Святослав Рерих: «Николай Рерих – художник и провидец»
С.Н.Рерих
Выступление по Всеиндийскому радио к 90-летию
со дня рождения Николая Константиновича Рериха
9 октября 1964 г.
В долине Кулу, древней Кулуте, в Наггаре, на виду у снежных вершин, среди деодаров и синих сосен стоит большой прямоугольный камень. На нем следующая надпись: «13-го декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир». Камень стоит, будто алтарь, изваянный самой рукой природы, которая придала ему вид почти совершенного прямоугольника. Это осколок, который отделился от ближнего утеса как будто для того, чтобы отметить место, где был кремирован певец Гималаев, запечатлеть место его последнего успокоения. Сегодня, 9 октября, прошло 90 лет со дня рождения моего отца Николая Рериха. Скажу несколько слов о нем.
Наш покойный премьер-министр Джавахарлал Неру при открытии выставки картин моего отца сказал:
«Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно — тысячи картин, и каждая из них — великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном, и мы чувствуем, что мы в долгу по отношению к Николаю Рериху, который выявил этот дух в своих великолепных полотнах».
Трудно в краткой радиопередаче достаточно точно обрисовать человека, который прожил такую необычную жизнь и оставил такое огромное наследие. Я задержусь лишь на некоторых наиболее важных аспектах его жизни.
Всякий раз, когда я думаю о моем отце, я вижу перед собою его ясное и задумчивое лицо. Его добрые фиолетово-синие глаза, которые временами могли становиться совершенно темными. Я слышу его спокойный голос. Он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основами его характера. Это было спокойствие совершенного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора.
Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его работоспособность была изумительной. Когда он рисовал или писал, то делал это со спокойной обдуманностью. Когда он писал своим крупным и четким почерком, то никогда не исправлял и не менял своих предложений, и менее всего своих мыслей. Это было постоянное поступательное устремление к известной определенной цели, и это можно сказать о всей его жизни. При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и сдержанным и никогда не колебался в своих решениях.
Еще в школьные дни он ставил перед собой высокие идеалы великих итальянских мастеров эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело. Уже будучи студентом, он писал об этих великих личностях, этой полной самоотверженности в поисках красоты и служении ей.
Николай Константинович родился в 1874 году в Санкт-Петербурге, в России, в семье древнескандинавского происхождения. Он одновременно посещал Академию художеств и несколько факультетов университета, в том числе, исполняя желание отца, факультет юридических наук. Позже учился за границей. Он был одарен блестящими умственными способностями исследователя и удивительной памятью, которая никогда не забывала, что ей было доверено.
Свои археологические исследования и раскопки он начал, когда ему было восемнадцать лет. Годы, которые он прожил в России, были замечательнейшим примером человеческой самоотверженности и подвига. Он шел в ногу с передовым искусством, возглавлял целый ряд просветительных учреждений, принимал участие во множестве других предприятий. Ко всему этому он писал тысячи картин, фрески, создавал мозаики для общественных зданий и церквей, работал над декорациями и костюмами для опер и балетов, писал книги, очерки об искусстве и археологии, небольшие рассказы, сказки и стихотворения, проводил исследования по археологии, истории. Он находил также время для собирания замечательных коллекций по искусству и археологии, которые были одними из лучших в России.
Некоторые из его декораций и костюмов к «Князю Игорю» и «Весне Священной», которые были поставлены в Париже Дягилевым, стали классическими для сцены.
Это трагедия, что большинство фресок, исполненных им, не пережили разрушительных действий войн и остались для нас лишь в репродукциях и первоначальных эскизах.
Признание и слава пришли в ранний период творческой жизни моего отца. Когда он окончательно решился предпринять кругосветное путешествие, ему было 43 года, а он был уже мировой известностью.
Философская мысль Востока привлекала его с самых ранних лет. Книги Шри Рамакришны, Свами Вивекананды и других были изданы в России в начале нашего столетия. Стихотворения и поэмы Тагора были прекрасно переведены на русский язык великим литовским поэтом Балтрушайтисом. В то время в Париже русским знатоком искусства Голубевым была организована выставка индийского искусства. Отец посвятил этой выставке одну из своих статей и закончил ее следующими словами:
Живет в Индии красота.
Заманчив великий индийский путь.
Этот «путь» привел его впоследствии в Индию, чтобы открыть для себя самого и для других красоту этой страны, изобразить, как никто до него не изображал, величие, утонченную красоту и внутреннее значение Гималаев.
Изучение философии и восточной мысли было постоянным мотивом в его внутренних поисках. Эти поиски золотой нитью прошли через всю его жизнь.
Естественно может возникнуть вопрос: нашел ли он то, что искал? Оправдались ли его ожидания? Да, тысяча раз — да! Из своих сокровеннейших тайников Жизнь открыла перед ним свои трансцендентальные дары, сделала его судьбу бесконечно богатой возможностями, откровениями и высокими соприкасаниями.
Он путешествовал повсюду, не только по России, Европе и Новому Свету, но также по Азии, и его длительные экспедиции прошли через Среднюю Азию, Монголию, Тибет, Китай и Японию. Много лишений было испытано, много трудностей надо было преодолеть. Во время одной из экспедиций караван был задержан местными властями и ему было запрещено продвигаться вперед. Пришлось провести зиму без зимнего оборудования на высоте 16 000 футов. Все вьючные животные погибли из-за недостатка корма и суровых климатических условий. Несмотря на все эти испытания, Николай Константинович продолжал свою работу, проводил свои исследования и писал свои прекрасные картины.
Моя мать была его постоянной спутницей. Философ и автор многих книг, она разделяла с отцом все его устремления и принимала участие во всей его работе. Многие из ее мыслей воплощены в его полотнах, много книг он посвятил ей. Так тесно было их творческое общение, что порою трудно провести черту, разделяющую их взаимовлияние и вдохновение.
Отец любил Индию, Гималаи и посвятил им книги, очерки и тысячи полотен. Тот «Великий Индийский Путь», который постоянно манил его, стал реальностью, когда он приехал в Индию. Он мог прикоснуться к самим истокам великих философий, древней трансцендентальной мысли. Он путешествовал по всей Индии и Гималаям и в конце концов поселился в Кулу, где жил и работал до своей смерти в 1947 году. Он всегда предвидел и надеялся на более тесное сотрудничество между Индией и Россией. В одной из своих статей об Индии, сочиненной во время экспедиции по Монголии, отец писал:
«О Бхарата, наипрекраснейшая, позволь мне послать тебе мой сердцем прочувствованный восторг перед всем тем величием и вдохновением, которым полны твои древние города и храмы, твои луга, священные реки и Гималаи».
Как художник Николай Константинович работал в уникальном, только ему присущем стиле. Он был блестящим колористом, у него было чудесное воображение и дар композиции. Многие из его картин оказались пророческими. Великий русский писатель Горький назвал его величайшим интуитивистом, а Леонид Андреев определил его искусство как «Державу Рериха».
Рабиндранат Тагор в 1920 году писал отцу:
«Ваши картины глубоко тронули меня. Они заставили меня осознать нечто очевидное, но нуждающееся в постоянном раскрытии: что правда беспредельна. <...> Картины ваши ясны и все же невыразимы словами, — ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно велико».
Знаменательной вехой в жизни Николая Константиновича стало подписание его Международного пакта по охране культурных ценностей во время войн и междоусобиц. Этот пакт, известный как Пакт Рериха, осуществился уже при жизни отца, а теперь он вошел в основу Договора, подписанного в 1954 году на Гаагском съезде всеми ведущими странами.
О моем отце существует огромная библиография, больше дюжины значительных монографий и сотни очерков и статей известных писателей и искусствоведов посвящены его искусству и творчеству. Несколько книг готовится к печати сейчас, и в Советском Союзе недавно вышла новая монография.
Многие страны отметили заслуги отца при его жизни. Он получил несколько высоких знаков отличия и состоял членом более чем полдюжины академий; был председателем, президентом, почетным членом бесчисленных организаций, научных корпораций и обществ.
Величайшим духовным наследством, оставленным Н.К.Рерихом потомкам, являются его картины и литературные произведения. Последние составляют около 27 томов, не считая множества очерков и статей.
Его наиболее известные книги — это Собрание сочинений (1914 г.), «Нерушимое», «Алтай – Гималаи», «Сердце Азии», «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Шамбала», «Пути Благословения», «Врата в Будущее», «Гималаи — Обитель Света».
Картин Н.К.Рериха насчитывается более 7000. Они рассеяны по всему свету, находятся в музеях и частных коллекциях. В Индии картины отца имеются во многих учреждениях, его картинам предназначены отдельные залы в Кала Бхаване в Бенаресе, в музее Тривандрума, в Аллахабадском музее, и новый зал будет открыт в музее Чандигарха.
Жизнь Н.К.Рериха — беспрестанные поиски знания, углубленное самопознание, синтез сосредоточенной творческой деятельности и служения людям.
С самых ранних лет он интуитивно чувствовал, что труд является великим очищающим и возвышающим жизненным принципом. Он верил, что сознательным трудом человек освобождает и очищает себя, что стремление творить нечто лучшее, более совершенное, поднимает нас на новую высокую ступень. Эти поиски совершенства, это сознательное усилие найти лучшее для всего выражение, этот беспрестанный ритм радостного труда являлись кредо моего отца в продолжение всей его жизни.
«Вера без дел мертва». Удары молота рождают из инертного металла осязаемые очертания.
СЕРДЦЕ, МУДРОСТЬ, ТРУД И ТЕРПЕНИЕ — вот принципы, которые были для отца наиглавнейшими. Усердно прилагая их ко всему, что он делал, Н.К.Рерих достиг завершенности и с уверенностью мог сказать:
Красотою объединяемся,
Красотою молимся,
Красотою побеждаем.
Из архива МЦР
ЛАЗАРЬ ТРАВИНСКИЙ23-12-2023 18:56:01
https://www.youtube.com/watch? v=2dzSsRr8PkQ
Александр Иванович Херсонов23-12-2023 22:09:01
Замечательную юбилейную публикацию С.Н.Рериха о великом отце хотелось бы дополнить своими соображениями. Одну из первых и давних публикаций о Н.К.Рерих автор комментария озаглавил "Мой Николай Рерих" и закончил своеобразной формулой, в которую включил "составляющие" натуры и характера великого человека и художника. Итак, какой видится «формула жизни» Николая Рериха? Попробуем определить слагаемые удивительной формулы, которые суммируясь явили бы потомкам феномен по имени «Николай Рерих», своеобразный «Эверест Человечности».
Составляющих «Формулы Жизни Рериха» насчитывается 7: Тяжёлый, ежедневный труд + Развитие заложенных Природой замечательных способностей (в том числе, и экстрасенсорных) + Культ Красоты и Гармонии + Стремление к Знанию, к Истине + Умение воплотить материальное в духовное и духовное в материальное + Неуклонное движение к Совершенству + Чуткое Восприятие наставлений великих Учителей Белого Братства.
Александр24-12-2023 09:35:01
Святослав Николаевич Рерих пишет: "Знаменательной вехой в жизни Николая Константиновича стало подписание его Международного пакта по охране культурных ценностей во время войн и междоусобиц. Этот пакт, известный как Пакт Рериха, осуществился уже при жизни отца, а теперь он вошел в основу Договора, подписанного в 1954 году на Гаагском съезде всеми ведущими странами".
Для меня до прочтения этой фразы было откровением, что существовал Международный Договор, принятый в Гааге. Договор который продолжил, заложенное в 1935 году в "Пакте Рериха". И спрашиваю: как получилось, что читая многочисленные публикации о "Пакте Рериха", изучая содержание "Пакта" и всё, что по этому поводу писалось, ни разу не встретил указание на его "продолжение", на Гаагский договор?
Поразмыслив, прихожу к ответу: не потому ли, что в Гааге гордиться было нечем? Договор опоздал. Поскольку заключался на послевоенной разрухе мирового культурного наследия... "Пакт Рериха", подписанный в США под патронажем правительства и президента Рузвельта к Европе не имел отношения,в то время как Вторая мировая война назревала именно в Европе. Видимо, так сложились предшествовавшие обстоятельства и события. Известна уникальная переписка Е.И.Рерих с президентом Рузвельтом, призванная направить США на "путь истинный", дать импульс духовному развитию американской нации. Это было важно. Как и важно и то, что Н.К.Рерих был послан именно в США основывать культурные учреждения, поднимать духовность народов США. Вот почему именно там был подписан "Пакт Рериха". Хотя "Пакт" готовился к подписанию в Европе, в Бельгии (Брюгге).
И вот, запоздалое продолжение в нидерландском Гааге 1954 года, когда Европа, "наученная горьким опытом", всё же подписала Договор о сохранении культурных ценностей. На самом высоком уровне, от лица Красного Креста и ООН. Были в Договоре и подписи СССР, а значит и его республик. Тогда это были подписи "сквозь слёзы на глазах". Но они были и ко многому обязывали.
...Прошло 70 лет и правительство "свободолюбивой" Украины с душком неонацизма с одобрения правительства США в слепую обстреливает американскими снарядами мирные города Донецкой и Луганской республик, сеет смерть мирных граждан, разрушает учреждения культуры, театры и библиотеки, родильные дома, церкви , исторические памятники. Следует ли напомнить президенту США Байдену, что с его ведома на Украине творятся военные преступления, гибнут мирные люди и разрушаются культурные ценности? Суд над преступниками и пособниками будет неминуем.
ЛАЗАРЬ ТРАВИНСКИЙ24-12-2023 10:30:01
День добрый! Послали ссылку на очень интересный доклад Петренко Елены на 30 летний юбилей Смирнова--Русецкого... (Одесский музей). Произошел сбой... И сейчас найти вновь этот доклад нам не удалось...Очень странно... За беспокойство простите.
Ксения24-12-2023 15:44:01
Кто, кроме сына, так хорошо знал Н.К. Рериха, так тесно был связан с ним на протяжении всей жизни отца? Связан в первую очередь общностью взглядов, духовных интересов, общих дел огромного масштаба, художественными и общественными интересами. Он был свидетелем всей жизни отца, знал его лучшие качества, черты характера, направление всей его деятельности. Поэтому С.Н. Рерих смог так проникновенно написать о своём отце. Великий сын - о великом отце.
Александр Иванович Херсонов26-12-2023 10:40:01
ыло бы интересно ознакомиться с суждением Н.К.Рериха по поводу того, как следует творить художнику картины.
"Художник, творя свои картины, вкладывает в них силу своих излучений, степень и характер которых зависит от силы его творческого огня. Эти наслоения сопровождают полотна и остаются с ними на все времена их существования, если огни вложенные в них, достаточно стойкие. Воздействие таких аккумуляторов вибраций очень сильно. Чем огненнее творчество, тем сильнее воздействие. Можно представить себе, какова мощь великих произведений искусства, если созданы они при тесном объединении с Иерархией Света и если их творец сам является Иерархом высокой ступени".
Г.А.Й.,1971, книга XII, 693 (Гуру).
Таким образом, открывается тайна особенности творчества Гуру Н.К.Рериха.
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".