Можно ли оставлять безнаказанной клевету? Отзыв на книгу Шишкина.
Н.К. Рерих. Дозор. 1905
«Можно ли оставлять безнаказанной клевету,
ведь порочение имени подобно убийству?»
(Н.К.Рерих. Письмо от 17– 18.02.1936г.)
Недавно вышла книга О. Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса». Аннотация пестрит словами: сенсация, раскрытие тайн, уникальные материалы, призывая к прочтению, но с первых страниц неискушённый читатель попадает под потоки домыслов автора. При чтении возникает вопрос о профессиональной компетенции «исследователя» заявленной темы и просто о порядочности человека. Выстроенная им линия повествования говорит об одностороннем подходе – негативном.
О.Шишкин не приводит положительных отзывов современников о Н.К. Рерихе. Может быть, он с ними незнаком? Или ставилась совсем другая цель, не связанная с объективным освещением жизни и деятельности семьи Рерихов? Огромная культурная деятельность Рериха была высоко оценена его современниками. Сохранилось много статей, очерков и других литературных произведений, отзывов на разностороннюю культурную деятельность Рериха. В трудах известного рериховеда П.Ф.Беликова читаем: «Искусство, научная, литературная и общественная деятельность Н.К. Рериха были широко отмечены его современниками. Десятки выдающихся деятелей культуры, видные учёные, государственные деятели выражали своё восхищение личностью русского художника и гуманиста». Индийский писатель Калидас Наг назвал Н.К.Рериха первым Русским Послом Красоты.
Но Шишкина в его книге больше интересуют «имена разведчиков в окружении Рериха», чтобы доказать связь художника и мыслителя со спецслужбами. Тема связи Рериха с разведками мира не нова, она рассматривалась в научной литературе, вышли исследовательские материалы, опровергающие эти бездоказательные измышления. Одним из опровержений является статья А.В.Стеценко «Клевещите, клевещите, что-нибудь да останется», опубликованная ещё четверть века назад. (https://lib.icr.su/node/95)
Неоднократно О.Шишкин в своем труде «обличает» Рерихов в причастности к медиумизму и психизму. Таким наветам, и в первую очередь, на Елену Ивановну Рерих, он уделяет много страниц в своей книге. Убедительных доказательств автор не приводит, ограничиваясь только кощунственными эпитетами в адрес Елены Ивановны. Самым «неопровержимым доказательством» является лишь личное мнение доктора Яловенко. По этому поводу О.Е. Григорова, являясь специалистом в неврологии, дала хороший ответ тем, кто старается опорочить имя Елены Ивановны. В своей статье «А судьи кто?»: она пишет: «К сожалению, в нашей стране это уже было. Объявляли сумасшедшим одного из основателей русской философской мысли Петра Яковлевича Чаадаева.… диагноз, который авторы пытаются навязать Елене Ивановне,… взят из письма доктора Яловенко, несколько лет проживавшего в семье Рерихов. Во-первых, доктор Яловенко не невролог и даже не врач, а фельдшер, закончивший школу ротных фельдшеров ещё до Первой мировой войны. А, во-вторых, было это написано пожилым, отчаявшимся человеком, когда он стремился вернуться в Россию и таким образом хотел откреститься от семьи Рерихов». О.Е. Григорова также объясняет, что неврологическое заболевание не позволило бы участвовать Елене Ивановне в сложной Центрально-Азиатской экспедиции, проводить много часов верхом на лошади, вести сложную работу по записи книг Живой Этики и других философских трудов. Напряженная мыслительная деятельность несовместима с неврологическими расстройствами. Елена Ивановна сохраняла колоссальную работоспособность до конца жизни.
Обвинения в медиумизме и психизме также поверхностны и не обоснованы. Е.И. Рерих глубоко и подробно рассматривает тему медиумизма и психизма, его негативное воздействие на организм человека, предостерегает своих учеников и корреспондентов об опасности, связанной с этими проявлениями. Благодаря ей, люди, вступившие на духовный путь развития, предупреждены о разрушительных последствиях медиумизма и психизма. Так, в письме от 12.09.1934г. сказано: «… в Учении нашем так много говорится об опасности психизма, и мы так избегаем прикасаться к так называемым психикам и медиумам и никогда не приближаем их к истинному ученичеству, но лишь тех, кто идет путем действенного горения сердца, путем Учения Живой Этики, расширяя свое сознание и утончая все мысли и чувствования». В письме от 21.06.1934 г. она пишет и о предупреждениях Е.П.Блаватской по этому вопросу:«Существует много ее статей, посвященных именно описанию опасностей, которым подвергаются люди, посещающие спиритические сеансы без достаточного знания и сильной воли». Можно сказать Шишкину: «Знайте больше!»
Иеровдохновение, духовная связь с Высшим Миром не имеют никакого отношения к области медиумизма. Это огромная тема, связанная с будущей эволюцией человечества, и знания в этом направлении только накапливаются. Елена Ивановна пишет об Огненном опыте, который доступен людям, проделавшим долгий путь нравственного самосовершенствования. История оставила много свидетельств о связи великих святых и подвижников с невидимым нам Высшим миром – Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Терезии Авильской и Екатерины Сиенской, Жанны дˈАрк и многих других. К их плеяде принадлежат Елена Петровна Блаватская и Елена Ивановна Рерих.
Примером домыслов Шишкина может служить и его утверждение о том, что росписи и мозаика Н.К.Рериха в храме Святого Духа в с.Талашкино не были приняты церковью. Предварительные эскизы художника для росписи храма обсуждались с представителями Смоленской епархии и были официально утверждены. В очерке «Памятки» Н.К.Рерих пишет: «Когда задумывался храм святого Духа в Талашкине, на алтарной абсиде предположилось изображение Владычицы Небесной. Помню, как произошли некоторые возражения, но именно доказательство Киевской «Нерушимой стены» прекратило ненужные словопрения».
В своей книге О.Шишкин попирает священные Имена Востока, понятие Учителя, положения других религий, таких как буддизм и индуизм. Рерихи никогда не унижали ни русскую культуру и историю, ни историю и культуру других народов. Учёный-историк, индолог, рериховед Л.В.Шапошникова пишет в книге «Мудрость веков»: «Сюжет Великих Учителей и Учительства был неотъемлемой частью культурной традиции народов Востока. На маршруте Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи собрали целый цикл легенд и исторических сказаний об Учителях-Махатмах. Многие из них изложены во второй части экспедиционного дневника Николая Константиновича – «Сердце Азии». Сюда можно добавить и уникальный рериховский очерк «Шамбала Сияющая». Таинственная Шамбала, в какой бы форме она ни проявлялась, в мифической или реальной, тесно связывается с явлением Учительства на нашей планете».
Зачем О. Шишкину понадобилось порочить священные понятия Востока, великие имена Рерихов, всю свою жизнь трудившихся для России? Ответ на этот вопрос читающий пусть найдёт сам, а очернительство останется на совести автора книги. Сейчас в мире идёт дискредитация всего, что связано с нашей отечественной культурой. А Рерихи – русские!
Читаешь книгу Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса» и ощущаешь искусно сплетенную паутину из множества событий, дат, имен, ссылок на источники. Автор сам увяз в своих хитросплетениях и пытается завлечь в них читателя. Сколько сил и времени нужно потратить, чтобы опровергнуть откровенные домыслы, искажённые факты! Это может вылиться в толстую книгу, но мы не видим в этом смысла, так как и по некоторым примерам видна этическая необременённость О.Шишкина. И, к тому же, есть много замечательных книг и статей о жизни и творчестве великой русской семьи Рерихов!
Ольга Слепова, председатель Рериховского общества г.Заречного Пензенской области,
Людмила Тертычная, участник Рериховского движения, г.Владивосток.
15.09.2022 12:01
Немцова Вера Геннадьевна15-09-2022 15:38:01
Спасибо большое, Ольга Слепова и Людмила Тертычная, за ваш отзыв на книгу О.Шишкина "Рерих.Подлинная история русского Индианы Джонса". Даже по нескольким примерам становится ясно, что вся эта книга - подлая и грязная ЛОЖЬ, порочащая Великие Имена Н.К.Рериха, всемирно известного художника, выдающегося культурного деятеля, путешественника, ученого, писателя, и его жены, Е.И Рерих, которую можно смело назвать одной из самых мудрых женщин планеты Земля. Ведь именно с ее помощью было написано Учение Живой Этики, - кладезь мудрости, науки будущего,красоты. И умалять такие уважаемые Имена недостойно. Но автор, видимо, не смог дорасти до понимания Высочайшей Миссии Рерихов, а решил пропиариться за счет попытки снизить значимость этих Великих Людей. К тому же назвал свое сочинительство "подлинной историей", но в чем-же эта подлинность-то? В умалении, желании очернить чистых, светлых людей? А ведь Рерихи всю жизнь трудились на славу Родины и Планеты, и заслуживают огромного уважения и благодарности! Таким образом, считаю, что книга О.Шишкина вредная, т.к. делает попытку дискредитировать честных людей.
Ксения15-09-2022 16:16:01
Спасибо Ольге Слеповой и Людмиле Тертычной за их статью о защите имени Николая Константиновича Рериха и его семьи. "Сколько сил и времени нужно потратить, чтобы опровергнуть откровенные домыслы, искажённые факты". Шишкин войдёт в историю как изощрённый клеветник. Имя Рериха и его семьи знают и чтут миллионы людей в России и во всём мире. А Шишкин кто? Шишка на ровном месте. О своём психическом состоянии нужно как раз ему поразмыслить.
Сергей Лопатин15-09-2022 17:23:01
Шишкин О. настойчиво, на протяжении многих лет высказывает свои навязчивые мысли с телевизионного экрана, пытаясь опорочить имена Рерихов. Издал книгу. И не испытывает стыда и позора за недостоверные сведения из биографии Великого художника и его жены Е.И. Рерих. Ему абсолютно наплевать на официальную информацию, предоставленную ФСБ, опровергающую недостоверные сведения. Главное - получить удовлетворение от дешевой популярности среди злопыхателей, потирающих руки при глумлении над творцами русской и мировой культуры.
Валентина15-09-2022 19:49:01
Поддерживаю высказанное в статье мнение. Автор упомянутой книги давно известен своим предубежденным негативным отношением к нашим выдающимся соотечественникам семьи Рерихов. Действительно, исключение из поля зрения «исследователя» серьезных трудов российских деятелей культуры и других стран ещё с первой четверти XX столетия и до настоящего времени характеризует этот «труд» по меньшей мере как недобросовестный, а по существу -клеветнический и предательский по отношению к своей стране.
Сергей Оленев16-09-2022 06:38:01
Шишкин, как невежественный человек определённого уровня сознания, полон самомнения и, соответственно, предвзятого представления о семье Рерихов. Образно говоря – это «книжный червь» питающийся отбросами современного литературного поля основанного на хайпе и сенсациях сомнительного толка. Сознанием «червя» пытается судить деятельность великих людей, являющихся национальным и мировым достоянием культурной жизни планеты. Червяк из навозной жижи придорожной канавы строит своё представление о гигантских сияющих вершинах духовной жизни на планете. Тем не менее, в России людей изучающих наследие Рерихов, особенно Учение Живая Этика, больше чем в остальных странах планеты. Это дает надежду на светлое будущее России.
Татьяна Бойкова16-09-2022 07:04:01
Сергей, спасибо за замечательное наименование автора книги... Такие, действительно являются книжными червями, обитающими в навозной жиже. И министерству культуры уже давно пора соответствовать своему названию и назначению, дабы вольно или невольно не поощрять низкое клеветничество и другие отвратные действия и особенно в настоящее время.
нэлла16-09-2022 10:04:01
Ольга Слепова и Людмила Тертычная задают вопрос:"Зачем О. Шишкину понадобилось порочить священные понятия Востока, великие имена Рерихов, всю свою жизнь трудившихся для России?".
Ответ находим в очерке Николая Рериха "Болезнь клеветы":"Не будем изумляться, если среди работ по психическим заболеваниям появятся настоящие врачебные трактаты о клевете, о причинах ее зарождения, о способах распространения и, будем надеяться, о мерах пресечения.
Ясно одно, если жизнь нуждается в обновленно-прочных устоях, то прежде всего всякие губительные эпидемии должны быть одолены. Среди этих бичей человечества будет обращено особое внимание на многообразные формы психоза. Излечивая пьяниц, наркоманов, воров и всяких преступников половых извращений, наверное, подойдут и к излечению одного из мерзейших извращений, а именно – порока клеветы".
Уважаемые Ольга и Людмила! Спасибо за Вашу статью.
Любовь Булатова16-09-2022 12:03:01
Спасибо Вам, дорогие Ольга и Людмила за зашиту чести и достоинства Елены Ивановы и Николая Константиновича Рерихов. По всей жизни своей они ни разу не отклонились от пути Светлого Служения. Все свои богатые дары они передали миру. А кто такой Шишкин? Один из многих в армии мракобесов. По пути эволюции кто только не покушался на светлых Учителей Жизни. Были у Христа свои фарисеи и Его оплевывали, и на Него клеветали, Его мучили и распяли. Оригена заточили в тюрьму, Платона продали в рабство, Сократа принудили выпить яд, Джордано Бруно и Жанну д Арк церковники сожгли. А сколько пришлось испытать ярой клеветы Елене Петровне Блаватской! В наше, недалекое время немало Светочей прогнали через Гулаг. Вспомних некоторых из них: Павел Флоренский, Николай Вавилов, Лев Гумилев, Алексей Лосев, Даниил Андреев, Александр Чижевский...Многие не названы. Все они несли новое слово в науке, новое знание, новое мировозрение. Жалка участь их поносителей и мучителй. Но ярко будут гореть в ночи Армагеддона имена наших Учителей, Рерихов, их вклад велик. Они будут освещать путь идущим!
Сергей Скородумов16-09-2022 16:06:01
Некоторые факты для разоблачения клеветы и махинаций Шишкина:
Журналист А.Шальнев, работавший в архивах Службы внешней разведки на основании документов еще в 1993 году пришел к выводу, что Н.К.Рерих не причастен к ОГПУ (Шальнев А. Николай Рерих не был агентом ОГПУ. Свидетельствуют документы их секретных архивов разведки // Газета «Известия», 22 октября 1993 г.).
Начальник пресс-службы Службы внешней разведки Ю.Кобаладзе в интервью журналистке газеты «Московский комсомолец» Н.Дардыкиной подтвердил (Наталья Дардыкина. Мертвые сраму не имут // Газета «Московский Комсомолец», 14 января 1995 г.), что Н.К.Рерих не был агентом ОГПУ, а Я.Блюмкин не участвовал в Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха.
А.В.Стеценко, Вице-президент МЦР, провел исследование архивных документов и обнаружил несоответствие ссылок О.Шишкина содержанию документов (Стеценко А.В. Клевещите, клевещите, что-нибудь да останется» // Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: Международный Центр Рерихов).
Решением Тверского межмуниципального (районного) суда Центрального административного округа г. Москвы от 18.01.96. по иску Международного Центра Рерихов ряд сведений, содержащихся в публикациях Шишкина в газете «Сегодня» № 208 от 29.10.94 и № 222 от 19.11.94, признаны не соответствующими действительности.
В Резолюции Международной общественно-научной конференции «Юбилейные Рериховские чтения» (Юбилейные Рериховские чтения. Материалы международной общественно-научной конференции. 1999 – М.: МЦР, 2000), которая состоялась в Международном Центре Рерихов в 1997 году говорится (пункт 11): «От имени всех участников Торжеств выразить протест против клеветнических и невежественных публикаций, порочащих светлое имя Рерихов, в частности, книги О.Шишкина «Битва за Гималаи» и его статей в газетах «Сегодня» и «Независимая газета»…».
В резолюции Международной научно-общественной конференции «В защиту имени и наследия Рерихов» (МЦР, 7–10 октября 2001 г.) в ряду фактов клеветнической кампании против Рерихов названы: «лживые измышления А.Сенкевича, О.Шишкина и И.Минутко о связи Н.К.Рериха со спецслужбами СССР».
Тема непричастности Н.К.Рериха к сотрудничеству с ОГПУ нашла свое отражение в диссертационных исследованиях. Так Я.Ю.Фатхитдинова в своей диссертации (Фатхитдинова Яна Юрьевна. Новейшая история рериховского движения в России. Специальность 07.00.02 – Отечественная история. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук, Уфа – 2009) отмечает, что версия О.Шишкина имеет свои истоки в 20–30 гг. ХХ века в стане харбинских фашистов и американских политиков, которые боролись против идей Рерихов и развернули клеветническую кампанию против него. Отголоском ситуации начала ХХ в. стало её повторение в начале ХХ в., но уже в России. Так, в 1990-е гг. появились клеветнические измышления О.Шишкина, И.Минутко, А.Л.Дворкина и др.
В.Г.Соколов в своей диссертации (Соколов Владислав Георгиевич. Парадигма культуры в философском наследии Е.И.Рерих и Н.К.Рериха. Специальность 26.00.01 – теория и история культуры. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата философских наук, Харьков – 2008) включает О.Шишкина и И.Минутко в перечень лиц, которые «демонстрируют поверхностный, упрощенный, вульгаризированный подход, а подчас – откровенные нападки и клевету на Рерихов».
Ольга Слепова16-09-2022 20:02:01
Спасибо всем, кто откликнулся на наш отзыв на книгу, присоединив тем самым свой голос в защиту великих Имён! Будем на дозоре, как призывает к этому Николай Константинович сотрудников в письме от 19 марта 1936г. Никаким шишкиным и сенкевичам не затмить Свет, принесённый Рерихами России и всему миру!
Н.К.Рериху
Как Отечество моё красиво!
Я горжусь им, рада за Россию,
Что её в наш сложный, грозный век
Смог прославить русский человек.
Он поэт, философ и учёный,
И художник, свыше одарённый.
Он из тех, кто гением рождён,
Кто чертил звездою небосклон.
Он – Водитель всей Культуры мира,
И о ней нам пела его лира.
Он – Учитель Жизни. Он – мудрец,
Гималаев пламенный певец.
Он – защитник Красоты и Знаний,
И достоин Родины признаний.
Но когда же это мы поймём?
В срок, когда к Высотам подойдём
И покинем душные низины,
Ведь Ведущий – словно гор вершина.
И она видна издалека
Тем, кто у подножья гор пока…
Ольга Григорова16-09-2022 21:33:01
Спасибо за статью. Со всех сторон тьма ополчилась на Россию. Поэтому не удивительно, что этот шишкинский пасквиль вышел именно сейчас. Есть пособники тьмы сознательные, есть бессознательные. Шишкин в силу своего невежества является бессознательным пособником тьмы. Имена Рерихов навсегда вошли в жизнь России, в жизнь планеты. А Шишкин? Через несколько лет никто о нём и не вспомнит. Но сейчас эта книга несомненно несёт большой вред не только своей ложью и очернением великих имён России, но также вносит свою лепту в разъединение народа. Надеюсь, что не так много покупателей и читателей будет у этого "опуса".
К. Савитрин17-09-2022 18:45:01
Спасибо авторам публикации за поднятый вопрос о клевете. Спасибо С.Скородумову за факты разоблачения клеветы и махинаций О.Шишкина. Свое мнение по поводу 30-летней клеветнической деятельности этого лже-писателя и лже-журналиста оставил в комментариях к "Открытому письму правления МЦР к министру культуры". Описал факты, свидетельствующие об одержимости Шишкина. Там же написал о вероятных источниках финансирования из США этого выдающегося клеветника.
Здесь же согласен со всеми, кто видит в клевете против Рерихов и России общие корни: все, кто сопричастен тьме, ненавидят свет и готовы на многие труды и жертвы, лишь бы только угасить Свет и затоптать Огненное Сердце носителя Света. Угасить не зависимо от того, исходит ли этот Свет из сердца человека или целой страны Свет слепит привыкшие ко тьме глаза. Всякий светоносец становится Пробным Камнем для окружающих и прикасающихся. И служители тьмы от соприкосновений с ними неизбежно выявляют свои истинные лица, как бы умело до этого ни скрывали их под масками.
Именно сейчас такое время, которое срывает маски и предоставляет последние возможности исправить пути человеческие. Только одержимые уже не могут ни остановиться, ни исправить свой путь. Шишкин, именно, одержимый бесами клеветы, тщеславия и стяжательства. Поэтому не остановится, пока не протрубит ангел последний, как это сказано в Откровении Иоанна Богослова. Можно только сожалеть, что человек столько сил, времени и средств затрачивает на то, чтобы клеветать...
Александр Терешкин19-09-2022 07:01:01
"Надеюсь, что не так много покупателей и читателей будет у этого "опуса"."
А совсем прекратить вред от этой книги нельзя? Ведь, если считаем, что там клевета, то это уголовно наказуемое деяние (УК РФ Статья 128.1. Клевета).
Если есть факты клеветы, то дело нужно подавать в суд. Пусть прекратят продажу этой книги, а автора заставят написать опровержение. Разве не так?
Наталия Павловна Ермоленко19-09-2022 17:43:01
Спасибо Ольге Слеповой и Людмиле Тертычной. Книга несёт в себе вред людям, которые могут поверить в подлую ложь лже-писателя и не станут искать факты, разоблачающие гадкого клеветника. Поддерживаю Александра Терешкина, что нужно подавать в суд и прекратить продажу книги. Как можно остановить распространение лживых наветов на Великого Светоносца Земли Российской?
Сергей Скородумов20-09-2022 18:01:01
Друзья!
Международный Центр Рерихов, разумеется, отреагирует на эту клевету. Давайте подумаем, что каждый из читателей "Адаманта" может сделать для формирования общественного мнения относительно пасквиля Шишкина.
Сергей Скородумов21-09-2022 11:08:01
Я думаю, читатели "Адаманта" могли бы, например, оставить корректные и обоснованные комментарии после публикаций о книге Шишкина. Таких публикаций в Интернете сейчас очень много.
Александр Херсонов21-09-2022 16:32:01
Когда я знакомился с книгами О.Шишкина, всякий раз обращал внимание на настойчивое желание автора подать описываемое "сенсационно", "скандально", в пику общественного мнения. И не важно о чём шла речь, это проявлялось во всех его книгах. А это в свою очередь указывает на "болезнь" творчества автора. Это не подход исследователя, устремлённого к истине. В нем нет настоящего, всё искусственное, придуманное, тенденциозное, с оглядкой на себя "любимого". Дескать, вот я какой! Самолюбивый, предвзятый сочинитель, призванный удивить и "ошарашить" читателя. И ведь ошарашивает! Теперь опусом о Рерихе, что следует даже из сенсационного названия книги: "Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса».
Всё что было до Шишкина не подлинное и только под пером Шишкина - подлинное. Кушайте, пожалуйста! Да и сравнение Рериха с Индиан Джонса тоже пример оригинальничания, сенсационности, когда человек в простоте слова не скажет.
Благо, сведущие люди, а таких сегодня немало,
хорошо разбираются в теме "Николай Рерих" и стряпня сомнительного автора, кроме осуждения и брезгливости к автору не вызывает иного чувства.
Ольга Слепова23-09-2022 14:51:01
В письмах от 30 марта и 1-2 апреля 1936 года Н.К.Рерих с огромной болью пишет о чудовищной клевете в его адрес в газетах и недоумевает: как можно перечёркивать его исключительно культурную деятельность, да ещё связывать её с политикой? Он считает, что «…в культурном обществе такую ложь и клевету нельзя терпеть. Культура – синоним справедливости». Справедливость обязательно восторжествует!
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".