Светлой памяти Елены Ивановны Рерих 1 октября 2024. Онлайн-лекция «Основы буддизма в философии Е.И.Рерих». Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Республике Алтай. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Луна обратится в кровь. С.Л.Головин


(Астрономические аспекты датировки возраста Христова)

Большинство людей, будучи спрошены о хронологии рождения и смерти Иисуса Христа, без сомнения ответят, что Иисус из Назарета родился на рубеже эпох – собственно, Его Рождество и является отправной точкой отсчета Новой Эры. В тридцатилетнем возрасте Он начал Свое служение, длившееся три года, после чего был распят в возрасте тридцати трех лет, т.е., соответственно – в 33 г. от Своего Рождества.

Впрочем, единственной точной хронологической привязкой в самих Евангелиях является датировка начала служения Иоанна Крестителя: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (От Луки 3:1-2). Это (15-й год Тиберия) соответствует 28-29 г. Н.Э., но как долго длилось служение Предтечи до Крещения Господня, и сколько впоследствии заняло земное служение Господа, явным образом не указывается. События, описанные синоптиками (Марк, Матфей, Лука), вполне можно было бы уложить в один год, в то время как Иоанн более-менее ясно повествует о трех годах служения.

Нет в Писании и явного указания на возраст Иисуса. С одной стороны, Лука сообщает, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (От Луки 3:23, буквально – «около лет тридцати»), но насколько отличается это «лет тридцати» от собственно тридцати лет – неясно. С другой стороны, окружающие оценивали возраст Учителя как «нет еще пятидесяти лет» (От Иоанна 8:57). Каков же был действительный возраст Иисуса, когда Пилат отдал Его на распятие? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать годы Его Рождения и распятия.

Ставшая сегодня привычной хронологическая шкала, ведущая отсчет от Рождества Христова, оказывается менее всего полезной именно при попытках датировки этого самого Рождества Христова. Шкала была введена в 525 г. Н.Э. по предложению Дионисия Малого, римского схоласта скифского происхождения. Он вычислил, что Рождество произошло в 754 году от основания Рима. Эта дата и стала новой точкой отсчета истории. Однако ввиду ограниченности доступных Дионисию исторических данных погрешность предпринятых им вычислений составила около десяти процентов. В частности, Дионисий пропустил четыре года правления Августа под именем Октавиана. Исторически, Рождество произошло прежде смерти Ирода Великого (которую убедительное большинство авторов датирует мартом 4-го года. до Н.Э.); вероятнее всего – в 5-м г. до Н.Э., поскольку упоминаемая Лукой перепись населения происходила, согласно свидетельству Иосифа Флавия, за год до смерти царя. Согласуется с такой датировкой и идентификация Вифлеемской Звезды как кометы, наблюдавшейся в 5 г. до Н.Э. весной более семидесяти дней в созвездии Козерога [1].

С датировкой распятия дело обстоит более ясно, но менее определенно. Евангелисты единодушны в том, что оно произошло под юрисдикцией Понтия Пилата как прокуратора Иудеи, т.е. в период с 26 по 36 гг. День 14-го нисана, в который полагается заколать пасхальных агнцев при подготовке к Великому празднику (начинающемуся на закате, с наступлением 15 нисана) в эти годы приходился на пятницу дважды: первый раз – в 30-м, второй – в 33-м году [2]. Так что день распятия известен, но год необходимо выбирать из двух указанных вариантов.

К более ранней датировке (30-й год) склоняет традиционное представление о тридцатитрехлетнем Христе (хотя в этом случае наиболее вероятный возраст Христа все же оказывается 34 года), а также восходящая еще к III в. Н.Э (Ориген, Юлий Африкан) традиция истолковывать тьму, покрывавшую землю при распятии Христа от полудня до трех часов дня (От Матфея 27:45, От Марка 15:33, От Луки 23:44) как солнечное затмение, описанное Флегоном в XIII книге «Олимпиад». Само произведение Флегона до нас не дошло, но фрагмент о затмении содержится в ряде вторичных источников, в частности – у Блаженного Иеронима: «Пишет об этом и Флегон (Flego), знаменитый исчислитель Олимпиад, в XIII книге говоря так: “А в четвертом году 202 Олимпиады было великое и выдающееся между всеми прежде случавшимися затмение солнца; в шестом часу день превратился в темную ночь, так что видны были звезды на небе, и землетрясение в Вифинии разрушило много зданий в Нике”» [3].

Однако, упомянутые Флегоном солнечное затмение в четвертом году 202 олимпиады (скорее всего, это – полное солнечное затмение 24 ноября 29 г.) и произошедшее в том же году (но не факт, что одновременно) разрушительное землетрясение в Вифинии, ко тьме, наступившей во время распятия Христва, никакого отношения не имеют. Во-первых, при солнечных затмениях тьма длится лишь несколько минут, а во-вторых, затмения солнца луной происходят исключительно в новолуние – когда луна находится между солнцем и землей, – в то время как Пасха отмечается в полнолуние (в первое после весеннего равноденствия), когда солнце и луна находятся по противоположные стороны от земли. Каким естественным явлением ни пытались бы мы объяснить сверхъестественную тьму во время распятия (будь то уменьшение прозрачности атмосферы, уплотнение облачного покрова, или даже затмение солнца каким-либо неведомым космическим объектом [4]), это будут лишь голословные рассуждения. В любом случае, обычным солнечным затмением данное знамение быть не могло.

Но это не означает, что мы не имеем никаких астрономических привязок к указанному событию. Когда апостол Петр в своей речи на Пятидесятницу приводит перечень исполнившихся знамений наступления «дня Господня», предсказанных пророком Иоилем, слова «солнце превратится во тьму и луна – в кровь» (Иоиль 2:31,  Деяния 2:20) не вызывают у слушателей ни малейшего недоумения. Хотя непосредственно Евангелия превращения луны в кровь не упоминают, евангелист Лука, приводя вышеуказанное утверждение Петра в своих Деяниях Апостолов, по сути дела, ссылается на него в неявном виде как на общеизвестный факт. Эта ссылка настолько очевидна ранним читателям, что вся последующая околоевангельская литература от апокрифического Евангелия от Никодима до псевдоисторической переписки Пилата с Иродом не упускает возможности упомянуть о кровавой луне [5].

«Кровавая луна» – известное явление, наблюдаемое при лунных затмениях (а лунные затмения, в отличие от солнечных, происходят именно в полнолуние), когда луна не совсем покрыта тенью земли, но полностью покрыта тенью земной атмосферы. В этом случае поверхность луны освещена исключительно светом, прошедшим через земную атмосферу по касательной. Более коротковолновые составляющие видимого спектра (голубые, синие, зеленые и даже желтые) рассеиваются и поглощаются в атмосфере, в результате чего на поверхность луны попадают только наиболее длинноволновые багряно-красные лучи. Подобный эффект можно видеть и на поверхности земли при освещении каких-либо объектов лучами солнца, заходящего за затянутый облаками горизонт.

Согласно каталогу лунных затмений первого века Н.Э. [6], в 30-м г. Н.Э. лунных затмений не наблюдалось до конца мая, в то время как в 33-м г. частичное лунное затмение магнитудой 0.5764 произошло при вечернем восхождении луны 3 апреля – как раз в первое полнолуние после весеннего равноденствия, т.е. на Пасху, при наступлении 15-го нисана. Затмение длилось с 16:12:50 до 19:02:56 по единому мировому времени, или примерно с шести до девяти по местному времени на Ближнем Востоке – весь период, называвшийся первой стражей ночи. Прохождение луны через окрашивающую ее в кроваво-красный цвет тень земной атмосферы показано на Рисунке 1.

Если принять это предположение, то когда Петр упоминает в своей проповеди на Пятидесятницу, записанной у Луки во второй главе Деяний Апостолов, пророчество Иоиля про «обращение луны в кровь» как знамение наступления «дня Господня», он говорит о явлении, очевидцами которого были его слушатели. В этом случае обоснованным представляется вывод, что распятие Христово датируется 14-м нисана 33 г. НЭ, когда возраст Иисуса, вероятнее всего, составлял 37 лет.

 

Литература
1. Ефимов С.Ю. Вифлеемская звезда. – Симферополь: ДИАЙПИ, 2009. – 56 с.
2. Hebrew Calendar. – http://www.cgsf.org/dbeattie/calendar/?roman=33
3. Иероним Блаженный. Изложение хроники Евсевия Кесарийского, 202 (29/32). Цит. по Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. – Спб: Алетейя, 2001. – С.29.
4. Exact Date of Christ's Crucifixion. – http://catholicknight.blogspot.com/2007/04/exact-date-of-christs-crucifixion.html
5. См. Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. – Спб: Алетейя, 2001. – 430 с.
6. List of 1st century lunar eclipses. – http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_1st_century_lunar_eclipses#cite_note-0#cite_note-0

10.05.2010 03:00АВТОР: С.Л.Головин | ПРОСМОТРОВ: 2386


ИСТОЧНИК: Христианский научно-апологетический центр



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Астрономия, астрология »