Программа «Индо-русский культурный магнит: из глубины веков до наших дней» в Ярославле
01.11.2023
21 октября 2023 года в Центральной библиотеке имени М.Ю.Лермонтова (Ярославль) была представлена программа «Индо-русский культурный магнит: из глубины веков до наших дней». Мероприятие провел Сергей Владимирович Скородумов, сотрудник Международного Центра Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион». Программа сопровождалась книжно-иллюстративной выставкой, на которой экспонировались книги и публикации, посвященные развитию российско-индийских отношений.
В стихотворении Николая Гумилева «Прапамять», написанном летом 1917 года, есть такие строки, посвященные созвучию народов и культур России и Индии:
…И вот опять восторг и горе,
Опять, как прежде, как всегда,
Седою гривой машет море,
Встают пустыни, города.
Когда же, наконец, восставши
От сна, я буду снова я, –
Простой индиец, задремавший
В священный вечер у ручья?
Индия с древнейших времен привлекала к себе внимание русского народа. И хотя прямых контактов между нашими странами долгое время не было, тем не менее на протяжении многих веков замечательные художественные образы, связанные с Индией, жили в русском народном творчестве: в былинах, легендах, народных сказаниях. В русской традиции Индия ассоциировалась с местоположением земного рая. Так, в Библейской энциклопедии 1891 года издания в статье «Индия» со ссылкой на Ветхий Завет говорится о том, что «...некоторые не без основания видят в названиях райских рек Геон и Фисон индийские реки Инд и Ганг (Быт. II, 11–13)».
В XV веке тверской купец Афанасий Никитин дал первое в русской литературе описание Индии в своих путевых записях «Хожение за три моря». Первые индийские предприниматели появились в Астрахани в XVII веке. Они основали колонию, и купцы из Индии начали посещать Казань, Нижний Новгород, Ярославль и Москву.
Сергей Скородумов представил присутствующим творчество ярославской художницы Натальи Бутусовой, на картинах которой нашли отражение факты пребывания в Ярославле индийских купцов в середине XVII столетия. В книге Ивана Федоровича Барщевского «Исторический очерк города Ярославля» говорится: «В середине 17 века в Ярославле торговали индийскими и персидскими товарами два индийских купца, по имени Солокна и Лягунт». Указывается, сколько и каких тканей было продано. Этот факт послужил основанием для создания Натальей Бутусовой нескольких картин из серии «Купцы».
Первым ученым-индологом стал ярославец Герасим Степанович Лебедев, который побывал в Индии в 1785–1797 годах. Лебедева привлекали знания этой древней страны. Он организовал для индийцев в британской Калькутте первый национальный театр европейского типа. Лебедев перевел на бенгали пьесы западных драматургов и по примеру своего земляка, ярославца Федора Волкова, основавшего русский национальный театр, осуществил постановки этих пьес в Калькутте. В 1805 году после возвращения в Россию Лебедев выпустил книгу «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев», в которой написал: «…Восточная Индия <…> есть та первенствующая часть света, из которой, по свидетельству разных бытописателей, род человеческий по лицу всего земного шара расселился и национальный санскритский язык, который, не только со многими азиатскими, но и с европейскими языками имеет весьма ощутительное в правилах сближение». Примечательно, что книга Лебедева вышла в свет за 16 лет до полной публикации записей Афанасия Никитина.
Русские востоковеды и путешественники своей жизнью опровергали тот подход, который сформулировал Киплинг: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд». Они убедительно показывали, что Восток и Запад прекрасно встречаются в пространстве науки и культуры. Впоследствии всемирно известный художник, мыслитель, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих сформулировал это отношение в следующей фразе: «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают».
Нашей выдающейся соотечественнице, уникальному мыслителю и путешественнице Елене Петровне Блаватской удалось глубоко познать индийскую духовную традицию и в сотрудничестве с Учителями Востока создать уникальные труды «Тайная Доктрина», «Ключ к теософии», «Разоблаченная Изида» и другие.
Она принесла миру новые знания, которые пробудили интерес к культуре и философии Индии, основала Теософское общество, главной задачей которого стало «создание ядра всемирного человеческого братства, невзирая на расу, вероисповедание, пол, касту и цвет кожи». Ее глубокая и разносторонняя книга «Из пещер и дебрей Индостана», напечатанная в 80-х годах XIX века в Москве, пользовалась большой популярностью у русских читателей.
Основателем отечественной индологической школы стал Иван Павлович Минаев (1840–1890). Он положил начало широким буддологическим исследованиям в России.
В 1890–1891 годах состоялось путешествие цесаревича Николая (будущего императора Николая II), во время которого наследник престола побывал во многих странах Азии, в том числе и в Индии. Сопровождающий цесаревича востоковед Эспер Эсперович Ухтомский выпустил прекрасно иллюстрированный трехтомный отчет об этой экспедиции «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890-1891».
Интерес к Индии проявляли русские писатели. Ярким примером соприкосновения и взаимного влияния духовных традиций наших культур может служить переписка Л.Н.Толстого и Махатмы Ганди. Индия притягивала российских художников. Она позвала в путешествие Василия Верещагина, побывавшего в этой древней стране в конце XIX века и написавшего целый ряд полотен о ней.
Идеи индийской философии занимали умы передовой молодежи. Так, классик белорусской литературы и один из создателей современного литературного белорусского языка Максим Богданович в 1911 году посвятил Диодору Дебольскому, своему другу по Ярославской мужской гимназии, стихотворение, в котором есть такие строки:
Д. Д. Дебольскому.
Быть может вправду путь житья
Идет по кругу, друг,
И я из недр небытия
Не раз рождался как дитя,
Пройдя нелегкий круг.
Быть может, вечна жизни нить,
И ей, настанет срок,
Дано конец с началом свить,
Чтоб снова все мне пережить,
Пройти еще виток!..
Быть может, что в простор без дна
Я на кругу одном
Лечу, а вся-то новизна
Лишь в том, что жизнь освещена
Изменчивым лучом...
И, чувства всколыхнув, пройдет
Былое предо мной...
Умри я – сущность не умрет,
Иные формы обретет
Мой вечный путь земной.
Впоследствии Диодор Дебольский написал книгу «К познанию Абсолюта» (опыт индийских и христианских мистиков), в которой пришел к выводу о схожести этого опыта. Примечательно, что среди выдающихся русских философов в 30-е годы XX века велась полемика по поводу теории перевоплощения.
Выдающиеся ученые и мыслители В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский обращались к духовной традиции Индии и видели в ней источник новых знаний.
России, расположенной между Западом и Востоком и соединяющей эти две части света, суждено сыграть важнейшую культурно-эволюционную роль на планете. Импульс для осуществления этой задачи пришел из Индии.
Семья Рерихов показала вершину культурного взаимодействия России и Индии, которое осуществлялось между нашими странами на протяжении веков. Они собрали, претворили и подняли на недосягаемую высоту все самое лучшее, что было характерно для российских востоковедов, путешественников, деятелей культуры. Рерихи показали пример уникального культурного синтеза духовных традиций России и Индии, который прежде всего произошел на вершинах их внутреннего мира. Все труды этой семьи предназначались для России.
Знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция, организованная Николаем Константиновичем Рерихом в 1923–1928 годах, прошла по пути переселения народов и была посвящена поиску общего истока культур России и Индии.
Знаковыми стали встречи Рерихов с Рабиндранатом Тагором и Джавахарлалом Неру. Как и Е.П.Блаватской, Рерихам также удалось приобщиться к индийской духовной традиции и творить в сотрудничестве с Учителями Востока. Именно поэтому их достижения оказались столь важными в первую очередь для России.
Огромное значение имеют эволюционные действия Рерихов, которые они осуществляли в поле взаимодействия России и Индии: Пакт Рериха, философия Живой Этики, Центрально-Азиатская экспедиция, Институт «Урусвати».
Все эти достижения Рерихов определялись, с одной стороны, тем, что они были глубоко погружены в русскую культуру, а с другой, – соприкосновением с Индией, которая вдохновляла и напитывала их богатый внутренний мир. Определяющую роль в их творчестве играло сотрудничество с Учителями Востока. Л.В.Шапошникова отмечает, что Н.К.Рерих смог соединить в себе духовные традиции России и Индии, «…стать кульминацией в их взаимодействии и поднять это взаимодействие на качественно новый уровень».
Основой нового планетарного мышления, которое начало формироваться в энергетическом пространстве русской культуры на рубеже XIX–XX веков и продолжает складываться сейчас, послужило творческое наследие семьи Рерихов и философия Живой Этики, разработанная Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с Великими Учителями Востока.
Важнейшим историческим событием стала передача в 1990 году из Индии в Россию наследия семьи Рерихов, создание Международного Центра Рерихов (МЦР) и его общественного Музея имени Н.К.Рериха.
Святослав Николаевич Рерих, младший сын великого художника, обозначил общественный статус Музея имени Н.К.Рериха, указал на ведущую роль выдающегося ученого-востоковеда Л.В.Шапошниковой, своего доверенного лица, и определил последовательность культурного строительства.
По воспоминаниям Л.В.Шапошниковой, С.Н.Рерих говорил ей о том, что организация Советского Фонда Рерихов (впоследствии – Международный Центр Рерихов) и создание общественного Музея имени Н.К.Рериха осуществлялись по инициативе и плану Учителя Востока. Отсюда можно сделать вывод, что Музею предстояло стать зримым воплощением культурно-эволюционного импульса, пришедшего из Индии.
Л.В.Шапошникова выполнила распоряжения С.Н.Рериха. Ее культурная и научная деятельность, работа созданных под ее руководством Международного Центра Рерихов и общественного Музея имени Н.К.Рериха стали главной опорой формирования нового космического мышления в России. Сегодня Международный Центр Рерихов продолжает вести широкую культурно-просветительскую деятельность. В Индии активно работает Международный Мемориальный Трест Рерихов.
Николай Константинович Рерих писал: «Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские… Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает».
В наши дни индо-русский магнит продолжает и усиливает свое творческое действие, укрепляя дружбу между нашими странами и народами.
Алексей Борисенко
Л.Булатова02-11-2023 17:48:01
Спасибо Алексею Борисенко за интересный репортаж из Ярославля. Сколько благородных родников древней Индии питают нашу культуру. Не зря, не случайно при любом взаимодействии с Индией сердца наши отвечают теплым чувством. Как старшая сестра, Индия готова делиться с нами своей мудростью, непревзойденной красотой своих храмов, дружелюбием и любовью. Бесценный дар в наше взаимопроникновение внесли в том числе вся семья Рерихов, Е.П.Блаватская, Л.В, Шапошникова и многие другие. В далекой Индии есть улица Г.С.Лебедева, на севере Индии действует как культурный магнит целый трест Рерихов, который включает в себя и музей Рерихов и институт "Урусвати", созданный Рерихами. Какая разница в отношениях к русским культурным героям в Индии и в России! Как интересно работают друзья в Ярославле! Понравилась и украсила репортаж живопись Н.Н.Бутусовой. Спасибо!
Александр02-11-2023 19:51:01
Замечательная публикация. Выше всяких похвал. Тема российско-индийских исторических отношений - тема вечная, беспроигрышная, актуальная всегда и во всём. Тема, к которой мало обращались и ещё будут возвращаться не раз. Тема особенно актуальна в наши дни, когда чрезвычайно важен вопрос российско-индийского сотрудничества. Спасибо всем, кто так или иначе причастен к большой работе, позволившей публикации состояться.
Сергей Скородумов02-11-2023 21:25:01
Уважаемая Татьяна Николаевна!
Сердечно благодарю Вас за публикацию материала о мероприятии в Ярославле! Приятно, что об этой программе узнают читатели "Адаманта".
Александр Иванович Херсонов02-11-2023 21:41:01
Россия и Индия в творчестве поэта Валентина Сидорова.
Затронутую тему «Индия - Россия» хотелось бы дополнить творчеством современника нашего поколения, советского поэта Валентина Сидорова. Начиная с 1965 года, в лирической поэзии ВС появляется нечто новое, «философское», уходящее от земли в выси пространства. Например: «В страну бессмертья ищем мы пути». Или «человек - смешенье двух начал, он - на границе смерти и бессмертья». Но с началом 70-х годов, увенчанных знаковой поездкой в Индию (в 74 году), в поэзии ВС проступает мыслитель, и поэзия обретает «новое лицо». Новые, не тронутые ранее темы затрагивают разум, чувство и воображение поэта. И это благодаря влиянию Индии. В 1970 году появляются «Голубые холмы Индостана». Поэт обращается к Индии, считая что «нам и ей подвластны высота и широта небес», а «в языке воскресшего санскрита мы глагол славянский узнаём».
В творчестве поэта берёт начало тема единения России и Индии, родства душ, духовной близости. Эта счастливая и благодатная тема впоследствии явится главенствующей в творчестве поэта, которой будет отдано 30 лет жизни. В 1971 году появляется стихотворение «Учитель», где поэт ведёт речь о высоком учительстве, о том, что называется водительством.
Брамин, обращаясь к Учителю, говорит: «Меж звездами, меж солнцем и людьми ты говорил, не может быть различья... как звёзды люди излучают свет». В 1972 году пишется стихотворение «Весть», основанное на монологе Н.К. Рериха, в котором рефреном повторяется строка: «Чует душа тёмные явно и тайно сражаются». Оценивая текущее время, В. Сидоров замечает: «Сходит, решительно сходит на нет, всё, что как накипь поднялось со дна. Пламя меняет свой яростный цвет». И опять звучит тема единства России и Индии: « Словно ручьи, холодящие лето, вместе слились Гималаи и Русь. Слышу я голос единства Вселенной в дивных словах Гималаи и Русь». В стихотворении «Голос в ночи», где повествуется о причине гибели Атлантиды, поэт предостерегает современников: «Вам ещё неизвестно как насыщена мгла, как сгущаются тучи эгоизма и зла. Нет, старинные притчи и легенды не лгут, что от злых устремлений злые реки текут». Упоминая об Индии, поэту невозможно обойти имена великих философов и общественных деятелей.
В 1973 году пишется стихотворение «Вивекананда», где звучит заклинание : «Обряды - яд! Авторитеты - яд! А жизнь не в этом, истина не в этом». Чему же учит великий философ? Например, тому, что «истина не где-то в облаках, а там где свет, энергия и сила» и что «ты сам себе Учитель человек». Что касается символа веры философа, то вот он: «Свобода духа, радость бытия - волшебный ключ в неведомые сферы. И в этом - вся религия моя и символ мой несокрушимой веры! И в этом - жизнь сама!».
Под влиянием творчества Н.К. Рериха поэт ключевые идеи выражает афористично, превращая в запоминающиеся философские поговорки. И таковых великое множество: «Тропинок много, путь всегда один», «Подчинив себе хаос, мысль скрепляет миры», «Пускай препоны на твоём пути всё время превращаются в ступени», «Ищи лишь то, что бесконечно выше и бесконечно далее тебя».
«Русь и Индия, грани смыкая».
Поэт много внимания уделяет идеям Н.К. Рериха, Учению Живой Этики. Здесь мы находим повествование о «Созвездье Ориона», о «Махатме Ганди», «Легенду о Камне», «Свиток», «Песнь о Шамбале».
Рефреном звучит удивительная строка: «Встаёт над Гималайскою грядой в урочный час созвездье Ориона». Что же это за «урочный час»? «В этот час насыщена земля волной, идущей из глубин вселенной: «О человек! Вот смысл твой сокровенный. Ты - огнь и свет, сжигающий себя».
В «Махатме Ганди» поэт утверждает что «может быть лишь теплотою все земного братства мертвящий ком возможно растопить». Мертвящий ком - ужасающая карма человечества, отчего «как никогда нам не союз со смертью, а с жизнью нам союз необходим». В «Песне о Шамбале» поэт замечает дивное:
«Песнь звенела, и в песне чужой повторялась легенда Алтая и душа сочеталась с душой». И предполагает: «Может, в неком не писанном своде утверждалась их тайная связь, если Шамбала, как Беловодье, белым островом тоже звалась». В стихотворении 1978 года В. Сидоров утверждает: «Век блистающей Шамбалы ныне, заповеданный нам наступил». В песне ламы о Шамбале мы узнаём, что «вековечная тайна России на путях в Гималаи лежит» и «ток незримый в Россию течёт».
Администратор
Александр Иванович, спасибо за такой комментарий.Татьяна Николаевна Бойкова03-11-2023 06:28:01
Друзья, согласна со всеми. Программа состоявшаяся в Ярославле, замечательна. И как уже писала под публикацией о мероприятиях в Казани - всегда с радостью работаю с подобными материалами, хотя работы с ними немало. Обширный иллюстративный материал дает полное представление обо всем. В нашем материале на портале, я не могла представить весь иллюстративный материал - пришлось выбирать. Если есть желание увидеть чуть больше - пройдите по ссылке на сайт МЦР.
Повторю то, что писали все комментаторы - Спасибо всем, кто принимал участие в этой программе.
Сергей Скородумов07-11-2023 15:13:01
Уважаемая Любовь Булатова!
Огромное спасибо Вам за добрые слова!
Сергей Скородумов07-11-2023 15:14:01
Уважаемый Александр!
Сердечно благодарю за Ваш отзыв!
Сергей Скородумов07-11-2023 15:17:01
Уважаемая Татьяна Николаевна!
Еще раз огромное спасибо! У меня давно появилась мысль - опубликовать на ярославском сайте материалы наших выставок и программ. Чтобы их можно было при желании скачать и использовать в регионах.
Опять встает вопрос наличия времени. Вернее, его отсутствия )
Сергей Скородумов07-11-2023 15:26:01
К сожалению, Валентин Сидоров сыграл негативную роль в становлении Международного Центра Рерихов и организации общественного Музея имени Н.К. Рериха. Как говорится, "из песни слов не выкинешь". Привожу цитату Людмилы Васильевны Шапошниковой из ее статьи "Позвольте мне сойти с пьедестала..." (предисловие к пяти неопубликованным письмам Е.И. Рерих из архива МЦР):
"Мне не хотелось бы упоминать, в связи со всем этим, каких-либо фамилий. Но одного человека я обязана назвать. Это В.М. Сидоров, который все время собирает "объединительные" съезды рериховских организаций и выступает как самозваный "иерарх" в полном смысле этого слова. 112 страниц клеветы, разосланные в разные высокие инстанции, вышли из-под крыши его организации. Грязный опус был направлен непосредственно против Международного Центра Рерихов, созданного последним Рерихом, которому он, как всем известно, передал наследие своих родителей. Неужели это ни о чем не свидетельствует? Для Сидорова - нет. Нарушая все законы Иерархии, попирая волю Рерихов, он начал возню, целью которой является национализация наследия, находящегося в распоряжении МЦР. Те же, кто за ним идет, пусть посмотрят реальности в глаза... Как относится Елена Ивановна к такому явлению, как клевета? Ведь и она, и Николай Константинович подвергались подобным нападкам очень часто. Можно было бы махнуть на это рукой, по принципу "Собака лает, караван идет". Кстати, многие рериховцы так и поступают. Однако Елена Ивановна обращает наше внимание на один важный момент. В письме (3.05.35), она писала: "Принимая спокойно эти свидетельства (клевету - Л.Ш.) величия творимого Н.К., столь щедро выдаваемые приспешниками тьмы, мы все же должны протестовать, чтобы не ввести в соблазн малые и неумудренные сознания." А таких сознаний в нашем рериховском движении немало. Именно на них строили свою клеветническую кампанию, направленную против МЦР и его создателя С.Н. Рериха, так называемые "рериховцы".
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".