«Дума о Культуре есть врата в будущее»: День Культуры – 2024 в школах Санкт-Петербурга. 30 апреля 2024 г. в 12мск. Лекция «Сергей Павлович Дягилев и “Русские сезоны”». О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«На полотнах Рериха отражена душа России»: открытие в Казани выставочного проекта, посвященного 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам


 

 

 

23 сентября 2023 года в Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина города Казани открылась выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященная 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам.

 

В историческом здании музея – памятнике федерального значения – в начале мероприятия зазвучали настоящие клиновидные гусли. Лауреат международных и всероссийских конкурсов Наталья Эллер подарила всем собравшимся радость услышать чарующие звуки русского народного инструмента и возвышенные мелодии, в том числе песню хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин». В тексте произведения есть слова:«Славься, славься, ты Русь моя, Славься, ты русская наша земля!».Этот гимн любви к Родине по-настоящему созвучен путешествию Николая Константиновича Рериха «по старине», отраженному на выставке.

 

 

В 1903 году Николай Константинович Рерих, будучи молодым 28-летним исследователем и художником, занимая должность секретаря Императорского общества поощрения художеств, вместе с женой Еленой Ивановной начал двухлетнюю экспедицию по Руси для того, чтобы изучать памятники истории, предметы прикладного искусства, фольклор. Он делал зарисовки храмов, описывалих состояние.Елена Ивановна занималась фотофиксацией памятников старины.

 

 

 

«В результате Николаем Константиновичем Рерихом была создана большая живописная серия из более 80 этюдов,– рассказал собравшимся на открытии выставки вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко. – Николай Константинович собрал огромное количество ценного научного материала, с которым выступал потом на лекциях, собраниях, говорил о ценности древнерусской иконописи и зодчества, об ужасающих угрозах потери наследия. Призывал общественность обратить внимание на то, как разрушаются памятники старины, как уничтожаются церковные росписи».

 

Экспедиция 1903-1904 годов стало основой всей дальнейшей общественной деятельности Рериха на поприще сохранения мировых культурных ценностей, которая увенчалась разработкой международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакта Рериха, подписанного государствамив 1935 году.

 

 

 

 

 

 

«Поэтому 120-летия путешествия «по старине» - очень важная дата, которую мы отмечаем. И готовимся к 150-летию Н.К.Рериха в 2024 году, к чему также приурочен проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Выставка уже прошла в Санкт-Петербурге, в Смоленске и Нижнем Новгороде. Новым городом на ее маршруте стала Казань. Благодарю Музей А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина за очередное доброе и плодотворное сотрудничество», – заключил Александр Витальевич.

 

 

 

«Мы очень рады вновь принимать выставочный проект Международного Центра Рерихов, – сказал научный сотрудник музея Александр Белов. – Рерих, Горький, Шаляпин. Это великие деятели культуры Серебряного века, чьи судьбы пересекались. Алексей Максимович Горький точно назвал Николая Константиновича Рериха «великим интуитивистом». Они поддерживали друг друга на протяжении жизни. Вместе трудились в Комиссии по охране художественных ценностей с февраля по апрель 1917 года в Петербурге (тогда Петрограде). Они были теми, кто жил для России».

 

 

 

Во время своей двухлетней экспедиции Николай Константинович посетил более 40 старинных городов, в том числе Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Юрьев-Польский, Смоленск, Изборск, Псков, Углич… Вместе с Еленой Ивановной побывали они и в Казани.

 

О значении этого визита рассуждал на открытии выставки казанский архитектор, автор проекта возрожденной мечети Кул-Шариф, лауреат Государственной премии имени Габдуллы Тукая Искандер Сайфуллин: «Николай Константинович, оказавшись в Казани и в 40 с лишним городах России 120 лет назад, зафиксировал качество цивилизации, которое к тому времени, к 1903 году, сложилось. Благодаря чему мы имеем необходимую нам возможность прочувствовать, прожить прошлое. Без подобного погружения трудно понять историю, ощутить причинно-следственную связь событий во всем их диалектическом единстве.  Именно через погружение в пространство времени, воссозданное такими гениями, как Рерих, происходит наше становление и воспитание как людей своей страны, своей национальной культуры».

 

 

 

 

Экскурсию по экспозиции провел сотрудник Международного Центра Рерихов Сергей Скородумов.  Он подчеркнул, что на картинах НиколаяКонстантиновича Рериха, прикоснувшегося к памятникам, намагниченным историей, отражена душа России. Искусствовед Сергей Эрнст назвал архитектурную серию картин художника «Пантеоном нашей былой славы» и «Российскими Елисейскими полями».  В прекрасном и глубоком образе выявил Н.К. Рерих сущность Руси: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».

 

 

 

Академик Л.В.Шапошникова в своей книге «Мастер» рассматривает путешествие Н.К.Рериха по Руси во взаимосвязи с образом Преподобного Сергия Радонежского: «Города, в которых он [Н.К.Рерих] побывал в 1903 и 1904 годах, также имели отношение к строительным моментам. … Строительные моменты были связаны всегда со строителями. Сергий Радонежский был одним из них. Существовала некая странная, не всегда поддающаяся определению связь между ними. Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика».

 

Во время экскурсии Сергей Скородумов рассказал о посещении Рерихами Ярославля, Ростова Великого, Углича, Нижнего Новгорода, Владимира, Суздаля, Казани.

 

«Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее.  Последовательно прошли передо мною Московщина, Смоленщина, вечевые города, Литва, Курляндия и Ливония, и везде любовь к старине встречалась малыми, неожиданными островками», – писал художник в очерке «По старине» в 1904 году.

 

 

 

Казань стала самым восточным городом на маршруте путешествия Рерихов по Руси. Их внимание привлекла башня Сююмбике. Николай Константинович выполнил этюд башни, а Елена Ивановна сделала ее фотографию с видом Кремля.  В дальнейшем история Казани нашла отражение в творчествеН.К.Рериха. В 1913 году художник начал работу над огромным панно «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве.  К сожалению, после Октябрьской революции оно безвозвратно погибло. И теперь о нем напоминает одноименный этюд Н.К.Рериха, который находится в Национальной галерее Армении.

 

Н.К.Рерих. Покорение Казани. 1913-1914

 

Николай Константинович по-особому относился к культурно-историческому взаимодействию России и Востока. По его убеждению, на великой равнине России и Сибири из глубин Азии прошло несметное количество племен и кланов, что способствовало формированию уникального культурного поля России.  В статье «Радость искусству» Н.К.Рерих писал: «Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила их богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индостана. В блеске татарских мечей Русь вновь слушала сказку о чудесах…»

 

Как отметил Сергей Скородумов, тема «Рерих и Казань», как и все путешествие всемирно известного художника по Руси в 1903-1904 годах изучена еще недостаточно подробно и представляет широкое поле для исследователей.

 

Итогом путешествия по древнерусским городам стали новые картины, статьи Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И.Рерих. Это путешествие послужило началом для создания Н.К. Рерихом концептуальной основы эволюционного значения культуры и его широкой общественной деятельности в ее защиту. Он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.«Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных. Доклад в обществе архитекторов-художников. Сочувствие», – писал Н.К.Рерих.

 

Интересно отметить, что уделяя особое внимание изучению проблемы переселения народов и исторического единства их культур, во время своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) Н.К.Рерих снова вспоминает города, через которые проходило его путешествие по Руси. Будучи в Кашмире, Н.К.Рерих пишет о главном дворце махараджи: «Пузатые белые колонки; мелкая роспись орнаментов; крутые каменные лесенки; золоченая крыша храма; скрипучие расписные ставни окон; заржавленные замки; низкие дверки “с поклоном”, резные балюстрады, покосившиеся плиты каменных полов, запах старого лака, мелкие стекла оконцев. Где же мы? В Ростовском Кремле? В суздальских монастырях? В ярославских храмах?»

 

 

Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» будет работать в Казани до 23 октября. В рамках проекта запланированы культурно-просветительские мероприятия, направленные на привлечение интереса общественности, в том числе детей и молодежи,а также государственных и общественных организаций, к творчеству Н.К.Рериха, к изучению истории и географии России, к задачам охраны памятников старины с целью сохранения культурного достояния народа.

 

 

Подготовили Диана Галлямова, Алексей Борисенко

 

Фото Бориса Зайцева

 

22.10.2023 10:37АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 350


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (5)
  • Любовь Булатова23-10-2023 08:20:01

    Какую мощь излучают этюды Рериха. Эти крепкие стены монастырей, могучие смотровые башни ясно свидетельствуют собой завет наших прадедов на века о защите нашей Родины от любых посягательств недругов. А все запечатленные старинные храмы и церквушки, куполами устремленные к небу говорят об изначальном устремлении славянских народов к вершинам духа, к решению самого главного - как жить на Земле, чтобы не утерять себя. Эти этюды живописуют наше великое прошлое, указуя и на наше великое будущее. И сама наша история предстает перед нами как неразрывная связующая нить Ариадны, сохраненная благодаря великому художнику Рериху, настоящему патриоту России. Такие выставки по городам и весям земли нашей очень нужны теперь.

  • Сергей Скородумов23-10-2023 17:53:01

    Дорогая Татьяна Николаевна!

    Огромное спасибо за публикацию! На открытии выставки в Казани получился настоящий праздник высокой Культуры. Выставка великолепная. Прекрасно, что она побывает во многих городах.

  • Татьяна Бойкова24-10-2023 06:55:01

    Люблю работать с сообщениями открывшихся выставок во всех городах, но особенно в Казани. Знаете, даже по фотографиям чувствуется какая-то особая радостная энергетика. Делаешь работу и почти сразу же чувствуешь радостную отдачу. Виден немалый интерес ко всему происходящему, будь то открытие выставки или лекция. На фото хорошо видно большое количество посетителей того или иного мероприятия. Я специально разметила две фотографии присутствующих на мероприятие - рядом, чтобы отметить, что это не просто хорошая съемка, а именно хорошее заполнение зала.
    Сама по себе выставка прекрасная. Пожелаем ей радостного пути по городам и весям нашей страны.

  • Сергей Скородумов25-10-2023 00:21:01

    А тем временем выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» продолжает дальнейший путь по России. Скоро он откроется в следующем пункте маршрута.

  • Сергей Скородумов29-10-2023 02:11:01

    Вчера вернулся из Гаврилов-Посада, где открыли вместе с друзьями выставку «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее».
    Было радостно. В очередной раз подумал о том, что "диванные генералы" с "Адаманта" очень себя обкрадывают и ограничивают тем, что ничего не делают для культуры и много лет занимаются словоблудием...

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «О картинах Николая Константиновича Рериха. »