«Дума о Культуре есть врата в будущее»: День Культуры – 2024 в школах Санкт-Петербурга. 30 апреля 2024 г. в 12мск. Лекция «Сергей Павлович Дягилев и “Русские сезоны”». О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



На пути к Максимилиану Волошину. Часть II


Как шляпа Коктебель переименовала.

 

 

 

Сегодня эта история напоминает легенду. Но она случилась на самом деле, причём сравнительно недавно, какое-нибудь столетие тому назад. Для легенды, сами понимаете, срок несерьёзный. Однако факт остаётся фактом: крымскому посёлку Коктебель Советская власть дала новое название «Планерское», где символически начиналось отечественное самолёто- ракетостроение. Оказывается, первым летательным аппаратом, испытанным на горе Клементьева, была шляпа Волошина.

 

 Судьбоносная покупка.

 

Кто знает, не купи мать поэта Максимилиана Волошина в 1893 году небольшой участок земли на берегу Коктебельской бухты, возможно посёлок с древней историей никогда бы и не поменял «загадочное» Коктебель на тривиальное «Планерское». Загадочное слово «Коктебель» в переводе с тюркского означает «синяя вершина». А что такое «Планерское»? Впрочем, тяга к переименованиям в революционное время явилась повсеместной и не удивительно, что в 1923 году Коктебель получил новое имя. Но вот что интересно! В путеводителе по Крыму (1989 г.) пишется: «Жизнь сложилась так, что новое название не вытеснило первое, оба существуют до сих пор, одно, как официальное, второе – как поэтическое обозначение этого места». Но известно, где поэзия, там и любовь, там жизнь духа, а не единой плоти. Надо заметить, что в рождение нового имени посёлка мистически вмешался «его величество Случай». Однажды, в окрестностях Коктебеля прогуливался известный поэт и старожил этих мест Макс Волошин, дабы насладиться крымскими просторами, пополнить запасы творческого вдохновения. И, как всегда, его голову прикрывала знаменитая широкополая шляпа, которая настолько сроднилась с поэтом, что казалось частью его самого. Взобравшись на вершину горы Узын-Сырт, поэт в приливе возвышенных чувств сорвал с головы шляпу и, что было силы, запустил вверх. Шляпу, как своеобразное НЛО, подхватили и понесли мощные восходящие потоки воздуха, и она долго кружила в синеве прозрачного знойного воздуха. Случайность? Конечно, случайность.

 

Как и то, что полёт шляпы с интересом наблюдал так же прогуливавшийся у подножия горы известный конструктор планеровКлиментьев. Увидев, как свободно и легко совершает полёт «поэтическая» шляпа Макса Волошина, планерист «не хуже» Архимеда воскликнул: «Эврика! Вот отсюда мы и будем запускать наши планера!» Сказано – сделано. С лёгкой руки Климентьева, а точнее, шляпы Волошина, и родилось новое название посёлка «Планерское». Сама же гора Узын-Сырт в народе получила называние «гора Климентьева».

 

Гора  Клименьева.

 

Начиная с 1923 года в Коктебеле, неожиданно ставшем «Планерском», ежегодно стали проводиться Всесоюзные соревнования планеристов. 15октября 1929 года на шестом по счёту слёте авиаторов совершил полёт на планере собственного изготовления никому не известный молодой конструктор Сергей Королёв. Дебют для С. П. Королёва в небе Коктебеля чуть было не закончился трагически. При запуске планера из земли вырвался тяжёлый штырь, который должен был удерживать планер, пока команда растягивала резиновый амортизатор. Штырь во время взлёта ударился в корпус планера. Когда полёт закончился, и молодому конструктору удалось посадить планер, наблюдавшие полёт увидели в корпусе планера две огромные зияющие дыры…

 

История  «Чёрной горы».

 

Карадаг, или «Чёрная гора», – главная достопримечательность Коктебеля, которая неудержимо притягивает не просто любителей истории и природы, но даже серьёзных естествоиспытателей. Карадаг – древнейший в Европе вулкан, который образовался 170 миллионов лет назад. Природные стихии длительное время разрушали тело вулкана. Считается, что ко времени появления человека Карадаг выглядел так, как он выглядит и сегодня. Очертания вулкана-горы «поражают глаз и будоражат фантазию».

 

Первыми эти места обживали люди каменного века. Но кто только не жил на этой земле! В четырёх километрах от Коктебеля учёными у ручья Куру-Еланчик была обнаружена стоянка древнего человека. Ещё до нашей эры этот край осваивали таинственные киммерийцы. Потом их вытеснили скифы, наконечники стрел которых нередко находили в этих местах. Установлено, что в Коктбельской бухте когда-то находилась гавань тавро-скифов, которая исчезла к началу нашей эры. Разные времена знавала эта земля, но только в VIII веке нашей эры Коктебель пережил подлинный расцвет. Тогда Восточная Таврика освободилась из-под византийского гнета. Независимость и безопасность края способствовали возникновению новых поселений, заметно оживились ремёсла и торговля. Но вскоре грянуло нашествие печенегов, и жизнь в этих краях надолго затормозилась в развитии. Только в XIV веке наступило некоторое оживление, когда за дело взялись татаро-монголы. Но не они, а появившиеся здесь итальянцы с разрешения новых хозяев стали преобразовывать коктебельскую землю. В 1367 году Коктебельская гавань была обнаружена отмеченной на одной из итальянских морских карт. … Одновременно с итальянцами сюда перебрались армяне и существенно преобразовали Коктебель, активно занимаясь строительством, торговлей и ремеслом. Здесь и сегодня можно найти руины армянского храма, построенного, как гласит надпись, ещё до 1401 года. В XIX веке в Коктебель пришли на жительство болгары. По ведомости 1805 года в Коктебеле имелось 14 дворов, в которых проживали 300 жителей.  Разумеется, к коктебельскому потухшему древнему вулкану не мог остаться равнодушным поэт Максимилиан Волошин, назвавший это место «землёй утерянных богов». Именно поэту, влюблённому в эту землю, удалось открыть для широкого читателя красоту и прелесть восточного Крыма.

 

Москва. Библиотекаимени М. А. Волошина. Фото автора.

 

Земля утерянных богов.

 

В «Киммерийской весне» М. Волошин признаётся: «Вся душа моя в твоих заливах, о Киммерии тёмная страна, заключена и преображена». Для поэта Карадаг – «стена размытого вулкана», а сама гора, «как разметавшееся пламя окаменелого костра». А как понять такое признание: «Твоей тоской душа томима, земля утерянных богов»? Максимилиан называет Коктебель «землёй могил, молитв и медитаций».

 

Что это? Воспоминания о прошлых жизнях? Возможно. Ведь сказано же: «Мне снятся рыцари Грааля на скалах суровых Монсальвата».  Но у Максимилиана Волошина был не только поэтический, но и философский взгляд на историю этой земли: «Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан, и побережьям этих скудных стран великий пафос лирики завещан». В Карадаге поэту видится «в остывших недрах мрак и тишина, но спазмами и судорогой страсти здесь вся земля от века сведена».

 

 Камушки издалека.

 

Коктебельский берег знаменит необычными разноцветными камушками, которые с удовольствием собирают отдыхающие. Вот и на моём рабочем столе по приезду из Коктебеля расположилась «горка» экзотических камней… Автор одного из фотоочерков о Коктебеле пишет: «Нигде во всём юго-восточном Крыму, от Керчи до Судака, нет такой сосредоточенности и такого разнообразия природных форм, как здесь».

 

Поэта Сергея Наровчатого Коктебель вдохновил на удивительные строки:

 

 …Где солнце в полнеба, где воздух, как брага,

Где врезались в солнце зубцы Кара-Дага,

Где море легендой гомеровой брошено,

Ковром киммерийским у дома Волошина.

 

 

Морские волны век за веком подтачивали Кара-Даг, вымывали из скал редкие по красоте и форме камни, так что любители «изящного» и ценители нерукотворной природной красоты, вполне могут найти здесь необычные экземпляры камней, которые вполне украсят интерьер столичной квартиры. Не безразличными могут оказаться к Коктебелю и археологи, поскольку, как ещё заметил Максимилиан Волошин, «наносы рек на сажень глубины насыщены камнями, черепками, могильниками, пеплом, костяками». Своеобразное, впечатляющее воспоминание о Кара-Даге оставил такой тонкий знаток и певец природы, как Константин Паустовский: «Я увидел окаменелое извержение, поднявшее к небу пласты земной коры…Величие этого зрелища могло сравниться только со зрелищем Сахары, неизмеримых рек, беснующихся океанов, громадных водопадов мира и разрушительных извержений».  Александр Грин называл эти края за кажущуюся суровость и не уютность «страной молчания». А на самом деле, за ни на что не похожую величавую красоту. В начале 20-х годов прошлого века геологи, изучая особенности строения Кара-Дага, обнаружили залежи горной породы, называемой «трас», которая оказалась способна многократно увеличивать стойкость цемента против разъедающего действия морской воды. Здесь же были обнаружены залежи и так называемой голубой глины, которая имеет лечебные свойства.

 

 Домик Волошина.

 

Свой рассказ мы начали с прихода на коктебельскую землю семьи Волошиных. Дому, построенному семьёй Волошиных, оказалась уготована удивительная и завидная судьба. Дом поэта, художника, критика и философа Максимилиана Волошина явился центром культурной жизни Коктебеля. Причём на многие и многие годы. Это был дом, где во всякое время могли найти приют начинающие поэты и художники, где творческие люди могли услышать приветственное, простое и сердечное слово взыскательного мастера. Сегодня это дом-музей. Время не изменило характер «поэтического» дома. Таковым, как и при Максимилиане Волошине, он остаётся и сегодня. Но вот что интересно: все сходятся на том, что «поэт удивительно почувствовал эту землю». Не исключено, что столь сильная «отзывчивость» поэта на эту землю связана с бессознательными озарениями и воспоминаниями прошлых жизней… Известно, что М. А. Волошин серьёзно увлекался оккультизмом, занимался медитацией. Это ему принадлежат загадочные строки: «Я тот, кто кинул шарики планет в огромную рулетку Зодиака». И то, что по мысли М. А. Волошина «в каждом из нас сокрыт страждущий Серафим» наводит на серьёзные размышления. В домике Макса Волошина в разное время собирались выдающиеся деятели литературы и искусства, его современники, которых оставили свидетельство благодарности о днях общения с поэтом-мечтателем.

 

 

Эта фотография взята автором из Интернета. В пору посещения автором  Коктебеля памятника не существовало. Значит, не забывает народ Максимилиана Александровича Волошина. (*Журнал «Колумб», № 11, 2005).

 

 

07.08.2023 08:58АВТОР: Александр Херсонов | ПРОСМОТРОВ: 222




КОММЕНТАРИИ (2)
  • К. Савитрин07-08-2023 11:20:01

    При всем уважении к М.Волошину необходимо отметить, что он был более сторонником антропософии, нежели теософии. Был не только лично знаком с Р.Штайнером, но и относился к нему с глубоким пиететом, как об этом пишет в статье "Максимилиан Волошин - поэт, мифотворец, маг" (http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Bo oks&go=page&pid=303) пишет известный историк русской философии, переводчик, культуролог Н.К. Бонецкая:
    "С начала 1900-х гг. начинаются духовно-оккультные искания Волошина. Особого напряжения они достигают к 1905 г., началу пятого семилетия его жизни, названного им "Блуждания". В "Автобиографии" Волошин перечисляет "этапы блуждания" своего духа: это "буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р.Штейнер". В мае 1905 г., находясь в Париже, Волошин сдает масонский экзамен, и его принимают в масоны. Он был членом двух лож - "Гора Синайская" и "Труд и истинные верные друзья", работавших в союзе с Великой ложей Франции. Но не пройдет и года, как Волошин разочаруется в масонстве...
    В июне того же года эзотерические стремления Волошина получают новый импульс: в Париж приезжает Анна Минцлова, известная деятельница теософского (а впоследствии антропософского) движения, сближающаяся с Волошиным и Сабашниковой. Под влиянием Минцловой интересы Волошина обращаются к теософии и позже к антропософии...
    Через Минцлову в 1906 г. Волошин и Сабашникова знакомятся со Штейнером, приехавшим в Париж на теософский конгресс. Тогда же в квартире, которую они снимали, происходит весьма примечательная встреча русских символистов старшего поколения Д. Мережковского и З. Гиппиус с Р. Штейнером. Впоследствии Сабашникова вспоминала об этом вечере "с ужасом": в лице Штейнера и Мережковского столкнулись позиции трудно примиримые. ""Скажите нам последнюю тайну", - кричал Мережковский, на что Рудольф Штейнер ответил: "Если Вы сначала скажете мне предпоследнюю"". Вся безысходность встречи теизма и космизма - в этих двух репликах русского мыслителя и основателя антропософии…
    Позже Сабашникова сделалась верной ученицей Штейнера, Волошин же относился к антропософии достаточно вольно (хотя и вступил во Всеобщее антропософское общество). "От антропософии Макс брал то, что ему было близко само по себе. Упражнения, составляющие антропософскую практику, он выполнял в практике самой жизни", - писала Сабашникова. Многолетний внутренний диалог, который Волошин вел со Штейнером, протекал на уровне глубже словесного. "Ты никогда ни слова / Мне не сказал, / Но все мои вопросы / В присутствии твоем / Преображались / В ответы", - так говорит об этом Волошин в стихотворении 1914 г. "Рудольфу Штейнеру". Есть там удивительная фраза: "...Иногда мне кажется, / Что ты - / Я сам". С ней согласуется итоговое свидетельство из волошинской автобиографии, где сказано, что Штейнеру Волошин "обязан больше, чем кому-либо, познанием самого себя". В отличие от Андрея Белого, Волошин на протяжении всей жизни сохранял ровное отношение (глубокий пиетет) к Штейнеру."

    Интересно, что на момент знакомства с Волошиным Штайнер состоял в Теософском Обществе. И, получается, что уже тогда изнутри этого Общества он распространял свое учение - антропософии, которое лишь в 1912 году привело к расколу в Обществе и образованию Антропософского Общества. Интересно и то, что в упомянутой статье говорится о Волошине, о влиянии на его сознание Штайнера. Но нет ни единого слова о теософии или Теософском Обществе, связанных с именем Е.П.Блаватской. Словно именно Штайнер был лидером в теософском движении...
    Конечно, Волошин интересен как поэт. Но блуждание его ума (ума, о котором Сказано, что он "есть убийца Реального" и что "ученик должен одолеть убийцу") требуют от нас крайней осторожности при изучении творческого наследия этого автора.

  • Татьяна Бойкова08-08-2023 07:00:01

    А мне работа Александра Херсонова нравится. Для кого-то это будет первое ознакомление с жизнью Максимилиана Волошина - кому-то будет приятно лишний раз вспомнить о нем.

    И не так уж важно, каких он взглядов придерживался когда-то давно. Ведь обретая другие интересы, он не охаивал прежние. Он - Максимилиан Волошин и всегда будет им, и этим все сказано.

    Александру спасибо за интересную работу в двух частях, а Вам, Константин, за интересные дополнения.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Проза разных авторов »