Поем глухим. Антон Надточеев
Нарушенное обещание Мединского заставило сотрудников Международного Центра Рерихов (МЦР) выступить с протестом.
09.07.2019
Сотрудники Международного Центра Рерихов выступили с протестом, обращенным к Министерству культуры РФ. Они выступили против передачи усадьбы Лопухиных, где ранее располагался Центр, ГМИИ имени А.С. Пушкина, а также отметили, что соответствующее решение свидетельствует о том, что глава ведомства Владимир Мединский изначально не собирался создавать в усадьбе музей семьи Рерихов.
«Наша Версия» не раз обращалась к ситуации с Международным Центром Рерихов, который фактически оказался разрушен из-за действий Минкульта. Два года назад его лишили здания в усадьбе Лопухиных, передав, согласно инициативе ведомства, Государственному музею Востока. Интересно, что в сентябре 2015 года в письме к мэру столицы Сергею Собянину глава Минкульта Владимир Мединский, прося передать усадьбу Лопухиных в федеральную собственность, указал, что здесь планируется разместить «произведения Н.К. и С.Н. Рерихов из федеральных музеев и частных коллекций» с учетом пожелания С.Н. Рериха о размещении в здании усадьбы «уникального творческого наследия своей семьи».
По мнению сотрудников МЦР, которые заявили протест Минкульту РФ, передача ГМИИ имени Пушкина усадьбы Лопухиных свидетельствует о том, что Мединский не собирался выполнять свои обещания, данные в письме к столичному градоначальнику. Они обратили внимание, что глава ведомства вовсе не собирался создавать здесь музей семьи Рерихов, где было бы сосредоточено все их наследие – его целью, как полагают в МЦР, было разрушение общественного музея, основанного С.Н. Рерихом. Кроме того, в МЦР уверены, что Мединский изначально планировал захватить наследие Рерихов, отобрав культурные ценности у общественной организации, являющейся их законным владельцем, а также добиться ликвидации МЦР.
Ущемление прав дарителей
В МЦР считают, что происходящее идет вразрез с «Основами государственной культурной политики РФ» и законодательством, защищающим частную и общественную собственность, и свидетельствует о том, что в стране не сформировалось гражданское общество. Кроме того, как отмечается в тексте обращения-протеста, высокопоставленные государственные чиновники не принимают во внимание волю дарителей-граждан других стран, в частности С.Н. Рериха. Представители МЦР обращают внимание, что глава Минкульта и его подопечные совершенно не учитывают тот факт, что Рерих, передавая в Россию наследие своей семьи, в качестве обязательного условия этого акта поставил создание общественного Музея имени Н.К. Рериха именно в здании усадьбы Лопухиных – он лично выбрал данное место для этой цели и согласился на передачу наследия только после того, как от руководства страны поступили соответствующие гарантии. В МЦР не исключили, что такое отношение властей к воле Рериха негативным образом повлияет на желание других потенциальных дарителей культурных ценностей передавать их в Россию. Тем не менее чиновников Минкульта это не беспокоит.
Культурный вандализм
Сотрудники МЦР напомнили о том, как разорялась захваченная усадьба Лопухиных: сначала там сорвали Знамя Мира, являющееся символом международного Пакта Рериха по охране ценностей культуры, затем варварским образом была демонтирована созданная в музее экспозиция. Сейчас чиновники Минкульта полагают, что вполне достаточно представить малую часть наследия, захваченного у МЦР, в одном из павильонов на ВДНХ, который совершенно для этого не предназначен и не идет ни в какое сравнение с полноценным музейным зданием. В МЦР подчеркнули, что из 18 тысяч экспонатов, которые хранились в общественном музее, сейчас выставляется около сотни. Где находятся все остальные предметы, неизвестно. В частности, вопросы вызывает местоположение раритетных коллекций бронзы, рукописей, коллекции индийской миниатюры, кольца Нефертити и других экспонатов, которые были выведены из культурного пространства России после захвата здания усадьбы Лопухиных. Каких-либо комментариев об их судьбе ни от Минкульта, ни от правоохранительных органов не поступало.
Без сверки и согласования
Культурное ведомство не соглашается на проведение сверки наследия Рерихов, которое было им захвачено, по данным учета МЦР под контролем общественности. Возможно, это связано с тем, что захват происходил без составления соответствующих описей, а значит, напрямую открыл возможность хищений культурных ценностей.
Более того, при захвате музея пострадали и ценности, имеющие сакральное значение, – Мемориал Рерихам, буддийская ступа Трех Драгоценностей с частицами Будды Шакьямуни и Будды Кашьяпы, имеющими большое значение для всего буддийского мира. Это первая каноническая ступа, появившаяся в Москве. Интересно, что в российской истории довольно проблематично найти случаи переноса христианского храма или мусульманской мечети на другое место без предварительного согласования. Разве буддийская ступа, будучи объектом духовного поклонения, имеет меньшее значение для приверженцев этой религии?
ГМИИ в деле
Самое неприятное состоит в том, что в разрушении музея Рерихов участвует и крупнейший государственный музей России – ГМИИ имени Пушкина. В прошлом веке он был создан с целью просвещения молодых художников, и репутация учреждения оставалась безупречной до последнего времени. Однако его директор Марина Лошак заявила о необходимости переноса буддийской ступы с территории усадьбы Лопухиных для создания «комфортного пространства для пребывания посетителей», по сути, дав санкцию на уничтожение этого объекта, имеющего важное культурное и духовное значение. Вероятно, аналогичная судьба ждет и мемориал с прахом Рерихов. Таким образом, получается, что не только Государственный музей Востока, но и ГМИИ имени А.С. Пушкина окажутся причастны к изгнанию Рерихов не только из здания усадьбы, но и из культурного пространства РФ. Страшная ирония ситуации состоит в том, что памятники величайшим гуманистам современности уничтожатся не руками невежественных вандалов или религиозных фанатиков, а деятелями искусства, руководителями музеев и чиновниками Минкульта.
Пугающая тенденция
Уничтожение общественного Музея имени Н.К. Рериха, к слову, самого крупного российского общественного музея, стало лишь началом. Негосударственные музеи и галереи продолжают разрушаться. В этом списке, например, оказались Музей матрешки, Музей русского лубка, собрание Конфедерации художников СНГ, Международный центр славянской письменности и культуры, Институт русского реалистичного искусства, частный музей «Собрание». Под угрозой закрытия находится Музей анимации и многие другие культурные учреждения.
Николай Рерих не раз повторял: «Поем глухим» – вслед за Вергилием, и сейчас эта фраза более чем актуальна. Все обращения со стороны МЦР к чиновникам, а также культурной и научной общественности остаются без реакции. Тем не менее сотрудники и руководство Центра планируют продолжать отстаивать волю Рерихов и защищать их наследие. Отметим, не так давно они выпустили фильм, посвященный истории создания, расцвета и гибели музея.
Светлана12-07-2019 11:17:01
Побольше бы таких журналистов, как Антон Н., и печатных изданий, как "Версия", спасибо. Есть надежда, что проблему МЦР поднимут многие СМИ. А дальше всё будет нарастать, как ком снежный, который накатится на весь этот загнивающий режим лжи и цинизма и раздавит его, как назойливого таракана. Время последней Битвы за Культуру подходит к самому пику её разрешения. Путь к Победе расчистят смелые и честные патриоты России. А их становится всё больше. Сознание народа пробуждается от невыносимых условий выживания, в которые его загоняют и ухудшают с каждым днём. Только так люди очнутся и освободятся от всё сильнее сдавливающих тисков рабства и наглого глумления. На нашего Ивана Стотысячного не накинуть "аркан" и "плётка" не поможет, не тот геном, который можно изменить и подчинить! Не на того напали! Он медленно просыпается, но когда встанет во весь рост, мало не покажется. Власть своими безумными законами, действиями и часто идиотскими репликами чиновников только ускоряет весь процесс обратного удара. В этом и заключается её глупое никчёмное правление.
Ксения12-07-2019 18:30:01
Журналист в статье последовательно и правдиво описал основные вехи трагедии, разыгравшейся в усадьбе Лопухиных. Спасибо большое ему за то, что его сердце не осталось равнодушным к происшедшей трагическим событиям. Он понимает значение семьи Рерихов и Общественного Музея Н.К. Рериха для России. Он переживает за Культуру России и тем показывает пример для журналистского сообщества.
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".