Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Почему уничтожили ГЦСИ, общественный Музей имени Н.К. Рериха, и «кошмарят» ГОГОЛЬ-центр? Юрий Самодуров


 

Москва. Ураган надвигается

 

 

Автор Юрий Самодуров правозащитник,
бывший директор Музея и общественного
центра им. А. Д. Сахарова

 

 

 

Ровно год назад, в мае 2016 году Минкультуры РФ уничтожило Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), слив его с Росизо и уволив его директора Михаила Миндлина. В марте 2017 года Минкультуры уничтожило общественный Музей имени Н.К.Рериха, захватив силой его помещения, отобрав коллекции и передав все это государственному Музею Востока. Сейчас, в мае 2017 года Минкультуры пробует, как мне кажется, уничтожить ГОГОЛЬ -центр (допросы и финансовые претензии к руководителю ГОГОЛЬ-центра Кириллу Серебрянникову — первый этап этой операции).

 

В каждом из названных случаев финансовые претензии ко всем этим успешно действовавшим институциям культуры и к их руководителям хотя и существуют, но играют второстепенную роль. А главным, на мой взгляд, является ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ и ПОЛИТИЧЕСКИЙ «заказ» на уничтожение Министерством культуры сначала ГЦСИ, потом общественного Музея имени Рериха и сейчас попытка изменить характер деятельности ГОГОЛЬ-центра.

 

Уничтожают эти институции культуры не потому, что они оппозиционны власти.  

         

И ГЦСИ и ГОГОЛЬ-центр государственные бюджетные учреждения и позволить себе оппозиционную деятельность просто не могли, даже если бы их руководство этого хотело. Общественный музей имени Н.К.Рериха от государства не получал ни копейки. Но хорошо зная руководителей ГЦСИ и будучи знаком с нынешними руководителями общественного музея имени Рериха и его основателем Л.В.Шапошниковой я знаю, что они никогда не хотели и не думали ориентировать художественные программы и просветительские проекты своих организаций на борьбу с властью. Их подспудный и скрытый конфликт с властями и Минкультуры, по-моему, состоял в том, что смысл деятельности каждой из этих институций — ГЦСИ, ГОГОЛЬ-Центра, общественного Музея имени Рериха (хотя у всех он был очень разный   не соответствовал тренду нынешнего руководства Минкультуры, основными составляющими политики которого являются, по-моему, поддержкаи пропаганда государственного патриотизма, православия, сотрудничество с РПЦ.  Ни ГЦСИ, ни ГОГОЛЬ-ЦЕНТР, ни Музей истории политических репрессий «Пермь-36» (о нем будет речь дальше), ни общественный музей имени Н.К. Рериха, каждый на свой лад триаду «государственный патриотизм — православие – сотрудничество с РПЦ» не пропагандировал, не поддерживал и невольно всем содержанием своей деятельности этой идеологической и политической триаде противоречил!

 

О том, что мотивом уничтожения общественного музея имени Рериха , по-видимому, является неприятие РПЦ и Минкультуры смысла деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха, я уже писал в статье « Имеет ли РПЦ отношение к уничтожению  общественного музея имени Н.К.Рериха.

 

 О том, что Минкультуры не простило ГЦСИ присуждение учрежденной ГЦСИ премии «Инновация» группе «Война» и номинирование на эту премию Петра Павленского за  акцию «Угроза» (поджог парадных дверей здания ФСБ на Лубянке)  независимыми от дирекции ГЦСИ членами жюри я  писал в статье «Уничтожение ГЦСИ».  В более общем плане о неприятии Министерством культуры направления и смысла работы ГЦСИ говорилось в опубликованной «Независимой газетой» статье «Современное искусство похоронили на складе»

 

  О идеологическом и политическом неприятии Министерством культуры смысла деятельности ГОГОЛЬ-центра пока еще статей нет, но думаю, они будут.

 

 Необходимо вспомнить в этой связи о сравнительно недавних прецедентах уничтожения и «переформатировании» не отвечающих идеологии «государственный патриотизм-православие-сотрудничество с РПЦ» двух очень значимых для России музеев.

 

Речь идет о признании Минюстом в 2015 году автономной некоммерческой организации Музея истории политических репрессий «Пермь-36» иностранным агентом.  Этот негосударственный (до 2013 года) и единственный в российской провинции музей, созданный на месте бывшей лагерной зоны в аутентичных лагерных бараках бывшего советского лагеря для заключенных «Пермь-36» (название музея повторяло имя лагеря) был открыт в 1996 году, инициатором его создания и первым директором-организатором был историк Виктор Шмыров. Музей был создан группой пермских общественников-энтузиастов в сотрудничестве с «Международным Мемориалом» при поддержке прежнего руководства и министра культуры Пермской области. Уровень неприятия нынешних пермских властей по отношению к музею истории политических репрессий «Пермь-36» таков, что как сказано в Википедии «3 марта 2015 года АНО «Пермь-36», исчерпав все возможности в  переговорном процессе с краевой властью о сохранении музея в прежнем виде, объявила о прекращении своей деятельности и начала процедуру самоликвидации».

 

Второй отвратительный случай, это увольнение Минкультуры в 2013 году по политическим мотивам основателя и первого директора государственного музея –центра современного искусства в  Перми Музея PERMM Марата Гельмана за показ им в 2014 году серии картин художника Василия Слонова высмеивающих проведение зимней Олимпиады в Сочи (я писал об этом увольнении в статье «По поводу ситуации вокруг музея PERMM и его директора Марата Гельмана»). 

 

Стоит также напомнить, как в 2016 году режиссера Новосибирского театра оперы и балета Тимофея Кулябина и директора этого театра Бориса Мездрича стали «кошмарить» за постановку спектакля «Тангейзер», которую РПЦ потребовало снять или изменить некоторые сцены, поскольку они шокируют верующих, и Минкультуры эти требования поддержало. Тогда за Тимофея Кулябина так же как за Серебянникова заступились известные московские деятели театра и когда Кулябин вынужден был из Новосибирского театра уйти, то его позвали в Москву, и он даже поставил что-то в Большом театре. А вот за Бориса Мездрича никто из известных театральных деятелей не заступился (Мездрич ведь «только» администратор) и когда Мездрич потерял работу — это было только его личное дело.

 

То, что за Кирилла Серебрянникова сейчас, а в прошлом году за Константина Райкина, выступившего на Съезде театральных деятелей с резкой критикой цензуры в театре, кино и вообще в искусстве заступились его коллеги «по цеху» и широкая общественность (http://echo.msk.ru/blog/lev_ponomarev/1864114-echo/) это очень хорошо! Но есть еще один аспект ситуации который для меня лично и для деятельности государственных и негосударственных музеев и культурных институций, по-моему, еще более важен!

 

Популярные российские актеры, известные писатели, режиссеры, большие художники, директора крупных музеев сейчас ведут себя в общем как обычные обыватели.

 

Когда АНО Музей «Пермь – 36» губернские власти стали «кошмарить», а Минюст признал его «иностранным агентом», то очень мало кто из известных российских деятелей культуры, искусства, науки, литературы, театра и кино публично выступили в его защиту.  Это трудно себе представить, но промолчали и не выступили в защиту своих коллег –музейщиков даже, если я не ошибаюсь, Союз Музеев России и его президент, директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский!

 

Когда пермские власти уволили основателя и первого директора Музея PERMM без объяснения причин, то известные российские деятели культуры и Союз Музеев России не возмутились и в защиту Марата Гельмана не выступили!

 

Когда Минкультуры уничтожило ГЦСИ, превратив его в отдел РОСИЗО, повторилось то же самое – известные деятели культуры, искусства, науки, писатели, актеры России приняли этот факт к сведению «как неприятное известие», но публично не протестовали и ГЦСИ не защищали! Если не ошибаюсь, отмолчались «это не наше дело» и не выступили в защиту ГЦСИ ни Союз Музеев России, ни его президент М.Б.Пиотровский! Не выступил в защиту ГЦСИ и российский ПЕН-центр.

 

Когда в апреле с.г.  Минкультуры стало громить общественный Музей имени Н.К.Рериха – почти все известные российские деятели культуры, науки, писатели, актеры, современные художники и т.д. снова промолчали (за исключением немногих художников и писателей, подписавших коллективное Заявление Конгресса интеллигенции «Остановить разгром Международного центра Рерихов!»)!  Как и раньше не выступил в защиту своих коллег–музейщиков из общественного музея  Союз Музеев России, а М.Б.Пиотровский, президент  Союза музеев не только не  ответил на открыто письмо  к нему  в связи с этим правозащитников, но умудрился даже фактически одобрить закрытие общественного Музея имени Рериха. Промолчал об уничтожении общественного Музея имени Н.К.Рериха и российский ПЕН-центр. Причина молчания деятелей культуры: «дело темное», «рериховцы – это секта», «нас это не касается».

 

Когда дело касается преследования «своих», то есть популярных и более или менее знаменитых лиц —  Константина Райкина, Тимофея Кулябина, Кирилла Серебрянникова и судьбы известных и больших театров «Сатирикон», «ГОГОЛЬ-центр», то за них вступаются их знаменитые коллеги «по цеху». Когда дело касается не очень популярных музейных и художественных институций, то знаменитые российские деятели культуры (в широком смысле понятия «культура») их практически не защищают.

 

Я считаю, что известные российские актеры, писатели, художники, режиссеры, директора крупных музеев, руководители различных академий и творческих союзов поступают недальновидно.

 

Полагаю, что Музей «Пермь – 36», ГЦСИ, общественный Музей имени Н.К.Рериха были уничтожены потому, что 15-20-30 самых известных в стране режиссеров, актеров, писателей, членов Академии Художеств, руководители творческих союзов, президент Союза Музеев России, директора крупных музеев и ПЕН-центр не выступили с открытым обращениям к властям с требованием не трогать и не мешать работе этих институций!

 

Сегодня известные деятели культуры думают, что уничтожение таких «маргинальных» для них институций как АНО «Музей Пермь-36», ГЦСИ, общественный Музей имени Рериха Международного центра Рерихов их не касается. Но вот теперь молчание деятелей культуры обернулось обысками и возможным уничтожением «Гоголь -Центра».

 

И я уверен, что в будущем и возможно, в близком будущем, никто не гарантирует, что чиновники Министерства культуры вместе со следователями, не придут в какие-либо еще театры, музеи, художественные галереи, чтобы их закрыть или «переформатировать» по своим представлениям или уволить их руководителей и основателей под предлогом, что к руководителям этих институций есть финансовые претензии.

 

Боюсь, что уничтожение ряда успешно работающих институций культуры или увольнение их создателей будут продолжаться поскольку постольку их деятельность не вписана и не соответствует нынешней идеологической и политической программе власти: «пропаганда государственного патриотизма, православия, сотрудничество с РПЦ».  Спасти эти институции культуры от уничтожения их Министерством культуры и региональными властями может только солидарное (коллективное), публичные и громко звучащие выступления в их защиту известных российских деятелей культуры!

 

26 мая 2017 года

 

 

31.05.2017 13:57АВТОР: Юрий Самодуров | ПРОСМОТРОВ: 1723


ИСТОЧНИК: Блог/Эхо Москвы



КОММЕНТАРИИ (1)
  • Ксения31-05-2017 20:51:01

    Да,к сожалению, молчат большинство известных деятелей Культуры. Даже те, кто раньше защищал Общественный Музей Н.К. Рериха, созданный по воле С.Н. Рериха. Находится Музей недалеко от Кремля. Что уж говорить о провинциальных музеях. Если в сознании деятелей Культуры ничего не изменится, то не произойдёт Мира через Культуру, к которому призывал Н.К. Рерих, ни в нашей стране, ни в мире.Стихии вышли из берегов: сильнейшие бури, ураганы наводнения, пожары, локальные войны, но молчит человеческое сознание.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Опросы, интервью, видео »