22 июня 2022г. открылась выставка картин художника Сикандера Джангры и его коллег в ММТР (Индия) – зеркало современных тенденций в индийской живописи. Международная научно-общественная конференция «120 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» (Москва, 9–10 октября 2022 г.). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Музей Рериха - цели и задачи. Музей Рерихов в Санкт-Петербурге.


Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге является учреждением нового типа, в котором впервые со времён Рерихов предпринята попытка комплексного решения проблемы Синтеза – синтеза науки и искусства, синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания, синтеза общественного и государственного форм развития.

Основным положением концепции Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге является сочетание в данном учреждении двух типов деятельности – культурно-просветительской и научной, что и выражено в самом названии Музея-института.

Знак музея-института семьи Рерихов Вид здания М. П. Боткина, ныне - музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. Фото с сайта музея-института Рерихов

Как культурно-просветительское учреждение Музей-институт призван выполнить следующую миссию :

  • Служить городу Санкт-Петербургу, актуализируя наследие семьи Рерихов, развивая городское культурно-образовательное пространство путём открытого диалога с городским сообществом посредством организации совместных культурных проектов, программ и выставок, используя новые технологии и инновационные подходы. Мы стремимся быть востребованными и способствовать формированию единого культурного пространства в городе. Наследие семьи Рерихов в силу многозначности, многосоставности, многопрофильности и одновременной выраженности в творческой, научной, образовательной, социальной, международной сферах позволяет гибко приспосабливать деятельность учреждения к социально-экономическим реалиям сегодняшнего дня и помогает решать самые разные задачи образования и организации досуга населения. Музей-институт семьи Рерихов призван нести весть всему миру о непреходящих ценностях Петербургской культуры. Как музей семьи он призван подчеркнуть ценность воспитания гармоничной, творчески одарённой личности.

Как научное учреждение Музей-институт призван выполнить следующую миссию:

  • Сохранять наследие семьи Рерихов и, прежде всего, его особую, петербургскую часть – мемориальное собрание ближайших родственников Рерихов – Митусовых, чем обеспечивается петербургская преемственность в выявлении, сохранении, изучении наследия семьи Рерихов, их культурного окружения и современников; выполнять одновременно функцию исследования петербургских истоков творчества Рерихов и их окружения в широком контексте единства российской и мировой культуры и функцию документирования в духе рериховских научных идей современных процессов в области естествознания, культуры и истории, основным результатом которого является постоянно пополняемая и развиваемая, открытая для исследователей электронная база данных (ЭБД) «Рериховское наследие».

В данных миссиях заложены базовые понятия, которые для Музея-института могут быть раскрыты так:

  • вид деятельности – сохранение культурного наследия, а именно: 1) материального наследия семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, 2) нематериального культурного наследия, задокументированного с помощью ЭБД «Рериховское наследие» и других средств;
  • масштаб – возможность городскому музею вписаться в единое культурное пространства России и мира;
  • отличие или конкурентное преимущество – открытость и способность к диалогу и партнёрству, использование новых технологий и инновационных подходов.

По поводу последнего положения необходимо сделать следующее пояснение. Как отмечено в издании «Музеи – особо ценные объекты культурного наследия», «ценность наследия определяется… постоянным целенаправленным интересом к нему общества, основанным на множестве интересов и предпочтений. Выявить их, описать, изучить категории их носителей, мотивации последних, структурировать культурные ценности по видам – таков далеко не полный перечень задач в формировании развернутого представления об общественном феномене, каким является культурное наследие» [1]. Идущая в настоящее время активная приватизация памятников истории и культуры и иных культурных ценностей порой приводит к ситуации, когда новые владельцы в соответствии с правом собственности до такой степени уменьшают доступ к приватизированному объекту (комплексу объектов) наследия, что «постоянный целенаправленный интерес к нему общества» гаснет вместе с таким образом провозглашаемой его ценностью! В случае с Музеем-институтом семьи Рерихов ситуация прямо противоположная. Открытость и способность к диалогу и партнёрству обеспечивается, прежде всего, государственной регистрацией коллекции Музея-института в Музейном фонде РФ, и при перспективе огосударствлении Музея-института – добровольным переходом из частной собственности (в настоящий момент собственником Музея-института семьи Рерихов является Международный фонд «Рериховское наследие») в государственную. 25 октября 2004 г. на Межведомственном музейном совете Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга принято решение рекомендовать Правительству города учредить государственный Музей-институт семьи Рерихов на базе существующего учреждения. Процесс огосударствления уже запущен.

При создании в 2001 г. и по сей день основой концепции Музея-института является рериховская идея о том, что Музей (в широком смысле) – это не только собрание предметов, имеющих художественную, историческую или какую-либо иную культурную ценность, это прежде всего «Обиталище Муз всех родов и направлений человеческого творчества», их союз как свидетельство фундаментального духовного единства человечества и его внутренней устремлённости к усовершенствованию и творчеству, устремлённости к Прекрасному. И, вне всякого сомнения, Рериховский музей призван стать таким «Обиталищем всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их» [2]. Поэтому, учитывая всеохватность и многогранность жизни и творчества Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов, он представляется нам в виде Музея-института семьи Рерихов, создаваемого объединёнными интеллектуальными, организационными и материальными усилиями и возможностями нескольких петербургских организаций и государства.

Основными внутренними ресурсами Музея-института являются здания, в том числе здание на Васильевском острове (быв. дом акад. М. П. Боткина) и здание сезонной научной базы (в селе Берёзки Вышневолоцкого района Тверской области, где семья Рерихов жила каждое лето в 1904–1910 гг.), имущество (прежде всего, коллекция и ЭБД «Рериховское наследие»), коллектив.

Привлечёнными ресурсами является, во-первых, исторический центр Санкт-Петербурга и его пригороды, с более чем 30 выявленными на сегодняшний день адресами мест жительства, временного пребывания и творчества семьи Рерихов, во-вторых, возможности Рериховского центра Санкт-Петербургского государственного университета, других близких по профилю деятельности организаций города и области.

Относясь к числу наиболее ярких представителей российской культуры своего времени, академик Н. К. Рерих стал символом той культурной экспансии, которая в XX веке приобрела всемирные масштабы. Именно он сумел вывести на международный уровень возросшие на петербургской почве идеи и опыт сохранения культурных ценностей, став основателем Пакта об охране объектов культуры, науки и образования («Пакт Рериха», Вашингтон, 1935 г.). Очевидная укоренённость Рерихов в русской, петербургской культуре диктует необходимость создания подлинно петербургского по духу музея. Он станет первым музеем семьи Рерихов. Проведение научных исследований, семинаров и конференций, выставок произведений и коллекций Н. К. Рериха, Ю. Н. Рериха, С. Н. Рериха, широкий спектр деятельности, связанной с увековечением памяти об этой семье, будет осуществляться в реальном пространстве Музея-института, поэтому само творческое наследие Рерихов, выраженное в самых разных формах, где бы оно ни находилось, является комплексным стратегическим ресурсом нашего развития и креативным фактором Синтеза Нового Времени.

Основой коллекции Музея-института семьи Рерихов является Мемориальное собрание С. С. Митусова, наиболее ценная часть которого была передана Музею-институту при его создании фактическим основателем Музея-института, троюродной сестрой Ю. Н. и С. Н. Рерихов и владелицей собрания Людмилой Степановной Митусовой. За три с половиной года существования Музей-институт уже получил в дар экспонаты от организаций и частных коллекционеров города и даже из других стран. Наиболее крупный вклад внёс коллекционер В. В. Петров (более 60 произведений, в т. ч. 6 работ Н. К. Рериха) и Музей Николая Рериха в Нью-Йорке (более 30 редких изданий наследия Рерихов 1920–1940-х гг. в США). При дальнейшем огосударствлении общественный Музей истории школы К. И. Мая выразил готовность передать Музею-институту всю свою коллекцию (на правах филиала, более 2000 предметов).

Наиболее ценная часть мемориально-художественного наследия семьи Рерихов, переданного Музею-институту из Мемориального собрания С. С. Митусова, в настоящий момент прошло независимую научную экспертизу и зарегистрирована в негосударственной части Музейного фонда РФ.

В коллекцию Музея-института семьи Рерихов также входит научно-вспомогательный фонд, состоящий из около 1000 разных документов и их копий, собранных в рамках научных программ Музея-института и ещё ранее группой энтузиастов, сотрудников СПбГУ, создавших в 2000 г. Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета.

Благодаря постоянной поддержке Санкт-Петербургского государственного университета, участию Государственного Эрмитажа, Российской Академии наук и других организаций науки и культуры, а также участию и поручениям Правительства РФ городом было принято решение о передаче Музею-институту семьи Рерихов здания на набережной Лейтенанта Шмидта, д. 41 – бывший дом академика М. П. Боткина. В настоящий момент продолжаются противоаварийные работы в здании на средства, выделенные из федерального бюджета Минкультуры РФ, работы по обследованию здания и подготовка проектно-сметной документации для его ремонта и реставрации. Идёт сбор материалов об истории этого памятника архитектуры федерального значения, его художественных интерьерах и владельцах. Особое внимание уделяется периоду конца XIX – начала XX в., когда домом владел М. П. Боткин. В эти годы здесь неоднократно бывал Н. К. Рерих, оставивший о хозяине дома и его семье интересные воспоминания. При дальнейшей музеефикации объекта они станут основой как постоянной экспозиции, посвящённой истории памятника, так и временных выставок из фондов петербургских музеев и собраний.

В 2001 г. Музей-институт семьи Рерихов приобрёл в селе Берёзки Вышневолоцкого района участок земли с двухэтажным деревянным домом неподалёку от того места, где стояла дача, на которой в начале XX в. в летний период проживали Рерихи. Напротив приобретённого участка – дача академика Б. С. Соколова, одного из попечителей рериховского музейного дела в Петербурге, многие годы участвовавшего в Межведомственной государственной комиссии по наследию Н. К. Рериха, лично знавшего Святослава Николаевича Рериха. Именно Борис Сергеевич подсказал приобрести этот самый высокий в селе участок для организации на нём Вышневолоцкой сезонной научной базы Музея-института.

В настоящее время к дому подведено электричество, установлен деревянный забор, ворота, наведён порядок в доме и т. д. Все работы по развитию базы курирует Вышневолоцкий фонд поддержки образовательной системы «Ирида-прос», активно помогают администрации Вышневолоцкого района и города Вышний Волочёк. Каждое летом Вышневолоцкая сезонная научная база принимает гостей – практикантов биологического факультета Тверского государственного университета и участников историко-экологического маршрута, разработанного Музеем-институтом совместно с Межрегиональным научно-общественным центром «Культурная инициатива». За три года существования базы была разработана научная концепция Вышневолоцкого филиала Музея-института семьи Рерихов с постоянной мемориально-художественной экспозицией «Семья Рерихов на Валдае», экспозицией современного искусства «Рериховские места», методическим художественно-образовательным кабинетом. В 2001–2004 гг. в Берёзке и Москве состоялось несколько рабочих встреч с академиком Б. С. Соколовым, посвящённых разработке концепции Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге и конкретно его Вышневолоцкой научной базы. За основу было принято положение, согласно которому база должна стать сезонным координирующим центром археологических, этнографических, историко-краеведческих, естественнонаучных и других исследований в Рериховских местах Валдая и прилегающих регионах России, в том числе по следующим программам, финансирование которых осуществляется из местных бюджетов и за счёт помощи спонсоров:

1. «Поверхностная геология Валдая»;

2. «Флора и фауна озёр»;

3. «Мстинская культура каменного века»;

4. «Святочтимые места Валдая»;

5. «Фамильное краеведение».

Сезонная научная база в перспективе может стать центром региональной деятельности Музея-института. Необходимость работы с регионами (прежде всего, это северо-запад, центр и юг России) продиктована самой биографией семьи Рерихов и сферой их историко-научных интересов. Всё наследие семьи Рерихов на местах с помощью Вышневолоцкой сезонной базы может эффективно интегрироваться в ЭБД «Рериховское наследие» и поступать в распоряжение Музея-института как реально в виде новых поступлений экспонатов, так и виртуально – виде результатов научных экспедиций и публикаций, электронных копий документов и другой форме.

Интернет как технический прообраз ноосферы, творческой сферы разума, локальные сети, завязанные на готовые и пополняемые электронные базы данных (ЭБД) и электронные коллекции (далее – ЭК), в наше время как нельзя лучше помогают «применять» к жизни творения человеческого гения, в том числе через использование в гуманитарном образовании и в естественнонаучных исследованиях. Через Интернет становится возможным активное добровольное приобщение человека как к материальному, так и к нематериальному культурному наследию, в широком смысле – к сокровищам культуры в любом месте нашей планеты. ЭБД Интернета отвечают иерархической идее, которая может быть выражена известным синергетическим принципом масштабной инвариантности.

Учитывая многогранность жизни и универсальность творчества Рерихов, ЭБД «Рериховское наследие» представляется авторам прежде всего в виде виртуального прообраза и стимула становления реального Музея-института, учрежденного в результате объединения усилий и возможностей заинтересованных лиц и организаций по проекту Санкт-Петербургского государственного университета в рамках Программы «300-летие Петербурга». Проведение научных исследований, семинаров и конференций, выставок произведений и коллекций Н. К. Рериха — всего широкого спектра деятельности, связанной с увековечением памяти о художнике и его семье, осуществляемой в реальном пространстве музея, его филиалах и научных базах, может найти отражение в постоянно пополняемых ЭБД и ЭК, организованных как на жёстких носителях (в т. ч. CD), так и в виртуальном пространстве Интернета на особом выделенном для этого портале.

Необходимость создания ЭБД и смежных с ней ЭК продиктовано следующими задачами:

  • создание в Санкт-Петербурге основы для каталогизации наследия петербургского художника, учёного, педагога, мыслителя и общественного деятеля Н. К. Рериха и его семьи, рассредоточенного по всему миру;
  • создание равновозможного доступа к наследию семьи Рерихов в его текстовом и графическом преломлении;
  • распространение адекватных сведений о наследии семьи Рерихов через максимальное раскрытие в ЭБД и ЭК всех актуальных научных, образовательных и культурных проблем, поставленных Рерихами и решаемых в наше время;
  • привлечение научных сил для работы по изучению рериховского наследия в пространстве реального Музея-института;
  • структурирование деятельности реального Музея-института через распределение информации в ЭБД и ЭК в соответствии с проектом Музея-института, подготовленным Санкт-Петербургским государственным университетом.

Цели ЭБД:

  • создание виртуальных экспозиций Музея-института;
  • создание каталога наследия семьи Рерихов;
  • создание удобного и оперативного доступа как к виртуальным экспозициям Музея-института, так и к обширному каталогу наследия семьи Рерихов на основе методов современных информационных технологий;
  • поддержка экскурсионно-познавательной программы Музея-института «Семья Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга»;
  • поддержка научно-исследовательской культурологической программы Музея-института «Семья Рерихов и её время в фотодокументах»;
  • поддержка научно-исследовательской мультидисциплинарной программы Музея-института «Держава Рерихов», направленной на составление полного электронного атласа (далее – ЭА) рериховского наследия с учётом всех мест жизни и творчества семьи Рерихов, маршрутов их экспедиций, географии их переписки, основанных Рерихами научных и культурных учреждений, современного местонахождения художественных произведений Н. К. Рериха и С. Н. Рериха, рукописных и печатных материалов всех членов семьи Рерихов, кинофотодокументов и собранных ими коллекций;
  • создание тематических ЭК интегрированных с ЭА, например, «Малые голландцы и фламандцы в коллекции Рерихов» (около 200 произведений живописи), «Коллекция каменного века, собранная Н. К. Рерихом» (около 30.000 предметов), «Рисунки Н. К. Рериха в собрании Нью-Йоркского Музея Николая Рериха» (около 300 произведений) и т. д.

Подходы к решению задачи по созданию и начального запуска ЭБД нам видятся следующими. До апреля 2004 г. консультантом по проекту была Людмила Степановна Митусова, хранительница МСССМ и близкая родственница Рерихов, современница русского Серебряного века. В интегрированной ЭБД значительный объём информации распределяется в соответствии со структурой реального Музея-института. Каждый элемент его структуры получает своё зеркало (конкретную ЭК), постоянно обновляемое и пополняемое в соответствии с профилем. В целом структура этой части ЭБД соответствует структуре Музея-института. Все экспонаты, а также соответствующие интерьеры реального Музея-института в рамках проекта находят своё отражение в ЭБД, представляемой в Интернет на портале проекта. Важнейший раздел ЭБД – это интерактивный каталог наследия семьи Рерихов. Каждый пункт каталога, будь это текст или изображение, потенциально может быть доступен пользователю ЭБД на жёстком носителе или через Интернет, после того, как он будет им активизирован. Раздел ЭБД «Семья Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга» является базовым, в его подготовке участвуют все подразделения Музея-института и партнёры. В структуре этого раздела также предусмотрены программируемые 3D-элементы. Раздел ЭБД «Семья Рерихов и её время в фотодокументах» направлен на создание виртуальных выставок и ЭК, а также может служить зеркалом реальных стационарных и передвижных выставок Музея-института и Рериховского центра СПбГУ для культурных, образовательных и научных учреждений. Раздел ЭБД «Атлас “Держава Рерихов”», направленный на составление полной карты рериховского наследия во всём мире, может стать первым опытом постоянно развиваемой международной деятельности по данному проекту. В настоящий момент к реализации этой части проекта уже привлечены организации в США, Индии, Болгарии, Украине, Монголии, Бутане и других странах. В структуре этого раздела также предусмотрены программируемые 3D-элементы. Раздел ЭБД «Издательская деятельность» развивается в тесном взаимодействии с Рериховским центром СПбГУ. В нём найдут полное отражение все последние публикации Музея-института. Раздел ЭБД «Филиалы, научные лаборатории и базы» следует программе исследований Музея-института, которые организуются как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах России, а также за рубежом. Раздел отражает и виртуально дополняет деятельность созданных подразделений, способствует их развитию, а также моделирует их рост и создание новых. Все планируемые и создаваемые подразделения Музея-института, а также соответствующие им экспонаты и интерьеры в рамках проекта находят своё отражение соответствующих ЭК, интегрированных в единую ЭБД «Рериховское наследие», представляемой в Интернет на портале проекта. Тесно связан с предыдущим разделом, но всё-таки существенно отличается от него раздел ЭБД «По маршрутам экспедиций Рерихов». Здесь могут быть представлены результаты современных экспедиций Музея-института, фотогалереи памятников культуры и природы соответствующих регионов мира. В настоящий момент уже накоплен фотоархив из 5000 снимков России, Индии, Китая, Монголии, США, Бутана, Бирмы, Таиланда и др. стран. С помощью спутниковых навигационных систем (GPS и т. п.) необходимо предусмотреть возможности: 1) оптимизация выстраивания тематических экспедиционных маршрутов в реальном пространстве-времени по разделу ЭБД «Атлас “Держава Рерихов”», например, туристские маршруты: «Города-хранители картин Н. К. Рериха», «Археологическая карта Северо-Запада России» (по раскопкам Н. К. Рериха), «Рерихи на Валдае», «Рерихи в США», «Рерихи на Кавказе» и т. д.; 2) оперативного пополнения ЭБД во время реальных экспедиций и научных поездок МИ.

Все перечисленные разделы ЭБД создаются на основе соответствующего современного программного обеспечения, с использованием дополнительного цифрового оборудования. Как отмечено в публикации «Проблемы информационных ресурсов в социально-гуманитарной сфере на основе архивов электронных научных коллекций» [3] существуют две линии в развитии интегрированных информационных ресурсов российского научно-образовательного Интернета в социально-гумантарной сфере:

  • Создание общероссийских комплексных тематических информационных ресурсов и электронных библиотек на основе взаимосвязанных баз данных;
  • Развитие региональных информационных систем с целью интегрирования научно-образовательных ресурсов.

Поскольку создаваемая ЭБД является не только музейным, но и научно-образовательным ресурсом, то упомянутое деление применимо и в данном случае. Однако представляемая ЭБД не может быть однозначно отнесена ни к одному из двух указанных подходов. Более того, одна из её основных задач – быть реальной системообразующей компонентой создаваемого Музея-института семьи Рерихов – содержит в зародыше потенциал формирования иного измерения в создании и развитии интегрированных информационных ресурсов: информационные ресурсы как виртуальные прообразы и системообразующие компоненты реальных научно-образовательных, музейных и др. структур и организаций, аккумулирующих нематериальное культурное наследие.

Планируется продолжить уже начатую работу в архивах Нью-Йорка, Сан-Франциско, Парижа, Наггара, Бангалора, а также осуществить очередные экспедиции Музея-института на Алтай, Кавказ, в Индию, Китай и Монголию. Результатом этой работы станет, в частности, получение новых сведений, документов, изображений, связанных с наследием семьи Рерихов. Часть работ по проекту будет осуществляться в рамках действующих программ межрегионального сотрудничества и двухсторонних договоров с такими организациями, как: Государственный Эрмитаж (СПб.), Государственный музей Востока (Москва), Музей Николая Рериха (Нью-Йорк), Горно-Алтайский национальный музей, АНО «Культура новой эпохи» (Вологда), Фонд поддержки и развития образовательной системы «Ирида-прос» (Вышний Волочек), региональное отделение Фонда Мира (Тверь) и др. Главным результатом проекта будет создание указанных ЭК, встраиваемых в единую ЭБД и размещение web-версии ЭБД в Интернете. Далее эффективность работы портала ЭБД может быть оценена в соответствии с принятыми методами оценки посещаемости, релевантности и др. статистических характеристик Интернет-проектов. Вторым результатом проекта будет оптимизация и рост деятельности реального Музея-института и его структурных подразделений, оцененная в соответствии с существующими методиками. К числу результатов следует отнести подготовку на основе ЭБД ряда публикаций изданий, например, сводного альбома «Фотолетопись семьи Рерихов». В Интернет уже размещены отдельные элементы-прообразы ЭБД на сайтах:

Следует отметить, что основополагающим носителем ИДЕИ СИНТЕЗА является коллектив нового учреждения. Коллектив Музея-института собрался и в дальнейшем дополняется в соответствии с профилем Музея-института как мемориально-художественного, научно-просветительского и культурно-информационного музейного центра и его структурой. Как на практике реализуется Синтез знаний и искусств в нашем учреждении яснее всего можно понять, если взглянуть на его структуру:

Экспозиционный отдел

  • Мемориально-художественная экспозиция
  • Художественная экспозиция подлинников Н. К. Рериха, С. Н. Рериха и мастеров “Серебряного века”
  • Мемориальное собрание семьи Митусовых
  • Экспозиция произведений современного искусства

Научный отдел

  • Сектор историко-архивных исследований и археологии
  • Сектор философии и этики
  • Сектор искусствоведения
  • Сектор естественнонаучных исследований и математических методов
  • Сектор восточных исследований
  • Экспертное бюро

Научные лаборатории

  • лаборатория оцифровки культурно-исторического наследия
  • экспериментальной и музейной педагогики
  • изучения народного музыкального искусства
  • Вышневолоцкая сезонная научная база в селе Берёзки Тверской области

Образовательно-просветительский отдел

  • сектор гуманитарного образования
  • сектор музыки и театра
  • сектор информационных технологий

Библиотека

Фонды

  • Сектор учёта и каталогизации
  • Сектор реставрации

Информационный отдел

Общество друзей Музея-института

Студии:

  • Кино-, ТВ- и видеоискусства
  • Фотостудия

Художественный салон

Мастерские:

  • Витражная
  • Мозаики
  • Возрождённых народных промыслов
  • Багетная

Мы рады пригласить к сотрудничеству все заинтересованные организации и всех исследователей – носителей вечных идей Великого Синтеза.


____________________________________


ПРИМЕЧАНИЯ



[1] Сундиева А. А. и др. Музеи – особо ценные объекты культурного наследия. Аналитические материалы. Методы ранжирования. М.: Российский институт культурологии, Министерство культуры Российской Федерации, 2000. С. 43–44.

[2] Рерих Н. К. Познавание Прекрасного. Гималаи, 24 мая 1932 // Твердыня пламенная. Рига, 1991. С. 240.

[3] Борисов Н. В., Капустин В. А., Чугунов А. В. Проблемы информационных ресурсов в социально-гуманитарной сфере на основе архивов электронных научных коллекций // Материалы конференции EVA-2002. Москва. 2002. С. 10-6-1 – 10-6-4.

01.01.2005 03:00АВТОР: Без автора | ПРОСМОТРОВ: 2354




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »