«Зажигайте Сердца». Международный фестиваль детско-юношеского творчества «Держава Рерихов» подвел итоги. Очерк академика Л.В.Шапошниковой «Жизнь и гибель Амаравеллы». Проект «Русский космизм». В Библиотеке имени К.М.Симонова в Москве состоится лекция «Весь мир стремится к красоте», посвященная Святославу Николаевичу Рериху. Выставка фоторабот Сергея Скородумова «По маршруту великого путешествия Н.К.Рериха к “Сердцу Азии”» прошла в Изваре (Ленинградская область). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Радость особая мудрость»


И когда вы будете строить Храм Красоты

И на подходах к нему раскинете сад Радости,

То назовите сад этот Моим Именем, ибо

Я сказал вам:

– Радуйтесь, дети!

Зов,357

 

 

Для чего же вы сходитесь? Затем, чтобы добротворствовать, чтобы всемерно служить благу и Свету. Среди ваших собеседований пусть растет постоянное желание увидеться чаще, сообщить друг другу что-нибудь ободряющее. Среди этих так нужных в повседневности ободрений одним из самых плодотворных будет простое: «Радуйся».

Именно как в древности приветствие начинали этим пожеланием, так и мы все не поскупимся направить друг к другу доброе пожелание. Пусть это приветствие всегда будет в обиходе вашем. Когда же дни будут особенно напряжены, когда будет смутно и тяжко, именно тогда укрепляйте друг  друга благим напоминанием. Не учтешь, кому тяжелее, кому легче. Одному - в одном, другому - в другом, во всем разнообразии чувствований и переживаний может быть как бы безысходно тяжко.

Такая призрачная безысходность рассеется от одного искреннего дружеского благопожелания. Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность. А каждое уныние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час мы располагали. Каждое взаимное ожесточение, каждое ращение обиды уже будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему.

Окриком не спасешь, приказом не убедишь, но одно светлое "радуйся" истинно, как светильник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затемнения.

Люди часто отучают себя от радости. Они окунают свое мышление в такие темные, тенистые застои, что на каждый привет подозрительно ответят: «Нам ли радоваться». Да, милые мои, именно Вам. Не может быть такого положения, в котором бодрый дух не увидел бы просвета. Новые  сильные мысли и действия будут спасительны, чтобы вывести смущение духа в обновленное состояние.   Конечно, одною переменою места или житейских условий смущение еще не будет осилено. Дух в сущности своей, сознание должно поразиться чем-то; а еще лучше чем-то восхититься. Невозможно допустить, чтобы восхищение  не было бы доступно даже смущенным душам. Все-таки бывают такие действия, такие положения в мире, которые заставят сердце восхититься и тем самым выйти из смущенных дрожаний. Прекрасное творчество, высокое знание, наконец, чистосердечное стремление к Горнему Миру – все чудеса, которых так много в жизни земной, легко могут уводить поникший дух в сады восхищения. Если люди попытаются вычеркнуть из бытия своего иногда ими осмеянное слово энтузиазм  или восторг, то чем же они заполнят эту страшную пустоту?

В этом запустелом сердце поселится тоска и неверие, появится та мертвая затхлость, которая  свойственна заброшенным пустым помещениям. Входя в заброшенный дом, люди говорят: «Придется долго  обживать его». И правильно, такая заброшенность угрожает даже и физическими заболеваниями. Когда сердце теряет трепет восторга оно может впасть в трепет смущения. Насколько трепет восхищения будет устремляющим ввысь и прекрасным, настолько трепетание смущения ограничивающим, поникающим, устрашенным.

Всякое создание радости есть уже укрепление и процветание бытия. Да процветут пустыни духа там, где прежде всего способна возникнуть радость. Чем глубже будут корни этой радости, тем цветистее и плодоноснее будет преображение пустынь.

Одним из простейших одухотворений будет каждое сведение о каком-либо добром и необычном в благожелательстве  действии. И так будем радоваться каждому добру. Ведь оно уже рассеивает чье-то смущение и заменяет безобразие красотой. А там, где радость, там уже есть зачаток блага. Улыбка в благе, как непохожа она на гримасу и усмешку личин зла. Истинная радость убережет от всякого сквернословия и кощунства. Только в радости вы находите неисчерпаемые силы, чтобы неустанно продолжать добротворствовать. Ведь радость Светла!

Останавливаясь перед плохим, мы отнимаем у себя минуту радости. Удерживаем себя вместо шага вперед. Если что показалось плохим, значит оно недостойно обсуждения. Жизнь слишком красива, слишком велика, чтобы загрязнять себя зрелищем недостойным. Слишком много радостного, много достойного отметки внимания. Но надо знать бодрость и радость. Не знать и не допускать раздражения, гнева. Каждый врач подтвердит, что гнев и раздражение образует яд в вашем организме. Кто же творит этот яд вредный и для себя, и для окружающих? Сами люди. И действительно вредят они не только самим себе; этот яд очень заразителен, он заражает окружающее пространство. Каждый человек преисполненный ядом ненависти заражает и все окружающее, потому наша духовная обязанность не вредить нашим соседям и не заражать пространство, ибо кто может угадать губительные границы зараженной атмосферы. Так же часто мы мало думаем, как далеко распространяется сила нашей мысли. Конечно, наша мысль гораздо более могуща, нежели наиболее сильное радио, и, наверное она может достигать очень далекие сферы. Ведь люди сами могут заражать пространство и вредить на большие расстояния

Сознаемся, что человечество сильно одичало. Нужды нет, что он еще носит европейский костюм и по привычке произносит особенные слова. Но под костюмом — дикое побуждение, а смысл произносимых слов, часто великих, трогательных, объединяющих, уже затемнен. Пропадает руководящее знание. Люди незаметно привыкают к темноте. Без ложного стыда, без ужимок дикарей — сознаемся в этом. Сознание есть уже ступень преуспевания.

Мало знания. Мало искусства. В жизни мало тех устоев, которые, единственно, могут привести к золотому веку единства. Чем больше мы знаем, тем яснее наше незнание. Но если мы вообще не знаем, то даже и ощущения незнания нет. И двигаться нечем. И двигаться некуда. Тогда уже неизбежно — кромешное царство пошлости.

Вы говорите: «Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства. Нужно устроить раньше важные дела». Отвечаю: «Ваша правда, но и ваша ложь. Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда все существо потрясено и нуждается в твердой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора тверже? А чем же дух зажжется светлее?» Ведь не голод ощущаем. Не от холода сотрясаемся. Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия.

Внутренний человек хочет только добра, и в минуты сердечного сияния он необманно знает, где благо. Из сердечного сияния истекает лишь благо, и свет излучаемый может пресекать все изломы нарощенного невежества. Ибо грех, невежество — братья мрака. Жить в духе — значит сиять, и благотворить, и постигать, жить в плоти — значит затемнять, и осуждать, и невежествовать, и удлинять путь. Но не следует забывать, что, удлиняя наш путь, мы затрудняем и путь близких — потому всякий эгоизм, думание о себе, саможаление, гордыня, всякое невежество есть престол тьмы

Мерзость и все тенеты тьмы начинаются от весьма малого, почти неотличимого в суете житейской. Но и эти темные зерна в своем мрачном потенциале вырастают до величайших кощунств, и люди совершенно забывают, что кощунство не будет ни малым, ни большим; каждое кощунство есть проявление величайшего невежества, глубокого одичания и представляет из себя позорное преступление. Недаром в древнейших учениях невежество называется величайшим преступлением. Ведь невежда не только вредит самому себе, но он совращает и вредит всему человечеству, он заражает всю атмосферу.

Потому кощунственное преступление не есть преступление личное, это есть служение тьме, оно есть та действительная мерзость, которая истребляет созидательные достижения и низводит человечество в смуту хаоса.

И потому давайте учиться радости, учиться видеть лишь бодрое и красивое! Если мы загрязним глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. Строго удержать от общения с тем, что не полюбилось. И у нас жизнь разрастется. И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдет ликование злобы. У нас откроется глаз добрый. Добрый глаз редок. Дурной глаз в каждом доме найдется. Большинство из нас с наслаждением служат культу худшего, не умея подойти ко всему, что радость приносит.

Чему бы такому порадоваться? Чему бы такому порадоваться? Не успеешь усмотреть радость, как она превращается в новую заботу. Не успеешь почувствовать победу, как она обращается в новый поход.

Какую же одиссею нужно почитать теперешним людям, чтобы и среди забот все же порадоваться. И порадоваться в полной вере, ибо без веры нет осуществления. Как же подойдут они без веры к высокому и мощному, одно приближение к которому уже может наполнять трепетом. А в вере - все легко. Ведь вера есть, попросту говоря, знание.

И вот по вере, по знанию видно, что можно радоваться. Можно радоваться постоянно новым путям, так же неисчислимым, как неисчислимы светила небесные. Разве только случай приводит к нахождению новых путей? Именно не случай, ибо и случая-то почти не бывает, но всегда идет пришествие новых, уже когда-то сложенных возможностей. Если кто говорит, что дальше так нельзя, то именно в этом "так" он лишь останется правым. Так нельзя, но иначе можно. Для этого "иначе" соберем всю нашу память, очистимся от ненужной ветоши и попробуем посмотреть глазом новым.

Ведь для обычного жильца место представляется изжитым, но стоит прийти к тому же месту новому человеку - и он найдет в нем новые рудники и новые горизонты. Ибо посмотрит он глазом новым. Вот в этом-то постоянном обновлении, в возможности такого поновления и будет заключаться неиссякаемая радость. Если же мы знаем, что этот источник неиссякаем и может быть замутнен лишь нами самими, то, превозмогая себя, мы опять приобщимся к вечным святыням восхождений.

Если кому-то почему-то очень грустно или смутно, то пусть он напомнит себе сознательно и повелительно о том, что радость возможна, что она есть и будет. Кто-то называл такое утверждение "заклинанием радости". Может быть, это недалеко от истины. Если вы чего-то хотите - вы должны об этом думать, и вы должны магнитом сердца привлечь это. Когда вы скажете себе "порадуемся" - это никогда не будет отвлеченным бессмыслием, но будет лекарством особым и мудрым.

Когда-то обращения начинались с многозначительного привета: "Радуйся". В этом приказе о радости заключено было и пожелание очищения сердца для лучшего восприятия. Именно в утреннем чистом воздухе, в радостном чистом сердце возможны те великие восприятия, которые поникают в вечернем послезакатном смятении.

Слишком много низко-земного облепляет сердце, отягощает его, одурманивает. Недаром повторяется, что утро вечера мудренее. Разве не будут выражением истинной мудрости высокие, мгновенные озарения истины? И всякое такое озарение приносит мудрую радость; и лучшая радость всегда будет сохранять в себе и качество простоты. От сложных противоречий радость не возникает. Радость в себе самой прежде всего имеет качество непосредственности, прямоты, улыбки всему сущему. Именно радость помогает перешагнуть через препоны вражеские. Радость является одним из лучших условий преодоления вражеских нападений. Уже нечего говорить, что радость всегда будет ближайшим путем к восхищению.

Приказ о радости может быть полезен даже при горестном извещении. В этом будет как бы заключаться Соломонова мудрость, сказавшая: « И это пройдет». Вы не только переживете свою действительность, но зная ее, вы бодро ее победите. Для начала этой бодрости Вы улыбнетесь друг другу в сердечном привете - "будем радоваться". Сумеем обойтись друг с другом очень бережливо, очень задушевно и, опять-таки, очень радостно.

Теперь же, когда вы собираетесь для собеседований, вы наполните эти часы неподдельной радостью. Вы укрепите друг друга в том, что зло преходяще, но благо вечно. В эти часы особенно помянем и сбережем радость. Именно в радости нет одиночества.

Так будем радоваться!

 

Подборка составлена по работам Н.К. Рериха: Держава Света; Время; Адамант; Будем радоваться; Радуйся; Молодому другу.

02.10.2009 03:00АВТОР: Составитель Татьяна Бойкова | ПРОСМОТРОВ: 3689


ИСТОЧНИК: Работы Н.К. Рериха



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Татьяна Бойкова »