«Дума о Культуре есть врата в будущее»: День Культуры – 2024 в школах Санкт-Петербурга. 30 апреля 2024 г. в 12мск. Лекция «Сергей Павлович Дягилев и “Русские сезоны”». О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



О Рерихе и стигме. Ольга Карасёва


 

 

 

 

07.09.2023

 

 

 

Не прошло и 5 лет, как смогла я дописать свою докторскую диссертацию на тему, связанную с наследием Николая Рериха. Писала в Индии, потому что писать о Рерихе в России – до сих пор моветон. Почему?

 

Мне совсем непонятно, почему профессор факультета международных отношений одного из ведущих университетов Индии начинает первую лекцию по экономике Центральной Азии вопросом «А слыхали ли вы о Рерихе и его Центрально-Азиатской экспедиции?» и тут же добавляет: «А ежели не слыхали, то позор вам – как же вы собираетесь заниматься Центральной Азией?!», в то время как в российском университете профессор, увидев ссылку на работу старшего сына Рериха, Юрия, говорит: «А зачем тут Рерих, он же оккультист!». Индийский профессор знает и уважает Рериха, а российский профессор даже не знает, что Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, был выдающимся востоковедом, работавшим в Институте востоковедения в Москве и помогавшим поднять советское востоковедение с колен после репрессий. Что за стигма?

 

Многие изучают Рериха как художника, постыдно опуская глаза, когда речь заходит о его философских взглядах. Те, кто говорят о его философии, о Живой Этике, постыдно опускают глаза, когда речь заходит о той грани Рериха, что неразрывно связана с мировой политикой: Николай Константинович откликался на все важнейшие политические события своего времени, и они находили оценку в его многочисленных письмах и очерках. Почему не можем мы охватить всех граней его гения, почему какая-то его грань нам постоянно кажется неудобной?

 

В современной ситуации записи и суждения Рериха 30-х-40-х годов просто бесценны – сходство с современностью поразительно. Наше государство в последние десятилетия более-менее примирилось с Рерихом-художником, не пора ли примириться с Рерихом – патриотом и певцом мощи народа русского и русской культуры? Самое время! Я понимаю, что до Рериха-философа нужно дорасти. Но хотя бы выйти за рамки лишь художественного наследия Рериха в настоящий момент просто необходимо.

 

Международный Центр Рерихов в Москве, который десятилетиями пытается заставить научное сообщество избавиться от стигмы узколобого понимания Рериха как оккультиста, – в опале и изгнании: на него ополчилось государство. Несмотря на это, Центр в эти тяжелые времена в числе первых общественных организаций выступает с поддержкой России и ее курса. Ау, господа-политики? Ау, Министерство культуры? Вы ничего не пропустили? Вы точно правильно выбирали себе союзников в культурной среде все эти десятилетия? Вас не смущает, что те, кого вы гоните и притесняете, встают на защиту России, а те, кого вы прикармливали с ладони, те, кому вы платили многомиллионные дотации, вдруг повернулись к вам спиной?

 

Мы только учимся играть в «мягкую силу», но почему вы подвергаете остракизму в родной стране такого гиганта, как Николай Рерих, которого уважают и которым восхищаются по всему миру? Скажите индийцам, что они погорячились, включив его, русского, который до конца своих дней оставался патриотом своего Отечества, в число «Девяти Национальных сокровищ» наравне с гражданами Индии – а ведь он так и не отказался от российского паспорта за все годы вдали от Родины. Скажите им, что Рерих – это оккультист, наследие которого нужно как бы невзначай задвинуть под коврик и стыдливо опустить глаза, но для приличия иногда выставлять несколько его картин в государственных проектах… Они будут очень удивлены. Грустно...

 

А я не могу молчать, и начну делиться в своих постах в социальных сетях хотя бы некоторыми очень своевременными, на мой взгляд, мыслями Николая Константиновича, показывающими его отношение к современным ему мировым событиям. Даже оставив за скобками сам смысл текстов Рериха, невозможно не восхищаться его слогом и точностью его метафор. Никто не умел и не умеет писать об обществе и политических веяниях так глубоко и поэтично. Пусть это будет мой маленький вклад в дело, которое я считаю на данный момент одним из самых важных…

________________

 

Ольга Карасева,

выпускница философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Культура Китая», аспирант (PhD) Университета Джавахарлала Неру (Индия, Дели).

 

 

_____" _____

08.09.2023 06:42АВТОР: Ольга Карасева | ПРОСМОТРОВ: 399


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (11)
  • элис08-09-2023 10:18:01

    Все так. Материализм сковал западное сознание человечества. Россия идет по срединному пути, объединяющее восточный и западный тип мышления, потому пытался и продолжает проделать это и с Россией. Но в народном сознании России начинает прорастать понимание его культурного кода - духовного ядра, которое оформляется подвигами наших соотечественников. Вся эта западная материальная надстройка рано или поздно рухнет. Уже сейчас функционеры от элит вопрошают о будущем, но вопрошают в среде таких же функционеров. Это сознание уже не может переродиться. Поворачиваются лицом к Христианской Традиции. Но там так же свои продолжают действовать свои формальные ритуалы. Требуется Просвещение в научной среде. Дерзайте, в добрый час!

  • К. Савитрин08-09-2023 10:39:01

    О.Карасёва: "Скажите индийцам, что они погорячились, включив его, русского, который до конца своих дней оставался патриотом своего Отечества, в число «Девяти Национальных сокровищ» наравне с гражданами Индии ... Скажите им, что Рерих – это оккультист, наследие которого нужно как бы невзначай задвинуть под коврик и стыдливо опустить глаза, но для приличия иногда выставлять несколько его картин в государственных проектах… Они будут очень удивлены."

    В статье "Оккультизм против оккультных искусств" Е.П.Блаватская писала:
    "Сиддхи (или способности Архата) необходимы только тому, кто способен быть «водителем жизни», что требует величайшего и буквально полного самопожертвования. Пусть он узнает и запомнит навсегда, что истинный Оккультизм или Теософия — это «Великое Забвение Себя», безусловное и абсолютное и в мыслях, и в поступках. Это - АЛЬТРУИЗМ, и тот, кто отваживается исповедовать его практически, полностью выводит себя из круга всех прочих людей, живущих обычной полуживотной жизнью. «Не для себя, но для мира живет он» - когда он решается посвятить себя этому делу. Первые годы считаются испытательными и многое прощается решившемуся. Но пока все личностное не будет им изжито, он не будет «принят». Когда же последнее свершается, он должен стать лишь благотворной силой в Природе. После этого для него - только два полюса, только два пути, и ни одной тихой гавани между ними. Он должен либо подняться на самый верх, одолевая ступеньку за ступенькой, по этой золотой лестнице, позволяющей достичь уровня Махатмы (состояния Архата или Бодхисаттвы), зачастую на протяжении многих инкарнаций (без отдыха в Дэвачане в промежутках между ними), или же, при первом ложном шаге, рухнуть и катиться вниз, до самого конца, где ему уготована роль дугпа..."

    Если следовать этому объяснению, то найдется крайне малое число людей, способных быть истинными оккультистами или теософами. И большинство претендующих на это оказываются лишь псевдооккультистами, не прошедшими испытания в борьбе со своей самостью. Н.К.Рерих (а равно и все Рерихи) не только не претендовал называться оккультистом, мистиком или теософом, но и избегал употребления таких слов, как "оккультизм" или "мистицизм". Хотя вся его жизнь, самоотверженно и без остатка посвящённая служению Культуре, давала ему законное право называться оккультистом, он считал, что время этих наименований прошло. И жизнь требует сурового познавания Действительности во всей полноте... Притом без необходимости демонстрировать оккультные феномены. Рерихи слишком хорошо понимали трагедию Е.П.Блаватской, пытавшейся демонстрацией оккультных феноменов пробудить и заинтересовать людей Запада. Пробудить от погружения в сон грубого материализма с одной стороны, а с другой - в суеверие спиритизма и псевдооккультизма. Учителя предупреждали Блаватскую, что её самопожертвование в такой форме принесёт мало пользы, а её самой принесёт неисчислимые страдания...
    Рерихи знали об этом и о тяжких страданиях Блаватской от приближавшихся к ней людей, увлекаемых феноменами...

    В том числе поэтому Рерихи избегали всяких публичных демонстраций и заявлений о сокровенном опыте и оккультных проявлениях. Они несли свой Подвиг в тайне от внешних глаз. Именно, истинный оккультизм не станет демонстрировать чудес или стремиться к ним.

    И о том же говорит притча из Учения о Будде, архатах и чудесах:
    Община, 43
    "Чую, Учение может явиться тяжелым молотом для робких. Еще недавно ужас пронизал бы сердце при одном произнесении слова Община, но теперь уже несколько преград сломлено. За отказом от ветхой собственности следует еще одно трудное испытание человечеству.
    Усваивая значение духа, особенно трудно отказаться от чудес. Даже Архаты, избранные Буддою, трудно расставались с этой возможностью.
    Три Архата непрестанно просили Будду позволить им испытать чудо. Будда поместил каждого в темную комнату и запер их. После долгого времени Благословенный вызвали их и спросил о виденном ими. Каждый рассказал разные видения.
    Но Будда сказал: "Теперь вы должны согласиться, что чудеса не полезны, ибо главного чуда вы не ощутили. Ибо вы могли ощутить бытие вне зримости, и это ощущение могло направить вас за пределы Земли. Но вы продолжали сознавать себя сидящими на Земле. И мысли ваши притягивали к Земле волны стихий. Набухание стихийных обликов вызвало потрясения в разных странах. Вы разрушили скалы и уничтожили ураганом корабли. Вот ты видел красного зверя с пламенной короной, но огонь, извлеченный тобою из бездны, спалил дома беззащитных – иди и помоги! Ты видел ящера с ликом девы, ты заставил волны смыть рыбацкие лодки – спеши помочь! Вот ты видел орла летящего, и ураган снес урожай трудящихся – иди и возмести! Где же польза ваша, Архаты? Сова в дупле полезнее провела время. Или вы трудитесь в поте лица на Земле, или в минуту уединения возвышаете себя над Землею. Но бесполезное возмущение стихий пусть не будет занятием мудрого".
    Истинно, перо, выпавшее из крыла маленькой птицы, производит гром на дальних мирах.
    Вдыхая воздух, мы приобщаемся ко всем мирам. Мудрый идет от Земли кверху, ибо миры откроют друг другу мудрость свою. Притчу эту повторяйте тем, кто будет требовать чудес."

  • К. Савитрин08-09-2023 10:40:01

    Легче всего судят о великих мелкие умы, пронизанные самостью. Обливая грязью великие Облики, они как бы говорят: "Вот, они такие же как мы! И чем мы хуже них?!" Вместо того, чтобы расширить свое малое сознание до вмещения великого Облика, и возвыситься восхищением и любовью к Нему, малые умы следуют методу Прокруста, обрезая "ненужное", "непонятное", "излишнее" и вытягивая "недостающие" элементы до соответствия своим нелепым фантазиям.

  • Ксения08-09-2023 20:48:01

    Да, Индия, к счастью, относится к нашим великим соотечественникам Рерихам гораздо лучше, достойнее, чем, наши государственные деятели. Видимо сознание многих индийцев гораздо шире, оно позволяет им осознать, кто были Рерихи и что они сделали для всего мира. Вспомним с каким уважением относились к Рерихам Д.Неру, Индира Ганди, Радхакришнан. И эту традицию поддерживают и нынешние руководители индийского государства. Это при том, что в стране много всяких религий, и ни одна из них не выступает против Рерихов, не называет их оккультистами. Никто не громит усадьбу Рерихов в Кулу. Наоборот, она стала местом притяжения многих людей не только Индии, но и других стран. А наши, как пишет О.Карасёва, "стыдливо опускают глаза", видимо имея в виду что-то такое, о чём в Индии великие, государственные деятели, хорошо знавшие Рерихов, и не догадываются, хотя Рерихи прожили в Индии даже больше, чем в России. Может к 150летию со дня рождения Н.К. Рериха и наши гос. деятели проявят истинное уважение к великому человеку, вернут усадьбу Лопухиных МЦР и помогут восстановить разрушенный варварским способом Общественный Центр- Музей Н.К. Рериха. А не воссоздавать нечто, недостойное Рерихам, в отдалённых уголках нашей Родины, не доступных большинству граждан России.

  • Руслан Коломиец08-09-2023 21:52:01

    Комментарий удален.

  • Любовь Булатова09-09-2023 11:33:01

    История человечества безумная с одной стороны и священная с другой повторяется. Она повторяется уже на новом витке своего развития в своих главных поворотных моментах. Прошло не много, ни мало более двух тысяч лет как в Древней Иудее на Голгофе распяли Великого Учителя. Его ученики разнесли по всему свету зерна нового знания. Наступила эра Христианства, родив истинных последователей и, одновременно, тех, кто сделали все, чтобы исказить или приспособить к собственным нуждам идеи Христа. В этом особенно преуспела инквизиция. («Молот ведьм», платные индульгенции и пр.)

    В настоящее время, Великими Учителями через четырех Вестников, на Землю вновь дано то же Великое Учение, но уже на новом уровне развития человеческого сознания – Философия Космической Реальности – Учение Живой Этики. «В Новую Россию Моя первая весть». Так Сказано. На русском языке пришла Космическая Мудрость. Благодаря создавшимся благоприятным условиям все великое наследие Рерихов на определенных условиях было передано Святославом Рерихом на Родину.

    Согласно завещанию в Москве был создан Общественный Музей имени Н.К.Рериха. Статус общественного музея был особо оговорен. Этот Общественный Музей активно и плодотворно работал более четверти века, насыщая пространство идеями Живой Этики. Определенные силы в нашем государстве - все те же саддукеи и фарисеи, в новом обличье, не замедлили проявиться. Два тысячелетия назад они сделали все, чтобы уничтожить Христа – живого символа Новой Жизни. Теперь мы свидетели той же реакции. Теперь уже на нашей земле, в России распинается дело того же Христа, дело того же Великого Учителя. Разрушен, ограблен и оклеветан Общественный музей Рерихов!

    Не помогли сотни писем защитников общественного музея Президенту, правительству, прокурору. Теперь уже коллективный Пилат «умывает Руки» на глазах российской общественности. Все к кому мы обращались, не могут оправдаться незнанием ситуации. Об этой несправедливости свидетельствуют наши обращения, репортажи СМИ, многочисленные суды и видео - репортажи. Очень многие об этом знают, но молчат. Неужели малодушие воцарилось в России?
    И потому, что об этом преступлении известно на самом Высоком уровне, все молчащие на взывание о помощи, понесут часть вины тех, кто совершил данное преступление. И это будет справедливо.

    2024 год – год трех юбилеев в семье Рерихов – великих наших соотечественников: 150-летие со дня рождения Н.К.Рериха, 145-летие Е.И.Рерих, 120-летие С.Н.Рериха. Будущий 2024 год дает нам всем уникальную возможность восстановить попранную справедливость и возродить Общественный музей имени Н.К.Рериха, вернув все незаконно изъятое.
    Да будет!

  • Сергей Скородумов14-09-2023 23:08:01

    Уважаемая Любовь Булатова!

    Огромное спасибо Вам за поддержку!
    Да будет!

  • Любовь Булатова16-09-2023 19:30:01

    Спасибо Вам Сергей за вашу веру в победу справедливости.
    В подтверждение, что это будет, служат два моих, (считаю вещих) сна, посланных подряд дуплетом друг за другом (наверное, чтобы я не сомневалась) про наш Музей в Москве. Он весь сияет картинами, наполнен оживленными посетителями и все ощущают праздник. Эти счастливые сны я не забуду.

  • Сергей Скородумов18-09-2023 20:42:01

    Уважаемая, Любовь!

    Все так и будет. Я уверен!

  • Антонина Ульянова 19-09-2023 09:22:01

    Сердечная благодарность сотрудникам МЦР за их стойкость и мужество, за продолжение культурного строительства. Очень порадовало сообщение, что октябрьская конференция в этом году пройдёт в очном режиме.
    Хочется привести следующие строки из письма Е.И.Рерих американским сотрудникам от 4 января 1937г.:
    "Многообразно работает закон Высшей Справедливости. Знаем, что все главное будет охранено Великим Владыкой, и на этом, родные наши, будем строить свое спокойствие. <...>
    Так буду просить в самые тяжкие дни думать о строительном, ибо лишь в этом победа и жизнь. Устремление порождает психическую энергию, которая есть энергия жизнеспособности, ибо она энергия Всеначальная. <...> Самая большая победа – это новое строительство! Так запомним и бодро устремимся к новой деятельности."

  • Сергей Скородумов25-09-2023 23:51:01

    Уважаемая Антонина!

    Огромное спасибо Вам за слова поддержки!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »