О проблемах пола и гендера на смене Эпох. Часть II.1. К.Савитрин
(о гендерной деградации и гендерной эволюции)
Ардханаришвара — духовный божественный Андрогин
Часть II.1. Размышление о вопросе гендерного самоопределения с точки зрения философской
Часть II.1.
Вступление
1. Многоуровневая структура Человека. Монада, Индивидуальность, личность
2. Парабраман и Мулапракрити (раздел не опубликован)
3. Монада Божественная и Человеческая Монада
4. О Классах Монад и метафизической триаде Человека
Часть II.2 (не опубликована)
5. Символы Божественного Андрогина
6. Дух и Материя, две Половинки, Душевный Пол
7. О сокровенности мистериальных Тайн
8. Снова о двух гендерах
9. Третий гендер и Грядущая Раса
Часть II.3 (не опубликована)
10. Размышление над вопросом гендерного самоопределения
С точки зрения законов кармы и перевоплощения
Карма и перевоплощение во взаимоотношениях
Формы гендерного самоопределения и смена пола
С точки зрения семи Принципов герметической философии
Дополнительные мысли по поводу легенды Платона об андрогинах
С точки зрения астрологии
Заключение. Вопросы пола и гендерных отношений в Эпоху Великих Перемен
Часть IIполностью без разделения и сокращений можно прочесть по ссылке: https://nps-savitrin.blogspot.com/p/ii.html
Вступление
Первая часть настоящего размышления о вопросе гендерного самоопределения, опираясь на точку зрения сторонников традиционных ценностей, оказалась не вполне убедительной. И требует более глубокого рассмотрения… Любое человеческое понимание с опорой на ту или иную философскую или психологическую школу мысли современной науки не будет в полной мере убедительным для всех. У каждой из школ мысли на аргументы той или иной теории или гипотезы найдутся более или менее убедительные контраргументы. И ключевым будет современный тезис толерантного общества, во многом созвучный древним софистическим представлениям:
- сколько людей, столько и мнений, истин;
- каждый имеет право верить во что ему угодно.
При этом, конечно, забывается, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. И именно здесь возникает проблема в современном западном «толерантном» обществе, в котором любое уклонение от естественного часто толерантно принимается. А вот любое проявление и даже нейтральное высказывание в поддержку традиционных ценностей, гендерных идентичностей и отношений нередко этими уклонившимися от естества воспринимается чуть ли не как преступление против толерантного общества и его гендерного прогресса. И к таким врагам гендерного прогресса «толерантное общество», требующее не только терпимости к противоестественному, но и признания его естественным… К таковым врагам оно готово применить самые жесткие социальные репрессии (лишить родительских прав, забрать ребенка и передать в другую семью, уволить с работы, отчислить из образовательного учреждения и т.д.).
Не станем, однако, продолжать эту тему свобод и ограничений традиционного и толерантного общества, о которых можно рассуждать и спорить бесконечно. Вопросы гендерного самоопределения и гендерных отношений не могут быть правильно и в необходимой мере поняты, пока мы не придём к их объяснению с опорой на некоторые вечные и неизменные философские Основы или представления о многоуровневой структуре Космоса и Человека, о Законах или Принципах, управляющих жизнью и эволюцией Макрокосма Вселенной и Микрокосма Человека. В связи с этим рассмотрим вопросы пола и гендера с точки зрения Теософии и Живой Этики.
Чтобы глубже вникнуть в различие терминов «пол» и «гендер», необходимо прежде понять многоуровневую структуру Человека. Понять, каково различие Человека и человека, Индивидуальности и личности. Понять структуру Бессмертной (или Индивидуальной) Души и души смертной (или личной), Человека бессмертного и смертного (оболочек или одеяний Человека на одно воплощение). И для этого будут, вероятно, наиболее удобными представления о структуре человека в трудах по Теософии и Живой Этике. Если кому-то удобны иные представления, например, христианских, буддийских, суфийских, каббалистических или иных философии и психологии, то каждый может сопоставить приведенные таблицы и схемы с представлениями этих школ мысли и прийти к созвучному пониманию.
Приведённые в разделе 1 таблицы и схемы необходимы для более глубокого понимания всех вышеназванных понятий. Однако, конечно, желательно, чтобы интересующиеся изучили один или несколько трудов по этому вопросу. Это могут быть:
1. Стульгинскис С. Введение в Агни-Йогу
2. Чаттерджи М. Сокровенная религиозная философия Индии
3. Безант А. Древняя мудрость
4. Безант А. Человек и его тела
5. Безант А. Загадки жизни и как Теософия отвечает на них
6. Блаватская Е.П. Ключ к Теософии
7. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи.
Первые пять трудов сравнительно невелики и достаточны для начального ознакомления. Остальные два труда довольно большие и основательные. И в связи с этим их изучение может потребовать значительного времени. Но для начального ознакомления можно ограничиться отдельными тематическими главами. В любом случае такое изучение поможет глубже понять многоуровневую структуру Человека и человеческих взаимоотношений.
1. Многоуровневая структура Человека. Монада, Индивидуальность, личность
Как было показано в части Iнастоящего размышления, современная наука разделяет понятия «пол» и «гендер». При этом понятие «пол» относит к набору биологических характеристик, отличающих мужскую особь от женской. А понятие «гендер» относит к типовому набору черт и характеристик, свойственных мужчинам и женщинам в том или ином обществе. Иначе говоря, гендер есть психологический пол, со свойственными ему характеристиками, как они понимаются в том или ином обществе.
В отличие от современных психологии и социологии теософская психология говорит о человеке, как о многоуровневом существе. Она представляет его как триединое существо, состоящее из Монады, Индивидуальности (Эго) и личности (рис.1).
Рис. 1. Монада, Индивидуальность, личность
(слева — теософский символ, справа — индуистский)
Таблица 1
«МОНАДА — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — ЛИЧНОСТЬ (рис.2)
На протяжении всей Манвантары каждая Монада является основой человека — его высочайшей сущностью, его Звездой, его Ангелом Хранителем. Будучи частицей Абсолюта, она тоже не постижима нашему уму. Известно лишь, что Монада являет собою Троицу, то есть состоит из трех Ликов, пребывающих на Небесах — на трех самых высоких Космических Планах — в Мире Божественном, в Мире Монадическом и в Мире Нирваны — Атмическом. Монада нерушима, неизменна и вечна на весь цикл Бытия — Манвантару. В конце Цикла она возвращается в Лоно Абсолюта и вливается в Него.
Продолжением человеческой Монады на следующих Космических Планах является Индивидуальность — отражение Монадической Троицы. Каждый из трех Ликов, или аспектов, Индивидуальности является также отражением и образом одного из трех Лиц Божественной Троицы.
Первый аспект — Воля — на Востоке называется Атма. Она пребывает в низшей части Плана Атмического — Мира Нирваны.
Второй аспект — Любовь — называется на Востоке Буддхи. Это то, что может быть названо Сердцем человека: способность любить, способность прозрения, пособность проникать в сущность вещей путем мгновенного озарения — интуиции, или чувствознания. Буддхи пребывает на Плане Буддхическом — в Мире Интуиции.
Третий аспект — Мудрость — называется Манас (Мыслитель). Это есть сознание (высшее) человека, самоосознание его, высший разум, ум абстрактного мышления, «ум идей». В нем остаются запечатанными все воспоминания прошлого. Это есть нетленная сокровищница всех приобретенных результатов жизненных опытов и переживаний, достойных сохранения. Все однажды приобретенные качества, умственные и нравственные, хранятся в нем — иначе они не могли бы возрастать. Манас пребывает в высшей части Плана Ментального, в Мире Огненном.
Если Монаду можно назвать Ангелом человека, то совокупность этих трех аспектов (Воли, Любви, Мудрости) — Индивидуальность — является настоящим (самим) Человеком, вернее, его высшим Я.
Как сказано, Индивидуальность пребывает на высших Космических Планах. Для воплощения на низших — Мысленном (Ментальном), Тонком (Астральном), Плотном (Физическом), человек нуждается в телах, построенных из Материи этих Планов (Миров). Совокупность всех этих тел («проводников») называется «личностью». Она создается для каждого воплощения и является смертной. Таким образом, воплощенный человек состоит из двух частей — бессмертной Индивидуальности и смертной личности.
Как Индивидуальность создает себе тела личности?
Когда пришло время воплощаться, человек (Индивидуальность) спускается из Мира Огненного в низшую часть этого Плана — в Мир Мысленный. Здесь он излучает некоторую часть своей энергии в вибрациях, которые привлекают к нему материю этого Мира; из этой материи он строит (при помощи Строителей) тело ментальное, «тело мысли» — проводник, или носитель мышления — конкретный ум, интеллект, создающий конкретные мысли. Посредством этого тела человек будет думать в будущем воплощении.
Затем, вместе с ментальным телом человек спускается в Мир Тонкий (Астральный). Его энергии, продолжающие стремиться наружу, собирают вокруг него материю Тонкого Мира. Из этой материи таким же образом строится тело тонкое (астральное) — носитель, или проводник, чувств, желаний, страстей. Посредством этого тела человек будет чувствовать, желать.
Далее, таким же образом из Эфирной материи, то есть из энергии световой, электромагнитной, тепловой и жизненной, человек строит эфирное тело. Оно будет как бы эталоном его будущего физического тела, которое, развиваясь согласно ему, наконец вырастет в точную копию его.
Когда все эти тела, кроме физического, созданы, тогда наступает время физического рождения человека — создания плотного (физического) тела, тела действий, которое будет проводником для жизни в Физическом Мире.Физическое тело человек получает от своих родителей. Они передают ему лишь физическую наследственность — особенности той расы и нации, в которой он рождается. Это — единственное наследие, получаемое им от родителей. Все остальное в новую жизнь он приносит собственное. Умственные и нравственные качества от родителей не передаются».
(«Введение в Агни-Йогу», составитель С.Стульгинскис)
Рис. 2. Эго и его личности
Итак, Монада есть духовное Зерно, тройственная Основа или триединый Корень Человека в Божественном, Монадическом и Нирваническом (или Атмическом) Мирах (табл.1). Это Звезда, ведущая Странника или Человека к Цели через цепь бесчисленных перерождений. Это ещё не Человек, но — Ангел-хранитель, охраняющий и направляющий вечного Странника. Это — непознаваемое Божество, Отец-Матерь Странника или Человека. Это — Путеводная Звезда, к Которой он устремляется через Беспредельность и Вечность ради достижения высочайшего Совершенства.
Совершенства, о котором было сказано Христом:«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Сказано не в качестве пожелания, но в повелительном наклонении, для исполнения. Достижение такого Совершенства, конечно, невозможно в течение одной земной человеческой жизни, одного краткого воплощения продолжительностью не более земного столетия или века. То есть невозможно для личности, которая, завершив цикл одного воплощения, умирает. Но для Эго или духовной Индивидуальности в Вечности это не только возможно, но и неизбежно. Неизбежно в Вечности, которая у индусов есть Век, сто Лет или Жизнь Брамы (3 110 400 000 000 солнечных лет).
Об этой Монаде в состоянии непроявленности можно сказать, что она тождественна с Абсолютом, о Котором в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской сказано так:
«Парабраман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта».
(Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина», т.1, гл. Пролог)
Как Абсолют«есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию», так же и Монада в непроявленном состоянии есть подобная Сущность,«которая вне всякого отношения» к относительному Своему проявлению в Индивидуальности и«к условному существованию» личности.
«Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта». Так во Вселенной и также в Человеке. Во Вселенной получается «двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи». А в Человеке —«двойственность в противоположении» проявленных принципов Атма и Буддхи, тождественных с космическими принципами Атмана и Мировой Души. Когда говорится о противоположении, то, конечно, имеется ввиду не противостояние Духа и Материи, принципов Атма и Буддхи, но о полярности всего в Мирах проявленного Бытия. Дополнительно вопрос взаимодействия Духа и Материи в Космосе, а также принципов Атма и Буддхи в Человеке будет рассмотрен в разделе 6 настоящего размышления.
Каждому из семи теософских принципов Человека можно найти соответствие в буддийских, ведических, христианских, суфийских, герметических, платонических и иных религиозно-философских представлениях о многоуровневом строении человека. Объединяя тем или иным образом семь теософских принципов человека можно получить пять буддийских, семь или четыре ведических, три христианских и т.д.
Краткое описание и объяснение семи теософских принципов человека, как было сказано выше, можно найти в названных небольших книгах С.Стульгинскиса, М.Чаттерджи и А.Безант. Поэтому не станем приводить их здесь. И лишь повторим с некоторыми уточнениями сказанное выше.
Духо-монада есть биполярный Атом Человечества, духовный Андрогин или Прообраз Человека. Так как эта Монада в непроявленном состоянии есть Зерно Духа, Частица Абсолюта, Бога, имеющая бытие на высших духовных Планах — в Мире Божественном, Мире Монадическом и Мире Нирваническом (или Атмическом) — то о Ней можно сказать крайне мало. Применительно к теме настоящего размышления, пожалуй, можно сказать лишь, что Она не имеет пола. Не имеет потому, что пол, как физическое проявление существует только в Мире Плотном или Физическом. Но на всех Планах, во всех Мирах Бытия от наиболее духовных, утончённых, возвышенных и до наиболее плотных, грубых, материальных всё проявленное — полярно. То есть может быть рассмотрено как проявление Мужского и Женского Начал, Духа и Материи, которые едины и нераздельны.
На высших духовных Планах не только нет физического пола, но даже нет ещё Человека. Он проявляется лишь дальнейшим нисхождением Духо-монады в Миры Нирваны, Блаженства и Огненный.
Индивидуальность или Человек есть Бессмертная Триада, которая соединяет в себе божественную (Атма-Буддхи, Человеческая Монада) и человеческую (Манас или Высший Манас, перевоплощающееся человеческое Эго) природу.
Личность же в разных учениях Востока считается лишь одеяниями Человека или Индивидуальности на одно воплощение. Её также сравнивают с одеяниями Актера на одно представление в великой Мистерии или в Театре Жизни. Сравнивают личность с повозкой (физическое тело), конями (астральное тело), поводьями (ментальное тело), которыми управляет Возничий — Индивидуальность. Также говорят о ней, как о команде (астро-ментальная или личная душа) корабля и самом корабле (физическое тело), которыми управляет Капитан (Бессмертная Триада).
Описание Миров Божественного, Монадического, Нирваны, Блаженства и Огненного и, соответственно, проявлений Монад в этих Мирах крайне затруднительно и для большинства современных людей мало, что может прояснить… Чтобы лучше понять, почему на высших духовных Планах Жизни нет того, что мы называем полом и даже нет того, что мы можем назвать душевным полом, необходимо привести некоторые описания, касающиеся проявления Единой Жизни на этих Планах. Но и эти описания, взятые из «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, для огромного большинства могут оказаться непонятными и даже более смущающими, нежели проясняющими. Могут восприниматься как фантастическая абракадабра подобно тому, как для ученика начальной школы кажутся фантастической глупостью и нелепостью ряды Фурье, формулы Тейлора и Маклорена и другие элементы высшей математики.
И всё же можно привести без комментариев несколько фрагментов из «Тайной Доктрины». По меньшей мере они помогут понять, что следует избегать обсуждения столь высоких Планов Бытия и присущей им Жизни. Избегать потому, что даже для самых развитых в духовном отношении и постигших сущность высшей жизни представляется крайне трудным объяснить другим, не имевшим подобного опыта, познанное внутренним интуитивным прозрением.
Е.П.Блаватская, знавшая многое, написавшая «Тайную Доктрину», всё же предупреждала:
«…читатель не должен терять из виду Монад и должен знать их природу, насколько это разрешено, не преступая порога высших Мистерий; на знание последнего или завершительного слова которых, пишущая эти строки, ни в коем случае, не претендует».
Тем более автор настоящего размышления не претендует на это. Но претендует лишь на то, что из собранных в различных трудах по Теософии и Живой Этике фрагментов сложил более или менее достоверное представление по теме размышления.
2. Парабраман и Мулапракрити
(раздел не опубликован)
3. Монада Божественная и Человеческая Монада
В «Тайной Доктрине» говорится о том, что Монады разделяются на семь Классов или Групп, в зависимости от одной из семи звезд, под которой они рождены в начале очередной Манвантары.
«Звезда, под которой рождается человеческая Особь, говорит Оккультное Учение, навсегда останется ее звездою на протяжении всего цикла ее воплощений в одной Манвантаре. Но это не есть ее астрологическая звезда. Последняя касается и связана с личностью; первая с Индивидуальностью. Ангел этой Звезды или Дхиани-Будда, связанный с нею, будет или руководящим, или просто наблюдающим Ангелом, так сказать, при каждом новом воплощении Монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя ее носитель — человек может навсегда остаться в неведении этого факта» (Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина», т.1 ч.3 отд.10).
Также в «Тайной Доктрине» говорится о Монаде в двух стадиях. Первая —в состоянии непроявленности — называется «Искрой, исшедшей из несотворённого Луча», Божественной Монадой:
«Если Атма, наш седьмой принцип, тождественен с Духом Вселенной, и человек един с ним в своей сущности, то что же есть тогда Монада? Она та однородная искра, которая сверкает в миллионах лучей от Первоначальных Семи…Это есть ИСКРА, ИСШЕДШАЯ ИЗ НЕСОТВОРЕННОГО ЛУЧА — тайна. В эзотерическом и даже экзотерическом северном Буддизме — Ади-Будда, (Чоги Дангпой Сангье) Единое Непознаваемое, без начала и конца, тождественное с Парабраманом и Эйн-Софом, выявляет сверкающий Луч из своей Тьмы» (Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина», т.1 ч.3 отд.10).
Вторая — в состоянии проявленности — называется Человеческой Монадой:
«...точно говоря, термин "Человеческая Монада" применим лишь к Двоякой Душе (Атма-Буддхи), но не к ее высшему, духовному, оживляющему принципу Атма, взятому в отдельности. Но раз Духовная Душа, в случае отделения от последнего (Атма), не могла бы существовать, иметь бытие, то она была так названа...» (Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина», т.1 гл. Семеричное подразделение...)
«Монада выявляется из своего духовного состояния и умственной бессознательности; и, проскакивая первые два плана — слишком близкие к Абсолюту, чтобы допустить сочетание с чем-либо на более низком плане — она вступает непосредственно на план умственный. Но во всей Вселенной не существует плана с более обширными горизонтами или широким полем действия, в его почти бесконечных градациях, познавательных и самопознавательных качествах, нежели этот план, имеющий, в свою очередь, соответствующий меньший план для каждой "формы", от Минеральной Монады до времени, когда эта Монада расцветет в силу эволюции в Божественную Монаду. Но на протяжении всего этого времени она все та же Монада, разнящаяся лишь своими воплощениями через последовательные циклы частичной или полной обскурации духа, или же частичной или полной обскурации материи — две антитезы полярности — сообразно с тем подымается ли она в область умственной духовности или же спускается в глубины материальности».
(Блаватская Е.П. «Тайная доктрина», т.1, ст.6, гл. Добавочные факты...)
«…правильно говорят каббалисты, что "человек становится камнем, растением, животным, человеком, духом и, наконец, Богом", завершая, таким образом, свой цикл или кругообращение и возвращаясь к точке, от которой он начал, как Небесный Человек. Но под "Человеком" подразумевается Божественная Монада, а не Мыслящее Существо, еще меньше его физическое тело».
(Блаватская Е.П. «Тайная доктрина», т.2, ст.8)
Таблица 2
«Монада — воистину, «неделимая вещь», … представлена здесь, как Атма в соединении с Буддхи и высшим Манасом. Эта троица едина и вечна, ибо два последних поглощаются первой при завершении всей условной и иллюзорной жизни. Так Монада может быть прослежена на протяжении ее странствования и в ее сменах преходящих оболочек лишь от начала первичной стадии проявленной Вселенной. Во время Пралайи, промежуточного периода между двумя Манвантарами, она теряет свое наименование так же, как она теряет его, когда истинное Единое Я человека погружается в Брамана, в случае высокого Самадхи, (состояния Туриа) или конечной Нирваны» (Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина», т.1 ч.3 отд.10).
4. О Классах Монад и метафизической триаде Человека
Дополним разделы 2 и 3 фрагментами о Монадах из «Тайной Доктрины»:
Рис. 3. Общая схема зарождения глобусов или сфер планетарных цепей
(Глобусы А, В, С - нисходящая в материю цепь эволюции. Глобус D- физически видимый планетный шар, отвечающий максимальной степени материализации. Глобусы Е, F, G - восходящая к духу цепь эволюции.)
В предложенной диаграмме фиг. 1 представляет Лунную цель из семи сфер или глобусов в начале ее последнего Седьмого Планетарного Круга; тогда как фиг. 2. изображает будущую Земную цепь глобусов или сфер, которая будет, но пока еще не существует.
Сферы Земной цепи отмечены крестом (+), символом Земли. Подобный процесс зарождения новых сфер или глобусов, изображенный на диаграмме, характерен для любой планетной цепи.
«Теперь следует вспомнить, что Монады, вращающиеся в кругу семеричной Цепи (рис. 3), разделяются на семь Классов или Иерархий, согласно их соответствующим стадиям эволюции, сознания и заслуг. Проследим порядок их появления на Сфере А в Первом Круге. Протяжение времени между появлениями этих Иерархий на любой Сфере так приноровлено, что, когда Класс 7, последний, появляется на Сфере А, то Класс 1 только что перешел на Сферу В; и так далее, шаг за шагом, на протяжении всей Цепи…
Но читатель не должен терять из виду Монад и должен знать их природу, насколько это разрешено, не преступая порога высших Мистерий…
Монадическое Множество может быть, грубо говоря, разделено на три больших Класса.
1. Наиболее развитые Монады — Лунные Боги или «Духи» — называемые в Индии Питри — назначение которых пройти в Первом Круге через весь тройной цикл минерального, растительного и животного царств, в их наиболее эфирных, флюидических и рудиментарных формах, для того, чтоб облечься и приспособиться к природе новой сформированной Цепи. Именно, они первые достигают человеческой формы— если только может существовать какая-либо форма в области почти совершенной субъективности — на Сфере А в Первом Круге. Потому они и возглавляют и представляют человеческий элемент на протяжении Второго и Третьего Круга и, наконец, развивают свои тени при начале Четвертого Круга для второго Класса или для тех, кто следуют за ними.
2. Те Монады, которые первые достигают человеческой стадии в течение Трех с половиною Кругов и становятся «людьми».
3. Отсталые Монады, запоздавшие и которые не достигнут, вследствие кармических затруднений, человеческой стадии на протяжении этого цикла или Круга, за одним исключением, о котором будет сказано в другом месте...
Мы принуждены употреблять вводящее в заблуждение слово «люди», и это является ясным доказательством, как мало приспособлен любой европейский язык для выражения этих тончайших различий. Здравый рассудок должен подсказать, что«эти люди» не походили на людей наших дней, ни формою, ни природою. Зачем же тогда, могут спросить, называть их, вообще, "Людьми"? Потому, что нет другого термина ни на одном из западных языков, который, хотя бы приблизительно, передавал желаемое представление. Слово "Люди" (men), по крайней мере, указывает, что эти существа были "ману", мыслящими сущностями, как бы ни отличались они формою и рассудком от нас самих. Но, в действительности, в отношении духовности и понимания они были скорее "Богами", нежели "людьми".
Та же трудность языка встречается в описании "стадий", через которые проходит Монада. Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о "развитии" Монады или сказать, что она становится «человеком». Но всякая попытка сохранить метафизическую точность языка, пользуясь таким языком, как английский, потребовала бы, по крайней мере, три добавочных тома для этого труда, и повлекла бы такое количество повторений, что труд получился бы утомительным до чрезвычайности.
Конечно, Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру или плану и может быть сравниваема лишь с нерушимою звездою божественного света и огня, низвергнутою на нашу Землю, как доска спасения для Личностей, в которых она обитает. Именно, эти последние должны уцепиться за нее и, приобщившись, таким образом, к ее божественной природе, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе Монада не прикрепится ни к одной и подобно доске будет унесена неустанным течением эволюции к другому воплощению.
Эволюция внешней формы или тела вокруг астрала происходит посредством земных сил так же, как и в случае низших царств. Но эволюция внутреннего или истинного человека чисто духовна. И тогда это не только прохождение безличной Монады через многие и различные формы материи — одаренной, в лучшем случае, инстинктом и сознанием на совершенно другом плане — как в случае внешней эволюции, но прохождение "Души-Странницы" через различные состояния не только материи, но самосознания и самопознавания или же к перцепции через апперцепцию.
Монада выявляется из своего духовного состояния и умственной бессознательности; и, проскакивая первые два плана — слишком близкие к Абсолюту, чтобы допустить сочетание с чем-либо на более низком плане — она вступает непосредственно на план умственный. Но во всей Вселенной не существует плана с более обширными горизонтами или широким полем действия, в его почти бесконечных градациях, познавательных и самопознавательных качествах, нежели этот план, имеющий, в свою очередь, соответствующий меньший план для каждой «формы», от Минеральной Монады до времени, когда эта Монада расцветет в силу эволюции в Божественную Монаду. Нона протяжении всего этого времени она все та же Монада, разнящаяся лишь своими воплощениями через последовательные циклы частичной или полной обскурации духа, или же частичной или полной обскурации материи — две антитезы полярности — сообразно с тем подымается ли она в область умственной духовности или же спускается в глубины материальности».
(Блаватская Е.П. «Тайная доктрина», т.1, Комментарий к Станце VI)
«Теперь, что есть Монада? И какое отношение имеет она к Атому? … На второй вопрос следует ответ:
"Никакого, ни к атому, ни к молекуле, как они существуют сейчас в научном представлении.Она никогда не может быть сравниваема с микрокосмическими организмами, которые были причислены, однажды, к полигастрическим инфузориям, теперь же рассматриваются, как растения, и причислены к (algae) водорослям; также она не есть вполне Монас перипатетиков. Физически или в строении своем Минеральная Монада отличается, конечно, от Человеческой Монады, которая не является физической, и строение ее не может быть передано химическими символами и элементами».
Короче говоря, как Духовная Монада Едина, Всемирна и Беспредельна и Неделима, Лучи которой, тем не менее, образуют то, что мы в неведении нашем называем «Индивидуальными Монадами» людей, так и Минеральная Монада — будучи на противоположной дуге круга — также едина и от нее происходят бесчисленные физические атомы, которые наука начинает рассматривать, как индивидуализованные.
"Иначе как можно было бы объяснить математически эволюционный и спиральный процесс четырех царств? Монада является комбинацией последних двух принципов в человеке, шестого и седьмого; и точно говоря, термин "Человеческая Монада" применим лишь к Двоякой Душе (Атма-Буддхи), но не к ее высшему, духовному, оживляющему принципу Атма, взятому в отдельности. Но раз Духовная Душа, в случае отделения от последнего (Атма), не могла бы существовать, иметь бытие, то она была так названа...
Итак, Монадическая, вернее, Космическая Сущность, если подобный термин допустим, в минерале, растении и животном, хотя и являются тою же самою на протяжении всех серий циклов от элементального царства вплоть до Царства Дэв, тем не менее, она разнится по мере своего продвижения. Было бы крайне ошибочным представить себе Монаду, как отдельную Сущность, прокладывающую свой медленный путь определенною тропою через низшие царства и после бесчисленных серий преображении, расцветающую в человеческое существо… Вместо того, чтобы сказать "Минеральная Монада", правильнее было бы употребить в физической науке, дифференцирующей каждый атом, следующее выражение — "Монада, проявляющаяся в той форме Пракрити, которая называется Минеральным Царством".
…может быть, неправильно с точки зрения метафизики, называть Атма-Буддхи Монадою, раз с материальной точки Атма-Буддхи является двойственною и, следовательно, сложною. Но так как Материя есть Дух и наоборот; и раз Вселенная и Божество, одухотворяющее ее, немыслимы отдельно одно от другого; то и в случае Атма-Буддхи происходит то же самое. Буддхи является проводником Атмы, Буддхи находится в том же соотношении с Атмою, как Адам-Кадмон, каббалистический Логос, с Эйн-Софом, или Мулапракрити с Парабраманом».
(Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина», т.1 ст.6 шл.4 гл. Семеричное подразделение...)
Применим к этому фрагменту герметический Принцип Соответствия (или Аналогии), который гласит:
«"Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху".
Этот Принцип включает в себя ту Истину, что всегда существует соответствие между законами и явлениями в различных плоскостях Бытия и Жизни. …овладение этим Принципом даёт средство решения многих тёмных парадоксов и скрытых секретов Природы.
Существуют плоскости выше нашего знания, но если мы применим к ним Принцип Соответствия, то мы сможем понять многое, что иначе было бы для нас непостижимо. Этот Принцип, являясь всемирно применимым в различных плоскостях Материи Мысленной и Духовной Вселенной, является Универсальным Законом.
Древние Герметисты считали этот Закон одним из наиболее важных методов (орудий) мысли, с помощью которого человек сможет отбросить все препятствия, которые скрывают от нас Неизвестное» («Кибалион»).
Метафизической триаде Вселенной — Абсолют, Дух и Материя — соответствует метафизическая тройственная сущность Человека — Монада, Индивидуальность и личность.
Монада неделима и неизменна, представляя собой непроявленный и потому единый биполярный Андрогин, пребывающий в Божественном, Монадическом и Нирваническом (или Атмическом) Мирах. В нём нет преобладания того или иного Пола или Начала. Можно сказать, что, как и во всём непроявленном оба Начала пребывают в нём в Равновесии и Покое.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧАСТИ II СЛЕДУЕТ
01.04.2024 08:13
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".