Менестрели. В.Г. Кушнаренко-Суртаева
«…У каждого времени были свои менестрели,
Мы рядом с тобой, все, кто с песней в душе рождены!..»
– поёт хор Михаила Турецкого в замечательной песне, вернее, – гимне «Аллилуйя любви». Потом слышим в нём щемяще-знакомое:
«…Хвалу с клеветой принимай равнодушно, как прежде,
Пройди через воду, огонь и фанфарную медь.
Открой свое сердце лишь вере, любви и надежде,
Для песни рожден ты, а, значит, не можешь не петь!..».
Да. У каждого времени были свои менестрели, барды, певцы, но мы, люди, живущие в третьем тысячелетии, очень мало знаем их поимённо. А ведь они из поколения в поколение несли красоту Слова, Правду жизни, прекрасные Мелодии, великую Любовь, светлые Надежды, ввысь зовущие Мечты, Непримиримость к несправедливости. Часто именно менестрели пели Славу Героям своего времени, и эти славословия становились былинами, легендами, мифами, а иногда – единственными исторически достоверными сообщениями о людях и событиях, происходивших на Лике Земли.
На Руси менестрелями были былинники, певцы-бояны. На Кавказе – ашуги. В Греции – рапсоды. В Средней Азии – акыны. На Алтае – кайчи. Передача эпоса или рассказа события близкого по времени, происходила у них у всех обычно под звуки струнных инструментов, пели они языком понятным слушателям. Поэтому певцов очень любили, ждали и старались встречать их как можно более празднично.
Я хочу рассказать о знаменитом кайчи Николае Улагашевиче Улагашеве.
В сквере Горно-Алтайска установлен бюст Н. У. Улагашеву выдающемуся алтайскому сказителю-кайчи. Не случайно великого сказителя называют алтайским Гомером -записанный от Н. У. Улагашева фолклор составляет значительную часть собранного и опубликованного устного народного творчества алтайцев.
В каждом уголке мира живут люди, и каждому народу есть, кем гордиться. Моя малая родина Горный Алтай тоже имеет своих представителей, которыми гордимся не только мы. Один и таких людей – Николай Улагашевич Улагашев – сказитель-кайчи, – первый орденоносец республики Алтай. Ведь именно его при награждении Орденом «Знак Почёта» в 1939 году Алексей Максимович Горький назвал Гомером двадцатого века.
Произведения Улагашева вошли в мировую сокровищницу устного творчества и прославили Алтай. Имя его стало хрестоматийным.
Алтайский сказитель Николай Улагашев родился 17 марта 1861 года. Он ослеп от трахомы в 16 лет, но смог перенять манеру кая и тематический настрой от старших кайчи, которые постоянно перемещались по Алтаю. Приезжали и к Николаю, специально повидаться с молодым дарованием. Позднее Улагашев затмил их своим творчеством, но никогда не забывал говорить о своих учителях добрые слова. С юных лет он усвоил множество песен и сказаний, исполнял их под аккомпанемент топшуура. Записи исполнения им фольклорных произведений – героических эпосов, сказок и прочего – составили основной фонд известных ныне произведений устного народного творчества алтайцев. «Малчи-Мерген» самое большое эпическое повествование, где откровенно порицается злоба богатых и помощь Седого Алтая своим детям – униженным, но высоких духом. Малчи-Мерген не только оживёт от воды священного источника – Аржана – после насильственной смерти, но победит в неравной схватке.
Из рассказов очевидцев, мы знаем, как происходили сами действа певца. Кайчи садился на кошму, не спеша настраивал топшуур, после паузы, во время которой слушатели сосредотачивались, играл мелодию, которая настраивала всех на необходимый по теме повествования лад, потом топшуур откладывал рядом, на кошму и начинался рассказ каем. Бывало, что от очень низких нот кая дверь-кошма аила качалась, словно от ветра, а огонь в очаге трепыхался. Однажды кайчи кайларил одно эпическое произведение девятнадцать вечеров подряд. Слушатели с нетерпением ждали следующего вечера, чтобы услышать продолжение сказания. Это действо можно назвать театром одного актёра.
Отец мой звал Улагашева дядей Колей. Он его родной дядя по линии отца. У нас многочисленная родня – род туба, тубалар. Вся эта огромная родня в прошлом занималась охотой на своих исконно-родных охотничьих угодьях. По рассказам старших, охотники заготовляли в Черневой тайге много сена, делали кормушки, накладывали в них соль-лизунец для диких животных, сооружали навесы для того, чтобы зверью было легче зимовать. А для себя в тайге делали зимовья.
Охотники старались сохранять поголовье диких животных и не добывали зверя без необходимости. Но надо было платить ясак, кормиться, одеваться, обуваться самим, менять мясо, шкуры и мех на ячмень. Из ячменя делали талкан. Это у местного населения было любимое и единственное зерновое кушанье. Охотники знали, какое зверьё, где и в какое время взять. Зная, что кедр даёт хороший урожай ореха только раз в 4 года, охотники делали запасы с тем, чтобы белки и соболя жили в Черневой тайге и в неурожайные годы. (Ясак платили ежегодно, а белка и соболь – пушнина необходимая для него).
Уклад жизни изменился с началом больших лесозаготовок и открытия леспромхозов в середине прошлого века. Тогда исчезла с лица земли Черневая тайга-кормилица – многотысячелетние кедрачи. Остались в тайге только прежние географические названия да буйные заросли тальника. Сейчас охота почти на нуле. Рыболовство тоже, дикоросов мало.
Неприглядность, нищета… Николай Улагашев ничего этого уже не увидел. Он умер в 1946 году.
Ослепнув в молодости, Николай оказался отрезанным от основных занятий родных. Охота, звероловство, рыбалка – оказались недоступными, и он стал зарабатывать себе на жизнь каем. Ещё совсем юным он прославился самобытностью исполнения, неординарностью произведений, которые сочинял сам. Исполнял он и те произведения, которые слышал от своих учителей. Они передавались из поколения в поколение, как Знания Мироздания, астрономии, как мифы и предания. Пленили слушателей и звуки его кая. Диапазон был очень велик. Он мог кайларить и малой пташкой, и очень низкими звуками. Обычный его голос – бас-профундо.
Николай Улагашевич обеспечивал себя едой, одеждой и всем необходимым. При желании, он мог бы собрать большое богатство, но был бессребреником. Зато старался помогать всем, кому хуже, чем ему. Кроме того, он по дому делал всё сам – и дрова колол, и ходил в лес за грибами и кедровыми шишками.
Исходил, изъездил он весь Благословенный Алтай. В проводниках у него были обычно шустрые мальчишки. Так около двух лет был с ним Алтайчинов Байару. (По русски его зовут Алтайчинов Михаил Чинатович). Он – рисовал. Одарённый мальчик рисовал много и всё, что привлекало его юный ум. Конечно, рисовал и Николая Улагашевича. А позднее написал о нём книгу «Ойно-ойно, топшуурым!» (Играй, играй, мой топшуур!»
Слава о сказителе-кайчи разнеслась далеко за границы Горного Алтая. По приказу Сталина во всех местах СССР стали собирать и записывать легенды, былины, эпос, песни и другое народное творчество. Так стали известны всему миру ашуги Кавказа, акыны Средней Азии, так появилась возможность познакомить мир и с алтайскими кайчи. Первым серьёзным кайчи был назван Улагашев.
Николаю Улагашеву
Не сможет жалкая душа
Великое создать.
Не стоит медного гроша,
Что гаснет без следа.
У каждой жизни есть свой миг,
Свой Звёздный, Высший час…
Кто это понял, тот воздвиг
Бессмертное, подчас.
Ложится дело его рук
В основы бытия.
И даже, может быть, не вдруг
Осознают друзья,
Что Жизнь сама была дана
Для этих вот минут.
И не напрасна ли она –
Со временем поймут!
В свой Звёздный час слепой певец
Своей душой творил.
И славный, Сказочный Венец
Алтаю подарил.
Глоссарий
Аил – летний берестяной конический домик.
Кай – горловое пение алтайцев, хакассцев и др. народов Азии. Есть три вида кая: «гудящий кай», «хрипящий кай» и «свистящий кай». Кроме того, исполнители пользуются и двухголосьем. Нижний голос – кай – исполняется горлом, а верхний губами или другими органами артикуляции. В эстетике как бы помогает исполнителю маскировать свой голос. Он «ворчит», «хрипит», «парит», «скользит по поверхности», «взмывает» и т.д. В текстах алтайских сказаниий есть сюжетный мотив, согласно которому у многоголового представителя Нижнего мира каждая из голов имеет свою звукоподачу: камлает (поет по шамански), кайларит (речитирует по сказительски), каймейчит (играет голосом, как на музыкальном инструменте) и просто поет, кричит, хохочет, плачет, свистит и т.п. Кай обладает репутацией магического воздействия на человека, но с различным смыслом (от имени либо Верхнего мира, либо Нижнего).
Кайчи (кайчы) – сказитель, исполнитель каем. Сказитель – не любой человек, который может передать целостные сюжеты эпических произведений ритмически организованной речью. Одним из главных условий признания сказителя как кайчи, является его способность исполнять героическое сказание от начала и до конца горловым пением под аккомпанемент двухструнного щипкового инструмента топшура или без сопровождения.
Менестрели (барды)– английские народные певцы и музыканты средних веков, занимавшиеся поэзией и музыкой, подобно трубадурам и труверам... У них в программах были баллады, ролевые и бардовские песни.
Топшуур – двухструнный щипковый музыкальный инструмент.
Похожие статьи:
31.08.2013 21:35
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".