Мертвые сраму не имут. Наталья Дардыкина
Н.К.Рерих. Стрелы неба, копья земли. 1915
Была ли провозглашена анафема освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви?
Газета "Московский Комсомолец", 14 января 1995 г.
Во всем виновата «лженаука». Телевизионная камера запечатлела зал, где заседал недавний Архиерейский Собор. Вскоре мир с удивлением узнал из газет, что архипастыри в полном осознании правоты своей предали анафеме «лженауку» Рерихов и Елены Блаватской, знаменитой исследовательницы Востока, писательницы и теософа. За что же такой грозный удар по умершим, ведь они без высочайшего запрета — в силу своего небытия, «не могут прибегнуть к спасительной благодати церковных таинств»?
В газете «Сегодня» разъяснительная статья диакона Андрея Кураева «Анафема» появилась под средневековой рубрикой «Оборотни». Подзабылось словцо. Пришлось заглянуть в словарь Даля: «Оборотень — человек, обращенный ведуном или ведьмой, или сам, как кудесник, перекидывающийся в волка и в других животных, иногда в куст, в камень. Ведьма — тот же оборотень». Или: «Бродяги и записные воры зовут оборотнем воротившегося из Сибири ссыльного…»
Но то бродяги и записные воры, а тут выпускник духовной академии щеголяет грязным словом, зная или догадываясь, что ни Блаватская, ни Рерихи на метлах не летали, чаще ходили пешком. Но диакону и газете уж очень хочется расправиться с Рерихами.
Как Шишкин компромат копал
Про Рерихов, про «мощь пещер» строчит «мыльную оперу» с продолжением недавний актер, а ныне крупный специалист по архивам Олег Шишкин, печатающий в «Сегодня» все, что он прочел в опубликованных книжках или в записях, находящихся в открытом хранении. Не прославившись на сцене, 30-летний Шишкин решил обессмертить свое имя около Рерихов, пытаясь сделать из Николая Константиновича матерого шпиона.
Но вглядитесь, что преподносится в качестве сенсации! К банальным цитатам прилагаются номера единиц хранения из РГАЛИ и РГВА (военного архива). Все процитированное Шишкиным находится в открытом хранении и имеет чисто биографический интерес, это лишь несущественные детали к тому, о чем написано у самих Рерихов в изданных сочинениях. Реальных открытий у Олега Шишкина нет. Искусственная композиция не хочет складываться в логичную и правдивую историю падения Рерихов.
Для доказательства вины художника и исследователя используется детский прием: дескать, если к экспедиции примкнул пресловутый резидент Блюмкин, убивший Мирбаха, значит, Рерих по уши увяз в шпионском дерьме. Чушь собачья! Не Рерих выбирал человека из разведки! Кто же не знает, что до недавнего времени ни одна туристская группа не могла выехать за границу, если ее не сопровождал некто. Руководители группы, да и туристы знали или догадывались, кто шпионит за ними. Неужели следователь Шишкин, пусть и самодеятельный, про это не слышал?
Я побывала у заведующего пресс-центром Службы внешней разведки Российской Федерации Юрия Георгиевича Кобаладзе. Бывал там и Олег Шишкин в поисках «клубнички». Но в архиве нет и не было документов, свидетельствующих против Рериха!
— Никаких записей о том, что Рерих был нашим сотрудником или выполнял какие-то задания, в архивах Службы внешней разведки нет, — говорит Юрий Кобаладзе. — Да, Рерих обращался к советским властям, в частности, в МИД, с просьбой оказать помощь в проведении экспедиции. Более того, его принимал начальник разведки Трилиссер… Трилиссер поручил нашему резиденту в Монголии Блюмкину оказать всяческую помощь ученому.
— Мог помочь Блюмкин экспедиции деньгами или чем-то материальным? — поинтересовалась я.
— Нет, — сказал Юрий Георгиевич.
— Шишкин утверждает, что Блюмкин присоединился к экспедиции Рериха. Так ли это?
— По сведениям Службы внешней разведки и по документам, Блюмкин не был в экспедиции Рериха. Автор путает даты и экспедиции…
— Как вы думаете, что послужило толчком для первоначальных газетных публикаций, которые чуть ли не сделали из Рериха нашего шпиона?
— Дело вот в чем. Когда Блюмкин уехал из Монголии, все документы, связанные с рериховской экспедицией, переслали из резидентуры в Москву. Но в 1953 году произошло недоразумение — папка с документами на Рериха была объединена не очень образованным архивистом с другой папкой — нашего сотрудника, работавшего под псевдонимом Буддист. Ведь в том и другом деле встречались одни и те же названия — «Шамбала», «Тибет», «буддизм»… Неопытный сотрудник резонно посчитал, что Буддист и есть Рерих, — и объединил папки. Позже мы нашли этого Буддиста — он даже работал в другом месте и не имел никакого отношения к Рерихам.
— Юрий Георгиевич, вы читаете обличительные статьи Шишкина про «мощь пещер» и Рерихов?
— Читаю. Пока статьи Олега Шишкина бездоказательны. Служба внешней разведки передала архив Рериха Международному Центру Рерихов совершенно открыто, на пресс-конференции. Ничего компрометирующего там нет. Если бы Рерих был нашим разведчиком, мы сказали бы об этом с гордостью.
Вот так обстоят дела с «раскопками века» О.Шишкина — не ту Трою нашел…
«Близнецы-братья». Олег и Андрей
Диакон Андрей Кураев в статье «Анафема» ссылается на своего единомышленника: «…об оккультном крыле большевизма и о связях с ним семьи Рерихов см. в статьях Олега Шишкина…» Доверчиво рекомендует — читайте, мол. Церковь тоже прочитала Шишкина и определилась. Но сказано: «ЧТО МОЖЕТ И МЕЧ, И ОСТРАЯ СТРЕЛА, ТО ЧЕЛОВЕК, ПРОИЗНОСЯЩИЙ ЛОЖНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРОТИВ БЛИЖНЕГО СВОЕГО» («Книга притчей Соломоновых»).
Рубрика «Оборотни» к статье Кураева — это дощечка на грудь Рерихов, на ворота Международного Центра Рерихов, на многочисленные Рериховские общества. Хватайте камень или палку и начинайте лупить — простятся грехи, ведь перед вами оборотни!
Диакон разъясняет нам, мирянам, смысл «Определения Собора». Называет «лжеучениями» неугодные церкви, а значит, и Богу, сочинения Блаватской и книгу «Агни Йога», где, по мнению диакона, упоминаются всуе «имя Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и многих святых, в особенности преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Иоанна Кронштадтского, что является кощунственным и лжесвидетельством».
Перечитываю Рерихов глазами Кураева. Но не нахожу богохульства. Величайшая любовь, поклонение в каждом упоминании Всевышнего и русских святых. Умные, талантливые люди, Рерихи с детства были воспитаны в трепете перед именем Бога. Елена Ивановна Рерих происходила из дворянской семьи Шапошниковых. Двоюродным дедом доводился ей Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Девочка была, возможно, слишком экзальтированной, видела вещие сны, в них ей являлся Христос. И эти явления она считала началом своего прозрения: «Звезда Утра — знак Великой Эпохи, которая первым лучом блеснет из Учения Христа, ибо Кому же возвеличить Матерь Мира, как не Христу, ибо Христос был унижен миром». Елена Ивановна писала большими буквами каждое слово, называвшее имя Его.
Николай Константинович по отцовской линии унаследовал скандинавскую фамилию Рёрих. Фамилия, как и ее носители, давно обрусела. Его мать — Мария Васильевна Коркунова-Калашникова — исконная псковитянка. Сочинения просветителя Рериха почему-то мешают Кураеву. Казалось бы, чего бояться? Сектанты не читают мудрых книг — у них своя психология и свой образ мыслей. За современное брожение в православии не несут ответственности ни Рерихи, ни Блаватская. Такие десятилетия минули! Собрания сочинений путешественников и философов изданы совсем недавно, а сектанты были всегда.
Процитирую строки из «Определения Архиерейского Собора»: «5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки, руководящие, в частности, так называемыми “Собором новой Святой Руси” (Богородичным центром), “Белым Братством”, “Церковью последнего завета” (группой лжехриста Виссариона). Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей “древней мудростью”, сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется “Учение живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также “Агни-йогой”…
13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и “новые религиозные движения” с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».
Как видим, Рерихи сект не основывали. И вряд ли несут ответственность за сегодняшних лжепророков. Диакон Кураев усиливает звучание отлучения от церкви, давая ему старинное определение «анафемы»: «Последним в этой ситуации осталось одно: максимально громкое и максимально недвусмысленное заявление: Анафема. Архиерейский Собор заявил об отлучении от церкви Блаватской, Рерихов и их единомышленников». Сопоставьте сами эти цитаты. И вы заметите явно тенденциозное и несправедливое обобщение диакона.
За что же учение Рериха и Блаватской предавать анафеме? Не за то ли, что по живой мысли, по интуитивному прозрению, по творческому жару, по значительности деяний своих они превзошли авторитет многих современных церковных пастырей?
Всю жизнь Елена Ивановна и Николай Константинович служили добру — шли к угнетенным и обиженным. И за это их любили в Индии. Для кремлевских мудрецов Рерих оставался неугодным с 1919 года, когда Николай Константинович написал для Русского комитета освобождения в Лондоне все, что он думает о большевиках, о которых левая пресса Швеции высказывалась как о покровителях искусства: «“Цель оправдывает средства” — девиз большевиков. Но даже Иуда, пожертвовавший 30 сребреников на благотворительные цели, все равно остался Иудой, а творят молитву все же Ему, кого Иуда предал». Николай Константинович знал многих интеллигентов, угробленных большевиками. В статье «Разрушители культуры» художник называет их имена. А затем сообщает растерянной Европе: «Патриаршая коллекция одежды разграблена. Церкви ограблены. Многие художники и литераторы томятся в тюрьмах».
Мне приходилось слышать от одного уважаемого литератора, полагающего, что Рериха связывают с советской властью разведывательные путы, будто Николай Константинович оставил завещание в пользу ВКП(б) и Сталина. Вдова Рериха в одном из писем говорила — завещано все ей. С годами Н.Рерих не полюбил вождя народов. Во время войны, услышав, что Сталин позволил себе выражение «гнилая интеллигенция», Рерих возмутился: «Рузвельт, Черчилль, лорд Бивербрук, Архиепископ Кентерберийский и тутти кванти, восхвалявшие безбожного Сталина, вряд ли одобрят антикультурный выкрик против интеллигенции. От них лишь вред получается. Недавно индусский журнал, вспоминая, как Ленин был против Сталина, назвал его “кавказский таракан”. Не хорошо называть двуногого шестиногим, даже зоологически это не ладно».
Так что ни к каким оккультным крылам большевизма Рериха пристегнуть не удастся: «Волком в стае я никогда не ходил. Одиноким медведем иду я», — писал художник. Плоха, хороша ли была сталинская Россия, но Рерих хотел «потрудиться на любимой Родине». В письме к художнику Игорю Грабарю писал: «Пусть позовет Комитет по делам искусства или другие комитеты, во главе которых ты стоишь, или другое гос. учреждение — тебе виднее, а за нами дело не встанет». Не позвали — власть числила Рерихов в стане врагов.
Последний из Рерихов — Святослав Николаевич — умер в вере. Он носил православный крест и завещал похоронить себя по христианскому обычаю в Санкт-Петербурге. Спросить бы у диакона Андрея, хранить ли нам в памяти Святослава или тоже из сердца вон…
Даже Священному Синоду не дано предугадать, как принял Господь грешные души отверженных философов. Но отныне церковному отлучению преданы читающие без покаяния произведения Блаватской и Рерихов, а также астрологи и прочие оккультисты — все попали в вероотступники.
А ведь живой, страстный голос Рериха в тяжкие годы выступал в защиту Церкви: «Грех, если родные, близкие всем наши памятники древности будут стоять заброшенными». Николай Константинович перечислял много соборов и церквей, поруганных, пострадавших в советское время. Он не кощунствовал и над памятью Сергия Радонежского, в чем пытается убедить мирян диакон Андрей. Н.Рерих восхищался подвигами русского святого: «Когда приходится рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто приходится слышать в ответ: “Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление деяния и труда”. Конечно, такая жизнь, которую заповедал Воспитатель русского народа, всегда напомнит, как от малого, самодельного сруба произрастали светлые средоточия просвещения».
Не зовите к топору
Статья «Анафема» проиллюстрирована ироничным художником. На рисунке — топор с широким лезвием, очень подходящий для шеи. Перед топором склонился ниц, должно быть, доверчивый Буратино — сложил свои башмаки-тарелки и робко припал головой к его величеству топору: пожалуйста, пощади, мол! Наивное деревянное существо! Топор и у стенки страшен, коль начнут исполнять предписания буквально. Не таким ли орудием зарублен о. Александр Мень, мудрец и страстотерпец?
Рерихов почитают миллионы во всем православном мире. Верующие в Бога просвещенные миряне не перестают следить за развитием искусства и философии — произведения Рерихов и Блаватской относятся не к религиозным учениям, а к искусству и философии. Достижения науки, познание природы, Космоса не отдаляют верующих от Бога, а приближают к постижению Его бесконечной, всеобъемлющей сущности. Почему бы не предположить: высоко в горах, где небо рядом, где такое яркое, мощное свечение солнца, Бог близко, и Его присутствие можно почувствовать всем существом. Так видела Иисуса Христа Елена Ивановна — восходящим на облаке. Что же здесь греховного?
Прах Николая Константиновича и Елены Ивановны, привезенный из Индии, еще не захоронен: не дает успокоения любимая родина отверженным детям своим; пока правительство РФ не передаст усадьбу Лопухиных Международному Центру Рерихов, не может быть построен мемориал, где завещал Святослав Николаевич захоронить прах родителей.
В архивах копается неказистый пиротехник и все обещает грандиозный взрыв. И не убоится заповеди: «Не лжесвидетельствуй!»
Татьяна Бойкова15-09-2021 09:27:01
Друзья, дабы всем вам и нашим читателям не находиться в поиске статей приведенных в своем комментарии С.В. Скородумовым и учитывая, что этих публикаций у нас не оказалось, восполняем упущенное.
Люди должны иметь правдивые сведения о наших Учителях и особенно учитывая, что вскоре выйдет из печати новый лже опус Шишкина.
Кроме того у кого появится интерес, дабы лучше подготовится к новым лже толкованиям жизни Великих, можно пройти в наш подраздел "НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ СМИ" размещенное в разделе "РЕРИХОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ". Там вы найдете около 60 статей на эту тему.
Александр15-09-2021 16:09:01
Студенту - социологу даю почитать Общину / монгольский вариант/. " Интересно, но совковости немало". Его мнение. Любит книги про шпионов. Попадется ему или таким как он, очередной опус несостоявшегося артиста Ш. - привлечется. Скорее всего. Впихивают молодежи в универах уже с первого курса то, что не содействует ни настоящей свободе, ни патриотизму, ни Культуре. В ВУЗе, где молодой человек учится сейчас на втором курсе, четверть века и побольше в киосках продавалась рериховская литература. По приемлемым для студентов ценам. Кто-то приобретал. Кто то хотя бы в общих чертах любовался космическими картинами Рериха. Запретов не было. И сейчас их нет, но... Нынешним молодым сложнее окунуться в космические Знания. Много помех. Ушибленность смартфонами, идеологией потребительства. Признаемся, относительными успехами Церкви- для определенных студентов. Все таки храмов в нашем крае за тридцать последних лет в разы стало больше. К нашему огорчению, сама атмосфера сейчас не располагает настроиться на высокое. Тридцать лет назад все-таки иная ситуация была. Наплыв сразу нескольких возрастных групп. 20,30, 40,50- летних. И даже старше. Большинство отошло. Но осталось меньшинство. Может, каждый десятый. Немало. ... И конечно, " олеги с андреями" эту ситуацию знают. Потому и продолжают , как пел Высоцкий," бить наверняка". Но не надо думать, что таких много. Нет. Но вреда от их лже поисков и главное- от их текстов- много. Прочтет наш студент про "мощь пещер", про специфические суждения дьякона Кураева о " тысячах однотипных горных пейзажах Рериха", глядишь, смутиться юная душа. И отвернется от Истины, Красоты, от Зова. И друганам посоветует почитать ересь несусветную. Для некоторых она станет" откровением". Мы же найдем в Учении параграфы, которые проливают свет истины и на возникшую не сейчас, но давно, ситуацию. 562. Беспредельность. "Переустройство мира напрягает все силы темных... Когда мир разделяется на силы Светлые и темные, то как же не рождаться утвержденным возможностям? Творчество Космоса напряжено в битве. На всех планах идет битва. ... Что мы и видим сейчас. Вспомним и другое. Что не столько темные опасны, сколько средненькие, нейтральные тихони, могущие легко перейти на сторону темных. И таких неопределившихся очень много! Будем помнить, что мы не одни. И с нами, и без нас Высшие Силы выполняют задачи Эволюции. Лучше, конечно, с нами...
563-Беспредельность.
Принцип смещения утверждается Космическим Магнитом.... когда смещение утверждается уходящими силами (к нашему случаю ), то, истинно, можно усмотреть конец уходящих сил. Так перед восхождением Новой Расы рушатся старые основы. Поэтому каждая уходящая раса напрягается в преодолении наступления. Так создаются космические смещения.
564-Беспредельность.
Импульс уходящих сил призывает из пространства все тождественные токи. Потому явление наступающей перемены так напрягает все низшие слои. ... У нас есть чем защитить Основы Жизни и Эволюции. Будем только помнить об этом.
Сергей Скородкумов16-09-2021 00:41:01
Уважаемая Татьяна Николаевна!
Огромное спасибо за очень важные публикации! В который раз вспомнились строки из Живой Этики:
Некоторые мечтают припасть к ногам Учителей, но идти с Ними на бой не дерзают. Но теперь, именно, бой, и можем звать лишь на бой. Полные изучения истин блага, за личною ответственностью, Мы утверждаем бой, но законный.
Община 18.
Сейчас основной бой идет в информационном пространстве. И каждый может что-то сделать для защиты Имен наших Учителей. Публикация таких статей - это и щит и меч одновременно.
Администратор
Именно - бой законный-, т.к. многие, вроде бы испытанные последователи Учения, горюют о несостоявшемся другом виде боя....Сергей Скородумов16-09-2021 00:44:01
Есть еще одна очень хорошая публикация, которая объясняет, откуда появились сплетни...
Газета "Известия", 22 октября 1993 г.
Николай Рерих не был агентом ОГПУ
(свидетельствуют документы из секретных архивов разведки)
https://lib.icr.su/node/87
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".