Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Монахиня Елена. Сергей Целух


 

Мы продолжаем публикацию статей о духовных сестрах о. Сергия Булгакова.

Елену Ивановну Казимирчак-Полонскую с полным правом можно назвать подвижницей. Не уходя от жизни, в сложнейших условиях личным подвигом и самоотречением в течение всей жизни она подтвердила слова, которые часто повторяла: «Надо жить в Предстоянии перед Богом».

Елена Ивановна сочетала в себе интеллект выдающегося ученого с глубокой искренней верой, удивительно кротким нравом, милосердием, чистотой души и честностью. И эта глубокая вера не раз спасала ее в опасных ситуациях. К примеру, когда она, стоя перед фашистскими солдатами, готовыми ее расстрелять, обратилась к ним со словами увещевания. Или в другой раз, когда сила ее веры и убеждения обратила атеиста следователя-чекиста в верующего христианина.

В то же время Е. И. Казимирчак-Полонская внесла огромный вклад в науку. Не случайно ее именем названа малая планета № 2006 ((2006) Полонская) и пояс астероидов между Сатурном и Ураном (Пояс Казимирчак-Полонской).

 

 

Елена Ивановна Казимирчак-Полонская - сестра Елена (1902-1992)

 

Доктор философии Варшавского  университета Елена Полонская. 1934 г.

Доктор философии Варшавского

университета Елена Полонская. 1934 г.

 

Жизнь и творчество сестры Елены

Знакомство с этой удивительной женщиной у меня произошло в 1986 году, когда приобрел дефицитный ежегодник - «Богословские труды» № 27, издание Московской Патриархии [1], в котором был опубликован философский труд Монахини Елены – «Профессор протоиерей Сергий Булгаков». Работа монахини Елены обрадовала меня своей мудростью, осведомленностью о жизни и творчества протоиерея Сергия Булгакова, знанием русской религиозной философии, прекрасным философским стилем и любовью ко всему философскому наследию русского гения. Удивила и библиография трудов малоизвестного тогда эмигранта о. Сергия, насчитывающая 397 наименований. Захотелось узнать, кто из русских философов прячется за столь необычным именем - «монахини Елены», поразившей нас своими знаниями русского Зарубежья и его титанов. Мои поиски ни к чему не привели, поэтому прекратил их. Лишь сейчас, после долгих лет, когда многие былые тайны обнародованы и разрешены, решил возвратиться к любимому автору, так взволновавшему мое беспокойное любопытство.

 

Елена Ивановна Полонская родилась 21 ноября 1902 года в поселке Селец Владимир-Волынского уезда Волынской губернии (ныне — село Селец Владимир-Волынского района Волынской области, Украина), где родители ее - Иван и Евгения Полонские (выходцы из российского дворянского сословия) - владели небольшим имением. Уже в детстве Елена проявила большие способности, причем в разных областях знания. Ей очень легко давалось изучение разных языков и точных наук, любила и хорошо разбиралась в музыке, живописи, литературе. Поступая в Луцкую женскую гимназию , юная Елена уже неплохо владела французским, немецким, английским и польским языками.

 

Весной 1919 года Елена Полонская окончила женскую гимназию с золотой медалью. Семья ее не была религиозной, поэтому «действие благодати Божией в современном мире», написанное в 80-летнем возрасте, можно объяснить тем, что при всех своих успехах и материальном благополучии, она еще в юности стала задумываться над вопросом о смысле человеческой жизни, Боге и Мироздании. Не находя ответы на свои недетские вопросы, 16-летняя девушка, в порыве любви к знаниям, обратилась к Высшим силам: «Во имя чего дана нам жизнь?»- спрашивает она. Именно тогда и произошло чудесное явление, описанное в ее книге «Действие благодати Божией в современном мире»:

 

«Однажды в ясный солнечный день она стояла на холме громадного Волынского парка. Вокруг простирались необозримые дали, перемежаемые куполами деревьев, невдалеке блестело озеро. Охваченная смятением, она вопросила небеса: есть ли Бог, слышит ли Он ее. Она должна знать, во имя чего ей дана жизнь. И вдруг… несказанно преобразилось все вокруг: деревья, кусты, цветы, вода в озере, облака на небе. Раздвинулись границы сознания, родилось новое «зрение духа», позволяющее, как будто в космическом калейдоскопе узреть в один миг проносившиеся события всей жизни — от детских лет до настоящего момента; уразуметь во всей глубине смысл всех пережитых страданий, трудностей и радостей, постигнуть смысл личной жизни, осознать подлинное духовное призвание…» [2].

 

Вмиг Елена почувствовала ответ, который потом выразила в строчках псалмов: «Небеса да поведают славу Божию, творение руку Его возвещает твердь» С тех пор все ее научные занятия будут посвящены доказательству бытия Божия, Божьему творению и его пониманию.

 

Будучи студенткой и выпускницей Львовского университета имени Яна Казимира - физико-математического факультета, в 1923-1925 годах, Елена Полонская принимала активное участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД), возглавляемым Сергием Булгаковым, Василием Зеньковским и Петром Струве. В 1926—1928 годах она была активным членом РСХД и его представительницей в Польше и Белоруссии. Редактировала религиозно-политический журнал «На рубеже».

 

На съезде в Пшерове, (Чехословакия) Елена познакомилась с отцом Сергием Булгаковым и его духовными сестрами – матерью Марией (Скобцовой), сестрой Иоанной, (Рейтлингер), матерью Бландиной (Оболенской), матерью Феодосией (Соломянской) и матерью Марией (Струве). Все они были молодыми и активными, все стремились делать добро и посвятили себя Богу и Его дивным делам. По просьбе Елены, протоиерей Сергий Булгаков окрестил ее и принял своей духовной дочерью. Идеи христианского движения – мир, гармония, любовь ко всем народам, исповедующим христианские ценности, доброта и милосердие запомнились Елене Ивановне на всю оставшуюся жизнь.

Пророческие слова отца Сергия Булгакова

 

Протоиерей Сергий Булгаков

Протоиерей Сергий Булгаков

 

Судьба сестры Елены была насыщена творчеством, и все потому, что она послушалась советов священника Сергия Булгакова: не быть монахиней в худшем понимании этого слова: не заточаться в келье, насильно не умертвлять себя. А быть монахиней в лучшем значении: любить и быть любимой, завести семью, родить детей, вести полноценную человеческую жизнь, понимая, что такая жизнь нужна Богу, и что все ее добрые дела принадлежат Ему. Вот потому свои лучшие годы (1932- 1980) сестра Елена посвятила духовным человеческим ценностям, в том числе и науке, связанной с Богом, Вселенной, планетам, звездам и человеческим судьбам. Там, в заоблачных далях, искала она иную жизнь, иные миры - внеземные цивилизации, и места их обетования.

 

В 1934 году в Варшаве Елена Ивановна защитила докторскую диссертацию на тему «О планетоцентрическом движении комет», получив за это ученую степень доктора философии. В 1936 году она вышла замуж за любимого человека, Льва (Леона) Казимирчака - учёного-ихтиолога, сотрудника Варшавского университета, от которого 14 мая 1937 года родила сына Сергея, названного в честь своего духовного отца Сергия Булгакова.

 

Счастье семейной жизни Елены Казимирчак было не долгим. В 1939 году началась Вторая Мировая война, которая круто изменила ее жизнь. Что происходило с сестрой Еленой, ее семьей в годы военного лихолетья, мы узнаем из ее военных воспоминаний, в которых она рассказывает, как спасала жизнь своим коллегам-астрономам в период фашистской оккупации. Ведь война застала сестру Елену во Львове, где она работала в 1940-1941 годы старшим научным сотрудником Астрономического института при Львовском университете. Поэтому на своем опыте она знала, что такое немецкая оккупация, облавы, преследования и расстрелы.

 

Спасаясь от врага, Елена Ивановна прошла пешком сотни километров, не раз ей приходилось смотреть в лицо смерти. Помогая близким людям в беде, она рисковала своей жизнью и жизнью маленького сына, которому едва исполнилось семь лет. В трагические минуты жизни, когда немецкие солдаты схватили ее и поставили к стенке, сестра Елена не растерялась, она обратилась к ним на немецком языке не как убийцам, а как христианам, с прошением о помиловании. Она напомнила одурманенным фашистским парням, что дома их ждут дети, матери, жены и сестры, поэтому просила не лишать ее жизни во имя самой жизни и ее маленького сына. Удивительные слова и пронизанный Божественной Любовью облик матери Елены, не позволил фашистским палачам выстрелить в хрупкую, но сильную духом женщину. Фашисты от растерянности крикнули ей: «Беги!». Так была спасена еще одна человеческая жизнь, принадлежащая людям, своей семье и Богу.

 

В середине июня 1944 года, будучи с семьей в Варшаве, когда наши бойцы гнали недобитых фашистов и дошли до границ Польши, во время утренней молитвы ее пронзил сильный, но беззвучный призыв: «Беги с Варшавы!». Сестра Елена поняла, что это говорит с ней сам Господь. Она не растерялась, быстро взяла сына Сережу, часть денег и что было силы побежала с ним в ближайший лес под Варшавой. К вечеру ей удалось добраться до небольшого деревянного домика возле самого леса и договорится с хозяином о ночлеге. Переночевав в нем и рассчитавшись с хозяевами, Елена вернулась домой. В тот же день она уладила свои дела, взяла с собой сына, кой какие вещи, немного денег, и оставила записку родным, чтобы мать и ее муж взяли с собой все необходимое и срочно прибыли к лесному домику.

 

Всем сердцем она почувствовала, что в Варшаве назревают трагические события, от которых Бог хочет спасти ее семью. Удивившись странному поступку Елены, муж и мать не поверили ей, они стали тянуть время со своим выездом. Но события развивались стремительно.

Варшавское восстание было не подготовленным

Варшавское восстание против фашистов вспыхнуло мгновенно. Бежать из города было уже поздно: все дороги были перекрыты немецкими автоматчиками. Восстание началось 1 августа 1944 года и продолжалось до 2 октября 1944 года. Восстание было организованно Армией Крайовой и представительством польского правительства в изгнании.

 

Варшавское восстание. Пленение мирных людей 1944.

Варшавское восстание. Пленение мирных людей 1944

 

В нем приняли участие все действовавшие в то время в городе подпольные организации. Кроме Армии Крайовой в нем участвовали отряды Национальных вооружённых сил и сформированные левыми силами отряды Армии Людовой и Корпуса Безопасности. Вместе с поляками в восстании принял участие отряд Еврейской боевой организации.

 

Основной целью восставших было - разгромить фашистских оккупантов в Варшаве и вытеснить их из города. Руководство Армии Крайовой планировало за 12 часов до вступления в город советских войск, посеять панику среди врага, разгромить его и провозгласить власть польского эмигрантского правительства. Но поставить об этом в известность руководство советских войск и просить о поддержке восстания, у поляков ума не хватило. Поэтому командование Красной Армии, Верховное командование Войска Польского, польские левые организации, действовавшие в варшавском подполье не получили никакой официальной информации о подготовке и начале восстания, руководимого группкой энтузиастов, принадлежащих к Армии Крайовой.

 

Планировалось за два-три дня, внезапным ударом, расправиться с фашистами, захватить Варшаву, затем произвести высадку 1-й польской парашютно-десантной бригады и подготовить всё необходимое для прибытия эмигрантского правительства. Поляки всеми силами старались освободить Варшаву от немецких захватчиков до прибытия советских войск, но этого у них не получилось.

 

Варшавское восстание было не подготовлено, в нем верх взял не разум, не трезвый расчет, не стратегия боя с таким грозным врагом, а чувства измученных и нетерпеливых людей. Поэтому оно было провальным и закончилось трагически. Фашисты бросили на беззащитных людей всю свою мощь: войска, танки, орудия, пулеметы, гранаты, бомбы. Точное количество жертв восстания до сего дня остаётся неизвестным. Считается, что в нем погибло около 17 тысяч участников польского сопротивления и было около 6 тысяч тяжело ранено. В карательных операциях фашистами было убито от 80 до 100 тысяч мирных жителей. Общие же потери Войска Польского составили 3764 солдат и офицеров, в том числе 1987 человек убитыми и пропавшими без вести на западном берегу Вислы. В ходе уличных боёв была уничтожена четвертая часть жилого фонда Варшавы. После капитуляции польских сил, германские войска целенаправленно, квартал за кварталом, сровняли с землёй ещё 35 процентов зданий города.

«В городе начались облавы и расстрелы»

В городе начались облавы и расстрелы. Уцелевших людей загоняли в концентрационные лагеря, созданные под Варшавой. Пропали мать и муж Елены, которых восстание застало в городе. Помолившись Богу, Елена Ивановна решается на большой риск: она идет в логово зверя искать мать и супруга. Обращаясь к Богу за помощью, с большим риском для жизни, но с твердой верою в помощь Божьих сил, сестра Елена обходит бараки лагеря смерти, но найти родных не удается. В нервном напряжении и безысходности, мать Елена обращается к Богу с такой молитвой:

 

«…Господи, прими моление моe! Прошу Тебя только о даровании мне Благодати Твоей святой, ибо она и только она может дать мне силы для преодоления тварной и грешной немощи моей. Верую непоколебимо, что Любовь Твоя превосходит разумение наше, что Ты исполняешь наши желания, согласные с волей Твоей, раньше нашего обращения к Тебе. Даруй мне силы не изнемочь в поисках бедной матери моей и мужа. Обещаю Тебе непоколебимость моей веры и предельное терпение в предстоящих трудностях и страданиях моих. Услыши мя, Господи! Пресвятая Богородица, Радость, Любовь и Надежда моя, благослови мой путь, прими меня под Свой Святой Покров! [3].

 

Фашисты в Польше. 1944 год.

Фашисты в Польше. 1944 год.

 

Божественный свет и Его милость снизошли на душу Елены. Она решила исполнить свой долг - во что бы то ни стало отыскать родных. На рассвете мать Елена и сын Сергей добираются до городка Жирардув, где размещены бараки невольников. Упросив часовых, она ищет их в лагерных бараках. С разрешения лагерного врача, поляка, и помощью Божьей Матери, ей удалось найти мать, которая находилась среди таких же горемык, как сама. Благодаря доброму лекарю, подтвердившего болезнь пожилой женщины, Елене удалось забрать мать из плена. По дороге она узнала, что ее муж, Леон Казимирчак, вместе с другими поляками, отправлен под Вену взрывать горные породы, чтобы задержать наступление Красной Армии на Вену и Берлин.

 

Бог оберегает сестру Елену, Он помогает ей осуществить задуманное. Елене Казимирчак удается установить связь со своим мужем через пожилого немца, взявшего на себя смелость даже доставить посылку для него. Через пять дней, как было обещано, немец выполнил поручение Елены, отдал посылку и привез от мужа письмо, в котором сообщалось о его болезни и безвыходном положении. Вскоре связь с мужем прервалась: от наступления Красной Армии немцы стали отступать. Оставшись в городке, и чтобы не умереть с голоду, мать Елена вместе с маленьким сыном стали делать детские игрушки и выменивать их на пропитание.

 

После освобождения Польши Красной Армией в апреле 1945 года семья Казимирчак-Полонская, наконец-то, добралась до Праги. Там Елена Ивановна узнала, что в городе открылось Советское военное консульство и объявлен добровольный переезд русских граждан в СССР. На радостную весть откликнулось много людей. Ждать выезда пришлось недолго. Это был первый и последний добровольческий транспортный поезд, вывозивших наших людей на свою родину. Сестра Елена, не дожидаясь мужа, приняла решение ехать в Советский Союз, другого выхода у нее не было. С мужем договор был таким: женщины с сыном добираются до Одессы и там, в Одесской обсерватории, оставляют записку, куда будут держать свой путь. Как и было обещано советским консульством, через день железнодорожный транспорт с советскими людьми выехал из Праги.

«Трудные пути твои, Господи, и душа моя понимает это»

Многие спрашивали сестру Елену, почему она вернулась в Советский Союз, если всех возвращенцев отправляли в лагеря Гулага на перековку? Почему не осталась за рубежом, в Чехословакии, где жизнь была значительно демократичнее и богаче? Елена Ивановна не была наивным человеком, она понимала, что ничего в жизни так просто не дается, за жизнь нужно бороться до конца, а то, что она едет на свою Родину - это главное, это ее судьба и так повелел Бог. Свой ответ любопытным она оставила в книге «О действии благодати Божьей в современном мире» и он таков: «Я хочу ехать в СССР, чтобы всю жизнь отдать на служение Православной Церкви, родине, русской науке и русской молодежи». [4].

 

Сестра Елена сказала правду. Больше всего она мучилась от того, что у молодого поколения, пережившего страшную войну, отобрали христианскую веру и прививают дикий атеизм, который обедняет их сознание и делает безбожниками. Сестра Елена сообщает, что ехала в Россию на «подпольную религиозную работу», и получила на это благословение своего духовного отца протоиерея Сергия Булгакова. «Я хотела вернуть людей от безбожия к высшим целям, определить путь духовного человека, ведущий вдаль, путь продвижения вперед, путь изменения и развития». [5]. Такие смелые слова двигали эту верующую душу.

 

В 1945 году Елена Ивановна с сыном и матерью приезжают в послевоенный Херсон. В горсовете, куда она обратилась за жильем, беженке показали на разрушенный город и длинный список желающих. Но ей несказанно повезло. Сестру Елену принимают в Пединститут преподавателем математики и астрономии, а ректорат Вуза, выслушав ее горести, даже выделил квартиру в полуразрушенном доме. Пришлось покориться судьбе и вместе с другими жителями, восстанавливать жилье. На женские плечи легли большие обязанности: с утра до вечера в пединституте, вечерами - ремонт квартиры.

 

Появились проблемы со здоровьем матери и сына, и особенно - не хватало денег. Сердце сестры Елены разрывалось между работой в пединституте, заботой в семье, больной матерью и ремонтом квартиры. Не по годам мудрый 10-летний школьник-сын понимал все, поэтому как мог помогал матери и бабушке.

 

Херсон после войны. 1945 год.

Херсон после войны. 1945 год.

 

Елена Ивановна в своей книге свидетельствует, что в послевоенном Херсоне процветал бандитизм. Случалось, что днем и ночью на молодую учительницу нападали грабители, забирали продуктовые карточки, вещи, документы, из рук вырывали продукты. Атмосфера в городе была напряженной, никто из новых друзей не мог помочь приезжим в беде, потому что сами были в таком же положении: беззащитными, нищими и голодными. Квартиру преподавательницы Елены Ивановны несколько раз грабили, а однажды, по вине соседей, она сгорела до основания и несколько месяцев семья жила, где пришлось.

 

Она чувствовала, что большая нагрузка на работе и дома утомляет ее, не дает возможности для творчества и раскрытия своего таланта. Запущенность учеников, нагрузки по обучению стационара и заочников, подготовительные курсы, всевозможные общественные мероприятия и кружки - все это изнуряло ее, лишало сил и здоровья. Особенно тяжело было пережить обвинения коллег в «буржуазном происхождении» и польском дипломе доктора философии. Это грозило ей тяжким обвинением по 58-й статье: «враг народа». Елена Ивановна еле сводила концы с концами, чтобы хотя бы выжить, не говоря о других заботах своей семьи. Под давлением коллег-недоброжелателей, ректорат потребовал от нее подтверждения докторского диплома. Елене Ивановне пришлось в авральном порядке сдавать и пересдавать дополнительные экзамены, представлять научные работы, в противном случае - лишения работы и нищета.

 

То было тревожное время, голодное и суровое. Любой человек, не работающий более месяца, попадал под суровую статью: он терял производственный стаж, ему трудно было устроиться на работу, а затягивание - наказывалось в судебном порядке. Особенно трудно было в душевном плане. Как преподавателю советского вуза, сестре Елене запрещено было ходить в церковь и исповедовать религию. Но помня о своем духовном родстве с о. Сергием Булгаковым, Елена Ивановна никогда не прерывала нити с Богом, Иисусом Христом и Новым Заветом. Для нее Библия, Библейская история, христианская вера - были святынями, которые она хранила в своем сердце.

 

Испытывая большие трудности в семье, тоску по мужу, Елена Ивановна в 1946 году записалась на прием к первому секретарю Херсонского обкома партии. Она просила высокого чиновника не так много: посодействовать в переселении мужа в Советский Союз для объединения с семьей. Но ее просьба повисла в воздухе. Мужа, как иностранца, как поляка, советские законы не пустили в СССР. «И правильно делают, что не пускают», – таким был ответ высокого чиновника с каменным лицом. «Сейчас мы выселяем всех поляков из СССР в Польшу, - сказал он. И никакого поляка сюда не пустим. И вам вернуться в Польшу не разрешим». «Крепостной вал, - пишет сестра Елена, - замкнулся. Как было не впасть в отчаянье?! Я молилась Господу Богу, чтобы Он помог мне вынести все это». [7]

«Сын умирал на ее глазах»

Еще более тяжкое испытание ждало Елену Ивановну впереди. Находясь на лечении в санатории, сын Сережа сильно заболел. Его перевели в инфекционную больницу с диагнозом «брюшной тиф». Как всегда в таких случаях, мать Елена снова столкнулась с черствостью, даже хамством и непрофессионализмом, на сей раз - врачей. Бездушные лекари, не разобравшись в сути заболевания, лечили ребенка от чего угодно, только не от самой болезни, чем ускорили его близкий конец. В серых стенах инфекционной больницы тихо угасало детское существо, которому никто не хотел помочь. И, только увидав предсмертную агонию сына, лекари впустили к нему измученную мать. Сын умирал на ее глазах, а мать от бессилия молилась Богу, плакала и просила врачей спасти ее сына. Врачи от своего бессилия отошли в сторону и стояли молча. И тогда, сестра Елена зарыдала, что было сил. А беспредельная вера в Бога вылилась в обещание: «Не моя воля, но Твоя да будет! И если Ты заберешь его, я не отрекусь от Тебя». Родная ее кровинка, радость и надежда в жизни, ее единственный сын Сережа, повернул головку на левый бок и затих навечно. Это случилось 7 июля 1948 года в праздник Рождества св. Иоанна Предтечи.

 

Сын Елены Сережа (1937–1948)

Сын Елены Сережа (1937–1948)


Руководство пединститута не позволило сестре Елене похоронить сына по христианскому обряду. Единственно о чем удалось договориться с начальством, чтобы погребение Сережи происходило без всяких речей, которые было принято говорить на похоронах и которые могли нарушить молитвенное состояние матери. Елена Ивановна ночью ходила к знакомому священнику, который совершил заочное отпевание и панихиду в церкви. После похорон, сестра Елена трое суток провела в молитве на берегу Днепра неподалеку от могилки сына.

 

В книге «О действии благодати Божьей в современном мире», говорится, что жизнь сестры Елены в Херсоне была нерадостной. С ней часто случались разные неприятности, которые укорачивали ей жизнь. Спасала только вера, любовь ко Христу, Матери Божьей и Богу Вседержителю, заступнику страждущих и молитва.

 

После похорон сына, Елена Ивановна твердо решила навсегда покинуть бездушный город и его черствых чиновников. «Дирекция пединститута поступила предельно беспощадно в час смерти моего сына, и убила мою любовь к институту. А без любви я работать не умею. Прощайте!» [8]. Это были последние слова сестры Елены в Херсоне. Она подала заявление об увольнении, и уехала в Ленинград.

 

Боль по утраченному сыну не отпускала сестру Елену до конца ее жизни. На рабочем столе Елены Ивановны всегда будет стоять портрет родного сына Сереженьки на велосипеде, а на стенке будет висеть фотография маленького мученика в гробу.

 

В большом городе Ленинграде после длительных поисков Елене Ивановне удается устроиться на работу в Институт теоретической астрономии. Она начинает хлопотать о жилье, куда можно будет перевезти мать. Но сделать такой подвиг в послевоенном городе было не так-то просто, надо было запастись терпением и ждать, ждать... Сестра Елена часто ездит в Херсон, навещает больную мать и ходит на могилку сына. Все заработанные деньги она тратит на переезды, на обеспечение больной матери питанием, лечением и оплатой коммунальных услуг. Сама же в Ленинграде живет впроголодь.

 

Но были и радости в ее жизни. В 1950 году Елена Ивановна защитила кандидатскую диссертацию по астрономии и ей была присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук. Для улучшения своего материального положения она по совместительству работала штатным преподавателем в педагогическом институте им. М. Н. Покровского. С 1948 года сестра Елена уже научный сотрудник, затем - старший научный сотрудник Института теоретической астрономии АН СССР в Ленинграде.

«В камере ей разрешалось только ходить»

В ноябре 1951 года, в связи с нашумевшей кампанией по «чисткам» в борьбе с «врагами народа», Елену Ивановну увольняют со всех должностей под надуманным предлогом - «сокращение штатов». От тоски и безысходности она приехала в Херсон навестить больную мать и побывать на кладбище у могилки сына. Матери пообещала, «что теперь все уладится и скоро они снова будут жить вместе в Ленинграде». Но судьба повернулась к Елене Ивановне в очередной раз спиной. Не успела она сесть в вагон, как к ней подошли двое в штатском, показали удостоверения сотрудников КГБ, объявили об аресте, и доставляют растерянную женщину в Бутырскую тюрьму. Это трагическое событие произошло 25 января 1952 года.

 

В камере ей разрешалось только ходить. Ни сидеть, ни лежать – не положено. Непрерывные ночные допросы, пытка бессонницей, стояние на ногах сутками, все это привело к болезням ног и страшным болям во всем организме. Тюремные тяготы, продолжавшиеся восемь месяцев, отняли у нее здоровье. У сестры Елены резко ухудшилось зрение, ныло сердце, и появилась глухота. В медицинскую книжку медики записали более тринадцати хронических заболеваний. Елене Ивановне устраивали изнурительные перекрестные допросы, в которых участвовало десяток следователей. Какие только преступления ей не приписывали. Она подозревалась в шпионаже, антисоветской деятельности, так как после переезда в СССР постоянно поддерживала связи с мужем – поляком. Переписка с мужем, ее слова любви и верности чекисты относили к шпионской деятельности. На допросах Елена Ивановна старалась вести себя мужественно: ничего не скрывала, говорила только правду. Призналась, что верит в Бога, что приняла постриг, и что духовным отцом у нее был знаменитый эмигрант - отец Сергий Булгаков, и что читает Библию - это успокаивает ее душу и дает силы легче переносить страдания и муки.

 

Сестра Елена  в  заключении

Сестра Елена  в  заключении

 

Но случилось непредвиденное, такого советское правосудие не знало со дня своего основания. Сила правоты и убеждений сестры Елены была столь велика, столь впечатлительна, что следователь, что вёл ее дело, уверовал в Бога, в Иисуса Христа и стал христианином. Постоянные допросы следователя, Елена Ивановна превращала в беседы на религиозные темы. Это были краткие, но сильные проповеди об Иисусе Христе, христианстве, всех его святых мучениках. Такой беспрецедентный случай описан в учебниках по юриспруденции для Вузов. Сестра Елена сумела убедить следователя в своей невиновности, даже правоте. Она доказала человеку в милицейских погонах, что вера в Бога - не преступление, а святость души, и грех не верить этому. И что законы Бога сильнее уголовных законов советской власти. Следователь был справедливым человеком, он разобрался в «преступлениях» сестры Елены, в религиозной этике, учении Иисуса Христа, даже показал ей письменный донос, по которому мать Елена была арестована. Подлая клевета исходила от местного священника, нарушившего тайну исповеди прихожанки.

Слово о христианах и христианстве

В знак благодарности за откровенность следователя, Елена Ивановна прочла ему лекцию по работе Николая Бердяева « «Достоинство христианства и недостоинство христиан» « [9].

 

Сестра Елена рассказала служивому, что у Боккаччо есть рассказ о еврее, которого его друг христианин хотел обратить в свою веру. Еврей согласился, но для окончательного решения этого вопроса захотел съездить в Рим и там посмотреть на поведение папы и кардиналов, увидеть жизнь тех людей, что называют себя священниками. Его друг от такого неожиданного решения еврея испугался и понял, что все его старания пропали даром. Еврей все-таки настоял на своем и поехал. Он действительно увидел лицемерие, обман, обжорство, корыстолюбие, которые в те времена правили бал при папском дворе. Еврей вернулся домой, и друг его христианин со страхом спрашивает о впечатлении от Рима. Ответ получился самый неожиданный и глубокий по своему смыслу. Если христианская вера, говорит еврей, могла выдержать все безобразия и мерзости жизни, которые он увидел в Риме, если, несмотря на все это, она укрепилась и распространилась в мире, значит, это истинная вера, и ее надо принять безоговорочно. Друзья ударили по рукам - так друг еврей стал христианином.

 

Сестра Елена объяснила следователю, что не знает, что имел в виду сам великий писатель, но в его рассказе показан настоящий путь к защите христианства. Самое большое возражение против христианства, говорит она, есть сами христиане. Они ведут к христианству в основном тех, которые хотят вернуться к вере Христа. Но о христианстве в наш маловерный век, говорит она, в век широко распространенного неверия и даже гонения на него судят по христианам. В прежние века, в века веры, о христианстве судили, прежде всего, по его вечной истине, по его учению и по его заветам. Но наш век, продолжает Елена, слишком поглощен человеком и человеческим. Плохие христиане заслонили собой христианство. Дурные дела христиан, их неправильное толкование веры, их греховные дела сейчас интересуют более, нежели само христианство. О самом христианстве многие люди, в том числе и власть, начинают судить по христианам ненастоящим, выродившимся, вот почему такое гонение идет на эту Боголюбивую религию. Для сестры Елены, христианство есть религия любви, добра и правды, но судят почему-то о нем по злобе и ненависти христиан. Христианство есть религия свободы, но судят об этой религии по насилиям, которые совершали христиане в истории.

 

Елена Ивановна старается доказать следователю, что Бог не хочет зла, не хочет внешнего торжества правды, Он хочет свободы человека и его праведной жизни. Поэтому, возможно, Бог терпит зло, Он не уничтожает его насильственно, а лишь пользуется злом для целей Своего добра. Именно Христова правда, замечает она, не может быть насильственной. Новая власть хочет осуществить свою правду путем насилия. Для этого она отрицает свободу человека, его дух и потому ей легче осуществить такую правду. Но этот аргумент против христианства очень слаб и он не принесет желаемого результата.

 

По ее убеждению, к Царству Божьему нельзя насильно принудить человека. Человек сам должен переродиться, должен добровольно избавиться от своих грехов, и лишь тогда можно говорить с ним о таком Царстве. Христианство, есть религия креста, оно признает смысл страдания и защиты человека от зла. Христос призывает нас взять свой крест и нести его до своего конца, нести тяготу и бремя грешного мира. Вот потому осуществление Царства Божьего на земле, земного счастья и земной справедливости без креста и страдания - это великая ложь для всего христианского сознания. Это есть один из соблазнов, отвергнутых Христом в пустыне, когда Сатаной было показано Ему Царство мира сего и предложено поклониться этому ложному Царству. Христос не послушался Сатану, Он изгнал его.

 

Христианство вовсе не обещает нам полного счастья и справедливости на земле, говорит Е.И., Христос даже сомневался, найдет ли Он свою веру на земле, когда придет в конце времен судить человечество. Он предсказывал оскудение любви в этом мире. Даже великий русский писатель Лев Толстой глубоко ошибался, когда думал, что легко осуществить заповеди Христа. В его понимании, для этого достаточно было лишь осознать их истинность. Это была его большая ошибка, писатель не понял тайны свободы и тайны благодати, это был оптимизм, противоречащий глубокой серьезности и трагичности самой жизни. Сестра Елена для подкрепления своих мыслей, приводит пример из жизни и деятельности апостола Павла, говорившего: «Добро, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». (Рим. 7: 19 - 20). Своим примером, величайший из христиан, апостол Павел открыл людям глубину их человеческого сердца, которая для многих христиан еще не полностью раскрыта. Отсюда не все христиане понимают, что «неудача христианства», есть человеческая неудача, а не Божья.

 

Елена Ивановна заговорила о Церкви и священниках, на которых так беспощадно обрушилась карательная машина новой власти. Она старается доказать, что неправильно думать, что христианская Церковь должна состоять из людей совершенных и святых, и что все священники ангелы небесные. Это вовсе не так. Внутри церкви очень много проблем, как внутренних, так и внешних. Это ложное понятие, что в церкви всегда правит бал гармония и любовь. В Церкви имеются свои большие противоречия, которые, если их вовремя не ликвидировать, могут привести к расколу и потери верующих. Власть всегда недовольна церковью, священниками, хотя сама ничего не делает для того, чтобы помочь им справится со своими проблемами. Власть осуждает Церковь за то, что в ней много людей грешных, несовершенных, словом, - плохих христиан, которые не поддерживают порядки власти. Но они забывают, что Церковь существует, прежде всего, для грешников, несовершенных, для погибающих. Церковь, как может старается их спасти и сделать праведниками. Она всегда нисходит в грешный мир и действует среди этих несчастных людей, погруженных в грех. Церковь имеет конкретную цель: помочь этому греховному миру, спасти грешных людей от погибели, дать им надежду на вечную жизнь в горном мире, и помочь государству воспитывать людей в правильном духе и бороться со злом.

 

Церковь на земле – со слов Е.И., - есть Церковь, борющаяся со злом, и грехом. В таком духе она воспитывает всех христиан. Христос сам был с мытарями и грешниками, и за это его осуждали фарисеи. Церковь Христова должна быть подобна Христу. Она не может быть только с чистыми и совершенными, она, прежде всего, должна быть с неудачниками и погибающими. Христианство есть религия не радости и гордыни, а есть религия искупления и спасения от греха. Христианство возвещает истину о том, что мир во зле лежит и человек греховен, и он должен сам бороться со своим злом. Если другие учения думают, что можно достигнуть совершенной жизни без действительной победы над злом, то христианство так не думает. Христианство требует реальной, духовной победы над злом, духовного перерождения и возрождения человека, оно радикальнее других учений и требует от них большего.

 

В христианском мире, говорит Мать Елена, накопилось много лицемерия и лжи, много условностей и фальши, а это не могло не вызвать против него критики. Вот потому современный христианский мир переживает глубокий кризис, который потрясает его до самых первооснов. Христианство внешнее, притворное, не может больше существовать, оно кончает свой век. Наступает век подлинного реализма, подлинной правды, когда раскрываются первичные реальности жизни, и спадают все внешние покровы, когда человеческая душа ставится лицом к лицу с пороками жизни и смерти. Человеческая душа хочет проникнуть в глубину самой жизни, хочет избавиться от всего злого, греховного, хочет жить истиной и правдой. Елена Ивановна много говорит о зле, о той лжи, которая так глубоко проникла в человеческую душу.

 

В ее понимании, человеческая душа хотела бы увидеть Истину христианства без той лжи, которую привнесли в нее сами христиане, хотела бы приобщиться к Христу, святости нового мира. Из-за грешных христиан, говорит она, люди забыли о Христе, они перестали Его видеть и слышать. Если будет христианское возрождение с помощью революционной власти, говорит она, то оно будет, прежде всего, обращением ко Христу, к Христовой Истине, освобожденной от человеческих пороков, искажений и приспособлений. Она, как верующая, понимает, что реальное осуществление христианства, Христовой Правды и Христовых заветов, представляются людям иногда непосильной и безнадежной задачей. Но само христианство учит, что одними человеческими силами оно не может быть осуществлено в жизни. Что невозможно для человека, то возможно для Бога. Верующий в Христа знает, что он не один, что Сам Христос с ним и что Правду Христову он призван осуществлять в жизни вместе с Христом, своим Спасителем и новой советской властью.

«Сестра Елена не враг народа и не шпионка»

Уверовавший чекист сумел помочь сестре Елене добиться освобождения. Он доказал, что она не враг народа, не шпионка, а верующая женщина, сидит зря и по навету. После душеспасительных бесед со следователем, произошло одно из главных чудес в жизни Елены Ивановны. Новая власть повернулась к ней лицом. С Елены Ивановны были сняты все обвинения, ее выпустили на волю, это произошло 5 августа 1952 года. Но пришло к ней новое горе. В период пребывания в Бутырке, ее престарелую мать чиновники отправили в психиатрическую больницу, где больная женщина скончалась. По освобождения из неволи, Елену Ивановну не приняли назад на прежнее место работы. Ей перекрыли путь назад. Но с помощью Бога и добрых людей, она по объявлению Одесского педагогического института, приезжает в Одессу, где устраивается доцентом кафедры высшей математики.

 

В южном городе Одессе Елена Полонская прожила совсем мало, всего три года, с 1953-1956 год. Плохие условия жизни, сложная атмосфера в Вузе, отсутствие настоящих друзей заставили сестру Елену преждевременно уехать из города и перебраться назад в Ленинград. В городе на Неве Елена Ивановна устраивается в институте теоретической астрономии Академии Наук, где будет работать много лет, затем перейдет в Пулковскую обсерваторию. Сестра Елена всецело посвятила себя науке, она жила насыщенной духовной жизнью - это помогало ей в жизни, давало средства к не бедному существованию.

 

Основные научные труды Елены Казимирчак-Полонской посвящены изучению движения малых тел Солнечной системы, в частности, эволюции кометных орбит. Один из ее коллег по институту, Николай Беляев, под впечатлением духовных бесед сестры Елены, стал протоиереем, старшим священником Свято-Иоанновского монастыря на Карповке. В 1968 году Елена Ивановна защитила докторскую диссертацию, хотя еще в 1934 году в Варшаве ей присвоили степень доктора философии за диссертацию «О планетоцентрическом движении комет», а также за успехи в математике и философии. Но в жизни этой прекрасной женщины были и дивные казусы. Во время ее заключения, один из сотрудников института, которого она хорошо знала, присвоил ее кандидатскую диссертацию и опубликовал под своим именем результаты проведенных ею исследований. Елена Ивановна простила ему его грех, а власть нет, он был уволен из института.

 

С 1964 года Елена Ивановна член Международного астрономического союза. С 1966-1991 годы Казимирчак-Полонской написано и опубликовано 109 научных статей по проблемам астрономии. В 1968 году она стала лауреатом премии АН СССР им. Ф. А. Бредихина, присуждённой «за обширную серию работ за период 1961—1968 гг., посвящённых построению численных теорий движений короткопериодических комет, проблеме эволюции их орбит в вековом масштабе и исследованию прохождения комет» [10].

 

В 1967—1985 годах Елена Казимиричак-Полонская принимает активное участие в организации и проведении всесоюзных и международных астрономических семинаров и симпозиумов. Ее деятельность не ограничивается наукой. Она ведет успешную работу во Всесоюзном обществе слепых, является активным членом общества Советско-Польской дружбы; она сопровождала известного польского пианиста Витольда Малцужинского в его гастрольных поездках по Ленинграду. На протяжении десятилетий Казимирчак-Полонская ведет домашние занятия с молодежью, знакомит их с православием. Было еще одно диво в ее жизни: многие ее ученики стали священниками, религиоведами и даже монахами.

 

И еще об одной детали из жизни сестры Елены следует сказать. В эти годы мать Елена воспитывала девочку-сироту, которую встретила в поезде. Слепая девочка-нищенка ходила с бабушкой-поводырем по вагонам и пела жалобные песни, этим зарабатывая себе на хлеб. Человеческая милостыня была скудной, люди сами были голодными. Мать Елена испытала чувство сострадания к немощному и больному ребенку, поэтому взяла ее к себе на воспитание. У девочки оказался тонкий слух и большие способности. Елена Ивановна вывела девочку в люди: дала образование и устроила на работу. Сестра Елена была очень активной, отзывчивой женщиной, любила людей и старалась помочь им в беде. Она выслушивала всех, кто обращался к ней с бедой, и всеми силами помогала страждущему собеседнику. Несмотря на свой возраст, Елена Ивановна вела большую переписку: ни одно письмо она не оставляла без ответа. В это трудно поверить, но это была правда: на Рождество и другие религиозные праздники сестра Елена посылала до 350 поздравлений разным лицам и получала от них ответы.

Судьба уготовила сестре Елене новое испытание

Судьба уготовила ей еще одно испытание. Будучи 70-летней женщиной, Елена Ивановна приняла монашеский постриг. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, при постриге, ей было оставлено прежнее имя: Елена. Монашеское облачение на постриг прислал ей отец Иоанн Крестьянкин, старец Псково-Печерского монастыря, хорошо ее знавший.

 

Был в жизни иконии Елены очень неприятный казус, принесший ей горе и приблизивший смерть. Он проявился в первый же год после пострига, и состоял в том, что назначенный для нее духовник и мать–восприемница, оказались невежественными и черствыми людьми. Вместо того, чтобы поощрять матушку Елену к творческой деятельности, вести активный образ жизни, они заставили ее отказаться от всех научных занятий: перестать читать лекции студентам Духовных школ, прекратить работу над статьями, отказаться от домашних занятий с молодежью, и посвятить себя исключительно посту и молитве. Это было жестокое наказание для добродушной и сердечной женщины, которая никогда не делала людям зла. Результатом такого «послушания», вернее, насильственной изоляции от мирской жизни, у матушки Елены произошел нервный стресс, она ослепла и стала малоподвижной.

 

Тем не менее, в 1990 году, мать Елена организовала Общину во имя преподобного Сергия Радонежского, куда вошли многие знакомые и ученики. Кроме назидательных бесед, молитв и толкований книг Нового Завета, в Общине вырабатывалась христианская мораль, помогавшая слушателям вести правильный образ жизни. Среди ее слушателей были студенты, врачи, ученые, художники, философы, все они прошли курс обучения Святому Письму и христианской этики. Они помогали неимущим бабушкам и дедушкам в больнице, организованной все той же матерью Еленой.

 

Мать Елена читала лекции в Ленинградской Духовной Академии об о. С. Булгакове, своем любимом учителе и духовнике. В 1986 году она опубликует о нем большую работу в «Богословских трудах», где проявится ее философская зрелость и огромные знания творчества великого философа. Также прочитает она лекцию об Александре Невском, любимом военном полководце и святом.

 

Невзирая на пожилой возраст и беспомощность, мать Елена хранила в своей памяти сотни телефонных номеров и имен людей. Вместе со своим учеником, священником Владимиром она создала больницу им. Ксении Блаженной, для неимущих, покинутых, больных стариков и старушек. До конца своей жизни мать Елена будет заботиться о них, как учил Иисус Христос и Библия, о всех нуждающихся и обремененных. Такой осталась она в памяти тех, кто знал эту мудрую и замечательную женщину-ученую: астронома-физика, математика, миссионера, богослова и философа.

 

Перед своей смертью, будучи безнадежно больной, мать Елена говорила своим ученикам крепко держаться христианской веры и почитать Иисуса Христа Сыном Бога и защитником от зла. Вот ее слова о маловерии: «Все люди шестым чувством знают, что бытие наше имеет смысл, что оно больше, чем поверхность вещей. Только мы это осознаем и ищем путей личной внутренней связи. Оно не есть переживание какого-то мгновения или особого состояния, именуемого молитвой, а всеединый охват жизни перед лицом Бога. Вера – это самоидентичность, самоторжество. Врагом является утрата этой веры под влиянием вихрей, которые веют над нами и вокруг нас. Где бы вы ни были и что бы вы не делали – важно сохранять внутреннюю цитадель, в которой царит покой, где душа с доверием и надеждой смотрит в небо. Все проходит, а это остается. Уносятся лица, города, мнения, теории, события – в глубине же: душа перед Вечным, перед Богом. И тогда начинаешь понимать, что от нас чего-то ждут, что мы родились зачем-то. Что призваны что-то принести в мир» [11].

 

Е. И. Казимирчак-Полонская с ректором Ленинградских духовных школ архиепископом Выборгским Кириллом (ныне Патриархом Московским и Всея Руси). Декабрь 1984 г.

Е. И. Казимирчак-Полонская с ректором Ленинградских духовных школ

архиепископом Выборгским Кириллом (ныне Патриархом Московским

и Всея Руси). Декабрь 1984 г.

 

Оставила инокиня Елена для нас слова о том, что есть для человека духовный путь: «Духовный путь – это дорога сугубо индивидуальная и, если в самом начале можно заметить много людей идущих вместе с вами, то в конце вам придется остаться одному. Но вы не один и никогда не были один. Вам просто предстоит остаться наедине с Собой и встретиться лицом к лицу с вашей собственной Природой».

 

«Понять Господа нелегко, - говорила Елена Ивановна - Его лицо подобно лицу кротости, но оно и подобно палящему солнцу и жаркому пламени. Дети России или Германии такие же, как и другие дети, они не лучше и не хуже других. Поверьте мне, только Содом в свое время особенно отличился в пороках. Некогда Бог как-никак сжег погрязший в распутстве и грехе Содом, и чтобы очиститься, человек должен пройти через господний огонь, огонь испытаний, пожирающий его во время страданий [12].

 

30 августа 1992 года, после длительной болезни, умерла матушка Елена. Еe похоронили на Пулковском мемориальном кладбище астрономов в Санкт-Петербурге. Жизнь монахини Елены была исполнена святости, согревающей души других людей. Память о ней отмечается во всех церковных храмах в День святой преподобной Елены.

 

В бескрайнем космосе по неведомой нам орбите вращается маленькая планета № 2006 под названием «Полонская», которую в 1978 году открыла Елена Ивановна Казимирчак-Полонская, а между Сатурном и Ураном несется в пространстве пояс астероидов, названный ее именем - «Поясом Казимирчак-Полонской».

Слова правды о Елене Ивановне Казимирчак-Полонской

О матушке Елене оставили свои воспоминания многие ее верные ученики, ученицы и соратники:

 

Протоиерей Владимир Сорокин: «Она никогда не утверждала своего „я“, никогда не ставила собеседника ниже себя, даже с самым малознающим в богословии человеком она вела беседы так, что человек чувствовал себя с нею на равных. Она исповедовала такой принцип: «христиане — взаимосообщающиеся сосуды, и богатство знаний в области астрономии, богословия, ее многообразный жизненный опыт были сокровищницей, из которой она щедро черпала для всех, кто к ней обращался за помощью, знаниями и советом» [13].

 

Протоиерей Николай Беляев: «Ее отличали потрясающая работоспособность, любовь к России и Церкви, широкий кругозор, неутомимость. Все, кто с ней работали, отмечали ее ответственное отношение к делу, особенно к работе с молодежью. Все, что она делала, она делала на пять с плюсом, не любила никакой халтуры, недоговоренности или недосказанности. Даже в очень преклонном возрасте, ослепнув, она наговаривала беседы на магнитофон, выучивала их наизусть и выступала перед учащимися Духовной академии со своими воспоминаниями» [14].

 

У могилы материи Елены: о. Николай Беляев, Виктор Абалкин-директор Пулковской обсерватории, сотрудники. Кладбище Пулковской обсерватории.

У могилы материи Елены: о. Николай Беляев, Виктор Абалкин-

директор Пулковской обсерватории, сотрудники.

Кладбище Пулковской обсерватории.

 

Священник Георгий (Юрий Блатинский): «Вся жизнь ее, проникнутая верой, была дерзновением, ‘постоянным, как она говорила, перерастанием себя». Она постоянно повторяла: «Надо жить в предстоянии перед Богом»… И, вспоминая, для скольких из нас она, ослепшая, была светом и поддержкой, на скольких пролилось тепло её преданного Богу болезнующего сердца, сколькие благодаря ей духовно прозрели, ибо она проповедовала не словом только, но всею жизнью своею, в это веришь безусловно… Тайна сорокового дня кончины монахини Елены пришлась на день памяти Преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, как бы приоткрывая сокровенный смысл и значение её прижизненного деяния создания Общины во имя Преподобного Сергия и посмертной судьбы» [15].

 

Ольга Алексеевна Солоненко: «Впервые я увидела Елену Ивановну в 50-е годы, когда она приехала к нам в детский дом в Лугу, где учила детей рукоделию, беседовала с нами. Именно с матушкой Еленой впервые я попала в музей и в театр. Неуверенных в себе, побитых временем и обстоятельствами детей-сирот, Елена Ивановна превращала из “гадких маленьких лебедей" в "прекрасных больших птиц» [16].

 

Лидия Сергеевна Комарова: «Я была соседкой матушки Елены, помогала собираться на занятия, нужно было накормить монахиню Елену и одеть, когда она уже ослепла. Ребята-семинаристы по возвращении с лекции приносили ее домой в коляске, матушка всегда спрашивала, что у нас в холодильнике, чтобы напоить чаем ребят. Только когда они уходили, позволяла себе немного поесть» [17].

 

Маргарита Леонидовна Надеждина: «Мне довелось посещать лекции Елены Ивановны в Духовной Академии в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Вспоминается, как семинаристы быстро взлетали по лестнице, неся Елену Ивановну вместе с инвалидной коляской в Профессорский зал, как Ангела» [18].

 

« Отец Владимир Василик« (храм св. Марии Магдалины): «Я был участником кружка матушки Елены в 80-е годы. Она сочетала в себе строгость, четкое ощущение времени и удивительной доброты и сердечности, заботы, умела устраивать вокруг себя жизнь, сочетать дворянское благородство с сердечной простотой» [19].

 

Следует отметить, что близкие матушке люди, по сей день чувствуют от нее духовную поддержку, хотя прошло уже 23 года после ее ухода в горний мир. Все, знавшие Елену Ивановну лично, единодушно вспоминают, что она относилась ко всем, как любящая мать к своим детям. Она всем сердцем радела за то, чтобы люди оставались не только людьми, но возрастали в Богочеловечности, достигая той высоты духа, в которой живет правда Божия. Любимыми молитвами матери Марии были молитвы – о любви и благодарности Богу за его святые дела. Вот одна из них: «Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче». [20].

 

Литература:

 

1. Елена (Казимирчак-Полонская), монахиня. Профессор протоиерей Сергий Булгаков (1871—1944) // Богословские труды. М., 1986. № 27. С. 108—170, 173—194. Переиздание — М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиереем А. Менем, 2003.

2. Елена (Казимирчак-Полонская), монахиня. О действии благодати Божией в современном мире (записки православного миссионера): Сборник / Сост. В. Л. Нимбуев, О. Т. Ковалевская. СПб.: Проспект, 1998. Переиздание — М.: Общедоступный православный университет, основанный прот. А. Менем, 2002..

3 – 8. Там же.

9. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философия свободного духа. Николай Бердяев: жизнь и творчество. Высшая школа, 1993.

10. Цицин Ф. А., Еремеева А. И. Елена Ивановна Казимирчак-Полонская: К 100-летию со дня рождения // Земля и Вселенная. — 2003, № 1. — С. 38—43.

11 – 15. Елена (Казимирчак-Полонская) монахиня. О действии благодати Божией в современном мире. Проспект, СПб, 1998.

16. Вечер памяти, посвященный монахине Елены (Казимирчак-Полонской), 08.09.2014. Община «Иоанновская семья». Т. Стрелкова.

17 – 20. Там же.

20.01.2015 15:42АВТОР: Сергей Целух | ПРОСМОТРОВ: 1285




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Люди науки »