Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Открытие выставки фоторабот Сергея Скородумова «Алтай – Монголия. По маршруту экспедиций Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой» в МЦНТИ (Москва)


 

 

08.09.2022

 

 

30 июля 2022 года в Москве в Международном Центре научно-технической информации (МЦНТИ) состоялся Круглый стол на тему «Л.В.Шапошникова о Живой Этике и России». Перу академика Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015), одного из основателей и первого генерального директора общественного музея имени Н.К.Рериха, принадлежат 35 книг и более 500 статей, посвященных творческой деятельности семьи Рерихов, философии Живой Этики, русскому космизму, культуре и истории народов Индии. Эти работы вошли в золотой фонд мирового культурного наследия. Одним из многочисленных жизненных достижений Людмилы Васильевны является тот факт, что в 1975–1980 годах она прошла почти по всему маршруту знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха (1924–1928). Результаты ее исследований и впечатлений изложены в книгах «От Алтая до Гималаев» и во второй части трилогии «Великое путешествие» – «По маршруту Мастера», изданной в двух книгах. Фотографии, выполненные Л.В.Шапошниковой во время путешествия, стали основой для альбомов, книг и выставки «По маршруту Мастера», которая разработана Международным Центром Рерихов в 2006 году и пользуется неизменным успехом в России и за рубежом.

 

 

Эти два уникальных путешествия и сегодня привлекают внимание многих исследователей и вдохновляют их. В рамках культурной программы Круглого стола состоялось открытие выставки фоторабот «Алтай – Монголия. По маршруту экспедиций Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой». Ее организаторами стали Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный центр научной и технической информации и Ярославское Рериховское общество «Орион». Автор фотовыставки – Сергей Владимирович Скородумов, сотрудник Международного Центра Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион». Экспедиционные маршруты автор прошел вместе со своими друзьями из Анжеро-Судженского (Ирина Мершина), Кемеровского (Александр Лобачевский) и Прокопьевского (Светлана Блошенко) рериховских обществ. Разработчиком всех маршрутов и руководителем алтайских путешествий стала Ирина Мершина. Монгольская часть экспедиции прошла под руководством Александра Лобачевского.

 

 

Открытие выставки предварило выступление куратора этого проекта Валентины Владимировны Виноградовой. Она напомнила присутствующим слова Н.К.Рериха, которые он написал перед началом своей экспедиции: «Бьется ли сердце Азии?» Л.В.Шапошникова, ответив на них утвердительно, в одиночку прошла маршрут экспедиции Н.К. Рериха, проявив при этом мужество и героизм.

 

 

Людмила Васильевна поведала об энергетических магнитах, заложенных экспедицией, сформировавших единое культурное пространство Будущего. Она продолжила мысли Н.К.Рериха, утверждавшего, что разъединение, которое мы наблюдаем, обязательно приведет к новому витку объединения. Каждая культура и каждое сердце внесет в этот процесс свой вклад. И на выставке «Алтай – Монголия» мы это видим. Ее автор вложил в свои работы душу. Выставка в свою очередь была бы невозможна без поддержки друзей. И эта поддержка, содружество и духовное объединение сегодня необходимы как в творческих проектах, так и в других делах нашей жизни.

 

Открывая экспозицию, Вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко в своем приветствии поздравил Сергея Скородумова с первой персональной выставкой фотографий в столице. Он отметил, что представленные работы передают красоту мест, где побывал их автор, вдохновившись путешествием Н.К.Рериха и фототворчеством Л.В.Шапошниковой, прошедшей по маршруту Мастера. Алтай – место, где земля соприкасается с небом. И представленные на выставке фотографии передают этот момент очень ярко. Несколько фоторабот посвящены горным пикам Катунского хребта, названных в честь Рерихов. Есть среди этих вершин и пик МЦР, названный так по инициативе рериховской общественности России, ближнего и дальнего зарубежья, совершившей восхождение на одну из безымянных вершин Алтая. Сергей Владимирович участвовал в этой экспедиции, запечатлел ее трудные этапы и успешный итог.

 

 

Как отметил А.В.Стеценко, сегодня чрезмерная погоня за прибылью угрожает этим сакральным землям. Бизнес стремиться получить природные ландшафты для различных коммерческих целей. Под угрозой уникальная экосистема Алтая, не терпящая грубого вмешательства человека. Через представленные на выставке фотографии мы не только приобщаемся к красоте Алтая, но и понимаем его значение для будущего нашей страны и цивилизации. Алтай и Монголия – это те регионы, по которым в древности волнами прокатилось великое переселение народов. В силу своего особого положения Алтай очень важен для России. Мы должны сохранить его для будущего. Обратившись к автору фоторабот, А.В.Стеценко поблагодарил его за предоставленную выставку и пожелал новых творческих свершений.

 

Руководитель отдела выставок МЦР Дмитрий Юрьевич Ревякин начал свое выступление со слов Л.В. Шапошниковой о том, что «пройденного пути у нас никто не отберет». Он подчеркнул, что замечательные произведения ученого-индолога являются точными путеводителями для ныне живущих исследователей, желающих повторить хотя бы отчасти маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Ее высокохудожественные фотографии служат примером для современных фотографов, стремящихся запечатлеть красоту Азии. Автор из Ярославля, С.В.Скородумов, неоднократно путешествовал по Алтаю, бывал в сложных горных походах, участвовал в двух восхождениях на пик МЦР. В горах каждый грамм груза на счету. И нужно обладать большой выносливостью и, главное, любовью к своему увлечению – художественной фотографии, чтобы нести на своих плечах по горным кручам еще и фотоаппаратуру. Более шестидесяти фотографий представлено на выставке в МЦНТИ. Есть среди них и уникальные. Это высокогорная съемка Алтая, сделанная, как говорится, «в связке» на крутом горном склоне, нетронутые каменные изваяния сакрального плато Тургунда близ Тюнгура, а также прекрасные памятники Монголии, которые описали в своих экспедиционных дневниках Рерихи: храм тысячи сокровищ Эрдени Дзуу, развалины древнего Каракорума, монастырь Манджушри-хид у священной горы монголов Богдо-Улы, Дом-музей Н.К.Рериха, памятник совместной победе двух армий – советской и монгольской – над японскими милитаристами, юрты и суровые пески Гоби… В заключение Д.Ю.Ревякин пожелал автору фотографий обогатить экспозицию «Алтай – Монголия» новым разделом, посвященным Великим Гималаям.

 

 

Сергей Владимирович Скородумов в своем ответном слове поблагодарил руководство МЦР и МЦНТИ за возможность представить свои работы в Москве. Отдельные слова благодарности он выразил куратору проекта Валентине Виноградовой, оказавшей неоценимую поддержку проекту, и административному директору МЦНТИ Александру Николаевичу Никишину, который приложил много сил при подготовке выставки. Как отметил С.Скородумов, без помощи своих друзей многие редкие кадры Алтая были бы вряд ли возможны. Для съемки высокогорных видов потребовалось освоить альпинистские навыки: работу в связке, спуск по веревке по горным склонам, преодоление ледников в «кошках». Для многих рериховцев, как и для автора выставки, учителем основ альпинизма стал Юрий Владимирович Мирошников, выдающийся мастер горного туризма из Анжеро-Судженска (Кузбасс), которого сегодня, к сожалению, уже нет с нами.

 

 

Сергей Cкородумов подчеркнул: «Людмила Васильевна Шапошникова отмечала, что маршрут экспедиции Н.К.Рериха необычайно красив. Имея перед собой прекрасные современные виды этого маршрута, очень хотелось запечатлеть на фотопленку людей и лучшие пейзажи Алтая и Монголии, чтобы привлечь внимание зрителей к этим удивительным красотам Азии».

 

После торжественного разрезания ленточки, автор провел экскурсию по экспозиции. Алтайский художник, писатель, этнограф, общественный деятель Григорий Иванович Чорос-Гуркин оставил замечательный отзыв о родном крае: «Алтай – живой дух, щедрый, богатый исполин-великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, полей, трав. Туманы его – прозрачные мысли бегут во все страны мира. Озера – его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки – его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор». По словам Сергея Скородумова, Алтай во время экспедиций напомнил ему живой мыслящий океан Солярис из фильма Андрея Тарковского, снятого по роману польского писателя-фантаста Станислава Лема.

 

 

Представители рериховских организаций Западной Сибири и Центральной России с 2008 по 2012 годы совершили несколько алтайских путешествий. Часть из них прошла под эгидой Международного Содружества Рериховских организаций и Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха. Эти походы включали восхождения на алтайские перевалы и вершины, посвященные Рерихам, поднятие Знамени Мира на них, установку специальных памятных знаков. В 2008 и 2009 году были также выполнены восхождения на безымянную вершину в районе горы Белухи, которую предложили назвать в честь Международного Центра Рерихов.

 

Сергей Скородумов рассказал о нелегком преодолении перевалов и восхождениях на вершины, сопровождавшихся целым рядом запоминающихся событий, что позволило хотя бы в некоторой степени ощутить трудности, с которыми столкнулась Центрально-Азиатская экспедиция.

Так, участникам современных алтайских маршрутов пришлось освоить искусство передвижения на конях. В 2009 году группа при восхождении на пик Учителя и пик МЦР прошла часть пути буквально по следам, которые накануне оставил снежный барс. Он, как оказалось, выбрал самый надежный подъем на перевал Токмак и спуск с него. Причем палатку у подножия перевала на леднике Леонида пришлось поставить на единственно приемлемое место, также отмеченное лапами барса. К счастью, встреча с этим опасным хищником так и не состоялась.

 

 

Восхождение на пик Учителя осуществлялось по тропе, куда с гор постоянно долетали камни. И наиболее безопасное время для прохождения маршрута оказалось ранним утром и поздним вечером. Подъем на перевал Дивногорцев проходил буквально наперегонки со снежным облаком. Участники восхождения еле успели поставить палатку, как по ее стенкам забарабанила «пулеметная очередь» из снега и града. Одна из ночевок на перевале Каратюрек сопровождалась волчьим воем, который раздавался где-то неподалеку. Преодоление всех встретившихся на пути трудностей научило участников путешествий работать в команде и чувствовать плечо друга.

 

 

Н.К.Рерих писал: «И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет нераскрытую сокровищницу». Осмотрев памятные места Уймонской долины, грот Куйлю с рисунками доисторических людей, побывав в Денисовой пещере и на плато Тургунда, участники алтайских экспедиций убедились в этом на практике.

 

Монголию Рерихи посетили в 1926–1927 годах. Они интересовались не только славным прошлым монголов, но и их настоящим и будущим. Как известно, в те годы монголов рассматривали как дикие кочевые племена, а Монголию как давно забытую и затерянную в глубинах Азии страну. Однако отношение Рерихов к Монголии было совсем другим. Они относились к этой стране с большой любовью и уважением. Вопреки всем отрицательным мнениям Н.К.Рерих писал о Монголии как о стране огромного жизненного потенциала, устремленной на небывалое строительство. Подтверждая будущую реальность, Л.В.Шапошникова писала: «Многие культурно-исторические вехи, поставленные Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции и после, являлись сами по себе открытиями. Каждая из них несла и несет в себе большие возможности, связанные с изучением Времени, Пространства и Человека». И с этой мыслью невозможно не согласиться.

 

Летом 2015 года была организована экспедиционная программа рериховских организаций по монгольскому маршруту Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой. В путешествии приняли участие 9 человек из Ярославля, Кемерова, Томска, Анжеро-Судженска, Прокопьевска (Кузбасс). Из Кемерова группа на двух автомашинах направилась по маршруту: Мариинск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ, а затем – в столицу Монголии Улан-Батор.

 

 

 

Участники экспедиции посетили памятники культуры Улан-Батора и окрестностей, побывали в монастыре Манджушри-хийд (основан в 1733 году), расположенном на южном склоне Богдо-Хан-Улы (недалеко от города Зуунмонд). Осмотрели город Хархорин, который расположен в долине реки Орхон и является частью Всемирного наследия. Рядом с Хархорином находятся развалины древнего города Каракорум, бывшей столицы Монгольской империи при Угэдэй-хане в 1220–1260 годах.

 

После Хархорина маршрут пролегал через монгольские города Арвайхээр и Баянхонгор. Часть пути проходила через пустыню Гоби. Экспедиция побывала в городах Ховд, Олгий, а затем через пограничный пункт Цаганнуур вернулась в Россию и завершила маршрут в Анжеро-Судженске. Общая протяженность пути составила 6300 километров.

 

 

 

Посетители выставки с большим интересом выслушали рассказ об экспозиции выставки и задали немало вопросов. Сергей Скородумов отметил, что был бы рад, если выставка вдохновила присутствующих на новые путешествия по маршруту экспедиций Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой.

 

После открытия выставки свое чарующее и утонченное искусство показал ансамбль «Суффикс». Он исполнил авторскую музыку, сочетая звуки аутентичных восточных (дудук, аль-уд, кларнет, саз, альт) и современных (ханг, хрустальная арфа) инструментов, а также арабский вокал. Этот творческий коллектив с успехом выступает на многих известных площадках России.

 

 

 

09.09.2022 11:52АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 504


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (14)
  • Ксения09-09-2022 19:06:01

    Хотя участники нынешней экспедиции часто шли по проторённым Рерихами и Шапошниковой местам, это не умаляет значение этой экспедиции. Помимо запечатлённых красот, всякого рода преодолений, такие духовно-устремлённые экспедиции усиливают энергетические магниты, заложенные семьёй Рерихов, и "сформировавшие единое культурное пространство Будущего". И теперь, на выставке люди могут любоваться красотой этих мест и мечтать о будущем.

  • элис10-09-2022 11:31:01

    "По словам Сергея Скородумова, Алтай во время экспедиций напомнил ему живой мыслящий океан Солярис из фильма Андрея Тарковского, снятого по роману польского писателя-фантаста Станислава Лема."
    Тарковский чувствовал эти незримые влияния и, пропустив через свою душу, творчески выразил их в зримые образы, не всем понятного символизма. А какие собственные образы вызвал Алтай в душе автора фоторабот. Или у ребят, с которыми были соратниками в этих экспедициях. Возможно в снах во время пребывания в тех местах. Или, возможно, наяву? Если этим возможно поделиться.

  • Татьяна Бойкова10-09-2022 12:47:01

    Без сомнения выставка Сергея Скородумова очень интересна и очень жаль, что не все могут увидеть ее. Фотографий на сайте МЦР на самом деле представлено много больше, хотя я постаралась разместить здесь все самое необходимое, но это не значит, что самое интересное. На сайте МЦР можно посмотреть их много больше и они удивительны. К сожалению, в административной системе нашего портала не предусмотрена подобная программа, да и многое другое уже устарело и нужно переделывать. Но, опять-таки, к сожалению, помощников давно существующему серьезному порталу так и не нашлось, а если и находились, то хватало их ненадолго.
    Пусть простит меня Сергей Владимирович за такую жалобу в комментарии, но мне так жаль, что не могла поделиться всеми интересными снимками.

  • Сергей Скородумов10-09-2022 15:00:01

    Дорогая Татьяна Николаевна!

    От всей души благодарю Вас за публикацию на портале «Адамант» материала об открытии моей выставки. Очень приятно. Я надеюсь, что текст и представленные фотографии вдохновят наших друзей на новые путешествия. Если высокогорные маршруты, восхождения и поездка в Монголию доступны не для всех, то побывать в Уймонской долине было бы очень хорошо. И это вполне доступно.

  • Сергей Скородумов10-09-2022 15:01:01

    Уважаемая Ксения!

    Сердечно благодарю Вас за отзыв!

  • Сергей Скородумов10-09-2022 15:12:01

    Уважаемая Элис!

    Выдающийся режиссер Андрей Тарковский писал о своем фильме «Солярис»: «Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень…»
    По-моему, это очень важная мысль, которую мне хотелось бы здесь привести. И побывав на Алтае, начинаешь более глубоко понимать ее смысл.
    Немного позднее постараюсь написать некоторые свои воспоминания….

  • Сергей Скородумов10-09-2022 15:25:01

    Дорогая Татьяна Николаевна!

    Огромное спасибо за размещенные статьи и фотографий!
    Действительно, те, кто заинтересуются, смогут перейти на сайт МЦР и посмотреть остальные работы.
    Как я Вас понимаю!
    Почему-то у нас в Рериховском движении очень много советчиков и критиков. Настоящих и верных помощников найти крайне трудно. И такая ситуация, к сожалению, сложилась повсеместно.
    «Портал «Адамант» – уникальная информационная площадка, играющая важнейшую роль. И в душе это многие понимают.
    Почему не подходят помощники, мне не ясно. Может быть, не все понимают, какой это подвижнический труд – постоянно вести «Адамант», сколько сил и времени это занимает. Читатели видят конечный результат. И кажется, что все делается само собой. Прокатилось наливное яблочко по блюдечку, и появилась новая статья. А ведь все это нужно проверить, подготовить, опубликовать, подобрать иллюстрации. А работа с авторами, а постоянная критика со всех сторон, а неожиданные технические проблемы ….
    Я все-таки надеюсь, что помощники появятся обязательно, помогут в текущей работе и в улучшении сайта (в техническом плане).

  • ЕЛЕНА10-09-2022 16:09:01

    Сергей Владимирович, Вы счастливый человек, ибо в сердечном содружестве с талантливыми, смелыми, устремленными к познанию друзьями, осуществили свою заветную мечту. От всей души поздравляю Вас с первой персональной выставкой фотографий в столице! Уверена, каждый человек, вдохновленный прекрасными фотошедеврами, наполненными психической энергией автора, сможет не только с радостью прикоснуться к Красотам Алтая, но и устремить свой дух к новому, неизведанному, к путешествиям.
    Великое счастье - дарить людям Радость!

    ОГНЕННОЕ ПРАВО
    --------------
    Собираем Радость по крупицам...
    Как она нужна для всей Земли!
    Огненное Право к нам стучится.
    Снарядим же мысли-корабли!

    Их отправим стройными рядами.
    В небесах, прочерчивая путь,
    Мы, возможно, встретимся с Богами,
    Чтоб долги духовные вернуть!
    -----------

  • ЕЛЕНА11-09-2022 08:43:01

    Уважаемый Сергей Владимирович, обращаясь к Татьяне Николаевне, Вы пишете:"Портал "Адамант" - уникальная информационная площадка, играющая важную роль. И в душе это многие понимают.
    Почему не подходят помощники, мне не ясно. Может быть не все понимают, какой это подвижнический труд - постоянно вести "Адамант", сколько сил и времени это занимает".

    Разделяя Ваше искреннее "почему", приведу размышления Николая Рериха, истинного Водителя Культуры:
    "Обычно самому главному уделяют наименьшее внимание. Но мы не устанем твердить о том, что неотложно нужно человечеству. Среди таких кажущихся повторений мы утвердим желание познавания. Люди слишком привыкли, что за них кто-то думает и что мир обязан взять их на попечение. Но каждый должен внести свое сотрудничество. Умение приложить свою психическую энергию будет постепенным воспитанием сознания".

    Пользуясь моментом, передаю сердечный привет нашей замечательной подвижнице Бойковой Татьяне Николаевне с самыми яркими пожеланиями - всегда бодрости духа и солнышка в душе! Пусть в самом ближайшем будущем подойдут те самые смелые и преданные, а главное - устремленные к познанию, кто в духе понимает, что "Адамант" - уникальная информационная площадка. Всем Света на Пути и Радости!


    Администратор

    Еленушка, спасибо огромное. Вашими бы устами, да мед пить.

  • элис11-09-2022 11:27:01

    Сергей Скородумов 10-09-2022
    >"" Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень…»
    По-моему, это очень важная мысль, которую мне хотелось бы здесь привести. И побывав на Алтае, начинаешь более глубоко понимать ее смысл."
    Спасибо.

    Не в моих правилах переходить на личности, но именно эта мысль и побудила привести в пример одну из поездок на Алтай, где с группой ребят мы предприняли поход к Белухе. Возглавил группу один из тех, кто побывал в таких походах несколько раз, считая такой поход "священной обязанностью" каждого рериховца. А позднее я увидела его в другой группе-рейдерской, громившей Общественный Музей Рериха. Потому и возникло недоумение: что же рождается или не рождается внутри личности, постулирующей себя последователем традиции Живой Этики. Притом, что она является ярко одаренной творчески. Что она должна ощущать, прикасаясь к значимому? Понятно, что красота и гармония внешней природы никого не оставит равнодушным. Но те ли это ощущения, которые подают Знаки?

  • Сергей Скородумов12-09-2022 23:55:01

    Уважаемая Елена!

    Огромное спасибо за прекрасные мысли Николая Константиновича Рериха, которые Вы здесь привели!

    Да сбудутся Ваши слова!
    Да подойдут помощники к "Адаманту"!

  • Сергей Скородумов13-09-2022 00:27:01

    Уважаемая Элис!

    Энергетика Алтая очень сильна. Но она может проявить и усилить в человеке только то, что в нем уже есть. Преобразовывать и изменять себя человек должен сам. Алтай не может совершить за нас самый главный в жизни выбор – этический.
    Мне вспомнился еще один фильм Андрея Тарковского – «Сталкер», снятый по повести братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине».
    Там загадочная Зона инопланетного происхождения исполняла все сокровенные желания. Но человек часто сам не знал, какое у него желание наиболее сокровенное. И вместо произнесенных слов часто исполнялось совсем другое.
    Чем-то это напоминает описанную Вами ситуацию …

  • Сергей Скородумов13-09-2022 00:43:01

    Уважаемая Елена!

    Сердечно благодарю Вас за отзыв и за стихотворение!
    Очень приятно было прочитать!

  • элис13-09-2022 07:42:01

    Сергей Скородумов 13-09-2022
    >"Энергетика Алтая очень сильна. Но она может проявить и усилить в человеке только то, что в нем уже есть. Преобразовывать и изменять себя человек должен сам. Алтай не может совершить за нас самый главный в жизни выбор – этический.
    ...
    Там загадочная Зона инопланетного происхождения исполняла все сокровенные желания. Но человек часто сам не знал, какое у него желание наиболее сокровенное. И вместо произнесенных слов часто исполнялось совсем другое...."

    Полагаю, тоже самое происходит и при прикосновению к Учению. Ведь это тоже своего рода "особая зона" Пространства мысли. И "проводником" к "вершине" Пространственной Мысли (а озвученное Учением Знание тем существует и в Пространстве, взаимодействуя так или иначе с сознаниями человечества) являются энергетические оболочки-тела нашего сознания. И вполне возможен резонанс-озарение. Даже среди, казалось бы, отвлеченных занятий. Сокровенное-оно, не умолкая работает, как бы фоном ко всему.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »