В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Противление злу. Наталия Жукова, Людмила Осинцева


Н.К.Рерих. Sancta Proteсrix (Святая Покровительница). 1933

Н.К.Рерих. SanctaProteсrix(Святая Покровительница). 1933

 

 

 

 

Во всех учениях древности мы видим утверждение
действенного противления злу [1].

...Сопротивление злу предполагает защиту
общего блага [2].
Е.И.Рерих

 

В начале 90-х годов Наталия Дмитриевна Спирина —известный Новосибирский рериховед, музыкант-педагог, поэт, прозаик и деятель Культуры — писала:

«Мир наполнен ужасами, мир стоит на краю пропасти, все силы зла и разрушения выявляются и реализуют себя с невиданной силой, предчувствуя приход Новой Эпохи Добра и Света, где их существование будет немыслимо, и они торопятся навредить как можно больше»[3].

Предвидя это время, Великий художник, Мыслитель и Вождь Культуры Николай Константинович Рерих создал «Пакт Рериха», Пакт охраны ценностей мировой Культуры и Знамя Мира — символ единства Искусства, Науки и Религии в круге Культуры. Рерих определил Культуру, как Почитание Света.

Недавно знаменитая оперная певица Анна Нетребко вручила Знамя Мира, переданное Санкт-Петербургским Музеем-Институтом семьи Рерихов, Донецкому Национальному Театру оперы и балета имени А.Соловьяненко. И сейчас, когда не смолкает грохот обстрелов, Донецкий Оперный театр защищает Великое Знамя Охраны Культуры и Мира!

 

* * *

«Культура есть почитание Света», — говорит Рерих. Что есть Свет? Прежде всего, — антипод тьмы. Значит, почитая Свет, мы отходим от всего тёмного, злого, невежественного, разрушительного, что губит нашу жизнь и доводит человечество до края пропасти». (…)

«Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений», — утверждает Рерих. Значит, всё лучшее, что достигнуто человечеством на протяжении его истории, содержится в понятии Культуры.

За Свет надо сражаться, Свет в нашей жизни надо отстаивать, и оружием в этой борьбе является Культура, как определяет её Рерих: «Культура есть оружие Света».

Культура и этика, Культура и нравственность едины. (…)

«Культура есть двигатель», — продолжает Рерих. Двигатель к подвигам, к созидательному, творческому труду, к добрым делам, к борьбе за достойную жизнь. Всё это входит в понятие Культуры. (…)

Рерих подчёркивает особое значение Культуры в эпоху кризисного состояния человечества. В эти эпохи крайнего нравственного разложения Культура является единственной опорой, тем противовесом хаосу и разрушению, который позволяет удержать человечество в состоянии равновесия. Именно Культура — то объединяющее понятие, которое стоит поверх национальных, расовых, религиозных различий. Ведь «средоточие Культуры», «Держава Света», по словам Рериха, — сердце. И если интеллект разъединяет, то сердце объединяет человечество»[4].

 

Учение Живой Этики, данное через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, содержит Основы всех мировых религий и философий, поэтому последователи его почитают и защищают не только Храмы, Музеи и другие учреждения Культуры, но и Священные Образы всех времён и народов.

Нам, живущим в России, более тысячи лет назад принявшей Христианство и Православие, Облик Христа особенно дорог и близок. Думали ли мы, что в наше время, в нашей стране придётся защищать от поругания Величайшего Светоча, который принеся себя в Жертву, искупил тяжкие прегрешения всего человечества?

Но, как жители Новосибирска, мы не можем промолчать, узнав о кощунстве, происшедшем в нашем городе, в Новосибирском Государственном Академическом Театре оперы и балета, поставившем оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер», в которой Образ Христа унижен и втоптан в грязь.

В авторском либретто оперы Р.Вагнера «Тангейзер» среди действующих лиц Иисуса Христа нет. Он появляется в современной постановке этой оперы, и зрители с изумлением узнают, что те неизвестные годы жизни, о которых нет сведений в Евангелии, по мысли молодого режиссёра, Христос провёл в гроте Венеры в чувственных утехах!

Как известно, в высокогорном Гималайском княжестве Ладакх, в буддийском монастыре Хеми, в 1925 году научно-художественной экспедицией Н.К.Рериха была найдена древняя рукопись, в которой описывалось путешествие Христа в Египет, Индию и Гималаи, где Он постигал Сокровенную Мудрость Востока. Это происходило как раз в те годы, о которых нет сведений в Евангелии.

Современная трактовка оперы Р.Вагнера вызвала боль и стыд за тех, кто допустил это невежество и святотатство!

Хочется напомнить, что «…Бог поругаем не бывает. что посеет человек, то и пожнёт»[5]. В Евангелии от Матфея приводится притча о Страшном суде: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит  овец по правую Свою сторону, а козлов —по левую»[6].

Высокое искусство оперы, в котором синтетически объединены драма, музыка, вокал, танец и живопись, особенно сильно воздействует на умы и чувства зрителей. Лишь Доброе, Высокое и Прекрасное должны получать люди в Храме Искусства, которым призван быть Театр.

Елена Ивановна Рерих писала:

«…Но можем ли мы обманывать себя, что мы не живём среди самой страшной и губительной войны всех видов, война духовная гораздо ожесточённее всякой войны в обычном её понимании[7]».

Сам Христос действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание им торгашей из Храма и все его суровые обличения фарисеев и книжников. (…) Противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла»[8].

«Слабость и непротивление злу не для нас. Когда нужно, мы подымаем меч возмущённого духа и встаём на защиту всего доверенного нам»[9].

«Понять нужно, что там, где отлетел дух мужества и на его месте утвердились непротивление злу, малодушие и страх, там не может быть воскресения и процветания. Глубокая мудрость заложена в пословице — «лишь смелым Бог владеет»! (…)

Во всех религиозных Учениях люди, вступившие на духовный путь, именуются воинами. (…) Вот почему я люблю наименование «воин» и любуюсь каждым героизмом, каждым мужественным поступком… Ведь нам нигде не заповедано непротивление злу. И не Сам ли Великий Христос изгонял кощунников из храма?»[10]

«…Чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Но при этом мы не должны впасть в другую крайность, именно, в непротивление злу. (…) Кто может учесть сферы распространения зла из-за непротивления или малодушного и близорукого попустительства?»[11]

«…Каждый из нас должен стремиться к погашению и пресечению зла… Именно всем нашим существом, всеми силами души будем поддерживать добро и бороться со злом… Будем помнить, что это — грозная борьба, которую суждено вести человеческому духу за дорогое ему стремление к истине и совершенству»[12].

 

 

 С.Н.Рерих. Возлюби ближнего как самого себя. Фрагмент. 1967

 С.Н.Рерих. Возлюби ближнего как самого себя. Фрагмент. 1967

 

 

 

Наталия СПИРИНА

 

Криптограммы Востока.

Из жизни Христа

 

 

Сказал Ты: «Дар сердца сияет во тьме...»
И тьма отступает, теснимая светом;
Её уже нет. И лучами согрета
Планета в студёной предутренней мгле;
На мрачной Земле расцветает рассвет —
Итог всех трудов,
                             и борьбы,
                                              и побед[13].

 

 

Обращаемся ко всем людям доброй воли
подать свой голос в защиту Светлого Образа Христа.

 

 

Новосибирский Государственный Академический Театр оперы и балета:

office@opera-novosibirsk.ru
administrator@opera-novosibirsk.ru
pr@opera-novosibirsk.ru

Министерство Культуры Новосибирской области:

http://www.mk.nso.ru/page/1664

 

 

27 марта 2015 г., Новосибирск.
nzh@mail.ru
osa52@list.ru

 

1. Рерих Е.И. Письма. Т. 1. Рига, 1940. 26.05.1934.
2. Рерих Е.И. Письма. Т.2.Рига, 1940. 11.01.1936.
3. Спирина Н.Д. Слово о книге «Аум» / Спирина Н.Д. Отблески—1991. Екатеринбург, 1997.
4. Спирина Н.Д. Н.К.Рерих о Культуре / Спирина Н.Д. Отблески—1990. Екатеринбург, 1997.
5. Послание Апостола Павла к Галатам, 6:7.
6. Евангелие от Матфея, 25:31—46.
7. Рерих Е.И. Письма. Т. 1. Рига, 1940. 19.06.1933.
8. Там же. 26.05.1934.
9. Там же. 24.11.1932.
10. Там же. 06.06.1935.
11. Рерих Е.И. Письма. Т.2. Рига, 1940. 17.10.1935.
12. Там же. 26.01.1939.
13. Спирина Н.Д. Капли: Сборник стихов. Новосибирск, 2010.
14. Каталог картин Н.К. и С.Н.Рерихов / http://gallery.facets.ru/

28.03.2015 15:24АВТОР: Наталия Жукова, Людмила Осинцева | ПРОСМОТРОВ: 2204




КОММЕНТАРИИ (5)
  • Ермолина Галина29-03-2015 14:06:01

    Абсолютно поддерживаю авторов статьи и считаю необходимым в подобных случаях проявлять инициативу противления не просто отсутствию культуры, но сознательному, по моему мнению, постепенному навязыванию нам, Россиянам "западную толерантность" типа " ну что же поделать, вот так постановщики видят сюжет в свете нового времени". Но есть вечные ценности, Святыни, которые и способствуют человеку не потерять себя! Три года назад мы с друзьями с радостью пошли на любимейшую и красивейшую оперу "Иоланта" в нашем прекрасном, вообще-то, Новосибирском театре оперы и балета. Каков же был наш ужас, не разочарование, а именно ужас от увиденного на сцене, где средневековые рыцари ходили с автоматами Калашникова, а придворные дамы были одеты в кокетливые современные коротенькие халатики медсестер!!!Пришлось закрыть глаза и только слушать музыку Чайковского-это и удержало досидеть до конца спектакля. Тогда мы повозмущались, но не обратились в театр с требованием прекратить подобное кощунство, а надо бы...Спасибо авторам статьи-теперь уж точно я напишу по указанным эл. адресам, а также буду призывать к этому всех, с кем общаюсь. А ведь подобное происходит не только в Новосибирске, а и у вас в городе тоже, не так ли?

  • Татьяна Бойкова29-03-2015 16:38:01

    Весь этот западный уклон происходит с нашего позволения и молчаливого согласия. Хорошо, что наши авторы подняли эту тему. У меня, кстати, тоже был случай аналогичный, Галине Ермолиной. Мы тоже пошли, правда в Мариинский театр, на Волшебную флейту, Моцарта, но когда я увидела декорации и костюмы, то моему разочарованию и возмущению не было предела. Смотреть на это было весьма почти невозможно, и я мы досидев до первого же антракта поехали домой.
    Ниже привожу текст: "Позиция Минкультуры по итогам общественных слушаний по поводу конфликта вокруг оперы «Тангейзер»", в конце которого сообщается, что:"Минкультуры считает правильным внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты".
    Извинения, это , конечно хорошо, но дело здесь не только в религиозных чувствах, а в том, что наши культурные заведения, которые должны быть Храмами Культуры с большой буквы, на самом деле порой проявляются полнейшим бескультурьем и убожеством.

    "Позиция Минкультуры по итогам общественных слушаний по поводу конфликта вокруг оперы «Тангейзер».

    13 марта 2015 года в Министерстве культуры РФ прошли общественные слушания по поводу конфликта, возникшего в связи с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. В обсуждении приняли участие представители Русской православной церкви, двух рабочих групп Общественного совета при Минкультуры России (по вопросам театрального искусства и по вопросам государственной политики в сфере культуры), эксперты и руководители учреждений культуры.

    Как известно, отдельные элементы постановки оперы «Тангейзер» возмутили православную общественность, которая сочла их оскорбительными. Это спровоцировало социальное напряжение, выразившееся в ряде протестных выступлений.

    Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М. Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением.

    Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем возможными самые смелые трактовки театральной классики на экспериментальных сценах. Однако государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе.

    К сожалению, руководством театра были проигнорированы первые протесты общественности. Это привело к эскалации конфликта, его переходу из публичного пространства в формат судебных разбирательств, что также представляется нам излишним и неконструктивным.

    Минкультуры считает правильным внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты. Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки.
    В связи с большим количеством запросов о суммах финансирования постановки оперы «Тангейзер», гонорарах режиссера и актеров, Минкультуры России организует проверку финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

  • Светлана Алфёрова31-03-2015 12:30:01

    Из статьи «Противление злу».
    «Учение Живой Этики, данное через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, содержит Основы всех мировых религий и философий, поэтому последователи его почитают и защищают не только Храмы, Музеи и другие учреждения Культуры, но и Священные Образы всех времён и народов».
    Действительно, читаем в книге «Напутствие Вождю»:
    «Всякое поругание Спасителя, Учителя и Героев повергает в одичание и погружает в хаос. Как разъяснить, что хаос очень близок, для него не нужно переплывать океан. Так же трудно пояснить, что одичание начинается с самого малого. Когда сокровище торжественности потеряно и жемчуг знания сердца рассыпан, что же остаётся?! Можно вспомнить, как глумились над Великою Жертвою. Разве весь мир не ответил на такое одичание? Можно видеть, как отражается оно на измельчании. Хуже всего это измельчание!
    Говорю — будьте благословенны энергии, лишь бы не впасть в маразм разложения…» (Напутствие Вождю, 183).
    «Кто говорит, что герои не нужны, тот изгоняет себя из эволюции. Замечайте, где граница посредственности, безверия и самости, там самоуничтожение. Могут проходить десятки лет, пока процесс самопожирания обнаружится, но он будет нарастать от часа отрицания Иерархии. Невозможно представить себе утверждение наступательного движения без Иерархии. Нужно твердить это простейшее Учение, ибо люди стремятся к пропасти. …Как смерчи разделяют воду на столбы, так закрутилось человечество разделённое…» (Напутствие Вождю, 182).
    То, что сейчас называют «западной толерантностью», есть ничто иное как самоистребление, самоодурманивание человечества. В книге «Надземное» говорится об этой великой опасности.
    «…Ограничивающие себя миром телесно-земным, полагают, что самоистребление есть телесное убийство. Они не могут представить себе иное, горшее убийство — психическое. Лишь немногие поняли, что самоистребление, прежде всего, заключается в убийстве психическом. (…)
    Люди убивают дух и лишают себя психической энергии. Невозможно представить себе, как больно человечество, и такая зараза проходит по всей планете. Наиболее населённые места особенно подвержены эпидемии самоистребления. Человечество не мыслит, в каком виде оно предстанет в Надземном Мире.
    …Великое Единство заменяется жалким разделением, но каждое раздробление есть символ бессилия. Куда же направится блуждающее человечество? Оно нуждается, прежде всего, во враче и учителе. Они могут предупредить об опасности — она велика!» (Надземное, 884).
    «Урусвати знает сущность мирового самоодурманивания. Вдумайтесь спешно, вдумайтесь! Человечество никогда не было настолько отравлено, нежели в настоящее время. Люди не желают понять, что всякие напитки, курения, всевозможные яды разлагают человеческую природу. Люди не хотят осознать, что при отравлении они не могут породить здорового поколения. Люди не признают, что отравленным дыханием они заражают пространство. (…)
    Не только о других не мыслит одурелое человечество, но даже инстинкт самосохранения замолкает. Не думайте, что Наши предупреждения преувеличены.
    Мыслитель говорил: «Друзья, твердите об оздоровлении жизни».(Надземное, 888).
    «Казалось бы, люди знают, насколько земные звучания наполняют пространство и даже переполняют его. Почему же не думают люди о качестве своих посылок? (…)
    Человек, в качестве микрокосма, несёт великую ответственность, и пора ему осознать, что переполнение пространства вредоносными ядами не соответствует эволюции. (…) Среди самого убогого быта можно творить общечеловеческое преуспеяние.
    Мыслитель предупреждал: «Не заражайте атмосферу». (Надземное, 941).
    «Урусвати ценит ясность мысли. Да, да, да, чистая, ясная, властная мысль может называться пространственной мыслью. (…)
    О качестве мысли нужно подумать как для Земли, так и для Мира Надземного. …Там сообщаются мыслью, потому уменье мыслить является особенно нужным… (они) испытают большое затруднение в общении с окружающими… путаются в лабиринте тёмных, слабых помыслов. Излучения их ничтожны и не осветят их путь. Можно сказать, что они представляют ненужный груз Тонкого Мира вместо того, чтобы быть светозарными сотрудниками. Они пожалеют, что в дни земного существования не нашли времени заняться мысленным продвижением…» (Надземное, 940).
    Ложные ценности, ложные кумиры загромождают сознания людей.
    «…Лишь малейшая часть человечества борется против лжи. Одни противоборствуют во имя нравственности, другие уже понимают космический вред лжи. Действительно, если мысль и слово живут в пространстве и на безмерных расстояниях излучают вибрации, то сколько мрачных, лживых измышлений появляются и отравляют планету!
    Также и Надземный Мир страдает от человеческих измышлений. Но и сами лжецы повстречают свои ядовитые посылки. Они поймут, как неизлечимо они заражали пространство.
    Нужно в школах сказать о космическом вреде лжи. Не только нравственное поучение может глубоко запасть в сознание, но научное указание на непоправимый вред изменит мышление молодежи.
    Так Мыслитель напутствовал: «Приветствуйте ярых борцов против лжи». (Надземное, 942).

    30 марта 2015 г.

  • Ермолина Галина02-04-2015 20:12:01

    В своём комментарии от 29 марта к данной статье я написала:"Спасибо авторам статьи-теперь уж точно напишу по указанным эл. адресам, а также буду призывать к этому всех, с кем общаюсь..." Написала и отправила, но не на эл.адреса Театра Оперы и Балета, а в Министерство Культуры Новосибирской области с просьбой объяснить, каких положительных перемен нам, зрителям, следует ожидать в связи с назначением нового директора, или постановки будут по-прежнему низкопробно извращаться? Ответ пришел через 2 дня и несколько удивил меня. Министр Культуры Области перенаправил мой запрос Министру Культуры Российской Федерации , Медынскому с просьбой мне ответить!?Либо это случай манифестации тактики Адверза, либо я чего-то совсем не понимаю в сегодняшних внутренних официальных отношениях. Мой вывод из прецедента: и их надо теребить, и самим не быть сторонними наблюдателями, а действовать каждый на своём месте

  • Люмила Осинцева03-04-2015 13:20:01

    Галина,благодарим Вас за отклик и действенную помощь! Если бы все, изучающие Живую Этику действовали так же быстро как Вы, то наша жизнь скорее бы менялась в лучшую сторону. С добрыми пожеланиями, Л.Осинцева, Н.Жукова.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Наталия Жукова »