24.05.2024.Онлайн-лекция «Николай Константинович Рерих и художественное объединение “Мир искусства”». 18.05.2024. В Российской академии художеств открылась уникальная выставка с работами юных художников. Открытие новой выставки в Храме Святого Духа // Смоленский государственный музей-заповедник, 8.05.2024. Международный День Культуры в школах Волосовского района Ленинградской области отметили одновременным поднятием Знамени Мира. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Памяти поэта Андрея Дмитриевича Дементьева


 


26.06.2018 ушёл из жизни Дементьев Андрей Дмитриевич (1928) — советский и
российский поэт, лауреат Государственной премии СССР (1985) и других
многочисленных наград. На стихи Андрея Дементьева написано более 100 песен.


 

 

Не стало Андрея Дементьева. В июле ему должно было исполниться 90 лет. Стихи Андрея Дмитриевича знают и любят несколько поколений. В 80-е и в начале 90-х годов он возглавлял литературный журнал «Юность», выходивший миллионными тиражами, затем работал на телевидении и радио.

 

Тексты Андрея Дементьева для песен в прямом смысле слова затрагивали самые глубокие струны человеческих душ. И люди плакали, слушая его «Балладу о матери». Он никогда никому не завидовал и не держал камня за пазухой. Поэтому стихи писал светлые, тонкие и мог с помощью своего творчества достучаться до любого человека. И эта его улыбка... Его любили женщины, но все стихи Андрей Дмитриевич посвящал только одной — своей жене.

 

Песня о безнадежно влюбленном художнике, как и многие, написанные Андреем Дементьевым, жива и любима уже не одно поколение. Ведь он писал о чувствах, неподвластных времени, о том, что понятно каждому человеческому сердцу.

 

Война расколола его детство на до и после. Он часто вспоминал бомбежки и похоронки, и женщин, поседевших раньше срока. И эти простые и отчаянные материнские слова до сих пор заставляют обливаться слезами.

 

На музыку Евгения Мартынова он написал 20 лучших своих песен. На одну из самых нежных, по просьбе композитора, Дементьева вдохновила знаменитая картина Васнецова «Аленушка».

 

Он часто возвращался в родную Тверь, на волжские берега, словно подпитываясь красотой и силой этих мест. И хотя жизнь здесь не была простой — голодное детство и лямка сына врага народа — он никогда не держал ни на кого зла, отдавая нам только самые светлые чувства и слова.

 

«Что самое главное — я никому не завидовал! И черные какие-то мысли меня не преследовали», — говорил Андрей Дементьев.

 

Кроме песен, были и выдающиеся стихи — больше 40 сборников. Дементьев был последним поэтом из плеяды «шестидесятников», дружил со всеми. Работая в журнале «Юность», помогал молодым и маститым, но опальным авторам дойти до людей.

 

«Я, в общем, счастливый человек! В те годы я жил ощущением этой борьбы, которая приводила к радости: открываешь журнал, а там совершенно потрясающий новый автор», — рассказывал Андрей Дементьев.

 

На слете молодых поэтов в Твери минувшим летом он так радовался, видя, что дело его жизни продолжается. И новые стихи все так же трогают его душу.

 

Всего через 20 дней Андрею Дементьеву должно было исполниться 90. И он готовился собрать друзей и поклонников, чтобы вновь стихами рассказать им, как важно не о чем не жалеть, о том, что нельзя забывать учителей и обижаться на детей. О том, что от белых стай мир обязательно станет добрее.

 

«Наверное, что-то я придумал, наверное. Но эта романтика, которую я придумал, она вдруг захватила всех. Вдруг все почувствовали, что так может быть! Настоящая любовь — она самоотверженная! Она не может быть одинокой... настоящая любовь», — сказал поэт.

 

 

 

 

Гефсиманский сад

Христос молился…
Гефсиманский сад
К Его лицу склонил свои оливы.
А за холмами угасал закат.
И Он подумал:
«Боже, как красиво!»

Христос стоял вблизи учеников.
И между ними – горькое молчанье.
А с неба наклонился звездный ковш,
Как будто мог он вычерпать печаль их.

Он говорил: «Душа моя скорбит
Смертельно…»
И просил: «Побудьте рядом».
Своих сомнений и своих обид
Он в эту ночь ни от кого не прятал.

И о себе все зная наперед,
В душе своей не ощущал Он страха.
Не содрогнулся, слыша, как идет,
Гремя оружьем, медленная стража.

И Он сказал: «Зачем же на меня
Идете вы с колами и мечами?
Я не разбойник среди бела дня…»
Но те хранили гнусное молчанье.

Дорога шла сквозь злобу и сквозь ложь.
Свое страданье выдавал Он взглядом.
И месяц плыл над Гефсиманским садом,
Как занесенный над землею нож.
                                                       2003

 

*    *    *


ВИА Долороза

Сквозь гул проклятий и молчанье слез
Дорогой Скорби шел на казнь Христос.

Тяжел был Крест… Изнемогала плоть.
И, обессилив, наземь пал Господь.

Но кто-то поспешил Его поднять…
И вдруг в толпе Христос увидел Мать.

Он с Ней глазами встретился на миг.
Был взгляд Ее – как молчаливый крик.

И с этого мгновенья не судим,
Он чувствовал, что Мать идет за Ним.

И на Голгофе во кровавой тьме,
Когда Христос был поднят и распят,

Она ловила ускользавший взгляд
И с Сыном умирала на Кресте.

И с той поры, чтоб жизнь была чиста,
Мы все проходим Скорбный Путь Христа.
                                                     1999

 

*    *    *

 

Живу не так, как бы хотелось...

Живу не так, как бы хотелось,
Заели суета и быт.
И осторожность, а не смелость
Порою мной руководит.

Живу не так, как мне мечталось,
Когда я пылок был и юн.
И только музыка осталась
От тех, не знавших фальши, струн.

Живу не так, как нас учили
Ушедшие учителя.
Когда судьбу земли вручили,
О чём не ведала Земля…

Живу не так. Но слава богу,
Я различаю свет и мрак
И не судите слишком строго
Вы все, живущие не так.

                                   1983

 

*    *    *


Я ничего и никому не должен

Я ничего и никому не должен.
Не должен клясться в верности стране
За то, что с ней до нищеты я дожил.
За то, что треть земли моей в огне.

Я ничего и никому не должен.
Мне «молодые волки» не указ.
Они, конечно, много нас моложе,
Но вовсе не талантливее нас.

И новый мир по старому ничтожен
Среди своих раздоров и корыт.
Я ничего и никому не должен,
Поскольку никогда не жил в кредит.
                                                  1996

 

*    *    *

 

У меня от хамства нет защиты

У меня от хамства нет защиты.
И на этот раз оно сильней.
Звонкие хрусталики разбиты —
Позывные доброты моей.

Только слышно, как в душе играет
На старинной скрипочке печаль.
И слова для мести выбирает,
Что забыты были невзначай.

У меня от хамства нет защиты.
Беззащитность — за какой же грех!
И опять в волнах моей обиды
Захлебнулся смех.

Ну а хамство руки потирает.
Всё ему пока что сходит с рук.
Сколько мир от этого теряет!
Только нам сплотиться недосуг.
                                              1978

 

*    *    *

 

Ни о чем не жалейте

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
v Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
                                                            1977

 

*    *    *

 

Угораздило меня родиться

Угораздило меня родиться
В этой безалаберной стране.
Я хочу быть перелетной птицей.
Зиму — ТАМ.
А к дому — по весне.

Впрочем, это мне не угрожает.
Я же не какой-нибудь изгой.
Как ни хороша земля чужая,
Мне она не может стать родной.

Видно, мне еще достанет лиха
На остаток века моего.
И придется жить с неразберихой,
Как живет в России большинство.

 

*    *    *

 

Нет женщин нелюбимых

Нет женщин нелюбимых,
Невстреченные есть…
Проходит кто-то мимо,
Когда бы рядом сесть.
Когда бы слово молвить,
И всё переменить.
Былое
Светом молний,
Как плёнку, засветить.
Нет нелюбимых женщин.
И каждая права.
Как в раковине жемчуг,
В душе любовь жива.
Всё в мире поправимо
Лишь окажите честь…
Нет женщин нелюбимых,
Пока мужчины есть.
                                  1978

 

*    *    *

 

Мир держится на добрых людях

Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле.

Мир держится на состраданьи,
А не на важности пустой.
Вот кто-то свет потёмкам дарит,
Чтоб озарить жизнь красотой.

Мир держится на милосердьи,
А не на выгоде и лжи.
Никто из нас не минёт смерти,
А потому добро творить спеши.

Быть может, это всё наивно.
Но вижу я в который раз,
Как над землёй бушуют ливни,
Чтоб смыть скопившуюся грязь.

И наше Время чистить надо —
Скопилось столько в нём дерьма —
Насилья, лжи, вражды и смрада,
Что скоро все сойдём с ума.

Так пусть в нас совесть не убудет
И правда не сорвётся вниз…
Мир держится на мудрых людях,
Как держится при солнце жизнь.

 

*    *    *

 

Когда любовь навек уходит

Когда любовь навек уходит,
Будь на прощанье добрым с ней.
Ты от минувшего свободен,
Но не от памяти своей.

Прошу тебя,
Будь благороден.
Оставь и хитрость, и вранье.
Когда любовь навек уходит,
Достойно проводи ее.

Достоин будь былого счастья,
Признаний прошлых и обид.
Мы за былое в настоящем
Я ненавижу в людях ложь...

 

*    *    *

 

Я ненавижу в людях ложь

Я ненавижу в людях ложь.
Она порой бывает разной:
Весьма искусной или праздной
И неожиданной, как нож.
Я ненавижу в людях ложь.
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно,
Хотя не я, а ты мне лжешь.
Я ненавижу в людях ложь.
Я негодую и страдаю,
Когда ее с улыбкой дарят,
Так, что сперва не разберешь.
Я ненавижу в людях ложь.
От лжи к предательству полшага.
Когда-то все решала шпага,
А нынче старый стиль негож.
Я ненавижу в людях ложь.
И не приемлю объяснений.
Ведь человек как дождь весенний.
А как он чист, апрельский дождь!
Я ненавижу в людях ложь.
                                                 1950

 

 

 

 

 

Материал подобран и оформлен редакцией портала

Стихи с сайта iknigi.net

 

27.06.2018 10:38АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 1580




КОММЕНТАРИИ (3)
  • Ксения28-06-2018 09:06:01

    Вот ещё один Воин Света ушёл с земного плана. Его стихи учили нас честности, справедливости, любви, верности, бескомпромиссности, и ещё многому-многому тому, что возвышает душу человеческую. Светлая память Великому Поэту и настоящему Человеку, доброго пути в Высшие Миры!

  • Татьяна Бойкова28-06-2018 10:28:01

    Провожая нашего прекрасного поэта, вспоминаем и замечательного композитора и исполнителя их общих песен, ушедшего достаточно молодым. Уходят прекрасные творческие индивидуальности. Их совместные песни были настолько популярны именно потому, что это было истинное творчество. Каждое их совместное произведение - это своего рода шедевр работы души и сердца. Я и по сей день не могу спокойно слушать эту песню...! На Ютюбе прочла несколько юмористический, но искренний и совершенно верный комментарий к песне "Лебединая верность", и очень захотелось поделиться им с вами.
    "Вспоминаю, как Мартынов просто порвал мозг у всей страны исполнив этот шедевр! Даже из ливневых решёток звучала эта песня, об утюгах и газовых плитках и не говорю! Лишний раз убеждаюсь, что везде должны быть профессионалы от Бога, особенно в культуре, иначе мы все станем серой массой потребителей, а не творцов! (Vladimir Matushkin)"

    В большинстве своем люди прекрасно видят, что нас хотят превратить в безмозглого потребителя и подсовывают "натуральных блондинов" с "золотым голосом".... и более худшее. Но, полагаю, все-таки не получится. Как уже можно было заметить за эти два десятилетия - западная культура в нашем российском ДНК не приживается. Да будет так!

  • Татьяна Бойкова28-06-2018 15:04:01

    Когда писала первый комментарий упустила момент о любимейшем в те времена журнале "Юность", которым руководил А.Д. Дементьев.

    Главред "Юности" Валерий Дударев считает, "что журнал был сохранен благодаря Дементьеву, который занимал пост главного редактора издания с 1981 года по 1992 год.

    "У нас в стране каждый человек знал символ журнала "Юность"… Андрей Дементьев пронес этот символ и через то время, когда он работал заместителем главного редактора, и когда он работал главным редактором", - сказал Дударев ТАСС, добавив, что именно благодаря Дементьеву журнал существует и никогда не закрывался".

    Но помимо того, что сам по себе это был прекраснейший и интереснейший журнал для молодежи и не только, вот что мне вспомнилось.

    Первые сведения о Живой Этике я получила из книги "Основы миропонимания Новой Эпохи" А.И. Клизовского, потом были две разрозненных книжечки в мягком переплете на газетной желтой бумаге- "Агни Йога" и "Беспредельность". И прежде чем два тольяттинских тома Учения пришли ко мне, одну из самых своих любимых книг Учения - "Сердце" я прочла именно в журнале "Юность", редакция которого имела смелость опубликовать ее там. Согласитесь, одно только это говорит о многом.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »