Лекция «Эволюция человека и человечества в музыкально-философской доктрине А.Н.Скрябина». К 150-летию со дня рождения. Анонс. 21 января 2022 года В Казани состоится выставка фоторабот Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера». В декабре 2021 года открылся передвижной выставочно-просветительский проект «Мир через культуру» по инициативе ВятГУ (Кировская область). Возможен ли диалог градозащитников с «Газпромом» и Минкультом? // Город 812 Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Пастырь, обращенный в будущее. 30 лет со дня гибели протоиерея Александра Меня.


Протоиерей Александр Мень

 

 

9 сентября 2020

 

9 сентября исполнилось 30 лет со дня гибели протоиерея Александра Меня. Сейчас на месте, где произошло убийство, в микрорайоне Семхоз в Сергиевом Посаде — Сергиевский храм. Его настоятель — протоиерей Виктор Григоренко, племянник отца Александра, рассказал «Правмиру», как протоиерей Александр Мень относился к гражданскому обществу, Евангелию, вере, а также провел экскурсию по музею пастыря.

 

Протоиерей Александр Мень уже вошел в историю Русской Православной Церкви как священник, который в условиях безбожной власти привел своей проповедью и книгами многих людей в Церковь. Один из исследователей творчества отца Александра, протоиерей Димитрий Предеин, так и написал о нем: «Человек, избранный Господом для несения пастырской миссии в это время в этом месте. Такие люди рождаются не каждое столетие. Это милость Божья в Русской Церкви, что у нас был такой пастырь, на которого можно равняться, который может быть примером для подражания. В целом его облик пророческий, в его творчестве есть обращение в будущее». 

 

Протоиерей Виктор Григоренко

Протоиерей Виктор Григоренко

 

 

О возрождении Церкви

 

Отец Александр с большой радостью воспринял происходящие в девяностые годы перемены в нашей стране. Он мне так и говорил: «Я никогда не думал, что буду свидетелем того, как рухнет этот колосс на глиняных ногах». И речь прежде всего шла о том, что рушится безбожная власть, наступают перемены, которых ожидали многие, в том числе по отношению к Церкви. 

 

Когда были сняты преграды для посещения храмов, к Церкви возник большой интерес, стали приходить очень много людей, они принимали Крещение и на этом часто останавливались. Однако отец Александр хорошо понимал, что если будут восприняты только внешние церковные формы, то нас ждет не возрождение, а то, что так нравилось властям — церковь «как музей, как осколок седой старины». 

 

Протоиерей Александр Мень

 

 

Отец Александр говорил, что оздоровление общества не может произойти в один день и что придется ждать, видимо, не одно поколение.

 

О гражданском обществе

 

Мы много говорим о гражданском обществе, которое только-только зарождается. Отец Александр считал, что возрождение общества может происходить только через просвещение, культуру, через образование, и потому основал незадолго до своей гибели общество «Культурное возрождение». 

 

Сегодня с точки зрения культуры мы видим много проблем по разным направлениям — это и отношение к природе, к окружающей среде, и к искусству, в том числе к церковному, которое сегодня обесценивается, с одной стороны, с другой — подменяется чем-то иным, почти не вписывающимся в христианское понимание. 

 

О небольших приходах

 

Наиболее действенными сегодня оказываются небольшие сплоченные приходы. Священникам непросто окормлять большое количество людей. Приход должен быть реальностью, в которой верующие понимают свою ответственность за него, имеют возможность влиять на внутриприходскую жизнь участием в приходском собрании.

 

Протоиерей Александр Мень

 

Но за 20 с лишним лет моего священства я часто вижу непонимание важности такого отношения у мирян, которым не важно, скажем, в какой храм приходить, главное — реализовывать свои религиозные потребности. Но приход в храм — это не поход в прачечную, где за деньги оказывают услуги. 

 

О Евангелии

 

Отец Александр Мень служил в других условиях, когда храмов было мало. Было давление со стороны государства, и многие люди вынуждены были скрывать свою веру. Были проблемы с религиозной литературой, Евангелие невозможно было достать.

 

Он говорил: «Евангелие — это основа жизни».

 

У себя на приходе организовывал группы по изучению Священного Писания, опыт организации которых был воспринят им от своих наставников — духовных чад отцов Алексия и Сергия Мечевых, ныне прославленных в лике святых. 

 

Этот опыт совместного изучения Евангелия объединял людей. Можно сказать, что это были настоящие христианские общины, которые жили Евхаристией. Такой опыт сплоченных общин, только с ориентацией на современные реалии, нам очень важен сегодня.

 

Об обрядоверии

 

Сегодня мы говорим о том, что обрядоверие порой закрывает собой суть веры. Отец Александр был последовательным обличителем обрядоверия. Он считал, что обряд — от слова «обрядить», то есть — внешняя сторона, которая, безусловно, важна, но не может быть первостепенной. 

 

Отец Александр пишет, что христианин «чтит обрядовые формы благочестия, не забывая ни на мгновение, что они вторичны в сравнении с любовью к Богу и людям».

 


Протоиерей Александр Мень совершает таинство Крещения

 

Крестильный ящик. 

 

В свое время отец Александр приспособил для этого обычную деревянную шкатулку, попросил меня врезать в ее крышку крест и стал хранить там все, что необходимо для совершения таинства крещения. Он брал с собой этот ящичек, когда ему приходилось крестить на дому: не все хотели получать в храме запись о крещении. Если об этом узнавали на работе, у человека могли быть проблемы. Особенно — у членов партии и их близких. 

 

Крестильный ящик

Крестильный ящик

 

Отец Александр хорошо понимал, что, приходя домой к людям на крестины, в неофициальную обстановку, он сможет побеседовать с ними. 

 

Когда речь шла о крещении, отец Александр особенно внимательно относился к подготовке. Перед крещением детей он готовил их родителей и крестных восприемников, при этом могли присутствовать не только родственники, но и близкие друзья, то есть это была серьезная миссионерская работа. 

 

Самодельные венцы

 

Сделанные из меди, украшенные камушками и бисером, они легко умещались в портфель при необходимости венчать вне церкви. Сделаны, видимо, были по просьбе отца Александра кем-то из прихожан Новой Деревни. Этими венцами он венчал и нас с супругой.

 

Венцы

 

Скуфья священномученика Сергия Мечева.

 

Это настоящая святыня. Незадолго до своего ареста отец Сергий Мечев передал ее на память своей духовной дочери, маме Нины Фортунатовой, а Нина, в свою очередь, отдала ее своему духовному отцу, протоиерею Александру Меню. Эта история хорошо иллюстрирует преемственность служения отца Александра в непростое время гонений на Церковь.

 

Самиздатовские книги.

 

Самиздатовские книги печатались в семи экземплярах — именно столько копий, как правило, пробивала печатная машинка на папиросной бумаге. 

Среди этих книг есть и книга отца Александра «Сын Человеческий», изданная в бельгийском издательстве «Жизнь с Богом», тайно ввезенная в Советский Союз и размноженная на ксероксе. Мне встречались эти книги, зачитанные до дыр.

 

 

Диафильмы, которые прятали

 

 Отец Александр сам делал диафильмы. Они были очень популярны и распространялись подпольно по всей стране, даже на Дальнем Востоке. Среди них: «Свет миру», «Тайна зла», «Апостолы», «Иисус из Назарета», слайды которого были сделаны из нарезки пленки фильма «Иисус из Назарета» Франко Дзеффирелли. 

 

Хорошо помню просмотры этих диафильмов в семхозском доме вместе с братом Мишей. В начале 80-х годов, когда были угрозы обысков, отец Александр просил меня увезти несколько чемоданов с этими диафильмами, а также книгами Солженицына, историка Краснова-Левитина и других авторов, в Хотьково. Это было время, когда за хранение таких книг можно было получить реальный срок заключения.

 

Диапроектор о. Александра Меня

 

Реконструкция кабинета отца Александра в Алабино, где он служил с 1960 по 1964 годы. Реконструкция сделана по фотографиям. Мы хотели передать атмосферу кабинета, из которого ненадолго вышел хозяин. Здесь представлены как подлинные вещи отца Александра, так и аутентичные, которые мы нашли в антикварных салонах и на распродажах старых вещей. 

Один из экспонатов — радиола «Рассвет», которой пользовался отец Александр в те годы. Сделали мы и реплики тех фотографий в рамах, которые висели на стенах кабинета, например, фотографии Владимира Соловьева и архимандрита Серафима (Битюкова). Удалось нам найти и аутентичную немецкую пишущую машинку, на которой работал отец Александр. 

 

Протоиерей Александр Мень в кабинете

 

Интерес к личности протоиерея Александра Меня не ослабевает, и мы очень надеемся на то, что открытие новой экспозиции приведет людей в Церковь через творчество выдающегося проповедника и миссионера.

 

 

Также можно прочесть: В гостях у отца Александра Меня. Мигель Паласио

 

Если бы о. Александр Мень был жив, мы жили бы в другой России. Алиса Орлова

 

06.11.2020 14:18АВТОР: Оксана Головко, св. Виктор Григоренко | ПРОСМОТРОВ: 348


ИСТОЧНИК: Правмир



КОММЕНТАРИИ (1)
  • Виктор13-11-2020 16:28:01

    Комментарий удален.


    Администратор

    Пишите по теме.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Православие и Религии в России »