Открытое письмо А.И. Фурсову по поводу его интервью с О.Шишкиным
С.Н.Рерих. Профессор Н.К.Рерих. 1934
Уважаемый Андрей Ильич!
Обращаемся к Вам в связи с выходом Вашего видеоинтервью 24 декабря 2024 года с Олегом Шишкиным, автором книги «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса», изданной в 2022 году в преддверии 150-летнего юбилея всемирно известного художника, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Нас неприятно удивило то, что Вы как известный учёный-историк пропагандируете книгу автора, хорошо известного общественности некачественностью своих исторических исследований [1].
Уже в начале 1990-х годов О. Шишкин, используя, главным образом, методы фальсификаций и подмен, пытался приписать Н.К. Рериху шпионскую деятельность. Архивные документы противоречили домыслам автора. Иск Международного Центра Рерихов о защите чести и достоинства был удовлетворен Тверским межмуниципальным судом г. Москвы. В своем решении от 18 января 1996 года суд признал информацию, содержащуюся в статьях О. Шишкина, не соответствующей действительности. Московский городской суд утвердил это решение [2], [3].
Формат письма не позволяет перечислить все фактические ошибки и домыслы Шишкина в вышеупомянутом интервью и рекламируемой книге. Предлагаем Вам обратиться к двум статьям с подробным разбором его нового издания О. Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса» [4], [5]. В данном письме мы хотим обратить Ваше внимание на недобросовестные и манипулятивные методы Шишкина в изложении информации.
Во-первых, Шишкин часто смешивает факты с собственными домыслами, вырывает конкретные высказывания из контекста так, чтобы это соответствовало его фантазиям. На Ваш вопрос о сотрудничестве Рериха с Блюмкиным Шишкин ответил, что Блюмкин помогал с организацией его Центрально-Азиатской экспедиции. В качестве примера он указал на упоминание Я. Блюмкина в дневниках сотрудницы Рерихов Зинаиды Фосдик. Но в самих её дневниковых записях отмечается, что Блюмкин не помогал, а наоборот, попытался помешать успешному продвижению экспедиции. В записи З. Фосдик от 08.04.27 года можно прочесть следующее: «Затем Мор[ис] и Н.К. [Рерих] отправились в город по различным делам, которые надо было уладить до отъезда. Вернувшись домой, они рассказали, что ходили в Торгпредство и торгпред убеждал их уехать как можно скорее, он готов подготовить все машины к самому раннему сроку, ибо на некоторых участках дороги вскоре ожидаются движущиеся пески, что сделает их отъезд невозможным. Удивительно, что этот совет последовал после вчерашней беседы с одним человеком, посланным Блюмкиным, который настаивал, что они должны остаться и дождаться возвращения Блюмкина» [6].
Во-вторых, Шишкин полностью игнорирует высказывания самих Рерихов, если ему это выгодно. Например, в интервью он утверждает, что Рерих был масоном.
Но супруга художника Елена Ивановна Рерих пишет Г.Г. Шкляверу в письме от 2 января 1935 года: «Конечно, со всею честностью Н.К. [Рерих] может сказать, что он никогда ни в масонских ложах, ни в других подобных организациях членом не состоял и не состоит. Много чего ему приписывается, и многие стараются хотя бы как-нибудь прикрепить его имя к своей организации» [7]. Сам Н.К. Рерих пишет в своём экспедиционном дневнике 16 января 1934 года: «Никогда я не принадлежал ни к масонам, ни к розенкрейцерам!» [8] Как нам кажется, хотя бы для соблюдения формальной объективности следовало бы указать, что сама семья Рерихов отрицала членство в подобных организациях.
В-третьих, Шишкин приписывает Рериху дружбу и сотрудничество с разными государственными деятелями и революционерами, тем самым многозначительно намекая на его политические амбиции и вовлеченность художника в ход социально-политических пертурбаций. При этом единственным и достаточным аргументом Шишкин считает знакомство Н.К. Рериха с людьми, с которыми он когда-то учился (юридический факультет в Петербурге), пересекался на мероприятиях и т.д. Такие общие данные не могут служить доказательством чего-либо. Не следует забывать, что Рерих был представителем культурной элиты России того времени, поэтому нет ничего удивительного в том, что он учился или был знаком с теми, кто впоследствии повлиял на ход истории страны. Маленькая ремарка: сам Н.К. Рерих писал, что на юридическом факультете он сдавал экзамены, а на историческом факультете слушал лекции [9].
Также О. Шишкин указывает на переписку Рериха с политиками и руководителями разных стран, полностью игнорируя содержание и цели переписки. Как всемирно известный общественный деятель, Н.К. Рерих утверждал гуманистические идеи в защиту и продвижение культуры, такие как, например, Пакт Рериха по охране мирового культурного наследия. Соответственно, нет ничего удивительного в том, что он вступал в переписку с государственными деятелями.
Позволим себе спросить Вас, Андрей Ильич, хотели бы Вы, чтобы Вашу научную и общественную деятельность потомки анализировали методами Шишкина, то есть, подтасовкой информации, основываясь только на том, что Вы где-то когда-то с кем-то встречались, пересекались и так далее, полностью игнорируя Ваши собственные высказывания и воспоминания? При таком «исследовательском» методе можно создать любую историческую картину и любой образ исторической личности, в зависимости от целей «исследователя», не заботясь об исторической корректности.
Мы рекомендуем Вам глубже ознакомиться с трудами добросовестных исследователей жизни и творчества Н.К. Рериха, таких, как П.Ф. Беликов, Л.В. Шапошникова, а также прочесть труды самого Николая Рериха, посвятившего свою жизнь культуре. Мы также призываем Вас пересмотреть сотрудничество с господином Шишкиным, поскольку именно Ваш авторитет как ученого-историка придает его книгам ореол научности и качественности, а самому автору – имидж объективного историка. Реклама книг господина О. Шишкина вредит не только имени нашего великого соотечественника Н.К. Рериха и всей его семьи. Пропаганда подобных работ негативно влияет на общее качество научно-просветительской деятельности в области исторических исследований в России.
Особенно сейчас, в непростое для России время, крайне необходимо бережно относиться к именам всех великих соотечественников. Влиятельные страны Запада пытаются уничтожить её независимость, помимо прочего именно через попирание и отмену русской культуры, стараясь лишить нас исторической памяти и самосознания. Унижая таких великих творцов, как Николай Константинович Рерих, мы сами лишаем себя части достижений нашей культуры. Тем самым мы потворствуем вражеским планам в ослаблении изнутри культурного поля страны.
Например, американский профессор Мак-Кеннон, хотя и критикует определенные методы Шишкина, во многом следует его нарративу и одобряет его «развенчание облика» нашего великого соотечественника. Также на «труды» Шишкина не только ссылаются, но и благодарят его Александр Андреев и Эрнст Вальденфельс [10]. В свою очередь, на работы А. Андреева ссылаются такие западные учёные, как Дэни Савелли и Ирсун Энгельгард. Таким образом, однажды опубликованные домыслы и ложь его нового издания, в том числе и в научной среде.
Характерной чертой для подобных публикаций является не только изображение Рериха как авантюриста, но и намёки на захватнические амбиции русских, насмешки над патриотизмом всего русского народа, над верой Рериха в великое будущее России. Более того, в контексте домыслов о Рерихе возникает также клевета и на «режим» президента России В.В. Путина, как, например, в книге Мак-Кеннона.
Хочется подчеркнуть, что Николаю Рериху не нужно признание его трудов от наших современников. Результаты подвижнической деятельности этого всемирно известного художника, международное признание его миротворческих идей говорят сами за себя, и благодарность мировой общественности за его самоотверженный труд во имя Культуры будет еще более укрепляться в будущем.
Однако Н.К. Рерих был прежде всего пламенным патриотом, и его труды и достижения нужны именно России! Он был художником мирового масштаба, историком, профессиональным археологом, философом. Своим художественным, научно-просветительским творчеством и созданием первого международного признанного документа по защите культурных ценностей Н.К. Рерих ярко продемонстрировал всему миру непреходящее значение русской культуры [11]. Именно с такими именами в сознании народа Россия сможет не только устоять в современном цивилизационном сопротивлении, но и возродиться к новым культурным достижениям.
Екатерина Андреевна Щусь,
Галина Константиновна Шнайдер
Литература и примечания:
1. Видео канала «День Центр» от 24.12.2024:
https://www.youtube.com/watch?v=Fr4mliH1s6Y
2. А.В. Стеценко, Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха.
Факты и домыслы
https://icr.su/rus/protection/facts_a_fictions/stecenko_cae/index.php
3. А.В. Стеценко, Клевещите, клевещите, что-нибудь да останется
4. Ольга Лазарева. Микроб клеветы. Очередные измышления Олега Шишкина:
https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7612&sphrase_id=661055
5. Л.В.Хоменок. Фабрика лжи Олега Шишкина:
https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7745&sphrase_id=661138
6. Зинаида Григорьевна Фосдик. Воспоминания о Рерихах. М.: ЭКСМО, 2014.
7. Елена Ивановна Рерих.Письма. Том III (1935 г.). М.: Международный Центр Рерихов, 2001.
8. Николай Константинович Рерих. Дневник Маньчжурской экспедиции. М.: Международный Центр Рерихов, 2015.
9. Николай Константинович Рерих. Листы дневника. Том II. М.: Международный Центр Рерихов, 2000.
10. Примеры исследований:
А.И. Андреев. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы (Документальное расследование). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
О.А. Шишкин. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
11. Предлагаем Вам ознакомиться с коротким фильмом об основных вехах творчества Н.К. Рериха:
https://www.youtube.com/watch?v=iAj2yNqtWaw
09.01.2025 07:39
Сергей Оленев09-01-2025 09:57:01
К сожалению, необходимо напомнить соотечественникам наставление Е.И. Рерих. Она призывала.
«Так обретем наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественный обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, — обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить свое родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймем, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми. Пусть проснется в вас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма». ( с. 162-164)
Е.И. Рерих. Письма т. 3 (1935 г.) М.: Международный Центр Рерихов, 2001г.
Фурсов долгое время преподавал в США, по приезду в Россию - яростный защитник Сталина. Оправдывает опричнину Ивана Грозного и критикует Петра 1. Сейчас совместно с Шишкиным умаляют Н.К. Рериха.
Идеи семьи Рерихов победят, будет светлое будущее предсказанное Рерихами!
Михаил Бакланов09-01-2025 10:30:01
Ну вот, еще одно открытое письмо! И как — помогает?!
Кто такой Фурсов?.. Да еще уважаемый Андрей Ильич?! Не слышал о таком — много их развелось в российском пространстве «доцентов с кандидатами». Всех не упомнить и всех не пересмотреть — тогда нужно иметь больше в своём распоряжении, чем 24 часа в сутки. Многим не терпится выйти за пределы своей профессиональной деятельности и сыскать себе дополнительную публичную славу на просторах интернета. Многие здесь выступают «диванными экспертами» в диапазоне от политики государства (включая СВО) и до философского-оккультного. По общему принципу не «читали, но знаем и судим со своей колокольни». Что и говорить: демократия, свобода слова!.. Или другими словами — этакая современная анархия запудривания мозгов! Взаимоотношения с О. Шишкиным — это наши внутренние дела. Но не как не «общеисторические», где тов. Фурсов может быть «докой». Мы можем сами разбираться с такими внутренними проблемами. Например, как с тов. В.Росовым — он наш сотоварищ по рериховским делам, профессиональный рериховед. Но писем открытых в его адрес что-то я не припомню... А тут Фурсов! Понятно, что изначальные стрелки вектора внимания указывают на тов. Шишкина. А вот его мы уже затрагивали персонально в критике от Центра. Следовательно, нужно дополнительно пойти по вектору устремления вглубь. А тут тов. Фурсов под руку подвернулся — еще раз спрашиваю - кто такой? Чтобы ему писать отдельные открытые письма. Да и вообще, кто такой в конце концов этот таинственный тов. Шишкин? Бывший зять и протеже тов. Т. Метаксы, прежнего солидного лица в руководстве ГМВ, и игравшей не последнюю роль в политике музея в содружестве с тогдашним Минкультуры в отношении борьбы за Наследство С.Н. Рериха. В свою очередь унаследовавшая эту линию от О.Румянцевой... Наследником Татьяны Христофоровны по совпадению взглядов стал Олег Анатольевич - родственные контакты могут быть весьма заразительны с разных точек зрения побудительных причин. Но и он тоже далек от наших внутренних устремлений. Ну и что? На каждый чих от чиха будем реагировать письмами? Не слишком ли много чести? Поднимать этот ил со дна чистого водоема не лучшая затея. Разве что взбаламутить воды. Но стоит ли это делать, обозначая и акцентируя озабоченность на грязи и привлекая к ней внимание других. К чистому имени Николая Константиновича грязь запросто так не пристанет! Ну не нужно стараться эту грязь поднять со дна — пусть сами подобные эксперты в ней купаются персонально. Если не знают или не понимают, что такое за понятие «Карма»! Скажут: защита чести и достоинства Н.К.Рериха. Может быть. Но честь и достоинство великого русского мыслителя и художника можно и нужно защищать другими методами, далекими от простого белого шума в общественном и рериховском пространстве.
И еще. Зачем давать ссылки на интервью на Ютубе, если этот канал не работает нормальным образом в России? Не пора ли переходить на российский Рутуб, включая и пожелание нашим блогерам и «великим экспертам»? С другой стороны, тоже неплохо — меньше грязи и сора осядет в людских головах...
Администратор
Татьяна Бойкова09-01-2025 13:22:01
Ну, почему же не было писем по поводу Росова.
Первым была статья и письмо от 2007 года.
https://lomonosov.org/article/ tem_kto_stranstvuet_zashhita_r osova.htm
Тем, кто странствует (тема по защите диссертации В.А. Росова). Роман Усов
А вторая статья от 2009 года.
https://lomonosov.org/article/ dissertation_rossova.htm
К вопросу о диссертации В.А. Росова «Русско-американские экспедиции Н.K. Рериха в Центральную Азию». Ю. Будникова.
Возможно были и еще какие-то письма, сейчас не помню.
Вы, Михаил, отлично знаете нашу русскую поговорку, что под лежачий камень и вода не течет.
Ксения09-01-2025 17:03:01
"Проявление ликов есть очищение пространства". Вот ещё один проявился. Учёный, историк - значит интеллект присутствует, но видимо сердце не подсказало, где истина, а где ложь. И не боятся ведь потерять научный авторитет, поддерживая таких личностей, как О.Шишкин, который целенаправленно искажает облик великого человека - Н.К. Рериха, вырывая цитаты из контекста и подтасовывая факты. Рано или поздно карма рассудит справедливо.
Сергей Скородумов09-01-2025 18:40:01
Михаил Бакланов! Вы постоянно пишете целые "простыни" комментариев, которые очень сложно дочитать до конца. Да и не хочется. Напишите лучше статью по защите имени Николая Константиновича Рериха. Пользы точно будет намного больше...
Сергей Скородумов09-01-2025 18:48:01
>Михаил Бакланов.
> ... с В.Росовым — он наш сотоварищ по рериховским делам, профессиональный рериховед.
Вы глубоко ошибаетесь. Возможно, это ваш "сотоварищ по рериховским делам". Как и ваш патрон, который публикует сокровенные Дневники Елены Ивановны.
Как можно считать "профессиональным рериховедом" Росова, который приписывает Николаю Константиновичу Рериху свои собственные фантазии?
На сайте МЦР есть целый раздел "К вопросу о диссертации В.А. Росова". Весьма рекомендую заглянуть.
Александр09-01-2025 20:04:01
К интервью с Олегом Шишкиным.
Читаю: «В 13-м павильоне ВДНХ 3 октября 2024 года открылась выставка картин Н.К. Рериха "Миры Майтреи", подготовленная Государственным музеем Востока (ГМВ), Музеем Рерихов (филиалом ГМВ)»
Автор этих строк побывал на открытии выставки. Посетителей было достаточно, подходили всё новые лица. Конечно, не случайные посетители, поскольку пропускались по спискам, собирались по приглашению. Меня то же пригласили. В какой- то момент я увидел вошедшего в зал…Олега Шишкина. Его не узнавали (или делали вид, что не узнают), было заметно, что он расстроен, беспокоен. Я подошёл к нему с вопросом: «Вы Олег Шишкин»? Он заметно обрадовался, оживился. Наконец-то хоть один узнал. «Да, Вы не ошиблись. Я Олег Шишкин». Я представился как журналист, писатель и астролог, последние 15 лет увлечённые жизнью и творчеством семьи Н.К. Рериха. Отошли в сторону. Я сказал, что читал его книги о Рерихе, что читаются они легко, непринуждённо, более всего напоминают авантюрный детектив. Поражают обилием фактов, событий, цитируемых фамилий и смелых предположений, неожиданных выводов. Сказал, что мне известно о негативной оценке в рериховском сообществе о том, как и что он пишет жизни Н.К. Рериха. На что он ответил: «Сейчас не те времена, времена свободного волеизъявления и долг историка-исследователя иметь свою точку зрения и доводить своё видение событий до читателя. Невзирая на лица». Я сказал, что мне известно о том, что им готовится фильм о Рерихе, что планы по созданию фильма подвергаются жесткой критике, даже написано письмо в Минкульт с требованием запретить показ фильма. «Так выйдет фильм или нет?» спросил я. Ответ был такой: «Вероятно, выйдет весной».
На мой вопрос знакомому авторитетному историку и философу, о котором я высокого мнения, как он относится к творчеству О.А. Шишкина, получил ответ: «А какое может быть отношение е к писателю, который намеренно искажает правду, точнее факты? Никакое. Не вступать же в рукопашную. Этим не исправить человека».
После чего пришла идея познакомиться с микрокосмом рождения О.А.Шишкина, выяснить «чем дышит» писатель, борец ли он за историческую правду или за что-то иное?
Микрокосм рождения.
Рождение, надо признать необычное. Прежде всего, тем, что на Моменте рождения отмечено влияние Нептуна в купе с Чёрной Луной, а «Карьера и «Профессия» находится под воздействием Урана и Плутона.
Луна из Дома «Наследства» негативно воздействует на Солнце. Момент рождения указывает на личность, для которой удовольствия могут таить в себе опасность. Эмоции такого человека сильны и нелегко поддаются контролю, а его потребности и увлечения требуют немедленного исполнения. Этот человек пытается контролировать и влиять на других, но, в конечном счете, он может обмануть самого себя. Пусть он будет осторожен. Это символ Пылкости.
Дом «Славы и Репутации» указывает на фаталистически настроенную личность, которая рассматривает процессы, происходящие в природе, деяния людей, повадки животных и жизнь растений - как прямую манифестацию Божественного Разума. Такой человек считает, что если чему-то положено быть, то так оно и будет, так как Воля Бога неизменна, а человек и природа - только союзники в исполнении высшего замысла. Это символ Фатализма.
Возникает вопрос: «Не является ли фатализм опорой творчества О. Шишкина»? Люди, рожденные под Черной луной, часто описываются как экстравагантные и непредсказуемые. Они могут быть обладателями необычных талантов и способностей. Они также могут проявлять склонность к эмоциональной турбулентности и к различным зависимостям. Люди, рожденные под Черной луной, быть скрытными и таинственными. Они могут обладать магнетической личностью и уметь заинтересовать людей своими взглядами, жестами и словами. Они часто бывают одиночками, которые предпочитают избегать поверхностных знакомств и связей. Это тиран или жертва. Они вне религиозности, дорога к Богу закрывается, открываются контакты с иллюзиями (майя)».
Из отзыва компетентного учёного – востоковеда о творчестве Олега Шишкина: « Он не исследователь, а нечестный журналист. Живёт ради пиара. А в нашем мире подобное притягивается к подобному. Потому он и гремит со своей книгой, его поддерживают всякие фурсовы. В лучшем случае человек полуправды. Он намеренно многое искажает».
Микрокосм рождения О.А.Шишкина подтверждает вывод учёного.
…Кстати, я посмотрел в Интернете так называемое «интервью» Фурсова и Шишкина. Впервые вижу такое «интервью», где один (Шишкин) говорит целый час, а другой (Фурсов), не задав ни один вопрос, его одобрительно слушает. Отсюда видно, что перед нами два «подельника», один из которых предоставил другому трибуну, и жаловаться одному на другого пустое занятие. Это уже по поводу письма опубликованного на «Адаманте».
Сергей Скородумов10-01-2025 00:06:01
Надземное, 383
Урусвати знает, что истинный деятель должен проявиться в защиту Истины. Существует заблуждение, что Истина не нуждается в защите. В космическом смысле это так и есть, но в земном следует утверждать Истину, ибо иначе начнется пагубное искажение...
Михаил Бакланов10-01-2025 08:32:01
Да, Сергей Владимирович, любим мы давать ценные советы друг другу! По уровню сознания и величине своей самости. То я рекомендую XYZ написать статью/книгу о сталинских временах, то Вы мне о написании статьи по защите имени Николая Константиновича Рериха (или что-то иное). В данном направлении есть более сведущие товарищи по Учению, обладающие соответствующими литературными компетенциями, чем я. А я ведь с Ваших слов не имею отношения к Рериховскому движению и Учению... И такая рекомендация мне сродни как предложить еще одному «тов. Шишкину» написать правильную статью о делах Н.К.Рериха. Хватит с нас одного подобного писателя!
О «простынях». Зато есть что почитать, опереться и откликнуться оппоненту. И не надо гадать, что товарищ написал и имел ввиду. Когда-то мои простыни были много обширней. Потом мне сказали, что нужно чуть покороче. Я принял к сведению критику — обучаем. Человек должен совершенствоваться в своем жизненном опыте... Желательно видеть подобное и у Вас: годами (я по крайней мере) читаем от Вас комментарии с одними и теми же цитатами (длинное) или короткое - оппоненту с однотипными укорами в конкретный адрес.
Каждый человек в своей жизни делает много и хорошего, и плохого. Плохое заметно сразу же и мы его за это сечем розгами. А хорошее просто не замечаем. Это к моменту и к имени тов. В.А. Росова - заметная фигура на нашем рериховском небосклоне. Неужели там всё так плохо?! Ну не бывает такого в жизни человека, когда все её достижения скатываются к одному полюсу! Даже самый закоренелый преступник имеет право на свою долю Дэвачана. И это следует по высшей справедливости космического Закона. А на Земле последователи Учения только тем и занимаются (иногда), что ищут соринки в глазах сотоварищей. Стараюсь не уподобиться «однополюсному» магниту (такого в природе нет) в оценках действий людей, а тем более сотоварищей по Учению.
«Александру» (А.И.Херсонов) спасибо за избавление меня делать потуги в розыске материала на Ютубе:
«Впервые вижу такое «интервью», где один (Шишкин) говорит целый час, а другой (Фурсов), не задав ни один вопрос, его одобрительно слушает». Он прав: блогеры приглашают к себе в гости тех, с кем разделяют свои взгляды лично...
Александр10-01-2025 21:03:01
Ознакомившись с материалом - интервью историка Фурсова с писателем Шишкиным, давнишний знакомый , почитатель творчества Андрея Ильича Фурсова и критик « всех рериховцев», сообщил, что собирается приобрести книгу Олега Анатольевича Шишкина.
Возможно, тут деляческий расчёт- поддержка известным человеком/ Фурсовым/ книги Шишкина прибавит раскупаемость ее. Интересен взгляд знакомого на творчество Рерихов.
Кандидат наук, считает , что нет ни Учителя, ни Учения, , дескать, это плод больного воображения...Пробовал читать и Тайную Доктрину, и Агни Йогу- не пошло.
Отсюда и делается вывод- раз мне, с неплохим IQ не пошло, значит это все выдумка...
А вот труды Олега Анатольевича , они « идут», они помогут вывести на чистую воду ...
Вспоминаются слова почти столетней давности, они адресованы были к Рериху:» Что то около вас, Рерихов, всегда какие то тайны и разговоры ведутся людьми»
Ничего нового нет под луной.
Сергей Скородумов12-01-2025 01:24:01
Михаил Маратович!
Такое ощущение, что вы проспали последние 20 лет, словно Рип ван Винкль из новеллы Вашингтона Ирвинга.
Полемика по диссертации Росова была очень широкой.
Очень странно считать его "заметной фигурой на нашем рериховском небосклоне". Если только с небольшой поправочкой - не на "нашем небосклоне", а на "вашем".
Ка я понимаю, вы разделяете "заявления" Росова из его диссертации?
В.А.Росов:
«После неудачной миссии к московским коммунистам летом 1926-го (проведены переговоры и переданы письма Махатм) у Рериха созревает собственный план – использовать имя и авторитет Панчен-ламы как знамя в религиозной войне буддистов. Конечная цель – создание нового государства на пространствах Гоби» (стр. 53).
«Вероятно, Н.К. Рериху важно было соединить две, казалось бы, взаимоисключающие области, военную и культурную. Военная мощь, подкрепленная привлекательной идеей, становится несокрушимой силой» (стр. 201).
«Главное, Маньчжоу-Го становилось плацдармом в будущей борьбе с СССР непримиримой Японии и, что немаловажно, русской эмиграции. А Рерих как раз претендовал на роль вождя, объединяющего эмигрантов, белых офицеров и казачество» (стр. 196).
«Он [Н.К. Рерих] неизбежно должен был стать на сторону Японии в надвигающемся возможном конфликте <…>» (стр. 40).
«Несомненно, Рерих вполне разделял прояпонские идеи <…>. Напомним, что путь экспедиции в Маньчжурию лежал через Японские острова…» (стр. 194).
«Обе экспедиции, Тибетская и Маньчжурская, были напрямую инициированы идеей построения монголо-сибирского государства. Н.К. Рерих сознательно предпринимал шаги к его организации, опираясь на собственный опыт политических контактов с лидерами мировых держав и используя масштаб своей деятельности в сфере культуры и международного права» (с. 364).
Сергей Скородумов12-01-2025 01:39:01
Вот что очень бросается в глаза. Стоит только на "Адаманте" кого-то ненароком задеть во время полемики, сразу же начинается многодневная дискуссия с возгласами, возмущениями, многоступенчатыми аргументами, пространными цитатами и простынями комментариев...
Полагаю, что если бы всю эту немалую энергию направить на защиту Николая Константиновича Рериха и наших Учителей, ситуация в России изменилась бы коренным образом...
Михаил Бакланов12-01-2025 10:29:01
Сергей Владимирович, Вы никогда не задумывались над природой причинно-следственных связей происходящих на Адаманте дискуссий между основными оппонентами и почему всё в итоге переходит на их личности? Попробую в нескольких словах пофилософствовать по этому поводу.
Причина до банальности проста: желание некоторых оппонентов видеть только один полюс явления, события или происходящих в Рериховском движении процессов. Кто и как по-своему видит эти процессы — это уже личностные категории оценки того или иного лица, уровня его сознания, образования и знания основ Учения и их практического применения в жизни. И тут ничего поделать нельзя, поскольку Вы — Скородумов, а я — Бакланов, к примеру. Оборотная сторона явления также проста: она дает полярность взглядов, дает движение, дает в конце концов жизнь самому порталу и не погружает Адамант в то болото однобокости самой жизни, которое сгубило много рериховских площадок. На фоне желания владельцев порталов видеть только свою линию восприятия происходящих явлений в РД, подстроенную именно под их уровень сознания. Так начинается упадок и деградация информационных площадок. И с учетом того, что информационный фронт сейчас во всем мире в эпоху всемирного Интернета рассматривается не менее значимый, чем «военный», там, где этот фронт терпит поражение, там за ним последует и «военное». Заботясь только о своих личных/общественных интересах, без учета и уважения других мнений людей, также работающих в этом поле деятельности, такой человек только скатывает площадку в ту пучину однобокости, которая в итоге похоронит и этого человека и саму её. Прикрываться в таком случае высокими своими мотивами, также не даст желаемого результата, а лишь несколько отстрочит неизбежное... Жизнь — борьба, а там где её нет, нет и жизни... Я стараюсь эту тенденцию, как могу, нивелировать. В результате возник, например, тандем Скородумов-Бакланов. И надо отметить, что без Скородумова не было бы Бакланова, а без Бакланова и Скородумову невозможно было бы проводить свои мысли и устои, так как и не возникало бы полярных причин и мотивов для этого. Вот почему я и говорю, что заинтересован больше остальных в Вашем присутствии на Адаманте. Так как и у меня есть свои интересы, кроме тех как Вас просто «троллить». Имею возможность в оппонировании их проводить, продвигать и выносить на суд читателя, а не только как на наши личные взаимоотношения — это вторичные и неизбежно сопутствующие события. Понятно сказал?
Теперь другое. Конкретное. О В.А.Росове. Точнее, о его докторской диссертации. Я из мира ученых и прекрасно представляю, сколько и полезного, и галиматьи в тех трудах. И делаются они (диссертации) только для того, чтобы подтвердить свой «квалификационный статус» и потом дорога открыта на все «четыре стороны» - такова наша система. На Западе она иная. Но это проблемы ВАКа, не мои и не Ваши. В одной из них (Росовской) были усмотрены «ущемления наших интересов». Только в одной?.. Я согласен с такой Вашей оценкой докторской Росова. Но что - клеймо на всю жизнь? И сколько его можно трепать по ветру? Вы бы так же успешно потрудились в оценке и перечислении того, что сделал Владимир Андреевич в нашем рериховском поле полезного, и которое не подлежит тыканью его «фейсом об тейлб», прежде чем говорить, что он «не рериховед». Когда я такой список от Вас увижу, тогда и будет наш разговор предметным. А пока только — эмоции и песни на старый мотив... Это опять же к желанию видеть в событиях полярность явлений, а не только так любимую человеку однобокость.
Теперь о «своём» интересе. В соседней ветке под статьей
«КАРМИЧЕСКИЕ СПИРАЛИ. ВОЗМУЩЕНИЕ ДУХА – НЕ ЭМОЦИИ»
в комментариях прозвучала мысль о том, «что Братья покинут Землю, если человечество откажется от высших познаваний". Я прокомментировал от себя такую якобы цитату из первоисточников. Не скрою, не совсем удачно и полно выразился. В итоге получилось, что есть «пробелы» в оказании постоянной помощи человечеству со стороны Братства. И никто на эту «комбинацию мнений» комментаторов не среагировал и не поправил собеседников. Никто! Пришлось вмешаться моему «патрону», чтобы расставить в вопросе все точки над *I*. Он к этой дискуссии на Адаманте даже написал небольшую статью - "МОГУТ ЛИ МАХАТМЫ «УДАЛИТЬСЯ?»,"- размещенную на своих площадках. Преследуя цель, чтобы на такой популярной площадке как Адамант не прошла искаженная информация о работе Братства. Чувствуя за собой и свою часть вины (признаюсь!) попросил редактора сделать репост этой работы А.В.Владимирова на Адаманте. Заботясь не столько о своей репутации и своего якобы «патрона», сколько о репутации площадки и о нашем читателе. Каждый может ошибиться, но ошибки должны быть вовремя исправлены, иначе они займут своё место в пространстве и в сознании людей. И что? Пока тишина! Надеюсь, что не глухая, и что авторитетное мнение человека со стороны, пусть даже из «параллельной Вселенной» наших рериховских потоков, и если он прав, достойно внимания на Адаманте... И «сила в правде» (с), а не в ведомственной принадлежности каждого нашего сознания, если мы стараемся вместе идти верх по эволюционной спирали!
Ну вот, опять «простынь» получилась... Вы (и читатель) уж извините!
Сергей Скородумов12-01-2025 14:27:01
Михаил Маратович!
Знаете, что меня по-настоящему удивляет? Ваше "нежное" отношение к Росову. Хотя, казалось бы, здесь нужно защищать Николая Константиновича Рериха от онаученной клеветы. Докторская диссертация позовляет Росову на фундаменте клеветы создать научную школу.
Очень заинтересовала ваша фраза "Я из мира ученых".
У вас есть ученая степень и научные публикации? С последними очень было бы любопытно познакомиться...
Сергейс Скородумов12-01-2025 14:42:01
Михаил Маратович! Кстати, я нашел и прочитал статью
вашего патрона, о которой вы написали.
Мне непонятно только одно. А что, без упоминания сокровенных Дневников Елены Ивановны ее нельзя было сделать? Аргументов вполне достаточно и без этого упоминания. Что же касается вас лично, то вы пытаетесь по поводу Дневников устроить на "Адаманте" так называемые "окна Овертона" - неприемлемые идеи сделать популярными, как это уже и произошло на многих других информационных площадках.
Сергей Скородумов12-01-2025 15:03:01
Михаил Маратович!
С интересом ознакомился с вашими размышлениями о «природе причинно-следственных связей, происходящих на «Адаманте» дискуссий».
В вашей схеме рассуждений полностью отсутствуют наши Учителя и их План культурного строительства. Соответственно, отсюда вытекают ваша либеральная позиция и непонимание целей Рериховского движения.
Вы никогда не задумывались о том, что основная цель Рериховского движения – это помощь нашим Учителям в культурном строительстве? План этого строительства сформулирован Святославом Николаевичем Рерихом. А исполнителем этого Плана стала Людмила Васильевна Шапошникова.
Все очень просто. К сожалению, самость так называемых «рериховцев» не позволяет принять эту элементарную истину. Отсюда все проблемы Рериховского движения. Либерализм и непонимание Иерархического принципа привели к разрушению Музея и всем остальным проблемам. Многим рериховцам пора бы уже и поумнеть. Цена за это прозрение заплачена неимоверная…
Сергей Скородумов12-01-2025 15:15:01
P.S.
Михаил Маратович!
У вас получилась не "простынь", а простыня. Очень легко запоминается: "Стелют на матрас меня, называюсь простыня".
Не благодарите! )
Татьяна Апанасенко12-01-2025 18:42:01
Скородумов: «У вас получилась не "простынь", а простыня. Очень легко запоминается: "Стелют на матрас меня, называюсь простыня".
Не благодарите!
- За что благодарить-то? Мы ведь не на выступлении благородных литературоведов. Слово «простыня» – это литературное выражение, а слово «простынь» - это разговорный вариант.
И насчет полярности взглядов М.Бакланов абсолютно прав. Миром правит мысль. А в комментариях с ее разнообразием туговато. Народ, ведь, в основном на их количество реагирует, потому вместо того, чтобы все ответы отразить в одном комментарии, вы их разбрасываете на несколько. Только это вряд ли поможет. Мне, например, гораздо интереснее читать «простыни» М.Бакланова, хоть и не во всем с ним согласна, чем ваши односторонние, малоубедительные, основанные на мнении Л.Шапошниковой мысли.
Михаил Бакланов12-01-2025 22:19:01
Сергей Владимирович, для разрядки напряженных отношений отвечу на некоторые Ваши вопросы, раз они вызывают любопытство.
- По поводу моей бывшей профессии ученого. Я по образованию биолог/биохимик и всю свою трудовую жизнь посвятил этой профессии в одном Институте. Сейчас он называется «ФБУН ГНЦ ВБ ВЕКТОР Роспотребнадзора» (пос. Кольцово). Закрытый Центр. Открытых публикаций у меня под двадцать, в том числе в престижных зарубежных журналах. Чего вполне было достаточно, чтобы без проблем занимать строчку старшего научного сотрудника. Содержание статей вряд ли Вас заинтересует — есть своя специфика профессии. Ну, а остальное позвольте не оглашать. Ну разве что в Яндексе можете набрать моё Ф.И.О. и там, кажется, упоминается человек с такими параметрами в двух патентах, хотя, может, их и больше...
- «Ну вот, опять «простынь» получилась... Вы (и читатель) уж извините»! Ну, это прикол, специально для Вас, чтобы было на что обратить внимание: «простынь» ведь в кавычках стоит. И я извинился за большой текст и каламбур... Ну а по поводу орфоэпических рифмовок замечу, что полезная штука: в студенчестве профессиональные здорово помогали! И «Ваша» якобы возникла в то старое время, когда слово «матрац/(с) писали как следовало по тем правилам — с «ц» на конце (словарь Даля), а Ваш вариант уже осовремененный и по Ожегову. Сейчас и так и так допускается... Но по старым временам этой запоминалки не было, как раз потому, что в ней было еще одно слово, которое требовало нестандартного словарного правописания. Мы тогда для отдыха дома использовали матрацы, а для микробиологической работы матрасы — стеклянные специализированные сосуды для культивирования большого объема биологического материала... Появилась запоминалка в более поздние времена, когда разрешили разговорную транскрипцию в слове «матра(с)». А если бы была, то на «матраС» вполне можно было бы положить «простынЬ»... Так что «один : один», если что...
- По поводу статьи моего «патрона» А.В.Владимирова. Он свободный человек и привлекает в своих работах те материалы, которые посчитает нужным. С использованием ВСЕЙ доступной в настоящее время нашей литературы...
*Ну вот, опять <...>*.
Сергей Оленев13-01-2025 03:38:01
Странное предположение, основанное только на одном письме, что Владыки могут покинуть Землю, не было принято всерьез, ибо в наследии Рерихов и Гранях А.Й. многократно говорится совершенно о противоположном, если коротко «Я с вами всегда». Отстаивая планету и светлое будущее человечества до кровавого пота, Они уже создали прекрасный План эволюции человечества в Тонких Мирах и реализуют его через своих помошников. После победы над князем мира сего в1949 году, всё на планете у Них под контролем. Окончательное выявление ликов тьмы в настоящее время по тактике адверза перед Приходом Спасителя является частью Их плана.
Часть текста письма, которое написано в определенном контексте и в сложное время для Т.О., скорее всего, говорит об отходе Махатм от внешней деятельности. Ибо контроль над энергетическими потоками Света для планеты, Они всегда осуществляли через Своих Представителей, Учеников и Вестников. Сокровенная работа для эволюции на планете велась в зависимости от общей энергии Цикла.
Также странное предположение о якобы возможной эволюции, как на Венере, не имеет основания в первоисточниках. Ибо в Тайной Доктрине говорится, что Венера духовная мать Земли и Манасапутры пришли оттуда, дали разум лучшей части человечества. Воплотившись в Третьей Расе, создали Промежуточную Расу Адептов, которая является Центром Сокровенной Страны Шамбалы. В Гранях АЙ много параграфов об уровне эволюции на Венере, которая значительно выше, чем на Земле. Там, скорее всего, находится также и лучшая часть человечества погибшей планеты между Марсом и Юпитером. Другая часть по кармическим причинам проходит эволюцию на Земле, достаточно подробно эта тема показана в статье «Воинство Прометея – человечество погибшей планеты».
Сергей Оленев13-01-2025 03:58:01
Скородумов «Стоит только на "Адаманте" кого-то ненароком задеть во время полемики, сразу же начинается многодневная дискуссия с возгласами, возмущениями, многоступенчатыми аргументами, пространными цитатами и простынями комментариев...»
Интересное замечание от человека, который часто является инициатором голословных обвинений и даже устраивающим периодически «разнос» на Адаманте. Иное мнение и представление о темах обсуждения подвергается жесткой критике Скородумовым. Задает негативный тон полемике со своими сторонниками и лицемерно сетует, что начинается дискуссия. Иногда задает негативный тон обсуждению и прячется за неизвестно откуда взявшимися комментаторами, которые никогда не были на портале. Затем появившись через некоторое время, как ни в чем не бывало, заявляет удивленно «начинается многодневная дискуссия». Ах, Ах, Ах...
Елена М.13-01-2025 09:06:01
Очень неприятно наблюдать, как некоторых (особенно двух) частых комментаторов сильно "заносит"... Они не контролируют себя, не видят за собой крупных "косяков". Проявления их самости и язвительности уже просто зашкаливают... Жуть ещё и в том, что один из упомянутых вроде как претендует быть соадминистратором на портале...(
Очень не хотелось бы, чтобы с "Адамантом" произошли метаморфозы, похожие на те, что когда-то произошли с "Теросом", но опасность такая нависла...
Сергей Скородумов13-01-2025 11:51:01
Татьяна Апанасенко!
Людмила Васильевна Шапошникова - Доверенная Иерархии и основатель новой научной школы современного рериховедения. Михаил Бакланов - нет.
Ваш выбор - кого слушать и кому следовать.
Но он вас отнюдь не красит... Увы!
Сергей Скородумов13-01-2025 11:54:01
Михаил Бакланов!
Ваш патрон свободен от этических принципов и от Иерархических Указов, раз открыто публикует сокровенные Дневники Елены Ивановны. Это не свобода, а вседозволенность. Не путайте эти два понятия. Они похожи только внешне.
Сергей Скородумов13-01-2025 12:00:01
Сергей Оленев!
Реагировал и буду реагировать на искажения Учения и теософии. И не надо называть эти искажения "иным мнением".
Сергей Скородумов13-01-2025 12:21:01
> ... подробно эта тема показана в статье «Воинство Прометея – человечество погибшей планеты».
Сергей Оленев! А можно ссылочку на более достоверный источник? Ваши размышления у меня доверия не вызывают. Они всегда заканчиваются "катаклизмами" и "Приходом". Слава Богу, евреев в последнее время вы оставили в покое...
Администратор
Моя статья была написана с большими цитатами и со ссылками на первоисточники: Тайная Доктрина и текст Е.И. Рерих. Если есть другие статьи на эту тему, то пришлите...Татьяна Апанасенко13-01-2025 16:07:01
Скородумов: «Апанасенко! Людмила Васильевна Шапошникова - Доверенная Иерархии и основатель новой научной школы современного рериховедения. Михаил Бакланов - нет.
Ваш выбор - кого слушать и кому следовать.
Но он вас отнюдь не красит... Увы!»
- Вы постулируете идеи Шапошниковой, которые для меня не представляют интерес. Дай Бог мне в течение жизни освоить те первоисточники, которые являются частью моей библиотеки и авторитет которых для меня непререкаем.
Ваше мнение на мой счет меня совершенно не волнует. Я не признаю Л.Шапошникову доверенной Иерархии Света. Доверенные и ученики Владык Шамбалы – это Рерихи и Блаватская, которым посвящена деятельность сайта «Адамант». Но последнее время создается впечатление, что наступил перевес в сторону школы Шапошниковой, а Рерихи и Блаватская уходят в тень, что является кощунством и подарком судьбы для одержателей различной степени, которые являются врагами Шамбалы. Если вы этого не понимаете, то тогда не о чем с вами и говорить.
Каждому человеку явлен свой руководитель, и только мой руководитель в духе может судить, что меня красит, а что нет, но не Скородумов - ярый последователь школы Л.Шапошниковой, который со своими сторонниками регулярно на «Адаманте» устраивает травлю тем, кто не согласен с его мнением, нарушая тем принципы Живой Этики.
Нет у вас уважения к людям и нет достоинства последователя Учения Жизни.
Администратор
Татьяна, Шапошникова доверенная С.Н. Рериха. Проблемы Скородумова к ЛВШ не стоит приписывать. Так бывает, люди с "инквизиторским" сознанием всегда ссылаются на авторитеты. Даже цитаты из Учения и Евангелия приводят к своей негативной жесткой критике.Сергей Оленев14-01-2025 05:26:01
Скородумов «Реагировал и буду реагировать на искажения Учения и теософии. И не надо называть эти искажения "иным мнением".»
На каком основании Скородумов возомнил себя «экспертом» по теософии и Учению. Выглядит нелепо, временами смешно. Как это показала наша дискуссия по текстам ТД. Одни голословные и странные высказывания без серьезной аргументации из первоисточников. Как уже отметили читатели «ничего по теме обсуждения», а только переход на личность с негативным смыслом. Выглядит крайне субъективно и смешно..
Сергей Скородумов15-01-2025 01:25:01
Сергей Оленев!
Вы всегда ссылаетесь на собственные фантазии по поводу теософии и Живой Этики. Я опираюсь на научную школу Людмилы Васильевны Шапошниковой - Доверенной Иерархии.
Разница именно в этом.
Сергей Оленев15-01-2025 03:47:01
Как писал уже ранее, мною в целом принимается и приветствуется «научная школа ЛВШ», поскольку предназначается для внедрения идей Учения в науку. И с пониманием отношусь, постоянно отмечая, к гипотезе ученых о развитии сознания через миф, религию и науку, поскольку необходимо выстроить мостик между идеями Учения и научным сообществом на понятных для них представлениях. Эта гипотеза, надеюсь, выполнит положительную роль в переходный период, затем сменится другой более точной с точки зрения истории развития человеческого сознания и мышления показанной в ТД. Поскольку, скорее всего, научное направление в стране будут осуществлять люди, изучающие труды Блаватской и семьи Рерихов в Звенигороде. Осуществлять поэтапно в зависимости от роста сознания людей. Мне ближе «школа Блаватской» при изучении истории развития человечества, пользуясь Вашими определениями, основанная Махатмами с их методологией, при всем уважении к ЛВШ. Это не противопоставление, а разные уровни научных школ, где философия и наука Религии Мудрости показана в разных аспектах. Правда, гипотеза ученых в основном опирается на университетские программы в изучении истории, которая очень искажена и ложна по утверждению Блаватской, а религии, как только культа. Если опираться на мнение ученых, то можно посчитать, что Сергий Радонежский с учениками, Стефан Пермский, Серафим Саровский занимались культовыми обрядами. Это даже не смешно, а очень грустно. Не говоря уже о Религии Мудрости являющейся основой всех философских и религиозных систем.
Поскольку «научная школа Шапошниковой» не опирается на труды Блаватской, то и цитирую, и ссылаюсь на Тайную Доктрину в своих статьях. Ибо там затронуты такие темы, которые ученые и не в состоянии представить и понять пока. Об этом писала Блаватская, а я привел цитаты.
Вы совершили две ошибки: попытка надавить на меня, используя очень слабые аргументы (религия – это культ) и так далее, тем самым упали в моих глазах из-за своего невежества, да и запугать меня невозможно в силу моего характера. Чем больше на меня давят, тем выше я поднимаю ставку и сопротивляюсь. Меня можно только переубедить, используя серьезные аргументы из первоисточников. Особенно, если пишется статья на основании ТД по истории развития человечества.
Поэтому свои смешные фантазии со ссылкой на якобы «школу ЛВШ» по поводу моих текстов, которые полностью составлены на основании цитат первоисточников, держите при себе и не пытайтесь постоянно навязывать читателям, поскольку выглядит несерьезно.
Вика 15-01-2025 06:59:01
Сергей Скородумов (15-01-2025 01:25:01)
Сергей Оленев (15-01-2025 03:47:01)
Не понимаю о чем спор. Составляющие спора - Тайная Доктрина (Блаватская), Живая Этика (Рерихи),Научная школа космизма (Шапошникова).Это звенья одной цепи, каждое из которых опирается на предыдущие. Все они выводят восприятие мира за пределы обыденного мышления, раскрывают перед нами истинную картину. Научная школа основана на трудах Шапошниковой для дальнейшего углубления, расширения и внедрения в науку (современную) последователями ее концепций. У каждого подвижника своя конкретная задача и эта задача вписана общий план. Какие могут быть здесь противоречия и в чем? Теперь о нас, кто-то изучает Тайную Доктрину, кто-то труды Шапошниковой, но все мы изучаем Живую Этику и Грани Агни Йоги. Неспособность связать всё воедино не является ошибкой, но степенью возможного познания, приплюсуйте сюда еще и личные отношения, играющие часто главную роль в человеке, увидим то, что и происходит в этих спорах.
Вика 15-01-2025 10:38:01
Сергей Скородумов (15-01-2025 01:25:01)
Можно построить всех в шеренгу и ботинком выравнивать ряд. Но чтобы вести других за своей мыслью, надо иметь магнит, который действует без насилия. Можно использовать авторитет, как свой, так и Учителей, но это опять же не живое, а умственное. Ситуация напоминает постоянные грабли, нет желания вести, но есть желание построить.
Галина15-01-2025 12:03:01
Сергей Скородумов, а Вы не пробовали обратить свой просветительский пыл в адрес своих непосредственных коллег - это было бы куда продуктивнее, чем постоянно задевать других комментаторов и смеяться над их дилетантством.
Странно, что собственные Круглые столы, выложенные в YouTube на обозрение всего мира, не вызывают у Вас подобных вопросов и желания что-то усовершенствовать. Одни и те же люди пересказывают прочитанное, зачитывают цитаты, да и собственных фантазий там хватает. Или возьмите недавнюю новогоднюю открытку, на которой государственный флаг СССР доминирует над Знаменем Мира, Знаменем Шамбалы, в обрамлении висюлек и бирюлек - это же вещи из совершенно разных сфер, с различными смыслами и задачами, не говоря уже о том, что Советского Союза не было в числе стран - подписантов Пакта в Вашингтоне в 1935 году. Дизайнер, допустим, мог ничего и не знать, но кто-то же дал ему задание и принял работу.
Вы же не Л.В.Шапошникова, труды и выступления которой, к счастью, доступны и есть с чем сравнить. Если Вам выпало счастье находиться в ее ауре и учиться на ее примере, так надо ещё суметь взять эти дары, а не подчеркивать свое превосходство.
Татьяна Апанасенко15-01-2025 15:16:01
Скородумов: «…Я опираюсь на научную школу Людмилы Васильевны Шапошниковой - Доверенной Иерархии».
- Укажите источник, где бы Махатма М. или его ближайший ученик подтвердил доверие Иерархии Братства Шамбалы к вновь созданной школе Л.Шапошниковой.
Создается впечатление, что в глазах некоторых представителей рериховского движения авторитет школы Л.Шапошниковой превосходит авторитет школы Махатмы М. и проводников идей Братства Шамбалы – Рерихов и Блаватской.
Меня интересует не мнение Святослава Рериха – прямого наследника своей семьи, а мнение Махатмы М. или его ближайшего ученика, авторитету которого я бы доверяла.
То, что Святослав Рерих в трудные времена передал в руки Л.Шапошниковой право использовать его авторитет в деле построения музея имени Николая Рериха – это ясно. Но нет в Москве музея, нет Л.Шапошниковой, давно ушел из жизни Святослав Рерих, а культ личности Шапошниковой процветает, благодаря дарственной Святослава Рериха на имя Фонда Рерихов и его доверию к уму и научному авторитету Людмилы Васильевны.
Вы постоянно используете понятие «План Учителей», привязывая его к имени Л.Шапошниковой и уже почившего в лету музея Н.Рериха в Москве. Но, что вы можете знать о Плане Учителей?
«Если Мы допустили разрушение Наших начинаний, значит, они яро осуществляются в новом месте, в иной форме, и более целесообразны, и ускоряют исполнение Плана. Это только люди видят один путь исполнения и привязывают (и напрочно) только к нему свое сознание. Видя преткновение в одном, Мы тем самым Открываем множество новых направлений, упускаемых Нашими антагонистами, и Действуем по ним. Усмотрите Наши действия, но новым путем, быть может, и неожиданным. Не примешивайте личного элемента и личных ожиданий к Великому Плану и неисповедимым (для вас) путям его осуществления. «Сужденному быть», – так Говорю, но не по вашему разумению, предположениям, надеждам, догадкам и представлениям. Запомните: неисповедимы пути Высшей Воли. А Мы Исполняем ее». (Гр. Агни Йоги, 1957 г.)
Создайте свою платформу в интернете, посвятите ее работу школе Л.Шапошниковой и поступайте там так, как подсказывают вам ваши собственные фантазии.
Привлекайте сторонников и добивайтесь успеха за счет своего собственного авторитета и труда, не купаясь в лучах славы «Адаманта» и не травмируя психику его посетителей своим уничижительным отношением к комментаторам, грубо нарушая тем принципы Живой Этики и морали.
Михаил Бакланов15-01-2025 18:10:01
Галина15-01-2025 12:03:01.
Галина, я тоже обратил внимание на необычное оформление Новогоднего поздравления от Центра и подписанное А.В.Стеценко. Первая реакция и у меня была противоречивой... Потом вник в смысл текста, где говорилось: «Пусть юбилейный год 90-летия Пакта Рериха и 80-летия Великой Победы станет победным годом для России, годом надежной защиты Родины и Культуры, достойного воплощения в жизнь ее высоких идеалов, годом торжества добра и справедливости, утверждения Мира, Света и Красоты в жизни каждого дня!» То есть картинка в новой интерпретации открытки знаменует наступление двух праздников в наступающем новом году, связанных и с пактом Рериха, и с днем Победы. Упомянутых Вами «висюлек и бюрюлек» потом не усмотрел. Но Вы правы: Знамя Победы (или его прообраз в виде Знамени СССР) доминирует над Знаменем Мира, чего по нашим понятиям не должно бы быть.
С другой стороны, юбилей Пакта Рериха в самом тексте поставлен на первое место...
И опять же с другой стороны, в тексте говорится «Николай Константинович Рерих писал: «Защита Родины есть и оборона культуры. Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, прекрасное и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры»... Тоже верно! Сложный случай! Даже расположив два Знамени рядом и по горизонтали, левая часть по законам композиции будет всё рано иметь приоритет... И так, и так есть свои плюсы и минусы... Думаю, что на следующий год, если возникнет такая сложная или аналогичная дилемма, то профессионалы подумают над ситуацией более основательно! И над текстом — тоже. И не будут разделять два важнейших события мировой истории на приоритетные варианты.
А пока получилось в итоге то, что имеем... Главное тут — само поздравление!
Иногда нужно видеть событие целиком, а иногда и его частности... тут уж как глаз ляжет и зацепит!
Вика 15-01-2025 18:43:01
Татьяна Апанасенко (15-01-2025 15:16:01)
Кто вам подтвердил авторитет Махатмы М. и выше по линии Иерархии? Духовное восприятие превращаете в "бумажку" как паспорт. Лишение физического тела при уходе с земли не есть лишение духовной связи с ними и кто эту связь имеет, не будет ею размахивать для подтверждения чьих-то запросов на подлинность авторитета (это должно быть очевидно). Человек делом жизни доказывает свою принадлежность. Нет никакого культа Шапошниковой и уж тем более затмения Рерихов и Блаватской, что Вас подвергло к таким выводам мало понятно.
Михаил Бакланов16-01-2025 04:00:01
Татьяна Апанасенко15-01-2025 15:16:01
- Скородумов: «…Я опираюсь на научную школу Людмилы Васильевны Шапошниковой - Доверенной Иерархии».
[Т.Апанасенко] - «Укажите источник, где бы Махатма М. или его ближайший ученик подтвердил доверие Иерархии Братства Шамбалы к вновь созданной школе Л.Шапошниковой»...
[Т.Апанасенко] … “Но нет в Москве музея, нет Л.Шапошниковой, давно ушел из жизни Святослав Рерих, а культ личности Шапошниковой процветает, благодаря дарственной Святослава Рериха на имя Фонда Рерихов и его доверию к уму и научному авторитету Людмилы Васильевны».
Что такое «школа» в её современном понимании? В науке это отдельное направление изучения в определенной научной дисциплине, отличное от общепринятой в ней сообществом парадигмы. Школа характеризуется наличием её основателя (-ей), учеников и примкнувших к ним последователей. Существование разных научных школ вполне оправдано, так как они являются источником поиска научной истины и в итоге сопровождаются общим развитием научной дисциплины. Здесь своеобразно реализуется принцип конкуренции в развитии науки. Школы могут как двигать науку вперед, так и заводить в тупик. Аналогичные по своему принципу действия школы существуют и в области технологий, культуры, искусства, философии и проч. Отличительный признак всех типов школ — это поиск новаторских решений, под задачу развития общей социальной направленности в эволюции земной цивилизации. Это моя формулировка, а не копипаст из интернета.
Теперь возьмем случай, когда все эти задачи развития сообщества решены более Высокими сознаниями и даны нам как рекомендации и руководство к действию. То есть я говорю о Учении. Может ли земное сознание привнести в это Учение что-либо своё, поправить Братство или добавить от себя? Создать свою «школу» и быть её основателем? Очень сомневаюсь! Ну разве только сектанты так могут действовать. Можно сплотить вокруг себя последователей, стать их организатором в изучении Учения, имея на это кармическое право и потенциал. Кажется всё так и должно бы быть. Но школа Л.В. Шапошниковой есть и существует. Только организаторами её должны быть не она, а Учителя. За ней же остается право быть старшим земным организатором и проводником этого процесса. Но такая, оказывается, «новая» философия под «школу» есть и называется она «Философия космической реальности». И вот под эту философию и организована искомая и упоминаемая тов. Скородумовым школа. Что это такое, мне не совсем доходит в мою старую голову. Я вот только слышал о Учении Агни Йога (Живая Этика) и о, если так можно здесь выразиться, такой «школе» в Учении. Но вот в головах сторонников МЦР наличие такой школы Шапошниковой с новоиспеченным учением — Философией космической реальности - вполне укладывается. Недавно смотрел фильм МЦР от 17-го года «Непринятые вестники» (автор и режиссер фильма П.М.Журавихин), так там прямо после 6 минуты диктор говорит: «...Многолетнее сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны с Махатмами Востока привело к созданию многотомного труда под названием Живая Этика или Философия космической реальности»… То есть у Учения теперь, получается, есть либо продолжение, либо вообще новая его трактовка и даже свое новое название... Этот странный «довесок» к Учению уже явно идет от последователей Людмилы Васильевны, чтобы создать из неё своего кумира и, естественно и непременно, со своим основателем, учением и школой последователей. Так рождаются культы личности и возникает поклонение им. Я ничего против не имею отдать в меру и по заслугам Людмиле Васильевне, но без лишних излишеств... Как это можно наблюдать у некоторых сторонников Центра. А также не хочу, чтобы другого подвижника, его «школу» в лице Н.Д.Спириной и последователей критиковали за те же самые якобы (или нет?) грехи. Это к вопросу о культах личности в наших рериховских потоках. Смотреть на имеющиеся дыры в своих доспехах лучше всего через зеркало. А другой воин пусть осматривает свой — так будет правильнее и полезнее всем...
Вика 16-01-2025 06:17:01
Михаил Бакланов (16-01-2025 04:00:01)
Это не культ личности у последователей Л.В.Шапошниковой, а реакция на события начиная с 2015г. Разгром музея, предыстория с Мединским, с Институтом семьи Рерихов, с музеем Востока, с местными фигурами, такими как Люфт и т.д. Подвергалась сомнению вся деятельность Л.В.Шапошниковой и МЦР, шли статьи и наговоры, много грязи было со всех сторон, чтобы пнуть и внести свою лепту в разрушение Музея, МЦР и заслуг Л.В.Шапошниковой. Активная защита деятельности Л.В.Шапошниковой и МЦР это реакция на эти события, а не культ личности.
Елена М.16-01-2025 07:41:01
Я не вижу, не ощущаю никакого культа личности Л.В.Шапошниковой, о котором пишут здесь Т.Апанасенко и М.Бакланов. Есть только уважение к Людмиле Васильевне и признание её заслуг по сохранению и защите переданного в её руки Наследия Рерихов, а также по популяризации Живой Этики.
Надежда16-01-2025 08:59:01
Татьяна А.,если авторитет Людмилы Васильевны у вас пошатнулся, когда невежество победило и отобрало музей, как же быть с Рерихами и Хоршами, где аналогично. Уровень С.Н. указывала Елена Ивановна, Махатмы в последние годы лично редко выступают, приходится тоньше понимать. Вот даже приводить не буду слов С.Н. о Л.В. и мнении о ней Учителей, сами ищите.Логично, что последний в семье передает нить, а кто - Спирина? Немного здравого смысла, кому вы передадите материально-духовное свое наследие, наиболее близкому же себе человеку? Наш мир не чисто духовный, передаются материальные вещи. Так с Гранями, например, было. Если с кем то Махатмы лично разговаривают, то беда-беда))
Михаил Бакланов16-01-2025 09:34:01
Вика16-01-2025 06:17:01
Вика, как формировался этот культ личности в среде сторонников Центра, мне не надо описывать. Формировался он в отношении Шапошниковой задолго до приведенных Вами событий. Они к культу не имеют никакого отношения, скорее — наоборот. И формировался из мелочей, которые незаметно привели к такому положению. Эти мелочи собрать трудно в короткое время. Я этим не занимался и не буду. Однако и Людмила Васильевна подобную тенденцию тоже наблюдала и была недовольна ей. Истинный подвижник не нуждается в культе личности как таковом. Это лишь лишает его авторитета во внешнем окружении и только вредит общему проводимому им делу. Но и сам культ личности его обладатель не может волевым указом пресечь. Он формируется массами и его ближайшим окружением - такова природа этого явления... А после её ухода и сдерживающих факторов не осталось... Приведу лишь один красноречивый пример.
Еще в журнале «Мир Огненный», № 1 (9) за 1996 г., до начала публикации МЦР многотомника писем Е.И.Рерих, Л.В.Шапошникова публикует свою прекрасную работу с тонким намеком на попытку почитателями поставить на постамент её бюст при жизни уже в те годы:
«Позвольте мне сойти с пьедестала…»: Пять писем Е.И. Рерих», где заключительными словами в статье были:
«Позвольте мне сойти с пьедестала», - искренне просила она. Но кто же, как не Елена Ивановна Рерих, заслужила этот высокий Пьедестал…
Марина16-01-2025 10:14:01
Существуют люди, считающие Л.В.Шапошникову своим земным учителем, что в этом странного. А уж кто как выражает признательность и трактует ее работы - вопрос уровня сознания.
Не смущают же критиков "эзотерическая школа Урусвати", разъяснения Плана Учителей, великие космические праздники, связанные с выкладкой дневников в Интернет и прочие весьма вольные фантазии других лиц, а термин "философия космической реальности" применительно к Живой Этике почему-то смущает.
Вика 16-01-2025 12:12:01
Михаил Бакланов (16-01-2025 09:34:01)
Да, самоотверженность и пьедестал несовместимы, они противоположны по сути. Между почитанием и культом есть граница, хотя культ и есть почитание, но все зависит от внутреннего наполнения, которое в свою очередь зависит от сознания. Поэтому обобщать это явление на всех почитателей - ошибка.
Михаил Бакланов16-01-2025 13:07:01
Вика, Вы правы, что граница между почитанием и культом существует и она очень тонкая. Многие об этом теоретически знают, но когда дело доходит до практики, она легко становится незамеченной. К сожалению, это беда существует во многих потоках рериховского и теософического направления... И я этот фактор учел в своём комментарии, когда писал: «Я ничего против не имею отдать в меру и по заслугам Людмиле Васильевне, но без лишних излишеств... Как это можно наблюдать у некоторых сторонников Центра». Явно имея здесь не каждого и уважая каждое мировоззрение человека с приемлемым сознанием из любого потока нашей среды.
Надежда16-01-2025 15:49:01
Михаил, дело в том, что Людмила Васильевна - не "один из многих потоков". Нельзя переборщить с почитанием Иерархии, а ее Доверенная тоже сюда входит. И Вы привели последние слова, что кто как не она достоин, то есть Учитель просит, но ученик не смиряется с панибратски отношением к Учителю, например.
Не знаю, где у вас культ личности, сравните с тем, что реально был и закончился в 53м. Призыв изучать что ли - это культ личности? Любое неполное почитание, связанных с Иерархией людей способно подрубить духовный путь, больше любви - нет. Не говоря о принижениях, заметили, что все, кто даже здесь принижал Л.В. - со временем заметно постраннели))
А культ - какой культ? Есть записи мероприятий, выступает Л.В. все ведут себя так же, как при любом выступлении. Есть кинохроника, как проявляется культ, все встают и полчаса оваций. Если б кто-то остался сидеть на стуле, как в МЦР, не поздоровилось бы в той кинохронике. Как то все с культом скромненько) если имеете в виду после ухода, то вообще где??? Всего два варианта приходит про чтение книг и про то, что в первом предложении этого поста. Но вот так оно, куда деваться, есть слова Св. Ник., умному достаточно.
Вика 17-01-2025 07:46:01
Михаил Бакланов (16-01-2025 13:07:01)
(Утро вечера мудренее).
Вопрос почитания во всех формах все-таки глубже чем мы замечаем. Почитание связано с благодарностью, с сердцем. А сердце создает живую связь. Есть одно хромое место (не уравновешенное), когда человек защищает свою самостоятельность мышления, он часто рефлексорно ставит преграду почитанию (хотя на словах может и произносить люблю и почитаю). Это момент разъединения сердца и ума, о чем нас и предупреждает Учение. Поэтому почитание, какую бы форму и не принимало, дает человеку возможность соединения сердца с умом. И в Учении сказано, было бы сердце, остальное приложится. Ведь и мысли мы черпаем из пространства.
Надежда17-01-2025 13:23:01
Галина, вообще-то, кроме того, что флаг СССР это Знамя Победы. И логично, что вообще выше всего, иначе бы нас большинство вообще не было, особенно не славян. Большие планы были "проредить" население, ну а остальных, естественно, держать без образования. В любом случае на сайте сейчас бы не сидели, по инерции ходили бы где-то за козами.
Боюсь даже предположить , что не хватило желтой и голубой полосок, свят, свят!)
А бирюльки - имейте ж совесть, вы реально одна их видите, очень аскетичное оформление, время такое, наши ребята продолжают дело под Знаменем Победы. Ветки по краям, хоть жанр открытки, свой жанр, но очень скромно.
А вот знаете, что бы мы не писали - пишем о себе. Вряд ли счастливый человек будет обесценивать чужой Дар, его прямо не касающийся. Хоть вы признанный дизайнер, что не факт, и открыв вашу страницу, уверяю вас, массу безвкусицы любой найдет, нет идеалов вкуса во всем. Ну так вот, вспомните свое счастливое время, вам разве охаивать хотелось чужой труд, причем вас впрямую не касающийся, не витраж же в вашем доме сделал МЦР. Вот помню мы в состоянии счастья с подругой покупали тюльпаны и раздавали прохожим. Последнее хочется сказать кому-то "фи".
Даже в спокойном нейтральном состоянии просто закроем, что не нравится. При глубоком внутреннем несчастье есть желание и другому неприятно сделать. Недиагностированная депрессия опаснее, чем сердечно-сосудистые заболевания. Будьте осторожны.
Alex B.17-01-2025 13:48:01
Михаил Бакланов, ну зачем же Вы занимаетесь такими подменами. "Философия космической реальности" - это название известной статьи Л.В.Шапошниковой, которую легко найти в Интернете, а не "новоиспеченное учение", "продолжение".
Не называете же Вы другие определения Живой Этики, как Учение Жизни, провозвестие Новой эпохи, мост между мирами, откровение нового времени и т.д., встречающиеся в трудах исследователей и самих Рерихов, "довесками" или претензиями на продолжение.
Сергей Скородумов17-01-2025 15:33:01
Мне думается, что суть спора в непонимании эволюционной роли и уровня Святослава Николаевича Рериха.
Беда наших рериховцев в том, что они почти не читают П.Ф.Беликова и Л.В.Шапошникову. Когда положения Учения и Тайной Доктрины накладываются на личные непомерные амбиции, происходит искажение Основ.
Особенно ярко это проявляется, на мой взгляд, у Оленева и Бакланова. Очень грустно за этим наблюдать.
Сергей Скородумов17-01-2025 15:44:01
Сергей Оленев!
Вы очень высокого о себе мнения. Я дискутирую не с вами лично. Однако, необходимо показать читателям "Адаманта" ваши "косяки" и искажения Учения. Вы все время пытаетесь закрыться цитатами Е.И.Рерих и Е.П.Блаватской. Но проблема начинается там, где вы пытаетесь интерпретировать эти цитаты или размышлять самостоятельно. Ни одну вашу статью кроме "Адаманта" не опубликует ни один печатный сборник. Уровень слишком низок.
В последнее время вас на "Адаманте" стало очень много. Поймите одну простую вещь, после того, как вы стали администратором, ума у вас не прибавилось. Но у меня создается впечатление, что вы используете личный статус, чтобы продавливать свои часто сомнительные идеи...
Администратор
Так покажите по теме якобы "косяки". Одни голословные высказывания, просто смешно. Есть и иное мнение, что Скородумова стало "много"...Сергей Скородумов17-01-2025 15:51:01
Что касается Михаила Бакланова, то у него вообще отсутствует уважение даже к Елене Ивановне Рерих. Иначе не читал бы ее сокровенные Дневники и не "пиарил" бы своего патрона, у которого те же проблемы.
Давно заметил, что темные в первую очередь пытаются подорвать принцип Иерархической преемственности...
И часто мотивируют это демократией, которую путают со вседозволенностью ...
Сергей Скородумов17-01-2025 16:03:01
Единственное, что меня радует в дискуссиях на "Адаманте", так это то, что они не отражают ситуацию в Рериховском движении. От слова абсолютно. Ни Оленева, ни Бакланова, ни Апанасенко с их гипертрофированными амбициями не выпустят ни на одну мало-мальски серьезную информационную площадку и не дадут возможности выступить. Их активность ограничена только здесь.
Надо определиться в целях обсуждений на портале. Либо это "курилка", либо возможность получить какие-то знания. Пока больше похоже на первое...
Основная часть Рериховского движения в обсуждениях не участвует.
Любопытно, что обсуждение статьи в защиту Н.К.Рериха опять перешло к нападкам на МЦР и его сотрудников.
Конечно, критиковать МЦР намного легче. Как точно сказала в свое время Людмила Васильевна Шапошникова: "Вы трусы и вялые духи". Так и есть!
Сергей Скородумов17-01-2025 16:06:01
Сергей Оленев! Если вы не хотите видеть свои косяки, это не значит, что их нет. Вспомните ваши высказывания о евреях. Как это сочетается с основными принципами теософии, мне никогда не понять.
По-моему, с вами бесполезно дискутировать...
Вика 17-01-2025 18:48:01
Сергей Скородумов (17-01-2025 16:03:01)
Какие еще есть рериховские площадки с обсуждением, помимо рерихкома?
Сергей Оленев 18-01-2025 04:50:01
Скородумов «Если вы не хотите видеть свои косяки, это не значит, что их нет. Вспомните ваши высказывания о евреях. Как это сочетается с основными принципами теософии, мне никогда не понять».
Когда Скородумову нечего сказать по теме статьи «Воинство Прометея..», с чего началась последняя дискуссия, он скатывается до провокации с упоминанием евреев. Это то же самое если бы ему постоянно говорили о его защите Зубчинского вместе с Гиндилисом и оказывании давления на Данилова, то есть не по теме обсуждения. С учетом того, что во всех текстах мною приводятся цитаты из первоисточников, а у Скородумова собственные измышления и обвинения без серьезных аргументов.
Если некоторые евреи, как Ездра и так далее исказили Ветхий Завет, то об этом утверждается Блаватской, а мною только приведены цитаты из первоисточника. Приведем небольшую часть этих цитат из статей.
Так, один из важных тезисов Тайной Доктрины «спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий». Поэтому Е.П.Блаватская отмечает, что «Исторические факты стали теологическими догмами. Честолюбивые схолиасты, люди малой суб-расы, рожденной лишь вчера, и одно из последних ответвлений Арийской группы, взяли на себя перевернуть религиозную мысль мира и достигли своего». (1, 872) Поэтому в статье и говорится «В Тайной Доктрине приведены многочисленные примеры, как они «перевернули религиозную мысль мира», умалив и исказив древние религиозные доктрины, многое перевернув с ног на голову (светлое показав темным, а высокое низким, как Святое Святых)» Один из примеров невежественной негативной трактовки «Падших Ангелов» Книги Еноха Ветхого Завета.
Е.П.Блаватская писала в своем труде «Каббала и каббалисты» какими мотивами руководствовались авторы, один из них Ездра при исправлении текстов: «авторы Пятикнижия, пересмотренного и исправленного, которые были озабочены лишь земной и национальной славой, адаптировали одни только астро-физиологические символы предполагаемых событий, произошедших с Авраамом, Иаковом и Соломоном, и фантастическую историю своего маленького народа. Таким образом, они создали под маской монотеизма религию сексуального и фаллического культа, который скрывает поклонение богам, или низшим эонам.»
Она утверждала, что «Исход никогда не был написан Моисеем, а был переработан Ездрою из древних текстов.» (Т.Д.т.1с.358) Предание о рождении Моисея было взято и компилировано Ездрою из источников о аккадском царе Саргоне жившем 5 тысяч лет тому назад.
Далее «… Господь Иегова взял Израиля, как свою часть; какое же отношения имеют другие народы к этому особому национальному Божеству? Поэтому, пусть Архангел Гавриил стоит на страже Ирана, и Иегова на страже евреев, Они не являются Богами других народов, и трудно понять, почему христиане избрали Бога, против велений которого Иисус первый восстал». (Т.Д.т.1с.644)
Блаватская указала причину вражды к другим народам мира «Народы, рожденные под Сатурном, например, евреи, у которого он стал Иеговою, после того как на него стали смотреть, как на сына Сатурна или Ильда- Баофа в среде офитов …, постоянно враждовали с народами, рожденными под Юпитером, Меркурием или какой – либо планетою, только не под Сатурном – Иеговою; несмотря на генеалогию и пророчества»…
Она считала, что Иисус, Посвященный …- прообраз, с которого «исторический» Иисус был скопирован – не был чисто еврейской крови и потому не признавал Иегову; также он не поклонялся ни одному из планетных Богов, кроме как своему «Отцу» которого он знал и с которым сообщался, как это делает каждый высокий Посвященный, «Дух с Духом и Душа с Душою». (Т.Д.т.1с.645-646)
Также, если пишу о «соросятах и чубайсятах», которые разрушили СССР, то все опирается на исследования многих авторитетных специалистов в России.
И украинский фашизм против только русских возглавляется такими как Коломойский и так далее. О чем говорит его речь в Хайфе.
Поэтому постоянные обвинения Скородумова в якобы антисемитизме выглядят, как враждебная провокация против портала. Подобные комментарии не будут пропускаться, поскольку Скородумов выглядит как провокатор, который желает, чтобы сайт закрыли. Поскольку стало сложно безнаказанно судить, осуждая, устраивая разнос на сайте даже администрации…
Вика 18-01-2025 06:12:01
И врагов Учения не надо, сами себя уничтожим. Идет столкновение эго, а не света и тьмы. Не задумывались над понятием, тьма пожрет тьму, когда активны не высшие принципы, а низшие.
Мария10-02-2025 18:56:01
Нельзя умалять одного наставника, чтобы поднять другого наставника. На такой основе никто преуспеть не может. Пишу только из сострадания ко всем вам неугомонные, спорящие вечно. В тонком Мире есть такие воронки, в которые может увлечь сознание и выбраться будет очень трудно. "Адамант" давно уже сами люди превратили в такую воронку. Не позорьте себя перед всем светом.
Администратор
Странный вывод в конце, поскольку это явная клевета на Адамант. Так как именно на Адаманте критикуют ярых осудителей, но дают возможность дляобсуждения сложных вопросов в РД. Вот и Ваш комментарий выпустили...
Мария14-02-2025 07:01:01
Странно, что Вы считаете нормой спор между некоторыми выступающими. Этот спор постоянный. Надо обсуждать статью, а не пикировать друг друга. Надо учиться так вести полемику, чтобы выкристаллизовывалась и становилась ясной оценка общего нашего врага Шишкина. Ведь о его злых делах идет речь в статье. По поводу Фурсова, я думаю, что это не его заблуждение. Произошло открытие ликов. Очень жаль, он своими лекциями оставлял другое впечатление о себе.
Татьяна Николаевна, я вижу, что на Адаманте совсем не придаётся значения тому, что если идут разбирательства, споры и т.д. между участниками обсуждений, то даже Слово Учитель нельзя упоминать в этом месте, не говоря уже о большем. Об этом много предупреждений и в Письмах Е. И. Рерих, и в Учении. Жаль, что Вы бедлам называете критическим разбором и поиском истины. Беда Рериховского Движения в том, что участники его скорее нападать будут друг на друга, подчеркивая каждый СВОЁ ПРЕВОСХОДСТВО, чем искать пути к пониманию друг друга. ТОН ДЕЛАЕТ МУЗЫКУ.
ДАВАЙТЕ ОСТАВИМ В ПОКОЕ ВСЕХ НАСТАВНИКОВ. ОНИ ДЕЛАЛИ ВСЁ, ЧТОБЫ УТВЕРЖДАТЬ МЫСЛИ Н.К. РЕРИХА. БУДЕМ ЦЕНИТЬ И УВАЖАТЬ ИХ ЗА ЭТО.
Важно одолеть то зло, которое сеют Шишкин, Фурсов, а не перебить друг друга.
Администратор
Мария, в данном случае, все высказывают свое отношение к деятельности Шишкина и Фурсова и подписывают Открытое письмо, а не пикируют друг на друга. Благодарю за критику, но под этим письмом она неуместна.ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".