«Дума о Культуре есть врата в будущее»: День Культуры – 2024 в школах Санкт-Петербурга. Выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Гродненском государственном историко-археологическом музее (Республика Беларусь). О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Открытие выставки «Н.К.Рерих и Псковский край» в Островской центральной районной библиотеке


 

 

08.02.2022

 

17 декабря 2021 года в Островской центральной районной библиотеке состоялось торжественное открытие выставки «Н.К.Рерих и Псковский край», посвященной деятельности Николая Константиновича Рериха на Псковщине. Для экспонирования в г. Острове выставка предоставлена Международным Центром Рерихов. Проект организован при поддержке Общества друзей Дома Н.К.Рериха в Острове.

 

Выступая на открытии выставки, директор библиотеки Татьяна Петровна Андреева отметила: «Мы очень рады познакомиться с этой тематической выставкой Н.К.Рериха, которого мы считаем своим земляком. Двадцать лет назад в нашей библиотеке состоялась первая тематическая выставка, посвященная творчеству Рериха. Я надеюсь, что за время работы новой выставки с ней познакомятся многие жители нашего уездного города, поскольку все мероприятия библиотеки будут проходить в этом зале. Мы благодарны Международному Центру Рерихов за поддержку нашей исторической памяти. Пусть эта выставка вызывает у зрителей живой интерес к изучению творчества Н.К.Рериха».

 

 

Руководитель отдела выставок МЦР Дмитрий Ревякин поблагодарил руководство библиотеки за сотрудничество и вручил от руководства МЦР фильм о Пакте Рериха «Время собирать камни» и каталог международной выставки «Пакт Рериха. История и современность». Он отметил, что в 2019 году библиотеке были переданы книги рериховской тематики, в том числе изданные в Международном Центре Рерихов. Д.Ю.Ревякин также рассказал об усилиях общественности по сохранению Дома Н.К.Рериха в г. Острове, которые начались с проведения круглого стола «Как спасти родовое гнездо Н.К.Рериха в Острове» [1]. В работе круглого стола приняли участие Международный Центр Рерихов, Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов, Псковское отделение ВООПИиК, представитель Островской центральной районной библиотеки, депутат Л.М.Шлосберг, местная общественность. В настоящий момент главной задачей остается спасение в г. Острове архитектурного комплекса, связанного с именем Н.К.Рериха, его дальнейшее восстановление и превращение в полноценный культурный выставочный комплекс, доступный как островичам, так и гостям города.

 

 

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха неразрывно связаны с Псковом и Псковским краем. Здесь он восхищался благородством города, «выросшего на “великом водном пути”, от Балтийского моря до Черного» и впитавшего «лучшие соки ганзейской культуры». Здесь, на этой земле Святой Троицы, его родовые истоки по материнской линии.

 

«Псковский край близок нам по многим причинам. Бабушка Татьяна Ивановна Коркунова-Калашникова была исконной псковичкой. Эти фамилии с древних времен связаны с Псковом. Одни из первых моих археологических изысканий тоже относятся к Псковской области. А область эта очень красива и богата древними поселениями», – вспоминалНиколай Константинович близкий сердцу край в далеких Гималаях. Матушка художника Мария Васильевна Калашникова родилась и до замужества жила в г. Острове Псковской губернии. Его родители обвенчались там же, в Троицком соборе, в 1860 году. Константин Федорович Рерих познакомился со своей будущей супругой во время строительства варшавской железной дороги и железнодорожного вокзала в Острове. В старинном бабушкином доме на Липенке юный Николай Рерих неоднократно гостил вместе с близкой родней: «1879 год. Остров, древний псковский город на реке Великой. Крепость на острове. Мы гостили у бабушки Татьяны Ивановны Коркуновой-Калашниковой. На Липенке – старинный дом с большим заросшим садом. Нижний этаж белый каменный, а верхний и чердак деревянные – охряные, со ставнями и белыми наличниками окон. Под косогором Великая, а за ней парк какого-то большого поместья с белым екатерининским домом». Здесь же пригодился и деревянный меч, подаренный местным мастеровым, которым было сражено немало «драконов» из лопухов и репейника в заросшем саду. Дом бабушки сохранился и поныне, чтобы со временем стать местом, где будет увековечена память о великом художнике и философе-миротворце.

 

 

 

В 1894 году молодой художник, возможно, перед поступлением в Императорскую Академию художеств создал произведение «Пскович», посвященное героической обороне Пскова во время пятимесячной осады города войсками польского короля Стефана Батория, в ходе которой псковичи героически отразили 31 приступ неприятеля и остались непокоренными.

 

  Пскович. 1894

 

В 1899 году Н.К.Рерих проводит одни из своих первых археологических раскопок в Порховском уезде, делает важные для региона открытия. Всего во время поездки по Порховскому уезду молодой археолог произвел разведку в 50 населенных пунктах, были исследованы 16 могильников, раскопано 26 курганов и более 35 жальников. Археологическая коллекция «Порховские курганы. 1899 г.», наряду с другими коллекциями Н.К.Рериха, заняла достойное место в собрании Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа. Во время работы в Порхове и его окрестностях молодой ученый и художник создал ряд графических работ, среди которых «Порхов. Колокольня на крепостной башне», «Село Дубровна Порховского уезда», а также рисунки археологических раскопов.

 

 

 

В 1903 году Н.К.Рерих и его супруга Е.И.Рерих совершают поездки по древнерусским городам, в числе которых Псков, Изборск, Печоры, Сенно. Художник рисует этюды древнерусских памятников, а его вдохновительница и спутница жизни их фотографирует. Цикл картин, написанных во время этой поездки, С.Эрнст назвал «Пантеоном русской славы». Именно тогда у Н.К.Рериха возникла идея «особого охранения святынь народных», которая со временем выросла в международный договор защиты и охраны памятников, известный как Пакт Рериха. Под впечатлением от этой поездки он запишет: «До того мы ленивы и нелюбопытны, что даже близкий нам красивый Псков и то мало знаем. Никого не тянет посидеть на берегу Великой перед лицом седого Детинца; многим ли говорит что-нибудь название Мирожского монастыря, куда следует съездить хотя бы для одних изображений Спаса и Архангела в пределах».

 

 

Во время этого путешествия у мастера рождается цикл живописных произведений, воспевающий лучшие памятники Псковщины: «Псков. Общий вид кремля» (1903), «Успенская Пароменная церковь в Пскове» (1900-е), «Изборск. Рельефные кресты на стенах» (1903), «Изборск. Крест на Труворовом городище» (1903), «Изборск. Башни» (1903), «Городские стены Изборска» (1903), «Печоры. Большая звонница» (1903), «Печоры. Монастырские стены и башни» (1903), «Внутренний двор Печорского монастыря» (1903), «Печоры. Ризница» (1903), «Псковский погост» (1904), «Псков. Окна старого дома» (1903), «Печоры. Полуверка» (1903). Последняя работа посвящена жизни малого этноса Псковского края – народности сету.

 

Н.К.Рерих способен не только запечатлеть современный вид памятника, но и возродить для зрителя былое величие старины, словно проникая через завесу столетий. Тому свидетельство картина «Старый Псков» (1904), где он мастерски изображает крепостные стены и храмы «обители Святой Троицы» в период раннего средневековья. «Старинные башни, рынок под Детинцем, паруса и цветные мачты торговых ладей. Как все это красиво, как все близко от столицы. Как хороши старинные домики со стильными крылечками и оконцами…», – замечает он в статье «По старине».

 

 

Древний Псков. 1936

Изборск. Крест на Труворовом городище 

 

 

Особое внимание Николай Константинович проявляет к Изборску, который за свою стойкость немецкие крестоносцы, главные враги псковской земли, называли «железным городом». К теме стойкости изборян художник обращается в 1905-м, изображая «Дозор», возвращающийся в крепость, а также в 1914 году в картине «Меч мужества». В обоих случаях картины Н.К.Рериха – призыв к соотечественникам, отражение событий Русско-японской и Первой мировой войн.

 

Еще древнее Труворово городище, о котором художник пишет: «Труворово городище. Красивейшее место подле Изборска, на берегу оврага – прежде Чудского озера, теперь отступившего на 12 верст. Есть следы вала. На кладбище много плитных крестов, вышиною до 3 аршин. Место красивее, чем положение крепости Изборска».

 

 Старый Псков. 1904
 
 

Мальская долина, словенские тысячелетние ключи под Изборском. Не здесь ли над этими двенадцатью целебными ключами – ключами «Двенадцати апостолов» – стоит сама Богоматерь? Ключи сливаются в единый ручей – «Реку жизни». Не отсюда ли знаменитый сюжет поздней фрески Н.К.Рериха «Царица Небесная над рекой жизни» для Храма Святого Духа в Талашкино?

 

В 1913 году по эскизам Н.К.Рериха Г.О.Чириковым была расписана Анастасьевская часовня в Пскове, созданная по проекту архитектора А.В.Щусева. В настоящий момент известно о двух эскизах росписи мастера: «Спас над дверью» (1913), где изображены святые псковские князья Довмонт и Всеволод-Гавриил, а также эскиз росписи плафона.

 

В честь святой княгини Ольги, повелевшей создать град Святой Троицы, художник в 1915 году пишет эскиз росписи «Святая Ольга». В воспоминаниях Н.К.Рериха есть такие строки: «Собрались ставить во Пскове памятник княгине Ольге. <…> Только памятник-музей, который в будущем запечатлеет всю жизнь родного края, может быть достойным памяти св. Ольги. Памятник-музей приличествует св. Ольге, собирательнице земли». Возможно, роспись задумывалась именно для будущего памятника.

 

В последующие года Николай Константинович не раз возвращался к теме Псковщины. В 1922 году создана картина «И несем Свет» из серии «Sankta», где запечатлено шествие монахов Псково-Печерского монастыря у Никольской церкви со звонницей. В том же году пишется серия эскизов к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка». В 1935–1936 годах создаются работы «Псков» и «Древний Псков», где мастер запечатлел «Дом Лапина» (XVII в.).

Образ Преображенского собора Мирожского монастыря использован художником на картине «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» (1934). Не забыт и образ святого благоверного князя Александра Невского. В 1942 году, памятуя о победе русского войска над немецкими псами-рыцарями, художник создает полотно «Александр Невский», предрекая победу русского народа над фашизмом, которая достанется нелегкой ценой. Отсюда и склоненная над павшим русским воином фигура князя.

 

 

Пройдя великую реку жизни, мастер воспел в своих художественных произведениях красоту и величие древних псковских памятников на фоне холмистой, поросшей лесом и изрезанной многочисленными ручьями, озерами и реками северной природы. Проблемам сохранения древностей Псковской земли он посвятил немало своих статей и выступлений. Пусть Псковский край остается таким же прекрасным, каким его увековечил на своих бессмертных полотнах гений певца Нового мира, культуры и красоты.

 

Выставка «Н.К.Рерих и Псковский край» продлится в Островской центральной районной библиотеке до 31 марта 2022 года.

 

1. Любовь Хоменок. Круглый стол «Как спасти родовое гнездо Н.К.Рериха на Псковщине?» // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт).

 

 

11.02.2022 08:31АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 349


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »