15 апреля 2024, 12 час.мск. Круглый стол «Значение Пакта Рериха для России». Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Нужна ли ребенку сказка? Ольга Максимова


 (маленький спор с великой М. Монтессори)

После моих концертов в детских центрах многие удивляются: «Как вы владеете детской аудиторией!» Я думаю в ответ: владею не я, - владеют детьми СКАЗКА И МУЗЫКА.

Большинству привычно то, что наглядно, предметно, ярко, что можно потрогать, что облечено в оболочку наглядного действия. Поэтому, я заметила, многие детские сады по привычке, из года в год,  приглашают клоунов и театр. Иногда случается и так, что прихожу на очередную площадку, и кто-то из воспитателей сразу по привычке кричит: «Собирайте детей, театр пришёл!»

Но Детский музыкальный лекторий «Пикколо» - не театр. Вы не увидите на концертах «Пикколо» театральных реквизитов, разноцветных, возбуждающих костюмов артистов.  Здесь царствует строгая торжественность филармонических фраков и чёрных бабочек, лёгкая элегантность пульта, благородное тёмное дерево арфы, виолончели, скрипки и фагота.  И всё это венчает серебро трубы и флейты и парадное нарядное золото тромбона. Ничто не отвлекает от главного, - музыки. А что же помогает, подталкивает  слушать классическую музыку 30 - 40 минут подряд совсем ещё маленьких зрителей?

Всё перечисленное делает сказка. И тогда музыка, вплетённая в её канву, приобретает особый колорит, становится её частью. А музыкальный инструмент на сцене – сказочным участником.  Тогда просто уже невозможно не окунуться в приключения принца и его арфы, или странствовать по ночному городу с тремя флейтами, и тогда как-то сами запоминаются на лету сложные музыкальные слова: вистл, клапаны, колки, пандеретта, блок-флейта, легко слушаются фрагменты из Вивальди, Моцарта, ирландской музыки. И всё это волшебство творит сказка!

В своё время меня неприятно поразило мнение в наше время ставшей особенно популярной мадам Монтессори о вреде сказки для ребёнка. Она пишет: « Вот малыш перестал верить в сказки, и мы радуемся: «Он уже не ребёнок». Это должно произойти, мы ждём этого момента. Когда пора зрелости в самом деле наступает, давайте спросим себя: «Что мы сделали, чтобы приблизить счастливый миг?» Монтессори, противница детского воображения,  сравнивает его с галлюцинациями, как с чем-то патологическим. Маленького ребёнка,  она называет «невежественным и примитивным дикарём, цель которого – подняться до цивилизованного уровня взрослого».

Вспоминая жизнь Монтессори и читая её книгу, я невольно обращалась мыслями к чудесным книгам Я.Корчака, явившего и всей своей трагической жизнью пример самоотверженного служения детям. Не помню дословно, но он писал, что взрослым надо не спускаться к детям, а ПОДНИМАТЬСЯ до их мыслей и чувств! Как всё по-разному. Два педагога, именами которых сейчас названы многие детские центры и школы, - но сколь разное отношение к ребёнку!

«То, что зовётся детским воображением, есть продукт незрелости ума, бедности и невежества». «Доверчивость свойственна неразвитому существу. Мы считаем доверчивость признаком низкой культуры», - цитирую М.М. ( вдруг вспомнилось Шекспировское – об Отелло: «Он не ревнив, - он ДОВЕРЧИВ!»

Но разве, слушая сказки Андерсена или бессмертные сказочные шедевры Пушкина, ещё не умея читать, разве не замирали мы, слушая – уже в какой раз – об Олле Лукойе  или царевне Лебеди? Сказка будит воображение, обогащает детский мир эмоций, заставляет верить малыша в чудо, мечтать, учит поэзии жизни, наполняет детскую душу вибрацией, творчеством, праздником. Нет сказки – и нет игры, без которой детский мир – ничто. Без сказки, без воображения, без чуда, без веры в него, без поэзии  мир становится  голым и схоластичным. Думаю, что сказка, как не хотела бы этого уважаемая Монтессори, - это удивительно светлое, животворящее начало. Прикоснувшись к ней в детстве, поверив в неё, потом всю жизнь ощущаешь её в себе. Возвращаешься к своим солнечным ощущениям о ней – как к спасению, утешению, как к чему-то несомненному и первоначальному в нашей уставшей в гонке к цивилизации планете. И разве не прекрасна душа взрослого, не разучившегося удивляться, верить в чудо сказки?

Я знала одного артиста, который после концерта, отворачиваясь от любопытных, тихонько целует свою виолончель в гриф. Разве это не почти сказка? Другой музыкант, укладывая марионетку-человечка в футляр, желает ему спокойной ночи. Дети, провожая эту же марионетку за кулисы, долго машут ей вслед, надеясь на продолжение сказки, на чудо, - и спрашивают с надеждой, почти с утверждением в вопросе – «…а он настоящий?» Разве можно крушить эту прекрасную доверчивость, утверждая, что это «ошибка неразвитого ума»?

Сказку надо уметь рассказывать так, чтобы в неё поверили маленькие зрители. Паганини говорил: «Когда сильно чувствуешь ты, то чувствуют и слушатели». Стараюсь рассказывать так, словно в первый раз, и словно всё это происходило со мной. Если сказка передаётся образно, ярко, с паузами в нужных местах, с нужными интонациями, то ребёнок, слушая, забывает про всё на свете. Забывается, заслушавшись сказкой, музыкой, игрой артиста, и иногда даже прерывает концерт непроизвольными выкриками. Бывает, пропускаю что-то в известном малышам сказочном повествовании. И вдруг – чей-то запальчивый, срывающийся от волнения голосок: «Нет, там не так!» Праведный гнев, внимательный к мельчайшим деталям. ( как сказочным,  так и к неожиданной царапине на коленке).

Слушая музыкальный концерт-сказку, дети на короткое время меняются. Зажатый ребёнок может расслабиться, раскрыться. Суетливый, с трудом сосредотачиваемый, - успокаивается, концентрируется, дав волю фантазии.

Не устаю рассказывать сказки классические и много раз всеми читанные. На концерте чувствую в детях восторг узнавания сказки, уверенность от сознания того, что всё уже ясно наперёд, но всё равно хочется слушать снова и снова, упиваясь мельчайшими подробностями. Так, наверное, малыш изо дня в день трогает знакомое до боли лицо матери и каждый раз радуется этому вспоминанию.

Написано много статей про арт - и сказкотерапию, про целительную и воспитательную, коррекционную  роль сказки, про избавление через сказку от многих психологических проблем. Но для меня главное другое. Классическая музыка, соединённая со сказкой, открывает для малыша окно в мир прекрасного и светлого, в мир творчества и фантазии, в мир поэзии. Прикоснувшись к этому в детстве, возвращаешься к нему потом снова и снова, как к вечному источнику радости.

 

08.06.2011 03:00АВТОР: Ольга Максимова | ПРОСМОТРОВ: 1979




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Проблемы педагогики »