Дорогие друзья, прошу помощи! Дни Знамени Мира в Эстонии). Открытие выставки победителей Международного конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса» в городе Поставы (Республика Беларусь). Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Выставка «Симфония великого Космоса» в городе Островец Гродненской области (Республика Беларусь). Выставка детского рисунка «Мы – дети Космоса» продолжила работу в Севастополе. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Покров Богоматери над Россией. Новый взгляд на историю Отечества. В.И. Полян


Н.К. Рерих. Мадонна Защитница. (Святая покровительница) 1933.

 

 

...почитайте Женщину, Мать
Вселенной, в ней лежит вся истина
Божественного Творения.
Восточное сказание.

 

 

Всё началось с незаметных внешне событий. Осенью 1992 года мне подарили книгу Сергея Нилуса «Великое в малом». Мы часто дарим друг другу книги, поэтому ничего особенного в таком подарке не увидела. Порадовалась, что о Преподобном Серафиме Саровском так сердечно написано, да и поставила книгу на полку.

Только через 3 года как-то ночью появилось неодолимое желание встать и взять в руки эту книгу. А было это первого августа, как оказалось, в день рождения отца Серафима (1759-1833). Неожиданным было для меня трепетное волнение, которое вызвало повествование о чудотворной иконе «Умиление», изображающей Богоматерь в момент Её ответа Архангелу Гавриилу: «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему». Эту икону особо чтил Преподобный Серафим и называл её «Радость всех радостей». Стала искать икону, и 10 августа, именно в день празднования этой иконы, мне подарили её изображение. Все эти удивительные совпадения были прологом к новой неожиданности. Спустя несколько дней раскрыла «Русский Календарь» на 1995 год и вижу необычную для меня запись: «Праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября по старому стилю считается днём начала Русского государства». И чуть ниже привычное сознанию сообщение о том, что началось государство с призвания в 862 году новгородцами князя Рюрика на княжение.

Я понимала, что удивительные эти совпадения не случайность, и задумалась, почему и зачем появились они в моей жизни. Как понять подсказки сердца?

В своё время наша историко-этическая группа много внимания уделяла вопросам начала династии Рюриковичей, возникновению Руси как государства, переходу от Руси к России. В процессе изучения мы перечитали десятки исторических книг, как научных, так и художественных, но ни разу не встретили в них утверждения о связи начала Руси с Рождеством Божьей Матери. Все эти совпадения, как некие знаки, побудили заново осмысливать уже изученное, а также обращаться к другим источникам, чтобы лучше понять значение Великой Богоматери в судьбах России. Так родился новый взгляд на историю Отечества как на историю духовных ценностей.

Этот очерк – фрагменты осознания истории России под Покровом Высшей Помощи.

 

Храмы Великой Матери – основание единства Руси

 

 

Исторически считается, что Русь начиналась с Севера. Первой её столицей был Новгород, отец городов русских. Новгородцы призвали в 862 году на княжение Рюрика, князя из племени варяго-Русь. Так было положено начало династии Рюриковичей, правивших Русью почти 700 лет.

Олег Вещий, объединивший разрозненные славянские племена в единую державу, избирает столицей Киев, называя его «Матерью городов русских».

Ольга Святая, мудрая княгиня Ольга, в 955 году совершает трудное и опасное путешествие в Царьград (Константинополь), где могла видеть всё, чем было сильно и славно Греческое царство. А сильно оно было верой в заступничество Богоматери. Там Ольга принимает крещение в храме Святой Софии Премудрости Господней. Вернувшись, правительница Руси строит в Киеве первый, тогда ещё деревянный, храм Святой Софии. Так протянулась нить любви Вселенской Матери – Софии Премудрой от одного великого народа к другому великому народу.

В начале XIвека великий преобразователь Руси князь Ярослав Мудрый воздвигает в Киеве уже каменный дивный храм Святой Софии Премудрости Господней, призвав из Греции лучших зодчих и художников. Его сын Владимир строит подобный храм в Новгороде. А в середине XIвека наследниками Ярослава Мудрого был воздвигнут храм Святой Софии в Полоцке.

Символично, что храмы Вселенской Матери – Софии Премудрости Господней возникают именно в этих трёх городах тогда ещё единой Руси: Киев (Украина) – Новгород (Великорусь) – Полоцк (Белоруссия). Три храма олицетворяют три Руси, объединённые Сердцем Великой Матери Мира и становятся значимой вехой на пути от Великой Руси русов к многонациональной Великой России.

На протяжении трёх столетий Киев был столицей или, как тогда говорили, старшим столом Руси. До сих пор славны в народной памяти мудрые правители Руси: Ольга Святая, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и другие. Но едва они уходили из жизни, начинались раздоры и войны между удельными князьями, их братьями и сыновьями за старший стол в Киеве. Сильно страдала Русь от этих братоубийственных войн.

Спасаясь от очередных княжеских усобиц, начавшихся после смерти великого князя Владимира Мономаха и его старшего наследника Мстислава Великого, население уходило на новые места: кто на Запад, а кто на Северо-Восток, в Суздальский край. Пришельцы, смешиваясь с местными обитателями Суздальского края, положили начало великорусской ветви славянства. Этот глухой лесной край ревностно обустраивал младший сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. Когда Юрий Долгорукий занял Киевский стол и стал великим князем Руси, он своему сыну Андрею дал в удел близкий к Киеву Вышгород.

 

Князь Андрей Юрьевич был выдающимся человеком своего времени. Даже среди храбрых русских князей он выделялся необычайным мужеством, стойкостью, военными дарованиями. Но особым его качеством было миротворчество. Ему удавалось склонять к миру отца и других князей, хотя бывал тот мир недолгим. Не мог Андрей смириться с теми жестокими разорениями, пожарами, гибелью близких, что сопутствовали княжеским войнам. Раздоры он считал причиною всех бед Руси и более всего хотел заниматься мирным строительством в любимом Суздальском крае.

 

II. Предание о граде Владимире

 

 

В те времена в Вышгороде находился женский монастырь, куда Юрий Долгорукий привёз икону Божьей Матери, Икона Боголюбской Божьей матери. 1155г.полученную им в дар от константинопольского патриарха Хризоверха. По преданию это была одна из трёх икон, написанных Евангелистом Лукой, прославившаяся многими чудесами. Несколько раз видели, как икона сходила со своего места в храме, и недоумевали, какое же место соблаговолит избрать она для своего пребывания. К этой иконе и поспешил князь Андрей с молитвой о помощи и заступничестве, когда в 1155 году он без разрешения отца, бывшего в то время уже великим князем, покинул свой удел в Вышгороде и отправился в милый сердцу Суздаль. А эту икону, как великую святыню и защитницу, он взял с собой.

При повороте к Суздалю, в 10-ти верстах от Владимира, лошади, что везли икону, вдруг стали. Запрягли новых – не идут. Пришлось остановиться на ночлег. «В полночь, – как пишет историк A.M. Нечволодов, – во время усердной молитвы князя, Богоматерь явилась ему со свитком в руках и завещала не ехать дальше, но поставить Ея святую икону во Владимире, а на месте явления построить монастырь. С той поры место это стало прозываться Боголюбовым». Князь Андрей был прозван «Боголюбским», а икона Владимирской Божьей Матери стала одной из главнейших святынь Русской Земли. Через икону и через избранников Великой Матери шла Высшая Помощь во дни великих бедствий народа.

Так, Высшей Милостью был отмечен князь Андрей – воитель за мир и строитель новой жизни, вождь, который понимал сущность верховной власти как служение своему народу, как умение быть отцом для своих подданных. Когда в 1157 году умер Юрий Долгорукий, вся Ростово-Суздальская земля избрала Андрея Боголюбского своим князем. Ещё усерднее продолжал князь обустраивать Суздальскую сторону и свой любимый город Владимир на Клязьме, мечтая сделать из него второй Киев. При нём стало развиваться русское искусство, ибо для украшения великого множества строящихся храмов, церквей, монастырей требовались искусные мастера. Особо украшен был храм Рождества Богородицы.

Меж тем, княжеские усобицы, ненавистные Андрею, продолжались до 1169 года, когда уже сами князья обратились к Андрею, как к старшему в роду Мономаховичей, с просьбой занять старший стол в Киеве. Андрей Боголюбский, признанный всеми великим князем, не пожелал сесть на золотой стол в Киеве. По желанию Андрея, в 1169 году столицей Руси стал Владимир – город, избранный Божьей Матерью.

Перемещение столицы во Владимир было событием, с которого начинался новый порядок вещей и зарождение нового центра Великороссии, где засиял образ Божьей Матери Владимирской.

Само имя Владимир помогает понять суть тех событий. «Влади-мир» можно прочесть как «владей миром». А можно и так: «В-лад-и-мир» – «в ладу с миром». Новый порядок увидели в объединении этих понятий: «Владей миром в ладу с Миром».

 

III. Чёрное лихолетье

 

Казалось бы, возникло счастливое сочетание возможностей для расцвета и благоденствия Руси. Князья сами по доброй воле и в согласии признали Андрея Боголюбского как Богом данного вождя Руси. Избранником Божественной Матери был обустроен новый изобильный край. Им же воздвигнута и украшена новая столица Руси. Им были заложены основы для мирного строительства новой жизни.

Но всего 5 лет княжил Андрей Боголюбский. В 1174 году Андрей Боголюбский был злодейски убит боярами-заговорщиками, которые проникли в опочивальню князя, когда он спал. Андрей долго отбивался и пытался увещевать бояр. Он говорил: «Какое я вам сделал зло? Если прольёте кровь мою, то Бог отомстит вам за мой хлеб».

Всего 59 лет Владимир на Клязьме был старшим столом Руси. За столь краткое время занимали этот стол в жестокой борьбе за власть 23 князя, из них 16 уже слугами татар.

Владимир был разрушен в 1238 году во время нашествия татаро-монгольских орд. Тогда Россия попала надолго, на целых 243 года, под татаро-монгольское иго.

Почему храбрые свободолюбивые русичи, закалённые в битвах с исконными врагами Земли русской хазарами, печенегами, половцами, подпали под чужеземное иго и надолго лишились Высшей Помощи?

Историки назовут много причин – политических, социальных, экономических. Однако для исследования важен духовный взор на взаимодействие сил космических и человеческих. При таком взгляде на ход истории на первый план выходят этические, духовные причины. И первая из них – полоса чёрных предательств и злодейских убийств – грубое попрание одного из важнейших этических Законов «Не убий!»

Нет смысла перечислять смуты и злодейства на Руси: так много их было. Отметим лишь, что во времена жестоких княжеских усобиц и при содействии половцев в начале ХIIIвека дважды был разрушен Киев и уже не смог вернуть своего прежнего блеска и значения.

На севере в пределах Русской Земли появляется новый враг – немцы. Пользуясь разобщённостью князей, они завладевают древними русскими владениями на берегах Балтийского моря и Западной Двины. В 1224 году огромные немецкие силы захватывают древнейшее русское поселение в Чудской земле – город Юрьев, хотя защитники его во главе с князем Вячеславом проявляли чудеса храбрости и военного искусства.

В том же роковом 1224 году пришла весть о новом неслыханном дотоле враге – ордах Чингиз-хана. Узнав о походе русских, татары направили своих послов сказать: «Мы земли вашей не занимали, пришли мы попущением Божиим на поганых половцев, а с вами нам нет войны. Слыхали мы, что они и вам много зла делают». Однако русичи не только отвергли мирные предложения, но и совершили злое дело – убили послов. Татары послали ещё одно мирное посольство, но и оно успеха не имело.

Жестоко поплатились русские князья и за свою самонадеянность, и за убийство послов, и за неправый выбор. 29/16 июня 1224 года они потерпели на реке Калке такое жестокое поражение, какого не бывало с начала Земли Русской. Едва ли одна десятая часть войска вернулась домой. Погибли многие русские князья и все семьдесят русских богатырей, божьих людей, которых привёл Алеша Попович.

Главной причиной поражения была, как всегда, вражда между князьями.

Немало было на Руси храбрейших героев, былинных богатырей, которые в одиночку могли одолевать многих врагов. Но не было вождя, не было единства в сознании князей, понимания, что действовать против врагов надо не врозь, а сообща. И само сознание князей и бояр было узким. Оно жило интересами своего удела, маленькой своей вотчины, а не вмещало интересов всей Отчизны – Земли Русской.

К сожалению, это беспримерное поражение ничему не научило русских князей. В следующие 13 лет ничего не было сделано ни для военного укрепления, ни для единения Руси. Княжеские усобицы разгорелись с новой силой. Казалось, в те годы вся природа являла знаки, предупреждающие о грозной беде: солнечные затмения, огненные столпы и облако над Киевом, повсеместные землетрясения, большие пожары во Владимире и Новгороде, жестокий голодный мор по всей Руси, но ничто не могло остановить раздоры и войны князей.

Когда в 1237 году несметные татарские полчища во главе с Бату-ханом (Батыем), внуком Чингиз-хана, вторглись на Русь, опять князья не сумели объединиться. Хотя жители каждого удела сражались с беззаветным мужеством, все они были разбиты поодиночке. Первой пала Рязань, последним в декабре 1240 года превратился в груду развалин Киев. Причиной гибели Руси стало отсутствие братолюбия, завещанного Рюриком, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, Андреем Боголюбским.

Тогда же, в 1240 году, над оставшимся свободным Новгородским княжеским столом нависла не менее страшная угроза. Римский папа, воспользовавшись бедственным положением Руси, два года собирал в Швеции католиков и объявил крестовый поход для нанесения смертельного удара по православию. В то опаснейшее время Высшая Помощь проявилась через потомка Владимира Мономаха Александра, унаследовавшего от своих доблестных предков самые благородные качества, горячую любовь к Отечеству и блестящие воинские способности. Его немногочисленная дружина одержала блистательную победу над огромным шведским войском крестоносцев, потеряв в бою лишь 20 человек. За эту победу новгородский князь Александр был назван «Невским».

Внимание останавливается на тех свидетельствах летописца, которые раньше не замечались.

За год до грозного похода шведских крестоносцев на русские земли невеста Александра княжна Александра принесла в приданое икону Божьей Матери, написанную по преданию евангелистом Лукой и полученную её родственницей от греческого императора. Накануне похода в соборе Святой Софии Александр возносит Господу горячую молитву встать в помощь русским и Святой Вере Православной. Призывая помощь Высшую, Александр смело бросился на многочисленного врага со своей малой дружиною и одержал блистательную победу над шведами. Рассказ Пелгусия, старшины финского племени, о чудном видении святых мучеников Бориса и Глеба накануне сражения – свидетельство того, что Помощь Свыше не замедлила явиться.

Непоколебимая вера Александра в Высшее Заступничество, а также высокое воинское искусство помогли ему одержать убедительные победы над огромными силами немцев на льду Чудского озера в апреле 1242 года и в том же году над литовцами.

Новгородские земли были защищены. Нашествие татар их также не коснулось. Остальные русские княжества на долгие годы стали данниками Орды. Русские князья были вынуждены ездить в город Сарай, где на нижней Волге была ставка ханов Золотой Орды, и униженно просить ярлык (письменное разрешение, указ) на княжение в своём же уделе. Одни князья оставались непреклонны и мученически погибали, другие продолжали ссоры за уделы и ярлыки.

Унизительная зависимость от чужеземной силы длилась почти полтора столетия до Куликовской битвы и продолжалась до тех пор, пока рабство и невозможность освободиться от него владели сознанием народа и его вождей, пока русские князья были разобщены.

 

IV. Новый центр – Москва


Первые 90 лет татарское владычество над Русью осуществлялось издалека, из ставки Золотой Орды.

В 1327 году во главе татарского войска стал свирепый Щелкан Дуденевич, двоюродный брат и посол хана Узбека, для непосредственного правления. Он изгнал великого князя Руси Александра с отчего двора в Твери и сам начал править. Возмущённые насилиями, поруганиями, грабежами, тверичи в жестокой битве перебили всех татар. Рассвирепевший хан Узбек послал огромную рать наказать Тверь, все тверские города были ею опустошены. Он созвал в орде собор русских князей для суда над «виновными».

Ярлык на великое княжение хан Узбек отдал Иоанну Московскому, который вошел в историю как Иван IКалита. Правление его было столь мудрым, что собрало в Москве большую боярскую силу, которая руководствовалась благом всей Русской Земли и желанием видеть её под властью единого сильного государя. Этой мыслью был проникнут и митрополит Руси Пётр, который переехал в Москву на жительство и служение еще в 1325 году, когда Иван Данилович сел в Москве на княжение. Своим приездом митрополит придал Москве значение столицы подобно тому, как в 1299 году из разорённого Киева приехал в новую столицу Владимир митрополит Максим. Перед своей смертью митрополит Пётр призвал к себе полюбившегося ему князя Иоанна Даниловича и оставил ему пророческое завещание: «Если меня, сын, послушаешься, храм Пречистой Богородице построишь и меня успокоишь в своём городе, то и сам прославишься больше других князей, и сыновья, и внуки твои, и город этот славен будет, святители станут в нём жить, и подчинит он себе все остальные города».

Иван Калита исполнил завещанное, выстроив первую каменную церковь, гордость нашего Кремля – Собор Успения Святой Богородицы. Он горячо молился, прося Её благословения на служение для блага Русской Земли. Так на Руси был заложен магнит Москвы-столицы и зажглись новые лампады самоотверженного служения Небесной Матери и Матери-Родине. Под гнётом рабства подвижники заложили основание для великой победы, укрепляя Москву и силой братолюбия, завещанного Ярославом Мудрым, и силой разумного поведения с татарами по примеру Александра Невского. Еще свыше 40 лет оставалось до знаменательной победы его внука, великого князя Димитрия в 1380 году. Той поворотной для судеб России битвы на Куликовом поле, которая по значимости и по созвучию может быть сравнима со знаменитой битвой на поле Курукшетра, произошедшей за 3000 лет до Рождества Христова. Та давняя битва, в которой участвовали все богатыри и герои Индии, также велась под Высшим Водительством за освобождение народов Индии от порабощения.

Унизительная зависимость от чужеземной силы длилась почти полтора столетия до Куликовской битвы и продолжалась до тех пор, пока рабство и невозможность освободиться от него владели сознанием народа и его вождей, пока русские князья были разобщены. Усилившиеся к середине 60-х годов XIVвека княжества – Тверское, Нижегородское и Рязанское – вели ожесточённую борьбу не с ордой, а с Москвой за политическое господство и за великокняжеский титул между собой.

Не забудем, сколь богата была Земля Русская святыми подвижниками и мудрыми мужами, радеющими за народ свой. В самые тяжкие времена, когда Русь оказывалась на краю пропасти, являлись сильные устремлённые духи, которые по Божественному Промыслу имели дар прозорливого видения верного пути и которые, не страшась трудностей и врагов, с радостью несли свой подвиг в жизни каждого дня.

Благодарно вспомним имена митрополитов Петра и Алексия. Их и на иконах изображают рядом – созидателей и покровителей Москвы. Оба они предвидели, что дело Москвы – освободить Русь от татар – есть общерусское национальное дело. Митрополит Пётр благословил Москву, а митрополит Алексий всю силу своего таланта и силу церкви употребил для поддержки московских князей. Среди лукавых происков, чёрных предательств, измен и гонений Алексий шёл непреклонно как духовный воитель, как дипломат, который мог уменьшить беды и напасти от ханов, как просвещённый пастырь, карающий, если надо. Он преемственный советник трёх московских князей, а также в течение нескольких лет правитель Руси, руководитель Думы во времена малолетства князя Димитрия, внука Ивана Калиты.

Отрок Димитрий был проникнут высокими заветами деда Ивана и святого Петра собирать Русскую Землю под властью Москвы, чтобы свергнуть ненавистное могущество Орды. Юный князь, отличавшийся большим государственным умом, твёрдо и смело начал своё правление, пресекая распри и обращая князей из врагов в друзей. Он успешно отражал нападения литовцев, отстраивал заново Москву после страшного пожара и одновременно в предвидении будущих сражений возводил вокруг Кремля каменные стены вместо деревянных. Чувствуя нарастающие в народе силы сопротивления, Димитрий первым осмелился сказать послу хана Мамая: «К ярлыку не иду», первым, в 1378 году, на реке Воже наголову разбил татарское войско мурзы Бегича, посланное Мамаем, чтобы наказать русских за самовольство. Так он впервые поколебал миф о непобедимости татар.

Молодой гений Руси собрал вокруг себя и стал душой и опорой союза тех князей и бояр, которые руководствовались благом родной Русской Земли. И брачный союз Димитрия с княгиней Евдокией был основан на высоких чувствах взаимной любви, любви и преданности к Отечеству, к Богу, на беспредельной вере в заступничество Божьей Матери. Эти чувства, благородные качества и устремления князя творили тот чистый проводник, через который могла быть оказана Высшая Помощь.

 

V. Божественная Мать и Преподобный Сергий, Параклет России

 

Не случайно, что неотделимо от имени героя-победителя Куликовской битвы произносятся имена великого святителя митрополита Алексия и великого радетеля России игумена Троицкого монастыря Преподобного Сергия Радонежского, подвиги и молитвы которых были их борьбой за Русь. Алексий поддерживал и направлял князя-отрока на святое дело освобождения Руси. Сергию выпало благословить Дмитрия на тяжкий кровавый бой, который знаменовал крупный поворот в русской истории. С Алексием игумен Сергий был многие годы в дружбе, в согласных трудах по единению Руси.

Святой Сергий начинал свой подвиг в начале XIVвека скромным отроком Варфоломеем, а ушёл из жизни в концеЯвление Преподобному  Сергию Радонежскому Божьей Матери с Апостолами Петром и Павлом столетия одной из величайших слав России. В глухих лесах Радонежья начал он свою пустынную жизнь, затем в напряжённых трудах создавал Троицкую обитель, учреждал через тернии монастырское общинножитие. Сергий был далёк от политических волнений и церковной борьбы за митрополичью кафедру после смерти Алексия. Силой христианского убеждения склонял этот тихий отшельник неуступчивых князей к миру с Москвой. Известны его миротворческие походы в Нижний Новгород, Переславль Залесский, Ростов, Рязань, Тверь. Так создавал он традиции духовного противодействия там, где раньше звенело оружие. Преподобный Сергий никуда не ездил, а ходил лишь пешком во имя служения Святой Троице и Отечеству.

А к нему в обитель пролагали дороги и стар и млад, и простой люд и великие князья. Накануне решающей битвы с татарами великий князь Димитрий с союзными князьями и воеводами приехали в Лавру [1] за благословением Заступника Руси и её Духовного Водителя. Прежде, чем благословить воинство, Преподобный Сергий спрашивает, всё ли сделано, чтобы уладить дело миром, чтобы избежать кровопролития.

Сергий, всему христианскому складу которого была чужда всякая война, этот святой подвижник благословляет великого князя Дмитрия на смертный бой, на правый бой за народ, за Россию. Проникнутый Высшей Волей Божественной Матери, он (в нарушение принятых церковью правил) посылает на помощь князю двух монахов-схимников, бывших отважных воинов – богатырей Пересвета и Ослябю. Вдогонку войску направляет инока Нектария с братьями, которые перед битвой вручают князю в благословение Богородичную просфору и грамоту Сергия, призывающего сражаться мужественно и быть уверенными в помощи Бога и Пресвятой Богородицы. Всё это необычайно воодушевило войско.

Сам Преподобный и все монахи находились во время боя в непрестанной молитве, собирая божественные энергии и всей силою мысли и сердца направляя их сражающимся. Обладая даром высшего зрения, великий прозорливец сосредоточенно наблюдал за битвой и сообщал монахам о ходе боя, а в конце её сказал: «Мы победили». Впервые россияне с такой силой и убедительностью почувствовали мощь духовного водительства истинного вождя и потому назвали Сергия Воеводой Земли Русской.

Эта великая победа над татарами была одержана русскими на поле Куликовом в 380 году 21-го (8-го по старому стилю) сентября, в тот самый день, когда празднуется Рождество Пресвятой Богородицы.В том увидел народ Благодать и Благословение Царицы Небесной, помощь, ниспосланную свыше.

Огромная признательность Великой Матери России запечатлелась в памяти сердца и в памятниках того времени. Князь Димитрий учреждает День Памяти погибших в священной войне. Он строит также храм Успения Богоматери и Стромынский монастырь на реке Дубенке, а святой Сергий благословляет на игуменство в этом монастыре своего ученика Леонтия. Супруга Димитрия Евдокия строит рядом со своим дворцом в Москве храм

Рождества Пресвятой Богородицы. Во время боя с войсками находилась икона Успения Божьей Матери, которая с той победы стала почитаться как чудотворная Донская икона Божьей Матери и всегда находилась в Москве, в Кремлёвском Благовещенском соборе.

Так, не словами, а делами, русские люди запечатлевали живую связь Земли и Неба, русского народа и Божественной Матери. Так являли примеры благоговейного отношения к святыням. Даже сегодня, шесть столетий спустя, значение этой Великой Победы трудно переоценить. Она стала поворотным пунктом в истории Отечества, Днём начала нового Русского государства, воздвигнутого народом-победителем. И хотя монголо-татарское иго продолжалось ещё почти столетие, в сознании народа совершился великий перелом – был разрушен миф о непобедимости захватчиков, была явлена могучая сила единения и стала тем соединительным мостом, по которому шла помощь Высшая.

Воздавая и сегодня славу великому Сергию, не должны мы забывать о тех истоках, которые питали его в нелёгкой земной жизни. Для человека, принадлежащего равно средневековью и будущей Новой России, огромную роль играла преемственность, существование в традиции высшего идеала. Этот идеал виделся ему в обликах основателей русского монашества и общежительной обители Антония и Феодосия Печерских.

Праведный Антоний, уроженец Черниговской Земли, принял монашество на святой горе Афон – уделе Богородицы – и был направлен из Афона в Россию, чтобы стать благословением Святой горы. Святой Антоний и его ученик Феодосий прославились строением великой каменной церкви во имя Матери Небесной. Предание рассказывало о чудесном участии Божией Матери в сооружении Ея храма в Киево-Печерской обители и свидетельствовало о том, что Царица Небесная сама простёрла свою Благодать и Благословение над русским народом.

Как киевские князья, бояре и трудовой люд любили и глубоко почитали Антония, Феодосия и других святых подвижников XIвека, так и в XIVвеке московские князья и другие русские люди высочайше чтили и приезжали за благословением, за советом и помощью в Троицкую обитель к Преподобному Сергию.

Преподобный Сергий всю жизнь горячо молился Богородице, покровительству Пречистой вверял он свою обитель, свою паству и судьбы всей России. И дух, и дела его были с возлюбленным народом. Через несколько лет после Куликовской битвы Небесная Мать явилась избраннику своему в полной Своей славе и сиянии, утверждая живую связь Светильника России Сергия с Небом.

 

VI. Спасение от орд Тамерлана и других захватчиков

 

Коллективная, горячая и искренняя
молитва может иметь большое
влияние на то, во имя чего и
для чего она совершается.
Грани Агни Йоги, IХ - 1

 

 

Как ни грандиозна, ни славна была победа на поле Куликовом, русскому народу ещё предстояло пройти многие суровые испытания, постигая духовные уроки в упорной борьбе за свою независимость и самобытность.

В 1395 году в пределы Руси вторгся Тамерлан – новый грозный завоеватель Индии, среднеазиатских и прикаспийских стран, Грузии и Армении. Юный московский князь Василий, сын Дмитрия Донского, собрал немногочисленную рать и повел её навстречу громадной орде, полагаясь лишь на помощь Свыше.

Зов о помощи к Миру Высшему и глубокая вера в него пробуждают в этом Мире по закону созвучия отклик, соответствующий чистоте и силе устремлённых к нему сердец. Любовь и преданность Наивысшему дают новые силы.

Князь Василий и митрополит Киприан нашли тот боговдохновенный способ действия, который помог сфокусировать все светлые энергии и чаяния народа и получить помощь свыше. По указанию князя Василия и митрополита Киприана чудотворную икону Владимирской Божьей Матери из Владимира перенесли на руках в Москву. В тот день, 8-го сентября/26 августа 1395 года, когда народ и воинство в единодушном порыве коленопреклонённо встречали икону, непобедимому хану Тамерлану приснился сон. Снилось ему огромное воинство в блистающих доспехах, святители с золотыми жезлами, а над ними несравненный облик Царицы в лучезарном сиянии. Грозно потребовали от него святые старцы отойти от пределов Русской Земли. Смущённый этим видением, Тамерлан без боя уходит, даже не разоряя по пути русских поселений. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы», – свидетельствует летопись.

Благодарные русские люди, чтобы не забыть дел Божиих, воздвигли на Кучуковом поле, месте, где Москва встречала икону, Сретенский монастырь. Сама икона была торжественно помещена в выстроенном Дмитрием храме Успения Пресвятой Богородицы.

8 сентября 1995 года исполнилось 600 лет со дня встречи иконы Владимирской Божией Матери и спасительной помощи Свыше, которая через неё была оказана. Осознанное обращение к истории помогает лучше понять и оценить тот спасительный Покров, который Небесная Водительница России распростёрла над любимым народом.

Можно назвать множество записанных в летописях событий, когда по молитве святых мужей или единодушному народному порыву Русская Земля получала Помощь от своей Небесной Водительницы и Заступницы. Не раз враг неожиданно и поспешно уходил от ворот Москвы. Так было в 1408 году, когда Москву осадил хан Едигей, помощник Тамерлана, когда в 1451 году к Москве подступил ногайский царевич Мазовша, когда в 1480 году двинулся на россиян татарский хан Ахмат, а в 1521 году – крымский хан Махмет-Гирей.

Наша задача не перечислить все подобные события, а посмотреть на них духовным взором и перенести лучшее достояние прошлого в сегодняшний оскудевший духом день.

 

VII. Маяки духа в смутное время

 

Смутное время началось, когда пришёл конец династии Рюриковичей, когда царскую власть захватил боярин Борис Годунов. Русский писатель Михаил Загоскин писал со скорбью: «Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале XVIIстолетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, более всего, совершенное безначалие – всё угрожало гибелью Земле Русской».

Беда шла за бедой. Страшный голод весной 1601 года, понуждавший людей есть сено, собак, кошек и даже трупы. Появление десятка самозванцев, выдававших себя за убитого в младенчестве царевича Дмитрия, сына царя всея Руси Ивана Грозного. Первый самозванец, Отрепьев Юрий, в монашестве Григорий, поддерживаемый польскими войсками, в 1605 году захватил царский престол. Изобличивший самозванца боярин Шуйский правил страной около четырёх лет, а затем был насильно острижен в монахи изменниками боярами, которые вместе с поляками грабили и разрушали, оскверняли Храмы Божии. Бояре возвели на царский престол польского короля католика Владислава IVВазу, и заставили народ ему присягать. Угроза превращения православной страны в католическую вновь нависла над Россией.

В это смутное время жестокой борьбы за власть среди чёрных предательств русских бояр и бесчинств поляков ярко горели маяки света и великой преданности Господу, православной вере и Отечеству. Через проводники Света и шла Высшая Помощь.

Пример этому – героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры. С 6 октября 1608 года небольшая дружина вместе с монахами и монастырскими служителями числом не более полутора тысяч человек в течение пятнадцати месяцев стойко выдерживала осаду тридцатитысячного польского войска. Невозможно было одолеть Лавру силою: ни ежедневные обстрелы из 63-х пушек, ни штурмы, ни подкопы, ни недостаток продовольствия, воды и дров не могли сломить упорство осаждённых. Героическая стойкость Лавры (к концу обороны в ней оставалось не более двухсот защитников) – живой пример могущества скрытой в человеке духовной энергии, которая может давать почти беспредельную мощь в зависимости от его душевной чистоты и преданности Всевышнему.

Дух защитников поддерживала Помощь Преподобного Сергия. Защитники Лавры видели её основателя во снах и в видениях, получали советы, где собирать силы для отражения приступа, слышали его одобрения: «...о всех вас молится Богу Пресвятая Богородица». Преподобный являлся и осаждавшим крепость тушинским казакам, после чего многие из них уходили домой.

Преподобный Сергий защитил свою обитель, тогда как другие города северной части Московского государства легко достались полякам и войскам второго самозванца.

Подвижник Сергий ушел из земной жизни в XIVвеке, но Сергий Заступник, Духотворец, живая связь с Миром Высшим продолжает оставаться нерушимым оплотом духовных сил народа.

В это тяжкое время горячо молил Пресвятую Богородицу о спасении Руси третий патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Он рассылал по городам страны грамоты с пламенными призывами ко всем без различия русским людям: всем быть в соединении и за веру православную, «за Московское и Казанское государство стояти».

Крепкий духом, кристально честный патриарх Гермоген бесстрашно занимал непреклонную позицию по всем решающим судьбу Руси вопросам. Он яростно противился вступлению польских войск в Москву и ещё более яростно – введению католичества и униатства[3]. Он отказался подписать грамоту о сдаче Смоленска полякам, отказался остановить своим словом двинувшееся к Москве ополчение Минина и Пожарского. Ничто не могло сломить мужество 80-летнего старца, воина за Святую Русь. На все угрозы он отвечал: «Боюсь одного Бога». В марте 1612 года Гермоген был замучен поляками голодом в подземельях Чудова монастыря в Кремле.

Горячим чувством народной свободы и любви к Отечеству была полна также душа простого посадского человека земского старосты в Нижнем Новгороде Козьмы Минина. Именно его избрал Воевода Земли Русской Преподобный Сергий тем фокусом, который объединил духовные огни народа. Трижды в течение лета 1611 года имел Козьма видение святого Сергия Радонежского, который повелел ему будить спящих, казну и ратных людей, собирать и идти с ними на очищение Московского государства. Видения эти и пламенная грамота Гермогена вдохновили Минина на исполнение Высшего Указа.

Начальствовать ополчением было предложено князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, человеку исключительной душевной чистоты, не запятнавшему себя предательством, славного воинским искусством. Перед походом всё ополчение Минина и Пожарского три дня постилось и молилось Господу и Пресвятой Богородице. Глубоко веря в Божественную Помощь, охваченное воодушевлением, ополчение двинулось к Москве, неся перед собой благословение патриарха Гермогена – икону Казанской Божьей Матери, охраняющую восточные пределы Руси.

22 октября 1612 года (эта и следующие две даты указаны по старому стилю) был взят московский посад – Китай-город. 24 октября архиепископу Арсению является Преподобный Сергий со словами: «Встань и иди в сретенье православного воинства. Молитвами Пресвятой Богородицы Господь очищает царствующий град от врагов». И, действительно, 26 октября Кремль был очищен от польских интервентов.

В следующий воскресный день, когда народное ополчение с иконой Казанской Божьей Матери пришло на Красную площадь, навстречу ему вышли архиепископ Арсений и духовенство с иконой Владимирской Божьей Матери. Потрясённый встречей двух святынь России, народ со слезами благодарил Небесную Заступницу.

С тех пор день 22 октября (4 ноября по новому стилю) празднуется как день иконы Казанской Божьей Матери в память освобождения Москвы от польской шляхты в 1612 году.

От Божественного Огня, от проводников его земных зажглись огни народного духа, и огонь этот объединил и устремил народ на подвиг спасения Руси.

 

VIII. Последняя священная война России

 

Приведённые ниже факты взяты из книги иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Филадельфа «Заступница усердная», Москва, 1992 год. Можно соглашаться или нет со всеми комментариями и заключениями церковного писателя, но неразумно игнорировать приводимые им факты. Хотя наше поколение было свидетелями и участниками Великой Отечественной войны, многие факты долгое время оставались для нас неизвестными.

Перед самым началом Отечественной войны старцу Валаамского монастыря во время службы в храме было три явления Божией Матери и сонма святых, моливших Спасителя, чтобы не оставлял Россию. В начале войны антиохийский патриарх Александр Ш обратился к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России, а митрополит Ливанской православной церкви Илия спустился в глубокое подземелье, где, как пишет Филадельф, «не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божьей Матери и просил её открыть, чем можно помочь России... И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему сама Матерь Божия и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божие этой стране. Если это определение не будет выполнено, Россия погибнет...

Владыко передал представителям Русской Православной Церкви всё, что было определенно Матерью Божьей».

Для спасения России нужно было выполнить следующие условия:

1) разрешить, где только можно, работу храмов и монастырей, а также духовных академий и семинарий,

2) совершить богослужения перед чудотворными иконами в действующей армии,

3) нельзя сдать врагу три города: Ленинград, Москву и Сталинград,

4) определение Высших Сил нужно довести до сведения всего народа.

Во исполнение Воли Высшейиз Владимирского собора в Ленинграде вынесли икону Казанской Божьей Матери и обнесли её крестным ходом вокруг города. Затем икону перевезли в Москву, далее на правый берег Волги, где пред нею непрестанно служили со рвением молебны и панихиды. И эти три города не были сданы врагу.

Кроме того, Тихвинская икона Божьей Матери, хранящая Россию с севера, 9 декабря 1941 года была поднята над Москвою, и самолёт очертил вокруг столицы невидимое защитное ограждение.

Во время войны были открыты 22 тысячи храмов, духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева, Киево-Печерская Лавры, некоторые монастыри. На фронтах священники творили молитвы. Так, при взятии Кенигсберга, когда сложилась тяжелая боевая обстановка, священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой под огонь противника. «Вдруг стрельба прекратилась с немецкой стороны по всему фронту... Пленные потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие... Многие из них поняли, кто помогает русским».

Великая Отечественная война народов России закончилась полной и безусловной победой над захватчиками. Эта священная война названа последней не только потому, что ближайшая к нам по времени. Ею заканчивается Эпоха человеческого неразумия, избравшего войну, как средство разрешения безбожных помыслов, преступавшего Закон Бытия «не убий!».

Сознание человека Новой Светлой Эпохи восстанет против всех войн как самого большого нравственного зла, самого постыдного неразумного действия, противного всем космическим и человеческим законам. Таков План Эволюции. Для его выполнения народы могут вполне сознательно призвать и взрастить новых миротворцев и объединителей, Божественных проводников Высшей Воли.

 

IX. Высшее руководство – необходимый фактор во Вселенной

 

Настало время подняться на новую, более высокую ступень сознания, духовно осмыслить свидетельства об участии Высших Сил в судьбах народов. Обилие таких фактов в истории России уже доказывает их не случайность. Это не выдумки мистиков, не церковные басни о чудотворных иконах, а следствие определённых Космических Законов. Закон обмена энергии, понимаемый широко, даёт осознание, что храмы есть те фокусы, где сосредотачиваются Высшие Энергии, где аккумулируется тонкая энергия светлых чаяний народных, происходит их встреча и взаимодействие. Для каждого дела нужна энергия, а для великих дел нужна духовная энергия высокого напряжения. Не может жизнь человека оторваться от законов психической, духовной энергии человека. Иконы, особенно широко почитаемые, также являются собирателями и проводниками энергий. И могут нести приказ зашиты лицу, городу или стране. И храмы и иконы являют вещественное доказательство живой связи Неба с Землей.

Когда храмы, иконы и другие святыни народа уничтожаются, накопленная через них энергетическая духовная мощь рассеивается, нарушаются каналы связи с Миром Надземным, с тем Миром, где жива святая наша Русь и откуда идёт Помощь. Все беды людей – от непонимания необходимости этой связи с Высшими Силами как с живым источником одухотворения и увеличения жизненной силы людей и народов. Кто отринул Помощь, как, например, Франция в 1789 году или Россия в 1926 году, тот имел мрачную судьбу. Выбор пути в светлое будущее России зависит от понимания, что эволюция человечества направляется Высшими Разумами и Высшей Волей, и это условие является необходимым фактором в жизни Вселенной. Пока рассказы о чудесной помощи основываются только на религиозной вере, они не могут убедить людей, полагающихся лишь на научное знание. Но по мере изучения Законов Бытия будет меняться наше сознание: так называемое отвлечённое будет переходить в область познаваемого, ибо нет чудес – есть знание. Будем меняться и мы сами. Придёт осознание, что Высшая Помощь приходит во всей полноте, когда мы чисты и едины, когда устремлены к духовному Истоку. Она, как солнечный свет, легко проникает через широко распахнутые окна души. Но остаётся во мраке дом с закрытыми ставнями.

Новая Эпоха зовёт к осознанию того, что все люди – дети Бога, Единого для всего человечества. А раз Бог един, единым должно быть и всё человечество в Царстве Бога.

Новая эпоха требует от нас нового, духовного осознания женского начала во всех явлениях жизни. Если каждый из нас явит достойное уважение и сердечную признательность Великой Божественной Матери Мира и Матери Родине, и каждой Матери, дающей жизнь, то этим умножим духовные энергии России, так необходимые для её подъёма и расцвета.

 

Примечания

1. Параклет (греч., утешитель) – в Евангелии Св. Иоанна название Св. Духа (в Новом Завете). Термин в основном используется в теологической литературе, упоминается в и ранней христианской литературе.

2. Еще ученик Преподобного Сергия называл Троицкий монастырь Лаврою, а официальное название Троице-Сергиева Лавра было установлено Указом Елизаветы Петровны от 8 июня 1744 года.

3. Униатство (от лат. unio - союз) - союз ряда христианских вероисповеданий с католической церковью, заключенный в 1596 году. Униатская церковь служила в те времена польским и украинским националистам, а в годы Великой Отечественной войны 1941 - 45 гг. - гитлеровским фашистам.

27.05.2013 10:49АВТОР: В. И. Полян | ПРОСМОТРОВ: 2604


ИСТОЧНИК: Сайт "Сознание Нового Века"



КОММЕНТАРИИ (1)
  • Ирина07-02-2015 23:21:01

    В настоящее время математиками Носовским и Фоменко утверждается, что Татаро-Монгольского ига в истории не существовало. Предполагается, что Русь была едина с Татарским народом. А после захвата власти Романовыми, Православные обряды были искажены, так как Романовы были идеологами Западной культуры, чуждой нам.
    Ваше мнение на этот счет?


    Администратор

    Сейчас существует множество измышлений и искажений на темы Российской истории разных времен. Полагаю, что это может происходить как от больших амбиций малых ученых, так от специального уничтожения памяти о славной истории нашей Руси её теперешними врагами, с помощью подобных "ученых".
    Если даже брать только по церковной литературе известно, что Преподобный Сергий Радонежский благословил на бой с татарами Дмитрия Донского 18 августа 1380 года и в сентябре произошла сама Куликовская битва. А первый царь из рода Романовых, боярин, Михаил Федорович Романов был избран и венчан на царство в июне 1613 года.
    Так что уважаемая Ирина, если даже посмотреть на этот исторический вопрос чисто математически, то получается, что и математики они никудышные, не говоря о том, что совсем не историки.
    Не знаем, зашли ли к нам случайно, по ссылке, или имеете понятие о Живой Этике. Если имеете представление об этом Учении, то прочтите книгу Е.И. Рерих. "Знамя Преподобного Сергия Радонежского", и Вам все станет еще яснее. А можете ознакомится с моей статьей на нашем портале, рассказывающей о Светоче нашем, Сергии Радонежском.
    http://www.lomonosov.org/artic le/sergii_radoneg.htm

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История России, Руси »