В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Мировоззрение С. Н. Рериха. Наталья Соснова


 

С. Н. Рерих. Автопортрет. 1940-е

 

 

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября (по новому стилю) 1904 года. Его отец - Николай Константинович Рерих - Художник и мыслитель, ученый и путешественник, выдающийся общественный деятель и борец за Культуру. Мать - Елена Ивановна Рерих - замечательный русский писатель и мыслитель, создатель книг Живой Этики. Брат - Юрий Николаевич Рерих - Выдающийся ученый - востоковед.

 

Не зря эти четверо были собраны вместе. И если родителям предстояло принести на Землю Новый раздел Вечного Учения - Живую Этику, то дети своим трудом должны были продвинуть ее в жизнь.

 

Святослав Николаевич известен всему миру как художник. Менее известны его другие работы: по фармакопее, по орнитологии, минералогии... Еще меньше он известен как философ, хотя эти разделы его жизни начинают изучаться. Философские взгляды Святослава Николаевича формировались под воздействием Учения Живой Этики и стали сутью его мировоззрения.

 

В дневниковых записях Елены Ивановны есть строки, данные Великим Учителем, предназначенные для Святослава, то есть с юных лет он знал, что есть Высокие Учителя, что есть их Обитель, что трудятся они для блага всего человечества.

 

Но как бережно он относился к этим Великим понятиям.

 

Вспоминает Дмитрий Морозов, ученый, востоковед, организатор общины для детей - сирот "Китеж":

 

- Я спросил его (не мог не спросить в свои 20 лет): "Святослав Николаевич, а Шамбала действительно есть?

 

- "Есть. Есть те, кто помогает этому миру. Но делают они это самыми простыми путями, используя почту, банки, современный транспорт".

 

- "А сама Шамбала, что она такое?"

 

- "Так называется место, где мир людей соприкасается с миром Духа".

 

- "Но если это происходит во мне?"

 

- "Тогда где вы, там и Шамбала".

 

А в своих дневниковых записях "Искусство и жизнь" Святослав Николаевич говорит, что все легенды о Божественных Учителях напоминают нам об импульсах, данных ранним народам великими людьми, чья жизнь служила примером для подражания последующих поколений.

 

 

С. Н. Рерих. И мы приближаемся. 1967

 

Он считает, что по мере роста нашего духовного сознания расширяются наши горизонты, и мы прикасаемся к другим сферам, и, вполне вероятно, что мы войдем в контакт с другими существами - людьми, намного опередившими нас в своем развитии. Но Святослав Николаевич предупреждает, что мы не имеем права притязать на какую бы то ни было духовную помощь. И чего бы мы ни добивались - все должно совершаться благодаря нашим усилиям и достижениям.

 

Но главное, нам надо самим стремиться к божественному, к возвышающей цели. И эта цель должна быть для каждого индивидуальной. Но, если у нас не будет этой путеводной нити устремления (как не вспомнить слова Учения Живой Этики: "Устремление - ладья Архата"), то наше внутреннее "Я" увянет или деградирует.

 

Святослав Николаевич предлагает каждому представить перед собой ИДЕАЛ и тянуться к нему через молитву или эстетическое устремление. Тогда мы притянемся к качеству Идеала, и наша внутренняя энергия преобразится. Но, предупреждает Святослав Николаевич, наше обновление должно быть полным. Тогда происходит коренная перемена в нашем существе, перемена физического, духовного и психического свойства.

 

 

С. Н. Рерих. Канченджанга. Белая цитадель. 1954

 

 

В дневниковых записях Святослава Николаевича мы читаем об его уверенности, что наука откроет те химические изменения, которые происходят в нас, когда меняется наша внутренняя точка зрения, наша позиция... И тогда мы поймем истинное значение слов "духовное возрождение" и "воскресение", поймем, почему следует больше радоваться обращению одного грешника, чем девяносто девяти праведникам.

 

Но, замечает этот философ, мы должны помнить, что каждое усилие порождает и пробуждает новую совокупность скрытых или дремлющих сил, и сила разбуженной мощи прямо пропорциональна напряжению усилий.

 

Святослав Николаевич уверен, что величайшим из всех сокровищ, какие только можно найти, является наше собственное "Я", наше духовное Эго, все то светлое и чистое, что мы сумели накопить за все свои бесчисленные жизни. Именно в этом заключается смысл всех Учений.

 

 

С. Н. Рерих. Вестник (эскиз). 1958

 

 

Обычно мы ищем во вне, тогда как истинное сокровище находится внутри. Мы стараемся выстроить нашу внешнюю жизнь, найти свое счастье и забываем, что она останется позади, как и все остальное, когда покинем этот мир. И единственно возможная польза, считает Святослав Николаевич, произойдет от порождения в этом процессе усилия и того добра, которое мы, может быть, сделаем для других.

 

Обогащая свое внутреннее "Я", мы обогащаем каждого, с кем соприкасаемся. Но именно потому, что это ближе всего, это является и самым трудным. Как справедливо сказано: "Победивший самого себя более велик, чем тот, кто побеждает в битве целые тысячи".

 

С. Н. Рерих. Вестник. Вестник. 1947

 

Многие мысли Святослава Николаевича посвящены понятиям Беспредельность и Бесконечность.

 

Бесконечность, Вечность... Они манят к себе, они влекут неодолимо. Как же нам осознать их, как понять? Эти вопросы интересуют Святослава Николаевича. Интересуют они и нас. Ведь это Несказуемое. И все же хочется понять.

 

Вспоминается, что А. Блок говорил, что он перестал ходить к футуристам, потому что там говорят о Несказуемом.

 

И Святослав Николаевич призывает всех к бережному и торжественному отношению к понятию Мироздания.

 

В его дневниковых записях "Искусство и жизнь" мы читаем:

 

"Как легко и беспечно говорим мы о Бесконечности, об Абсолюте, о слиянии с Парабрахманом и отождествляем себя с вечностью. Но сколь немногие из нас действительно понимают истинный смысл этих...понятий. Мы толкуем их как простые слова, тогда как они представляют собой такое, чего нельзя ни описать, ни осознать, не утратив своего собственного "я". Бесконечно малое и бесконечно великое - где начинается одно и кончается другое?" (1)

 

"Где бесконечно малое и бесконечно большое?" Действительно, каждый человек смотрит в небо, сияние звезд поражает нас. Мы видим все это. Человек изучает множество элементарных частиц... Но есть ли та торжественность, та бережность, та трепетность, к которой призывает Святослав Николаевич?

 

"Как же чудесно, что мы, даже с нашим физическим зрением можем взглянуть в нашу нескончаемо протяженную Вселенную, где нам является беспредельность и говорит с нами через мириады звезд и миров. Точно мы можем слышать бесчисленные голоса из той Великой Пустоты, которая и содержит и несет в себе и представляет собой все, что было, есть и будет. Звезды говорят с нами через безграничность своих лучей и ставят нас пред величайшей из всех тайн - Беспредельностью". (2)

 

Святослав Николаевич употребляет два слова: Беспредельность и Бесконечность. И хотя эти понятия близки между собой, в них есть различие. А употребляет он их в обращении к разным людям: кому что ближе.

 

Как вдумчивый философ, он отмечает две крайности: это атом с его вращающимися частями и планетарные системы. Именно в этих двух крайностях лежат все проявления физической жизни.

 

 

С. Н. Рерих. Канченджанга (3). 1952

 

 

Святослав Николаевич замечает, что именно Бесконечность является источником надежды, которая служит движущей силой человечества. Надежды, которая несет в себе и освобождение, и утешение, и награду. Она заставляет нас действовать так, словно мы не подлежим смерти или распаду. Точно наша жизнь каким-то образом должна продолжаться.

 

И он утверждает: "Истинно, в Бесконечности не существует смерти, есть только переход".

 

В письме П.Ф. Беликову 30 июня 1966 года Святослав Николаевич пишет: "Глубины Беспредельности, всеобъемлющей - Единой, извечной Жизни, то, что мы никогда не сможем познать, но частью чего мы все же состоим. Этим глубинам мы предстоим как неотъемлемые части неописуемого, неизмеримого, но все же сверх реального Бытия. И эти глубины вещают нам, и чем больше мы к ним прислушиваемся, тем яснее звучит этот "Глас Бытия", это вещание Беспредельности, и тем яснее вспыхивают перед нами пути Эволюции".

 

Много мыслей этот замечательный философ посвятил вопросу эволюции. Он считает, что за пределами нашей видимой жизни лежит другая, бесконечно более великая жизнь. Но эту другую жизнь мы сможем узреть лишь изредка. И эта другая жизнь подобна искрам запредельного.

 

Он говорит, что сферы причин - Ноуменов - могут достигать лишь очень немногие люди в моменты озарения. Видимо, великие художники, чье высшее "Я" прикоснулось к этим сферам, запечатлевают их на своих полотнах.

 

Во Вселенной все подлежит эволюции, даже материя эволюционирует: становится менее плотной. Только наш интеллект, которому еще далеко до совершенства, часто противится этому великому закону Космоса, упуская из вида ведущую силу жизни, которая проявляется через миллиарды форм.

 

"Мы часто думаем, - говорит Святослав Николаевич, - что можем сами, по своей воле управлять этими силами, но забываем законы Космоса".

 

И он считает, что как только мы осознаем, что существует некий импульс, некое эволюционное течение, который дает движение нашему проявленному миру, то проблема Красоты становится естественным следствием жизни. Правда, существует в жизни и безобразие.

 

Но художник не должен его запечатлевать, чтобы это зловоние не распространялось на тех, кому придется соприкоснуться с такими образами. Эту мысль Святослав Николаевич постоянно проводил в жизнь.

 

Платон сказал: "Созерцанием прекрасного мы возвышаем себя", а Достоевский говорил: "Красота спасет мир". Н.К. Рерих добавил: "Осознание Красоты спасет мир". Действительно, можно стоять перед прекрасным произведением искусства и не видеть Красоты.

 

Так что же такое Красота, по мнению С.Н. Рериха?

 

Обратимся снова к его дневниковым записям "Искусство и жизнь".

 

"Красота - это Гармония, а Гармония - это высокое состояние, которое для всех нас должно быть целью наших устремлений. Красота - это священный камень философов, превращающий простые металлы в золото. Красота - это наиболее законченное выражение. Красота - это конечная цель".(3)

 

 

С. Н. Рерих. Весна (Священная флейта). 1953


 

Таким образом, Красота - это гармония, гармония энергий, вибраций, доступная нам на нашем этапе, на нашей ступени развития.

 

Если мы взглянем на красивое лицо, и будем разглядывать его детали, то нам может показаться, что не все его части красивы. Но в целом, в сочетании этих частей и внутреннего мира человека возникает гармония, и мы считаем его красивым. Это на нашем этапе развития.

 

На другой ступени Красота, как явление Гармонии, может осознаваться по-другому, ведь и сознание тогда будет другим.

 

"Красота беспредельна", - считает Святослав Николаевич. И нужно воспитывать чувство Красоты, воспитывать постоянно, воспитывать ежедневно. Он считает, что способность видеть Красоту можно развить, напитывая себя высшими вибрациями, высшими мыслями, и тогда мы пробудимся к новым понятиям, новым идеям. Такое стремление к прекрасному должно присутствовать во всех сферах жизни, во всех ее проявлениях. Даже пол можно мыть красиво.

 

Священная флейта IV. 1968

 

 

Особенно важно восприятие Красоты для подрастающего поколения. Не зря Святослав Николаевич был учредителем школы искусств в Бангалоре.

 

Дети, если они воспитываются в окружении прекрасного (музыки, художественных произведений, прекрасных чувств окружающих), всегда стремятся к идеалу Красоты. Прекрасное окружение порождает красивые, гармоничные мысли, красивую жизнь.

 

Стремиться к прекрасному - значит расширять свое сознание, принимая в него новые гармоничные вибрации.

 

В мире много красивых форм, но во Вселенной все стремится к большему совершенству. И красивые сейчас для нас формы должны увянуть, чтобы освободить место для более совершенных форм.

 

"И как вся Природа стремится к Красоте, так же и мы, - говорит Святослав Николаевич, - должны умножать предметы Красоты, следуя велениям Природы".

 

Обычно мы считаем, что Природа неосознанно стремится к Красоте, но ведь все во Вселенной обладает сознанием. Таким образом, философ проводит равенство между сознанием и жизнью, то есть сознание - жизнь является неотъемлемым качеством материи.

 

"От мельчайших частиц вращающихся вихрей материи до самосознания человека, через все состояния и условия существования материи - во всем присутствуют зачатки сознания как определяющего поведения материи".(4)

 

И в отношении человеческого сознания можно сказать, что его вместимость должна увеличиваться, должны расширяться его горизонты.

 

"Если б только мы сумели наделить все наши действия той мерой сознания, которая наличествовала бы всегда, даже без какого бы то ни было усилия с нашей стороны, и если бы мы придавали этому особое значение, то породили бы огромную энергию и приобрели бы контроль над своим поведением".(5)

 

 

С. Н. Рерих. Победа. 1945

 

 

В наших жизнях бывают моменты, когда мы вдруг оказываемся в состоянии объективно взглянуть на все происходящее с нами. Мы как бы поднимаемся над жизнью и рассматриваем ее отстраненно. И тогда нам удается увидеть ее такой, какая она есть, и мы можем судить, является ли наша жизнь действительно стоящей, или же это просто существование.

 

И Святослав Николаевич говорит, что мы должны помнить, что, только держа свое направление против течения жизни, мы можем стать хозяевами своей судьбы. И расширение сознания будет тогда величайшей наградой.

 

 

Санкт-Петербург, 2012 год.

 

 

Оформление редакции портала.

Картины С.Н. Рериха: от Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов.

 

Примечания.

 

Использовались письма С.Н. Рериха Т.1 и Т.2, МЦР, 2004.
1. "Искусство и жизнь", МЦР, 2004, стр. 25.
2. "Искусство и жизнь", стр. 12.
3. "Искусство и жизнь", стр.20.
4. "Искусство и жизнь", стр. 40.
5. "Искусство и жизнь", стр. 20.

23.10.2016 16:12АВТОР: Наталья Соснова | ПРОСМОТРОВ: 2408




КОММЕНТАРИИ (8)
  • Михаил Янковский (горний путник)25-10-2016 11:57:01

    Наташенька! Спасибо за прекрасную статью.

  • Елена Солодянкина25-10-2016 21:29:01

    Статья как глоток целебной чистой воды, как прикосновение к живительному источнику. Святослав Николаевич - Носитель Красоты, Творец Красоты, Служитель Красоты; в статье сконцентрированы его лучшие мысли и чаяния. Получилось красиво и мощно. Спасибо!

  • Наталья Соснова.26-10-2016 16:04:01

    Спасибо, друзья на добром слове.

  • Istina06-11-2016 06:41:01

    Интересный пласт поднял Даниил Энтин.
    Выходит, что ученицей С.Рериха была Н.Сазанова, а не Л.Шапошникова. И именно Сазановой он завещал заботу о Наследии. Что скажет на это Адамант?

    https://www.youtube.com/watch? v=iTJZef1wAcU

  • Татьяна Бойкова06-11-2016 09:36:01

    Вместо ссылки нужно набрать: Видеофильм - Даниил Энтин. Правда о Шапошниковой».

    * * *
    Печально, когда приемники преданных учеников Рерихов таких, каким была «верный страж» Зинаида Григорьевна Фосдик, становятся предателями. Таким предательствующим приемником и стал Д. Энтин, что многие поняли уже давно. Помнится, где-то в 90-ых годах после прошедшей конференции в МЦР до нас долетели слухи, что на Круглом столе, при всех, Л.В. Шапошникова назвала Энтина предателем. Хорошо помню наше недоумение и даже возмущение по этому поводу, но как мы ни пытались узнать все это подробнее и выяснить хоть что-то у М.Н. Чирятьева, нам это так и не удалось тогда. Мы тогда еще были совсем «юнцы» на этом Пути и уж тем более понятия не имели о подноготной всех дел по наследию. Мы видели только то, что было на виду. (Много позже мы уже могли узнавать все это из разных публикаций, как одной, так и другой стороны).
    Но постепенно наше недоумение стало появляться по уже поводу некоторых оброненных или написанных слов директором Нью-Йоркского музея. А после выхода фильма «Держава Рериха», многие окончательно убедились в том, что из себя представляет Д.Энтин на самом деле. Все, кто читал письма Е.И. Рерих помнят сколько сил отнимала борьба Рерихов и учеников их американской группы с последствиями предательства Хоршей. Это длилось несколько лет. А Д. Энтин в одном этом фильме перечеркнул все, заявив на весь мир, что Хорши не предатели. Если бы это сказал кто-то другой, недавно коснувшийся Учения, это могло бы быть простительно, но только не директору музея Рериха и приемнику З.Г. Фосдик. И все последующие годы он продолжал эту линию, постепенно, как говорят в народе, тихим сапом, подготавливая фундамент под уничтожение МЦР, собирая вокруг себя таких же деятелей, действуя вопреки воле С.Н. Рериха. Но насколько нам известно (совсем не от МЦР), С.Н. Рерих не очень жаловал Энтина. Понятно, что в отличии от многих из нас С.Н. Рерих лучше видел - кто есть, кто в этом мире. И не надо теперь подсовывать эти состряпанные на потребу Мкртычеву и иже с ним, интервью, в которых Энтин пытается унизить память человека (Л.В. Шапошниковой), перешедшего в иной мир. Как-то давно я слышала оправдание в его защиту тем, что он де не русский и мыслит по-американски. Но это не так - он прежде всего человек шедший по пути Живой Этики, а значит уже не имеет этого оправдания. Он, как и Рыбаков (с письмом «Медлить нельзя») заменяет слова и факты ушедших событий, каждый раз прибавляя что-то новенькое.
    Но откуда такая неуемная жажда полить грязью ушедшего из жизни человека, с честью выполнившего главное дело своей жизни — сохранившую и даже приумножившую наследие Рерихов?!
    Никто из них — ни Сазанова, при всех ее хороших отношениях в С.Н. Рерихом (по крайней мере всем нам это так преподносилось ею, а как это было на самом деле, теперь никто не может сказать), ни Рыбаков, для которого карьера была много важнее Дела и того невыносимо Высокого «тяжкого» Креста, который Л.В. Шапошникова с кажущейся легкостью взвалила себе на плечи и понесла по жизни –никто кроме нее не взял бы это на себя. Да, Л.В. Шапошникова была не без недостатков, но кто, здесь, на земле бывает ангелами во плоти? И кто еще смог бы в таком противостоянии построить, сохранить и приумножить!
    И не надо теперь пытаться наводить тень на плетень воспоминаниями и надуманными интервью с «единственными» и неповторимыми оставшимися в живых. Все дело в том, что этим «единственным» уже давно нет веры!
    Все это я написала не для Вас, Истина, т.к. понимаю, что это бесполезно, но для тех, кто еще не совсем разобрался, но очень хочет сделать это.

  • Istina08-11-2016 06:38:01

    Интересные данные их жизни С.Рериха.
    Наберите - Интервью с В.А. Росовым
    https://www.youtube.com/watch? v=HhJaRC7ErmU


    Администратор

    Istina, Вы же знаете, что Росов себя дискредитировал уже давно: вначале своей диссертацией, которую критиковал не только МЦР, но и МИСР, в свое время. Это теперь они объединились.
    Прочтите статью Ю.Будниковой(зам. директора МИСР)
    "К вопросу о диссертации В.А. Росова «Русско-американские экспедиции Н.K. Рериха в Центральную Азию»".
    А также тем же самым фильмом "Держава Рериха", в котором он был консультантом (т.е. главным созидающим его лицом), и выставил там искаженный образ Н.К. Рериха, который еще раньше представил в своей научной работе.
    Именно поэтому, скорее всего, Росов и не был представлен на должность директора будущего государственного музея, т.к. у него утерян авторитет в среде РД.
    Интервью сейчас в моде, что ли? Та сторона просто изошла на них.

  • Istina09-11-2016 06:33:01


    Администратор

    Комментарий удален. Я Вас предупреждала.

  • Виктор Любаков11-11-2016 20:04:01

    Присоединяюсь к благодарностям автору.
    Так же интересны комментарии.
    Все очень напряженно оказывается.
    И для многих нет ничего святого даже в таких бесспорно высоких именах. Тем самым они выдают себя с хвостом. Не будем их судить - мы плохие судьи.
    Но они сами себя осуждают - будем учиться на этих живых примерах. Самое плохое если бы высокие имена затерялись в наших болотах. Позабылись...
    Чуть не забыл - проясните про З.И.Фосдик.
    Ее предательство???
    Спасибо.


    Администратор

    Спасибо, что подметили нечетко выраженную мною мысль. Имелся ввиду только Энтин, как приемник ученицы Рерихов, З.Г. Фосдик.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »