17.06.2024. В 12:00 по мск. Лекция «Мысль и сердце. Труды Е.И.Рерих и современные исследования». Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»» в Тольятти. Кинофильм «Дети Света». Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«…Никогда не называл себя Учителем. Он просто являлся таковым». Л.В.Шапошникова о С.Н.Рерихе


 

 

Семья Рерихов – это гордость и слава нашего Отечества. Всю свою жизнь они посвятили Родине. Образно говоря, Рерихи пришли из России далекого будущего и своим удивительным творчеством проложили нам путь к нему, хотя сегодня немногие понимают это.

 

Хотелось бы обратить внимание на очень важную мысль, которую выразил один из основоположников научного рериховедения Павел Федорович Беликов в 70-х годах прошлого века. Речь идет о сотрудничестве Рерихов с Учителями Востока. Павел Федорович утверждал: «Они являли пример Живой Жизни, а не мертвых догм. В связи с этим хочется напомнить о неразумности попыток разъединить то, что было соединено самим Владыкой. Такие попытки уже делаются – начинаются обсуждения “главенства” среди Рерихов. Теперь, когда трое из них уже покинули наш мир, а на четвертого ложится задача продолжить их дело, среди “рериховцев” находятся любители указывать, что и как надо делать, дабы достойным образом Учение Живой Этики входило в жизнь. Мы уже затрагивали вопрос “старшинства” и сейчас скажем только, что Елена Ивановна одна не смогла бы выполнить порученное Ей, если бы не было Николая Константиновича и ее сыновей. На всем протяжении их жизни шла общая работа, общее делание того, что можем назвать Претворением Плана Владык»[1].

 
 
 
Семья Рерихов. Фото.                                    Н.К.Рерих. Ведущая. 1924


Семья Рерихов, в которой духовным руководителем и Ведущей была Елена Ивановна, стала союзом любящих сердец, объединенных общими духовными устремлениями и принципами философского Учения Живой Этики, ознаменовавшей собой новое мышление. Его идеи пронизывают все творчество этой великой семьи – научное, философское, художественное, литературное.

 

Святослав Николаевич Рерих утверждал: «Все мы каждый в своей области, трудились, но все работали всегда вместе. Вчетвером мы составляли единое целое и помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое, собрать и дать другим»[2]. Трудно было бы сказать точнее! Рерихи представляли единый духовный организм. Они выполняли общую и крайне важную эволюционную работу. Ее успешный результат без участия каждого из них, в том числе без сыновей – Юрия Николаевича и Святослава Николаевича, был бы невозможен.

 

Очень поэтично о семье Рерихов и их трудах на благо родной страны и мира сказано в первой книге «Зов» Учения Живой Этики: «Четыре стража, кубок Архангела храните!»[3]. Это, во-первых, еще раз подтверждает, что Рерихи друг от друга духовно неотделимы, а во-вторых, говорит нам о той высокой эволюционной задаче, которая была перед ними поставлена и которую они с честью выполнили. Еще один очень важный момент. Все члены этой удивительной семьи были горячими патриотами России и очень глубоко любили свою Родину.

 

Огромную роль в семье Рерихов играл Святослав Николаевич. В 1934 году Елена Ивановна так писала о нем американским сотрудникам: «Радость о моем Светлом Мальчике велика. Вл[адыка] очень высоко отмечает его синтез и чистоту его сердца. Живем в таком единении. Знаю, как он послужит на пользу человечества своими знаниями и, главное, синтезом. “Будущее Махатмы Л[юмоу] велико”»[4].

 

Много мудрых советов можно почерпнуть из переписки Святослава Николаевича и Кэтрин Кэмпбелл. Их общение являет нам пример духовной дружбы и взаимоотношений Учителя с учеником, развивавшихся согласно космическому закону «Высшее ведет низшее». Святослав Николаевич выступал как Учитель и наставник, как ближайшее Иерархическое звено. И Кэтрин Кэмпбелл проявила преданность, стойкость и стремление к труду.

 

Знаменательный этап в жизни Святослава Николаевича Рериха, связанный с Россией, начался после его знакомства с выдающимся ученым-востоковедом Людмилой Васильевной Шапошниковой. Их встреча была далеко не случайна. Одно из подтверждений этому можно найти в книге «Меч Мира», где приведены воспоминания Людмилы Васильевны:

 

« – Да, – сказал Святослав Николаевич, – главное – это герои.

Для меня его слова были столь неожиданными, что я не сразу смогла ответить. Святослав Николаевич улыбнулся и спросил:

– Почему Вы напугались героями? Кажется, Вы ведете себя героически.

Я постепенно приходила в себя:

– Ну, что Вы, Святослав Николаевич, нашли во мне героя.

 – Я не нашел, нашли это в Вас другие – мудрые и смелые.

Я не поверила словам Святослава Николаевича о моем героизме, но спорить не стала, посчитав это невежливым»[5].

 
 

 

        С.Н.Рерих и Л.В.Шапошникова.                    Общественный Музей имени Н.К.Рериха, Москва
 
 
 

Под словами «мудрые и смелые», упомянутыми в диалоге, Святослав Николаевич, надо полагать, имел в виду Учителей Востока. То есть его сотрудничество с Людмилой Васильевной стало частью выполнения эволюционного плана. Подчеркнем, что сознание Святослава Николаевича было объединено с сознанием его Учителя. Таким образом, в распоряжениях Святослава Николаевича нужно видеть не только его личную позицию, но и волю наших Учителей.

 

Важнейшим событием, которое привело к небывалому до этого расширению пространства Духовной революции в России, стала передача Святославом Николаевичем Рерихом на Родину в 1990 году второй части наследия великой семьи для создания в Москве общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Учитывая его сотрудничество с Учителями Востока, можно сделать вывод, что известное письмо «Медлить нельзя!», опубликованное 29 июля 1989 года в газете «Советская культура», несомненно, имеет метаисторическое значение. Святослав Николаевич определил обязательные условия – создаваемый Центр-Музей должен иметь общественный статус и располагаться в московской усадьбе Лопухиных. Ставилась задача создать прочную опору Духовной революции, ее главный форпост, земную проекцию ее энергетического фокуса.

 

Своим доверенным лицом Святослав Николаевич выбрал Людмилу Васильевну Шапошникову. Ей он поручил создание Центра-Музея имени Н.К.Рериха на Родине. Становление Людмилы Васильевны и развитие ее деятельности проходили под руководством Святослава Николаевича.

 

 

 

 

Как мы знаем, личность Святослава Николаевича Рериха стала пробным камнем для Рериховского движения. Его умаление со стороны некоторых «рериховцев» привело к трагическим ошибкам и тяжелым последствиям. Некоторые из них стали роковыми. Так, Сибирское Рериховское общество (СибРО) во главе с Н.Д.Спириной выстроило свою собственную линию духовной преемственности помимо Святослава Николаевича, полностью проигнорировав при этом его распоряжения относительно Международного Центра Рерихов и Людмилы Васильевны Шапошниковой, то есть не выполнив Указы Учителя.

 

Совершенно иначе поступил Борис Андреевич Данилов, ученик Бориса Николаевича Абрамова. Он утверждал: «Когда в последний раз Святослав Николаевич Рерих был в Москве и занимался вопросами создания Рериховского движения в СССР, я задал ему вопрос: с кем работать? И он ответил: работайте с Людмилой Васильевной Шапошниковой. Думаю, все знают, кто был Святослав Николаевич и должны понять смысл его слов. В СибРО известно об этом разговоре, я проинформировал их, но глухие не слышат»[6].

 

Анализируя историю Рериховского движения, невозможно не согласиться с Людмилой Васильевной Шапошниковой, которая писала: «…В нашем Рериховском движении отсутствует общественное мнение, требующее строгого соблюдения Закона Иерархии. Это обстоятельство в сочетании с непомерной самостью и есть причина основных наших болезней, приводящих к расколам, конфронтации и взаимной вражде. Пора, в конце концов, осознать, что Иерархическая преемственность находится там и в том, что было создано самим Махатмой [С.Н.Рерихом], принимавшим Указы Учителя»[7].

 

Что здесь понимается под соблюдением Закона Иерархии? В первую очередь, выполнение распоряжений С.Н.Рериха, в том числе и о сотрудничестве с его Доверенной – Л.В.Шапошниковой. Воля Святослава Николаевича относительно общественного статуса Музея имени Н.К.Рериха в Москве была проигнорирована многими «рериховцами», в том числе и представителями так называемого Национального Рериховского комитета. Это в очередной раз стало следствием полного непонимания того, кем был Святослав Николаевич Рерих.

 

Н.К.Рерих.  Жемчуг исканий. 1924

 

Обратимся к последнему визиту Святослава Николаевича в Москву в 1989 году, который был связан с организацией Советского Фонда Рерихов (впоследствии Международный Центр Рерихов). Людмила Васильевна вспоминает об одном очень важном разговоре с ним: «Он сказал: “Я Вам сейчас передам одну вещь”. И протянул мне портрет Учителя: Это для Вас. Естественно, я понимала, что это значит, и не стала ничего спрашивать. Он продолжал и сказал: “Ведь Вы знаете, что ни одно ответственное решение мной и моими родителями без Него не принималось. Я имею в виду Вашу организацию сейчас. Я как-то немножко была ошарашена. “Да, – ответил он, – это Его Планы, Его инициатива”. Он [С.Н.Рерих] тогда сказал мне еще: “Вы идите вперед, не бойтесь, у Вас всегда будет Помощь”. А потом посмотрел так хитровато (есть такой у него взгляд): “Ну, – говорит, – и Вы Ему помогайте”. На том и порешили»[8].

 

Ценой невероятных усилий и путем преодоления многих препятствий Людмила Васильевна с коллективом сотрудников выполнила поставленную задачу. В московской усадьбе Лопухиных был создан великолепный общественный Музей имени Н.К.Рериха, ставший жемчужиной не только российской, но и мировой культуры. Его можно также назвать жемчужиной Космической эволюции.

 

К большому прискорбию, в 2017 году экспозиция Музея была разрушена. И этот факт, к сожалению, негативно отразился на судьбе России. Возникает вопрос: что же при этом произошло с эволюционным фокусом? Елена Ивановна Рерих в очерке «Преподобный Сергий Радонежский» говорила о нерасторжимости связи «Великих Духов с делом и подвигом их жизни»[8]. Несомненно, указанные слова можно отнести и к Святославу Николаевичу Рериху. Эта связь остается на века. Сегодня основанный им Международный Центр Рерихов продолжает играть роль фокуса эволюционного строительства. И наша задача состоит в том, чтобы своими делами, мыслями и устремлениями созвучать и соответствовать этой сокровенной связи.

Л.В.Шапошникова писала: «Святослав Николаевич, находясь во взаимодействии с Великими Душами и сам таковой являясь, никогда не называл себя Учителем. Он просто им был. Он никогда не претендовал на всеобъемлющее знание Живой Этики, которая создавалась на его глазах и с его участием. И тем смешнее выглядят те, которые заявляют (а это иногда происходит в присутствии большого количества людей) об абсолютном знании Живой Этики»[10].

 
С.Н.Рерих. Канченджунга. Тайный час. 1955
 
 

Наследие Святослава Николаевича Рериха требует внимательного изучения. В чем же его суть? Называя Святослава Николаевича последователем энергетического мировоззрения Живой Этики, зрелым философом и толкователем этого мировоззрения, а также «Вестником Красоты», Людмила Васильевна считала, что сформулированная Святославом Николаевичем Истина «ставит Красоту и, в частности, искусство, в энергетический ряд космической эволюции, придавая ей важнейшую роль в этой эволюции и объясняя извечную, нередко бессознательную тягу человека к Красоте»[11]. Сегодня по-прежнему остаются актуальными слова Святослава Николаевича: «Будем стремиться к Прекрасному!». Может быть, с годами они становятся еще более актуальными.

 

Не имеют срока давности и его заветы, с которыми он обратился в 1992 году к Рериховским организациям: «Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе»[12].

В заключение мне хотелось бы поддержать Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, который организовал мероприятие, посвященное Святославу Николаевичу Рериху. В пространстве Рериховского движения сложилась довольно странная ситуация. Чтения, посвященные достойному ученику Рерихов Борису Николаевичу Абрамову, проходят дважды в год. Сыновей Рерихов вспоминают гораздо реже. Учитывая, что эта уникальная семья составляла единое целое, хочется надеяться, что в будущем станет гораздо больше мероприятий, посвященных Юрию Николаевичу и Святославу Николаевичу Рерихам и их наследию, которое является выражением Живой Этики и до сих пор изучено очень мало. Убежден, что Международный Совет Рериховских организаций имени Святослава Николаевича Рериха внесет в эту работу свой важный и весомый вклад.

 

_______________________________

 

[1] Беликов П.Ф. Рерих (Опыт духовной биографии). Новосибирск. ИЧП Лазарев В.В. и О», 1994. С. 186 –187.

 

[2] Рерих С.Н. Пути в Новый мир. Выступление в Центральном лектории общества «Знание» 30 октября 1984 г., Москва // С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 109.

 

[3] Живая Этика. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. 1922, апрель 23.

 

[4] Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т II(1934). М.: МЦР, 2000. С. 57.

 

[5] Шапошникова Л.В. Меч Мира // Л.В.Шапошникова. Меч Мира: сб. ст. и документов. М.: МЦР, 2015. С. 8.

 

[6] Данилов Б.А. Современное положение дел в Рериховском движении // Рериховское движение: актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте. Материалы Международного общественно-научного симпозиума 2002 года. М.: Международный Совет Ррериховских организаций. С. 151.

 

[7] Шапошникова Л.В. «Позвольте мне сойти с пьедестала…» // Л.В.Шапошникова. Держава Рерихов: Сб. ст. в 2 т. Т. 1. М.: МЦР, 2006. С. 117.

 

[8] «Я должна об этом сказать». Л.В.Шапошникова, исполнитель завещания Святослава Рериха (видео) // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6974(дата обращения: 25.01.2023).

 

[9] Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского: сб. М.: МЦР, 2014. С. 110.

 

[10] Шапошникова Л.В. Вестник Красоты // 100 лет со дня рождения С.Н.Рериха: Материалы Междунар. научно-общест. конф. 2004. М.: МЦР, 2005. С. 64.

 

[11] Шапошникова Л.В. Весть Красоты // С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 6.

 

[12] Обращение С.Н.Рериха к Рериховским обществам России и других независимых государств // Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2001. С. 108.

 

 

Выступление на Круглом столе рериховских организаций «Святослав Рерих – художник, мыслитель, общественный деятель», 5.02.2023.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7631&sphrase_id=544468

 

 

Источник: Газета «Содружество». Выпуск № 1 (52), май 2023 г.  С. 9

http://yro.narod.ru/gazeta/sodr52-9.pdf

 

 

 

07.06.2023 09:48АВТОР: Сергей Скородумов | ПРОСМОТРОВ: 1473




КОММЕНТАРИИ (40)
  • Александр Иванович Херсонов08-06-2023 05:52:01

    Публикация у Сергея Скородумова получилось замечательная. Основательная, последовательная, убедительная, показывающая, что автор, владеет сложной темой "Семья Н.К.Рериха". А тема действительно не из простых и о том, как ней относятся, можно судить и о том, кто проявляет отношение.
    Для меня люди, по отношению к другим, условно делятся на три основные категории.
    Первая. Те, кто знакомясь с другим человеком ( автором в том числе), прежде всего, полны желания разглядеть в хорошую сторону. И тем самым, как бы, приблизить человека к себе, мысленно включить в круг своих друзей.Обогатиться духовно.
    Вторая. Люди безразличные. Им по большому счёту всё равно, каков человек с которым они знакомятся.Лишь бы не причинил им вреда. Они сосредоточены на себе "любимых", на своих интересах. Знакомство воспринимают бесстрастно. То есть никак. Пассивно. В принципе им новый человек неинтересен.
    Третья категория. Это люди, которые прежде всего,полны желания разглядеть в человеке слабости и недостатки. И тем самым, умалить человека, принизить его. С какой целью принизить? Чтобы возвысить себя: "Да он "так себе", ничего не значит, я намного выше его".
    Означенный подход универсален и вполне подходит к так называемым "рериховцам. Тем, которые в самом деле идут по пути семьи Н.К.Рериха. И к тем, которые мнят, что идет по этому пути, что встали на великий путь развития, а потому полны к себе самоуважения. Они выше других , они причисляют себя к избранным.
    Указанные категории вполне просматриваются на примере комментариев, которые дают люди , знакомясь с публикациями авторов на сайтах и порталах. Бывают благожелательные комментарии, бывают нейтральные, бывают негативные. Последние части необоснованными. Теперь по затронутой теме.
    Семья Рерихов, великая семья, наделённая миссией эволюционного продвижения человечества, как и любые другие семьи в бытовом отношении, проявлялась по разному. В общем и целом, достойно, поскольку основывалась на принципах подлинной духовности и близости высоких идеалов и интересов, которые, заметим, брали начало в прошлых жизнях. Они были "предуготованы" друг для друга, предназначены друг другу , составили, образно говоря, "мощную батарею", готовую с честью исполнить великое предназначение. Это главное. Но, при этом они были просто людьми, со всеми их достоинствами и недостатками, которые, поставив целью, при внимательном рассмотрении можно обнаружить. Об этом упоминал и Павел Беликов в "Духовной биографии". Все они были разными по характерам и привычкам людьми: и Николай Константинович, и Елена Ивановна, и сыновья Юрий и Святослав, но неизменно относились друг к другу с большим уважением. Тем не менее, выделяли в семье в качестве ведущей Елену Иванову, себе оставляя положение ведомых. Было бы большой ошибкой сравнивать членов семьи друг с другом, определять кто выше, а кто ниже, кто более значителен,а кто менее ценен. Они - "батарея"! Они неразъединимы, они одно целое и уникальный результат давали общими усилиями.
    Теперь о том, с чего начал, с трёх категорий людей, по разному относящихся к семье Рерихов. Большинство, конечно, относятся к первой категории, хотят приблизиться к великой семье, считать себя прямыми последователями, хотят учиться на примере семьи, брать с них пример. Честь им и хвала.
    Но есть и такие, которым имя "Рерихи" не о чем не говорит. Таких тоже немало. Это обыватели. Люди, которым интересны себе они сами , может быть близкие родственники, может быть такие же как они друзья.
    Малую толику составляют недоброжелатели Рерихов, люди готовы копаться в переписках, дневниковых записях о Рерихах и в дневниках самих Рерихов, дабы, к своему удовольствию, обнаружить нечто компрометирующее семью и каждого из них. Случается, что и находят единичные случаи, злорадно восклицая : "Так вот, они какие!" И сразу же им становится легче, высокий унизен.
    Ну и что? Умаляет ли это Рерихов? Ни в коем случае! Только возвышает. Ибо показывает , что "ничто человеческое было им не чуждо", но , благодаря подвигу жизни, семья выполнила возложенную на них великую миссию, показала пример высокого человеческого достоинства.

  • Александр Иванович Херсонов08-06-2023 09:37:01

    Прежде всего хочу извиниться за описки в предыдущем комментарии. Поскольку в публикации Сергея Скородумова затронут СИБРО, скажу несколько слов и об этом. Лет десять назад автор этих строк, занимаясь рериховской тематикой, решил, что было бы не плохо опубликоваться в журнале СИБРО "Восход". Написал несколько работ на темы УЖЭ и отправил в редакцию журнала. Проходит неделя, другая, "ни ответа, ни привета". Решил позвонить в редакцию и напомнить о себе. Звоню. Трубку берёт сотрудник редакции и начинается разговор. Да, мои работы получили, обо меня знают, но...
    Спрашивают: "А зачем вы трогаете УЖЭ? Этого делать нельзя. Ничего менять там не следует. Всё уже сказано в начале ХХ века. Всякая отсебятина только наносит вред". После чего стало понятно, что присланные работы публикации не подлежат. Хотел сказать подозрительной сотруднице о том, что по мнению Е.И.Рерих "УЖЭ должно обновляться каждые десять лет". Но, не стал этого делать, понял, что меня не услышат. На том, сотрудничество и закончилось.
    Да, слов нет, основа, фундамент УЖЭ должен быть неприкасаем. На то он и фундамент. Но всё остальное? Надстройка? Она временна, охватывает период времени к которому была предназначена.
    Прямая аналогия: построен дом, стоит столетие, фундамент крепкий, а вот стены, да и крыша...поизносились, требуют ремонта, обновления. К тому же завёлся жук-короед, источил брёвна...
    Добросовестный хозяин обязан приступить к ремонту дома. Так и с Домом "УЖЭ", стоит уже сто лет, построен в начале ХХ веке, в веке вакханалии космических энергий Нептуна, Эры "Рыб", принёсшей столько бед человечеству. Но сейчас на дворе ХХI век, времена изменились несравнимо , изменилась и сама жизнь, управляемая энергиями Урана, Эры "Водолея". Энергиями требующими перемен УЖЭ, согласно нового космического времени. А СИБРО предлагает жить по-старинке: "Ничего менять нельзя!" Можно и нужно. На то оно и ЖИВОЕ учение,а всё живое обязано развиваться, вносить в жизнь новое и на новое по новому реагировать.
    Теперь о взаимоотношениях, какими их вижу. Сейчас в России два ведущих рериховских центра, один в Сибири, СИБРО, основанный Н.Д.Спириной (Новосибирск), другой в Москве, МЦР, основанный учёным востоковедом, философом Л.В. Шапошниковой. Два мощных рериховских магнита. Жаль, что работают центры несогласованно, в разнобой , каждый сам по себе, хотя, казалось бы, работают в одном направлении и делают одно дело. Но, как видим,оставаясь на позициях семьи Рерихов, на некоторые вещи смотрят по-разному. Почему так? Почему не вырабатывается единая, согласованная точка зрения?
    Может быть дело в великих амбициях,в понимании того, "кто круче", кто "главнее"? Возьмём СИБРО. Основатель Н.Д.Спирина являлась ученицей Б.Н.Абрамова, а тот прямым учеником Н.К.Рериха, в подтверждении чего получил от Учителя специальное кольцо. К тому же Б.Н.Абрамов явился многолетним собирателем от прямого источника дополнения к "АГНИ ЙОГИ", названного "Грани Агни Йоги". Нет, слов, это выдающееся достижение. Таким образом, в СИБРО просматривается прямая линия преемственности от Учителя к Ученику. Выше этого в отношениях формально ничего быть не может.
    А в Москве, в МРЦ? Основатель Международного рериховского центра Л.В.Шапошникова не может" похвастаться" ученичеством от Рерихов. Она просто выдающийся ученый, востоковед, философ, взявший на себя тяжёлую ответственность по переправке наследства семьи Рерихов на родину. На этой почве много общалась и работала со С.Н.Рерихом, вместе с другими учёными основала Советский фонд Рерихов, завоевала у С.Н.Рериха полное доверие, создала в борьбе МРЦ, а это дорогого стоит.
    Л.В. Шапошниковой так же принадлежит к выдающимся деятелям рериховского движения в России.
    Что же из этого следует? Что СИБРО выше МРЦ? Знатнее? Почётнее? Или тоже самое можно сказать об МРЦ? И вопрос: помогает ли такое "выяснение взаимоотношений" общему делу? Как бы к этому отнеслась сегодня семья Рерихов,видя раздрай и противостояние своих Учеников и Последователей? Ответ будет один: возмутительно! И ведь ничего с годами не меняется, хотя всем понятно какой огромный вред наносится делу Рерихов в России.

  • XYZ09-06-2023 18:33:01

    «Для меня люди, по отношению к другим, условно делятся на три основные категории.
    Первая. Те, кто знакомясь с другим человеком ( автором в том числе), прежде всего, полны желания разглядеть в хорошую сторону. И тем самым, как бы, приблизить человека к себе, мысленно включить в круг своих друзей.Обогатиться духовно...»

    А как ведут себя люди, которые ищут Истину, как думаете? Разве тут мы не знакомимся с текстами, их не рассматриваем на соответствие тому, что знаем из Учения?

    Ещё вопрос. Приведите, пожалуйста, откуда конкретно взяты слова "УЖЭ должно обновляться каждые десять лет"?

    Я знаю о том, что Учение дано на тысячелетия. Что Тот, кто его дал, является Руководителем Эволюции в нашей системе. Жизненный опыт, им пройденный, и Его достижения не сравнятся ни с кем. Он говорит, как власть имеющий, что было сказано и об Иисусе.

    Я лично ощущаю необходимость учиться у Него. Всё остальное давно не удовлетворяет качеством. Тут ни страх, ни подобострастие, ничего такого, но понимание, что Его ступеньку мы займём через одну-две Манвантары, т.е. громадное количество лет разных испытаний, страданий, побед духа, потому целесообразнее искать, почему Он так сказал, какова Высшая логика?

    Конечно, не все так думают. Но тогда знаю, что обогатиться в тех вопросах, которые ставит жизнь, не придётся. Разве такая постановка может быть обидна?


    Администратор

    Спасибо, Ирина, хороший вопрос.

  • З.И. Ивашова10-06-2023 03:18:01

    Спасибо Сергею Скородумову за статью. В ней чётко выражены ключевые моменты деятельности С.Н. Рериха в России. К ним относятся: основание МЦР; выбор Л.В. Шапошниковой своим доверенным лицом и директором Музея; определение общественного статуса Музея; размещение его в усадьбе Лопухиных; его призыв к рериховским организациям работать с Л.В. Шапошниковой и помогать МЦР.

    А главное, в статье ясно указано, что всё предпринятое С.Н. Рерихом являлось выполнением его великого Поручения и было осуществлением Плана Великого Учителя. Автор особенно ясно обозначил вывод о том, что те, кто выступал и выступает против решений С.Н. Рериха, идут против Плана Великого Учителя.

    Что касается комментариев Александр Иванович Херсонов 08-06-2023 05:52:01 и Александр Иванович Херсонов 08-06-2023 09:37:01 создаётся впечатление, что Александр Иванович статью не читал, потому что нельзя допустить, что он её не понял. Но его понимание, которое он изложил, противоположно тому, которое даёт статья, хотя он высоко оценил и её и автора. Может быть, он это сделал потому, что принадлежит к первой группе по своей классификации. Видимая цель его комментариев легко просматривается – сказать о единении с СИБРО.

    Но ведь в Учении и Гранях всегда говорится о единении вокруг деятельности, которая помогает осуществлению Плана В. Учителя. Ведь мы надеемся на Высшую помощь, потому что нуждаемся в ней. Но В. Учителю, чтобы продвигать человечество по пути эволюции, тоже нужна наша помощь. Нелепо надеяться на Высшую помощь, занимаясь деятельностью, направленной против осуществления Высшего Плана. А интересно, вокруг какой конкретной деятельности жаждет объединиться Александр Иванович?

    Согласно своей классификации меня он, видимо, отнесёт к третьей группе, но мне всё равно. И классификация эта какая-то ущербная. А где же в ней люди, способные видеть и хорошее и плохое? Таких в человечестве не замечено?

    Ещё в комментарии Александра Ивановича ясно просматривается упрёк МЦР в том, что его работники не проявляют инициативы к единению, хотя, по его мнению, именно они должны это сделать. Однажды я была свидетелем такой инициативы со стороны МЦР после выхода диссертации В.А. Росова с клеветой на деятельность Н.К. Рериха. Эта клевета была в 1996 году опубликована О. Шишкиным. Московский суд по иску МЦР уже осудил за эту клевету и газету «Сегодня» и автора.

    Но отделение СИБРО пригласило Росова после защиты диссертации для встречи со своей аудиторией в зале консерватории.

    Имея на вооружении неопровержимые факты, опрокидывающие клевету Росова, работники МЦР много раз пытались встретиться с ним, но он не шёл на такую встречу.

    Но, как говорится: «Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе». Работники МЦР решили проявить инициативу и сделать этот шаг первыми. На встречу приехали Стеценко А.В., Молчанова К.Н., Синенко С.П., Лаврёнова О.А.

    Организаторы встречи очень агрессивно отнеслись к приезду представителей МЦР. В зале к Уроженко О.А. сразу подошёл молодой мужчина с комплекцией «шкаф» и приказал ей вывести их из зала, чтобы хуже не было.

    В какой-то момент А.В. Стеценко подошёл к ведущему встречи и попросил дать ему возможность вручить в подарок книги, изданные в МЦР. Ведущий растерялся и вначале разрешил. А.В. Стеценко представился и стал говорить, представляя книги. Но тут организатор выключила микрофон и побежала к проректору требовать вызова полиции. Пришла проректор, и поняла, что вопли о полиции не к чему приложить, и ушла. Было всё спокойно, а народ ничего не понял.

    Показательно также отношение СИБРО к съезду Рериховских организаций. Представители их там не появились, а когда делегаты съезда пришли к ним в Музей, заранее предупредив о визите, их никто не встречал. Для единения они уже нашли единомышленников с другим отношением к Рерихам и Живой Этике.


    Администратор

    Огромное спасибо, Вам, Зоя Иванова за замечательный и справедливый комментарий.

  • Александр Терёшкин 10-06-2023 07:42:01

    Странное заявление З.И. Ивашевой: "Показательно также отношение СИБРО к съезду Рериховских организаций. Представители их там не появились, а когда делегаты съезда пришли к ним в Музей, заранее предупредив о визите, их никто не встречал."

    Я на съезде не был, но видел фотоотчёты на ФБ о прекрасной встрече в Музее. Общался с теми кто был в Музее. Им всё понравилось.


    Администратор

    А я, в отличии от вас, на съезде была. И знаю, что из руководства СИБРО нас не встретил. Да, экскурсию один из сотрудников провел, но и только...

  • Александр Терёшкин 10-06-2023 09:34:01

    Не понял, чем не довольны то?
    Что Ольга Андреевна не встречала хлебом-солью?
    То что сотрудники Музея задержались на работе специально для участников Съезда этого мало?
    По классификации А. Херсонова так ведут себя люди третьей категории...


    Администратор

    Вам, так же, как и им, не суждено пока понять, что же нам не понравилось, как вы пишете. Спирина наверняка отреагировала бы иначе, либо не стала бы заигрывать с самого начала.

  • Александр Терёшкин 10-06-2023 12:50:01

    То есть желание руководителей МЦР и СибРО найти точки сближения - это заигрывание?
    Кто же мешает Стеценко "заигрывать" с Ольховой? Не Зубчинский ли?!


    Администратор

    С какой стати МЦР, а тем более А.В.Стеценко должен "заигрывать" с организациями, приветствовавшими варварское разрушение музея Рериха в Москве...?!

  • XYZ10-06-2023 13:42:01

    «из руководства СИБРО нас не встретил. Да, экскурсию один из сотрудников провел, но и только...»

    Я Вам скажу своё мнение, но это только мнение (хоть и родившееся при изучении законов психики в Учении), сформировавшееся на основе того, что я видела в разных выступлениях двух сторон. Я к ним не принадлежу.

    Мы находимся ещё на той ступени, когда настоящее единение невозможно. То, которое создаёт Братство, живой организм. Мы не знаем толком его законов и ограничиваемся лозунгами. А на них ничего не строится. Прежде чем являть, надо мочь, прежде чем мочь, надо знать. В советской стране это поняли, а нам и «бог велел».

    А что нужно знать? Многое, начиная с того, что все нуждаются в очищении сознания, поскольку разные нагромождения часто несовместимы даже с объединением в деятельности, не то, что с полноценным единением сознаний.

    Как первый этап к сближению можно с пониманием отнестись к тому, что человек не может пренебрегать своим выстраданным мировоззрением ради представлений, которые для него сомнительны.

    Надо спокойнее относится к вопросу взаимоотношений, если кто-то не пришёл с приветствиями от руководства. Скорее всего, это означает, что позиция другой стороны по ряду вопросов его не удовлетворяет. Тогда при официальной встрече надо что-то изображать, чего нет. Или избежать встречи и ограничиться организацией экскурсии. Психологически так.

    Мне кажется, что МЦР просто не может руководить всеми, коснувшимися Учения, т.к. занимается, как они сами говорят, «на культурном поле». Хотя я не видела, чтоб в Учении культ Света был необходим только в этой области, очерченной его сотрудниками. Учение так широко, так глубоко! К тому же говорится:

    3.177. «Насиловать психическую энергию в чуждом ей направлении будет самым опасным видом насилия.»

    А тут всем предлагается... Сами знаете что.

    В соответствии со всеми функциями организма всего человечества будут существовать всегда и люди, выполняющие эти разнообразные функции. И надо хорошо подумать, что в данном случае будет иерархическим подчинением. Учение говорит нам об этом на примере аппарата человека. Вспомните.

    Также надо помнить, что есть два рода деятельности: одни проявляются во внешнем преимущественно, другие во внутреннем. Н.К. Рерих в своей статье призывает не медлить с действиями на Общее Благо, но не отбрасывает за ненадобностью приобретение нужных в данной деятельности знаний и умений, тем более, необходимость действий внутренних.

    Сказано также, что несовершенный деятель не может произвести совершенное действие. Вот ещё причина разных недоразумений. И область для развития.

    Вообще в связи с разными трудностям уместно сказать:

    3.175. «...научное отношение к психике облегчает и преображает все существование.»

    А уж это включает очень многое.

  • Татьяна Апанасенко10-06-2023 14:36:01

    З.И.Ивашева: «Однажды я была свидетелем такой инициативы со стороны МЦР после выхода диссертации В.А. Росова с клеветой на деятельность Н.К. Рериха. Эта клевета была в 1996 году опубликована О. Шишкиным. Московский суд по иску МЦР уже осудил за эту клевету и газету «Сегодня» и автора.
    Но отделение СИБРО пригласило Росова после защиты диссертации для встречи со своей аудиторией в зале консерватории».

    - Я так понимаю, что Вы считаете, что СибРО не осудило диссертацию, а поддержала Росова?

    В издательском Центре РОССАЗИЯ СибРО в 2009 г. была издана брошюра с работой Юлии Будниковой «К вопросу о диссертации В.А. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию»
    От издательства:
    «В 2007 году в Новосибирске состоялась повторная защита диссертации сотрудника Государственного музея Востока (Москва) В.А. Росова на соискание ученой степени доктора исторических наук. Предметом его исследования явились «Русско-американские экспедиции Н.К. Рериха в Центральную Азию, 1920-1930 гг.» - так называлась диссертация соискателя высокой ученой степени.
    Многочисленные протесты ученых, занимающихся изучением Рериховского наследия, и мировой Рериховской общественности были, увы, проигнорированы Всероссийской аттестационной комиссией, и В.А. Росов получил искомое.
    Свою позицию относительно данной диссертации Сибирское Рериховское Общество выразило в «Заявлении», текст которого был направлен в ВАК и опубликован на страницах журнала «Восход» (2007, № 4). СибРО выразило протест против попытки автора диссертации низвести деятельность Н.К. Рериха, носителя Мировой Идеи культурного строительства, до узкой роли политика, что в сущности является кощунством по отношению к великому мыслителю-гуманисту.
    Настоящая работа Юлии Будниковой, научного сотрудника Санкт-Петербургского Музея-Института семьи Рерихов, представляет собой серьезный разбор основных положений диссертации В.А. Росова. Написанная ярко и талантливо, статья показывает всю бесперспективность того подхода, который продемонстрировал В.А. Росов, применив мерки самых обыденных представлений к оценке личности и деятельности Н.К. Рериха - одного из величайших умов человечества»

    Что Вас не устраивает в данной позиции СибРО?

    Т. Бойкова: «А я, в отличии от вас, на съезде была. И знаю, что из руководства СИБРО нас не встретил. Да, экскурсию один из сотрудников провел, но и только...»
    -Я помню Вашу статью, которая появилась после этого посещения музея на "Адаманте". И там не было упреков в адрес руководства СибРО. Наоборот, Вы отметили, что, не смотря на поздний час, вас приветливо встретили, показали музей. Музей понравился, было в статье только отмечено отсутствие уникальных работ Н.К. Рериха, а сам музей был красив, но выглядел кукольным. Я запомнила слово «кукольным».

  • З.И. Ивашова10-06-2023 15:02:01

    Отвечаю Александр Терёшкин10-06-2023 09:34:01 на вопрос: «То что сотрудники Музея задержались на работе специально для участников Съезда этого мало?»

    Конечно, рядовым сотрудникам, которые задержались по приказу руководства, низкий поклон. Но в моём комментарии речь идёт о единении, за которое так ратует Александр Иванович. Так вот, для единения «этого» не просто мало, но само «это» характеризует стремление СИБРО к единению отрицательной величиной.

    Если Александр Иванович тоже «Не понял, чем не довольны то?», то этот ответ и для него.

  • ЕЛЕНА10-06-2023 15:30:01

    С великой благодарностью читается статья, о Светоче, С.Н.Рерихе(!), светло и благозвучно написанная утонченным сердцем С.В.Скородумова!

    Сказано: "Носители Света есть носители бремени земного. Тяжесть планеты несут".
    Именно такими носителями Света были Рерихи!
    Славен Их Героический Путь, указанный Волей Высшей!
    Так и пойдем, памятуя о великой роли Гигантов Духа, идущих впереди, прокладывающих пути Света для отстающего человечества.

    ОБРАЩЕНИЕ
    ---------
    Оберегите все Устои!
    Себеслуженью места нет,
    И быть не может,
    В Стране Новой,
    Где полнопреданности Свет!
    ---------

    Понравились комментарии Ирины и З.И.Ивашовой. Спасибо за НЕравнодушие!

    ПО ЗАКОНУ СОЗВУЧИЯ
    ------------------
    Применяй по закону Созвучия
    Осмотрительность в мыслях, словах.
    В жизнь земную впускай только лучшее!
    Пусть не станет препятствием страх.

    Осужденья оставь, пересуды!
    Погружаться во тьму не спеши.
    Выбирай между Светом и тьмою.
    Путь Высокий - для светлой Души!
    --------



  • Татьяна Апанасенко10-06-2023 15:58:01

    Александр Иванович Херсонов: «Хотел сказать подозрительной сотруднице о том, что по мнению Е.И.Рерих "УЖЭ должно обновляться каждые десять лет". Но, не стал этого делать, понял, что меня не услышат. На том, сотрудничество и закончилось.
    Да, слов нет, основа, фундамент УЖЭ должен быть неприкасаем. На то он и фундамент. Но всё остальное? Надстройка? Она временна, охватывает период времени к которому была предназначена».

    - Изречения Е.Рерих: "УЖЭ должно обновляться каждые десять лет" не было и не могло быть.
    Я не смогла найти в интернете подобного высказывания Елены Ивановны, а также у себя, в копиях ее писем.
    Нашла только две цитаты, где присутствует выражение «десять лет» относительно Учения и Н.К.Рериха:
    «Уже десять лет, как изучаются основы Живой Этики, неустанно твердится о необходимости единения, отсутствие которого пагубно не только для всего дела, но и для каждого участника. Щит Света может покрывать лишь собравшихся под ним, но не будет скакать за ежеминутно выскакивающими из-под него. Указана была и великая Целесообразность, царствующая во Вселенной, потому, лишь следуя этому закону, можно преуспевать…» (Письма 1932-1955 г.г.)

    «Пример Ад. Рен. Председательница Общества Рериха, видимо, совершенно не уясняет себе грандиозную, мировую фигуру Н.К. Ее слово о нем, какое старье! Где же мировая фигура Н.К.? Где же его мировые задачи? (Пора отставить отжившие формулы, уместные десять лет тому назад.) И когда будем говорить о Н.К., то, начав в мировом масштабе, очертим фигуру его на фоне мировых задач и того интереса, который растет к ним во всех странах Запада и Востока». (1931 г.)

    Вы или кто-то другой из желающих изменить надстройку здания, построенного Великой Духовной Сущностью, не можете иметь никакого отношения к текстам Агни Йоги по силе своей интеллектуальной непривлекательности для представителей Высшего Разума, контролирующих эволюцию на планете.
    Если каждому позволить вкладывать свой смысл в изречения Живой Этики, то величайшее сооружение, подобное морскому лайнеру, может превратиться в не способное удержаться на плаву утлое суденышко.

    Если кому-то хочется позабавиться в конкурсе интеллектуалов рериховской направленности, то для этого существуют форумы и собрания рериховской общественности, где каждый может высказать свой взгляд на Учение мировой направленности и любой может этот взгляд изменить согласно своей точки зрения.
    Но никто не смеет внедрять свой ум в сознание Высшего Существа и направлять людей по ложному пути.

    В Граня Агни Йоги сказано: «Много тайн знает Учитель. Все ли раскрывает пришедшему? Молчать надо уметь. Только неопытность или невежество кичится знанием. Но знающий мудро раздает сокровища знания. “Ларец закрытый и гора неразграбленная” есть формула сокрытого знания, выдающегося по сознанию пришедших. Лучше недосказать, чем пересказать лишнее».
    Там же сказано: «Учение Жизни дано на века и тысячелетия, но разные части его имеют различную длительность, ибо приходилось принимать во внимание космопространственный момент планеты и особые нужды людей, вызванные переходным моментом смены рас».

    Следует также учитывать, что «Религиозные споры уничтожили смысл Учения, потому теперь зовем к особой терпимости, отклоняя споры». (Агни Йога, 469)

    Потому сотрудники редакции журнала «Восход», которые радеют за чистоту и качество его исполнения, правы относительно желающих приложить свои усилия относительно корректировки фасада здания Учения Живой Этики.

  • XYZ10-06-2023 18:44:01

    По-моему, дело не в том, кто за что ратует, а определиться, что другие люди - другие миры и не ждать, что они не то что согласятся с нами, но даже поймут. Память будет услужливо стремиться напоминать негативные моменты. Иногда лучше отдаляться, если не было и нет доверия. Или бороться за отношения, если целесообразно сближаться.

    Ещё стоит вспомнить о строении человека. Не том семеричном, но другом.

    Тут, может, и не все знают (обсуждений никогда не видела), что:

    1965 г. 228. «Каждый человек, знает он об этом или нет, есть результат вековых накоплений, и в каждом его действии выражается автоматически опыт множества жизней.»

    Чтобы начать очищение этих Авгиевых конюшен надо:

    14.731. «... не только признать реальность психического мира, но и восчувствовать его действие в земной жизни. …
    Не представляем себе продвижения человека без сознательного приобщения к психическому миру.»

    Нужно понять, что даже самих себя не знаем, т.к. область бессознательного как подводная часть айсберга. Её и нужно очищать воплощение за воплощением. И только тогда реально увидим мир, как он есть.

    Другого пути нет! Архатами так становятся. Братство так может родиться.

  • З.И. Ивашова10-06-2023 19:48:01

    Татьяна Апанасенко10-06-2023 14:36:01: «Что Вас не устраивает в данной позиции СибРО?»

    О «данной позиции СибРО» в моём комментарии ничего не написано, но вопрос Татьяны Апанасенко имеет под собой основание. Я должна извиниться за допущенную мной ошибку. Встреча происходила после выхода книги «В.А. Росов. Николай Рерих Вестник Звенигорода», а не после защиты диссертации. То есть это произошло, во второй половине 2002-го года, на пять лет раньше защиты диссертации.

  • Татьяна Бойкова11-06-2023 07:01:01

    Друзья, сегодня подняла свою статью
    "ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ПРОШЕДШЕМ СЪЕЗДЕ РО В НОВОСИБИРСКЕ, поскольку Татьяной Апанасенко мне были приписаны не сутствующие в статье слова о кукольности музея СИБРО.
    https://lomonosov.org/article/ vpechatleniya_o_proshedshem_se zde_ro_v_novosibirske.htm

    Да, и если честно сказать, то не плохо будет лишний раз вспомнить, как проходил съезд, ту прекрасную и возвышенную обстановку. А что касается слов о СБИРО, написанных в статье, то почему же я должна была в статье хаять людей, которые задерживались ожидая приезд нашей делегации. Все остальное говорилось о руководстве, которое "срочно заболело".

    А вот эта статья Н.Д. Спириной говорит о том, как она относилась к последнему члену семьи Великой Рерихов.

    https://lomonosov.org/article/ on_byl_poslednim_chlenom_velik oij_semei.htm

    ОН БЫЛ ПОСЛЕДНИМ ЧЛЕНОМ ВЕЛИКОЙ СЕМЬИ. НАТАЛИЯ СПИРИНА

    А вот что писала говорила сама Н.Д Спирина:
    "В 1993 году в журнале «Перед Восходом» было напечатано обращение руководителя СибРО Н.Д.Спириной, показывающее, что в те времена ей было присуще признание законов иерархической преемственности и знание истинной духовной ценности переданного на Родину наследия Рерихов. «Он (С.Н.Рерих. — Авт.) завещал эти дары не государственному учреждению, но общественности через Л.В.Шапошникову. <…> Можем ли мы сомневаться в степени распознавания людей, которое присуще высокому духу? Можем ли допускать мысль, что мы знаем лучше, чем он, кто чего достоин и кто на что способен? <…> Допуская сомнение в этом, мы допускаем сомнение в нем самом. <…> Сомнение в Учении Живой Этики в одном случае названо ужасом, в другом — безумием. Так можно впасть в безумие. <…> Но последние дары он устремил именно на свою Родину и избрал для исполнения своей воли женщину, сильную и мужественную, решившую взять на себя этот подвиг, эту огромную ответственность за священное наследие. Оспаривающие это завещание Святослава Николаевича идут не только против воли ушедшего, но и против воли Пославшего его нам. И это страшно»1. Так проникновенно написано в газете, весь номер которой целиком посвящен защите МЦР и воли Святослава Николаевича, а также размещены документы и обращения". Перед Восходом. № 5, 1993. С.1.

  • Ксения11-06-2023 17:01:01

    В Гранях Агни Йоги говорится:"Признание по линии Иерархии идёт по поручительству наставника за ведомого. Если он скажет Учителю, что он не может ручаться или же ведомый сам прервал связь, то есть отказывается от предстательства за него перед Высшими, ведомый остаётся один и должен снова искать себе нового руководителя и начинать утверждение связи сначала. Законы иерархической связи нерушимы. Связи не прерываются ни жизнью, ни смертью, ничем бы то ни было. Учеников не зазывают, учеников не ищут - они приходят сами. Когда Видим, что ученик готов, направляем его по Лучу" (п.402.1966г).

    Л.В.Шапошникова была выбрана Высшими Силами для очень трудного дела, поручительствовал за неё С.Н. Рерих. Он дал направление её деятельности, всячески поддерживал и наставлял её. Конечно, это был не случайный выбор. Учитывался потенциал её энергии и наработанные в прежних воплощениях качества, которые помогли ей под руководством С.Н. Рериха выполнить свою миссию.

  • элис12-06-2023 09:59:01

    Ксения 11-06-2023 17:01:01
    >"В Гранях Агни Йоги говорится:"Признание по линии Иерархии идёт по поручительству наставника за ведомого..."

    В Гранях Агни Йоги говорится, что миссией Абрамова является свидетельствовать о Владыке. О возможности и необходимости объединять свое сознание с Сознанием Владыки путем агни-йоги. И мы видим , что Абрамов объединял свое сознание и с Гуру, и с Матерью Агни-Йоги не уходя от обычной своей жизни. У него был свой круг близких по духу, но миссии организовывать духовный фокус рериховских обществ во внешней жизни у него не было. Свидетельств таких достижений, как у Абрамова, Н.Д. Спирина нам не оставила, она служила тем, что своим Светом зажигала сердца последователей.

    Нужно глубоко проникать в учение Агни Йоги, чтобы понять, как последователь этого Учения подходит у Служению Иерархии Света. Без звена связи с Иерархией Света и соответствующего Поручения этого сделать невозможно. При этом не исключена самодеятельность и ошибки, но карму за эти ошибки берет на Себя высокий Поручитель. И эти ошибки Иерархией трансформируются во благо. А для последователей, которые устремлены претворением учения в своей жизни, необходимо развивать качество соизмеримости в себе, которое позволит подойти к духовному фокусу и не навредить ему.
    По вопросу духовного фокуса для последователей РД дано Свидетельство. У ЛВШ была очень трудная миссия. И факт остается фактом, что она с ней справлялась героически. Явно находясь под Щитом Знамени Мира.
    Так что не может быть никаких споров по этому поводу.
    Что касается основной мысли статьи, от которой привычно ушли на обсуждение персоналиев, то Семья Рерихов была не просто Символом учения Агни-Йоги. Они явили собой монолит Ашрама, монолит слияния духовной и материальной эволюции,одухотворенной энергией Новой Эпохи, которую они собой приняли и утвердили на Земле. Пробив собой Путь в будущее и оставив нам практическое Руководство. И разделить их Вклад невозможно, поскольку это пример утверждения законов Нового Цикла: и Общины, и Братства, и Иерархии, и Беспредельной Красоты. И, конечно, Путем глубочайшей сердечности и человечности.

  • Сергей Скородумов14-06-2023 00:28:01

    Уважаемая Татьяна Николаевна!

    Огромное спасибо за публикацию моего материала! Был в командировке и не смог принять участие в полемике. Но сейчас это легко исправимо.

  • Сергей Скородумов14-06-2023 00:37:01

    Александр Иванович Херсонов!

    Каким образом Вам удалось прочитать мою статью с точностью до наоборот? Удивили.
    Да. Проблемы взаимоотношений между МЦР и СибРО были. И их суть состояла в том, что Н.Спирина не выполнила распоряжения Святослава Николаевича Рериха. Говоря прямым текстом она пошла против воли Учителя и стала строить "новую страну" в отдельно взятом регионе.
    Вы же повторили весь массив мифологии СибРО о себе любимых. Мифологии этой накопилось много. И пора уже ее опровергать и развенчивать. Чем я и намерен заняться.
    Многим рериховцам пора бы уже разобраться в принципе Иерархии. Детство слишком затянулось ...



  • Сергей Скородумов14-06-2023 00:41:01

    Уважаемая Зоя Ивановна!

    Сердечно благодарю Вас за отзыв о моей статье и за прекрасный комментарий! Очень тронут.

  • Сергей Скородумов14-06-2023 00:47:01

    Александр Терешкин!

    С какой это стати МЦР должен "заигрывать" с СибРО?
    Мне много лет попадаются ваши комментарии. Они по сути не меняются годами. Как вам только хватает совести гадить в Интернете в адрес МЦР, а потом являться на собрания рериховских организаций как ни в чем не бывало. При этом вы еще и палец о палец не ударили для поддержки культуры России.

    Просто поразительно!

  • Сергей Скородумов14-06-2023 00:51:01

    XУZ! Для гармоничного единения необходимо осознание единого Иерархического начала. Без этого все остальное просто бесполезно.
    Если МЦР ориентируется на Святослава Николаевича Рериха и его Доверенную Людмилу Васильевну Шапошникову, то СибРО возвело на пьедестал Н.Спирину и все распоряжения Святослава Николаевича напрочь проигнорировало.

    И какое здесь возможно единение? СибРО - это не рериховская организация, а спиринская...

  • Сергей Скородумов14-06-2023 00:54:01

    Елена!

    Сердечно благодарю Вас за отзыв и за стихи!
    Очень приятно.

  • XYZ14-06-2023 10:37:01

    «XУZ! Для гармоничного единения необходимо осознание единого Иерархического начала. Без этого все остальное просто бесполезно.»

    Лично я и не вижу возможности единиться этим организациям в их нынешнем состоянии. И тут не вина только СибРО. Как говорится, иногда надо разделиться, чтоб правильно соединиться.

    Также не вижу как единяться практически тем, кто следует путём Учения с его широтой и глубиной, с теми, кто видит только организацию выставок, как свою цель.

    Потому понимаю так, что функций у организма человечества много и все они должны быть выполнены. Пусть выполняются на основе Учения и установления реальной связи со своим иерархическим звеном и пусть изживаются ошибки, которые есть везде. Мы и приходим, чтоб их изживать.

    Попытки налаживать связи должны быть крайне осторожными, зная разницу в сознаниях, и в случае целесообразности. С уважением, а не с диктатом, кому что делать. Это решается на другом уровне.

  • Сергей Скородумов14-06-2023 13:00:01

    Л.В. Шапошникова. СЕРЕБРЯНАЯ НИТЬ

    Она [Елена Ивановна Рерих] справедливо возражала против смешения разнородных элементов в духовных движениях и отрицала необходимость «садиться за один стол» там, где этого делать нельзя. «Нельзя объединять овец с тиграми. Нельзя всех собрать в одну кучу, неужели бесформенная куча есть цель даваемого Учения? Природа наш лучший учитель, и потому следует чаще присматриваться, как, вмещая все, она в то же время гармонично и целесообразно подбирает свои соседства во всех царствах своих» (Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. М.: МЦР, 1992.С. 63.).
    Вот эта гармоничность и целесообразность и является основой всякого истинного единения. Иные же объединения, не имеющие подобной основы, недолговечны, несут в себе зарождающиеся конфликты, вражду и нередко разрушения. Многие идеологи скорых объединений часто не понимают, не осознают сути Иерархического принципа, на необходимость которого указывает Елена Ивановна, или же нередко произвольно зачисляют в «иерархи» самих себя, стараясь развернуть рериховское движение на себя. Естественно, что люди с таким уровнем сознания не могут стать действительными объединителями. Елена Ивановна дает нам понять, что процесс объединения или, скорее, единения, сложен и труден и не обязательно распространяется на всех тех, кто желает, по тем или иным причинам, присоединиться к движению. Единение должно складываться естественным образом на формирующейся в движении энергетической основе. Никакое принуждение, насилие и разного рода борьба просто недопустимы в этом тонком деянии. К сожалению, многие представители нашего политизированного общества, только что вырвавшиеся из объятий государственного тоталитаризма, но несущие еще его в своих внутренних энергетических структурах, не всегда понимают вред своих призывов к немедленному объединению одних рериховских обществ и сокрушению других. Размышления Елены Ивановны дают верные ориентиры в море страстей и амбиций, которое сейчас бушует в зарождающихся духовных движениях. Наш же долг — услышать ее голос и увидеть те ясные вехи, которые расставлены ею много лет назад, но сохранили и сегодня свое непреходящее значение.


    Л.В.Шапошникова. Мудрость веков

    Подробнее: https://lib.icr.su/node/631

  • Сергей Скородумов14-06-2023 13:10:01

    > Также не вижу как единяться практически тем, кто следует путём Учения с его широтой и глубиной, с теми, кто видит только организацию выставок, как свою цель.

    Вообще-то организация выставок - это "практика" Живой Этики. Можно много и долго загружать в себя параграфы Учения и Граней, воображая, что ты находишься на Великом служении. А в итоге оказывается, что все это время человек, ничего не делая практически, просто "коптил Вселенную". Бывает и такое ...

  • Александр Терешкин14-06-2023 13:17:01

    Сергей Скородумов14-06-2023 00:47:01
    Да, мы не первый год знакомы с Сергеем Скородумовым. И пока я не сделал ему замечание в личном письме по поводу его "увлечения" Зубчинским, отношения были хорошими. Тогда я ещё не понимал с какой тёмной силой мы имеем дело. Попавшие под одержание после разрыва со своим Учителем Б.Н. Абрамовым Н. Зубчинский и его жена, видимо, заражали всех прикасавшихся к ним...

    И я не первый год пытаюсь достучаться до МЦР, чтобы убрать с их сайта рекламу книг Уранова. Обращался в личных письмами к членам МЦР, делал это открыто в различных комментариях на сайтах. Но ситуация сдвигается очень медленно. Можно порадоваться за то, что наконец-то в прошлом году Скородумов убрал с сайта Ярославского РО грязные поклёпы на Данилова Б.А., которые публиковал Гиндилис. Но остались на сайте МЦР "8 ядовитых страниц". Убрать их, видимо, некому.
    Но зато Скородумов легко убрал ссылку на статью с критикой Уранова, которую я скинул в чат Совещания РО в ответ на вопрос одного из участников. Спасибо Татьяне Николаевне, что она дала эту статью широко.
    Пусть теперь каждый читает и делает для себя вывод.

    Об одержании Зубчинского я утверждаю не голословно.

    Иерархия, 158. Без связи с Учителем даже одною щетиною отрицания можем допустить чёрного жильца. Легкомыслие недалеко ночует от предательства. Так можно представить следствие разрыва ученика с Учителем...

    В книге «Стойкость Духа. Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной» очень подробно об этом говорится.

  • Сергей Скородумов14-06-2023 13:51:01

    Александр Терешкин!

    Я бы не назвал наши отношения хорошими. Они были ровными до тех пор, пока вы не начали гадить в Интернете в адрес МЦР. Вот после этого они и испортились.

    Вместо критики Уранова вам бы обратиться на себя любимого. Нападая на МЦР и Людмилу Васильевну, вы ведете себя намного хуже Уранова. Поскольку нарушаете все Заветы Святослава Николаевича Рериха. Причем, делаете это публично.

    Так что займитесь проблемой собственного одержания, а уж потом выискивайте его у других.

    И параграф из книги Иерархия 158 - вам в помощь.

    У меня очень мало времени. Но вы вынуждаете меня заняться исследованием проблемы Уранова и его критиков.
    Если что-то напишу на эту тему, непременно опубликую на "Адаманте".

    И еще. Надеюсь, что на совещании Рериховских организаций больше не будет не только ваших комментариев, но и вас самого.

  • Сергей Скородумов14-06-2023 13:55:01

    Кстати, в статьях Гиндилиса, которые он писал, когда работал в МЦР, приводятся некоторые интересные факты по озвученной проблеме. И у меня нет никаких оснований им не доверять.

    А вы, господин Терешкин, все-таки оставили бы на время Интернет и попробовали бы организовать хотя бы одно культурное мероприятие...

  • XYZ14-06-2023 15:00:01

    «Бывает и такое ...»
    Бывает и многое другое и должно быть. Т.к. с чем соприкасаешься, от того и набираешься. Это не секрет, это цель существования Учения. Преображать тех, кто хочет. Давать знания того, что нужно являть. И, надо сказать, таких преобразившихся видела. Умеющих то, что описывает Учение, и могущих помогать Владыке в более серьёзных делах. Не знаю, зачем так упорно отрицать, что для этого Учение и дано.

  • Александр Терешкин15-06-2023 10:45:01

    Комментарий удален.

  • Сергей Скородумов15-06-2023 21:00:01

    Господин Терешкин! Можно было бы вставать в позу и разыгрывать из себя воплощенную невинность, если бы не ваши многочисленные нападки на МЦР, которые вы оставили по всем интернету.
    Весьма странно, что на "Адаманте" пропустили это ваше сообщение с прямыми публичными оскорблениями в мой адрес. Вот этого, честно говоря, не ожидал уже от "Адаманта"
    Пользуйтесь, господин Терешкин, доступностью к интернету. Потому что ни в одно приличное общество вас просто не пустят. И слова не дадут.
    На сем наш диалог заканчиваю, поскольку общаться с такими людьми как вы - просто вредно для здоровья.

  • Татьяна Бойкова16-06-2023 06:22:01

    Сергей Владимирович, Вы правы, я не должна была выпускать последнего комментария Терешкина. И Вы были правы, когда советовали Александру заняться, наконец, делом. А потому, прошу извинить меня. Просто очень тяжело... на этом месте, и вы об этом знаете, как никто другой.

  • Александр Макаров (Новосибирск)16-06-2023 09:19:01

    Сергей Владимирович, не могли бы пояснить следующую фразу из Вашей статьи, может быть здесь закралась опечатка?

    "В пространстве Рериховского движения сложилась довольно странная ситуация. Чтения, посвященные достойному ученику Рерихов Борису Николаевичу Абрамову, проходят дважды в год".

    Насколько мне известно, Кузбасские Чтения проходят раз в 2 года.

  • Александр Макаров (Новосибирск)16-06-2023 09:27:01

    Я не знаю, что было в комментарии Александра Терёшкина, но зато вижу ответ Сергея Владимировича на него: "Весьма странно, что на "Адаманте" пропустили это ваше сообщение с прямыми публичными оскорблениями в мой адрес."

    Странная ситуация получается: когда Сергей Владимирович пишет публичные оскорбления в адрес Александра Терешкина ("Вместо критики Уранова вам бы обратиться на себя любимого","Так что займитесь проблемой собственного одержания, а уж потом выискивайте его у других", "А вы, господин Терешкин, все-таки оставили бы на время Интернет и попробовали бы организовать хотя бы одно культурное мероприятие..."), то это нормально...

    Я предлагаю не придерживаться двойных стандартов и применять одинаковые правила во всем участникам сайта.

  • Александр Макаров (Новосибирск)16-06-2023 09:57:01

    "Сибирское Рериховское общество (СибРО) во главе с Н.Д.Спириной выстроило свою собственную линию духовной преемственности помимо Святослава Николаевича".

    "Чтения, посвященные достойному ученику Рерихов Борису Николаевичу Абрамову, проходят дважды в год".

    На мой взгляд, тут есть явное не допонимание Бориса Николаевича и его Миссии. Он был (и остается) не только достойным учеником старших Рерихов, он единственный достиг ступени Архата. Это коренным образом меняет ситуацию.

    Людмила Васильевна говорила: "Миссия «уявиться свидетелем проявлений Великого Владыки» была сколь почетна и высока, столь тяжела и мучительна. Но на эту стезю стал уже не начинающий ученик, а личность, достигшая ступени Архата[20]. Архат... На каждый земной век их приходится лишь несколько. Те, кто рядом с ними, часто даже не знают об их высокой духовной ступени. Сами Архаты об этом не говорят. Не говорил и Абрамов" (https://lomonosov.org/article /moj_syn_boris.htm).

    Если сделать поиск по книгам Учения слов "Мы Архаты", то можно найти много поясняющих цитат. Приведу только одну:
    "Иерархия, 4 Наша Иерархия живет и растет пламенным законом. Мы Архаты радуемся огню жизни и еще более возрастанию пламени эволюции.<...>".

    Иерархия Сил Света - это Иерархия Архатов. Достижение ступени Архата делает человека полноценным сотрудником Иерархии. В силу этого Архат имеет космическое право на принятых учеников. Все, что делает Архат, является частью Плана Космической Эволюции.

    Соответственно, это относится не только к Граням Агни Йоги, но ко всему духовному Наследию Бориса Николаевича: стихи, рассказы, музыка, акварели, графика, переписка с корреспондентами, занятия с учениками и т.д.

    Одна из Миссий СибРО - это публикация духовного Наследия Архата - Бориса Николаевича Абрамова. Т.е. никакого "собственного выстраивания линии духовной преемственности" нет. Эта линия была изначально через Абрамова Б.Н. и подтверждена еще при жизни Еленой Ивановной.

  • Сергей Скородумов21-06-2023 02:49:01

    Уважаемый Александр Игоревич!

    Вы правы. Кузбасские чтения проходят один раз в год.
    Но еще одни чтения проводит Тульский Рериховский исследовательский центр, аффилированный с СибРО. Тоже один раз в год. Итого получается два.

  • Сергей Скородумов21-06-2023 02:50:01

    Александр Игоревич!

    По-моему, Вы не там ищете двойные стандарты. Посмотрите поближе.

  • Сергей Скородумов21-06-2023 03:07:01

    Александр Игоревич!

    Это Вы недопонимаете роль сыновей Рерихов и вообще не понимаете эволюционную роль Людмилы Васильевны Шапошниковой.
    В Новосибирске всегда были очень большие проблемы с осознанием книги "Иерархия" и постоянные разговоры о "двух фокусах" и "разных иерархических линиях".
    Роль СибРО и всех остальных Рериховских организаций состояла в том, чтобы помогать МЦР и строительству Музея в Москве. Это был Указ Учителя, переданный через Святослава Николаевича Рериха. У него же говорилось и о центральной роли Людмилы Васильевны Шапошниковой. Вместо этого СибРО встало на тропу информационной войны против МЦР.
    Б.А.Данилов прекрасно понимал эту ситуацию. В статье «Современное положение дел в Рериховском движении» он писал:
    «Несколько слов о позиции членов СибРО, которую они декларировали в марте текущего года. Им думается, что этим шагом они проявили свою мощь и мудрость. Но на самом деле в этой декларации нет ни того, ни другого. Они просто сдернули маски со своих лиц и открыто показали всем направление своего устремления. Уверен, что позиция СибРО нисколько не поколебала авторитет Людмилы Васильевны Шапошниковой и МЦР. Не мы ее поставили на эту работу, и не нам сомневаться в правильности ее решений и действий. Когда в последний раз Святослав Николаевич Рерих был в Москве и занимался вопросами создания Рериховского движения в СССР, я задал ему вопрос: с кем работать? И он ответил: работайте с Л.В. Шапошниковой. Думаю, все знают, кто был Святослав Николаевич и должны понять смысл его слов. В СибРО известно об этом разговоре, я проинформировал их, но глухие не слышат. Каждый имеет право на собственное мнение, но если мы прикоснулись к Учению, у нас должны быть развиты целесообразность, соизмеримость и ответственность перед Иерархией Света».
    Мне всегда было очень странно, что Ваша позиция расходится с позицией Б.А.Данилова.
    Очень точные слова он написал: «… но глухие не слышат».

  • Сергей Скородумов21-06-2023 03:08:01

    Похоже, придется на тему Иерархии писать еще раз. А то мифология СибРО так и будет отравлять Рериховское пространство.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Святослав Николаевич Рерих. Биография. Жизнь и творчество. Картины. »