26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Эх, старина… Елена Орлова


Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство, не то, что теперь, – ненужная игрушка для огромного большинства.
Н.К.Рерих «О старине»

 

Леса там дремучие,
морозы трескучие,
ветра колючие,
болота зыбучие,
снега глубокие,
сосны да ели высокие…

 

И по сей день в «рассейской» северной глубинке все, как и прежде осталось. Как и встарь гулко звонят к заутрене церковные колокола, созывая простой люд на богомолье. Как и встарь стоят в деревнях бревенчатые избы да срубы и журавли-колодцы, изукрашенные затейливой деревянной резьбой. А неподалеку от нынешних городов и сел лежат седые развалины древних городищ да селищ. И, глядя на эти величественные останки старины глубокой, оживают перед глазами яркие красочные самобытные образы минувших веков.

Присмотримся к ним внимательнее и что же мы увидим?

Вот перед нами знаменитое Рюриково городище. Отсюда, если верить древнерусским летописям, и пошла, есть наша Русская земля. На берегу Волхова стоит холм, а вокруг него все старинные белокаменные храмы да монастыри – целый архитектурный ансамбль. Словно музей под открытым небом. Облезлые каменные стены, изъеденные мхами, все еще хранят следы былого величья. И на фоне лазоревого неба златеют греко-византийские купола.

На острове - древнее урочище Перынь. Здесь в древности стояло святилище в честь языческого бога Перуна. На острове – древнее урочище Перынь. Здесь в древности стояло святилище в честь языческого бога Перуна. Здесь можно повсюду обнаружить осколки старины глубокой – древней керамики. Рядом древнейшее ильменское поселение Прость. Все это окрестности будущего Великого Новгорода, исконная Новгородская земля, Новгородчина.

Существует гипотеза, будто бы варяжские князья с дружинами, прибыв в этот край, нашли на территории Перыни древнее святилище балто-финского бога. Есть мнение, что языческое святилище было посвящено загадочному богу-змию «Волхову». Предания гласят, будто бы в этих краях некогда обитал некий Змий, положивший начало древнему культу.

Капище в Перыни имело форму восьмилепесткового цветка. В каждом из лепестков горел разведенный огонь. В центре круга стоял деревянный идол Перуна и круглый жертвенник для требы.

Во времена Владимирских реформ деревянный идол был безжалостно повержен и пущен по воде, а на его месте выстроен деревянный храм Богородицы. Храм простоял пару веков, после чего его сменили белокаменные стены. И стоят они там до сих пор.

Места здесь красивые, живописные. Достопримечательностью острова является реликтовая сосновая роща. Роскошные вековые сосны взмывают к лазоревым небесам, словно подпирая небесные своды своими макушками. И на фоне небесной лазури сверкают тонко очерченные, словно алмазные грани изумрудных крон. Отсюда открывается живописный вид на знаменитый Юрьев монастырь.

Неподалеку стоит церковь Спаса на Нередице, заложенная князем Ярославом Мудрым, – бесспорный шедевр каменного новгородского зодчества.

Как любовно и красиво пишет о внутреннем убранстве храмов Н.К. Рерих: «… Какие чудеснейшие гармонии вас окружают. Как смело сочетались лазоревые воздушные тоны с красивейшей охрой. Как легка изумрудно-серая зелень и как у места на ней красноватые и коричневые одежды. По тепловатому светлому фону летят грозные ангелы с густыми желтыми сияниями, и их белые хитоны чуть холоднее фонов. Нигде не беспокоит глаз золото, венчики светятся одною охрою. Стены – это тончайший бархат, достойный одевать дом Божий. И ласкает, и нежит вас внутренность храма, и лучше здесь молитва, нежели в золоте и серебре» (Н.К.Рерих «Радость искусству»).Церковь Спаса-на Нередице.

Изумительно тонко подмечены все мельчайшие детали и оттенки красок, каждая фраза пронизана любовью и восхищением к непревзойденным памятникам старины. Н.К. Рерих, как никто другой, является истинным ценителем древнерусского искусства, отразившим в творчестве своем всю его бездонную глубину.

На его полотнах воскресают древние легенды, запечатленные в камне: величественные соборы и седые монастыри, скудная и такая милая сердцу природа сурового русского Севера. Временами немного хмурая, сумрачная, временами воздушная, прозрачная, невесомая с мягкими нежными и тончайшими переливами сияющих красок.

Сам Николай Константинович писал о северных краях буквально следующее: «Слева местами выглядывает Волхов – берега песчаные, заросли сосной и вереском. Потом дорога возьмет правее и пойдет почти вплоть до самой Старой Ладоги по обычному пологому пейзажу, с лесом на горизонте. Из-за бугра выглянули три кургана – волховские сопки. Большая из них уже раскопана, но со стороны она все же кажется очень высокой. Выбираемся на бугор – и перед нами один из лучших русских пейзажей. Широко развернулся серо-бурый Волхов с водоворотами и светлыми хвостами течения посередине; по высоким берегам сторожами стали курганы, и стали не как-нибудь зря, а стройным рядом один красивее другого. Из-за кургана, наполовину скрытая пахотным черным бугром, торчит белая Ивановская церковь с пятью зелеными главами. Подле самой воды – типичная монастырская ограда с белыми Старая ладога. Древняя столица Руси. башенками по углам. Далее в беспорядке – серые и желтоватые остовы посада, вперемежку с белыми силуэтами церквей. Далеко блеснула какая-то главка, опять подобие ограды, что-то белеет, а за всем этим густо-зеленый бор – все больше хвоя; через силуэты елей и сосен опять выглядывают вершины курганов. Везде что-то было, каждое место полно минувшего. Вот оно, историческое настроение. Когда вас охватывает настроение, словно при встрече с почтенным старцем, невольно замедляете походку, голос становится тише, и вместе с чувством уважения вас наполняет какой-то удивительный покой, будто смотрите куда-то далеко, без первого плана.

Поэзия старины, кажется, самая задушевная. Ей основательно противопоставляют поэзию будущего; но почти беспочвенная будущность, несмотря на свою необъятность, вряд ли может так те сильно настроить кого-нибудь, как поэзия минувшего. Старина, притом старина своя, ближе всего человеку... Именно чувство родной старины наполняет вас при взгляде на Старую Ладогу. Что-то не припоминается в живописи ладожских мотивов, а между тем, сколько прекрасного и типичного можно вывезти из этого забытого уголка – осколка старины, случайно сохранившегося среди окрестного мусора, и как легко и удобно это сделать ( Н.К.Рерих «По пути из варяг в греки»).

Как для истинного ученого-археолога для Рериха представляют интерес малейшие осколки предметов старины, разбросанные в бесчисленном количестве повсюду, которые он бережно собирает и ласкает взглядом: «На рюриковском городище, месте древнейшего поселения, где впоследствии всегда жили князья с семьями, все полно находок. На огородах из берегов беспрестанно выпадают разнообразные предметы, от новейших до вещей каменного века включительно.

Чувствуется, как после обширного поселения каменного века на низменных Коломцах при впадении Волхова в Ильмень, жизнь разрасталась по более высоким буграм через Городище, Нередицу, Лядку – до Новгорода.

На Городище, может быть, найдутся остатки княжьих теремов и основания церквей, из которых лишь сохранилась одна церковь, построенная Мстиславом Владимировичем.

Какие поучительные таблицы наслоений жизни может дать исследование такого старинного места. Обидно, когда такие находки разбегаются по случайным рукам» (Н.К.Рерих «Великий Новгород»).

В своих произведениях великий художник с нежностью и затаенной грустью воспевает глубокую и пленительную сказку русского Севера: «Северные ветры бодры и веселы. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны. Сами варяги шли с Севера. Все ищем красивую древнюю Русь» (Н.К.Р. «Подземная Русь»).

До чего же правдиво сказано! Вот она перед нами Русь исконная, настоящая, такая близкая сердцу и родная. Вчитайтесь, вдумайтесь в эти простые незамысловатые строки: «Богатое место Городище! Кругом синие, заманчивые дали. Темнеет Ильмень. За Волховом – Юрьев и бывший Аркажский монастырь.

Правее сверкает глава Софии, и коричневой лентой изогнулся Кремль. На Торговой стороне белеют все храмы, что Река Волхов. Ярославово городище. «кустом стоят». Виднеются – Лядка, Волотово, Кириллов монастырь, Нередица, Сельцо, Сковородский монастырь. Никола на Липне, за лесом синеет Бронница. Все, как на блюдечке за золотым яблочком» (Н.К.Р. там же) или «Скандинавская стальная культура, унизанная сокровищами Византии, дала Киев, тот Киев, из-за которого потом восставали брат на брата, который по традиции долго считался матерью городов. Поразительные тона эмалей, тонкость и изящество миниатюр, простор и спокойствие храмов, чудеса металлических изделий, обилие тканей, лучшие заветы великого романского стиля дали благородство Киеву. Мужи Ярослава и Владимира тонко чувствовали красоту, иначе все оставленное ими не было бы так прекрасно (Н.К.Р. «Радость искусству»).

Сколько в них любви к своей родине, сколько неистребимой правды. Неужели иной русский человек может думать иначе? В глубине сердца каждого из нас сокрыта эта любовь, ей только нужно помочь раскрыться, как первому весеннему цветку под лучами солнца. А начинается она, как известно, с самого малого. Вот хотя бы с любования нашими древними храмами и суровой северной природой.

Хмурыми сказочными великанами возвышаются каменные соборы. Прошли века, оставив свой отпечаток на белокаменных стенах, но все еще хранят осколки былого величья внутренние убранства русских церквей: всюду причудливые узоры, витиеватый фресковый орнамент, тончайшие старые изразцы; со стен сурово глядят чудотворные лики… В каждой детали оживает пленительная сказка глубокой седой старины. Вот она исконная Русь! В росписи храмов, в сказках и былинах, огненно-багряных закатах и яхонтовых зорях, протяжном перезвоне церковных колоколов, в ласковых напевах и полузабытых праздничных обрядах.

Пойдите и оглянитесь вокруг. О чем шепчутся полевые травы? О чем поет звенящий прозрачный родник, шелестят на ветру белоствольные кудрявые березы? Какую думу думают мрачные серые валуны? А ведь здесь на этих широких просторах в старину наши предки поклонялись своим богам, и звенели по всей округе разудалые песни и пляски, полыхали огни кострищ и мелькали в хороводах пестрые парчовые ленты, узорные лоскутки, яхонтовые подвески. И лилась удалая звонкая песнь: «Эгяй! Сочно-зеленый холм! Зной весенний взыграл! Березовый лист развернулся! Шелковистая хвоя зазеленела! Трава в ложбине густеет! Веселая очередь игр, веселья пора!» (Н.К.Р. там же).

12.04.2009 03:00АВТОР: Елена Орлова | ПРОСМОТРОВ: 2269




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »