Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Путь к совершенству


 

«Сгущение теней»

 

На пути самосовершенствования, помимо этического самоконтроля за собственными психическими проявлениями, людям окажет огромную помощь и приобщение к искусству, творчеству, культуре в самом широком значении этого слова. Искусство, науку, культуру в целом Живая Этика считает наиболее эффективными сферами деятельности, способными направить психическую энергию людей в созидательное русло. Приобщение к сокровищам мировой культуры развивает духовное, интуитивно-творческое начало человека и пробуждает его скрытый психоэнергетический потенциал.

 

Даже среди последователей йоги и других эзотерических учений не многие знают о том, что научное и художественное творчество представляет собой эффективнейший метод развития духовных и психических сил человека, в том числе и высших энергетических центров его сознания — чакр. В Агни Йоге дается объяснение психоэнергетической природы творчества и его связи с деятельностью высших центров. В Живой Этике и работах Е. И. Рерих говорится, что каждая чакра тесно связана при помощи нервных окончаний с мозгом. И во время творческого процесса мозг человека посылает импульсы в высшие чакры, тем самым активизируя их потенциал.

 

 

 

О том, насколько сложен путь самосовершенствования, говорят многие понятия эзотерических духовных учений. В частности, в духовных учениях Востока упоминается психологический эффект, называемый «сгущением теней». В чем состоит суть этого явления?

 

Каждый человек имеет в своем характере несовершенства и недостатки. Многие их них имеют кармическое происхождение, то есть являются следствиями негативных наработок человека в прошлых воплощениях. В конечном итоге весь путь духовной эволюции индивида состоит в переработке негативной кармы и накоплении позитивной, в избавлении от недостатков.

 

Подавляющее большинство людей в мире идет путем постепенного — от воплощения к воплощению — изживания негативной кармы и собственных несовершенств. Но смысл и назначение эзотерических духовных учений состоят в том, что они дают человеку возможность существенно ускорить путь его личного духовного развития. Последователь эзотерических учений за одно-два воплощения способен сделать то, что обычным человеком достигается лишь за десять, а то и больше. Вступление человека на путь духовного самосовершенствования автоматически вызывает ускоренную переработку негативной кармы. Но прежде чем быть уничтоженными, негативная карма человека и все его моральные недостатки проявляются в его сознании с удвоенной или утроенной силой. Любые слабости и пороки могут дремать в душе человека в течение многих воплощений. Но если он дерзнул ступить на путь приобщения к высшей мудрости, все недостатки проявятся в его сознании «в полный рост», как если бы сам человек бросил им вызов. Более того, кто пожелал стать хозяином своей судьбы, изгоняя из своего сознания вековые накопления негативной кармы, на того ополчаются не только его собственные недостатки, но и многие «внешние» силы зла, находящиеся в окружающем мире, главным образом в обществе. Это психологическое явление и называется в эзотерике «сгущением теней».

 

Далеко не все, вступившие на путь духовной самореализации, выдерживают это испытание. Большинство учеников отступают, не выдержав двойного давления собственных недостатков и несовершенств окружения. Но даже если неофит оказывается в состоянии преодолеть это неизбежное испытание, результат подобного психологического давления нередко проявляется в том, что на какой-то период его характер может ухудшиться.

 

В учениях теософии и Агни Йоги Учителя мудрости неоднократно предупреждали всех, желающих вступить на путь самосовершенствования, об опасностях и сложностях этого пути. Вот лишь некоторые выдержки из «Граней Агни Йоги»:

 

Путь самосовершенствования сложен еще и потому, что в Космосе существуют не только эволюционные, светлые, силы, помогающие людям на пути к истине, но и силы деградационные, темные, стремящиеся препятствовать всему позитивному. Астральные силы зла — без преувеличения — «контролируют» и искушают каждого приверженца духовных учений, стараясь прервать его путь к Свету различными способами, в том числе и «играя» на его слабостях и пороках, усиливая их проявление путем психоэнергетического влияния, а попутно и пытаясь «отрезать» ученика от его духовных покровителей и лишить тем самым главной защиты и поддержки. Об этом воздействии из мира иного в «Гранях Агни Йоги» говорится: «Приближение к Свету опасно тем, что, обостряя восприимчивость сознания, открывает его влияниям темным и светлым. Если сознание стойко, оно отбрасывает темные воздействия и принимает только лишь Свет, но если устойчивость недостаточна, вторжения тьмы не избежать. Тьма окружает каждое светлое начинание и сторожит зорко каждую возможность, чтобы нанести вред. Каждая искорка света притягивает темных гасителей, которые привлекаются Светом, как бабочки и мошки огнем. Но цель их — огонь потушить. Борьба с тьмою неизбежное условие восхождения духа, и никто не избавлен от темных попыток. Вопрос только в том, кто победит: дух ли, взыскующий Света, или враги его, духа убийцы».

 

Главной задачей последователя духовных учений в данном случае является жесткий самоконтроль за своими мыслями, чувствами и поведением, дабы не усиливать своих недостатков. Однако на самом деле эта задача чрезвычайно сложна, и ее полное выполнение под силу далеко не каждому даже очень волевому ученику. Поэтому неудивительно, что даже у хорошего человека в какой-то период его жизни происходит усиление недостатков, если он по-настоящему вступил на путь света.

 

Путь духовного самосовершенствования может быть опасен еще и тем, что в случае отступления человека с этого пути все прежние недостатки, с которыми он когда-то вел упорную борьбу, вновь поднимут голову. Таковы психологические закономерности вступления человека на путь самосовершенствования. Именно поэтому учение Агни Йоги неоднократно предупреждает последователей о том, насколько сложен и опасен путь истинной духовной йоги, и как тщательно следует взвесить все «за» и «против», прежде чем решить, нужно ли им вступать на этот путь или нет.

 

«Отступничество недопустимо,— предупреждают “Грани Агни Йоги”.— Нет возврата назад. Растущая сила психической энергии может двигать только вперед, только выше. Сама по себе энергия эта ни зла, ни добра. Делает ее таковой человек. И если, возрастая в Свете в силе энергии этой, человек вдруг обратится во тьму, то та же самая сила, которая на крыльях Света несла его кверху, понесет его вниз на крыльях мрака с тою же быстротой. И те чудища мрака, которые, подобно воронам в ожидании добычи, сторожко сидели вокруг, набросятся на свою жертву, увлекая ее прельщением вдруг оживших, почти уже изжитых кармических утверждений, которые вдруг приобретут силу особой привлекательности и желанности. То, с чем боролся еще человек, преодолевая влечение прошлых наслоений, станет вдруг неодолимо влекущим. Тот, Кто сказал «пусть не дремлет копье над драконом», знал силу чудовища, головы которого, будучи отрубленными, вновь вырастали. Пока меч и копье наготове, и тверда держащая их рука, и воин готов к бою, опасности нет. Но даже короткие колебания как бы оделяют чудовище новыми энергиями. Чем выше подъем, тем страшнее падение. С высоты видна бездна. Надо знать, чтобы не устрашиться. Надо знать, чтобы не отступить. Надо знать, чтобы шаг был тверд и неуклонен. Чтобы дойти, надо знать, что назад нет возврата».

 

Сложность пути самосовершенствования касается не только духовно-нравственных сторон жизни последователя эзотерических учений, но и психофизиологических. Последние состоят в том, что пробуждение в организме человека мощных духовных энергий иногда вызывает временное нарушение гармонии между физической и духовной сторонами человеческого существа. Как мы помним, рассогласование между духовным и материальным в человеке считалось в герметизме одной из основных причин возникновения болезней. И материальная, и духовная стороны человека представляют собой не только две субстанциональные основы его существа — дух и физическое тело,— но и соответствующие им виды энергий. Так что нарушение гармонии между физическим и духовным в человеке представляет собой прежде всего явление энергетического порядка. Строго говоря, и духовный, и физический виды энергии в человеке представляют собой разные типы одной и той же психической энергии — основы жизнедеятельности любого существа в Космосе. Естественно, что оба вида энергии нужны человеку для нормального существования. Но у подавляющего большинства людей, не занимающихся целенаправленной духовной практикой, высший, духовный, тип энергетики находится в скрытом, латентном состоянии. При вступлении человека на путь духовной самореализации высшие энергии вступают в действие и... нередко вызывают в организме человека резкую перестройку, выражающуюся в своеобразной «энергетической ломке», то есть незначительных нервных и физиологических расстройствах. (Эта проблема всесторонне освещается в книге известного итальянского психоаналитика Роберто Ассаджоли «Духовное развитие и нервные расстройства».) Организм нормального, здорового человека довольно быстро с ними справляется,— конечно, при условии, что человек занимается самосовершенствованием по правильным методикам. Последние же заключаются прежде всего в постепенности и сохранении гармонии между духом и телом. По этому поводу в Агни Йоге говорится, что «терос и тамас должны работать, как братья». Под теросом в данном случае понимается духовная природа человека, под тамасом — физическая.

 

К сожалению, важность гармонии между духом и телом нередко не осознается и совершенно не учитывается многими людьми, вступающими на путь сознательной духовной самореализации. Последователи эзотерических философских учений часто прибегают к сложным видам медитативных практик, своей интенсивностью нарушающих равновесие между физическим и духовным типами энергетики. Психоэнергетическое перенапряжение, ведущее в конечном счете к потере гармонии между теросом и тамасом, часто создается даже столь простой причиной, как слишком активное «поглощение» книг, содержащих обширную духовную информацию. Многим последователям эзотерических учений неизвестно, что чтение текстов эзотерических учений само по себе дает усиленную работу ментальным и духовным структурам психики. Так, например, даже простое чтение книг Агни Йоги вызывает к действию мощные духовные энергии, скрытые в глубинах сознания. И психике, и всему организму человека требуется определенное время, чтобы ассимилировать, «переработать» эти новые знания и новую энергетику. А времени на усвоение этого нового люди, интересующиеся эзотерикой, часто себе не дают. Увлекшись чтением какой-нибудь книги из серии «Живая Этика», они могут просидеть за ней не только день, но и ночь. А через сутки недоумевать: откуда появились странные головные боли, повышение температуры, различные невралгии и просто общие недомогания? Между тем причиной тому может послужить не банальная простуда, а именно психическое перенапряжение.

 

Бывают и гораздо худшие виды нарушений гармонии между теросом и тамасом. Неправильная медитативная практика, приводящая к хроническим перенапряжениям, может в конечном итоге окончательно расстроить психику человека, привести к серьезным и трудноизлечимым психическим заболеваниям и навсегда лишить незадачливого неофита способности к подлинному духовному самосовершенствованию. Немало последователей йоги, не зная правильных методик занятий духовной практикой, нарушили гармонию своего организма неоправданной психотехникой.

 

«Серебряная узда духа»

 

Но вернемся к духовно-нравственным проблемам последователей эзотерических учений. Как мы видим, борьба с моральными недостатками человеческой натуры очень сложна, а темные силы всегда на страже, готовые использовать все и всех, лишь бы помешать пути ученика к Свету. Даже если ученику удалось в чем-то овладеть своей низшей природой и искоренить из своего характера что-то плохое, силы тьмы будут изо всех сил пытаться возродить в нем изжитый недостаток или плохую привычку. Это создает для ученика необходимость постоянного контроля за своими чувствами и мыслями. Только с помощью постоянного самоконтроля можно осуществить главную задачу йоги: дисциплинировать свой ум и свои чувства. В классической йоге, в «Махабхарате», об этом говорится: «Нерадивые, всюду разбрасывающиеся чувства, надо держать в повиновении». А способность самоконтроля, которой обязаны были овладеть ученики йоги, в древних источниках называлась «серебряной уздой духа».

 

Овладение чувствами и мыслями означает достижение важнейшей задачи йога — овладения своими астральным и ментальным принципами. «Спокойствие ума» является главной целью первых ступеней медитативной практики. Но в современных условиях этого спокойствия надо достигать не медитациями, а постоянной дисциплиной своих мыслей и чувств. Медитация может длиться самое большее — два-три часа. А концентрация внимания на чистоте своих мыслей и чувств заставляет ум быть в состоянии спокойствия и сосредоточения все 24 часа в сутки, так как эта работа возможна и во сне. Эта постоянная сосредоточенность, которую Шри Ауробиндо назвал «динамичной медитацией», эффективнее любых других методов по своему воздействию на психику. Кроме того, она не вызывает разрушительных перенапряжений в ауре, которые грозят ученикам, практикующим медитации в классической форме (не говоря уже о концентрациях на чакрах).

 

А как же быть с работой с чакрами, которая являлась частью древней методики йоги? Применима ли сейчас эта методика? Что касается волевого открытия центров — скажем сразу: нет! Подобная древняя психотехника никоим образом не вписывается в изменившиеся энергетические и социальные условия современной жизни. Но это не означает, что современные формы духовной практики «не обращают внимания» на чакры, игнорируя духовно-энергетическую природу человека. Напротив, вся система Агни Йоги и рассчитана в конечном итоге на раскрытие энергетического потенциала человеческого сознания и организма. Но раскрытие это в современную эпоху осуществляется принципиально иными методами. И самым лучшим методом активизации энергии высших центров, их очищения и подготовки к постепенному включению в работу хотя бы доли их потенциала служит опять-таки контроль человека за состоянием его психической энергии, то есть качеством его мыслей и чувств. Не позволяя негативным мыслям и чувствам проникать в свое сознание, мы тем самым сохраняем тонкоэнергетический комплекс организма в чистоте. А в этой энергетически чистой среде процесс раскрытия центров происходит естественно, сам собой.

 

Путь культуры

 

На пути самосовершенствования, помимо этического самоконтроля за собственными психическими проявлениями, людям окажет огромную помощь и приобщение к искусству, творчеству, культуре в самом широком значении этого слова. Искусство, науку, культуру в целом Живая Этика считает наиболее эффективными сферами деятельности, способными направить психическую энергию людей в созидательное русло. Приобщение к сокровищам мировой культуры развивает духовное, интуитивно-творческое начало человека и пробуждает его скрытый психоэнергетический потенциал.

 

Даже среди последователей йоги и других эзотерических учений не многие знают о том, что научное и художественное творчество представляет собой эффективнейший метод развития духовных и психических сил человека, в том числе и высших энергетических центров его сознания — чакр. В Агни Йоге дается объяснение психоэнергетической природы творчества и его связи с деятельностью высших центров. В Живой Этике и работах Е. И. Рерих говорится, что каждая чакра тесно связана при помощи нервных окончаний с мозгом. И во время творческого процесса мозг человека посылает импульсы в высшие чакры, тем самым активизируя их потенциал.

 

Таким образом, подлинная творческая деятельность сама собой, без специальных медитаций, раскрывает энергетический потенциал центров.

 

Известную в йоге силу Кундалини совсем не обязательно активизировать путем концентрации на чакрах. Гораздо эффективнее направить свою психическую энергию на решение каких-либо творческих задач. И ее поток сам по себе активизирует внутренний энергетический потенциал сознания, захватывая в орбиту своей деятельности высшие центры. Именно поэтому наиболее эффективным и доступным путем самосовершенствования для всего человечества Агни Йога назвала путь Культуры и Творчества. Искусство, наука, просвещение — это и есть та основа, которая способна дать сознанию миллионов людей импульс к истинной духовной эволюции.

Почему Этика и Эстетика приняли столь краеугольное значение в Агни Йоге? Потому что эстетическое чувство в человеке, чувство стремления к Красоте равнозначно его стремлению к Высшему, совершенному.

 

В. С. Соловьев, А. Шопенгауэр и другие философы недаром видели в Красоте отражение высшей творческой силы Космоса. В. С. Соловьев определял Красоту как «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала».

 

Именно это «сверхматериальное», то есть духовное, начало и способно своей космической мощью поднять дух человека от низшего к Высшему и дать правильное направление духовной эволюции миллионам людей. Эта мысль четко выражена в учении Агни Йоги. «Уже знаете, насколько вдохновение соединяет с Мощными Энергиями». «Если вдохновение связано с психической энергией, то и красота будет у того же источника. Потому говорю, что психическая энергия есть красота»,— говорится в этом учении.

Этическое, эстетическое чувства человека, помимо их внешней стороны, имеют конкретный энергетический источник своего проявления, которым является высшее духовное начало индивида. Недаром понятия любви, красоты, благородства связываются с проявлениями сердца. Древние знания йоги утверждают, что именно сердце служит носителем высшего энергетического начала, воплощенного в физическом теле человека,— принципа буддхи. Как мы помним, действие этого принципа связывается с началами синтеза, объединения, а в высшем, духовном, плане — космической любви и всеединства. «Кундалини есть та же жизненная сила или психическая энергия, действующая через центр у основания позвоночника. Но у высоких духов она действует через сердце. В прошлые века внимание обращалось, преимущественно, на центр Кундалини для достижения очевидного результата действия психической энергии. Но в грядущую эпоху при сближении миров особенно усиливается центр сердца».

Сила принципа буддхи состоит в универсальности, космичности этого начала, причастности его высшим планам Вселенной. Искусство, творчество служат своеобразным генератором этой энергии, столь необходимой сейчас для поддержания равновесия природных стихий на планете. Н. К. Рерих писал: «Искусство объединяет человечество. <...> Искусство имеет много ветвей, но корень един. ...Искусство — для всех. Каждый чувствует истину красоты. <...> Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание».

 

Очищение сознания — основная задача человечества на пути его духовной эволюции. В этом и состоит главная, космическая миссия Культуры, Искусства, Красоты. Н. К. Рерих подчеркивал, что не сама Красота, но именно сознание красоты спасет мир. Не принятая человеческим сознанием, красота останется лишь прекрасной отвлеченностью, инобытием. Осознанная же человеком, Красота станет творческой энергией, действенной силой, способной преобразовать все несовершенное, низкое, недостойное в самом человеке и вокруг него. Призыв Агни Йоги — «Будем всегда стремиться к Прекрасному!» — основан не на абстрактном эстетизме, а на знании духовно-энергетической природы человека.

 

Творчество имеет и еще одну духовно-психологическую функцию, связанную с трансформацией психоэнергетической природы сознания.

 

Человек несовершенен по своей природе. Его несовершенство усугубляется тяжестью земной жизни, яростной активностью темных сил астрального плана. Кроме того, каждый, кто дерзнет обратиться к Свету, столкнется со скрытыми недостатками своей натуры и неизжитой кармой прошлого. Путь духовного самосовершенствования всегда был очень сложен. В нашу эпоху он особенно труден. Неизжитая карма прошлого проявляется в отрицательных чертах характера, в пороках и слабостях человека, в дурных привычках. А каждый порок и каждая слабость — это тоже энергии, постоянно присутствующие в ауре человека. Именно поэтому так трудно освободиться от недостатков нашей натуры. Е. П. Блаватская писала: «Накопленная энергия не может быть уничтожена, она должна быть переведена в другие формы. <...> Бесполезно пытаться заглушить страсть, которой мы не в силах управлять. Если ее накапливающаяся энергия не вводится в другие каналы, она будет расти, пока не станет сильнее, чем воля, и сильнее, чем рассудок. Чтобы контролировать ее, мы должны ввести ее в другой, более высший, канал. Так, любовь к чему-то пошлому может быть заменена превращением ее в любовь к чему-то возвышенному, и порок может быть превращен в добродетель изменением его цели. <...> Мы не можем уничтожить или управлять страстью. Если ее отогнать, другое стихийное воздействие займет ее место. Поэтому не стоит пытаться уничтожить низкое, не ставя ничего взамен, но следует заменить низкое высоким, порок добродетелью, суеверие знанием».

 

Направить психическую энергию от низших проявлений в высшее русло — это и есть задача творчества. Именно творчество, особенно искусство, способно помочь человеку осуществить древнюю задачу философской алхимии: заменить низшее высшим. Некомпенсированные негативные энергии, дремлющие в глубине нашего сознания, под воздействием искусства способны найти себе выход в более возвышенных, духовных, проявлениях. Е. И. Рерих писала, что психической энергии не свойственно бездействие. Она стремится к действию — либо к добру, либо ко злу, либо к созиданию, либо к разрушению. Только культура и творчество способны направить ее на созидание. Именно поэтому и гениальная семья Рерихов, и выдающийся индийский философ Шри Ауробиндо, и многие другие духовные деятели считали культуру не только самым быстрым, но и самым массовым, общедоступным путем духовной эволюции человечества. И, вероятно, поэтому древний знак Шамбалы — Братства духовных Учителей человечества — стал известен нам как символ рериховского Пакта Культуры. «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающее понятие Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык»,— писал Н. К. Рерих.

 

 

15.05.2013 14:48АВТОР: Наталия Ковалёва | ПРОСМОТРОВ: 3073


ИСТОЧНИК: Н.Е. Ковалева. Другая реальность. М.: ЭКСМО.2011



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Духовное совершенствование »