Нужна ли ребенку сказка? Ольга Максимова
(маленький спор с великой М. Монтессори)
После моих концертов в детских центрах многие удивляются: «Как вы владеете детской аудиторией!» Я думаю в ответ: владею не я, - владеют детьми СКАЗКА И МУЗЫКА.
Большинству привычно то, что наглядно, предметно, ярко, что можно потрогать, что облечено в оболочку наглядного действия. Поэтому, я заметила, многие детские сады по привычке, из года в год, приглашают клоунов и театр. Иногда случается и так, что прихожу на очередную площадку, и кто-то из воспитателей сразу по привычке кричит: «Собирайте детей, театр пришёл!»
Но Детский музыкальный лекторий «Пикколо» - не театр. Вы не увидите на концертах «Пикколо» театральных реквизитов, разноцветных, возбуждающих костюмов артистов. Здесь царствует строгая торжественность филармонических фраков и чёрных бабочек, лёгкая элегантность пульта, благородное тёмное дерево арфы, виолончели, скрипки и фагота. И всё это венчает серебро трубы и флейты и парадное нарядное золото тромбона. Ничто не отвлекает от главного, - музыки. А что же помогает, подталкивает слушать классическую музыку 30 - 40 минут подряд совсем ещё маленьких зрителей?
Всё перечисленное делает сказка. И тогда музыка, вплетённая в её канву, приобретает особый колорит, становится её частью. А музыкальный инструмент на сцене – сказочным участником. Тогда просто уже невозможно не окунуться в приключения принца и его арфы, или странствовать по ночному городу с тремя флейтами, и тогда как-то сами запоминаются на лету сложные музыкальные слова: вистл, клапаны, колки, пандеретта, блок-флейта, легко слушаются фрагменты из Вивальди, Моцарта, ирландской музыки. И всё это волшебство творит сказка!
В своё время меня неприятно поразило мнение в наше время ставшей особенно популярной мадам Монтессори о вреде сказки для ребёнка. Она пишет: « Вот малыш перестал верить в сказки, и мы радуемся: «Он уже не ребёнок». Это должно произойти, мы ждём этого момента. Когда пора зрелости в самом деле наступает, давайте спросим себя: «Что мы сделали, чтобы приблизить счастливый миг?» Монтессори, противница детского воображения, сравнивает его с галлюцинациями, как с чем-то патологическим. Маленького ребёнка, она называет «невежественным и примитивным дикарём, цель которого – подняться до цивилизованного уровня взрослого».
Вспоминая жизнь Монтессори и читая её книгу, я невольно обращалась мыслями к чудесным книгам Я.Корчака, явившего и всей своей трагической жизнью пример самоотверженного служения детям. Не помню дословно, но он писал, что взрослым надо не спускаться к детям, а ПОДНИМАТЬСЯ до их мыслей и чувств! Как всё по-разному. Два педагога, именами которых сейчас названы многие детские центры и школы, - но сколь разное отношение к ребёнку!
«То, что зовётся детским воображением, есть продукт незрелости ума, бедности и невежества». «Доверчивость свойственна неразвитому существу. Мы считаем доверчивость признаком низкой культуры», - цитирую М.М. ( вдруг вспомнилось Шекспировское – об Отелло: «Он не ревнив, - он ДОВЕРЧИВ!»
Но разве, слушая сказки Андерсена или бессмертные сказочные шедевры Пушкина, ещё не умея читать, разве не замирали мы, слушая – уже в какой раз – об Олле Лукойе или царевне Лебеди? Сказка будит воображение, обогащает детский мир эмоций, заставляет верить малыша в чудо, мечтать, учит поэзии жизни, наполняет детскую душу вибрацией, творчеством, праздником. Нет сказки – и нет игры, без которой детский мир – ничто. Без сказки, без воображения, без чуда, без веры в него, без поэзии мир становится голым и схоластичным. Думаю, что сказка, как не хотела бы этого уважаемая Монтессори, - это удивительно светлое, животворящее начало. Прикоснувшись к ней в детстве, поверив в неё, потом всю жизнь ощущаешь её в себе. Возвращаешься к своим солнечным ощущениям о ней – как к спасению, утешению, как к чему-то несомненному и первоначальному в нашей уставшей в гонке к цивилизации планете. И разве не прекрасна душа взрослого, не разучившегося удивляться, верить в чудо сказки?
Я знала одного артиста, который после концерта, отворачиваясь от любопытных, тихонько целует свою виолончель в гриф. Разве это не почти сказка? Другой музыкант, укладывая марионетку-человечка в футляр, желает ему спокойной ночи. Дети, провожая эту же марионетку за кулисы, долго машут ей вслед, надеясь на продолжение сказки, на чудо, - и спрашивают с надеждой, почти с утверждением в вопросе – «…а он настоящий?» Разве можно крушить эту прекрасную доверчивость, утверждая, что это «ошибка неразвитого ума»?
Сказку надо уметь рассказывать так, чтобы в неё поверили маленькие зрители. Паганини говорил: «Когда сильно чувствуешь ты, то чувствуют и слушатели». Стараюсь рассказывать так, словно в первый раз, и словно всё это происходило со мной. Если сказка передаётся образно, ярко, с паузами в нужных местах, с нужными интонациями, то ребёнок, слушая, забывает про всё на свете. Забывается, заслушавшись сказкой, музыкой, игрой артиста, и иногда даже прерывает концерт непроизвольными выкриками. Бывает, пропускаю что-то в известном малышам сказочном повествовании. И вдруг – чей-то запальчивый, срывающийся от волнения голосок: «Нет, там не так!» Праведный гнев, внимательный к мельчайшим деталям. ( как сказочным, так и к неожиданной царапине на коленке).
Слушая музыкальный концерт-сказку, дети на короткое время меняются. Зажатый ребёнок может расслабиться, раскрыться. Суетливый, с трудом сосредотачиваемый, - успокаивается, концентрируется, дав волю фантазии.
Не устаю рассказывать сказки классические и много раз всеми читанные. На концерте чувствую в детях восторг узнавания сказки, уверенность от сознания того, что всё уже ясно наперёд, но всё равно хочется слушать снова и снова, упиваясь мельчайшими подробностями. Так, наверное, малыш изо дня в день трогает знакомое до боли лицо матери и каждый раз радуется этому вспоминанию.
Написано много статей про арт - и сказкотерапию, про целительную и воспитательную, коррекционную роль сказки, про избавление через сказку от многих психологических проблем. Но для меня главное другое. Классическая музыка, соединённая со сказкой, открывает для малыша окно в мир прекрасного и светлого, в мир творчества и фантазии, в мир поэзии. Прикоснувшись к этому в детстве, возвращаешься к нему потом снова и снова, как к вечному источнику радости.
08.06.2011 03:00
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".