилась «истинная» картина события. И эта картина вполне достоверна в глазах сотворившего ее, но на самом деле далека от действительности. Сколько конфликтов возникает на этой почве! Разрушаются отношения между людьми, семьи, дружба, теряются ценные сотрудники. Ревность - гаситель любви вырастает, как правило, на таком же ложном основании. Исходя из собственных умозаключений, поверив в них, ревнивец уже не в состоянии воспринять правду, поверить фактам и любимому человеку.

Часто нечто подобное происходит и тогда, когда человек стремиться обмануть других для достижения своих целей. Он слегка изменяет истину, добавляет к ней собственные домыслы и вымыслы и… начинает сам верить в собственные измышления. Подобного лжеца бывает очень трудно убедить в его неправоте.

Когда ложь входит в привычку, она может стать патологической. Патологическая ложь (она же псевдология) – это склонность человека к рассказам о вымышленных событиях, несуществующих друзьях, постоянная потребность в обмане. Чаще всего патологическая ложь является способом привлечения к себе внимания у людей с крайне низкой самооценкой. Патологические лгуны отличаются тем, что достаточно быстро начинают сами верить в собственные выдумки. Не так давно ученые из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) доказали, что в мозгу патологических врунов количество серого вещества меньше, чем того требует норма.
«Человек должен, прежде всего, перестать лгать перед собой и перед Богом, перестать закрываться от истины, которая может причинить страдание, которая не льстит человеку, а иногда и прямо ему угрожает. Любовь к правде есть основная добродетель и мир более всего в ней нуждается. Мир настолько изолгался, что потерял критерий истины». [14]

Для того чтобы стать достойным человеком, нужно очень много работать над собой, совершенствоваться. Но есть и другой путь: можно солгать другим и самому себе в отношении собственных способностей и возможностей. И тогда амбициозный, самолюбивый и завистливый человек начнет преувеличивать собственную значимость и принижать заслуги других

Ложь подобна ржавчине, которая разъедает личность. И о совершенствовании личности мы можем говорить только тогда, когда человек не просто перестал лгать, а избавился от причины, породившей лживость. [15]

Самая распространенная ложь перед самим собой, когда мы, пытаясь избавиться от своих недостатков, планируем сроки:  завтра, с понедельника, с какой-либо даты …

Это вдохновляет. Но время идет, и в назначенный срок, что-то не срабатывает. Но мы не особенно огорчаемся и просто переносим срок в соответствии с нашими представлениями на другое время. Все прекрасно. Все будет хорошо, мы все выполним потом… Подобный самообман не что иное, как потакание своим слабостям. Время идет, а мы все там же. И может так оказаться, что пока мы собирались, наш «поезд» уже ушел.

 

Правдой жить – ничего не нажить

 

Чтобы удовлетворить свои потребности, человеку нужны определённые ресурсы – материальные, денежные, энергетические, информационные, профессиональные, интеллектуальные, различные социальные связи. Обман также является своего рода ресурсом, который как способ удовлетворения потребностей часто значительно выгоднее, экономичнее, «рациональнее», чем все остальные, если, конечно, совесть не беспокоит. Более того, люди вынуждены использовать обман ещё и потому, что он очень часто является единственным способом удовлетворить свои потребности и оградить себя от опасностей жизни. Обман экономичнее потому, что ввести человека в заблуждение, создать ложную картину мира в голове другого значительно легче, чем изменить саму действительность. Чтобы заработать, нужно поработать, а с помощью обмана все принесут на «блюдечке с голубой каёмочкой», да ещё поблагодарят при этом. Ведь обманутый человек отдаёт сам, считая, что действует в собственных интересах, а на самом деле – в интересах обманщика в ущерб себе.
Обман соответствует принципам любой экономической формации, как на уровне личности, так и на уровне государства. Отнимите обман у политиков, чиновников, теологов, коммерсантов, и они ни дня не продержатся в своих креслах. Для властных структур и политиков, преследующих и объясняющих непопулярные для народа цели, скрывающих факты, подрывающие их авторитет, особенно необходимо уметь не просто лгать, а делать это утончённо, вежливо, культурно и убедительно. А как обойтись без обмана кандидатам в депутаты всевозможных дум?
У русского народа много пословиц, подтверждающих, что ложь — часть повседневной жизни народа, дело обыденное. Из пословиц следует, что ложь облегчает жизнь, помогает решить материальные проблемы и проблемы общения.
неправдою жить – не хочется, правдою жить – не можется;
• правду говорить – никому не угодить.

 

Сладкая ложь лучше горькой правды?

 

Многие считают ложь необходимой, воспринимают ее как благо.
Это отношение ко лжи запечатлено в пословицах и поговорках разных народов, в художественных произведениях. Она представляется в шикарном наряде с длинным шлейфом из слухов и сплетен. Помните высказывание Л.Н. Толстого: «Ложные понятия и вредные настроения можно узнать по тому блеску и торжественности, которыми они окружаются. Истина не нуждается во внешней обстановке».

Если мы обратимся к устойчивым выражениям со словами «правда» и «ложь», то увидим, что ложь — сладкая, приторная, усыпляющая, а правда — горькая, колючая, ее режут и рубят. Ложь не только красива, она еще и вкусна. Хотя, безусловно, вредна, как и многие вкусные вещи. «Ложь, лестную для тебя, выпиваешь залпом, а правду, если она горька, выпиваешь по каплям», — попробовав ложь на вкус, отметил Д. Дидро.

Сладкая ложь утешает нас в беде, спасительная — хранит от горших испытаний, ложь, сказанная "во имя", не дает провалиться сквозь землю от стыда.

На протяжении многих веков народ, пытаясь облегчить себе жизнь, пробовал «узаконить» отдельные проявления лжи.
Если сравнивать правду и ложь в различных ситуациях, с различных сторон и позиций, что лучше, а что хуже, то может оказаться, что:
лучше ложь, приносящая пользу, чем правда, приносящая вред;
• умная ложь лучше глупой правды;
• ложь, преследующая благую цель, лучше правды, ведущей к бедствию.
«Ложь, направленная к доброй цели, лучше правды, возбуждающей вражду
», — сообщает таджикская пословица.

У многих народов мы можем увидеть, что обман, хитрость, плутовство воспевается в народных сказках, поощряется и расценивается как положительное качество героя.

 

Горькая правда лучше сладкой лжи?

 

В то же время большинство пословиц осуждают ложь и лгунов. В них говорится, что ложь — это грех, за который потом спросится, лгать — стыдно. Лгунам приписывались и другие грехи. Считается, что если человек врет, то ему нет веры ни в чем. Такой человек может и украсть, и предать.

Человек трогает себя за ворот одежды

Ложь осуждается всеми религиями, как Запада, так и Востока, и поэтому считается большим грехом, за который человек должен нести кару.
Ненависть ко лжи, её негативную оценку мы находим в выразительности, образности и красочности эпитетов языка, отражающих всю гамму отношения человека к ней. Какое разнообразие! Какими только эпитетами ни характеризуется ложь!  Бездушная, беззастенчивая, беспардонная, бессовестная, бесстыдная, возмутительная, гнусная, грубая, грязная, дерзкая, замаскированная, злая, изменническая, изощрённая, махровая, мелкая, наглая, нахальная, низкая, низкопробная, ничтожная, оголтелая, отчаянная, подлая, постыдная, предательская, унизительная, утончённая, хитрая, хитроумная, хитросплетенная, ядовитая.

И в то же время никто не любит правдолюбца, раздирающего чужие раны. В любом коллективе у такого человека складывается репутация "склочника". Умение ладить с другими людьми кажется людям более важной ценностью, чем честность, заставляющая ее обладателя безоглядно идти вперед, не давая никому спуска.

Даже если человек настроен к другому крайне отрицательно, для успешного взаимодействия с ним он должен притворяться и лицемерить, демонстрируя расположение к нему, то есть казаться учтивым, внимательным, отзывчивым, проявлять уважение и доброжелательность.
На первом месте здесь стоит вежливость, проявляющаяся в речевом этикете,жестах и мимике. Она считается полезной и Один из жестов выдающих говорящего неправдунеобходимой, даже если отсутствует доброжелательное отношение и уважение между людьми, поскольку помогает решать задачи, которые без общения решить невозможно. Правила вежливости предписывают человеку,  получающему подарок сделать вид (даже если подарок и не нравится), что он в восторге от него. Этот обман считается необходимым, чтобы не обидеть человека дарящего. В конце концов, «дарёному коню в зубы не смотрят». Лучше малый обман, доставивший радость, чем большие огорчения, а может быть, и обида того, кто долго думал, хлопотал, тратился, чтобы вам доставить радость. Что лучше -  притворство и лицемерие или искреннее хамство? Блез Паскаль так говорил о необходимости условностей:
«…если человеку хочется расположить нас к себе, он не станет оказывать услугу, нам неприятную, и будет обходиться с нами так, как мы сами того желаем: скроет от нас правду, ибо мы её ненавидим; начнёт льстить, ибо мы жаждем лести; обманет, ибо мы любим обман. Вот и получается, что с каждым шагом по пути мирского успеха мы на тот же шаг отдаляемся от правды, так как чем полезнее людям наше расположение и опаснее неприязнь, тем больше они страшатся нас задеть… Наша жизнь – нескончаемая иллюзия: мы только и делаем, что лжём и льстим друг другу. В глаза нам говорят совсем не то, что за глаза. Людские отношения зиждутся на взаимном обмане… Итак, человек – это сплошное притворство, ложь, лицемерие не только перед другими, но и перед собой. Он не желает слышать правду о себе, избегает говорить её другим. И эти наклонности, противные разуму и справедливости, глубоко укоренились в его сердце».;

Надо признать, что поборники правды далеко не всегда руководствуются добрыми целями. Часто точные факты, неопровержимая информация используется в качестве оружия против недругов, конкурентов, а то и просто из низменных побуждений – зависти, недоброжелательства, злорадства. В таких случаях горестную правду сообщают с плохо прикрытой радостью, широко пропагандируют, повторяют. Подобная активность идет вразрез с элементарными нормами нравственности, выглядит аморально.;

Наиболее яркими противниками всяких условностей были в России в конце ХIХ века нигилисты. Нигилизм объявил войну так называемой условной лжи культурной жизни. Его отличительной чертой была абсолютная искренность. Нигилизм боролся против суеверий, предрассудков, привычек и обычаев. Нигилизм признавал только один авторитет – разум, и восставал против всякого рода софизма, как бы последний ни был замаскирован.;

Такое пренебрежение к условностям не редкость и в современном обществе. Крайним случаем искреннего пренебрежения к правилам общежития является поведение циника, который демонстративно выражает своё пренебрежение и презрение к моральным ценностям общества. Оно выражается в подобающих этому словах и выражениях и воспринимается обществом как надругательство и пренебрежение к личности. Циник честен, он не скрывает своих взглядов, но его честность не основана на уважении к другим, а является способом унизить их и возвысить себя над обществом, выразить протест и презрение моральному лицемерию и фарисейству, царящим в обществе. Циник искренен, но эта искренность является защитой той опустошённости души, которая характерна для людей, не нашедших своего места в обществе. [16];

А может быть суть не в том говорить правду или нет, а в том как говорить правду? И если применять в жизни канон «Господом Твоим» или заповедь Иисуса Христа «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7,12),  то вопрос лгать или говорить правду отпадет сам по себе?

 

Добродетельный обман

 

Нередко человек лжет из желания сделать другому добро, успокоить, внушить надежду, поддержать советом и добрым словом, проявить сочувствие, оградить человека от информации, могущей отрицательно повлиять на него,.
В этической литературе на протяжении столетий обсуждается тема «ложь во спасение», или «добродетельный обман». Подобный обман считается допустимым, простительным. Это вроде и не обман вовсе, а вполне благое дело.
Ложь во спасение часто применяется при постановке диагноза. Понятно, что такая  используется в основном при  работе со слабыми, мнительными пациентами.

Не все люди готовы узнать правду о своей болезни. Известно немало случаев, когда скажут больному, что он через месяц умрет, он и через месяц умирает. А скажут: ты здоров, иди и живи, как живется, - так он, искренне поверив медикам, через полгода будет абсолютно здоров. В XIX веке врачи нередко использовали другой метод: вместо бытового названия болезни сообщали пациенту ее латинское наименование: «У вас не чахотка, милочка, а всего-навсего Tuberculosis».

Но бывает и так, что больной догадывается о лжи, или просто не доверяет врачу, зная о таких методах. Тогда получается еще больший вред, так как мнительный пациент начинает самостоятельно переосмысливать известные ему сведения о состоянии его здоровья и часто домысливать в худшую сторону. В этом случае начинает действовать самовнушение.

К добродетельному обману можно отнести и ситуации, когда люди шли на обман ради правого дела. Например, разведчики или случаи, когда женщина переодевалась в мужское платье, чтобы защитить Отчизну (это считалось большим грехом).

Люди также часто обманывают, чтобы защитить собственные ценности от людской зависти и посягательства на них злоумышленников: воров, мошенников, вымогателей, бандитов. Обманывают, чтобы сохранить личную и семейную тайны от посягательств людей, которые могут использовать их против интересов личности.
Критерием добродетельности, для всех случав такого рода, является соблюдение основных норм нравственности и справедливости, их моральная приемлемость в рамках данного сообщества. Здесь имеется в виду широкий набор дипломатических приемов, умолчаний, уклончивых ответов. Отсюда и различная степень откровенности с родными людьми, определяемая по собственному усмотрению. Отсюда же и нередкое использование анонимности или псевдонима. Ярким примером этого служит памфлет Б.Паскаля «Письма к провинциалу». Во времена расцвета инквизиции поставить свою подпись под произведением, изобличающем и высмеивающем иезуитов было бы равнозначно самоубийству.

Умение хранить тайну, то, что доверено другими только тебе, умение не разглашать свои сокровенные мысли и чувства является необходимым качеством подлинной личности. Оберегать Сокровенное от невежественных и корыстолюбивых лиц долг каждого последователя Светлого Учения. Умение говорить по сознанию, только то, что собеседник может вместить, очень образно выражено словами: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" [17]

Умолчание о том, что собеседник не в состоянии понять, что он способен использовать во зло является ли это ложью в общепринятом смысле? Будет ли ложью изложение труднодоступных для восприятия понятий в виде символов, мифов?

Нередко результат добродетельного обмана оценивается с точки зрения интереса, пользы, достижения цели. Но эти характеристики могут соответствовать и низшим побуждениям и идти вразрез с высшими ценностями. Исторический пример – девиз иезуитов - « Цель оправдывает средства».
Невозможно перечислить все  варианты, когда польза от добродетельного обмана противоречит высшим ценностям или же не согласуется с ними в тех или иных отношениях. К примеру, казалось бы, безобидный вид лжи – шутка. Но шутка может оказаться и злой, и обидной, и грубой и даже превратиться в уголовно-наказуемое деяние (телефонный терроризм).

Человек не может полностью предвидеть результаты своего обмана, так как они выявятся лишь в будущем, а он действует сейчас. Нередки случаи, когда добродетельный обман в результате приносит одновременно добро и зло, в одном отношении – пользу, в другом – вред, и главное, трудно или невозможно определить, чего же больше.

При обсуждении добродетельного обмана принято ссылаться на Платона. Он различал «подлинную ложь», и «словесную ложь». Первая из них есть зло, и она не может считаться полезной ни под каким видом, так как «вводить свою душу в обман относительно действительности, оставлять ее в заблуждении и самому быть невежественным и проникнутым ложью – это ни для кого не приемлемо: здесь всем крайне ненавистна ложь». Подлинная ложь – «это укоренившееся в душе невежество, свойственное человеку, введенному в заблуждение. А словесная – это уже воспроизведение душевного состояния, последующее его отображение и это- то уже не будет беспримесной ложью в чистом виде» [18]

По Платону, ложь для человека бывает полезной «в виде лечебного средства». Поэтому «Такое средство надо предоставить врачам, а несведущие люди не должны к нему прикасаться». «Уж кому-кому, а правителям государства надлежит применять ложь, как против неприятеля, так и ради своих граждан – для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать. Если частное лицо станет лгать подобным правителям, мы будем считать это таким же – и даже худшим – проступком, чем ложь больного врачу» [19]

С этим утверждением Платона, как показывают сегодняшние реалии трудно согласиться. В этическом отношении обман со стороны государственных деятелей и государственных органов не может получить оправдания. Остается одно - польза государства. Но и здесь дело обстоит весьма сложно, так как нужно иметь четкое критерии для определения того, что является действительно полезным для государства и во имя чего допустимо обманывать отдельных граждан, коллективы, социальные группы, народ в целом. Исторический опыт показывает, что различные формы намеренной дезинформации со стороны государственных и партийных органов, руководящих деятелей страны далеко не всегда могут быть оправданы с точки зрения интересов государства, страны, народа. Бюрократическая система не раз успешно выдавала свои интересы за народные. До сих пор встречаются факты, когда под видом защиты государственных интересов пытаются лгать народу и выгораживать высокопоставленных преступников.

 

Непоправимый вред лжи

 

«Ложь несёт душе и телу бесконечные мучения».
Шота Руставели

 

Вы боитесь говорить правду и обычную ложь прикрываете высокими словами; вы называете ее "святой ложью", "ложью во спасение", "деловой необходимостью", "соблюдением приличий", но Я скажу - это просто ложь. Один-единственный микроб - крошечная клетка - может повалить гиганта. Знайте, что порожденная вами ложь будет расти и без помех проникать в сердца других, которые тоже могут страдать; они постоянно борются с силами тьмы, демонами страха и отчаяния, малодушия и ненависти и могли бы победить, если бы вирус мерзости, разложения и порока, выпущенный вами на волю, не опустошил их сердца. Подумайте, может ли правда, какой бы горькой она ни была, принести столько несчастья, сколько приносит самая сладкая ложь, всегда полная зла? Ложь, нашептанная Еве змием, наполнила мир невыразимым страданием. Только правда может спасти мир, и каждое сознательное уклонение от нее увеличивает горе и отдаляет день освобождения, но каждое слово правды облегчает бремя страданий и приближают этот день». [20]
«Не говори ничего ложного, ненужного или осуждающего ближнего твоего, дабы не привести тем самым в действие обратные силы созидательного звука и слова, ибо Высший Закон направит эти силы на тебя с удвоенной мощью»
.[21]
«
Лицемеры, лукавцы размножаются, ибо не имеют представления о Надземном. Они не понимают, что во лжи они обманывают, прежде всего, самих себя. Нужно обратиться к физиологии, чтобы так называемая добродетель основалась на устоях научных». Н. 698

Любая ложь сопровождается физиологическими изменениями:
- изменение (при отсутствии физической нагрузки) частоты пульса, а также изменение ритма пульсовых сокращений;
- изменение кровяного давления (по гипертоническому или гипотоническому
типу);
- изменения в ритме дыхания (особенно резкое сокращение фазы выдоха и
искажение обычного дыхательного цикла);
- выраженные изменения в кожно-гальванической реакции (КГР), появление
обильного потоотделения без температурных и физических нагрузок;
- изменения в электрокардиограмме (ЭКГ);
- работа желудка и кишечника замедляется, перистальтика кишечника повышается, повышается диурез;
-  во рту пересыхает, изменяется частота сглатывания;
- происходят различные изменения в элементах крови, мочи, слюны;
- зрачки расширяются;
- периферические кровеносные сосуды сужаются (пальцы рук и ног, икры и предплечья). Уменьшение кровотока к этим областям приводит также к понижению температуры кожи.

Изменения вегетативной нервной системы зависят от силы эмоции, а не от ее характера. Муки совести,  чувство вины, боязнь разоблачения могут быть различной интенсивности.

Когда-то в Китае и в Индии подозреваемому во лжи предлагали пожевать, а затем выплюнуть рисовую муку. Если он делал это без труда, то считался честным человеком. Сухость во рту означало волнение, а стало быть – ложь.
Бедуины Аравии с той же целью заставляли лизнуть железо: если во рту была слюна, то ожога не случалось.

Последние исследования показали, что обман воздействует и на мозг.
Группа исследователей из Медицинской школы Пенсильванского университета сделала открытие: ложь требует повышенной активности некоторых областей головного мозга. Когда же человек говорит правду, его мозг работает в спокойном режиме. Российские ученые Института мозга человека РАН также приводили исследования с целью узнать, что происходит в мозге, когда человек говорит ложь или правду. Выяснилось, что при ложном ответе по сравнению с правдивым электроэнцефалограмма резко уходила вниз. Нейрофизиологи объясняют это тем, что в момент лжи в работу мозга вовлечено сравнительно большое количество исполнительных систем, так как ему приходится не только придумывать ложь, но еще и подавлять правдивый ответ. Этот феномен получил название "негативность, связанная с ошибкой" или "детектор ошибок". Сканирование показало, что когда человек говорит неправду, у него активируется в два раза больше мозговых отделов, чем при правдивых словах. Итак, чтобы солгать, нашему мозгу сначала нужно "подавить в себе" стремление к правде.[22]
В психологии и психотерапии ложь рассматривается большинством авторов как показатель того или иного психического расстройства.
«Ложь развращает того, кто ею пользуется, гораздо раньше, чем губит того, против кого она направлена» сказал Ромен Роллан
А живая этика предупреждает: «Можно наблюдать какое разложение вносится мнимыми понятиями, получается массовая ложь. Люди в основание жизни полагают ложь, и не может эволюция развиваться на почве лжи. <…>  Не легко смыть такую ложь. Она продолжается и в тонком мире. Пусть люди подумают имеют ли они право загрязнять и тонкие миры? <…>
Невозможно усвоить, что люди не стремятся к действительности. Они любят ложь, которая прикрывает язвы разложения. Люди не желают понять, что ложь, ими созданная, остается с ними». Н.295
«Человек обманывает и себя и других, тем он творит яды смертоносные». Н. 492
«…если мысль и слово живут в пространстве и на безмерных расстояниях излучают вибрации, то сколько мрачных, лживых измышлений появляются и отравляют планету!» Н. 942
«Пусть люди приучаются изгонять из жизни множество мелкой лжи и научатся применять к жизни правду. Ничто так не разрушительно, как сознательное, вредоносное извращение действительности; оно нарушает ритм космоса.
Также и Надземный Мир страдает от человеческих измышлений. Но и сами лжецы повстречают свои ядовитые посылки. Они поймут, как неизлечимо они заражали пространство». И..332

 

 

Возвышающий обман

 

 

«Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…» А.С.Пушкин.

 

Существует особый вид обмана, который не умещается в общепринятые понятия и уже рассмотренные в этой статье виды лжи. Он стоит особняком и возвышается большим знаком вопроса. Может ли быть обман возвышающим? А если может, то обман ли это?

Андрей Кончаловский считет, что: «Человеку свойственно иметь идеал. Как правило, идеал – это то, чего у нас нет. Как только желаемое достигнуто, оно уже не идеал. Человеку хочется не просто иметь идеал, но и внутренне ему соответствовать. <…>
…возвышающий обман может принимать облик искренних слез благодарности в ответ на наглый подхалимаж, на бесцеремонную лесть. Когда матери хвалят ее ребенка, это часто ложь, но мать всегда готова верить! Это обезоруживает. Людям хочется казаться лучше, чем они есть на самом деле.
Влюбленность – тоже обман. Или самообман. Мы влюблены до тех пор, пока обманываем себя, идеализируем объект наших чувств. А идеализация – это исключение негативных черт, то есть возвышающий обман. Влюбившись в женщину, мы видим ее идеальной, а потом, когда любовь проходит, не только уродкой, но монстром, чудищем, что, разумеется, неправда. Это тоже иллюзия.
Любовь, конечно, не тождественна влюбленности. Можно любить человека и со всеми его недостатками, можно даже недостатки воспринимать как достоинства.
<…> Самый возвышающий из всех возвышающих обманов – искусство.
В общении с искусством человек хочет обрести надежду. Искусство без надежды не привлекает его. Не говорю о трагедии; надежда, которую дает она, не в обретенном героями счастье, а в утверждении силы человеческого духа, готовности на смерть во имя истины. К надежде трагедия ведет через катарсис. Но большинство зрителей предпочтет площадную комедию высокой трагедии: ее путь к надежде гораздо более прост, очевиден и всем понятен. Человек как бы возвышается духом без затраты духовных усилий.
Ну, конечно же, кино тоже обман. Великий обман. Эйзенштейн, как рассказывают, любил начинать свои лекции с того, что кино – обман по своей природе. <…>

Дело художника: как обмануть зрителя, чтобы сыгранные чувства они приняли за подлинные, поверили в правду мира, рожденного авторским воображением.
<…> Художнику свойствен некий идеал, а идеал – это уже само по себе вещь нереальная. <…> Предпочтительнее заблуждение, если оно дает внутреннюю опору, становится путеводной звездой, компасом. Не важно, придем ли мы к цели; главное – не сбиться с пути.

Идеалы и есть возвышающий обман. Любые идеалы. В силу уже одного того, что они идеалы. Но они обман, ибо реальны лишь в абстрактных координатах. В платоновском мире «чистых идей».
<…> Возвышающий обман необходим, ибо без него не было бы сил жить. Но фокус в том, что обман имеет шанс стать истиной.
Человечество движется от одной иллюзии к другой. Что, как не возвышающий обман, идея «свободы, равенства, братства»? Все надежды на построение справедливого общества – социализма, коммунизма, «царства солнца» – основаны на этой иллюзии.

Как трактовать слово «возвышающий»? Нас идеализирующий. Делающий нас лучше. Дающий некую перспективу, направление движения. Движение, если говорить о развитии, не горизонтально. Оно происходит вверх – по спирали или как-то иначе, но вверх. Мир становится сложнее, мы становимся сложнее.
Художнику необходима перспектива. Свое произведение он творит согласно некому представлению об идеале, в сколь бы различных обликах тот ни выступал. Даже само разрушение форм может выступать в качестве идеала. Творчество есть попытка запечатлеть увиденное, услышанное, прочувствованное – то, что представилось в момент наития». [23]

Возможно, А. Кончаловский не во всем прав. Но с утверждением о необходимости фантазии и воображения для творчества нельзя не согласиться. Фантазия, воображение присущи любому виду творчества. Фантазия (греч. phantasia — психический образ, плод воображения) — воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов. Живая этика говорит:
«Никакая работа не может быть возвышена без воображения. Обратите внимание на хорошее слово — воображение. Оно не вымысел, не уловка лукавая, но нахождение высших образов, реализация высоких понятий. Воображение всегда реально и правдиво. Невозможно представить, где живет эта правда, но она существует. Не думайте, что истинное воображение возможно во зле, нужно доброе устремление. Каждое зло сложит искаженные образы. Калейдоскоп нуждается в гармоническом движении, так и в созерцании высоких образов требуется открытое сердце». Н.491

А сказки, мифы, легенды,   сказания, эпосы - разве в них не заложена в виде символов и иносказаний глубокая мудрость, возвышающая читателя?

 

Распознавание лжи

 

Для того, чтобы распознать ложь необходимо развивать чувствознание. Только чуткое сердце может подсказать, где истина, а где искусно замаскированная ложь.«Правда в сердце, знание в сердце, прозрение в сердце». Н.689

Американские ученые доказали, что некоторые люди действительно обладают интуитивной способностью чувствовать любую ложь. Правда, число таких "детекторов лжи" крайне мало. Только 30 человек из 13 тысяч обследованных резко "вырвались вперед" - им удалось правильно распознать более 90 процентов лжи. Правда, при этом никто из них так и не смог объяснить, каким образом они различали правду и ложь - объяснения ограничивались утверждениями типа "мне показалось, что что-то в нем не так" или "я просто почувствовал, что он врет".

В настоящее время психологи разработали множество способов, методов, тестов для распознавания лжи. Ученые изобрели различные «детекторы лжи». Но до сих пор, ни один из них не может с достоверностью на 100%  выполнить поставленную задачу. Это объясняется тем, что практически любая реакция человека может интерпретироваться по-разному в зависимости от того, является ли она естественным проявлением индивидуального стиля общения или же эта реакция вызвана иными причинами, в том числе желанием скрыть истинное отношение к обсуждаемому вопросу.
Однако психологи утверждают, что лжеца, как бы он не старался скрыть свою ложь, можно распознать, потому что его выдает несогласованность между микросигналами подсознания в мимике, жестах, осанке и тем, что он говорит. Подсознание всегда честно и искренне. Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика с головой.

Существует целая серия ложных («актерских») движений, призванных продемонстрировать эмоции, которые человек на самом деле не испытывает. Притворные движения начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. То есть, человек сначала делает соответствующее движение, а потом уже изображает нужную эмоцию на лице. В случае истинных эмоций мимика и движение конечностей протекают синхронно.

Очень выразительны позы, фиксирующие только положение тела. Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, которые психологи называют однозначными. В таких случаях тело, как правило, держится прямо, без особых изгибов. Оно может быть описано прямой линией, соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойные сигналы, и линия, повторяющая его контур, становится ломаной.

По наклону голову также можно определить, правду говорит человек или лжёт.Когда он ведёт честный разговор – голова обычно наклонена вправо или влево.

Но как только начинает давать ложную информацию – посадка головы становится прямой, напряженной.
Жесты, выдающие неискренность, в значительной степени связаны с левой рукой.

Потирание века пальцем

Это объясняется тем, что правая рука как более развитая у большинства людей больше управляется сознанием и делает так, «как надо». Левая же менее развита и управляется правым полушарием мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Левая рука чаще делает то, что хочет подсознание, тем самым выдавая тайные помыслы человека. Если собеседник жестикулирует левой рукой, то это должно насторожить вас: весьма вероятно, что он обманывает или занимает недружественную позицию.

 

Существуют и другие признаки лжи:

 

- Когда человек врет, его жестикуляция становится неестественной, иногда даже суетливой. Он может теребить края одежды, стряхивать с неё пыль, снимать соринки (реальные или мнимые), перебирать пальцами, потирать руки, поправлять волосы.
- В случае обмана лжец может нервно щелкать пальцами, колотить ногой об пол,   нервно подёргивать ногой или совершать любые другие ритмичные движения.
- Жесты лгуна неуверенны и ограничены.
- Человек, который лжет, избегает зрительного контакта.
- Лжец постоянно трогает свои лицо, шею, рот и т.д. при этом он редко прикасается к груди со стороны сердца.
- экспериментально подтверждено, что лгуны часто подносят руку к лицу. К примеру, медсестры, лгущие пациентам о состоянии их здоровья, гораздо чаще подносили руку к лицу, чем их коллеги, которые говорили правду;
- Прикрывание рта ладонью, пальцами или кулаком, а также покашливание с прикрытием рта также обнаружены в арсенале лжецов. В случаях, когда подобный жест связан с оценочными позициями, сомкнутая ладонь лежит на щеке, а указательный палец часто показывает наверх. Если такой жест используется собеседником в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот в тот момент, когда говорите вы, а он слушает — это значит, - он думает, что вы лжете.
- Прикосновение к своему носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или в одном быстром, почти незаметном прикосновении к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать.
- Мужчины, когда лгут склонны отводить глаза и потирать их, а женщины — легко касаться глаза и потирать область под глазом. Этот жест может сочетаться со стиснутыми зубами и фальшивой улыбкой;
- Ложь обычно вызывает зудящее ощущение в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые собеседники оттягивают воротничок, когда лгут или подозревают, что их обман раскрыт.
- Лжец чувствует себя некомфортно, находясь перед собеседником, он может отвернуться от вас в другую сторону или как бы спрятаться, уйти из вашего поля зрения (облокотиться на шкаф, при этом фактически спрятавшись за ним, развалиться на стуле или кресле, съехав с него под стол и т.п.). А также он может неосознано расположить между собой и вами посторонние объекты (книгу, чашку кофе, яблоко и т.д.)

При определении лживости собеседника по лицу, следует, как и в случае с руками, обратить особое внимание на левую половину лица. Известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая его стороны отражают эмоции Прикрывание рта, прикусывание ногтейпо разному. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой половине лица, то на этой стороне труднее скрыть чувства. При этом установлено, что положительные эмоции отражаются равномерно на обеих сторонах, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой.
Часто лжеца выдают брови: в какой-то момент одна бровь может поползти вверх.
Кривая усмешка одной половины рта – тоже может свидетельствовать о бесчестных намерениях вашего собеседника. В момент ложного сообщения по лицу может «пробегать тень». Видеосъемка позволяет зафиксировать при этом кратковременное напряжение в выражении лица, длящееся доли секунды.
Помните, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Не случайно же говорят: «Да я по глазам вижу, что он лжет
«Могут спросить — как отличить нововошедшего? Конечно, не по словам. Лучше примите старый способ Востока — по глазам, по походке и по голосу. Глаза неподдельны, походка и голос, конечно, могут скрыть истину при особом умении, но совокупность всей триады признаков безошибочна.
Неужели люди думают, что они могут скрыть наивно ложь лишь наглыми словами? Слова не стоят одного кивка головы. Полет выдает породу птиц. Хищник издалека являет себя. Клёкот орла не подобен соловьиной песне». О.190

Если искушенные лжецы в состоянии сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то никто не способен контролировать поведение своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное или сказанное.Когда человек испытывает радость, получает желаемое, зрачки его расширяются. Наоборот, при негативных эмоциях, когда человек чем-то недоволен, его зрачки сужаются. Есть также типичный шаблон движения глазных яблок, который психологи называют «детектором лжи»: в ответ на неудобный вопрос глаза быстро перемещаются по диагонали сначала вправо вверх, затем влево вниз. (У левшей шаблон зеркальный — влево вверх, вправо вниз.) В психологическом плане это соответствует такой последовательности: сначала человек представляет, конструирует то, чего на самом деле нет в действительности, а потом говорит только то, что этой выдумке соответствует, ничего лишнего. Такое движение глаз всегда свидетельствует о готовности соврать.
Многие ученые считают изменения голоса не менее надежными индикаторами, чем выражение лица. Человек из-за акустики черепа и других особенностей восприятия собственной речи слышит себя иначе, чем говорит на самом деле. Люди, пытающиеся солгать, стремятся контролировать свое поведение, в том числе и звучание голоса, но они не могут точно знать в этот момент, насколько им это удалось, так как осуществить полный контроль звучания собственного голоса достаточно трудно.
Вот наиболее характерные признаки неискренности, в том числе волнения, проявляющиеся в голосе и речи при передаче ложной информации:
- непроизвольное изменение интонации; 
- изменение темпа речи; 
- изменение тембра голоса; 
- появление дрожи в голосе;
- появление пауз при ответах на вопросы, которые не должны были вызвать затруднения или слишком быстрые ответы на вопросы, которые должны были заставить задуматься;
- появление в речи выражений, нетипичных для данного человека в обычном общении или исчезновение типичных для него слов и оборотов;
- демонстративное подчеркивание (выделение) с помощью речевых средств (интонацией, паузами и др.) каких-либо фрагментов передаваемой информации, маскируя или искажая истинное отношение к ней.
- Уклонение от ответа на прямой вопрос, попытки создать впечатление, что этот вопрос не понят или «забыт».
- Лжец, как правило, отвечая на ваш вопрос, использует ваши же слова, отвечает вопросом на вопрос; повторяет вопросы вслух или просит  пояснить вопрос.
- Лжец, обычно дает ответ в сокращенной форме. Например: "Это не я!"- вместо - «Я этого не делал!"
- Лжец может добавлять лишние ненужные подробности, чтобы убедить вас. Настойчивое, неоднократное, навязчивое, повторение каких-либо утверждений (не обусловленное нейтральными причинами) также дает повод усомниться в правдивости. Восточная мудрость гласит: «Ты сказал мне в первый раз — и я поверил. Ты повторил — и я усомнился. Ты сказал в третий раз — и я понял, что ты лжешь».
- Речь лжеца может быть сильно искажена, в основном страдают синтаксис и грамматика. Когда человек сознательно лжёт у него часто, в построенных им фразах, присутствуют междометия, лишние слоги, слова…
- Смените тему разговора, и лжец с готовностью поддержит вас и успокоится. Виноватый человек обязательно захочет перевести беседу в другое русло, невиновный же захочет разобраться во всем до конца. Лжец будет увиливать от обсуждения определенных тем, вопросов (когда они затрагивают какие-либо неприятные для человека моменты). Например: "я не буду это обсуждать"; "не могу вспомнить"; "я этого не говорил"; " не вижу здесь никакой связи".
- Человек, который лжет, часто использует много юмора и сарказма в своей речи
- Стремится убедить в собственной искренности, чрезмерно подчеркивает свою честность, неизменно настаивая на том, что говорит только правду даже в тех случаях, когда никак не выражается недоверия к его словам".
- Совершает не к месту попытки вызвать симпатию, доверие, расположение, чувство жалости.
- Может использовать выражения, провоцирующие на грубость, указывающие на стремление вывести собеседника из равновесия.
- Правдивые люди обычно не скрывают и возникающие у них сомнения в объяснении некоторых фактов, что обычно не свойственно лжецу.
- Выдают лжеца и «проговорки» (оговорки) в ходе общения, т. е. невольное сообщение достоверной информации как следствие конфликтного соперничества в сознании человека правдивых и ложных вариантов объяснения или описания события.
«Приближается час, когда чуткие аппараты смогут запечатлевать точное содержание мысли. Люди, мыслящие во благо общее, будут рады такому исследованию, но все, живущие ненавистью, злобой, ложью, завистью, будут всячески препятствовать такому открытию». Н. 734

 

Отвернемся от тьмы

 

Именно в наше переходное время, время ярой борьбы Света и Тьмы проблема лжи особо актуальна

«Неслучайно во Дни Великие получаете весть о предательстве и лжи. Не безумно ли, что предательствуют те, кто является как бы стражами понимания высшего? Но закон тьмы неизменен и уловки лжи не перестанут пока не смягчится сердце человеческое. Если даже память о Великой Жертве может наполнить лишь ложью и предательством, то Великое Служение недоступно. Отвернемся от тьмы, даже травы умеют тянутся к Свету». М.О.1, 585
«Мир покрыт язвами человеческих пороков и порождений. Неисчислимы человеческие болезни духа, которые заражают планету. Одна из больших язв есть неправдивость. <…> Потому каждый изъян искажения утвердится явленным ударом в Щит. Именно, малодушие и самость есть братья искажения. Явление неправдивости входит в привычку, и самость являет свои губительные следствия. Потому, когда Мир рушится, нужно подумать о том, как уничтожить все искажения». М.О.3, 285
«Нужно мыслить о приближении очень необычных времен. Ни жестокость, ни разбой, ни предательство, ни ложь не помогут от огненных волн. Не столько стыд, сколько страдание понудит к поискам спасения». М.О..1, 508
«…истинный деятель должен проявиться в защиту Истины. Существует заблуждение, что Истина не нуждается в защите. В космическом смысле это так и есть, но в земном следует утверждать Истину, ибо иначе начнется пагубное искажение». Н.383

Мы знаем, что ложь это зло. Мы очень не любим, когда нам лгут, особенно близкие люди, но без раздумий лжем сами, порой даже не замечая этого. И прежде, чем искоренять этот порок в окружающем нас мире, следует обратить внимание на себя. В любом случае первый шаг по освобождению от накопившейся лжи  состоит в том, чтобы перестать обманывать самого себя.

В первую очередь должно появиться решительное твердое намерение избавиться от этого порока. Проанализируйте в каких случаях вы начинаете лгать. Если понаблюдать за собой несколько дней в различных ситуациях, то можно увидеть некоторые закономерности. Исследуйте причины лжи, посмотрите, какую выгоду вы получали, когда лгали. Но самое главное после своих наблюдений, честно и искренне ответить на вопрос: «Каких качеств мне недостает, чтобы говорить правду?» Ответ, который вы дадите на этот вопрос, и является ключом к развитию вашего характера, ваших личностных качеств.

Особенно важно помнить, что, как сказал Б. Паскаль, «мы познаем правду не только умом, но и сердцем». Умение слышать голос сердца убережет нас от обмана, как со стороны других, так и ото лжи самому себе.
«Умение слышать голос сердца уже ведет к правде». М.О.2, 251
«Когда Мы говорим о необходимости честности, Мы не имеем в виду негодных людей. Мы указываем прямой путь совершенной правды, лишенной личного начала. Эту возможность можно осознать чувствознанием. Опыт, накопленный в центре «чаши», дает непоколебимое знание. <...>
Так, правда не есть отвлеченная условность, она есть осознание космических законов, основанное на непосредственном опыте. Потому наш счетовод может ошибиться в цифре, не становясь нечестным, но самый точный лицемер не получит силу воздействия». А.Й.156

«Страх, раздражение, ложь, зависть, клевета и всякие враги человека должны быть удалены, но без свободной воли невозможно их обороть.
Жизнь во лжи есть пресмыкание перед тьмою». Н.890

 

Примечания
1. Книга Судей, 4:12
2. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; Костомаров Н.И.; ЭКСМО; 2008
3. Соловьёв В. С. Собр. соч. в 2 т. Т. I. – М.: Правда, 1989. – С. 449
4. http://www.vedomosti.ru/smartmoney/article/2009/03/10/9815
5. Учение  Храма. М.:  МЦР, 2001. ч..2, Праведность
6. http://www.psyport.ru/publicaitions/Otgovorki.htm
7. Храм Человечества Учение  Храма  М.: Сфера, 2004 т.4, Ваши обещания
8. Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2; 16.07.35
9. Письма с Гор т.1; 22.07.1937.  ВЕСЬМА СПЕШНО. Н.R. Рерих А. Сальникову
10. Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2, 16.07.35
11. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ. Ст.16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений
12. Библия. Книга Экклесиаста. 5, 4
13. Школьный психолог N06 (436), 16-31.03.2009 - http://psy.1september.ru/articles/2009/06/08.
14. Парадокс лжи Николай Бердяев - http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1939lozh.html
15. Школьный психолог N06 (436), 16-31.03.2009 - http://psy.1september.ru/articles/2009/06/08
16. Кропоткин П. А. Этика. – М.: Изд. политической литературы, 1991. – С. 404–405
17. Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 6.
18. Платон. Соч. В 3 т., М., Т 3., Ч.1 с.162
19. Платон. Соч. В 3 т., М., Т 3., Ч.1 с.169
20. Учение Храма, г.Львов - Мн.: ИП «Лотаць». Ложь
21. Учение. Храма. .М.: МЦР 2001. ч..2,Десять правил ученичества, 5
22.  "Российская газета" - Федеральный выпуск № 4752 от 17 сентября 2008 г. http://psyfactor.org/news/liar2.htm
http://www.megamedportal.ru/news/nov309
23.   Андрей Кончаловский. Возвышающий обман. Изд.: "Совершенно Секретно", 1999, ч.1.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
2.  Агни-Йога. М.: Сфера, 2000.
3.  Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. – М., 1999.
4.  Вагин И. «Психология выживания в современной России» ООО "Издательство АСТ", 2004г.
5.  Дубровский Д.И., Проблема добродетельного обмана//Философские науки, 1989 № 6
6.  Журнал Достижения науки, техники и культуры
7.  Кончаловский А. Возвышающий обман. Изд.: "Совершенно Секретно", 1999
8.  Кропоткин П. А. Этика. – М.: Изд. политической литературы, 1991.
9.  Кузнецов В.В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман. Питер, СПб 2008
10. Новейший философский словарь Издательство: Современный литератор, 2007 г.
11. Письма с Гор т.1; 22.07.1937. ВЕСЬМА СПЕШНО. Н.R. Рерих А. Сальникову
12. Платон. Соч. В 3 т., М., 1971, Т 3.
13. Пол Экман «Психология лжи» Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. Издательство: Питер, 2010 г.
14. Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 в 2-х томах
15. Райгородский Д. Я.  РОДИТЕЛИ И ДЕТИ Издательство: Бахрах-М 2003
16. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; Костомаров Н.И.; ЭКСМО; 2008
17. Сивкова В. Почему чиновники говорят непонятно // АиФ, 1998. – № 23.
18. Соловьёв В. С. Собр. соч. в 2 т. Т. I. – М.: Правда, 1989.
19. Сороченко. В. Психология лжи. http://psyfactor.org/liar.htm
20. Толстой Л.Н. о литературе. Статьи, письма, дневники, М., 1955
21. Учение Храма, г.Львов - Мн.: ИП «Лотаць».
22. Учение. Храма. .М.:  МЦР 2001.
23. Храм Человечества Учение Храма М.: Сфера, 2004 т.4
24. Школьный психолог N06 (436), 16-31.03.2009. http://psy.1september.ru/articles/2009/06/08
25.  Щербатых Ю. Искусство обмана., СПб., 1997

23.07.2009 02:00АВТОР: Нина Ивахненко | ПРОСМОТРОВ: 3023




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Нина Ивахненко »