В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Нужны ли России Рерихи?


 

 

 

Добро пожаловать домой, Елена Ивановна
и Николай Константинович! Наконец, Вы дома.
Теперь и в Москве у Вас есть свой прекрасный дом.
Есть у Вас и страна, которая Вас помнит и знает,
наша с Вами страна. …Сегодня большой день
и для всей российской культуры. Сегодня ее большой праздник:
великие имена Рерихов вернулись в Россию. Они вернулись
для того, чтобы помочь нам осознать необходимость
еще большего внимания к проблемам российской культуры.

                                                      Из речи Ю.М.Воронцова,
специального представителя генерального секретаря ООН,
чрезвычайного и полномочного посла России,
на открытии мемориала Е.И. и Н.К.Рерихам в 1999 г.

 

 

 

Практически в то же время, когда в павильоне ВДНХ директор Государственного музея Востока (ГМВ) А.В.Седов с помпой открывал выставку картин Н.К. и С.Н.Рерихов (кстати, многие из них были захвачены у общественного Музея имени Н.К.Рериха), в Международном Центре Рерихов (МЦР) получили два красноречивых письма от его подчиненного Т.К.Мкртычева. Этот специалист по буддизму и новоиспеченный «рериховед» предлагает МЦР забрать с территории Усадьбы Лопухиных, которая была захвачена у него ГМВ в апреле 2017 года, установленные Центром Мемориал, бюсты, посвященные Рерихам [1], и буддийскую Ступу [2]. Любому человеку ясно, что в данном случае речь идет о разрушении памятников Рерихам и буддийской Ступы, чего и требуют теперь от МЦР в несколько завуалированной форме новые хозяева из ГМВ. И как это ни дико звучит, но выходит, что филиалу Музея Востока, открытому на территории захваченной Усадьбы, который повесил на ее воротах блестящую табличку «Государственный Музей Рерихов», памятники Рерихам не нужны.

 

Возможно, для кого-то из тех, кто поддержал рейдерский захват Музеем Востока общественного Музея имени Н.К.Рериха, эта новость покажется невероятной, ведь они так надеялись, что, наконец, наследие наших выдающихся соотечественников обретет высокий государственный статус. Но у сотрудников МЦР это требование официального лица не вызвало удивления. Мы уже не раз предупреждали, что общественный Музей имени Н.К.Рериха захватывался государственными структурами не для того, чтобы создать другой музей Рерихов. Это была всего лишь уловка, чтобы успокоить общественное мнение, отобрать отреставрированную Усадьбу и захватить драгоценное наследие, а для каких целей – не трудно догадаться. Мы не раз показывали истинные намерения, ссылаясь на различные косвенные признаки [3, 4], но требование демонтажа памятников Рерихам служит прямым доказательством, что идет подготовка к передаче Усадьбы Лопухиных третьим лицам. Кто это будет – ГМИИ имени А.С.Пушкина, который уже давно включил ее в свой музейный городок [5], или другой хозяин, посановитей и побогаче, – пока держится в секрете. Ясно, что именно памятники Рерихам в данном случае являются единственной гарантией того, что в здании будет пока располагаться рериховское наследие, в противном случае нахождение памятников на территории Усадьбы просто неуместно. После же их демонтажа, которого требует ГМВ, останется только снять со стен картины Рерихов и увезти их в неизвестном направлении. И судя по тому, как бесцеремонно Министерство культуры РФ ведет себя с другими учреждениями культуры, например, с Домом Палибина [6], или как уничтожают прославленный Дом Звукозаписи [7], рука чиновников не дрогнет, нарушая данные ранее обязательства.

 

Однако цинизм ситуации не может оставить равнодушными тех, кому дорого рериховское творчество. Нет нужды описывать все заслуги семьи Рерихов, каждый член которой не просто был уникальной личностью, но внес неоценимый вклад в мировую культуру. Рерихи всегда были патриотами, они посвящали свои труды Родине и мечтали, что когда-нибудь там откроется их Музей. С этой целью они безвозмездно передали народу России величайший дар – свое великое наследие. И что же получили взамен? Варварское отношение к своему творчеству, уничтожение созданного самим С.Н.Рерихом общественного Музея при равнодушном молчании большинства – так называемого культурного сообщества, а теперь еще и попытку сноса их памятников.

 

Новых хозяев Усадьбы Лопухиных не смутило, что они собираются не просто уничтожить памятник Е.И. и Н.К.Рерихам, выдающимся людям, но и практически потревожить их прах, который покоится там в титановых капсулах и по всем канонам должен быть неприкосновенен. Его С.Н.Рерих особым распоряжением передал МЦР с условием, что он будет храниться в Москве. Кроме того, в одном из своих интервью Святослав Николаевич прямо заявил, что через 10 лет над прахом его родителей установят мемориал [8]. МЦР беспрекословно выполнил волю дарителя и делал это не втайне от официальных структур. Установка памятников Рерихам была одобрена на совещании Малого методического совета Центра охраны памятников истории и культуры УГК ОИП г. Москвы в 1998 году [9] предусмотрена генеральным планом благоустройства территории Усадьбы Лопухиных [10], и проектом благоустройства территории Усадьбы в 2005 г. [11], наконец, Мемориал и памятники нанесены на официальную городскую геоподоснову Москвы. Даже в акте проверки Мосгорнаследия от 2016 года, т.е. тогда, когда Усадьбу уже заполучил ГМВ и немедленно начал выискивать поводы для выселения МЦР, их установка не отмечена в качестве нарушения. Правда, есть одна маленькая деталь – вся служебная документация МЦР была захвачена ГМВ вместе с Усадьбой Лопухиных и судебные инстанции наотрез отказываются удовлетворить требования МЦР о возврате ему этих ценных свидетельств.

 

Открытие Мемориала состоялось 9 октября 1999 года во время юбилейных празднеств, посвященных 125-летию со дня рождения Н.К.Рериха, 120-летию Е.И.Рерих, 95-летию С.Н.Рериха и 10-летию Международного Центра Рерихов. В торжественной обстановке при большом стечении людей Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова под звуки вагнеровского «Заклинания Огня» заложила в основание монумента титановые капсулы с прахом Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, на поверхности которых были начертаны их имена и знак Знамени Мира [12]. Не менее торжественным было открытие и памятников Ю.Н. и С.Н.Рерихам в 2004 году.

 

 

 
Л.В.Шапошникова рядом с титановыми капсулами
с прахом Н.К. и Е.И.Рерихов.
Открытие Мемориала Н.К. и Е.И.Рерихам.

 

 

На этих праздничных мероприятиях присутствовало немало высокопоставленных гостей. Среди них: президент Торгово-промышленной палаты РФ Е.М.Примаков, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Республике Индия А.Н.Кадакин, командир российско-американо-французского экипажа станции «Мир», лётчик-космонавт Т.А.Мусабаев, Специальный представитель генерального секретаря ООН, Чрезвычайный и Полномочный посол России Ю.М.Воронцов и другие. Официальный статус мемориала Е.И. и Н.К.Рерихам подтвердили и Московские власти. Тогдашний министр Правительства Москвы Кемер Борисович Норкин в своей поздравительной речи высоко отозвался об установленном МЦР памятнике. «…Открытие Мемориала, – подчеркнул он, – это, конечно, выдающееся и важное событие в нашей культурной жизни. <…> Теперь есть место, куда почитатели Великого Мастера могли бы принести и положить цветы. Я еще раз поздравляю всех, кто чтит творчество этого великого человека, и надеюсь, что цветы сюда будут приносить наши внуки и правнуки» [12]. Кемер Борисович, вероятно, и предположить не мог, что через каких-то пятнадцать лет чиновники попытаются отнять у наших детей и внуков эту возможность. Что с подачи бывшего заместителя министра культуры РФ В.В.Аристархова, который до этого никакого отношения к культуре не имел и, вероятно, занимаясь доходным бизнесом, даже не знал кто такой Рерих, безответственные журналисты вдруг заговорят о незаконных братских могилах и самостроях на территории Усадьбы Лопухиных. Что с легкой руки чиновников памятники выдающимся людям, прославившим Россию на весь мир, окажутся вдруг вне закона в этой самой стране.

 

 

Л.В.Шапошникова и Е.М.Примаков на открытии памятников Ю.Н. и .Н.К.Рерихам
                         Открытие памятников Ю.Н. и С.Н.Рерихам

 


И дело здесь, конечно, не в самострое: если мы оглянемся вокруг, то увидим их по всей стране. Незаконно возводят ларьки, магазины и даже особняки в центре Москвы. Более того, часто бизнесмены предпочитают сначала захватить землю и построить на ней, а потом уже найти способы эти строения узаконить. Причем надо сказать, что сносы самостроев случаются крайне редко. А в данном случае собираются уничтожить не ларек или гараж, а памятники, которые изначально были предусмотрены в проекте и возводились на законных основаниях. Если бы чиновники от культуры действительно с уважением относились к памяти наших выдающихся соотечественников Рерихов, то ни при каких обстоятельствах не поставили вопрос об уничтожении посвященных им монументов, а, наоборот, приложили бы все усилия к их сохранению. И будьте уверенны, что при доброй воле это не составило бы для них труда. Итак, дело не в самострое, а в чем?

 

Чтобы это понять, нужно посмотреть на современное состояние культуры в России, да и не только. Нужно уловить вектор общественно-политических ветров и идеалов, которые все больше пытаются внедрить в умы и сердца людей. Обратите внимание на то, кому сегодня возводятся памятники. В России активно начали устанавливать монументы тиранам – И.В.Сталину [13], Ивану Грозному [14], в Украине – кровавым националистам Степану Бандере и Роману Шухевичу. Несмотря на разные эпохи и статусы, всех этих личностей объединяет одно – жестокость и человеконенавистничество. В этом свете уничтожение памятников Рерихам – величайшим гуманистам, просветителям и миротворцам – является серьезным симптомом опасной болезни всего общества. Снос памятников Рерихам не просто разрушение какого-то незначительного строения, а попытка изгнания Рерихов из России, отказ от идеалов красоты и созидания, которые они утверждали всей своей жизнью. А если это так, то почему нас удивляют и возмущают танцы на столах в Ленинской библиотеке [15] или выходки пьяных вандалов в столичных музеях [16], уродская реставрация бесценных памятников старины [17] или деяния директоров знаковых учреждений культуры, которые в силу отсутствия даже элементарного образования разрушают их изнутри [18]? Уничтожение общественного Музея имени Н.К.Рериха, попрание воли Рерихов, снос их памятников и современное состояние культуры в целом – это все звенья одной цепи. Никакой мистики здесь нет, просто молчание в отношении вандализма и попустительство ему вызывает чувство безнаказанности, что и приводит к еще более тяжким последствиям. Если это продолжится, то над Россией опустится темная ночь Средневековья.

 

Пройдет время и новое поколение, которое придет на пепелище, оставленное эпохой мединского, ужаснется доставшемуся «наследству». Из-за невежества и алчности нынешних чиновников ему придется собирать культурное достояние по крупицам и многое начинать сначала. В памяти человечества современное разрушение культуры останется несмываемым позором, а имена разрушителей станут нарицательными. Не забудут и Рерихов – они снова займут подобающее им место и духовные зерна, брошенные ими в сердца и умы людей, в свое время прорастут и дадут пышные всходы. Эпоха созидания в России начнется под их Знаменем – Знаменем Культуры.

 

Правдолюб

22.09.2018 г.

 

Примечания

 

1. Требование ГМВ. 30.08.2018 № 745/1-25, МЦР.

 

2. Требование ГМВ. 19.09.2018 № 787/1-25, МЦР.

 

3. Хоменок Л. Преступная схема Минкультуры // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5866

 

4. Хоменок Л. Почему в усадьбе Лопухиных не будет государственного музея Рерихов // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа:
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5548

 

5. Самые резонансные события в России и мире: взгляд английской и российской редакций // The Art Newspaper Russia (сайт). Режим доступа: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5266/

 

6. Архангел-девелопмент // Новые известия (сайт). Режим доступа: https://newizv.ru/news/city/02-06-2018/arhangel-development-vyselyaet-restavratorov-iz-doma-polibina

 

7. Письмо музыкантов: разгром Дома звукозаписи – это не ошибка, а преступление // Новые Известия (сайт). Режим доступа: https://newizv.ru/news/culture/17-08-2018/pismo-muzykantov-razgrom-doma-zvukozapisi-eto-ne-oshibka-a...

 

8. Открытие мемориала Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов // Новая Эпоха (электронный журнал). 1999. № 4 (23). Режим доступа: http://www.newepoch.ru/journals/23-2/memorial.html

 

9. Протокол совещания Малого методического совета Центра охраны памятников истории и культуры УГК ОИП г. Москвы от 3 декабря 1998 г.

 

10. План благоустройства территории Усадьбы Лопухиных.

 

11. Проект благоустройства территории 2005 г.

 

12. Мемориал Рерихов // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/museum/memorial/

 

13. Как россиянам не дают забыть о Сталине // Эхо Москвы (сайт). Режим доступа:
https://echo.msk.ru/blog/openmedia/2274194-echo/

 

14. В центре Москвы установили памятник Ивану Грозному // РБК (сайт). Режим доступа:
https://www.rbc.ru/society/26/07/2017/59789f619a7947e4707bb1d3

 

15. Танцы на столах: в «Ленинке» прошел модный показ // Вести RU (сайт). Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3058916

 

16. «Выпил, и накрыло»: вандал обезобразил картину Репина // Газета.RU (сайт). Режим доступа: https://www.gazeta.ru/culture/2018/05/26/a_11764957.shtml

 

17. «Дело Минкультуры РФ»: «культурная мафия» «отметилась» и на юбилее Дербента // EurAsia Daily (сайт). Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2016/04/28/delo-minkultury-rf-kulturnaya-mafiya-otmetilas-i-na-yubilee-d...

 

18. Минкульт ответил отказом на обращение об отставке Игоря Конышева // Про Владимир (сайт). Режим доступа: https://provladimir.ru/2018/09/12/minkult-otvetil-otkazom-na-obrashhenie-ob-otstavke-igorja-konyshev...

 

 

27.09.2018 11:00АВТОР: Правдолюб | ПРОСМОТРОВ: 1186


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (4)
  • Ксения28-09-2018 09:21:01

    Понятно, чего добивается противоположная сторона. И хорошо, что рядовые работники Культуры начинают понимать, что в одиночку никому не удастся отстоять ценности Культуры, создаваемой и сохраняемой веками. Когда начнут отбирать здания уже у тех, кто не защитил Музей, может быть тогда поймут, что значит для нашей Родины дела Рерихов, Пакт Рериха, Знамя Мира, идеи Рерихов. Вот коснулось материальной стороны(пенсионная реформа), многие возмутились. А когда рушат и захватывают культурные учреждения, многие молчат. А ведь идеи культуры, красоты очень важны для воспитания нового человека. Как в ВОВ берегли ценности Культуры, какие подвиги совершали для их сохранение. Для чего же люди рисковали своей жизнью? Потому что понимали, что без истинной Культуры нет будущего. Об этом стоит задуматься всем. Не хлебом единым жив человек.

  • Лидия28-09-2018 13:22:01

    Ложь, захватническая политика, дезинформация – давняя низменная традиция ГМВ. Какие только люди не собирались под его крышей, на какие только ухищрения не пускались! Набатчиков, Румянцева, Рыбак, Седов, Росов, Мрктычев, Избачков… Все как на подбор. Обмануть и не вернуть С.Н.Рериху 288 картин из его личной коллекции, оклеветать всю семью Рерихов, вооруженным путем захватить усадьбу Лопухиных, разгромить и обокрасть целиком общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР, незаконно опубликовать Дневники Е.И.Рерих, а теперь демонтировать памятники Рерихам и буддийскую Ступу – это же надо настолько ненавидеть Рерихов…
    Вот публикация трехлетней давности на сайте «Тибетского дома» в Москве под названием «Буддийская Ступа в Москве будет сохранена» о пресс-брифинге в ГМВ, который состоялся 21.06.2016 с участием Рыбака, Седова, Мрктычева и прочих лиц:
    «Участники брифинга были единодушны – ступу никто сносить не собирался. Об этом заявили и представитель Минкультуры России, и руководство ГМВ».
    И еще:
    «Полагаем, что лица, которые занимаются подстрекательством верующих против государства, вводя в заблуждение верующих буддистов о намерениях государства снести «Ступу Просветления», должны нести ответственность. Ведь только когда провокаторы будут знать об ответственности за разжигание религиозных конфликтов, мы получим конфессиональный мир в нашей многонациональной стране, граждане которой исповедуют различные религии».
    В соответствии с этим заключением, в надежде избежать ответственности за намерение «снести» Ступу и памятники Рерихам, в своих требованиях к МЦР Мрктычев, ловко используя возможности великого русского языка, подменяет слово «снести» словом «забрать» с территории Усадьбы эти памятники и «малую архитектурную форму, расположенную на заднем дворе». То есть о буддийской Ступе Трех Драгоценностей как таковой как бы и речи нет. «Великий комбинатор», что и говорить.
    «Забрать» – означает демонтировать, то есть фактически разобрать, разрушить.
    И если теперь МЦР заявит правду о варварских намерениях ГМВ, можно возложить всю меру ответственности на МЦР, обвинить его во лжи, «подстрекательстве верующих против государства, вводя в заблуждение верующих буддистов о намерениях государства снести “Ступу Просветления”» и привлечь к ответственности как «провокаторов за разжигание религиозных конфликтов».
    Для ГМВ, Минкульта и других заинтересованных структур это в порядке вещей.
    Им Рерихи не нужны, Рерихи нужны России, для которой они трудились.
    Временщики приходят и уходят, а Рерихи пришли навсегда.

  • Николай А.28-09-2018 15:56:01

    Спасибо автору за статью.

  • Татьяна Бойкова28-09-2018 17:14:01

    Цинизм — вот то главное, что преобладает в головах захватчиков. Цинизм во всем. Именно поэтому Общественный музей им. Рериха был вероломно захвачен, а сотрудники выброшены на улицу без документов и личных вещей, которые потом они еще долго не могли получить. Затем так же беспардонно, цинично и по-варварски ими уничтожалось: обдиралось, разрезалось и разбивалось внутри помещений бывших залов МЦР, сделанных с такой любовью и заботой для людей, но такое ненавистное для них. Ну а теперь они добрались и до праха Рерихов, да и Ступа не пуста. Но разве для таких людей есть на свете что-то святое, кроме наживы, денег и своего драгоценного «Я». Полагаю, у всех ответ будет одинаков, что для таких нет ничего святого, даже если они пишут и защищают диссертации о жизни Рерихов или по буддизму.

    Л.В. Шапошниковой и сотрудниками МЦР все делалось так, как было завещано С.Н. Рерихом. Рерихи всю свою жизнь работали на благо мира, но более всего для будущего России. Их сердца, мысли, устремления и сердца всегда были с Россией. Два раза передавались картины Рериха в нашу страну. Первый о музее им. Рериха заговорил и пытался сделать все что возможно, Юрий Николаевич Рерих. Он тоже верил, что в нашей стране может и должен быть музей им. Рериха, но в итоге картины ушли в запасники Русского музея. Внезапно умирает Юрий Николаевич и все словно забывают, что речь шла о постоянном экспонировании подаренных картин его отца. Ведь если задуматься, какая же все-таки черная неблагодарность — получить такое богатство в дар и не создать хотя бы со временем несколько небольших залов картин Н.К. Рериха с периодической их сменой.
    Зато теперь по чьей-то прихоти в Русском музее делают то, что вредит не только сотрудникам, но и сохраняемому в нем. А запасники, как выяснилось, же давно дышали на ладан и просили ремонта, что стало понятно из прочитанного в СМИ, но на это денег, как и всегда, не было. А вот теперь они появились, но сотрудники музея «почему-то недовольны и протестуют…». Но мы немного отвлеклись.
    И вот Святослав Николаевич решил восстановить справедливость по отношению к своим родителям — этим великим людям, почитаемым во всем мире, но принадлежавшим и по рождению, и по сердцу к России — и на волне перестройки, ему наконец-то это удалось. Все мы хорошо помним, что это было за время, когда создавался Общественный музей — ужасные 90-ые, результаты которых, мы во многом пожинаем до сих пор. Учитывая все, происходившее тогда с квартирой (и ее внутренним содержимым) его брата (Ю.Н.Рериха) и переданной первой партией картин, С.Н. Рерих поставил условие о создании именно Общественного музея им. Рериха. Он достаточно хорошо оценил государственную деятельность в этом плане и понимал, что только преданность Учителям и Общему Делу помогут не только сберечь переданное в Россию материальное наследие семьи Рерихов, но и верно поставить работу по его духовной составляющей. А это могло стать возможным только в общественной форме управления музеем. В постоянной борьбе и победах рос и мужал Общественный Музей им. Рериха. Устанавливаемые монументы всем Рерихам, и буддийская Ступа Трех Драгоценностей и остальное, что ни делалось в музее или на его территории — все согласовывалось с нужными органами и управлениями в той же самой Москве. А теперь все чиновники и суды Москвы ведут себя так, словно все это время они находились под наркозом и в этом состоянии подписывали все что создавалось и воздвигалось на территории усадьбы и внутри ее, а сегодня словно очнувшись — они переписывают все наново. Полагаю, со мной многие согласятся, что происходившее именно в эти 1,5-2,0 года, совершенно точно похоже на самый страшный, ужасный и злодейский сон какой только может приснится не только сотрудникам бывшего прекрасного, лучшего музея-жемчужины им. Н.К. Рериха в нашей стране, да и во всем мире, но и нам всем, кто остался верен Рерихам. Не позарился на новые должности, разнообразные привилегии или подачки, и лживые слова нового руководства непонятно какого музея. Потому что когда начинают освобождаться от того, что дорого и близко Рериховскому миру — это уже не от Рерихов.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »