X Кузбасские чтения памяти Б.Н. Абрамова. Информационное письмо. Проект «Русский космизм». Очерк академика Л.В.Шапошниковой «Звездный цветок» из книги «Тернистый путь Красоты» (аудио). В Санкт-Петербурге к 90-летию подписания Пакта Рериха состоялось открытие культурно-выставочного проекта «Под Знаменем Мира». В Волосово (Ленинградская область) состоялся праздник в честь 90-летия Пакта Рериха (фоторепортаж). Впишите своё имя в историю буддизма России: пожертвуйте на «именной кирпич» для нового дацана. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Познавание прекрасного. Н.К.Рерих


 

 

Платон заповедал в трактатах о государственнос­ти:

 

«Трудно представить себе лучший метод воспита­ния, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души». «Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым глав­ным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внед­ряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красо­той и делают человека прекрасномыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радос­тью воспринимать его, насыщаться им и согласовать с ним свой быт».

 

Конечно, слово «музыка» в данном случае мы не должны понимать в качестве общепринятого теперь музыкального образования в тесном значении. У афинян музыка, как служение всем музам, имела гораздо более глубокое и обширное значение, не­жели у нас. Это понятие обнимало не только гар­монию тонов, но и всю поэзию, всю область высо­кого чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было настоя­щим воспитанием вкуса, который во всем познаёт прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному нам и придется опять вернуться, если только идеи высокого Строительства не отринуты человечест­вом.

 

Гиппиас Майор (красота) диалога Платона не есть облачная отвлеченность, но поистине живущее благородное понятие. Прекрасное в себе! Ощути­тельное и познаваемое. В этой познаваемости заключается вдохновляющее, поощряющее напутствие к изучению и внедрению всех заветов прекрасного. «Философская мораль» Платона одухотворена чувст­вом прекрасного. И разве сам Платон, проданный в рабство ненавистью тирана Дионисия, а затем живу­щий и восстановленный в садах Академии, не дока­зал примером своим жизненность прекрасного пути?

 

Конечно, и гимнастика Платона вовсе не совре­менный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика Платона — это тоже врата к Прекрасному, дисциплина гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные.

 

Мы говорили о введении в школах курса этики жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания Прекрасного, конечно, и два на­званные курса опять останутся мертвою буквою. Опять в течение всего нескольких лет высокие жи­вые понятия этики обратятся в мертвенную догму, если не будут напитаны прекрасным.

 

Многие живые понятия древнего мира приобре­ли в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслужен­ного расширения, наоборот, умаление и обеднение. Так, обширное и высокое служение музам обрати­лось в узкое понятие игры на одном инструменте. Ведь когда вы слышите сейчас слово «музыка», вы себе прежде всего представляете урок музыки со все­ми наслоившимися ограничениями. Когда вы слы­шите слово «Музей», вы понимаете его как складоч­ное место для тех или иных предметов искусства. И как всякое складочное место, это понятие вызывает в вас некоторую долю мертвенности. И это ограниченное понятие музея-хранилища, складочного мес­та так глубоко вошло в наше понимание, что когда вы произносите понятие в первоначальном его значении, а именно Музеон, то никто уже не пони­мает, что вы хотите этим сказать. Между тем каж­дый эллин вовсе даже не самого высокого образова­ния понял бы, что Музеон есть прежде всего Дом муз.

 

Прежде всего Музеон есть Обитель всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их. Потому часто вы можете слышать, что люди не могут понять, каким образом Музей, как таковой, может заниматься всеми родами искусства, может заниматься воспитанием вкуса и распространением чувства Прекрасного в существе.

 

В данном случае мы вспомнили заветы Платона. Так же точно мы могли бы вспомнить и Пифагора с его Законами о Прекрасном, с его незыблемыми ос­новами светлых мировых утверждений. Древние эл­лины дошли до того утончения, что возглавили свой Пантеон Алтарем Неведомому Богу. В этом воз­вышении духа они приблизились к утонченно не­сказуемому понятию древних индусов, которые, произнося «нети, нети», вовсе не хотели этим ска­зать какое-либо отрицание, наоборот, говоря «не То, не То», они лишь указывали несказуемое величие непроизносимого Понятия.

 

При этом эти великие понятия не были чем-то отвлеченным, чем-то живущим лишь в разуме и рас­судке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное, неотъемлемое и неистребимое. В сердце пылал тот же огонь священный, который слагал ог­ненные Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св. Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов «Добротолюбия», много знавших и в конце концов мало понятых.

 

Мы говорим о воспитании вкуса как об акте дей­ствительно государственного значения. Когда мы говорим о Живой Этике, которая должна стать лю­бимым часом каждого ребенка, тогда мы и взываем к современному сердцу, прося его расшириться хотя бы до размеров заветов древности.

 

Разве можно считать естественным фактом, что понятие, так ярко выраженное уже во времена Пифагора и Платона, могло бы так сузиться и потерять истинное значение после всех веков так называемо­го развития. Пифагор уже в пятом веке символи­зировал собою целую стройную «жизнь пифагорей­скую». Пифагор утвердил музыку и астрономию как сестер в науке. Пифагор, названный ханжами шар­латаном, должен ужасаться, видя, как вместо строй­ного развития разбита и искривлена наша современ­ная жизнь, не знающая прекрасного гимна Солнцу – Свету.

 

В наши дни даже в печати иногда сообщаются странные формулы, как, например, недавно ска­занная формула о том, что расцвет интеллектуаль­ности является признаком вырождения. Формула очень странная, если только автор не придает сло­ву «интеллектуальность» какое-то особо суженное понятие. Если, конечно, мы возьмем интеллекту­альность лишь как выражение одного условного засушенного рассудка, то, конечно, эта формула справедлива. Но опасно одно – а именно, не счи­тает ли автор интеллектуальность как интеллигент­ность, которая должна быть связана, прежде всего, воспитанием вкуса как действенного в жизни нача­ла.

 

В наших глазах создалось на Западе новое пере­нятое слово «интеллигенция». Сперва на этого новопришельца несколько косились, но затем оно вошло в литературу. Является вопрос, предполагает­ся ли это понятие как выражение интеллекта, или же оно по древним заветам символизирует вообще сознательное воспитание вкуса?

 

Если оно есть символ сознания и утонченного и расширенного, то будем приветствовать всякое такое нововведение, которое, может быть, еще раз напо­мнит нам о древних прекрасных корнях.

 

В письме о «синтезе» вспоминались различия понятий Культуры и Цивилизации. Оба эти понятия достаточно обособлены даже в обычных словарях. Потому не будем возвращаться к этим двум последовательным понятиям, даже если бы кто-то и удовле­творялся одним низшим понятием Цивилизации, не мечтая о Культуре.

 

Но, вспомнив про интеллигенцию, позволитель­но будет спросить, принадлежит ли это понятие к Цивилизации как к выражению интеллекта, или же оно захватывает и высшую ступень – а именно, вхо­дит уже в состояние Культуры, в которой действуют уже сердце, дух. Конечно, если бы мы предположи­ли, что слово «интеллигенция» должно относиться лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы вводить в новый обиход. Можно допустить нововведение там, где оно действительно вносит что-то новое или, по крайней мере, достаточно обновляет древние Заветы в рамках современности.

 

Конечно, всякий согласится с тем, что интелли­генция, эта аристократия Духа, принадлежит к Куль­туре и только в случае такого объединения можно приветствовать это новое литературное понятие.

 

В таком случае воспитание вкуса, конечно, при­надлежит прежде всего интеллигенции, и не только принадлежит, но является ее обязанностью, не вы­полняя которую, интеллигенция не имеет права на существование и сама себя осуждает на одичание.

 

Воспитание же вкуса не может быть чем-то от­влеченным. Прежде всего это есть действенный под­виг во всех областях жизни, ибо где же может бать граница служению музам древних эллинов? Если древние понимали во всем действенном объеме это служение и приложения в жизнь этих прекрасных начал, то нам-то разве не будет стыдно, если мы в предрассудках и ханжестве обрежем все лучезарные крылья огненно сверкающих ангелов?

 

Когда мы предлагаем этику как школьный пред­мет, как предмет наиболее увлекательный, обшир­ный, полный созидающих начал, мы тем самым предполагаем и преобразование вкуса как защиту от безобразия.

 

Андромеда говорит: «И я принесла тебе Огонь». И древний эллин вслед за Эврипидом понимает, какой этот Огонь и почему он так драгоценен. Мы же в большинстве случаев будем твердить эти вдохновляющие, ведущие слова как фосфорную спичку. Мы наклеили высокое понятие фосфора – носите­ля света на спичку и зажигаем ею наш охладевший очаг, чтобы сварить похлебку на сегодня. А где же оно завтра, это светлое, чудное Завтра?

 

Мы забыли о нем. Мы забыли, потому что мы утратили поиски, утратили утонченный вкус, кото­рый устремляет нас к улучшению, к мечтам, к сознанию. Мечты для нас сделались снами прехо­дящими, но ведь неумеющий мечтать и не принад­лежит к жизни будущей, не принадлежит к роду че­ловеческому с высоким образом.

 

Даже та простая истина, что мечта о будущем есть первое отличие человека от животного, уже превра­тилась в трюизм. Но сам трюизм сделался не обще­принятой истиной, как должно было бы быть, но стал синонимом истины, о которой не следует ду­мать. Тем не менее, несмотря ни на что, даже во время самых больших трудностей не отложим мысль о воспитании вкуса, не отложим мысль о предмете живоносной этики. Не забудем об искусствемышле­ния и будем помнить о сокровище сердца.

 

«Некий отшельник оставил свое уединение и вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Име­ешь сердце». Когда же его спросили, отчего он не говорит о милосердии, о терпении, о преданности, о любви и всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложит­ся». Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? Или где поместится терпе­ние, если обитель его закрыта? Так, чтобы не тер­заться неприложимыми благами, нужно создать для них сад, который откроется среди осознания сердца. Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы – шелуха погибшая. Так заповедуют мудрые. Так и примем, и приложим.

 

Без неустанного познавания Прекрасного, без не­утомимого утончения сердца и сознания мы сдела­ем и законы земного существования и жестокими, и омертвелыми в человеконенавистничестве. Иначе говоря, будем способствовать самой низменной ги­бели.

 

Сказано: «Sub pretextu juris summum jus saepe summa injuria, suaviter in modo, fortifer in re» [1].

 

[1]Subpretextu juris summum jus saepe summa injuria, suaviterin modo, fortiferin re» (лат.) – Подтогоюзаконавысшееправо– высшаянесправедливость, ибозачастуюпоспособумягкое– посуществужестко. (Изречениесоставленоиздвухкрылатыхвыражений).

 

Гималаи

24 мая1932

 

 

27.05.2024 06:22АВТОР: Н.К.Рерих | ПРОСМОТРОВ: 337




КОММЕНТАРИИ (5)
  • ЕЛЕНА27-05-2024 16:33:01

    Символично, что статья Н.К.Рериха, "Познавание Прекрасного", вышла на портале в день Памятный, 27 мая, в День Рождения Великого Платона, который, покидая нашу Землю, заповедал: "ТВОРИТЕ ГЕРОЕВ!" Светлая Память Подвижнику Светлому! Память вечная - Память сердечная!

    Размышляя над статьей Н.К.Рериха, невольно подумалось:
    Как мудро прост язык Великих!

    Огромное спасибо за искры знания о Красоте, посланные с великой любовью в мир человеческий!


    ДЛЯ ВЕЧНОСТИ
    ------------
    Мысль дерзновенная прекрасна!
    Дух творчества неукратим!
    Нам все доступно, все подвластно,
    Когда для Вечности творим!
    ------

    Напитаем себя Красотой!
    Воспитаем и сердце и душу.
    ------
    Подняться над миром, чтоб сердцем увидеть,
    как он прекрасен! Красотою велик!
    ------

    Чистой мыслью выстелим дорогу,
    С нею пробежимся по росе;
    Пристыдим ненужную тревогу;
    Поклонимся Вечной Красоте!
    ------

  • Ксения28-05-2024 17:03:01

    Прекрасная и очень нужная статья. Окружённые совсем не прекрасной жизнью, мы можем черпать из этой статьи
    возвышенные мысли, как из целебного источника. Мы можем мечтать о такой жизни, которая будет строиться по законам красоты. И не только мечтать, но и претворять в жизнь эти мечты. У нас есть великий пример: вся творческая жизнь Рерихов шла под девизом - творить прекрасное!

  • К. Савитрин30-05-2024 08:05:01

    Очень люблю эту статью Н.К.Рериха, как и другие - "Глаз добрый", "Красота-победительница"... Сказано: "Красота - одеяние Истины", "Красота, Любовь, Знание", "Красота, Любовь, Действие"... Нужно сосредотачиваться на Красоте и Прекрасном, жить ими и привносить их во все сферы жизни и творчества. Так и только так приблизим и утвердим на Земле Эпоху Прекрасного и Возвышенного.

  • ЕЛЕНА30-05-2024 13:40:01

    Уважаемый Константин! Поделюсь своим чувством восторга и радости. Когда, 27 мая, писала комментарий на статью Н.К.Рериха, ярко вспомнила Ваши замечательные статьи о Прекрасном! Послала Вам мысли Света. И вот Вы здесь, на портале. Разве это не чудо? Приветствую!

    Сердечно поддерживаю мысль Ксении: "Вся творческая жизнь Рерихов шла под девизом - творить прекрасное!"

    "Урусвати знает, что Дума о Прекрасном приводит к Учителю. Даже в самые смятенные часы мысли о прекрасном создают лучший мост к Братству. Именно как целебное лекарство можно советовать уметь направить мышление на что-то прекрасное. Люди не понимают, какое мощное средство им дается. Они предпочитают жаловаться, негодовать, плакать, не понимая, что такие пути лишь препятствуют лучшим проводам.
    ...Среди самых тяжких столкновений помните о прекрасном. Как панацея может прекрасное укрепить сердце труженика.
    Помните, что не только вам советую, но и в Нашей Обители тоже такое послание блага применяется. Каждый имеет свои опасности и печали, но радостно знать, что защита едина". ("Надземное",135).

    Утвердимся на Огненной мысли Вел.Учителя!

  • К.Савитрин30-05-2024 18:10:01

    Напомню комментарий, сделанные под другой публикацией по этой теме:

    "Н.К.Рерих писал: «Красота есть одеяние Истины».
    Что это значит? Если взглянуть на структуру Человека с точки зрения Теософии и Живой Этики, то можем увидеть следующее. Для личности (низшей четверицы) часто свойственны внутренние противоречия ума, сердца и воли.
    Для духовной Индивидуальности (Высшей Триады) свойственны гармония и согласие. Атма - Высшая Воля ("Да будет Воля Твоя!"). Буддхи - Высшая Любовь, Любовь-Мудрость или Премудрость. Манас (или Высший Манас) - одухотворённый Разум. Триединство Воли, Любви и Знания есть Синтез, есть Красота, есть проникновение в Истину через Красоту.
    Все высшие Истины (или частные проявления Единой Истины) постигаются духоразумением Разума (одухотворенного разума, Манаса, озаренного Светом принципа Буддхи) и чувствознанием Сердца (принципа Буддхи, соединенного с Мировой Душой). При этом постижение через Красоту - кратчайшее.
    В «Провозвестии Рамакришны» читаем об этом следующее: «Существуют разные пути, которые ведут к познанию (к реализации) абсолютного Брахмана. Путь джняни (то есть путь знания) так же хорош, как путь бхакти (то есть путь веры). Джняна-йога истинна, и точно так же истинна и бхакти-йога. Существует ещё путь бхакти, смешанной с джняной, который также истинен...
    ... можно достичь Его (Бога) и следуя путем различения (распознавания). Это называется джняна-йогой. Но этот путь слишком труден...
    В Кали-югу очень трудно убедить себя в том, что "Я не тело; я не сознание; я не двадцать четыре космических принципа; я вне боли и наслаждения; я выше болезней, горя, старости и смерти". Как бы ты ни мудрствовал и ни спорил, предательское ощущение, что на самом деле тело и душа идентичны, может в любой момент вылезти из темного уголка. Почти невозможно избавиться от этого отождествления с телом; поэтому ДЛЯ ЛЮДЕЙ КАЛИ-ЮГИ ПУТЬ БХАКТИ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ НАИЛУЧШИМ. ЭТО ЛЕГКИЙ ПУТЬ...
    ... нет такого бхакти, которое не вело бы верующего к Богу. Невозможно познать Его без према-бхакти. Невозможно познать Его без любви и страстного стремления к Нему. И тот, кто не научился любить Бога, не сможет Его достигнуть».
    Брахман для последователя Веданты - есть высшее воплощение Истины, Любви и Красоты. И в этом Ключ: Истина, облеченная в Красоту постигается легче всего через Любовь, которая есть чувствознание Сердца.
    С.Н.Рерих: «Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному станет каждодневной молитвой. Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. В трудные минуты жизни мыслите о красоте. Так, среди вражды смятений и исканий, в эпоху планомерного насаждения культа безобразия, когда тьма сгустилась до предела – на весь мир зазвучала благая Весть Красоты»."

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »