Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Практический оккультизм. Е.П. Блаватская


За последнее время появилось мною желающих получить наставления в практическом оккультизме. Поэтому необходимо раз и навсегда разъяснить:

 

а) существенную разницу между теоретическим и практическим оккультизмом, то есть, между тем, что, вообще, известно под именем теософии, с одной стороны, и тем, что принято называть оккультными науками, с другой;

 

б) свойства затруднений, с которыми сопряжено изучение последних.

 

Теософом сделаться не трудно. Всякий человек с средними умственными способностями и склонностью к мистицизму, не эгоист, ведущий чистую бескорыстную жизнь, находящий больше радости в возможности помогать ближнему, чем получать помощь самому, всегда готовый жертвовать своими удовольствиями ради пользы других, любящий Истину, Добро и Мудрость ради них самих, а не ради предоставляемой ими пользы, есть теософ.

 

Но совсем другое дело стать на тот путь, который ведет к знанию верного образа действий, к верному распознаванию добра и зла; на тот путь, который ведет человека к такому могуществу, что он может творить желаемое добро, не пошевельнув по-видимому даже и пальцем.

 

Кроме того, есть важный факт, с которым следует познакомить изучающего, а именно: Учитель несет громадную, почти безграничную ответственность за своего ученика. Начиная с восточных Гуру, которые учат открыто или тайно, вплоть до немногочисленных Каббалистов Запада, берущихся преподавать начала Священной Науки своим ученикам — причем эти иерофанты Запада часто сами ничего не знают об опасности, которой подвергаются, — все эти «наставники» подвластны одному и тому же закону. С того момента, когда они на самом деле начинают учить, с того часа, когда они передают ученикам какую-либо силу — психическую, умственную или физическую — они берут на себя ответственность за все грехи своих учеников, имеющие какую-либо связь с сокровенными науками, будут ли то грехи упущения или грехи совершения; и это — вплоть до того времени, когда посвящение сделает из ученика в свою очередь ответственного Учителя. Есть роковой и мистический религиозный закон, соблюдаемый и пользующийся большим уважением в греческой церкви, на половину забытый в римско-католической и совершенно отсутствующий в протестантской. Он относится к самым первым дням Христианства и имеет основание в твердо установленном законе, символом и выражением которого он был. Это — учение о безусловной святости отношений, существующих между крестными отцом и матерью и крестником*. Они как бы берут на себя ответственность за все прегрешения вновь окрещенного (который помазуется, как при посвящении: крещение — воистину — таинство!) до того дня, когда он становится ответственной личностью, способной распознавать добро и зло.

 

Теперь, надеюсь, станут понятными и осторожность Учителя в деле выбора ученика, и требование от последнего семилетнего искуса, чтобы успели обнаружиться его пригодность и развиться те свойства, которые необходимы для безопасности как Учителя, так и ученика.

 

Оккультизм — не магия. Сравнительно не трудно научиться психическим фокусам и методам пользования более тонкими — хотя все еще материальными — силами физической природы; потому что способности животной души человека пробудить недолго, и силы, приводимые в действие его любовью, ненавистью или иною страстью, развиваются достаточно быстро. Но это — черная магия, колдовство, потому что единственно, что делает проявление внутренней силы черной (зловредной) или белой (благодетельной) магией, — внутреннее побуждение. Человек, в душе которого остался хотя бы малейший след себялюбия, не должен пользоваться духовными силами; иначе, — за исключением, если намерения его вполне чисты, — духовное преобразится в психическое, последнее проявится в астральном мире, и могут получиться самые страшные результаты. Свойства и силы животной природы человека могут быть использованы одинаково как эгоистичной и мстительной душой, так и самоотверженной и всепрощающей; тогда как способности и силы духа доступны лишь человеку с безусловно чистым сердцем, и это и есть Божественная Магия.

 

Каковы же те требования, которые ставятся желающему изучать «Божественную Науку»? Ибо необходимо помнить, что никакие наставления не могут быть даны, если не будут соблюдаемы и строго выполнены известные условия, в течение всего учебного периода. Это — conditio sine qua поп. Ни один человек не научится плавать, пока он не попадет в глубокое место реки. Ни одна птица не полетит, пока у нее не отросли крылья, пока перед ней нет открытого пространства и нет достаточного мужества, чтобы довериться воздушной стихии. Тот, кто желает употреблять в дело обоюдоострый меч, должен научиться мастерски владеть тупым оружием, если он не хочет при первой же попытке нанести вред себе или — что еще хуже — другим.

 

Чтобы дать хотя приблизительное представление об условиях, при которых изучение Божественной Мудрости может происходить в безопасности, не рискуя, что Божественная Магия перейдет в черную, мы даем здесь страницу из так называемых «тайных правил», которыми на Востоке снабжены все духовные наставники. Следующие места выбраны из общего числа правил и в скобках к ним добавлены пояснения.

 

1. Место, выбранное для обучения, должно быть таково, чтобы ум не развлекался, и место это должно быть снабжено предметами, обладающими магнетическим влиянием. Между другими предметами должны быть и расположенные в круге пять священных цветов. Избранное место должно быть свободно от зловредных влияний, носящихся в воздухе. (Место должно быть уединенное и не иметь другого назначения. Пять священных цветов представляют собой цвета призмы, расположенные в известном порядке; они обладают большим магнетизмом. Под «зловредными влияниями» подразумеваются всякие смятения, вызванные распрями, ссорами, дурными чувствами и т. д., так как все они немедленно отражаются в астральном свете и, сохраняясь в атмосфере помещения, как бы «висят в воздухе». Это первое условие как будто и легко выполнимо, но, в действительности, оно из наиболее трудно достижимых).

 

2. Прежде чем ученику разрешено будет учиться «лицом к лицу», он должен приобрести предварительные познания в избранном сообществе с другими мирскими upasaka (учениками), число которых должно быть нечетно.

 

(«Лицом к лицу» означает здесь отдельное обучение, когда источником знания для ученика служит или его собственное высшее божественное «я», или его Гуру. Только тогда каждый ученик получает подобающие для него знания, в зависимости от того, как он использовал свои знания. Это бывает лишь в самом конце обучения).

 

3. Прежде чем поведать Лэну (ученику) благие глаголы Ламрина или разрешить ему подготовиться к Дубжеду, ты (Учитель) дол жен позаботиться о том, чтобы ум его был вполне очищен и в мире со всеми, в особенности же со своими другими «я». Иначе слова Мудрости и благого закона будут рассеяны и разнесены ветром.

 

(«Ламрин» — произведение Тзон-ка-па, практические наставления в двух частях, из которых одна употребляется духовенством для экзотерических целей, а другая — для эзотерических. «Приготовиться к Дубжрду» значит приготовить предметы, нужные для ясновидения, такие как зеркала и кристаллы. «Другие я» относятся к товарищам ученикам. Без величайшей гармонии между учениками успех невозможен. Выбирает учеников сам Учитель, сообразуясь с магнетическими и электрическими свойствами каждого из них, заботливо соединяя и согласуя положительные и отрицательные элементы).

 

4. Учась вместе, upasaka (ученики) должны быть неразрывно связаны, как пальцы на одной руке. Запечатлей в их душах, что все, что огорчает одного, должно огорчать и других, и что, если радость одного не находит отзвука в сердцах других, — это значит, что требуемых условий нет налицо и продолжать занятия — бесполезно.

 

(Это едва ли может случиться, если первоначальный выбор был сделан согласно законам магнетизма. Известны случаи, когда ученикам, в других отношениях подававшим надежды и способным воспринять истину, приходилось ждать годами благодаря своему характеру и невозможности настроить себя в созвучие с товарищами. Ибо...).

 

5. Подобно тому, как струны лютни должны быть настроены, чтобы каждая струна звучала по своему и все же издавала бы звуки, гармонирующие с другими струнами, также и Учитель должен настроить своих учеников. Вместе взятые они должны представлять резонатор, ответно вибрирующий во всех частях своих при малейшем прикосновении (Учителя). Таким образом души их будут открыты для гармоний Мудрости, которая проникнет знанием в каждого и во всех, производя результаты, приятные для охраняющих богов (ангелов-хранителей) и полезные для учеников. Так Мудрость будет навсегда запечатлена в их сердцах, и гармония закона никогда не будет нарушена.

 

6. Желающие приобрести познания, ведущие к Siddhis (оккультные силы), должны отказаться от всякой житейской и мирской суеты. (Следует перечисление Siddhis).

 

7. Никто не должен ощущать различие между собой и своими со товарищами, вроде следующего: «Я — самый мудрый», или «Я — более спят и более угоден Учителю, или пашей общине, чем мой со брат», и т. д. и в то же время — оставаться upasaka (учеником). Его помышление должно быть направлено на свое собственное сердце, изгоняя из него всякую враждебную мысль к какому бы то ни было живому существу. Оно должно быть полно чувства единства с остальными существами, также и со всей Природой, иначе ученик не добьется успеха.

 

8. Лэну (ученик) должен бояться лишь внешнего живого влияния (магнетических эманации от живых существ). По этой причине, находясь внутренне в полном единстве со всеми, он в то же время обязан тщательно обособлять свое внешнее (физическое) тело от всякого чужого влияния: никто не должен есть или пить из его чаши «кроме него самого», и он должен избегать всякого телесного соприкосновения (не трогать и не дозволять касаться до себя) с человеческим или с животным существом.

 

(Не разрешается держать любимых животных и даже запрещается дотрагиваться до известных деревьев и растений. Ученику необходимо жить, так сказать, в своей собственной атмосфере, чтобы индивидуализировать ее ради оккультных целей).

 

9. Ум ученика должен оставаться равнодушным ко всему, кроме мировых истин в природе, дабы «Учение Сердца» не превратилось в одно лишь «Учение Ока» (т. е. в пустую внешнюю обрядность).

 

10. Ученик не должен есть никакой животной пищи, ничего, в чем есть жизнь. Он не должен употреблять вино, спиртные напитки или опий, ибо, подобно Ламаинам (злым духам), устремляющимся на неосторожного, они уничтожают разум.

 

(Вино и спиртные напитки поглощают и сохраняют в себе дурной магнетизм всех людей, участвовавших в их приготовлении, и мясо животного обладает психическими свойствами своей породы).

 

11. Медитация, воздержание во всем, исполнение нравственных обязанностей, благие мысли, добрые дела и приветливые слова, и благоволение ко всем, и полное забвение о себе, — вот самые действенные средства, чтобы добиться знания и приготовить себя к восприятию высшей Мудрости.

 

12. И только при условии самого строгого соблюдения всех выше изложенных правил, Лэну (ученик) может надеяться приобрести со временем Сиддхи (психические силы) Архатов и достигнуть того духовного роста, который даст ему возможность постепенно слиться воедино с Мировым Единством.

 

Эти двенадцать извлечений взяты из общего числа семидесяти трех правил, перечислять которые было бы бесполезно, ибо в Европе они лишены всякого значения. Но даже и этих правил достаточно, чтобы показать, как безгранично велики те затруднения, которые лежат на пути желающих стать «Upasaka», которые родились и воспитались на Западе**.

 

На Западе вообще, а в Англии в особенности, все воспитание проникнуто духом соревнования и борьбы, и в школах усердно культивируется так называемое «дружеское соревнование»: ребенка побуждают учиться скорее, перегонять своих товарищей и превосходить их во всем, а затем, последующая жизнь всеми своими подробностями только питает и развивает этот дух. Может ли человек, которому с детства были привиты такого рода понятия, сознавать себя связанным со своими товарищами «как пальцы на одной руке»? Тем более, что не сам он избрал их, основываясь на собственной симпатии и оценке. Они выбраны Учителем в силу совершенно иных соображений. И тот, кто хочет быть челой, должен предварительно найти в себе достаточно силы, чтобы убить в своем сердце всякую неприязнь и антипатию к другим. Многие ли из европейцев готовы сделать хотя бы серьезную попытку в этом направлении?

 

А затем, мелочи повседневной жизни, запрещение прикасаться даже к наиболее близкой и дорогой руке. Как оно противоречит западным понятиям о любви и сердечных отношениях! Каким холодным и жестоким кажется оно, это запрещение! И не скажет ли житель Запада, что отказывать в радости другим ради собственного развития — эгоистично? Самое лучшее, если люди, думающие так, отложат свою попытку вступить на путь до другой жизни. Но пусть они не гордятся своим мнимым бескорыстием, ибо, на самом деле, они позволяют обманывать себя кажущимися видимостями, условными понятиями, основанными на эмоциях и порывах, или так называемой вежливостью; но все это — принадлежности нереальной жизни, а не повеления Истины.

 

Но даже оставляя в стороне эти трудности, которые можно рассматривать как «внешние», хотя значение их, тем не менее, велико — посмотрим, могут ли ученики Запада «настроить себя» гармонично по отношению к другим, как это требуется от них? Личность в Европе и в Америке развита так сильно, что в ней не найдется ни одной — даже художественной — школы, члены которой не ненавидели бы и не завидовали бы друг другу. «Профессиональная» ненависть и зависть вошли в поговорку; всякий старается увеличить свое благосостояние, во что бы то ни стало; и так называемые правила вежливости лишь пустая маска, прикрывающая этих демонов ненависти и зависти.

 

На Востоке дух «единения» прививается также усердно с детства, как на Западе — дух соревнования; там не дают так сильно разрастаться ни личному честолюбию, ни личным чувствам и желаниям. Если почва по природе хороша, она возделывается в надлежащем направлении, и ребенок вырастает в человека, в котором привычка подчинять свое низшее «я» высшему — сильна и могущественна. На Западе человек смотрит па свои симпатии и антипатии к людям и явлениям, как на руководящий принцип для своего поведения, а в худшем случае он возводит его в закон своей собственной жизни и стремится подчинить ему и чужую жизнь.

 

Пусть неудовлетворенные тем, что они получили в Теософском Обществе, примут к сердцу слова, сказанные нами в статье в «Пути» за последний февраль: «Ключ, открывающий каждую новую ступень, есть сам стремящийся» «и не страх Божий», есть «начало Премудрости», а самопознание, которое есть Сама Премудрость.

 

Сколько величия и истины являет, таким образом, оккультизм ученику, начавшему претворять в жизнь некоторые из вышеизложенных истин. Ответ, дававшийся Дельфийским оракулом всем приходившим искать свыше оккультной Мудрости — слова, повторенные и утвержденные снова и снова мудрым Сократом:

 

«Человек, познай себя».

 

Примечания:
* Связь, установленная таким образом, считается в греческой церкви настолько священной, что брак между крестными отцом и матерью одного ребенка рассматривается как наихудший вид кровосмешения, считается незаконным и расторгается по закону. Этот абсолютный запрет распространяется даже на детей как одного, так и другого крестных.
** Все «чела», даже светские, называются «Upasaka» вплоть до первого посвящения, после которого они становятся Lanoo-Upasaka. До этого дня все, даже принадлежащие к монастырям (Lamaseries), считаются «Мирскими».

01.01.2005 03:00АВТОР: Е.П. Блаватская | ПРОСМОТРОВ: 2915


ИСТОЧНИК: По материалам сборника "Теософия и практический оккультизм" М., "Сфера", 1993



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Елена Петровна Блаватская. Биография. Книги. Статьи. »