Светлой памяти Елены Ивановны Рерих 1 октября 2024. Онлайн-лекция «Основы буддизма в философии Е.И.Рерих». Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Республике Алтай. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Ноосфера – явление планетарного и вселенского характера: контекст традиции русской духовной культуры. А. М. Егорычев


КОНТЕКСТ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В мировом научном и социокультурном диалоге, который стал более интенсивным в начале XXI века, со стороны России особую роль играет научная теория В.И.Вернадского (1863-1945). В.И.Вернадский - величайший русский естествоиспытатель и мыслитель, основатель учения о биосфере и ноосфере, выразитель многопланового течения русской духовной жизни конца XIX и начала XX века, известного как русский космизм. Он не просто наследник и выразитель традиций русской духовной культуры, но и великий эволюционист, преобразователь, который сумел показать всему человечеству необходимость принятия новой формы жизненной организации человечества – ноосферной.

 

Учение о ноосфере играет огромную роль в современной научной картине мира, в формировании нового мировоззрения у людей XXI века. Оно стало свидетельством перехода человеческой цивилизации к управляемой социоприродной эволюции, что доказывает ее величайшую актуальность не только для России, но и для всего современного человечества.

 

Наследие В.И.Вернадского во многих отношениях уникально. Впервые в истории человеческой культуры  было создано учение, в рамках которого дается новая интерпретация знаний и опыта, накопленного естествознанием за многие века.

Это учение при всей его логической разработанности основывается, прежде всего, на социокультурном опыте русского народа, запечатленном в самых разнообразных формах миропонимания и проявлений его жизнедеятельности. Уникальность содержания учения о ноосфере заключается в том, что главное место в нем отводится роли человека в природе и обществе, его назначению в мировой социоприродной эволюции. Разумеется, у В.И. Вернадского это связано с многообразием его собственной деятельности. Являясь естествоиспытателем и мыслителем, В.И.Вернадский обосновал не только учение о биосфере и ноосфере, но и занимался проблемами генетической минералогии, радиологии, биогеохимии и другим научным направлениям. Являясь крупным ученым естествознания, В.И.Вернадский в то же также время занимался вопросами политики, проблемами общественной  деятельности. На поприще государственной и общественной деятельности отстаивал идеалы гуманизма и просвещения народа, являясь одним из ярких выразителей многопланового течения русской духовной мысли конца XIX и начала XX веков – русского космизма. Тут ярко проявилась особенность отстаиваемого им подхода к построению научной картины мира,  сформулированным им в двух фундаментальных обобщениях. В первом (1917) говорится о сосуществовании в науке «двух синтезов Космоса» - «физического» и «натуралистического» (биосферного) как научных картин мира. Две обозначенные картины мира – это два типа мировоззрения. Физическая картина мира основана на примате физико-химических явлений, где живая материя лишь более сложное их проявление. Биосферная картина мира предполагает, что живое вещество есть основополагающая планетно-космическая сила, способствующая организованности социоприродных процессов. Во втором обобщении, в контексте разрабатываемого учения о ноосфере, рассматриваются три пласта реальности: космические просторы; атомные явления; жизнь человека, природные явления ноосферы и нашей планеты, взятой как целое. Три пласта, несмотря на резкое отличие по свойствам пространства – времени, имеют взаимопроникновение. В.И.Вернадский показал, что «биосфера» и «ноосфера» - являются главным связывающим звеном в построении системной, многоплановой картины мира, которая, в конечном итоге позволит не только создать единство человечества, но и вывести его на новый уровень отношений с биосферой.

 

Новый уровень отношений человечества с биосферой, считал ученый, есть закономерное следствие синтеза эволюции живого вещества, где главной геологической силой будет выступать человеческая мысль. Ноосфера выражает вступление человечества в новую социальную историю, основной особенностью которой является сопряженная эволюция биосферы и человечества, реализуемая и направляемая разумом человека. «Человечество, - писал В.И.Вернадский,- взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера». [1 ,c.509]. Особенностью «геологической силы» новой эволюции – ее системность, она (мысль) охватывает всю биосферу и социосферу, созидающая новое пространство жизни – ноосферное.

 

Нетрудно заметить, что основные философские положения теории ноосферы складывались в рамках русского космизма (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и др.). Русский космизм есть историческое социокультурное выражение самосознания русского человека. В нем выразилась, прежде всего, философия жизни этнического сознания и самосознания русского народа, его отношение к миру – космосу как сущности живой, творящей и бесконечной. Русский космизм формировался в русле истории славянской культуры, и обладает своими специфическими чертами, одновременно оставаясь неотъемлемой частью мировой культуры. В нем самобытные ценности  великой русской культуры соединены с научными концепциями о мире и космосе. Русское космическое мировоззрение имеет очень древние истоки, уходящие в седую дохристианскую древность, где мир-космос был живой, наполнен энергией Творца и человек как его единая часть, всегда был с ним во взаимодействии.

 

В трактовке понятия космизма учеными естествоиспытателями (К.Э.Циолковским, А.Л.Чижевским и В.И.Вернадским) было заложено его понимание как научного мировоззрения и необходимого принципа культуры человечества. Такое мировоззрение рассматривает косную и живую материю Земли в единстве всех космических процессов, где человеческая деятельность приобретает общепланетарное и космическое измерение. Вклад В.И.Вернадского в осмысление закономерностей развития биосферы, происходящих планетарных изменений, связанных с социоприродной деятельностью человека, его взаимоотношениями с природой, оказался значительным и актуальным, как для XX, так и для XXI веков.

Сегодня человечество начала XXI века пытается ответить на сложные вызовы времени. Идеи В.И.Вернадского о социальной ответственности человечества перед миром-космосом, о перерастании биосферы в ноосферу становятся  основополагающими в выработке стратегии выживания человечества и его устойчивом развитии. Все происходящие процессы в природе и мировом сообществе можно рассматривать как следствие неких гигантских во времени и пространстве процессов, имеющих вполне определенную направленность и целеполагание. Эволюция материи из состояния первобытного хаоса в сложно организованную, сознательную и мыслящую является очередной фазой развития глобальной Вселенской системы.

 

Ноосфера также является неизбежной фазой развития планеты Земля, всей солнечной системы. По своей значимости ноосфера есть исключительный момент Вселенской эволюции, рассма


Гений В.И.Вернадского определил развитие социальной материи во времени, в ее интеграции с природой. Ментальное развитие человечества – есть устремление человеческого сознания  к более одухотворенному разуму. В контексте этого становится понятным то, что современное состояние общества, имеющее ориентации на развитие мира технологического, экономического и посвящающее на это все жизненные силы, не может быть определяющим смыслом жизни человечества и может рассматриваться лишь как промежуточный этап его развития. Техносфера формирует и соответствующее сознание, которое, тем не менее, несет в себе потенциал истинного ноосферного сознания, которое, в определенное эволюционное время совершит революционную трансформацию. В.И. Вернадский указывал, что появление ноосферы и ноосферного сознания есть явление соизмеримое с глобальными геологическими событиями. В основе  этого глобального воздействия лежит человеческая мысль, сила которой, благодаря развитию науки и технологии имеет потенциал, способный творчески и управляемо творить геологическую эволюцию планеты, социоприродную управляемую эволюцию.

Возникает вопрос, является ли процесс перехода биосферы в ноосферу явлением сознательным, зависящим от интеллекта и воли человека (сообщества) или ноосфера есть природное явление, изначально заложенное в генетику природы и предопределеное всем гигантским эволюционным опытом? Как бы то ни было, человек, получив от Природы и Бога высшую форму познания – интеллект и духовность, способен сознательно преобразовать сферу своей деятельности, подчинив свои разрушительные инстинкты (аппетиты) духовной логике интегративного сосуществования двух сфер - социума и природы.

XXI век – это век радикальных преобразований, которые трансформируют биосферу в ноосферу. Накоплен огромный научный и технологический потенциал, который (по В.И.Вернадскому) является главной движущей силой, способствующей радикальному преобразованию сферы жизни на планете [1].

 

Процесс преобразования биосферы в ноосферу происходит согласно природной целесообразности, где человек как живой организм неразрывно связан с природой, ее здоровьем. К сожалению, современные апологеты экономической и технологической политики не хотят понять эту функциональную зависимость. В.И.Вернадский однозначно показал, что человек и человечество теснейшим образом, прежде всего, связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть уединены [1]. Исходя из вышеобозначенного тезиса В.И.Вернадского, можно смело предположить – современная экономическая теория и модель, являющиеся вектором и целепологанием  организации развития человеческого сообщества не может создать устойчивое равновесие в гармонизации и интеграции социума и биосферы.
Сегодня социум накопил не только огромный интеллектуальный и технологический потенциал, без которого невозможен переход в ноосферу, но и те противоречия, которые будут способствовать переориентации этого интеллекта, формированию нового сознания. Именно новое сознание и произведет новое общество – ноосферное.

 

В.И. Вернадский был убежден, что процесс перехода биосферы в ноосферу есть явление неизбежное, однако глубоко осознанное и творимое разумом человека, то есть мышлением, согласованным с законами существования биосферы и социума. Смысл заключается в том, что ноосфера, способ ее осуществления и существования ни коим образом не согласуется с существующими социально-экономическими идеями и концепциями начала XXI века. Это предполагает тотальное переосмысление всех принципов на которых осуществляется жизнедеятельность социума и построение новой научной парадигмы, выходящей за границы современной экономики человека. Вот здесь-то и лежит позитив мирового явления глобализма. Необходима единая воля всего человечества, пока еще глубоко погруженного в вульгарный материализм и либерализм рыночной экономики, направленная на подобные реформации.

Глобализм как явление социального порядка есть генетически обусловленное единство человечества. Единство человечества выступает важнейшим законом биосферы, позволяющим перейти в ноосферу. Это единство связывает человечество в единый организм со всеми живыми организмами биосферы, позволяющее сформировать и единое духовное сознание, единую культуру космопланетарного порядка.

 

Литература

 

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. – 509 с.
2. Печатаются три раздела из брошюры В.И. Вернадского. «О задачах и организации прикладной научной работы Академии наук СССР». – Ленинград: Изд-тво АН СССР. – 1928. – 42 с.
3. Питирим Сорокин. Человек, цивилизация, общество. 1920.
4. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990. 274 с.
5. Известия № 90 от 24.05.2006.
6. Казначеев В.П. Казначеевские чтения. Т. 1. Новосибирск, 2007.
7. Казначеев В.П., Поляков Я.В., Акулов А.И., Мингазов И.Ф. Проблемы «Сфинкса ХХI века». Новосибирск: Наука, 2000. 230 с.
8. Казначеев В.П., Дмитриев А.Н., Мингазов И.Ф. Цивилизация в условиях роста энергоемкости природных процессов Земли (Проблемы космоноосферной футурологии). Новосибирск, 2007.
9. Львов Д.С. Научный доклад на заседании Президиума РАН 12.02.2002 Г. – М.: ЦЭМИ, 2002.
10. Фром Э. Иметь или быть? 1990.
11. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. 1924.
12. Чижевский А.Л. Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность солнца. 1930.
13. Казначеев В.П., Непомнящих Г.И. Мысли о проблемах общей патологии на рубеже ХХ1 века. – Препринт. – Новосибирск: НИИ общей патологии и экологии человека НЦ КЭМ СО РАМН; НИИ региональной патологии и патоморфологии НЦ КЭМ СО РАМН, 2000. – 47 с.
14. Казначеев В.П. Основные ферментативные процессы в патологии и клинике ревматизма. 1960.
15. Талбот Майкл. Голографическая Вселенная /Перев. с англ. – М.: Издательский дом «София», 2004. – 368 с.
16. Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1975. – 464 с.
17. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии: Пер. с англ. – 3-е изд. – М., 2000. – 497 с.
18. Казначеев В.П. Материализация эфира – перспективы ХХ1 века //В кн. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса ХХ1 века»/ Под общей ред. ак. В.П. Казначеева. – Новосибирск:
Изд-во Новосиб. ун-та, 2002. – 463 с.
19. Дульнев Г.Н. Энергоинформационный обмен в природе. – ГУ ИТНО, 2000.
20. Дульнев Г.Н. В поисках тонкого мира. – Весь, 2004.
21. Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Сверхслабые излучения в межклеточных взаимодействиях. – Новосибирск: Наука, 1981. – 143 с.
22. Кузин А.М. Вторичные биогенные излучения – лучи жизни. – Пущино: ИБК РАН, 1997.  – 37 с.
23. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. – Новосибирск: Наука, 2004. – 312 с.
24. Козырев Н.А. Избранные труды. 1991.
25. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. Новосибирск: Наука, 2004. 312 с.

 

Источник: Казначеевские чтения №3, 2010. Духовность в контексте культуры. (Вырастут ли наши дети русскими интеллигентами?). Сборник докладов участников международной научно-практической конференции / Под общей редакцией академика В.П. Казначеева (издание второе). – Новосибирск: ЗСО МСА, 2010 г. – 212 с., илл.

24.10.2010 03:00АВТОР: А. М. Егорычев | ПРОСМОТРОВ: 2845




КОММЕНТАРИИ (2)
  • Лидия11-06-2024 16:12:01

    Современный раздел социологии- Геостратегия снова призывает Теософию.

  • Лидия12-06-2024 08:33:01

    Почему на "Портале Адамант" о ноосфере только "давнишние" публикации?? Ведь еще В.А.Боканов начинал тему новой цивилизации.Акаша (Материя матрикс, Материя Люцида)- эфир. Ноосфера (ионосфера) плазменное состояние "Земного" эфира.


    Администратор

    Новых как-то не случилось.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Тонкие миры, ноосфера »