13.12.2024. Лекция «Американская и русская трагедии: параллели и последствия». Выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» в Новосибирске. Выставка «Начало» Хаббаба Ахмеда и Мохаммада Момина в усадьбе Рерихов в Наггаре (Индия). «В музыке разочароваться нельзя». Дирижер Юрий Темирканов – о влюбленности в профессию, сказках маэстро и умении не мешать оркестру // «Известия». Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Николай Предтеча. Георгий Ясько


 

С.Н. Рерих. Портрет Н.К.Рериха со священным ларцом. 1928

 

 

 

Он... был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

Ин. 1,8.

 

 

Он был герой, его жизнь была полная чаша. Он служил России и Преподобному Сергию. Он был женат на правнучке Кутузова. Он учился у Куинджи. Его опекал Св. Иоанн Кронштадтский. В круг его общения входили Толстой, Стасов, Соловьев, Скрябин, Станиславский, Римский-Корсаков, Репин, Васнецов, Роден, Суриков, Шаляпин, Менделеев, Третьяков, Кони, Тагор, Блок, Врубель, Гумилев, Андреев, Серов, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Дягилев, Горький, Ремизов, Лосский, Бехтерев, Н.Вавилов, Эйнштейн, Милликен, Метерлинк, Неру, король Югославии Александр, король Бельгии Альберт. Он написал семь тысяч картин. Русский из русских, он тридцать лет был оторван от Родины. Он во всем являл себя как служитель Света, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в изгнании, в трудах, в бдении, в подвиге, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в нелицемерной любви, в слове истины, с оружием правды в правой и левой руке. Его почитали умершим, но он был жив. Его пытались убить, но он не умирал. На него молились и его проклинали. И он разрешил главную задачу художника - он научился писать Свет.

 

Николай Рерих - это грандиозная мировая фигура. При современном одичании и уничтожении последних остатков культурных достижений великого прошлого, при общей нивелировке всего самобытного его образ высится как напряженный укор и последний символ творца, представителя великой человечности в эпоху наибольшей бесчеловечности. Великий Дух ходил среди людей и будил их сознание ко всему Прекрасному и тем самым вливал в них Эликсир Жизни.

 

Решительно все знатоки культуры отмечают необычайную мощь жизни Николая Рериха. Великий художник, мыслитель, глубочайший философ, выдающийся ученый, прекрасный поэт, отважный путешественник, тонкий политик, мощный организатор, он соединял Мудрость Востока и Культуру Запада. Мы уже утратили идеал совершенного человека, поэтому не способны оценить масштаб этой личности. Он был подвижником, вся его деятельность дышала одной заботой - заботой о человечестве. Все, что он делал, он делал превосходно, но помимо высокого совершенства, вся его деятельность являет собой какое-то духовное послание, облеченное всей неотразимостью Красоты.

 

"Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому, что Бог задал одни загадки... Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердце людей", - сказал Достоевский. Сказано хорошо, но непонятно, ну ладно, ниже мы к этим словам еще вернемся, а пока вспомним другие его слова, тоже непонятные, но ставшие привычными: "Красота спасет мир!" Как-то веришь этим словам, хотя, "спасение" всегда считалось делом Божества. Но давайте-ка вспомним один поразительный эпизод из нашей истории. Тысячу лет назад киевский князь Владимир послал десять "мужей добрых и смысленных" в разные страны, чтобы те на месте посмотрели, как разные веры утверждают себя, дабы выбрать самую правильную. Они посмотрели и - выбрали Православие. И вот как объяснили свой выбор: "Не знаем, на небе мы были, или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает... Мы же не можем забыть красоты той". Оказывается, что "Бог с человеками пребывает" в красоте! Девятьсот с лишним лет спустя русский священник, ученый, философ П.А.Флоренский напишет: "Из всех доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит то, которое даже не упоминается в учебниках, примерно оно может быть построено умозаключением: "Есть "Троица" Рублева, следовательно, есть Бог". Оказывается, доказательством бытия Бога, Которого "никто никогда не видел" (I Ин.4.12), для нас является красота! Вот и Николай Рерих сказал, уточняя формулу Достоевского: "Осознание Красоты спасет мир".

 

Каждый Бодхисаттва среди прочих своих выявлений должен быть совершенен в художестве.
"Будучи явлением эволюционным, связанным с материей и образованием ее форм, с одной стороны, а также с духом и сознанием человека - с другой, красота представляет собой вселенскую гармонию, порядок, само мироздание. Красота - это то, что возникает в результате борьбы Космоса с Хаосом и победы первого над последним. Спасительная сущность красоты заключается в энергетическом результате, обуславливающем гармонию в мироздании и в самом человеке. Космос рождал красоту в творческих потрясениях жизни и смерти миров, планета творила ее в гибельных конвульсиях и катастрофах, человек создавал ее, кристаллизуя в ней тяготы и страдания своей жизни". (1 Л.В.Шапошникова. Предисловие к "Листам дневника" Н.К.Рериха, т.I, стр.24, М.1995 г.)

 

"Сейчас надо мыслить об искусстве. Надо ощутить и утвердить высший проводник Духа Утешителя", - писал Рерих. "Новый мир идет". Он обращался к современникам: "И вам, молодежи предстоит одна из наиболее сказочных работ - возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию - культурой духа, творить и создавать. Конечно, вы присутствуете при мировом процессе разрушения механистической цивилизации и при созидании основания культуры духа. Среди народных движений первое место займет переоценка труда, венцом которого является широко понятое творчество и знание. Отсюда ясно, что в поколениях народа первое место займет искусство и наука. Кроме того, эти два двигателя являются там совершенным международным языком, в котором так нуждается мятущееся человечество. Творчество - это чистая молитва духа. Искусство - сердце народа. Знание - мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество. Новые правительства напишут на знаменах своих: молитва труда, искусство и знание, и поймут, что вносящий истинную государственность не может ни на минуту забыть о подвиге жизни".

 

"Он был послан, чтобы свидетельствовать о Свете" - сказано в четвертом Евангелии об Иоанне Предтече. "Свидетельствовать о Свете", или стремиться изобразить свет - это первейшая задача художника, как ее определил Леонардо да Винчи. И Николай Рерих блистательно справился с этой задачей.

 

Мощное воздействие оказывают на зрителя картины Николая Рериха. Куда-то уходит "ненавистная рознь мира сего", и в душу приходит мир, приходят забытые слова древнего гимна: "Свете Тихий. Свете Ясный. Свете Прекрасный!" Святослав Рерих, сам прекрасный мастер, говорил: "Невыразимая аура славы, излучаемая великими произведениями, - это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великих произведений искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленены в произведении, изливаются на зрителя и пробуждают в нас сходные ответные чувства помимо чисто энергетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы открываем более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим более совершенное равновесие и гармонию, так как мы отзываемся на естественный эволюционный поток, выявляющий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и формы. Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся из них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая в великом произведении".

 

Ярослав Мудрый писал: "Книги - это реки, наполняющие Вселенную Благодатью". Не только книги, но и произведения всех искусств являются теми руслами, через которые человек, прикоснувшийся к ним, получает Благодать - так раньше называли тончайшие энергии Высших Миров.

 

Флоренский писал: "... предмет искусства хотя и называется вещью, однако, отнюдь не является вещь... не есть неподвижная, стоячая, мертвая мумия художественной деятельности, но должен быть понимаем как никогда не иссякающая деятельность творца хотя и отринутая от него временем и пространством, но все же неотделимая от него, все еще переливающаяся и играющая цветами жизни, всегда волнующаяся энергия духа." Мы все, люди, - сыны и дочери Света Незримого. Николай Рерих в такой степени воплощал этот Свет, что мы не ошибемся, если скажем, что он фактически стал источником этого Света для нас.

 

Картины Рериха - это окна Духа, через которые в души людей вливаются неудержимые потоки Света незримого, того Света, который образовал все миры, того Света, который скрыт в каждой человеческой душе, того Света, который принес нам великий художник, великий герой, наш великий соотечественник. Стоя у этих картин, не знаешь чему поражаться: чудесным творениям, или их чудесному творцу, в котором Природа явила нам Образ человеческого совершенства.

 

Николай Рерих - это предтеча Нового Мира. Мира новых сочетаний энергий, новой гармонии людей и Природы, нового соотношения материи и Духа. Прежде для того, чтобы убедить людей в реальности Незримого, подвижники творили так называемые "чудеса" - с помощью тонких энергий производили необъяснимые феномены. Николай Рерих тоже сотворил великое чудо. Среди безумия самоуничтожения, охватившего людей в ХХ веке, возник необъяснимый феномен Великого Творца, свободно и мощно заложившего основы будущей культуры, на которых будет построена новая, лучшая жизнь.

 

Николай Рерих ушел из жизни 70 лет назад, 13 декабря 1947 года. Ушел вдали от Родины, в Индии, на родине величайших Гигантов Духа. Индия особенно чуяла связь его творчества с собственным великим наследием, духовный аспект его творчества неизгладимо запечатлелся в сознании лучших деятелей и мыслителей этой страны. Индия признала его своим неотъемлемым Гуру. Николай Рерих принес свое творчество всему человечеству, но он был страстным патриотом, горячо любившим Россию. Душа его рвалась домой, но обстоятельства помешали ему вернуться. Сейчас он возвращается. Возвращается своими картинами, своими книгами, своими идеями. Возвращается к омуту одичания, в сумятицу борьбы за существование, именно туда, где он особенно нужен.

 

Темные силы нашей жизни по-своему отметили это возвращение. И прямым нападениями и в очень хитросплетенных интригах они пытаются воспрепятствовать нарастающему рериховскому влиянию. Очень характерно для нашего времени: министерство культуры Российской Федерации прилагает огромные усилия, чтобы разрушить, разорить Международный Центр Рерихов, созданный в 1989 году в Москве по инициативе Святослава Рериха, сына художника, который передал в дар МЦР уникальную коллекцию произведений искусства, в том числе картины самого Николая Константиновича, а также архив, библиотеку, личные вещи семьи Рерихов.

 

Министерство Культуры против Знамени Культуры! Но государство, этот аппарат насилия, это "чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй", не может справиться с маленькой общественной организацией.

 

Николай Рерих вспоминал: " Удивительно, насколько меняются человеческие выражения сказанные наедине. Например, Куинджи в беседах наедине выявлялся настоящим интуитивным философом. Какие прекрасные строительные идеи он высказывал и видимо бывал очень потревожен, если входило третье лицо. Точно бы что-то отлетало. Впрочем, то же самое замечалось и с Владимиром Соловьевым. Если что-либо постороннее вторгалось, то вся ценная нить мысли мгновенно пресекалась, и он спешил прекратить беседу."

 

Как хорошо, что Владимир Соловьев, друг Достоевского дружил с Николаем Рерихом! Как хорошо, что они встречались и беседовали о сокровенном! Как хорошо быть русским!

 

Николай Рерих - один из светочей Серебряного Века является предтечей Второго Пришествия.

 

 

15.03.2017 14:56АВТОР: Георгий Ясько | ПРОСМОТРОВ: 2106


ИСТОЧНИК: Страницы фейсбука



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »