Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать. Ф.М. Достоевский


 Собор Василия Блаженного. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому

 

 

(…). Именно, это второе состоит в том, что, по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому,— не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет,— у них характер в этом смысле как у всех,— а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут.  Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать у славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед.

 

Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, — напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта. А не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени».

Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем,— коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии.

 

Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского народа, с царем во главе, подъятую против извергов за освобождение несчастных народностей,— эту войну поняли ли наконец славяне теперь, как вы думаете? Но о теперешнем моменте я говорить не стану, к тому же,  мы еще нужны славянам, мы их освобождаем, но потом, когда освободим и они кое-как устроятся,— признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их, решите-ка это? Да ни за что на свете не признают! Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая, опять-таки, не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их.

 

 

Это хитрое учение наверно существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.

 

О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.

 

Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них. конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало, наконец, министерство в Болгарии и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний Иван Чифтлик согласился, наконец, принять портфель президента совета министров.

 

России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу,  до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать.

 

Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви,но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство.

 

Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море. России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае.

 

Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтоб пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности? О, конечно, Россия всё же всегда будет сознавать, что центр славянского единства — это она, что если живут славяне свободною национальною жизнию, то потому, что этого захотела и хочет она, что совершила и создала всё она. Но какую же выгоду доставит России это сознание, кроме трудов, досад и вечной заботы?

 

Ответ теперь труден и не может быть ясен.

 

Во-первых, у России, как нам всем известно, и мысли не будет, и быть не должно никогда, чтобы расширить насчет славян свою территорию, присоединить их к себе политически, наделать из их земель губерний и проч. Все славяне подозревают Россию в этом стремлении даже теперь, равно как и вся Европа, и будут подозревать еще сто лет вперед. Но, да сохранит бог Россию от этих стремлений, и чем более она выкажет самого полного политического бескорыстия относительно славян, тем вернее достигнет объединения их около себя впоследствии, в веках, сто лет спустя. Доставив, напротив, славянам, с самого начала, как можно более политической свободы и устранив себя даже от всякого опекунства и надзора над ними и объявив им только, что она всегда обнажит меч на тех, которые посягнут на их свободу и национальность, Россия тем самым избавит себя от страшных забот и хлопот поддерживать силою это опекунство и политическое влияние свое на славян, им, конечно, ненавистное, а Европе всегда подозрительное.

 

Но выказав полнейшее бескорыстие, тем самым Россия и победит, и привлечет, наконец, к себе славян; сначала в беде будут прибегать к ней, а потом когда-нибудь, воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской доверенностью. Все воротятся в родное гнездо.

 

О, конечно, есть разные ученые и поэтические даже воззрения и теперь в среде многих русских. Эти русские ждут, что новые, освобожденные и воскресшие в новую жизнь славянские народности с того и начнут, что прильнут к России, как к родной матери и освободительнице, и что, несомненно, и, в самом скором времени, привнесут много новых и еще не слыханных элементов в русскую жизнь, расширят славянство России, душу России, повлияют даже на русский язык, литературу, творчество, обогатят Россию духовно и укажут ей новые горизонты.

 

Признаюсь, мне всегда казалось это у нас лишь учеными увлечениями; правда же в том, что, конечно, что-нибудь произойдет в этом роде, несомненно, но не ранее ста, например, лет, а пока, и, может быть, еще целый век, России вовсе нечего будет брать у славян ни из идей их, ни из литературы, и чтоб учить нас, все они страшно не доросли. Напротив, весь этот век, может быть, придется России бороться с ограниченностью и упорством славян, с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинутся.

 

После разрешения Славянского вопроса России, очевидно, предстоит окончательное разрешение Восточного вопроса. Долго еще не поймут теперешние славяне, что такое Восточный вопрос! Да и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень долго. Объяснять им это беспрерывно, делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь. Опять-таки скажут: для чего это всё, наконец, и зачем брать России на себя такую заботу? Для чего: для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать, в конце концов, великий и мощный организм братского союза племен. Создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести, наконец, всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания — вот цель России,

 

 

По  Ф.М. Достоевский. Собр. соч. в 15 тт.Т. 14 (III)

 

 

21.03.2022 09:02АВТОР: Ф.М. Достоевский | ПРОСМОТРОВ: 548


ИСТОЧНИК: rvb.ru/



КОММЕНТАРИИ (3)
  • Светлана С.21-03-2022 10:21:01

    Читала, и поражалась провидческому гению Ф.М. Достоевского. Ведь он писал о сегодняшнем дне, и очень точно! Ведь никто, даже самые наши враги, не говорят о России с такой ненавистью, как официальный Киев и взращённые им нацисты (украинцы, славяне), хотя для Украины Россия сделала доброго, пожалуЙ, больше, чем для кого бы то ни было. В одном он ошибся: сто лет для появления чувства благодарности оказалось мало... Интересно, на сколько лет хватит этого чувства у Украины, освобождённой от нацизма, теперь? А ведь мы искренне считаем украинцев братьями... Поэтому, всё, о чём писал Достоевский, очень грустно, хотя и правильно...

  • Сергей Оленев22-03-2022 06:53:01

    У Рерихов существовали более оптимистические представления о прекрасном прошлом славян, когда они занимали наполовину земли современной Германии, а также остров Рюген с культом Святовита. Н.К. Рерих написал в статье «Славяне»: «А вот подвиги Русского Народа и всех славянских патриотов сложили новые пути, и воссоединяются ветви великого древа славянского. … «Один в поле не воин», но могучее воинство всеславянское утвердит свободу своих сынов и воздвигнет Знамя славной, жданной победы». Перечисляя великие достижения славянских народов, он продолжает: «И нет таких дальних гор и островов, где бы не нашлось памятки славянской. Даже в нашей долине Кулуте первый насельник был русский. Не перечесть!.. Всеславянский Комитет соберет вести о всех славянах, о всех делах славянских». [1, с. 208, 210]
    А также говорили о прекрасном будущем славянского союза народов. Достоевский описывал ситуацию среди славян, возникшую под влиянием католической церкви активно проводящую экспансию против сначала Руси, затем России. Главной ударной силой был орден иезуитов (сатанинская структура, по мнению Махатм Шамбалы), который уже в 19-м веке, по мнению Е.П.Блаватской, оказывал большое влияние на всю Католическую Церковь, где иезуиты занимали важные административные должности. Иезуитские школы и университеты воспитывали определенную «элиту», которая затем приходила во власть. Даже в России, после раздела Польши, они трудились в своих образовательных школах, и князь Гагарин, написавший пасквиль Пушкину, их орудие. Вспомним поход Лжедмитрия на Москву организованный под руководством иезуитов. Читаем у Лескова сюжеты, в которых показаны поляки-иезуиты пытающиеся организовать смуту в России. В 20-м веке к разрушительной работе иезуитов присоединился фонд Сороса. Иными словами пока существуют люди, воспитанные иезуитами, которые действуют согласовано в противостоянии России, проблема единения будет существовать. Но в будущем всё будет хорошо согласно предсказаниям Рерихов. Поэтому будем напоминать о положительном полюсе отношений между славянами, тем самым цементировать пространство мыслями о прекрасном будущем наших народов!
    1.Н.К.Рерих ЛИСТЫ ДНЕВНИКА. том третий, 2-е издание М.: Международный Центр Рерихов, 2002.

  • Татьяна Бойкова24-03-2022 08:23:01

    Светлана С., совершенно согласна с Вами. В свое время сама была поражена этим его предвидческим даром. Когда читаешь его произведения, некоторые из которых мы ранее проходили в школе, уже поражаешься. Не в курсе, есть ли сейчас Достоевский в школьной программе, но почему-то не уверена в этом.
    Но вернусь к размышлениям Ф.М.Достоевского в его дневниках. Ведь все о чем он пишет— непонятная, горькая, но, правда. Сколько мы всегда и всем славянским странам помогали в чем только могли, а результат, за редким исключением - черная неблагодарность.
    Сергей, Вы правы в том, что у Рерихов существовали более оптимистические взгляды на прошлое славянских народов. Но не будем забираться так далеко, в 11-12 века тем более, что и Ф.М.Д. пишет не об этих временах. А сейчас, за прошедшие веков 5, все обстоит именно так. Да, и если внимательно читать письма Елены Ивановны, можно многое понять и увидеть... Но, Россия - есть Россия, и не зря сам В.Вл. назвал ее Новой страной. И, несмотря ни на что, мы все равно будем любить наших братьев, помогать им, и впереди, для нас всех, обязательно засияет Звезда Восхода!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Философия »