Письмо Международного Центра Рерихов Губернатору Ленинградской области А.Ю.Дрозденко по поводу проекта реэкспозиции Музея-усадьбы Н.К.Рериха в Изваре. Смена подрядчика работ на Анастасиевской часовне. Срочная новость! . Обновленная экспозиция Дома Малкова принимает гостей (село Усть-Кокса, Республика Алтай). К 150-летию Н.К.Рериха. Очерк академика Л.В.Шапошниковой из цикла «Русский космизм» (видео). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«От чистого сердца во имя идеи». О.И. Ешалова


 

Первая встреча М.К. Тенишевой и Е.К. Святополк-Четвертинской с О.Г. Базанкур. Париж. 1907

Год назад «Край Смоленский» познакомил своих читателей с талашкинским дневником Ольги Базанкур[1]. В июньском 2013 года номере журнала во вступительной статье, предваряющей публикацию дневника, мы лишь обмолвились, что журналистка и преподавательница Ольга Георгиевна Базанкур (1879–1942?) познакомилась с княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой (1858–1928) благодаря циклу своих лекций, посвящённых женщинам в искусстве. В результате княгиня пригласила Базанкур летом 1907 года в Париж прочесть на французском языке лекцию «Женщина в русском искусстве»[2].

 

В настоящей публикации рассмотрим эту тему более подробно: в нашем распоряжении имеются архивные и печатные источники, незнакомые широкому кругу как читателей этого журнала, так и вообще исследователей жизни и творчества М.К.Тенишевой. Это русские, французские газетные и журнальные статьи, эпистолярное наследие М.К.Тенишевой и её современников, альбом Ольги Георгиевны Базанкур, хранящийся в архиве Института русской литературы в Петербурге[3], и ряд других документов. Из альбома О.Г.Базанкур мы в настоящей статье вычленим лишь несколько записей, имеющих отношение к поездке хозяйки альбома в Париж летом 1907 года. Предварим анализ публикуемых материалов предысторией интересующего нас вопроса.

 

О.Г. Базанкур. Снято для лекции в париже в фотоателье Е.Мрозовской. май 1907г.

О.Г. Базанкур.

Снято для лекции в париже в

фотоателье Е.Мрозовской. май 1907г.

 

О.Базанкур – это изначально литературный псевдоним писательницы (равно как: О.Б., О.Б-р, O. de–B.[4] ), в девичестве она была Гудковой, фамилия её по мужу – Штейнфельд. После неудачного замужества личная жизнь её так и не сложилась, детей у неё не было, и все оставшиеся годы жизни Ольга Георгиевна посвятила журналистской, литературной, педагогической и просветительской работе. Её статьи, очерки и заметки, а чуть позже и рассказы появлялись в различных российских газетах и журналах. Она преподавала в технической школе при Экспедиции заготовления государственных бумаг, а также, где только возможно, в России и за рубежом, читала лекции, основной тематикой которых была проблема «Женщина в искусстве». Многие годы Базанкур собирала сведения о женщинах-художницах, в основном русских, пробивающих себе путь к мастерству и признанию в мире, где во всех сферах деятельности господствовали мужчины. На вопрос, когда и под чьим влиянием у Ольги Базанкур зародилась идея начать серьёзно изучать тему о женщине в искусстве, мы не берёмся отвечать. Однако установлено, что к началу 1907 года эта тема явилась вполне оформленной в виде уже сложившихся публичных лекций. Именно к этому времени относится первое выявленное нами упоминание об этих лекциях.

 

28 февраля[5] 1907 года в Петербурге праздновал свой 25-летний юбилей Дамский художественный кружок. К этой дате в Соляном Городке были приурочены две лекции О.Г.Базанкур, назначенные на вторую и третью субботу марта и посвящённые малоисследованному вопросу о роли женщины в русском искусстве. Лекции анонсировал ряд петербургских газет[6]. Ещё одна столичная газета уточняла, что автор особое внимание уделит деятельности возродительниц национального стиля, таких как княгиня М.К. Тенишева, Е.Д.Поленова, Н.А. Шабельская и др.[7].

 

По прочтении лекций художественные критики не преминули поместить в прессе свои отклики[8]. Говоря же про вторую лекцию, ряд авторов довольно подробно перечислял женщин-художниц, которые привлекли внимание Базанкур своим творчеством, среди них Елизавета Бём, Ольга Лагода-Шишкина, Мария Башкирцева, Елена Самокиш-Судковская, Мария Якунчикова, Елена Поленова, княгиня Мария Тенишева и др.[9] Не обошлось в рецензиях и без критических замечаний. Так, журнал «Золотое руно» ставил в упрёк лекторше, что рассказывая об одних женщинах-художницах, она совершенно упускает из вида других[10] . Этот упрёк подхватил художественный критик И.И. Лазаревский на страницах «Слова»[11]. Но всё же большая часть публикаций соглашалась с тем, что лекторша затронула тему, совершенно новую и не разработанную исследователями, и что чтения представляли интерес, за что и были вознаграждены «шумными аплодисментами».

 

Петербургский успех решено было закрепить в первопрестольной: 25 и 27 апреля 1907 года в аудитории московского Исторического музея обе лекции были повторены[12]. Следует заметить, что лекции О.Г. Базанкур практически всегда имели благотворительные цели: самые первые лекции в Петербурге были в пользу Первого дамского художественного кружка, в Москве – в пользу Общества трудовой помощи, позже, в 1908 году в Новгороде – в пользу Новгородского попечительного о бедных общества[13], во Владимире – Общества детской помощи[14], в 1909 году в Киеве – Киевского женского общества взаимопомощи[15] и т.д.

 

Надо сказать, что Ольга Георгиевна, собирая материалы для своих выступлений, обращалась не только к печатным и письменным источникам, как в случаях, относящихся к минувшим векам и давно ушедшим из жизни людям, но и, при обращении к творчеству современниц, чаще всего напрямую адресовалась – в письмах или лично – к объектам своих исследований. К сожалению, до нас не дошли письма-анкеты, которые она им рассылала, зато (что значительно более ценно) мы располагаем несколькими ответами женщин-художниц, адресованными Базанкур. Так, в её архиве сохранились письма, биографические сведения и фотографии с работ художниц Е.Р. Трипольской, А.Э. Линдеман, А.В.Вернер, Е.Н. Клокачёвой, скульпторш Ю.Н. Свирской, Н.Н. Гиппиус, Н.К. Голеевской и других. Этот биографический и иллюстративный материал писательница использовала для своих лекций и художественных заметок, публиковавшихся в ряде повременных изданий России (многочисленные статьи Базанкур по тематике художественной критики появлялись в газетах «Санкт-Петербургские ведомости», «Русское слово», «Петербургская газета», «Биржевые ведомости», «Слово», журналах «Огонёк», «Открытое письмо» и др.). Позже Ольга Георгиевна открыла для себя более эффективный способ получения информации о женщинах-художницах – через объявления в газетах. Нам удалось выявить публикации с просьбой сообщить сведения о женском творчестве в газетах Варшавы, Нижнего Новгорода, Самары, Томска, Ревеля, Владимира, Смоленска, Петербурга[16]. Целью сбора информации указывалось издание книги «Женщина в русском искусстве».

 

Будучи сама стремящейся к творческой и материальной независимости, Базанкур и в своих героинях подчёркивала именно такие черты характера, шла ли речь о русской царице или неизвестной монахине, вышивающих иконы, или о художнице начала XX-го века. Все эти особенности человеческой личности были очень созвучны мыслям и представлениям княгини М.К.Тенишевой о трудности для женщины в России пробиться на жизненном пути. Позже она писала своей корреспондентке: «Не удивляйтесь, что Вам, как самостоятельной и мыслящей женщине, трудно пробивать препятствия на Вашем пути! Это участь всех женщин, которые хотят что-либо проявить выходящее из пошлой рамки общепринятого понятия роли женщины в обществе. Если, кроме таланта, у неё ничего нет, её эксплуатируют и душат, если же у неё, кроме таланта, есть средства, её тоже эксплуатируют, и даже очень, и все её способности и успех приписывают деньгам. Не говорю уже о том отношении мужчин, если женщина благообразна, на этом можно построить целую драму! Мои лавры, верьте мне, тоже трудно мне дались, зависть и недоброжелательства были моими вечными спутниками, и много, много глубоких царапин я ношу в своём сердце»[17]. Вот почему знакомство княгини и журналистки оказалось по сути неизбежным. Поводом к нему послужили упомянутые выше лекции.

 

Портрет М.К. Тенешевой. Акварель А.П. Соколова, 1898 г.

Портрет М.К. Тенешевой.

Акварель А.П. Соколова, 1898 г.

 

Поскольку письмами Базанкур к княгиням мы не располагаем (в российских архивах установлены только письма М.К. Тенишевой и Е.К. Святополк-Четвертинской к ней), мы будем пользоваться её тетрадями с записями отправленных и полученных писем. Тетради эти кропотливо велись Ольгой Георгиевной на протяжении многих лет. Первая из таких записей от 29 января 1907 года уведомляет, что Базанкур послано письмо княгине Тенишевой в Талашкино с просьбой прислать фотографии её работ для лекции (читаемые Базанкур лекции сопровождались «туманными картинами», то есть – слайдами)[18]. Однако в это время княгиня жила в Париже, куда уехала, спасая от смуты первой русской революции себя и свой музей русской старины. Пересылка корреспонденции из Смоленской губернии в столицу Франции заняла определённое время, поэтому ответ был написан с небольшим запозданием (одновременно с письмом княгиня телеграфирует Базанкур, что письмо ей написано[19] ):

 

«Многоуважаемая Ольга Георгиевна, Ваше письмо от 29 января я получила только сегодня, 9-го февраля, в Париже.

Очень Вам благодарна за доброе отношение и любезное письмо. Посылаю Вам завтра то, что Вас интересует.

Теперь я занята изучением эмали по металлу, дело идёт у меня успешно. Надеюсь когда-нибудь этим знанием послужить родине. Когда будут снимки с моих работ, я Вам их доставлю»[20].

 

По всей видимости вместе с фотографическими материалами Базанкур запросила и творческую биографию М.К.Тенишевой, поэтому в Петербург была выслана книга «Талашкино»[21]. Очевидно Мария Клавдиевна не знала, что в январе 1906 года Базанкур уже получила экземпляр этой книги от Н.К.Рериха, который писал в сопроводительном письме: «Посылаю Вам экземпляр книги о Талашкине и прошу Вас принять его от составителей книги... Когда мы начинали издание, мы думали отметить большое русское культурное явление, но это было год назад! – теперь же оказывается, мы делали памятник»[22]. Журналистка, имея на руках книгу, присланную Н.К.Рерихом, сразу же отметила в печати это издание[23], за что получила от художника письменную благодарность: «От лица издательства благодарю искренно за добрый отзыв»[24].

Впрочем, возможно также, что из Парижа Базанкур была послана книга «Талашкино» на французском языке[25]. В дополнение к книге княгиня Четвертинская отправила небольшую тетрадочку – обычную школьную тетрадку в линейку – с краткими биографическими сведениями о Тенишевой [26], сопровождая её своим письмом:

 

«Милостивая государыня Ольга Георгиевна, зная, что Вы желаете иметь некоторые сведения о деятельности княгини М.К.Тенишевой, прилагаю при сём данные, могущие Вас интересовать... Фотографию с портрета Репина трудно теперь достать, он в деревне, но у Репина есть портрет (углём) княгини в качалке, который похожее.

По-моему, лучший портрет княгини – Серова.

При сём тетрадка, написанная одной барышней, – это может Вам пригодиться»[27].

 

Менее чем через два месяца Базанкур вновь написала письмо в Париж, с предложением прочитать во французской столице свои лекции о роли женщины в русском искусстве[28]. Тенишева, прекрасно понимая, насколько тематика таких лекций будет подходить к устраиваемой ею в Лувре выставке русской старины, не замедлила откликнуться согласием. Оно было получено Ольгой Георгиевной 14/27 апреля 1907 года:

 

«Очень благодарю Вас за всё присланное. Программа страшно интересна, а когда соберетёсь по русским монастырям, то надеюсь, не откажетесь мне помочь пополнить мою коллекцию русской старины. Об этом мы поговорим при свидании, а теперь тороплюсь сказать Вам, что очень сочувствую Вашему приезду в Париж, но это нужно сделать скорее, во время сезона, который здесь во всём разгаре в мае.

Le Musée des arts décoratifs очень заинтересовался моей коллекцией и собирается устроить лекции о русской старине, знаю, что есть люди, которые собираются читать о вышивках, но, конечно, Ваши сообщения, как близко стоящей к русскому искусству, были бы интереснее.

Monsieur Berger, президент музея, выразил желание, чтобы такие лекции были установлены, и Сергею Маковскому было предложено что-нибудь прочитать. Чтобы облегчить Вам вопрос материальный, я предлагаю Вам свои услуги, а когда Вы приедете, то сами уже похлопочете о возможности что-либо получить за Ваши беспокойства.

Надеюсь, многоуважаемая Ольга Георгиевна, что Вы примете моё предложение так, как оно сделано, то есть от чистого сердца во имя идеи и во имя того света, который прольётся Вашими устами.

Итак, ещё раз большое Вам спасибо за себя и за русскую женщину»[29].

 

Как только вопрос с поездкой в Париж был принципиально решён, о нём заговорили в газетах[30]. Своё приглашение княгиня повторила 11 мая 1907 года и уточнила решение столь важного для лектрисы материального вопроса:

 

«Я говорила с президентом des arts décoratifs, который очень будет рад, если Вы прочтёте Ваши лекции. Куда Вам адресовать те 500 руб., которые Вам потребуются к отъезду? Остальные же вопросы выясним при свидании...

Итак, до свидания, приезжайте возможно скорее. Жму Вашу руку и желаю Вам полного успеха»[31].

 

В Париж Базанкур выехала лишь в конце мая 1907 года: заграничное путешествие требовало подготовки – нужно было перевести лекцию на французский язык[32], заказать фотопортрет (он был сделан в известном петербургском фотоателье Е. Мрозовской на Невском проспекте) и пр. Установлено, что к 25 мая Ольги Георгиевны не было в Петербурге: открытое письмо для неё художницы Е.Н.Клокачёвой адресовано на парижский адрес Тенишевой для передачи по назначению, с припиской: «Вы, вероятно, очарованы княгиней! Я много слыхала о ней, и она мне очень нравится»[33]. . Петербургский штемпель на открытке – 25 мая 1907 года. Уже из Парижа 27 мая Ольга Георгиевна отправила просьбу в Петербург выслать несколько номеров «Биржевых ведомостей» со своей статьёй о М.К. Тенишевой[34]. Статья была посвящена тенишевской выставке русской старины в Музее декоративных искусств в Лувре и написана «заочно», ещё до поездки в Париж, со слов знакомого французского критика. Позже, уже из Парижа, журналистка отправила в русские издания ещё две статьи непосредственно по своим личным впечатлениям от выставки Тенишевой[35]. Первая статья датирована 11/24 июня 1907 года, то есть днём лекции Базанкур. В архиве Ольги Георгиевны сохранилась беловая рукопись текста, послужившего канвой к её статьям[36].

 

Так что, как нам представляется, знакомство Ольги Георгиевны с княгиней Марией Клавдиевной было обоюдовыгодным: княгиня вводила Базанкур в круг своего общения, помогала материально (несмотря на то что Тенишева прислала на поездку Базанкур в Париж 500 рублей, в июне последняя вновь обращается к княгине с просьбой о 200 рублях[37] ), в самые трудные для журналистки времена приглашала перевести дух в своём имении Талашкино[38]. Ольга Георгиевна часто делала публикации о выставках, устраиваемых Тенишевой, о её эмалях, о других творческих начинаниях княгини. Об этом напоминает, например, письмо Марии Клавдиевны, отправленное журналистке в 1909 году, незадолго до открытия в Смоленске музея «Русская старина»: «Скоро можно будет сказать в Вашей газете о музее, но для верности слухов лучше пойдите к Рериху и спросите, когда именно можно будет пустить это известие»[39].

 

Запись М.Н. Германовой в альбоме О.Г. Базанкур

Запись М.Н. Германовой в альбоме О.Г. Базанкур

 

В альбоме Базанкур парижская глава открывается автографом Марии Германовой[40] от 8 июня 1907 года. Молодая актриса Мария Николаевна Германова, одна из первых учениц школы Московского художественного театра (МХТ), к моменту встречи в Париже с журналисткой О. Базанкур уже пять лет выступала на сцене МХТ. В репертуаре Германовой были в основном эпизодические роли в спектаклях «Юлий Цезарь» В. Шекспира (1903), «Слепые» М. Метерлинка (1904), «Дети солнца» М. Горького (1905), роли Софьи в «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906) и Марины Мнишек в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина (1907).

 

В памятке актрисы, оставленной в альбоме, приведены строки из пьесы «Бранд» властителя дум тогдашней русской интеллигенции, норвежского драматурга Генрика Ибсена:

 

«Не в том спасенье дающий подвиг,
Чтоб на кресте в страданьях умереть,
Но в том, чтоб этого хотеть всем сердцем,
Хотеть и средь страданий крестных даже,
В минуты скорби и тоски предсмертной.
Лишь в этом подвига вся суть, весь смысл.

 

Несколько любимых слов из Ибсена, на память об “ломаной прямой” и о неожиданном приятном знакомстве с Вами.

Мария Германова

 

Париж 8 июня 1907 г.»[41]

 

Фото М.Н. Германовой с дарственной надписью О.Г. Базанкур. Июнь-июль 1907 г.

Фото М.Н. Германовой с дарственной

надписью О.Г. Базанкур. Июнь-июль 1907 г.

 

Цитирование пьесы Ибсена неслучайно. Германова играла в «Бранде», поставленном МХТ в 1906 году, роль Агнес – жены священника Бранда, главного героя пьесы. Эта роль молодой актрисы оказалась, по мнению рецензентов, не самой удачной. Художественный критик А.Р. Кугель в своей рецензии на постановку «Бранда» писал, что Германова «была несколько монотонна. У неё милый печальный голос, иногда западающий в душу. Но изобразительные средства недостаточно развиты»[42]. Но как раз это даёт основание предполагать, что именно одновременно с автографом в альбом Ольга Георгиевна получила от актрисы фотографию с дарственной надписью. На фото – Германова в роли Агнес[43]. Вряд ли фотопортрет был подарен позже, когда в репертуаре актрисы появились более выигрышные роли.

Через неделю после первой записи, 16 июня 1907 года, в альбоме Базанкур оставил вторую памятку парижанин Евгений Дмитриев[44].

 

«Люблю искусство и всего больше дорожу родным русским искусством, но выше искусства ставлю природу – в особенности родную русскую натуру.

Люблю прелестное создание искусства – женщину-парижанку, отточенную, отшлифованную, расцвеченную и раскрашенную, стянутую и вместе с тем распущенную, взвинченную и в то же время развинченную, вечно позирующую, пародирующую и экспонирующую – свои прелести.

Но несравненно выше её ставлю натуральную русскую женщину с её естественной грацией, здоровым смехом, искренней речью, непритворными, не рассчитанными вперёд жестами и манерами – одним словом, с её истинной, неизвращённой женственностью.

И вот почему я так отрадно чувствую себя в Вашем обществе: забываю, что я на чужбине.

Ценю в Вас поборницу родного искусства, но прежде всего вижу в Вас милую, славную соотечественницу, способную заставить забыть изощрения, пикантности приманки-парижанки.

Но, увы! Вы уедете – и я затоскую – по родине, по русской женщине – по Вам.

Париж, 16 июня 1907.

Е. Дмитриев»[45].

 

По всей видимости, Базанкур познакомилась с Евгением Дмитриевым благодаря совместной работе в «Биржевых ведомостях». Несмотря на то что журналист Дмитриев был частым автором в русской повременной печати, обнаруженные нами сведения о нём крайне скудны. Проживал в Париже по адресу: Boulevard de la Chapelle, 45. Ещё задолго до чтения лекции Базанкур он написал ей письмо, чтобы узнать, в каком положении её приготовления к «конференции»[46].

 

Свою лекцию Ольга Георгиевна прочла вечером в понедельник 24 июня 1907 года н. ст. в зале Географического общества, на собрании общества «Alliance Française». Корреспонденция Дмитриева об этом событии в «Биржевых ведомостях» была помещена в разделе «За рубежом». В ней журналист подробно остановился на основных моментах, затронутых в лекции, и отметил, что чтение вызвало большой интерес многочисленной и избранной аудитории[47]. У читателей заметки могло сложиться впечатление, что журналист присутствовал на лекции, однако из его письма к Базанкур, отправленного из Les Sables d'Olonne[48] в Париж на rue de la Tour, 70 (лектриса жила в XVI-м округе Парижа) мы узнаём буквально следующее:

 

Пригласительный билет на  парижскую лекцию  О.Г. Базанкур.

Пригласительный билет

на  парижскую лекцию  О.Г. Базанкур.

 

«Дорогая Ольга Георгиевна! Если бы и без того не было у меня желания поскорее повидать Вас вновь и быть на Вашей лекции, то Ваше милое письмо заставило бы меня тотчас же устремиться на здешний вокзал, чтобы поспеть к парижскому поезду. Но, увы! долг и всё прочее такое удерживает меня здесь в настоящий момент. Освобожусь, как только возможно будет. С большим удовольствием и с ещё большей признательностью читал Ваши строки и между строк. Сердечно желаю Вам успеха на конференции, о которой очень прошу написать мне подробнее»[49].

 

То есть если ещё 16 июня 1907 года Дмитриев писал Базанкур из Парижа[50], то перед самой лекцией был вынужден уехать из столицы. Содержание лекции журналисту было известно со слов самой Базанкур, позже он благодарил её в письме за предоставленную информацию: «Гран мерси, настоящее, истинное французское мерси Вам за подробное изложение лекции. Я, конечно, воспользовался почти целиком готовым материалом и послал в “Биржевые ведомости” реляцию о Вашем успехе. Напишу и в Москву»[51] .

 

Представляется затруднительным точно ответить, кто присутствовал на лекции русской журналистки в Париже: периодическая печать, освещавшая на своих страницах это событие, больше останавливалась на содержании лекции, а не на составе аудитории. Определённо можно констатировать участие известного французского знатока России барона де Бая[52], который не только присутствовал как слушатель и перед лекцией добавил от себя несколько слов о зарождении русского искусства[53], но и написал об этом событии статью в газету «Север»[54] . Про встречи с бароном де Баем во Франции Базанкур вспоминала через два года в Талашкине, где судьба снова их свела летом 1909 года: «Он был очень мил в моё парижское пребывание»[55]. Могло так случиться, что Базанкур познакомилась с бароном именно в парижском доме княгини Тенишевой. Сохранилась записка Е.К.Четвертинской к Базанкур: «Просим обедать, а вечером будут M-re и M-elle[56] de Baye»[57]. Несмотря на отсутствие проставленной даты в этом источнике от «пятницы», использование французской визитной карточки княгини позволяет предположить, что речь идёт именно об обеде в парижском доме Тенишевой на улице Октав Фелье.

 

Вне всякого сомнения, на лекции побывал и известный французский критик Казимир Данилович[58], оставивший в этот день запись в альбоме Базанкур, шутливо «процитировав» лекторшу:

 

«“Дамы, господа!

Без страха и без боязни, храбрый как Баярд, рыцарь без упрёка, я очень коротко расскажу вам историю русской женщины в искусстве; извольте теперь бурно аплодировать, ибо я приступаю к сюжету, о котором, вы, сборище идиотов, никогда раньше не слышали. Откройте уши свои, дабы внять божественным звукам голоса моего, откройте глаза свои, дабы узреть волшебные образы мои; и вперёд! поехали! – я начинаю…”

Копия верна.

К. де Данилович

 

24 июня 1907, Париж»[59]

 

Думается, что Данилович не мог оставить без внимания столь неординарное событие в культурной жизни Парижа, как лекция о роли русской женщины в искусстве, и откликнулся печатно, однако выявить его публикации во французской периодике нам пока не удалось.

 

Присутствие на лекции Базанкур княгинь М.К. Тенишевой и Е.К. Святополк-Четвертинской, а также их ближайшего окружения представляется в общем бесспорным, так как в эти дни они из Парижа никуда не уезжали. Это подтверждает записка Е.К.Четвертинской от 27 июня 1907 года, написанная всего через три дня после лекции: «Милая Ольга Георгиевна, княгиня будет ещё дома во время нашего обеда. Ожидаем Вас. Она уедет после обеда»[60].

 

Запись кн. Е.К. Святополк-Четвертинской в альбоме О.Г. Базанкур.   Запись кн. М.К. Тенешевой в альбоме  О.Г. Базанкур.

                         Запись кн. Е.К. Святополк-Четвертинской           Запись кн. М.К. Тенешевой

в альбоме О.Г. Базанкур.

 

Вообще княгини во время пребывания Базанкур во Франции окружили журналистку вниманием, неоднократно приглашая её в свой дом. Вероятно, в один из таких визитов, 1 июля 1907 года, Базанкур попросила обеих княгинь оставить памятные автографы в своём альбоме, что они не преминули сделать. Записи их предельно лаконичны. Екатерина Константиновна отозвалась философически:

 

«О искренность, где ты!

Е.Четвертинская,
просто знакомая

 

1 июля 1907. Париж»[61].

 

У Марии Клавдиевны настроение оказалось шутливым:

 

«Мир ти, Агафья!

Мария Тенишева


1 июля 1907. Париж»[62].

 

Скорее всего были у княгини Тенишевой с Базанкур и совместные посещения музеев. Через пять лет, отправляя Тенишевой пасхальное поздравление 1912 года на открытке с изображением портрета Екатерины II работы Р. Лисчевской, Базанкур писала: «По этой открытке можете судить, что Екатерина II далеко не была такой уродищей, которая морила нас со смеху в Париже, помните?»[63]. Можно пойти дальше и предположить, что состоялся и совместный визит в театр: «Милая Ольга Георгиевна, не зайдёте ли сегодня вечером, будем рады Вас видеть. На завтра билеты есть»[64].

 

На лекции Базанкур в Альянс Франсэз мог присутствовать и петербургский журналист Николай Шебуев[65], опубликовавший в газете «Русь» корреспонденцию из Парижа, в которой рассказывалось и о самой лекции, и о тенишевской выставке в Лувре[66].

 

Из французской художественной критики, не упомянутой выше, нам в настоящее время известна ещё одна статья, осветившая русско-французский вечер, во время которого была прочитана лекция о женщине в русском искусстве. Она написана самой лектрисой и опубликована еженедельной газетой «Север»[67].

 

Автопортрет Н.Л. Аронсона в альбоме О.Г. Базанкур

Автопортрет Н.Л. Аронсона

в альбоме О.Г. Базанкур

 

Своего рода исключением среди парижских памяток в альбоме Базанкур является последняя запись от 8 июля 1907 года – автограф жившего в Париже скульптора русского происхождения Наума Аронсона[68]. Это единственное графическое изображение – автопортрет пером[69]. Ко времени встречи в Париже журналистки и скульптора Наум Аронсон был уже сложившимся и признанным мастером. Он выставлялся в салонах Парижа, в берлинском Сецессионе и галереях Лондона, имел собственную мастерскую в Париже на улице Вожирар. К 1907 году им были созданы получившие известность скульптуры: бюст Л.Н.Толстого (1901), бюст Л. ван Бетховена, установленный на родине композитора в Бонне (1905), группы для фонтанов в Годесберге и Берлине, монументальная скульптура «Россия 1905 года», работы «Гнездо», «Жажда», «Горе» и мн. др.

 

По выполнении художественной миссии Базанкур – ознакомившая парижан с русскими художницами и мастерицами лекция прочитана[70] – Ольга Георгиевна не сразу уехала из Парижа. В июле 1907 года княгини Тенишева и Четвертинская планировали посетить швейцарский курорт Дакс (Dax) для поправки здоровья, и представляется вероятным, что они предложили Ольге Георгиевне пожить в своё отсутствие в их парижском доме на улице Октав Фелье. Это подтверждает открытое письмо княгини Четвертинской к О.Г.Базанкур из Hotel de Thermes, отправленное на собственный парижский адрес: «Доехали хорошо, уже много катались, а в понедельник начнёт княгиня своё грязевое мучение. Мы шлём Вам самый искренний привет»[71].

 

17 июля 1907 года Базанкур покинула Париж, отправив накануне письмо Тенишевой в Дакс[72], и уже по дороге в Россию, в Мюнхене, её догнала открытка Е.К.Четвертинской: «Добрый путь, милая Ольга Георгиевна! Шлём Вам привет, благодарим за письмо. Я уже взяла свою шестую ванну, а княгиня пятый сеанс. Всё идёт хорошо»[73].

 

Между отъездом журналистки из Парижа и её возвращением в Петербург пролёг путь длиной ровно в две недели. Скорее всего Ольга Георгиевна воспользовалась преимуществами маршрута через Германию, посетив немецкие художественные центры. Так, в Мюнхене она получила не только упомянутую выше открытку от Е.К.Четвертинской, но и открытое письмо своего хорошего знакомого, выставочного деятеля М.А.Бильбасова[74]. Его открытка, отправленная из Мариенбада 23 июля 1907 года, проделала путь до Парижа, на rue de la Tour, д. 70, а затем была перенаправлена в Мюнхен и получена там адресатом 26 июля 1907 года[75].

 

Для писательницы поездка в Париж оказалась серьёзным интеллектуальным, художественным и чувственным потрясением. Западная Европа по всеобщему признанию стояла неизмеримо выше России в культурном и художественном смысле, поэтому такие поездки для русской интеллигенции были равносильны «глотку свежего воздуха». «Я здесь уже с 18 июля, – написала Базанкур в дневнике по возвращении в Петербург. – Господи, как скучно, серо, уныло, грубо и как чудовищно некультурно!! Как права была кн. Тенишева, когда говорила, что я себя не узнаю по возвращении. И действительно, всё и все поблекли и изменились»[76]. Здесь уместно вспомнить о том, о чём мы уже упоминали в публикации талашкинского дневника Ольги Георгиевны, – о психологическом восприятии действительности автором дневника в связи с определёнными сложившимися жизненными обстоятельствами[77]. Ведь как бы ни была удручена Базанкур сразу по возвращении из Европы, она не опустила рук, не впала в хандру, а продолжала с той же неукротимой энергией вести свою линию, взятую в 1907 году, по популяризации творчества русских женщин-художниц, меценаток, возродительниц национального стиля.

 

Книга Базанкур «Женщина в русском искусстве», для которой она многие годы собирала сведения, так и не вышла в свет. Однажды, в канун Нового года, писательница обратилась к княгине Тенишевой по вопросу о финансировании издания своего многолетнего труда. Но так как дело, похоже, происходило во время Первой мировой войны, то княгиня, не имевшая на то время свободных средств, ответила отказом:

 

«Милая Ольга Георгиевна,

Спешу ответить Вам, что в эту минуту я положительно не располагаю деньгами.

Всё же Вам следует не оставлять мысли о книге, и если бы Вы хотели на свободе и в полном спокойствии поработать, я предлагаю Вам талашкинский приют, когда я буду там, и даже без меня Вас ожидает тот же приют.

При свидании поговорим о Ваших планах, всё же, если мне позволите высказать моё мнение относительно книги, то её следовало бы сделать не такою роскошною и более доступною для всякого кармана, этим она имела бы гораздо большее распространение»[78].

 

По всей видимости, найти средства в другом месте Ольге Георгиевне не удалось, и книга осталась неизданной. Однако многочисленные лекции Базанкур в разных городах России и за рубежом (в 1914 году она даже прочла свою лекцию итальянской королеве и её свите[79] ), надо думать, не прошли бесследно для слушателей, чей интерес к искусству, русскому в частности, был искренен и глубок.

 

Связи, завязавшиеся во время парижского путешествия, Базанкур поддерживала многие годы. Так, знакомство с М.К.Тенишевой и Е.К.Четвертинской соединило трёх женщин привязанностью более чем на десять лет. Августом 1918-го датируется последнее установленное письмо к Базанкур, дошедшее из Крыма от княгини Четвертинской, а затем эмиграция княгинь во Францию окончательно прервала нить их общения, оставив нам благотворные плоды совместного их служения русской культуре и просвещению.

 

Примечания:

 

1. Дневники Ольги Базанкур // Край Смоленский. 2013. № 6. С. 54-82.
2. Ешалова О. Талашкинские дневники Ольги Базанкур: взгляд на предмет сквозь призму психологии // Там же. С. 50.
3. Рукопис. отд. Ин-та русской литературы (РО ИРЛИ). Ф. 15. Д. 764.

4.Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей: В 4 т. – Т. 4. – М.: Всесоюзная книжная палата, 1960. С. 533.
5. Здесь и далее «русские» даты даются по старому стилю. При переписке между русскими и западными корреспондентами оставляется двойная дата.
6. См., напр.: Разные известия // Слово. 1907. № 68, 7 февр. С. 5; [О. Базанкур]. Юбилейная неделя дамского кружка // Биржев. ведомости. 1907. Веч. вып. № 9773, 1 марта. С. 4; В обществах и собраниях // Новое время. 1907. № 11129, 7 марта. С. 5; Художественный отдел // Слово. 1907. № 93, 8 марта. С. 6; Лекция // Петербург. листок. 1907. № 66, 9 марта. С. 3; А. Женщины в искусстве // Биржев. ведомости. 1907. Веч. вып. № 9789, 10 марта. С. 4; В обществах и собраниях // Новое время. 1907. № 11139, 17 марта. С. 13.
Часть заметок о лекциях О. Базанкур, приводимых в нашей статье, публикуется в наст. номере журнала.
7. Петербургский обозреватель [Розенберг И.С.]. Эскизы и кроки // Петербург. газета. 1907. № 45, 15 февр. С. 3.
8. Женщина в русском искусстве (лекция О.Г. Базанкур) // Биржев. ведомости. 1907. Утр. вып. № 9790, 11 марта. С. 3; Художественный отдел // Слово. 1907. № 98, 14 марта. С. 6; Значение женщины в русском искусстве (лекция О.Г. Базанкур) // Петербург. газета. 1907. № 75, 18 марта. С. 9.
9. Женщины в искусстве (вторая лекция О.Г. Базанкур) // Биржев. ведомости. 1907. Утр. вып. № 9802, 18 марта. С. 3; Художественный отдел // Слово. 1907. № 103, 20 марта. С. 5; В обществах и собраниях // Новое время. 1907. № 11144, 22 марта. С. 5.
10. Вести отовсюду // Золотое руно. 1907. № 3. Март. С. 83.
11. Ив. Лазаревский. Заметки // Слово. 1907. № 145, 11 мая. С. 6.
12. Лекции г-жи Базанкур // Москов. листок. 1907. № 106, 19 апр. С. 3; Лекция г-жи Базанкур // Там же. № 110, 25 апр. С. 3; Лекция // Рус. слово. 1907. № 94, 25 апр. С. 4.
13. Сази. Новгород // Волхов. листок. 1908. № 1285, 6 апр. С. 3.
14. Местная хроника // Старый владимирец. 1908. № 5, 6 авг. С. 2.
15. Лекция О.Г.Базанкур // Киевлянин. 1909. № 36, 5 февр. С. 3.
16. Базанкур О.Г. Письмо в редакцию // Варшав. дневник. 1907. № 337, 7 дек. С. 5; Базанкур О. Письмо в редакцию // Волгарь (Ниж. Новгород). 1908. № 63, 14 марта. С. 2; Базанкур О.Г. Письмо в редакцию // Городской вестник (Самара). 1908. № 336, 15 марта. С. 3; Базанкур О.Г. Письмо в редакцию // Санкт-Петербург. ведомости. 1908. № 59, 12 марта. С. 3; Обращение к сибирячкам // Сибирская жизнь (Томск). 1908. № 71, 6 апр. С. 5; Базанкур О.Г. Письмо в редакцию // Ревельские известия. 1908. № 61, 13 марта. С. 3; Базанкур О.Г. Письмо в редакцию // Старый владимирец. 1908. № 3, 3 авг. С. 3.
17. Тенишева М.К. Письмо О.Г. Базанкур от 04.05.1907 // РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 639. Л. 4-4 об.
18. См.: Тетрадь отправленных и полученных писем О.Г.Базанкур. Запись 29.01.1907 // Там же. Д. 759. Л. 58 об.
19. Тенишева М.К. Телеграмма О.Г. Базанкур от [07.02.1907] // Там же. Д. 639. Л. 35. На фр. яз.
20. Тенишева М.К. Письмо О.Г. Базанкур от 09/22.02.1907 // Там же. Л. 1.
21. Талашкино: изделия мастерских кн. М.Кл.Тенишевой. СПб.: Содружество, 1905. 79, 109 с., 67 л. ил.
22. Рерих Н.К. Письмо О.Г. Базанкур от 06.01.1906 // РГАЛИ. Ф. 1904. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-1 об.
23. Базанкур О. Новые художественные издания // Слово. 1906. № 374, 4 февр. С. 6.
24. Рерих Н.К. Письмо О.Г. Базанкур от 05.02.1906 // РГАЛИ. Ф. 1904. Оп. 1. Д. 4. Л. 3.
25. Talachkino: l’art décoratif des ateliers de la princesse Ténichef. St. Petersbourg: Sodrougestvo, 1906. 77, [2] с., 14 л. цв. ил., 56 л. ил.
26. [Сведения о деятельности княгини М.К.Тенишевой. Февраль 1907] // РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 1046. Л. 1-3. Сведения публикуются в наст. номере журнала.
27. Святополк-Четвертинская Е.К. Письмо О.Г. Базанкур от 22.02/07.03.1907 // Там же. Д. 603. Л. 1, 2.
28. Тетрадь... Запись 09–13.04.1907 // Там же. Д. 759. Л. 73.
29. Тенишева М.К. Письмо О.Г. Базанкур от 14/27.04.1907 // Там же. Д. 639. Л. 2-3 об.
30. Художественный отдел // Слово. 1907. № 126, 15 апр. С. 5; Лекции г-жи Базанкур // Москов. листок. 1907. № 106, 19 апр. С. 3; Лекция г-жи Базанкур // Там же. № 110, 25 апр. С. 3; Ив. Лазаревский. Заметки // Слово. 1907. № 145, 11 мая. С. 6; др.
31. Тенишева М.К. Письмо О.Г. Базанкур от 11.05.1907 // РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 639. Л. 5-5 об.
32. Черновую и беловую рукопись лекции «Роль женщины в русском искусстве» (1907–1914) на фр. яз. см.: Там же. Д. 87. 21 л.
33. Клокачёва Е.Н. Открытое письмо О.Г. Базанкур от [25.05.1907] // Там же. Д. 417. Л. 39.
34. Тетрадь... Запись 27.05.1907 // Там же. Д. 759. Л. 79. Имеется в виду статья: Базанкур О. Русское искусство в Париже // Биржев. ведомости. 1907. Веч. вып. № 9904, 19 мая. С. 4.
35. Базанкур О. Русское искусство в Париже (из парижских впечатлений) // Там же. Утр. вып. № 9956, 21 июня. С. 2; Её же. Русская старина в Париже (от нашего корреспондента) // Рус. слово. 1907. № 140, 20 июня. С. 4.
36. Базанкур О. Русское искусство в Париже. Беловая рукопись с правкой автора. [Май–июнь 1907] // РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 79. Л. 1-4.
37. Тетрадь... Запись 17-30.06.1907 // Там же. Д. 759. Л. 81 об.
38. См.: Ешалова О. Указ. соч.
39. Тенишева М.К. Письмо О.Г. Базанкур от 08.09.1908 // РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 639. Л. 8 об.
40. Германова, Мария Николаевна (наст. фам. Красовская-Калитинская, урожд. Бычкова) (1884–1940) – русская актриса. По окончании школы МХТ принята в его труппу (1902–1919). Исполняла драматические и героические роли. С 1919 в эмиграции; играла в театрах Праги, Парижа и др. Замужем за А.П.Калитинским, директором Археологического института им. Н.П.Кондакова в Праге.
41. РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 764. Л. 66 об.-67.
42. Homo novus [Кугель А.Р.]. Спектакль Московского Художественного театра («Бранд») // Русь. 1907. № 122, 4 мая. С. 5.
43. РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 863. Л. 1.
44. Дмитриев, Евгений – парижский корреспондент «Биржев. ведомостей», «Речи» и других русских газет. Писал на различные темы – от политики до культуры.
45. РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 764. Л. 64-64 об.
46. Дмитриев Е. Письмо О.Г. Базанкур от 07.06.1907 // Там же. Д. 354. Л. 2.
47. Дмитриев Е. Лекция о русском искусстве (корреспонденция «Бирж. Ведомостей») // Биржев. ведомости. 1907. Утр. вып. № 9952, 19 июня. С. 3.
48. Ле Сабль д’Олон (Les Sables d'Olonne) – портовый город XIII века во Франции (департамент Вандея), на побережье Атлантического океана. С XIX века – курорт.
49. Дмитриев Е. Письмо О.Г. Базанкур. [Июнь 1907] // РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 354. Л. 7.
50. Дмитриев Е. Закрытое письмо О.Г. Базанкур от [16.06.1907] // Там же. Л. 6.
51. Дмитриев Е. Письмо О.Г. Базанкур. [Конец июня 1907 н. ст.] // Там же. Л. 8.
52. Бай, Амур-Огюсот-Луи-Жозеф-Бертело, де (Amour-Auguste-Louis-Joseph-Berthelot de Baye) (1853–1931), барон – французский историк и археолог, специалист по древней истории и археологии Франции, коллекционер, путешественник. Неоднократно путешествовал по России в конце XIX – начале XX века. Почётный член Московского общества друзей естественных наук, а также московского и петербургского археологических обществ. Член национального общества антиквариев Франции (1889), с 1906 – его президент.
53. См., напр.: Conférence // Le Figaro (Paris). 1907. № 176, 12/25 juin. P. 3; Alliance Française // La Française (Paris). 1907. 30 Juin; Drouh. Le rôle de la Femme dans l’art en Russie // Le Nord (Paris). 1907. 27 Juin.
54. Baron de Baye. A propos d’une Conférence sur l’Art Russe // Le Nord. 1907. № 27, 4 Juillet.
55. Дневники Ольги Базанкур / Публ. и прим. О.И. Ешаловой // Край Смоленский. 2013. № 6. С. 62.
56.У барона де Бая было две дочери. Здесь имеется в виду младшая, Иоланда де Бай.
57. Святополк-Четвертинская Е.К. Записка О.Г.Базанкур. [Лето 1907?] // РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 639. Л. 32.
58. Данилович, Казимир (Casimir de Danilowicz) (род. 1873, дата смерти неизвестна) – французский художественный критик польского происхождения. Писал о М.К.Тенишевой во французской периодике.
59. РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 764. Л. 65 об. Перевод с фр. В.И.Кунките.
60. Святополк-Четвертинская Е.К. Записка О.Г. Базанкур от 27.06.[1907] // Там же. Д. 603. Л. 41.
61. Там же. Д. 764. Л. 64 об.
62. Там же. Л. 73 об.
63. Базанкур О.Г. Открытое письмо М.К.Тенишевой от 13.05.1912 // Частное собрание (Москва).
64. Тенишева М.К. Записка О.Г.Базанкур на визитной карточке: Princesse Marie Tenicheff. Б.д. // РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 639. Л. 31.
65. Шебуев, Николай Георгиевич (1874–1937) – журналист, писатель, издатель. Окончил юридический факультет Казанского университета. В 1905–1906 издавал популярный сатирический журнал «Пулемёт», где жёстко высмеивал царское правительство, за что был арестован и заключён в тюрьму, где провёл год. В 1906–1907 издавал «Газету Шебуева», с 1908 по 1914 (с перерывом) – журнал «Весна».
66. Шебуев Н. В Париже (корреспонденция «Руси») // Русь. 1907. № 159, 21 июня. С. 2.
67. [Bazancour O.]. L’Art Russe. Le Rôle de la Famme dans l’Art Russe // Le Nord (Paris). 1907. 18/5 Juillet. P. 1.
68. Аронсон, Наум Львович (1872/3–1943) – скульптор и общественный деятель. Окончил Виленскую рисовальную школу. Не был принят в Императорскую академию художеств и уехал в Париж, где учился в Национальной школе декоративных искусств у проф. Г. Лемэра и в академии Ф. Коларосси. Член «Салона Марсова Поля». Член жюри по скульптуре Национального общества изящных искусств Франции. Неоднократно приезжал в Россию, создал много скульптурных портретов русских деятелей искусства. С 1941 жил в США.
69. РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 764. Л. 29.
70. О ней, помимо вышеупомянутой статьи Е.Дмитриева, информировала и другая русская периодика. См., напр.: M.Z. [Marius Zabel]. Художественный отдел // Слово. 1907. № 180, 22 июня. С. 4.
71. Святополк-Четвертинская Е.К. Письмо О.Г.Базанкур от 14.07.[1907] // РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 603. Л. 13.
72. Тетрадь... Запись 16.07.1907 // Там же. Д. 759. Л. 83.
73. Святополк-Четвертинская Е.К. Письмо О.Г. Базанкур от 18.07.[1907] // Там же. Д. 603. Л. 15.
74. Бильбасов, Михаил Александрович (1870–1911) – чиновник особых поручений Министерства финансов, надворный советник. Работал в русских отделах многих крупных международных выставок, в том числе Всемирные в Антверпене (1894), Париже (1900), Льеже (1905), Милане (1906), международная морская в Бордо (1907) и др., причём на последних трёх был Генеральным комиссаром русского отдела.
75. Бильбасов М.А. Открытое письмо О.Г. Базанкур от [23.07.1907] // РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 250. Л. 10.
76. Дневник О.Г. Базанкур. Запись 02.08.1907 // Там же. Д. 16. Л. 86.
77. Ешалова О.И. О.Г. Базанкур-Штейнфельд: Талашкинские впечатления. Новый взгляд на предмет // Семинары петербургского историка Марии Кунките «Исторический контекст: правило без исключений»: 1. История медицины, здравоохранения и благотворительности. 2. История народного просвещения / образования: сборник материалов / сост., вступл. и коммент. М.И. Кунките. – СПб., 2013. С. 6-12.
78. Тенишева М.К. Письмо О.Г. Базанкур от 31.12.[Б.г.] // РО ИРЛИ. Ф. 15. Д. 639. Л. 9-9 об.
79. См., напр.: Базанкур О. Русские художницы у итальянской королевы Маргариты // Биржев. вед. 1914. Утр. вып. № 13979, 30 янв. С. 6.

P.S. Приношу глубокую благодарность Е.В. Алексеевой, В.И. Кунките, М.И. Кунките, Е.М. Букреевой, Е.И. Бережной и Джеско Озеру за помощь при написании данной статьи.

18.04.2015 18:16АВТОР: О.И. Ешалова | ПРОСМОТРОВ: 2992




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »