Открытое письмо Комитета защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
04.01.2022
17 декабря 2021 года в СМИ была опубликована информация о возобновлении работы музея Рерихов на ВДНХ после реэкспозиции [1]. Однако на официальном сайте Государственного музея Востока (ГМВ), филиалом которого объявлен музей Рериха, сообщается об открытии экспозиции «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего» [2]. В связи с этим обращает на себя внимание, что государственные СМИ открытие экспозиции почему-то подают как открытие музея на ВДНХ.
Это не первая попытка ввести в заблуждение и уверить общественность о якобы действующем на ВДНХ музее Рерихов. Так, ранее в павильоне № 13 располагалась выставка ГМВ со схожим названием «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ», которую также позиционировали в качестве музея.
Отметим, что между понятиями «музей» и «экспозиция» есть существенное отличие: музей – это учреждение культуры, многофункциональный институт, в то время как экспозиция – это демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ, но все же это не сам музей. Потому экспозиция на ВДНХ музеем не является, поскольку не несет его функции и особенности. «Музей Рерихов на ВДНХ» лишь часть названия выставки «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего», которая экспонируется ГМВ в павильоне № 13 на ВДНХ.
Однако использование подобной подмены понятий не случайно. Общественности хорошо известно, что в 2017 году Государственный музей Востока при поддержке Министерства культуры РФ выселил общественный Музей имени Н.К.Рериха из усадьбы Лопухиных, разгромил его постоянную экспозицию и незаконно изъял наследие Рерихов и музейные фонды, принадлежащие Международному Центру Рерихов (МЦР). И в данной ситуации для общественности неприемлем тот факт, что в экспозиции «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего» демонстрируются картины Н.К. и С.Н.Рерихов, а также музейные предметы, которые были захвачены Государственным музеем Востока у Международного Центра Рерихов. Мы уверены, что история еще даст свою справедливую оценку вопиющим событиям, которые развернулись весной 2017 года в центре Москвы.
После погрома постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР руководство Министерства культуры РФ не раз заявляло о создании государственного музея Рерихов в усадьбе Лопухиных, но за прошедшие годы этого так и не произошло. Очевидно, жонглируя понятиями «музей» и «экспозиция», чиновники от культуры пытаются создать желанный образ якобы существующего государственного музея Рерихов на ВДНХ, чтобы завуалировать суть проблемы, повлияв на общественное мнение. Таким образом, происходит некое сознательное программирование граждан страны в угоду интересам чиновников от культуры, крайне незаинтересованных в создании полноценного государственного музея Рерихов.
В этой связи важен тот факт, что 12 апреля 2017 года вышел Приказ Министерства культуры РФ № 547, где говорится о внесении изменений в п. 9.2 устава Государственного музея Востока, согласно которому «Музей Рерихов» должен находиться по адресу: г. Москва, переулок Малый Знаменский 3/5, строения 4,5,7» [3]. Но это адрес усадьбы Лопухиных! Остается неясным, почему вопреки Приказу Минкультуры и уставу ГМВ, государственный музей Рерихов так и не создан в усадьбе Лопухиных? А выставку на ВДНХ чиновники от культуры с завидным упорством в течение ряда лет пытаются позиционировать в качестве полноценного государственного музея Рерихов, включая в название каждой экспозиции слова «Музей Рерихов на ВДНХ». Так, в 2019 году ГМВ разместил на ВДНХ выставку «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ», которая также представлялась в качестве музея. Однако работу выставки ГМВ «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» сопровождали многочисленные скандалы, проверки комиссий, предписания Генпрокуратуры и Роспотребнадзора, связанные с нарушением условий хранения и экспонирования картин, поэтому ее закрыли.
Пример подобного отношения ГМВ к национальному достоянию вызывает у общественности крайнее недоверие к действиям руководства Музея Востока по организации хранения и экспонирования наследия Рерихов. Потому мы не оставим без внимания этот вопрос. Необходима объективная проверка целостности наследия Рерихов, незаконно захваченного у МЦР, а также его состояния и условий хранения в ГМВ. Считаем, что этому может способствовать только создание государственно-общественной комиссии. Но до сих пор данное предложение общественности замалчивается. И вместо сотрудничества с гражданским сообществом чиновники, вновь используя принцип подмены, создали в 2020 году Комиссию по сохранению наследия семьи Рерихов, куда вошли руководители и представители только государственных музеев. Таким образом, данная Комиссия с момента организации стала номинальной, поскольку одни чиновники не будут выступать и действовать против интересов других. Это подтверждает и тот факт, что за 2021 год Комиссия не проявила никакой инициативы в направлении осуществления главной цели, ради которой была создана, – сохранения наследия семьи Рерихов.
Рерихи многое сделали для России и передали на Родину свое многогранное наследие, имеющее мировое значение. Наша общая обязанность, представителей власти и общественности, сохранить его. Манипуляции и подмены в решении этой задачи не помогут. Остается одно – налаживать сотрудничество и взаимопонимание ради большой цели.
Источники:
1. ТАСС // Официальный сайт; Газета «Культура» // Официальный сайт.
2. Государственный музей Востока // Официальный сайт.
3. Министерство культуры Российской Федерации. Приказ № 547 от 12 апреля 2017 года о внесении изменений в Устав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей искусств народов Востока», утвержденный приказом Минкультуры России от 01 июня 2011 года № 574 // Официальный сайт Государственного музея Востока.
24.12.2021
Елена04-01-2022 12:36:01
Подмена понятий наблюдается во всех сферах... (Таковы особенности текущего периода). Хорошо бы всем людям научиться распознавать эту подмену и не вестись на неё...
Любовь04-01-2022 18:48:01
Хочется привести параграф из книги Надземное, ч.2., 412: "Урусвати знает, что хуже войны, и мора, и землетрясения, хуже всех бедствий разложение сознания. Оно подкрадывается незаметно, оно совершает такие деяния, которым ужаснётся будущая летопись... Но особенно ужасно, что и сейчас большинство не желает понять происходящее. Они пляшут и торгуют, и даже считают, что именно теперь наступил расцвет их
достижений. Сравните происходящее с некоторыми эпохами упадка, разве не найдете общих признаков? Люди так же точно мечтали о различных порабощениях и считали, что они законные завоеватели мира, и как внезапно рушились эти вавилонские башни!.." Как внимательно нужно ко всему относиться, чтобы и внутри себя подмечать и во вне замечать разложение сознания и стоять на страже. Нужно разоблачать по мере сил все происки тьмы. Пусть эта борьба увенчается нашей Победой и Общественный Музей Н.К. Рериха будет возрожден в Усадьбе Лопухиных!
Ксения08-01-2022 18:28:01
Как бы пригодились сейчас людям знания космических законов, основных положений Живой Этики, данной через Рерихов именно к нашему времени. Но темные силы не дремлют. Они сделали все, чтобы не допустить просвещение людей истинными знаниями. Отсюда только одно направление в деятельности уже не ведомо чего, так как Музея как не было, так и нет. В своё время, когда в Нью-Йорке был захвачен Хоршами Музей Н.К. Рериха, Елена Ивановна назвала этот город несчастным, т.к. обратный удар неминуем. Вот и подумаем, что ожидает Москву после такого разбоя и раззарения Общественного Музея Н.К. Рериха. И это не сказки. Закон кармы справедлив и действует точно в согласии с заложенными причинами.
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".