В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Вопреки всему, ныне происходящему, пусть шире и мощнее звучит имя Великого творца — Н.К. Рериха! С. Н. Алферова


 

С.Н.Рерих. Портрет профессора Николая Рериха. 1937

С.Н.Рерих. Портрет профессора Николая Рериха. 1937

 

 

Сам Великий Владыка дал ему [Н.К.Рериху]
высшую оценку, назвав его
«Лучшим Художником Мира». [1]
Е.И.Рерих


«Родные, помните — Вы не одни, но все связаны магнитной нитью между собою и нами и нашими Великими Хранителями. Мы не осиротели ибо живое слово и прекрасные Творения Н.К. остались с нами и, что превыше всего — великое Учение Жизни и Руководство, которое не кончается, но продолжается в Беспредельность. То, что связано с жизнью, не может быть оявлено на конце. Итак, гоните серые мысли огорчения и уныния, но с доверием смотрите в будущее; только оно существует и тем сильнее притягивает нас, чем больше мы думаем о нём. Развивайте магнит устремления. Родина заслуживает такого устремления. Новые испытания ей не страшны. Никакие враги не смогут причинить ей задуманного рушения. Она находится под Щитом Света. Все, кто против, будут поражены.

Наш Светлый и Любимый ушёл на новый подвиг прекрасного завершения. С нами остались Его лучшие Заветы, его Творения и духовное Богатство, также и вся прекрасная и обширная литература о Нём. Всё это надо собрать и привести в систему, для построения достойного памятника великому Творцу и несравненному Певцу красоты земной и надземной. Но и другие работы неотложные могут каждую минуту призвать вас на суждённый подвиг, — так думайте и устремляйте дух Ваш.

Придёт время. и я расскажу Вам об уходе нашего Светлого. Он столько выполнил, столько дал, что путь Его был облегчен. Он имел право на такое облегчение, ибо принёс великую жертву и познал предательство. Предатели распяли его, убили. Но как всегда, жертва, вознесённая предательством, оживает и начинает жить новой жизнью не только в Мирах Надземных, но и в сознании людей, зажжённых его подвигом. Истинно воздвигается Памятник Нерукотворный, потому нерушимый.

И Ваше трогательное Посвящение ему живёт, и вибрации, уявленные сердцем, донесутся до него и до сознаний, ему созвучных, и ответная волна может неожиданно коснуться Вас тихой лаской ободрения или прилива новых сил».[2]

 

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1932

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1932

 

«Истинное величие человека определяется только в веках. Пройдут века, и Облик Гуру в представлении человечества вырастет до своих истинных размеров и займёт подобающее ему место среди высочайших Светочей Мира наряду с теми, кого мысль человеческая овеяла ореолом могущества, знания и силы. Дату 13 декабря будут отмечать по всей планете. Он, как и все замечательные люди своего времени, шёл впереди своего века. Его мысль была устремлена в будущее. В этом будущем он видел осуществленным великое назначение человека как сотрудника Космических сил и гражданина Вселенной. Он не ограничивал жизнь человека Землёю, он видел жизнь на Далёких Мирах и звал к сотрудничеству с ними. Он был твёрдо уверен, что человек выйдет за пределы планеты и вольётся в жизнь Дальних Миров. Он считал, что на некоторых из них люди достигли высоких ступеней знания и силы и что землянам можно многому поучиться у них. Устремление к Дальним Мирам он считал фактором, открывающим перед человечеством новые возможности неслыханных достижений в области науки, во всех отраслях знания. Возможности человеческого знания он считал ничем не ограниченными. Он верил в великое светлое будущее человечества».[3]

 

«Коротка память людская. Как скоро забывается все, словно ничего и никого и не было. Благо тем, кто в сердце своём несёт пламенное памятование об отошедших. Такое памятование указывает на их понимание того, что смерти не существует, что не кончается ничто, но всё напряжённо и устремлённо продолжается в будущее. Такое понимание уже есть победа над смертью. Великий Учитель Обещал вечную жизнь всем, кто последует за Ним. Дар вечной жизни — это самое ценное, что может иметь человек. Благо тем, кто в сердце его ощущает». [4]

 

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1937

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1937

 

«Одни люди живут настоящим, другие прошлым, Гуру всегда жил будущим и в будущем. Это устремление было настолько сильным и огненным, что те, кто приходил с ним в соприкосновение, начинали явно и остро чувствовать пульсацию этого будущего, как неотрицаемую пламенную реальность. У них как бы вырастали крылья, и они получали импульс для устремления духа в сферы, дотоле им неведомые и недоступные. Этот огненный импульс, получаемый от Гуру каждым искренне устремлённым к Свету человеком, был индивидуальным даром Гуру — Посланником Света, людям, приходившим к нему за помощью, советом и руководством. Поистине и по праву он именуется Гуру, наставником, ибо вводил сознание шедших за ним в сферы возможностей таких достижений, пути подхода к которым были забыты человечеством. Светочем Духа он может быть назван, Носителем Света, Архатом. Он был Агни Йогом, Служителем Света — Огня». [5]

СВЯТОСЛАВ РЕРИХ: «НА МОЮ ДОЛЮ ВЫПАЛА БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ НАПИСАТЬ ЦЕЛУЮ СЕРИЮ ПОРТРЕТОВ МОЕГО ОТЦА…»

…Хорошо пишет художник, и легко ходит рука,
но сколько труда, забот и усилий долгих веков
на конце его кисти и сколько тысячелетий
на острие орлиного глаза!»
[6]
Грани Агни Йоги

 

Великий сын великого Отца — Святослав Николаевич Рерих — был непревзойдённым мастером живописи.

Святослав Николаевич Рерих был гениальным портретистом. Только ему удалось передать на портретах высокую одухотворённую Красоту Обликов Отца и Матери — Николая Константиновича и Елены Ивановны.

В наше время некоторые художники и скульпторы пытаются изображать Н.К.Рериха в живописи и скульптуре, но выполнить это достойно довольно сложно. Наталия Дмитриевна Спирина в поэме «Вестник» о Н.К. Рерихе, написанной в 1951 году, предвидела:

 

…Через какое-то время, в суждённые сроки
нём вдруг вспомнят,
Как вспоминали многих – забытых, оклеветанных и убитых
Героев духа…
И начнут его восхвалять, и ставить ему памятники и монументы,
И писать о нём длинные трактаты,
Попутно искажая его идеи
И изображая его по своему образу и подобию… [7]

 

Елена Ивановна так писала о подобных неудачных попытках (на примере слабых статей о Н.К.Рерихе): «…Не сумел проникнуться широтою, величием и исключительностью явления того, о ком взялся писать. Нужен Гений, чтобы понять Гения».[8]

 

«В 1978 году в Болгарии осуществлялась комплексная программа, посвящённая году Н.К. Рериха. Во многих городах страны прошли выставки картин Николая и Святослава Рерихов. Святослав Николаевич был приглашён в Болгарию и принял участие в этих мероприятиях. Правительство Болгарии высоко оценило вклад художника в мировую культуру — он был избран почётным членом Национальной болгарской академии художеств, награждён орденом Кирилла и Мефодия I степени».[9]

 

С.Н.Рерих. Портрет профессора Николая Рериха. 1942.

С.Н.Рерих. Портрет профессора Николая Рериха. 1942.

 

На выставке своих картин С.Н. Рерих рассказывал: «… Это — «один из портретов Николая Константиновича Рериха, моего отца, который я написал в 1942 году в Кулу, в долине Индии в Гималаях, где мы тогда жили. Я написал много портретов Николая Константиновича, и в продолжение всей моей и его жизни я повторял эту замечательную, очень близкую для меня тему. Николай Константинович, как, наверное, многие из вас знают, был совершенно исключительным человеком. Исключительным по величине своего кругозора и своих замечательных достижений. Он был не только художником, но он был учёным, писателем, мыслителем, замечательным путешественником и исследователем. Кажется, так много личностей было сосредоточено в нём одном, и на мою долю выпала большая честь написать целую серию его портретов. Я написал около тридцати портретов, и это один из более поздних, он очень типичен тем, что отражает Николая Константиновича, каким он был каждый день, когда сидел, отдыхал в своём доме. Это застеклённая терраса, тут и книги. Было написано это зимой, и на нём вы видите тёплую чёрную тальму. Николай Константинович умер в 1947 году и был предан огню там, где он провёл столько лет. Сейчас там стоит красивый памятник — большая глыба, которая отделилась от скалы, и на ней написано, что это был великий мыслитель и друг Индии».[10]

 

  С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1932

  С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1932

 

Святослав Рерих писал: «Работаю над двумя портретами Отца, на которых он изображён создателем Знамени Мира и Пакта. Один из них будет направлен в Брюгге (в Музей, посвящённый движению за мир), другой во Францию (первый портрет сейчас в Нью-Йоркском Музее Н.К.Рериха, а второй в Международном Мемориальном Тресте Н.К.Рериха в Нагаре, Индия – С.Н.А.). Буду пытаться создать что-то совершенно особое, — сейчас это необходимо». [11]

 

Понимая особое значение великих творений Николая и Святослава Рерихов для будущего, Елена Ивановна Рерих призывала: ;

«Необходимо защитить картины от всякого посягательства на них. (…) Действовать во имя добра — наш священный долг!» [12]

 

Новосибирск.

 

Примечания:

 

1. Письма Е.И.Рерих. 20.05.1949. Т.8.М.,2008.
2. Письма Е.И. Рерих. 19.04.1950. Т.8.М.,2008.
3. Грани Агни Йоги VIII, 581.
4. Грани Агни Йоги XII, 772.
5. Грани Агни Йоги XII, 771.
6. Грани Агни Йоги 1952. Ч. 2, 430
7. Спирина Н.Д. Перед Восходом. (Сборник стихов).
8. Письма Е.И. Рерих. 28.06.1948. Т.8.М.,2008.
9. Журнал «Восход» № 10, 2013.
10. Там же.
11. Письма Святослава Рериха и Кэтрин Кэмпбелл. 11.11.1935. Т.2. М., 2013.
12. Письма Е.И. Рерих. 8.10.1937. Т.5. М., 2003.
13. Каталог картин Н.К. и С.Н.Рерихов http://gallery.facets.ru/

08.06.2014 13:58АВТОР: Составитель С. Н. Алферова | ПРОСМОТРОВ: 3110




КОММЕНТАРИИ (7)
  • Татьяна Бойкова08-06-2014 17:36:01

    Невозможно не согласится со словами Н.Д. Спириной " …И писать о нём длинные трактаты, Попутно искажая его идеи
    И изображая его по своему образу и подобию…", что сейчас и происходит сплошь и рядом. Многое можно наблюдать вокруг, но мне хочется здесь сказать немного о портретах. Воистину, только "гений может понять гения". И если С.Н. Рерих мог вникнуть, понять всю глубину и величие духа Н.К. Рериха и Е.И. Рерих, то современным художникам это не удалось. Речь пойдет о работе Л.Р. Цесюлевича. Не могу сказать, что портреты его кисти всей семьи Рерихов вызвали во мне восторг, но помню с каким смешанным чувством смотрела я на изображение нашей Елены Ивановны Рерих и не могла понять – зачем все это?! Изобразить Матерь Огненной Йоги, прошедшей испытание огнем, живую огненную женщину с каким-то белесым астральным налетом… Не буду упоминать о деталях дабы не умолять дорогой всем нам Облик. Впрочем, все картины художника несут на себе этот налет. Можно понять, когда в таком стиле изображается принцесса Укока, но Елена Ивановна — совсем другое. Это высоко духовный, великий, огненный дух. Об этом же говорят два портрета Е. И. Рерих кисти С.Н. Рериха. В том случае портреты матери С.Н. Рериху было указано написать Владыкой. Кем было дано указание написать портрет великой женщины в данном случае, сказать трудно.

  • Романова Мария08-06-2014 18:06:01

    Дорогая редакция, спасибо что подняли важную тему. Недавно было открытие выставки картины Л.Р. Цесюлевича "Зов Преподобного". Я в ужасе, оттого как такой Священный Мощный Образ можно извратить?!

    Святой Сергий Радонежский - это заступник земли Русской. Его сердце наполнено любовью ко всем нам. А что мы видим на картине? Он изображен мертвым, холодным и голодным! Мне хочется его согреть и накормить.

    Когда смотришь на картины Н.К.Рериха, где запечетлен образ Сергия Радонежского, то чувствуешь тепло, мощь, радость от труда. Все наполнено Светом и Радостью.

    Будем надеяться, что будущее поколение, сможет распознать чистые и прекрасные образы. А все временное уйдет, останется только истинное.

    Давайте, бережнее относиться к Святым Образам.

  • Наталия Жукова10-06-2014 21:22:01

    Николай Рерих говорил: "Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Когда тюрьмы будут прекрасны, тогда больше не будет тюрем", а Святослав Рерих приводил слова Платона:
    "От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни,
    а от красивой жизни - к Абсолютной Красоте".

    Хочется верить, что скоро в небывалом Музее Н.К.Рериха в Новосибирске - построенном всем миром, на пожертвования, в пламенном энтузиазме, в тяжелейшие 90-е годы всеобщего развала,
    с Высшей Помощью - будут только Прекрасные Образы - огромные репродукции необыкновенно значительной картины Николая Константиновича Рериха "Святой Сергий" (1932) из Третьяковской Галереи - эту картину Ванга называла "Величайщим Сокровищем России" - и дивных портретов Н.К. и Е.И.Рерихов, кисти гениального портретиста, названного Великим Владыкой Махатмой - Святослава Николаевича Рериха.

    Да будет Свет!

  • Людмила Осинцева11-06-2014 09:55:01

    Николай Рерих стал единственным русским,которого индусы наградили званием "Махариши", что в переводе с санскрита означает "великий мудрец".
    Каждая его картина пробуждает дух к познанию. И если изучать каждый день по одной картине, понадобится около 20 лет.
    "Благословенна Индия! Ибо ты одна сохранила понятие Учителя и ученика".
    "Не в предании, но в яви жили Риши", сказал Николай Константинович. Он знал, о чём говорил.
    И Наталия Дмитриевна Спирина говорила: "Когда будет работать Музей, Свет над Музеем будет стоять до самого неба и очередь в Музей - до Красного проспекта".
    Наверное будет так, когда в Музее будут работы самого "Махариши" Николая Константиновича и его великого сына Святослава Никогаевича.

    "...Необходимо сказать всем, прикоснувшимся к Йоге: ваша опора - Учитель, ваш щит - преданность Учителю, ваша гибель безразличие и двоемыслие.
    Кто одинаково улыбается и друзьям и врагам Учителя, тот не достоин.
    Кто же не предаёт Учителя, хотя бы умалчиванием, тот может войти на ступень порога". (Агни Йога,205)

  • Николай Матько11-06-2014 10:06:01

    Посмотрел в журнале "Восход" (№ 5, 2014 г.) картину Л.Цесюлевича "Зов Преподобного".
    И хочется спросить у редакции журнала: это что - страшилка из фильма ужасов?
    Никогда я своего ребёнка не поведу на выставку подобных картин!
    Думаю, что Музей Н.К.Рериха не должен пропагандировать такое безобразие!

  • Денис11-06-2014 11:36:01

    Когда-то я был в Феодосии, В Музее И.К.Айвазовского.
    И не удивительно, что кроме картин Айвазовского там ничего другого не было.
    А недавно посетил Музей Н.К.Рериха (Новосибирск) и удивился такой "сборной солянке".
    Мне хотелось узнать именно о произведениях (хотя бы в репродукциях) Николая и Святослава Рерихов.
    Если я захочу увидеть картины других художников (современных), я пойду в соседнее здание - в Художественный Музей.

  • В.Т.Харьковский11-06-2014 16:37:01

    У меня с Наталией Дмитриевной Спириной был разговор на тему Музея. Когда строился Музей, то со стороны ул. Коммунистической был Паспорт объекта, где было написано, что строится Музей имени Николая Константиновича Рериха.
    С такой трактовкой я был не согласен - Музей имени Н.К.Рериха тогда может быть размыт, и в таком Музее можно размещать что угодно.
    Например, библиотека им. Ломоносова — просто название учреждения, а наполнение — всевозможное.
    Своё мнение о том, что Музей должен быть не имени Н.К.Рериха, а именно Музей Н.К. Рериха, высказал Наталии Дмитриевне, так как такое наименование подразумевает деятельность Музея, связанную только с Учением Живой Этики и Рериховским наследием. Ничто другое на постоянной основе не должно присутствовать.
    Наталия Дмитриевна поддержала тогда моё мнение — Музей так и был назван — Музей Н.К.Рериха.
    Нынешнее руководство совершенно не понимает этой разницы и действует против Решения Н.Д.Спириной.
    Как опасна невежественность — Наталия Дмитриевна известила нас всех в своём предпоследнем Слове «Свобода воли и дисциплина»!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Святослав Николаевич Рерих. Биография. Жизнь и творчество. Картины. »