«Дума о Культуре есть врата в будущее»: День Культуры – 2024 в школах Санкт-Петербурга. Выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Гродненском государственном историко-археологическом музее (Республика Беларусь). О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Об Обороне. Ольга Карасева


Н.К.Рерих. Победа. 1942

 

 

28.05.2022

 

В 1936 году в Париже возникло «Русское эмигрантское оборонческое движение» (РЭОД), организация, в основу которой легла идея: «Оборонец тот, кто при всех условиях ставит защиту своей Родины выше политических разногласий с властью»[1].

 

Появление организации было вызвано уверенностью её основателей в том, что СССР грозит внешняя опасность: «Планы враждебных России держав к началу 1936 года выяснились с совершенной очевидностью. В этих планах Россия рассматривается как объект колониальной политики, необходимый для наций, якобы более достойных и цивилизованных. Более или менее открыто говорится о разделе России… поддерживаются всякие сепаратистские движения, возможные в многонациональной стране в революционный период её жизни»[2].

 

 

Оборонцы не относили себя к определенной политической партии и не разделяли общих политических взглядов. Скорее, они стояли вне политики. «Оборонческое движение – не политическая партия, это объединение тех, кто верен России и ее народу», – гласил лозунг оборонцев[3]. В РЭОД приняли участие люди с различной политической судьбой. Одни были готовы защищать Советскую власть без всяких оговорок. Другие же, не согласные с политикой руководства СССР, заранее предупреждали, что только на время, «пока отечество в опасности», они откладывают свои претензии к большевистскому режиму, намереваясь потом предъявить их снова. Единственным способом сохранения России от порабощения оборонцы считали безоговорочную поддержку Советской власти.

 

Оборонцам противостояли пораженцы, желавшие смены Советской власти при активном вмешательстве иностранных держав и поражения собственного правительства в войне со внешним противником. Любое противостояние или конфликт с другими державами, по их мнению, должны были спровоцировать масштабное восстанию внутри страны, которое свергнет существующую власть и построит новое, лучшее будущее – при поддержке извне. По мнению оборонцев, «пораженец не может быть признан патриотом (хотя и он, конечно, способен – по-своему – горячо любить свою страну), потому что отечество и его цели стоят для него на втором месте: на первом стоят вопросы внутреннего устройства. Ради части он готов пожертвовать целым»[4].

 

«Пораженцы» – явление не новое, они регулярно проявляют себя в периоды государственных смут и войн. В зависимости от исторического контекста или государственной принадлежности, мотивации пораженцев могут объясняться разными причинам: пацифизмом и отвращением к войне как к таковой, желанием заполнить вакуум, образовавшийся при смене власти, консерватизмом и нежеланием что-то менять или же, наоборот, желанием внести чуждые, более прогрессивные элементы в социум, вместе с верой в культурное или политическое превосходство соседних государств.

 

В 30-е пораженцы ставили в основу своей позиции нежелание отождествлять себя с интересами коммунизма и необходимость уничтожить «иго интернационала» путем «крестового похода против большевизма». Пораженцев были готовы поддержать «Российский фашистский союз» и ряд других правых организаций, позже – власовцы, а они, в свою очередь, в большинстве поддерживали националистов Испании, Италии и Германии, сделавших антикоммунизм частью своей внешней и внутренней политики. Их даже устраивали унизительные для России взгляды идеологов этих государств на все русское. Стойкая позиция оборонцев вызвала их преследования со стороны пораженцев и их идейных союзников-иностранцев. В связи с этим оборонцы даже были вынуждены обратиться к Лиге Наций и другим общественным организациям с просьбой принять меры по защите русского населения от агрессивно настроенных пораженцев, в частности, на Дальнем Востоке, где ситуация была наиболее критичной [5].

 

Агрессивная политика пораженцев, а также их альянс с профашистскими партиями и структурами заставили многих культурных деятелей раскритиковать их движение. Среди них были и Рерихи, которым была очень близка позиция оборонцев по внеполитическому объединению для защиты Родины и русской культуры перед лицом угрозы.

 

Столкнуться со злобным оскалом русских фашистов, пораженцев и их политических союзников, с клеветой и травлей с их стороны, Рерихам, к сожалению, пришлось лично, в дальневосточном Харбине, фактически находившемся во власти прояпонских пораженческих сил. На Дальнем Востоке Япония на тот момент вела «сепаратистскую азийскую пропаганду, утверждая, что все монгольские племена Сибири и Средней Азии должны быть освобождены от русского “господства”» [6].

 

«Утвержденцы», идейные предтечи оборонцев, были на Дальнем Востоке в меньшинстве и постоянно подвергались преследованиям, шантажу, клевете, травле и арестам за свои взгляды. 30 марта 1935 года Елена Ивановна Рерих пишет Владимиру Константиновичу Рериху: «Так обретем наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, – обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить свое родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймем, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма. Хочу верить, что среди сородичей, обитающих в Харбине, найдется хотя бы горсточка истинных просвещенных патриотов». В письмах Елены Ивановны того же, 1935 года, отражены ее размышления по поводу тяжелой ситуации вокруг России. Рерихи понимали критичность момента и необходимость консолидации сил для защиты Родины.

 

 

 

 

Николай Константинович Рерих поддерживал с РЭОД тесные контакты. В год основания общества им был написан очерк «Оборона», где мы читаем: «Защита Родины есть и оборона Культуры <...> Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять». Очерк оканчивается словами: «Поверх всяких Россий, есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви, есть одна общечеловеческая любовь» [7].

 

Возможно, именно за эти мысли, за эту беззаветную преданность Родине и культуре – поверх всего, и благодарят члены Оборонческого движения Николая Константиновича Рериха – этот очерк мог стать для них программным. В начале 1937 года члены общества пишут: «Многоуважаемый и дорогой Николай Константинович, на исходе нынешнего тревожного года, мы считаем долгом обратиться к Вам с приветствием и благодарностью за ту духовную поддержку, которую Вы оказали и оказываете Оборонческому Движению. В особенности мы были тронуты Вашим посланием, которое было зачитано на нашем общем собрании и в котором выразились Ваши чувства патриота и защитника русской культуры. Именно на этих путях обороны Родины и ее культурного достояния мы и мыслим нашу работу и сотрудничество с Вами»[8]. Вероятно, речь идет именно об очерке «Оборона».

 

В 1941 году Николай Константинович вновь обращается к этому очерку в статье «Оборона Родины»: «Оборона Родины – та самая, о которой писалось пять лет назад. Уже тогда началось то, что вспыхнуло сейчас». Во время Великой Отечественной войны Рерихи сделали все возможное для помощи Отечеству. «Знаем, что и здесь полезны и делаем полезное. <...> Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения. <...> Будь благословен час, когда расцветут все целебные травы. Русский народ – под знаком благоденствия! Не страшны ему испытания, претворятся они в достижения».

 

Ольга Карасева (Индия)

 

__________________________________

 

[1]  Оборонческое движение (Париж): Издание Российского эмигрантского оборонческого движения. 1936. № 1 (май), с. 8 Электронный доступ: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9959-1936#mode/inspect/page/8/zoom/8

 

[2]  Там же, с. 1.

 

[3] Там же, с. 8.

 

[4] Там же, с. 8.

 

[5] Оборонческое движение (Париж): Издание Российского эмигрантского оборонческого движения. 1936. № 1 (май), с. 1 Электронный доступ: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9959-1936#mode/inspect/page/1/zoom/9

 

[6] Там же, с. 3.        

 

[7] Рерих Н.К. Оборона // Н.К.Рерих. Нерушимое. – Рига: Виеда, 1991. – С.212-213.

 

[8] Письмо от 7/1/1937 Н.К. Рериху от представителей Оборонческого Движения, Париж. Архив МЦР.

 

28.05.2022 13:27АВТОР: Ольга Карасева | ПРОСМОТРОВ: 527


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (3)
  • Татьяна Бойкова28-05-2022 13:55:01

    Огромное спасибо Ольге Карасевой за отличную статью.
    Какая прекрасная мысль была заложена в РЭОД еще в те годы:«Оборонец тот, кто при всех условиях ставит защиту своей Родины выше политических разногласий с властью».
    А сейчас можно добавить, что человек по-настоящему любящий свою Родину, в тяжкое для нее время должен все отставить в сторону, кроме труда (каждого на своем месте) во имя ее блага и Победы.

  • Ксения30-05-2022 07:16:01

    Очень своевременная статья об Оборонческом движении и противостоящим ему пораженцах. История повторяется в изменённых обстоятельствах. "Ожесточение сердец человеческих весьма характерно для конца Кали Юги. Этот процесс всепланетный. Невероятная, нечеловеческая жестокость проявляется во многих местах и сопровождается пролитием крови, бессмысленными убийствами, пытками и всевозможными насилиями. А там, где внешне всё тихо и спокойно, проявляется чудовищное равнодушие к людскому горю и страданиям. А горя и страдания сейчас столько, как никогда. Нехорошо в мире" 9Г.А.Й.1970г. § 240).

    Нынешние "миротворцы" как раз и проявляют "чудовищное равнодушие к людскому горю и страданиям", не замечая того, что происходит сейчас на Украине и чем это грозит России. Автору спасибо за очень нужную сейчас статью.

  • К.Савитрин30-05-2022 11:06:01

    Спасибо за очень своевременную статью. В дополнение к ней хочется напомнить о прекрасном труде русского философа И.А.Ильина "О сопротивлении злу силой".
    Вот оглавление:
    1. Введение
    2. О самопредании злу
    3. О добре и зле
    4. О заставлении и насилии
    5. О психическом понуждении
    6. О физическом понуждении и пресечении
    7. О силе и зле
    8. Постановка проблемы
    9. О морали бегства
    10. О сентиментальности и наслаждении
    11. О нигилизме и жалости
    12. О мироотвергающей религии
    13. Общие основы
    14. О предмете любви
    15. О границах любви
    16. О видоизменениях любви
    17. О связанности людей в добре и зле
    18. Обоснование сопротивляющейся силы
    19. О мече и праведности
    20. О ложных решениях проблемы
    21. О духовном компромиссе
    22. Об очищении души
    Уже из оглавления можно увидеть, как всесторонне русский философ исследовал проблему. Он возражал не только Толстому и толстовцам с их "несопротивленчеством даже до смерти". В главах "9. О морали бегства; 10. О сентиментальности и наслаждении;
    11. О нигилизме и жалости; 12. О мироотвергающей религии" он описывал, как "миротворцы" наслаждаются собственной "праведностью несопротивленчества". Конечно, это не о сознательных лжецах и клеветниках, но об искренних в своих заблуждениях "миротворцах", страшащихся запятнать свою "праведность миротворчества" кажущимся насилием. Ильин очень ясно проводит различие между пресечением зла, что является священным долгом каждого человека, и насилием, что является нарушением Закона.

    И.А.Ильин: "физическое пресечение и понуждение могут быть прямой религиозной и патриотической обязанностью человека, и тогда он не в праве от них уклониться. Исполнение этой обязанности введет его в качестве участника в великий исторический бой между слугами Божиими и силами ада, и в этом бою ему придется не только обнажить меч, но и взять на себя бремя человекоубийства..."

    Ильин не останавливается и на этом, он задаёт далее вопросы:
    "Но именно в связи с этим последним выводом в разрешении основной проблемы возникает глубокое и существенное осложнение. Убить человека... Но разве убивающий ближнего соблюдает свое «нравственное совершенство»? Разве такой исход может быть нравственно верным, безгрешным, праведным? Ведь согласно основному вопросу ответ должен был удовлетворить человека, «стремящегося к нравственному совершенству»... Разве совесть человека может, при каких бы то ни было условиях, признать убийство человека безгрешно-праведным делом? А если не может, то как же удовлетвориться таким ответом?"

    И дает ответы в главах "18. Обоснование сопротивляющейся силы; 19. О мече и праведности; 20. О ложных решениях проблемы; 21. О духовном компромиссе;
    22. Об очищении души".

    В комментариях даже фрагменты окажутся слишком большими, чтобы приводить их здесь. Поэтому предлагаю желающим прочесть труд И.А.Ильина целиком:
    https://azbyka.ru/otechnik/Iva n_Ilin/o-soprotivlenii-zlu-siloyu/#0_20

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »