В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Опять стою я над Невой…». Андрей Соколов


Уходящий 2023-й стал в Санкт-Петербурге Годом Тютчева
 


Фёдор Иванович Тютчев
 

 

19.12.2023

 

«Опять стою я над Невой…»

 

220 лет со дня рождения великого русского поэта Фёдора Тютчева исполнилось в декабре. Дипломат, много лет прослуживший за границей, значительную часть своей жизни провёл в Петербурге. Перед его домом на Невском стояла скамья, на которой он любил посидеть, размышляя и наблюдая за прохожими…

 

Опустим хорошо известные подробности жизни классика, связанные с родовой усадьбой Овстуг и тем периодом, когда Фёдор Иванович являлся сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене. Отметим лишь, что за границей Тютчев находился в общей сложности 22 года, из них 20 лет в Мюнхене. Столь долгое пребывание вдали от родины его утомило. В декабре 1839-го поэт написал родителям: «…я твёрдо решил оставить дипломатическое поприще и окончательно обосноваться в России… Мне надоело существование человека без родины, и пора подумать о приискании приюта для надвигающихся лет. Особливо же пора свидеться с вами, чтобы более вас не покидать». Этот приют он нашёл в Петербурге, где прожил в общей сложности почти тридцать лет, пусть и первые десять наездами. Последние годы своей жизни берегов Невы уже не оставлял.

 

Тютчев, И. Рехберг, 1838 год - Господский дом в музее-заповеднике «Овстуг»

 

Вернувшись на родину, Тютчев поначалу поселился в доме на Английской набережной, где в ноябре 1844 года написал:

 

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

Всходили робко облака

На небо зимнее, ночное,

Белела в мертвенном покое

Оледенелая река...

 

Сегодня в доме № 12 на Английской набережной находится консульство Нидерландов. Именно в этих стенах Тютчев сочинил свои, пожалуй, самые знаменитые свои строки: «Умом Россию не понять…»

 

В Петербурге Тютчев жил ещё и в доме 3 на Марсовом поле. Здесь родился его сын Иван.

 

«Он был одним из усерднейших посетителей моих вечеров, – вспоминал об этом периоде жизни поэта в Петербурге граф В.А. Соллогуб, – он сидел в гостиной на диване, окружённый очаровательными слушателями и слушательницами. Много мне случалось на своём веку разговаривать и слушать знаменитых рассказчиков, но ни один из них не производил на меня такого чарующего впечатления, как Тютчев. Остроумные, нежные, колкие, добрые слова, точно жемчужины, небрежно скатывались с его уст. Он был едва ли не самым светским человеком в России, но светским в полном значении этого слова. Ему были нужны как воздух каждый вечер яркий свет люстр и ламп, весёлое шуршание дорогих женских платьев, говор и смех хорошеньких женщин. Между тем его наружность очень не соответствовала его вкусам: он собою был дурен, небрежно одет, неуклюж и рассеян: но всё это исчезало, когда он начинал говорить, рассказывать: все мгновенно умолкали, и во всей комнате только и слышался голос Тютчева...»

 

В 1843 году Тютчев встретился с начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Бенкендорфом, который выполнял личное поручение Николая I. Дело в том, что государь прочитал одну из публицистических статей Тютчева, и мысли, изложенные в ней, понравились Николаю. Император был, помимо этого, возмущён появившейся в то время книгой французского маркиза Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году». Ласково принятый в Петербурге, коварный маркиз, вернувшись потом в Париж, написал злобный пасквиль, который буквально шокировал русское общество. В нём Россия изображалась как мрачная и угрюмая деспотия, страна варваров и рабов. Царь решил, что на этот гнусный выпад надо дать достойный ответ. Как следствие, Тютчев был назначен чиновником по особым поручениям при госканцлере. Ему было поручено создание позитивного облика России на Западе, а также самостоятельные выступления в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

 

Другими словами, Тютчев оказался в роли одного из самых эффективных, как сказали бы сегодня, контрпропагандистов, отвечая своим пером на потоки лжи и клеветы, ещё тогда лавиной катившиеся с Запада на нашу страну. Тот, кого мы сегодня знаем прежде всего как гениального поэта, не был профессиональным литератором, а служил дипломатом и не придавал большого значения своим стихам, многие из которых были опубликованы только после его смерти. Если бы не Николай Некрасов, обративший на Тютчева внимание в статье «Русские второстепенные поэты», то его, наверное, при жизни в этом качестве вообще бы не заметили.

 

Последним пристанищем поэта в городе на Неве стала его квартира на Невском проспекте, в доме № 42. В ней Фёдор Иванович Тютчев жил с 1854 года до осени 1872 года. Это была квартира в доме Армянской церкви Святой Екатерины. Дом был возведён архитектором Юрием Фельтеном, а снятая Тютчевым квартира находилась на 4-м этаже. 23 июля 1854 года Тютчев сообщил жене о найденном им в Петербурге жилище, имеющем «четырнадцать прекрасных комнат с паркетными полами». Сюда на последнюю встречу к нему приходил Афанасий Фет. На этом доме сегодня висит посвящённая Тютчеву мемориальная доска.

 

«Его не привлекали ни богатство, ни почести, ни даже слава, – писал о Тютчеве князь Гагарин. – Самым глубоким, самым заветным его наслаждением было наблюдать зрелище, которое представляет мир».

 

Тютчев часто навещал своих дочерей – фрейлин императорского двора, которые жили в Царском Селе. Кроме того, состоя на придворной службе и будучи камергером, Тютчев обязан был присутствовать там на самых различных придворных церемониях. И.С. Аксаков, биограф Тютчева, писал: «Он любил свет – это правда; но не личный успех, не утехи самолюбия влекли его к свету. Он любил его блеск и красивость; ему нравилась эта театральная, почти международная арена… Соблюдая по возможности все внешние светские приличия, он не рабствовал перед ними душою, не покорялся условной светской «морали», хранил полную свободу мысли и чувства. Блеск и обаяние света возбуждали его нервы, и, словно ключом, било наружу его вдохновенное, грациозное остроумие… Он никогда не становился ни в какую позу, не рисовался, был всегда сам собою, таков как есть, прост, независим, произволен».

 

4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой, его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт отправился на прогулку. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. Последние месяцы жизни Тютчева прошли в Царском Селе, куда его, уже тяжелобольного, перевезли в карете 19 мая 1873 года в дом Иванова на Малой улице. 30 мая 1873 года Никитенко записал в дневнике: «Ездил в Царское Село навестить бедного больного Тютчева. Положение его самое плачевное. Половиною тела он совсем не владеет, но голова свежа и умственные отправления все как следует...»

 

Поэт скончался 15 июля 1873 года. «Ранним утром, 15 июля 1873 года, лицо его внезапно приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса; глаза широко раскрылись, как бы вперились в даль… Вся жизнь духа, казалось, сосредоточилась в одном этом мгновении, вспыхнула разом и озарила его последнею верховною мыслью...» – писал Аксаков о последних минутах жизни Тютчева.

 

18 июля гроб с телом Тютчева перевезли по железной дороге из Царского Села в Петербург. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище Северной столицы. На его могиле надпись: «Раб Божий Фёдор Иванович Тютчев. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Мф., гл. 5, ст. 7».

 

В тему

 

 

Дом Тютчева на Невском проспекте, 42, рядом с собором Святой Екатерины

 

Как отмечает собкор «ЛГ» в Санкт-Петербурге Владимир Шемшученко, 2023 год по праву можно назвать годом Тютчева, поскольку множество культурных мероприятий в городе были связаны с его именем. Выставка «Град Петра в судьбе Фёдора Ивановича Тютчева» в Центральной районной библиотеке им. А.П. Чехова была открыта на протяжении трёх месяцев. Во время работы экспозиции горожане могли познакомиться с её экспонатами и увидеть Северную столицу глазами классика, посетить множество лекций и экскурсий, посвящённых жизни поэта в нашем городе. Наибольшей популярностью у петербуржцев и гостей нашего города пользовалась пешеходная экскурсия «С Фёдором Ивановичем Тютчевым по Невскому проспекту». Она проходила по маршруту адресов Фёдора Ивановича Тютчева, известных ранее и открытых только в 2023 году благодаря серьёзному изучению его жизни. Экскурсанты посещали костёл Святой Екатерины Александрийской, прихожанкой которого была жена Фёдора Ивановича – Эрнестина, увидели дом, где жил друг Ф.И. Тютчева – князь П.А. Вяземский, знаменитый литературный дом Лопатина, где Тютчев прожил несколько лет своей жизни, и, конечно же, побывали в его последней квартире на Невском проспекте, д. 42. Памяти великого поэта были посвящены и пешеходные экскурсии Р.З. Платэ из цикла «Литературная Фонтанка», на которых петербуржцы знакомились с адресами Фёдора Ивановича Тютчева, имевшими отношение к его государственной деятельности. 

 

Памятник Тютчеву в музее-заповеднике «Овстуг»

 

 

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

 

 


 

26.12.2023 08:50АВТОР: Андрей Соколов | ПРОСМОТРОВ: 246


ИСТОЧНИК: lgz.ru



КОММЕНТАРИИ (8)
  • Светлана Сгибнева26-12-2023 10:18:01

    Молодцы петербуржцы, что так достойно отметили 220- летие своего знаменитого земляка. Очень хотелось бы, чтобы 2024год, год 150-летия Н.К. Рериха, тоже земляка петербуржцев, прошёл на высоком уровне, под Знаменем Культуры, и не только в Питере, но и в Москве, и в других городах. Ведь мы все земляки Рериха. А Фёдору Тютчеву большое спасибо за стихотворение "Умом Россию не понять...", которое сейчас так же актуально, как и 200 лет назад.

  • Ксения26-12-2023 15:29:01

    "Соблюдая по возможности все внешние светские приличия, он не рабствовал перед ними душою, не покорялся условной светской "морали", хранил полную свободу мысли и чувства". Возможно, благодаря таким ценным качествам, и изливались из души Фёдора Тютчева такие прекрасные и правдивые стихи, которые и сейчас трогают нашу душу и не теряют качество причастности к современности. Поблагодарим Бога, что такие Светочи, как Фёдор Тютчев, озаряли пространство России в разные её времена.


    Администратор

    Спасибо, Ксения.

  • Сергей Оленев28-12-2023 10:59:01

    Тютчев был патриотом свой родины и своих детей воспитывал, обращая внимание на душу русского народа и грандиозное величие России. В своих трудах показал причины гибели Пушкина, который выступил против Нессельроде, ставленника Англии и русофобского центра иезуитов в Европе. Геккерн с Дантесом (парочка извращенцев) были лишь орудием мести группы западников из «высшего света» во главе с Нессельроде. Известное провокационное письмо было написано иезуитом Пушкину. Влияние кружка Нессельроде на петербургское светское общество было сильным, никто кроме Пушкина не смел выступить против. Поэтому была гнусная травля в «высшем свете» придворной аристократии великого поэта и гражданина своей родины, который призывал бороться против лживых обвинений России. Прошло много лет, но мало что изменилось среди руководства России…

  • Ольга Григорова28-12-2023 13:44:01

    Уважаемый Сергей Оленев, неужели даже юбилей такого великого сына России, как поэт и дипломат Фёдор Тютчев даёт повод бросить камень в нашего главнокомандующего во время даже не войны, а битвы с силами тьмы.
    Вы хоть представляете в какое тяжёлое время для России он пришёл? Вы хоть представляете какое окружение у него было? Или Вы считаете, что на "раз, два" можно всё изменить? Даже императоры России были вынуждены считаться с мнением дворянства.

    Россия постепенно менялась, он постепенно менялся. Чтобы что-то менять должна быть опора. Сейчас тот случай, когда появилась народная поддержка. После Победы ещё многое будет меняться.
    И в который раз повторяю, что во время войны критика главнокомандующего недопустима!

  • Л.Булатова28-12-2023 14:25:01

    Спасибо Андрею Соколову о напоминании нам про нашего полузабытого исключительного предка федора Ивановича Тютчева.
    И.С.Аксаков, биограф Федора Тютчева, писал о нем: Он никогда не становился ни в какую позу, не рисовался, был всегда сам собою, прост, независим, произволен. При этом, Тютчев, вращаясь по роду сужбы, в самых высоких слоях общества, как никто другой, защищал и отстаивал достоинство России, и его глубоко возмущало упорное умаление, поношение и любая дискредитация России и особенно злобное вынашивание планов против нее. Но при этом он никогда не был ненавистником европейской культуры, хотя прожил там с дипломатической миссией более 22 лет. В отличие от Ивана Гагарина Тютчев не предпочел Европу России и не перешел в католичество. Тютчев писал о таких людях типа Гагарина очень резко:
    Напрасный труд - их не вразумить,
    Чем либеральней тем пошлее,
    Цивилизация - для них...фетиш,
    Но недоступна им ее идея.
    Как перед ней не гнитесь, господа,
    Вам не снискать признанье от Европы
    В ее глазах вы будете всегда
    Не слуги просвещенья, а холопы.
    А уж явление русофобии он чуял еще двести лет назад. Тютчев писал на эту тему: "Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более
    патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей".( Теперь мы сами с вами убедились какие ядовитые плоды она дала к концу Кали Юги.)
    "Тютчевские вера и любовь к России, с годами все возрастали,- пишет Вадим Кожинов,- Он постоянно вгядывался в лик родной земли. Когда он предпринял путешествие на пароходе по Волхову, он пишет дочери Анне:"Весь этот край, омываемый Волховым,- это начало России...Среди этих беспредельных просторов...ощущаешь, что именно здесь - колыбель Исполина". А уж как во второй половине жизни Тютчев полюбил и воспел родину можно ощутить из его стих-я, написанного 13 августа 1855 года.
    Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа -
    Край родной долготерпенья,
    Край ты русского народа.

    Не поймет и не заметит
    Гордый взор иноплеменный,
    Что сквозит и тайно светит
    В наготе твоей смиренной.

    Удрученный ношей крестной
    Всю тебя, земля родная,
    В рабском виде царь небесный
    Исходил благословляя.

    Много чего исключительно справедливого и полноценного написано в книге Вадима Кожинова в монографии о Ф.И.Тютчеве в серии "Избранных биографий".


    Администратор

    Люба, спасибо огромное за комментарий.

  • Л.Булатова29-12-2023 08:35:01

    Уважаемый Сергей, если Вы скопом бросаете камень во все руководство нашим государством, то Вы не правы, но я согласна, что на многих постах в правительстве, да и на местах еще много либеральной братии. То, что сделано в течении 30 лет, не без помощи заокеанских "радетелей", невозможно изменить щелчком пальца. Эта кропотливая работа идет. Естественно, что мы желаем быстрых и радикальных перемен, но Сказано: "Терпенью все подвластно, но не тленью... Полностью согласна с уважаемой Ольгой.

  • Л.Булатова29-12-2023 11:30:01

    Хотелось бы из жизни Ф.Тютчева осветить хоть немного еще одну, глубоко его тревожащую проблему, которая, как мне думается, актуальна и теперь. Эта проблема касается его взаимоотношений со славянофилами, которых он близко знал еще с поры общей альма матер и считал всю жизнь выдающимися мыслителями. При этом его возмущало,- пишет В.Кожинов,- что славянофилы жили "как бы исключительно в мире своих идей и идеалов, словно бы отворачиваясь от реальной жизни сегодняшней России". Именно об этом печаловался Тютчев и писал в письмах к своим дочерям: о "безмятежной торжественности, о среде "столь мнящей о себе и чуждой всем отголоскам извне" и в отсутствии интереса к сегодняшним "грозным событиям...". В.Кожинов совершенно справедливо здесь на стороне Тютчева и пишет о том, что Тютчев резко осуждает их ребячество и отсутствие у славянофилов чувство личной ответственности за то, что совершалось сегодня в России и мире вообще, чувство, которое переполняло и мучило Тютчева. Ведь шла Крымская война, где, используя Турцию как предлог, объединились Франция и Англия против России. Итак, Крымская война была агрессией Запада против России. Английский историк Алан Тэйлор писал о ней "Крымская война стоила жизни почти полумиллиона человек... Из пяти вторжений в Россию (Наполеона 1812, Англии и ФранцииИ 1854, Германии 1916-1918, Держав Антанты 1919-1920, Гитлера 1941), Крымская была для Запада самой успешной. Россия проиграла эту войну, потеряв свое ведущее положение в мире (после освобождения Европы от Наполеона в 1812г). Тютчев в своих глубоких переживаниях был не одинок. Так же чувствовали и думали Достоевский, Ап. Григорьев. Последний писал поэтому поводу: "Читая иные ваши мнения (славянофилов) и поневоле придешь к заключению, что вы решительно в стороне себя поставили, смотрите на нас как на чуждое племя, точно с луны к нам приехали, точно не в нашем царстве живете, не в наши годы, не ту же жизнь переживаете!..."

    Трудно не увидеть те же проблемы в нашем житье-бытие - не то что поддержка, а даже осуждение СВО часто можно ощущать и даже слышать от многих в нашей стране. СВО, выполняющее трудную задачу выстоять против мирового зла и защитить самобытность русского мира, защитить наш суверенитет..., что перечислять, не один раз это было озвучено именно нашим главнокомандующим. И то, что еще многие из нас колеблются в этом вопросе, говорит о нашем инфантилизме, ребячестве и отсутствии даже признаков ответственности. Федор Тютчев жил и творил в XIX веке, мы уже в XXI-ом, но мало что изменилось за 200 лет...
    Можно вспомнить горечь Соломона "Нет ничего нового под Солнцем!"


    Администратор

    И снова, спасибо, Люба, за чудный комментарий.

  • Александр Иванович Херсонов30-12-2023 04:19:01


    Кому не известны гениальные по простоте и изяществу строки, вошедшие в сокровищницу мировой лирики? «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром...» Или: «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят...» Или: «Зима недаром злится, прошла ее пора...» Написав немногим более двухсот стихотворений, Федор Иванович Тютчев обессмертил свое имя поэтическим творчеством.
    Но при этом не был профессиональным литератором, хотя, прожив 70 лет, полвека - отдал поэзии. Написанное было предназначено для себя, для «внутреннего пользования». Тютчев являлся дипломатом в первой половине жизни и цензором - во второй. Стиль его творчества - гениальная импровизация. В датах жизни и творчества Тютчева нет резких поворотов и изломов в судьбе, трагических и роковых дат. Личное знакомство с Шеллингом и Гейне дорогого стоит! Поэзия для Ф. Тютчева была не ремеслом, но внутренней потребностью, «разговором с миром», чему лучшим доказательством служит период шестилетнего поэтического молчания (1841-1847гг.)
    Как объяснить парадоксальное прославление поэтом стихии воды? Читаем: «Иным достался от природы инстинкт пророческий - слепой, они им чуют, слышат воды, и в темной глубине земной».
    Вероятно, объяснение заключается в том, что согласно эзотерическому знанию, стихия воды является хранителем и передатчиком информации? Необычный поэт размышлял о природных стихиях, особенно стихии воды и воздуха, задумывался над категориями бесконечности и пространства, свободы и познаваемости Вселенной. Поэт А. Фет, читая томик стихов Тютчева, прозорливо заметил: «Никогда и нигде не переставали носиться пред Тютчевым образ и идея бесконечности».

    О, вещая душа моя!
    О сердце полное тревоги
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!

    Море и небо были для Тютчева «двойной бездной», а звездное небо - «Божьим ликом». Тютчев ощущал глубинную связь между тем, чем живет Космос, и тем, что происходит на Земле, видел её «исторический катастрофизм».

    «Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных:
    Все зримое опять покроет воды,
    И божий лик изобразится в них»!

    Тютчев оставил глубокие мысли о сущности России, о её предназначении. Поэт и дипломат писал: «Пора бы, наконец, понять, что в России всерьез можно принимать только самое Россию, - то есть целостную суть ее бытия, а не какие-либо внешние проявления этого бытия». Повсеместно известно изречение философа: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить...»
    Тютчев воспел звездное небо, свой восторг перед величием Вселенной: «...мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены»; «небесный свод, горящий славой звездной...».
    И.С. Аксаков, биограф поэта, писал: «Тютчев не создал философской системы, но его поэтическая интуиция воспринимает природу как живой прообраз, как универсальный поэтический символ, равноспособный запечатлеть все стороны бытия: космический строй, историческую действительность, жизнь человеческой души».
    Тютчев размышлял над причинами гибели А.С.Пушкина: «Из чьей руки свинец смертельный поэту сердце растерзал?». Он первым определил историческую судьбу русской женщины: «...Вдали от жизни и любви мелькнут твои младые годы, живые помертвеют чувства, мечты развеются твои...». Собственную душу, он справедливо назвал вещей, живущей на пороге двойного бытия, а в строках: «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...» показал, как следует относиться творцу к собственному творчеству.


    Администратор

    Александр Иванович, спасибо, замечательно.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »