1 октября 2024. Онлайн-лекция «Основы буддизма в философии Е.И.Рерих». Мир через Культуру: в Ташкенте отметили 150-летний юбилей Николая Рериха. Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Республике Алтай. Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» на Межрегиональном молодежном образовательном форуме «Ладога» Северо-Западного федерального округа. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Навеки Ваша, Е.П.Б. Уильям К. Джадж.


 

Е.П. Блаватская. Фото Энрико Реста.

Лондон, январь, 1889г.

 

 

 

Этими словами заканчивала свои письма ко мне мой любимый учитель и друг. И сейчас. Когда все мы выражаем на бумаге наши чувства к Е.П.Б., я все еще нахожусь под влиянием ее магической силы. Которой невозможно было противиться, как нельзя противостоять мощному потоку реки. Все, кто полностью доверял ей, так же сильно ощущали это влияние. Впервые я встретил Е.П. Б. в 1875 году, и, определенно благодаря счастливой карме, все эти годы, я был верен другу, скрывающемуся под бренной оболочкой под именем Е.П Блаватская. В свою очередь, она – учитель и советчик – всегда была верна мне и неизменно доброжелательна.

 

Наша первая в этой жизни встреча с Е.П. Б. произошла в 1975 году в Нью-Йорке. Полковник Г.С. Олкотт позвонил мне по ее просьбе из квартиры на улице Ирвинт Плейс, в которой в то время и до конца ее бурной жизни, она была окружена экзальтированной публикой, интеллектуалами, богемой, богатыми и бедными. Меня поразили ее глаза, глаза человека, которого я знал в давно прожитых жизнях. Во время первой встречи она взглянула на меня, как бы узнавая, и с тех пор этот взгляд никогда не менялся.

 

Она увидела во мне не праздного философствующего субъекта, пробирающегося на ощупь в поисках крупицы истины и не способного отбросить суеверия и предрассудки. Для нее я был тот, кто долго бродил по лабиринту жизни в поисках единомышленников, способных указать верный Путь. И, отвечая на призыв, она открыла мне свои замыслы, не вдаваясь в детали, просто рассказала о них, и вернулась к тому, чем была занята. Это было так, как будто накануне вечером мы разошлись по домам, отложив на завтра задачи, требующие обоюдного участия. Мы были учителем и учеником, старшим и младшим братьями, стремящимися к одной цели. Но она обладала силой льва и знаниями мудреца.

 

Мы стали друзьями. И с первого мгновения я почувствовал удивительное умиротворение. Многие относились к ней с недоверием, не в силах понять ее, непостижимый для них, феномен. Сказать по правде, доказательств, способных убедить богов и мудрецов, было более чем достаточно, но духовная слепота многих не позволяла им увидеть львиный взор и драгоценное сердце Е.П.Б.

 

На страницах журнала мне вряд ли хватило бы места, чтобы рассказать обо всех удивительных вещах, которые она демонстрировала мне в течение всех этих лет, да я и не хочу перечислять их. Она нередко говорила о том, что они ничего не доказывают, но одних приводят к сомнениям, других – к отчаянию. К Уильям Куан Джадж. Журнал Слово 1912тому же, я не думаю, что я был единственным свидетелем этих опытов. В те далекие годы, она пыталась установить свое влияние повсюду, а я, к счастью, был в центре действия ее энергии и воочию наблюдал игру этих сил. Некоторые, слишком рьяные друзья, старались объяснить ее ранние эксперименты ошибкой, которую она, будто бы, пыталась впоследствии исправить, ограничив их количество и антураж.

 

Но пока кто-либо не представит мне собственноручных доказательств согласия самой Е.П.Б. с этой точкой зрения, я буду придерживаться пояснений, услышанных мной из ее собственных уст и никогда не менявшихся. Я имею ввиду объяснение, о котором я говорил выше. Для многих гораздо легче признаться в собственных заблуждениях, чем понять неизвестные и могучие законы, которые действуют в подобных случаях.

 

Месяц за месяцем, год за годом я наблюдал мужчин и женщин, вступающих в теософское движение и вскоре покидающих его со злобой на Е.П.Б. Но среди сумятицы жизни, среди ажиотажа, который производили те, кто обвинял ее в трюках и обмане, и их противников, она всегда оставалась для нас образцом безграничной преданности своему Учителю. «Он сказал мне, - писала она, - посвятить себя этому и я никогда не посмею отказаться и никогда не отступлюсь».

 

В 1888 году она мне писала: «Да, мой единственный друг, тебе это знать лучше. Посмотри, как я живу, и попытайся представить хотя бы внешнюю сторону моей жизни, поскольку остального не видно… Три обычных, здоровых человека едва могли бы делать то, что я должна делать одна. Я веду неестественный образ жизни, я – паровоз, мчащийся на всех парах, до тех пор, пока сила, вырабатывающая пар, не иссякнет, и тогда – до свидания! … Накануне вчерашнего вечера мне показали общую перспективу Теософских обществ. Я видела нескольких серьезных и надежных теософов в смертельной схватке со всем миром, с другими, формальными и амбициозными теософами. Первых гораздо больше, чем ты думаешь, и они победят, так же как и ты победишь в Америке. Если останешься верным Учителю и правде в себе самом. А вчера вечером я видела моего Учителя и сейчас, вернувшись в рамки земного сознания, я чувствую себя такой сильной и готовой до последнего дыхания защищать Теософию и тех нескольких, настоящих. Сил для защиты мало и надо благоразумно распределять их по всему миру, везде, где Теософия борется против тьмы».

 

Такой она была всегда, преданной Теософии и Обществу, программные цели которого охватывали все мироздание. Защищая Общество от любых обид, больших или маленьких, она была готова, ради служения цели, принести в жертву собственную будущность, деньги, репутацию, даже саму жизнь. Привязанная всем своим существом, всем сердцем, всей душой тому, что называлось Теософским Обществом, связанная обязательством защищать, находящуюся еще в пеленках организацию от всех опасностей, ощущая каждую потерю, она часто принимала на себя ненависть тех, кто, став ее другом, не заботился об Обществе также рьяно, как поклялась заботиться она. И сводила на нет все ее заверения в дружбе. И потому у нее было всего несколько друзей, ибо эта дружба требовала несовместимого с личными амбициями, глубочайшего понимания, даже малой части того, кем, в сущности, была Е.П. Блаватская.

 

Но разве ее цель заключалась в том, чтобы сформировалось Общество, сильное количеством членов? Нет. Она работала, под руководством тех, кто был «за кулисами», но знал, что Теософское Общество, не претендуя на признание и благодарность, было и будет центром, из которого распространится помощь всем живущим. Однажды в Лондоне, я спросил ее, велики ли шансы вовлечения людей в Общество, в свете той огромной диспропорции, которая существует между количеством ее членов и миллионами европейцев и американцев, не знающих о нем или равнодушных. Сидя за письменным столом, Е.П. откинулась на спинку кресла и сказала: «Если ты припомнишь те дни 1875 года и весь предыдущий период, когда ты не мог найти хоть кого-нибудь, интересующегося твоими мыслями, и посмотришь сейчас на широко распространившееся влияние теософских идей (какие бы названия они не носили), то поймешь, что все не так уж и плохо. Мы работаем не для того, чтобы называться теософами, но для того, чтобы идеи, так глубоко почитаемые нами, могли оказать влияние и радикально изменить сознание наших современников. Этого можно достигнуть небольшой группой убежденных соратников, которые трудятся не за награды и признание заслуг, то есть тех, кого поддерживает и кому помогает вера во Всеобщее Братство. Наши Учителя – часть этого Братства – работают настойчиво и самозабвенно, внедряя в сознание людей учение о жизни и моральных ценностях, которые известны с незапямятных времен. Нас не должно останавливать то, что ядро Всеобщего Братства существует усилиями лишь нескольких преданных. Нас нацелили не на то, чтобы учредить и дать жизнь Всеобщему Братству. Мы должны сформировать его основу, потому что только после того, как ядро создано начнется – как бы долго это не длилось – становление общества, формирование которого было нашей главной целью».

 

У Е.П.Б. было сердце льва. И в той работе, которая ей предназначалась, у нее была львиная хватка. Давайте же мы все, ее друзья, компаньоны и ученики в память ее преданности делу продолжим работу над поставленными задачами, осознавая, что за всем тем, что входило в ее миссию, стояли и стоят наши Старшие Братья. За всей трескотней и шумом наших словопрений, они видят цель, направляют и распределяют силы спасения «этой великой сироты, имя которой – Человечество».

11.08.2016г.

 

Джадж У.К. Указание пути. Избранные статьи и комментарии.
Изд. ДоНТУ. 2009.

 

Впервые было опубликовано на портале 7.08.2016.

 

 

12.01.2023 06:24АВТОР: Уильям К. Джадж. | ПРОСМОТРОВ: 2301




КОММЕНТАРИИ (8)
  • Александр Терешкин12-08-2016 07:47:01

    Татьяна Николаевна, спасибо большое за прекрасную статью к дню рождения нашей любимой Елены Петровны! Какой хороший портрет Вы подобрали. Желаю всем нам также устремлённо, как Е.П.Б. идти к Учителю!

  • Николай Атаманенко12-08-2016 20:58:01

    Да, необычный портрет ЕПБ. Воспроизведен в цвете по описанию её современников. Но есть в нем и еще кое-что необычное. Это её глаза! И в статье об этом хорошо написано Уильямом К. Джаджом: "Меня поразили ее глаза, глаза человека, которого я знал в давно прожитых жизнях. Во время первой встречи она взглянула на меня, как бы узнавая, и с тех пор этот взгляд никогда не менялся..."

  • Людмила Матвеева14-08-2016 13:04:01

    Жизнь, - достойная подражания. Пора установить памятник Елене Петровне Блаватской. Может быть создать фонд и двинуться к этой цели, чтобы хотя бы к следующему юбилею выполнить эту задачу?

  • Ксения14-08-2016 17:56:01

    Лучшей памятью Елене Петровне Блаватской будет распространение идей Учения Жизни, воплощения их в жизнь, расширение сознания своего и окружающих. И этим способствовать приближению Нового Мира. А воплотить в мраморе или другом материале образ Елены Петровны Блаватской, передать её сущность, очень сложно. Для этого нужен огромный талант и сознание, равное сознанию Елены Петровны.

  • Виктория24-12-2016 05:03:01

    Лучшей памятью Елене Петровне Блаватской будет не только распространение Учения, но и безграничная любовь к Космосу, неукротимое стремление к совершенствованию, построение Нового Мира на этой основе.

  • ЗОЯ08-05-2017 11:58:01

    Уважаемая администрация, спасибо вам за навеки нашу Е.П.Блаватскую.
    Еще раз спасибо за вашу очень нужную сейчас работу и мелкие промашки ее значения никак не убавляют.


    Администратор

    Зоя, спасибо за замеченные промахи и за добрые слова.

  • ЕЛЕНА08-05-2017 15:38:01

    В День Памяти Елены Петровны Блаватской, дружно сойдемся сердцами!

    "Я преклоняюсь перед великим духом и
    огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания.
    Елена Петровна Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!"
    ЕленаРерих

    "Из всех несовершенных тел людских
    Они наисовершеннейшее отыскали тело,
    в котором мог гореть Огонь Небес.
    И факелом живым она спустилась в ад
    жечь тьму, которая невежеством зовется".
    Лариса Дмитриева

    "...такая гениальная душа заслуживает самого
    бережного отношения, и тем более для уявления ее русскому народу, почти ничего не знающему о ней.
    Подвиг ее был велик...
    Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мученичество сплело ей прекрасный ВЕНЕЦ."
    Елена Рерих

  • Сергей Оленев12-01-2023 11:18:01

    Спасибо за эту статью с подборкой текстов Джаджа! Лучшей и точной оценки ЕПБ можно найти только у Рерихов. Эти тексты показывают сущность ЕПБ и Джаджа, которые были основой теософского общества. Конечно, Олькотт и Безант внесли положительный вклад в ТО, но сутью идей общества была ЕПБ, а Джадж был рядом как никто и хорошо понимал её, и никогда не критиковал её в отличии от Олькотта. Мне особенно близка и понятна роль основных членов общества в представлении Упасики.
    «Мы работаем не для того, чтобы называться теософами, но для того, чтобы идеи, так глубоко почитаемые нами, могли оказать влияние и радикально изменить сознание наших современников. Этого можно достигнуть небольшой группой убежденных соратников, которые трудятся не за награды и признание заслуг, то есть тех, кого поддерживает и кому помогает вера во Всеобщее Братство. Наши Учителя – часть этого Братства – работают настойчиво и самозабвенно, внедряя в сознание людей учение о жизни и моральных ценностях, которые известны с незапамятных времен. Нас не должно останавливать то, что ядро Всеобщего Братства существует усилиями лишь нескольких преданных. Нас нацелили не на то, чтобы учредить и дать жизнь Всеобщему Братству. Мы должны сформировать его основу, потому что только после того, как ядро создано начнется – как бы долго это не длилось – становление общества, формирование которого было нашей главной целью».
    Так создается иерархическая цепь «Лестница Иакова» существующая с изначальных времен и устремленная в Беспредельность…

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Ученики и последователи Е.П. Блаватской »