Круглый стол «Вестник Красоты», посвященный 120-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха, в городе Кемерово. Обзор XXXIV Международной научной конференции «Язык и культура» в Томском государственном университете. Открытие выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Государственной публичной исторической библиотеке (Москва). Анонс. К 150-летию Н.К.Рериха. Очерк академика Л.В.Шапошниковой из цикла «Русский космизм» (видео). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Материя, Матерь Мира, Красота.


В эпоху Матери Мира мы должны приветствовать

каждое упоминание о Ней. (Е.И.Рерих).

 

 

В течение многих тысячелетий чуткие люди слушали Голос Безмолвия и узнавали много космических тайн. Одни были записаны в священные книги, другие передавались устно на языке символов в виде мифов и легенд. Символ Великого Женского Начала – Матери Мира отражён в таинственном, древнем культе Астарты. Аста-Даша (санск. – Asta dasa) – совершенная, высшая мудрость. В Греции Астарта была известна под именем Афродиты – богини любви, у восточных народов – Иштар, Исиды, в Китае – Гуань-инь, в христианстве – Богоматери. Астарта считалась «самой старшей неба и земли». Согласно мифу, она сошла на Землю в виде огненной звезды-метеорита, упав на малоазийское побережье Средиземного моря. По представлениям древних египтян, именно в г. Библе1  нашла Исида тело Осириса.

 

Мифология отражает уровень знаний древних цивилизаций, по целому ряду причин недоступных современной науке. Н.К.Рерих видел зашифрованную в мифах и легендах систему древних ценностей, которая не только не утратила своей значимости с годами, но приобретает всё большую актуальность. Речь пойдёт о воплощении художником образа Великой Матери.

 

Покинув Америку в 1923 году, семья Рерихов направилась в Европу, а оттуда в Индию. Началась подготовка к экспедиции по Великому индийскому пути. Рерихи жили и работали в Верхних Гималаях, в небольшом княжестве Сикким, расположенном у подножия горного массива. Из окон дома открывался вид на величественные Гималаи и вершину Канченджанги. Здесь Н.К.Рерих пишет серию картин под названием «Знамёна Востока», среди них – полотно «Змий Древний» – рождение из Хаоса нового культа. Произведение сложное, несущее идею Всеединства, любви и красоты, которая спасёт мир. За основу сюжета художником взят известный барельеф ионийского происхождения «Трон Людовизии» (5 в. до н.э.) с изображением рождения Афродиты, выходящей из моря. Трон Людовизии – название греческого мраморного трёхстороннего алтаря, этим барельефом восхищался известный австрийский поэт Райнер Мария Рильке, автор поэмы «Рождение Венеры».

 

Н.К.Рерих. Змий древний (Рождение мистерий). 1924 г.

 

Идея картины «Змий древний», или «Рождение мистерий», отражена в работах русских философов конца XIX и начала XX веков, глобальная задача которых состояла в поисках Истины и видении мира как единого целого. «Жена, облачённая в солнце, уже мучается родами: она должна явить истину, родить слово (выделено Г.Е.), и вот древний змий собирает против неё свои последние силы и хочет потопить её в ядовитых потоках благовидной лжи правдоподобных обманов. Всё это предсказано и предсказан конец: в конце Вечная красота будет плодотворна и из неё выйдет спасение мира ...»2 [1].

Слово «логос» – термин, заимствованный из древнегреческой философии. «Логос – это первое Слово, рождающееся из Безмолвия. Это первый Звук, посредством которого зачинается Вселенная. Это вибрация или движение Божественной Энергии, которая является одновременно и Светом, ибо Свет есть движение Материи» [2].

 

Согласно «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской и Агни Йоге, Первичная Материя (Materia Matrix), синоним Великой Природы – Предвечная Матерь Рождающая, «всегда сущая Причина всего – Непостижимое Божество, чьи Невидимые Покровы являются мистическим Корнем всей Материи и Вселенной». Так в древних индийских Космогониях определялось значение Женского Начала [3].

 

Наука, создаваемая людьми в определённую историческую эпоху, опирается на предшествующий опыт. Некоторые современные учёные считают мифы сказкой и не пытаются проникнуть в научную суть их текстов. Николай Константинович обратился к космогоническим легендам для раскрытия понятия Матери Вселенной.
 

Сказание о Матери Мира

 

«От начала существования Великого Белого Братства Матерь Мира стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планеты. Матерь общая Владыкам не символ, но Великое Явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг. По истории человечества Её рука проводит неразрывную нить. При Синае голос Матери Мира звучал. Образ Кали был принимаем, основа Изиды, Истар. После Атлантиды, когда Люцифер нанёс удар культу Духа, Матерь Мира начала новую нить, которая засияет теперь. После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик Свой и запретила произносить Имя Своё, пока не пробьёт час Светил» [2].

 

Матерь Мира, или Матерь нашей Планеты, есть та Высокая Индивидуальность, духовные энергии которой участвовали в насыщении нашей планеты при зарождении на ней жизни. Каждая Высокая Индивидуальность имеет своих Заместителей, ближайших ей по лучу, а иногда и сама проявляется в разных воплощениях, так высокий дух, воплотившийся как Исида, Иштар и другие, носил на себе луч Матери Мира.

 

Легенда о Люцифере

 

«Давно, давно, на заре человечества, на нашу Землю пришли Высокие Духи. Эти Божественные Существа пришли, чтобы ускорить эволюцию планеты и её человечества. Вместе с Ними пришёл на нашу планету и Люцифер. Он также вначале участвовал в пробуждении в человеке его высших способностей. Он также вначале был Светодателем. И по Космическому Праву он был истинным Хозяином нашей Земли. Он был Князем мира сего в полном значении этого слова. Но Люцифер не был Высшим среди своих Собратьев. Когда ему пришлось облечься в земные плотные оболочки, дух его не удержался на прежней высоте. Он не мог побороть в себе чувства гордыни и ревности к другим Светлым духам. Когда человеческое естество в нём взяло перевес над божественным, он начал губительную борьбу против Великих Собратьев. Падение Люцифера началось с первых времён Атлантиды. Великая битва в Четвёртой Расе между Сынами Света и Князем тьмы упоминается во всех древних традициях. Она окончилась победою Первых и гибелью Атлантиды» [2].

 

Унизив носительницу Духа, Люцифер нарушил закон Высшего Разума о равновесия Начал. Он стал возвеличивать земную материю и разрушать души. Он стал проводить план обособления Земли от всего Мироздания и не захотел сотрудничать с другими планетами, «тогда Будущая названная решила уйти из мира, чтобы снова соединить провод духа. Мать Мира – историческое лицо, и учение будущей эпохи будет соединение духа с интеллектом» [4]. В эпоху расцвета под влиянием императоров-Адептов Атлантида достигла максимального развития, и можно было бы ожидать скорейшего развития эволюции планеты, но последовало моральное и духовное падение. Внешний облик и богатство сделались единственным отличием на всех ступенях жизни. Женщины служили лишь для полового удовлетворения, единственной связью между полами стала страсть. Эгоизм взял верх, и войны положили конец Золотому Веку.

 

Великие Учителя, Спасители человечества преклонялись перед Матерью Мира и почитали великую жертву женского Начала. В пространстве запечатлены многие подвиги, достигнутые женщинами на Земле. В письмах Е.И.Рерих с горечью сказано: «О Матери Мира можно было бы написать грандиознейшую Поэму-Драму, ещё более великую, нежели «Потерянный Рай»3  , ибо истинно в основе и судьбе нашей планеты лежит величайшая космическая драма» [3]. Матерь Мира закончила свои воплощения во времена Атлантиды и больше не будет воплощаться на Земле.

 

На пороге смены Кали Юги, периода тысячелетней деградации сознания, людям даётся возможность вступить в Эпоху Матери Мира – эпоху больших возможностей, в случае если человечество удержится от новых проявлений зла, как это было во времена Атлантиды.

 

«Мать Мира пришла с Юпитера добровольно и одна. Конечно, придя с Юпитера, Она приняла земное состояние для совершенства духа человечества. Потому соединение планет Венеры с Юпитером так важно для Новой Эпохи. Юпитер – как прошлое Матери Мира, Венера – как будущее. Ибо луч Юпитера даёт основание материализации духа, но полёт будущего зависит от лучей Венеры» [4].

 

Все повороты в истории народов и планеты Земли происходят при определённом сочетании Светил. Звезда Матери Мира связана с планетой Венера. «Планета Венера, предвестница зари и сумерек, самая лучезарная, наиболее сокровенная, мощная и таинственная среди всех планет. Венера получает от Солнца вдвое больше света и тепла, нежели Земля. Она “маленькое солнце”, в котором солнечное тепло складывает запас своего Света. Она отдаёт Земле одну треть запаса, получаемого ею, и оставляет себе две части её. Эволюция Венеры впереди земной на одну ступень. «Человечество Венеры являет собой следующую высшую ступень по сравнению с человечеством Земли. Поэтому планета Венера является духовным прообразом нашей планеты…» [2].

 

Н.К.Рерих. Звезда Матери Мира. 1924 г.

 

 

В «Астрономическом календаре» 1924 года приводятся данные, что весной этого года Венера будет великолепным украшением вечернего неба. 24 мая она достигает наибольшего блеска при значительном удалении от Солнца, а уже в июне начинает сближаться с Солнцем и происходит соединение с ним. Именно тогда Венера подошла наиболее близко к Земле и оказала энергетическое влияние на неё. «Новые лучи достигли Земли в первый раз от её сформирования. Новые лучи пронизали толщу Земли. И вещество лучей проникло глубоко. Их эманация внесла новые элементы, так нужные для толчка. Так было сделано много новых, мощных, сокровенных сочетаний, которые дадут великие следствия» [5].

 

Н.К.Рерих. Царица Небесная. 1914.

 

Работа над картиной шла трудно. Рерих ранее уже обращался к образу Царицы Небесной, работая над росписью Храма Святого Духа в селе Талашкино Смоленской области. Новая картина должна представлять собою развитие темы женского Начала в аспекте Матери Мира, силы, управляющей нашей Вселенной. Указания о том, как писать картину «Матерь Мира», давались Великим Учителем во время сокровенных бесед с Еленой Ивановной Рерих. Старший сын Юрий Рерих также имел поручение Учителя – найти изображение Матери Мира. На Востоке культ Матери Мира очень распространён. В этот период Юрий работал над книгой по тибетской живописи и собирал материал, посещая древние монастыри Сиккима. В тибетской живописи женское начало представлено в образах Тар. Среди них самой высокой считается многоокая и многорукая Дуккар, её отождествляют с Матерью Мира, также почитаются Белая, Жёлтая и Зелёная Тары, названные так по цвету их лучей. Из книги Ю.Н.Рериха «Тибетская живопись», вышедшей в Париже в 1925 году, известно, что Тара всегда изображается восседающей на лотосовом троне, возникающем из вод океана. Её правая рука совершает знак даяния, левая держит цветок голубого лотоса. Она сидит в царственной позе, правая нога спущена с трона. В индийской мифологии существовал синтез мужского и женского созидающих начал, поэтому на танках встречается разновидность Тары, представляющая паривару Бодхисаттвы Авалокитешвары. «Авалокитешвара – владыка, взирающий свыше с состраданием», считается в Тибете великим духом. Авалокитешвара имел свою женскую ипостась.

 

6 апреля 1924 года Елена Ивановна получает Наставление Учителя, что должен отразить на полотне художник: «Надо, чтоб картина Матери Мира вышла. Небо лучше бирюзовое, и деревья не нужны. Явление ищущих жар-цвет можно написать. Нужно напрячь силы “Матерь Мира” кончить. У Нас есть эта картина – Урусвати  подаёт ковчег. М. не надо писать. Мудро, как можно общее. У ларца можно сияние показать. Урусвати, припомни небо мелькнувшей картины. Верх неба темнее ауры» [6].

 

Н.К.Рерих. Матерь Мира. 1924 (1-й вариант)

 

 

 

Фрагменты картины Н.К.Рериха «Матерь Мира»

 

 

Согласно народным поверьям, жар-цвет – это волшебный цветок, светящийся ночью и исполняющий все желания нашедшего его. Среди ищущих огненный цветок духа слева на картине художник помещает фигуру Матери Агни Йоги – Е.И.Рерих. В отношении второй женской фигуры можно предположить, не является ли она прообразом Е.П. Блаватской, давшей миру «Тайную Доктрину».

 

Следующее Указание Учителя было получено Еленой Ивановной во время беседы 24 мая 1924 года: «Конечно, аура являет сочетание трёх оттенков всегда. Каждая одноцветная аура заключает в себе три волны, отвечающие трём главным естествам – телесному, астральному и ментальному. Так, в твоём случае художник должен писать ауру так: сине-лиловый круг около головы, затем чисто лиловый круг, заключающий пространство от верха первого круга до колен, и затем как бы большой фиолетовый овал, таким образом, фиолетовый является боевым тоном против внешних прикосновений, тогда как головной круг отвечает духу и должен быть защищён, находясь в нижних слоях Земли. Внешний овал как бы усеян пурпуровыми искрами, что даёт ему стойкость при случайных встречах. Но если передать впечатление, то нужно прописать серебристо-лиловый головной круг, темнее лиловый большой и чуть заметную атмосферу овала. Потому очень важно укрепить основной цвет ауры перед уходом от Земли» [6].

 

Понятие «аура» происходит от греческого: сияние, дуновение ветерка, воздушный ореол. Аура представляет излучение электромагнитных волн от предмета или человека в виде невидимого ореола вокруг него.

 

На картине Николая Константиновича «Матерь Мира» (первый вариант) в центре композиции находится женская фигура, одежды которой расписаны в традиции «звериного стиля» с символическим изображением трав, птиц, животных – царства проявленной природы. Основание трона покоится на каменном монолитном основании. Лик закрыт платом с изображением квадратов с точкой посередине, абстрактным символом Тайны. Вокруг фигуры Матери Мира художник расположил созвездия Ориона и Большой Медведицы в виде спускающихся Тар; в центре, между созвездиями, наверху картины – ещё одна звезда.

 

Одновременно с творческой работой над созданием картины «Матерь Мира» Рерих пишет очерк «Звезда Матери Мира» (Talai Pho-brang, 8 мая 1924 г.): «Семизначное созвездие под именем семи сестёр, или семи старцев, или Большой Медведицы, привлекало внимание всего человечества. Библия славословит это созвездие. Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространное моление. Древние майя и египтяне на камнях его запечатлели. К нему же обращалась «чёрная» вера шамана дикой тайги. Другому чуду неба – созвездию Ориона – посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название «трёх магов». Как два сверкающих крыла, раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержимо сейчас несётся к Земле звезда утра – Светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательным приближением предуказывает Новую Великую Эпоху человечества.

 

Давно запечатлённые сроки исполнения – в звёздных рунах. Прозрения египетских иерофантов облекаются в действия перед нашими глазами. Поистине замечательное время для зрячих. Также предначертанно и неудержимо нисходит на человечество спутница Матери Мира – живая ткань красоты. Как пелена высшего очищения, знак красоты должен освятить каждый очаг» [7].

 

Елена Ивановна Рерих вспоминала, что в 1924 году Николай Константинович написал несколько вариантов своей картины «Матерь Мира». Они были выставлены в Музее Н.Рериха в Нью-Йорке и произвели огромное впечатление. Воспроизведения с картин, которые были написаны на основании видения Елены Ивановны, получили самое широкое распространение.

 

Ко второй картине Николай Константинович приступил в конце июня – начале июля 1924 года. Поясняя сотрудникам музея её содержание, он отметил, что «Матерь Мира» – это культ Предвечной Матери Мира, картина также написана на основе видения Елены Ивановны. В горах, на больших высотах астральное тело приобретает особое качество, и человек может испытывать ощущения, отличные от низших земных условий.

Духовная сущность Елены Ивановны связана с Великим Владыкой тысячелетиями непрестанного сотрудничества, преданности и любви. Она получала Ответы от Учителя в самой понятной ей форме и несла Слово Владыки миру и близким сотрудникам. «Облик Матери Мира сейчас так нужен осиротевшему человечеству, и Великий Владыка посылает Луч Ассургины, чтобы тем легче проникнуть в сердца скорбящих людей. Звезда Матери Мира, новое Светило-Солнце скоро озарят наш горизонт, возвещая наступление Новой Эпохи. Эпохи Матери Мира, Кооперации, Знания и Красоты» [8].

 

Ассургина – сокрытое имя Матери Мира, имя Владычицы Мира на тайном жреческом языке мистерий. В восточной мифологии ассургина – синоним солнечной ткани, соединяющий земной мир с Божественным; космическое одеяние духа Матери Мира. У находящихся на Земле имеются центры, которые дают возможность проникать в духовные области, но инволюция лишила человечество некоторых защитных свойств. Наступает время принять энергии, посылаемые лучом Матери Мира.

 

Сны и видения

 

Елена Ивановна Рерих собрала все свои пророческие сны и видения в отдельный сборник, среди них и видение Матери Мира.

 

«Ночь на 18 июля 1924 г. Видение Матери Мира. Под утро сон перешёл в видение, которое я сознавала уже вне сна. Яркое утро. Стою посреди покинутых дворцов романо-готического стиля. Моё существо как бы раздвоилось. Одно «я» осталось стоять среди развалин, другое «я», закутанное в тонкие одежды, стало удаляться, ступая по воздуху, уходило как бы вглубь синевы. Но вот на небе, безоблачно бирюзовом, появилось вдали яркое белое облачко, которое стало приближаться и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах. Одежды эти, переливаясь ослепительным блеском и голубым серебром в тенях, начали разворачиваться и принимать различные формы, одна как бы вытекающая из другой. Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые так же быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений – в радужную спиральную звезду – Додекаэдрон – необычайной красоты и образующий почти круг на ослепительном серебряном поле. Звезда эта искрилась, вибрировала и казалась живой. На фоне её из петли спирали вырисовывались белая чалма, митра, иконописный лик Старца с белой бородой, плечо и рука в белом одеянии. Перед Ним на переднем плане с правой стороны в полуобороте – сидящая женская фигура в голубовато-лиловых тонах, более реальная, нежели Старец. Голова и лик накрыты плотным платом, виднелся лишь подбородок слегка телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугою. Женщина эта подняла руку – телесную, украшенную серебряными обручами, и, как бы отстраняясь от чего-то внизу, на земле, повернулась к Старцу» [5].

 

В Беседе с Учителем в этот же день, 18 июля 1924 года, Елена Ивановна получает дальнейшие Указания, как перенести на холст видение Матери Мира: «Видение Матери Мира с полузакрытым ликом имеет очень важное значение. Нужно запомнить подробности образования. Как после разложения луча на живые краски он снова облёкся в рождающее серебро и гармонией магнетических действий претворился в оболочку радуги, которая отразила образы тайны будущего. Нужно запомнить, насколько был закрыт лик, ибо будущее Изображение Матери Мира должно писаться так. Рука одна должна отрицать грубость материи, другая должна покоиться в полной гармонии. На покрывале могут быть четырехугольники, как фигуры завершённые. Скоро скажу смысл второй фигуры. Под Изображением можно написать: “Сознание красоты при сохранении духовности”» [6].

 

Н.К.Рерих. Матерь Мира. 1924 г.

 

Лик Старца не нашёл отражения на полотне «Матерь Мира». Женское Начало связано с материей, и эволюция строится на основании работы с материей разных качеств. В письме Р.Я.Рудзитису, председателю Латвийского общества Рериха с 1936 года, пользовавшемуся особым доверием Елены Ивановны, подчёркивается: «Неужели так трудно усвоить точку зрения Востока, что Дух и Материя едины? Что всё произошло из Единого Элемента – Духа-Материи? Что Материя есть лишь дифференциация Духа и что Дух, лишённый Материи, не имеет проявления, иначе говоря, не существует? Именно в действиях и мышлении мы отделиться не можем от материи, мы обращаемся к высшим или грубейшим видам той же материи. Материя, или тончайшая субстанция Дух-Материя, беспредельна в своих дифференциациях, и с чистым духом оперировать нельзя. Неведение всё разъединяет и разлагает, но Великое знание Востока всё объединяет и синтезирует» [3].

 

В области философской мысли Восток был и остаётся нашим учителем. Среди апокрифов, включённых Еленой Ивановной в книгу «Криптограммы Востока», о Матери Мира сказано:

 

 – И Она, Лик сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков.

– И никто не взойдёт на Вершину, никто не увидит сияние Додекаэдра, знака Её Мощи» [Криптограммы Востока. Угунс, 1992].

 

Додекаэдр (от греч. dodeka – двенадцать и hedra – грань), один из пяти типов правильных многогранников. Двенадцатигранник является одним из самых совершенных образований. Е.П.Блаватская в труде «Разоблачённая Изида» писала: «Разрешение великой проблемы вечности относится не к религиозным суевериям, не к грубому материализму. Гармония и математическая уравновешенность двойной эволюции – духовной и физической – могут быть объяснены только уникальными числами Пифагора, который построил свою систему целиком на так называемой «метрической речи» индийских Вед. Платон, пламенный последователь Пифагора, понял это настолько полно, что утверждает, что додекаэдрон является геометрическим числом, по которому Демиург строит Вселенную» [9].

 

Тетрада – четыре – рассматривалась пифагорейцами как изначальное, всему предшествующее число, корень всех вещей, источник Природы и наиболее совершенное из чисел, обозначающее равновесие Красоты. Объясняя значение квадратов, изображённых Рерихом на картинах «Матерь Мира», Елена Ивановна пишет своим корреспондентам: «Пифагорейцы клялись священным числом четыре, и эта клятва была наиболее связующей. Они знали мощь четырёх сторон. И вступивший на подвиг понимает значение числа Четыре. Число Четыре, или квадрат (тетраксис), имеет несколько значений. Мистически оно означает Тетраграмматон, Единство или Единое в четырёх аспектах. И мистическая Декада тоже образуется из Тетраксиса – или 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Квадрат есть символ Мира Проявленного, а следовательно, и человека, также достигшего бессмертия. В данном мне видении – на одеянии и покрывале Матери Мира были изображены радужные квадраты… Тончайшая по своим цветам радуга лишь окаймляла квадраты, площадь которых была серебристая, голубоватая в тенях» [10].

 

В одной из книг Учения говорится, что легенда есть правдивая история, а документы со временем найдутся. Каждое открытие подтверждает это. Недавно астрофизики пришли к сенсационному выводу: Вселенная имеет форму Додекаэдра. В основе эволюционных процессов Мироздания полагаются точные математические законы Материи.

 

24 марта ежегодно отмечается памятный День – День Владык, День Учителя. Именно 24 марта 1920 года Рерихи начали принимать и записывать Учение Живой Этики – Новый Завет эпохи Матери Мира, Учение беспредельного духовного роста сознания человека, поднимающее его до Космических вершин. «Сложное время, но великое время! В напряжении среди чудовищного непонимания человечеством принципов Бытия Мы даём Новый Завет. К этому Завету Мы зовём человечество. В этом великом Завете лежит принцип Бытия – 24 » [6].

 

Высочайшая Мистерия Бытия состоит в том, что управление материей в Космосе принадлежит обоим началам – Мужскому и Женскому, одно без другого не существует. Объединение энергий даёт рождение всему сущему. Существуют Логосы обоих начал. Логос является Творцом Вселенной. «Матерь Вселенной, или проявленного Космоса, можно представить себе как одно из лиц Святой Троицы. Именно нет такой религии, кроме позднейшего искажённого церковного Христианства, в которой бы Женское начало не было бы включено в число Приматов Бытия. Так, у гностиков Дух Святый рассматривался как Женское Начало. В древнейших Учениях Проявленная Троица Отца-Матери и Сына рассматривается как эманация от Высшей, вечно сокрытой Причины и последняя – в свою очередь, от Беспричинной Причины. <…> Так сказано в древних Учениях: “От начала, прежде чем Матерь стала Отцом-Матерью, Огненный Дракон двигался в Беспредельности…”» [3]

 

 

Примечание

 

1 Библ (финик. – βύβλος) – библейский город Гебал (Губл), древний финикийский город, расположенный на берегу Средиземного моря. В настоящее время на месте древнего Библа находится арабский город Джебейль. По представлениям древних египтян, именно в Библе нашла Исида тело Осириса в деревянном ящике.

 

2 Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая шк., 1991. С. 173

 

3 Поэма «Потерянный Рай» – христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. Автор – Джон Мильтон, английский поэт (1608–1674).

 

Список литературы

 

[1Маточкин Е.П. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха. Самара: Издательский дом «Агни», 2002. С. 116.

 

[2Рерих Николай. Семь Великих Тайн Космоса. ЭКСМО-ПРЕСС. М.: 2001. С. 617–800.

 

[3Рерих Е.И. Письма. Т. III. 1935. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. С. 505–507.

 

[4] Агни Йога. Откровение. 1920–1941. М.: «Сфера», 2002. С. 189–190.

 

[5Рерих Елена. У Порога Нового Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000. С. 76, 107, 227.

 

[6] Высокий ПутьКн. I. 1920–1928. М.: «Сфера», 2002. С. 247, 274, 299.

 

[7Рерих.Н.К. Пути благословения. Минск: «Университетское», 1991. С. 95.

 

[8Рерих Е.И. Письма. Т. IX. 1951–1955. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2009. С. 47.

 

[9Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. I. Наука. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 74.

 

[10Рерих Е.И. Письма. Т. VI. 1938–1939. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2006. С. 445.

 

 

16.04.2024 07:49АВТОР: составитель Герман Е.Б. | ПРОСМОТРОВ: 430


ИСТОЧНИК: livejournal.com



КОММЕНТАРИИ (10)
  • Александр Иванович Херсонов16-04-2024 18:19:01

    Это первая публикация на «Адаманте», которая произвела столь сильное впечатление, где полностью раскрыта тема « Матерь Мира», где идущему по пути к Свету, явлено самое необходимое, самое главное. Позволю дать комментарий с точки зрения астрологических знаний.
    Читаю: «Мать Мира пришла с Юпитера добровольно и одна. Конечно, придя с Юпитера, Она приняла земное состояние для совершенства духа человечества. Потому соединение планет Венеры с Юпитером так важно для Новой Эпохи. Юпитер – как прошлое Матери Мира, Венера – как будущее. Ибо луч Юпитера даёт основание материализации духа, но полёт будущего зависит от лучей Венеры» [4].
    Итак, затронута тема Юпитера и Венеры, а так же соединения этих планет. Какие же представления о Юпитере сложились у астрологов в течение многих тысяч лет? Юпитер - самая большая планета Солнечной системы, считается «Великим благодетелем», планетой «Большого счастья». Юпитер наделен мужской энергетикой, и его размеры говорят сами за себя. Более того, Юпитер - социальная планета, формирующая роль и авторитет в обществе. Планета добродетели, благополучия, мудрости и щедрости. Юпитер обладает свойствами расширения пространства, экспансии, завоевания и на Земле обеспечивает проявления лидерства, яркости, популярности. Планета законности, справедливости, порядка, моральных принципов, религиозных верований, идеалов, постижения абсолютной истины.
    Не удивительно, что Мать Мира пришла на Землю именно с Юпитера. И мы знаем зачем пришло. Пришла, чтобы расширить сознание человечества, укрепить социум, поднять авторитет в обществе, сделать человечество мудрее, обеспечить законность и порядок, при этом взять на себя роль лидера, повести человечество в будущее, ставя целью постижение абсолютной истины. Имеется ещё один повод считать, что Мать Мира пришла именно с Юпитера, поскольку Юпитер склоняет к дальним поездкам и представляет Учителя, направляющего людей в Светлое Будущее. Но это, как было замечено, прошлое Матери Мира. А будущее? Обратимся к астрологическому пониманию планеты Венера.
    По своим свойствам и воздействию на человечество Венера существенно отличается от Юпитера. Это вторая по удаленности от Солнца и ближайшая к Земле планета. По размеру, массе и плотности она очень похожа на нашу планету, поэтому иногда ее называют “сестрой Земли”. Однако по климату и атмосфере совершенно другая: на ее поверхности царит жара до 500 градусов Цельсия, давление в 90 раз выше земного, а облака состоят из серной кислоты. Планета, с которой связывается будущее Матери Мира, является единственно женской, символизирует женское начало, женскую энергию, женскую природу. Она отвечает за красоту, не только физическую, но и духовную, эстетическую, художественную, моральные, духовные, культурные ценности. Планета гармонии, равновесия, согласия, дипломатии. Планета вселенской красоты и любви. Таковым, благодаря Матери Мира, обязано стать человечество в Будущем.
    После сказанного не удивительно, что художник Н.К. Рерих исповедовал культ красоты и гармонии, поднял над планетой Земля «Знамя Мира», создавал изображения Матери Мира при участи Е.И. Рерих и Великих Учителей. Но в публикации имеется ещё один важный аспект: «Потому соединение планет Венеры с Юпитером так важно для Новой Эпохи». Спросим, почему важно? Ответ найдём в астрологии. В результате соединения прошлого и будущего Матери Мира, а именно, соединения планет Юпитера и Венеры, в Новой Эпохе возродится великодушие и оптимизм, общительность и готовность прийти на помощь, желание жертвовать для религиозных целей, проявлять таланты в искусстве в связи с религиозными представлениями, миротворчество. Таковой представляется Новая Эпоха человечества, рождённая в будущем Матерью Мира.

  • Александр Иванович Херсонов17-04-2024 10:06:01

    Астрологу-практику невозможно равнодушно пройти мимо описания выдающегося события, для которого указывается точное время и место. В публикации о «Матери Мира» таких событий отмечено четыре.
    Первое событие произошло 6 апреля 1924 года. Читаем: «6 апреля 1924 года Елена Ивановна получает Наставление Учителя, что должен отразить на полотне художник: «Надо, чтоб картина Матери Мира вышла. Небо лучше бирюзовое, и деревья не нужны. Явление ищущих жар-цвет можно написать. Нужно напрячь силы “Матерь Мира” кончить. У Нас есть эта картина – Урусвати подаёт ковчег. М. не надо писать. Мудро, как можно общее. У ларца можно сияние показать. Урусвати, припомни небо мелькнувшей картины. Верх неба темнее ауры» [6].
    Это и последующие события весны 1924 года произошли в г. Дарджилинг ( Индия) и будут рассматриваться как символические, то есть произошедшее в 12 часов дня. Исследователю важно определить, будет ли картина-символ градуса Момент рождения события (АСЦ), а именно, его глубинная сущность, соответствовать характеру события, его культурно - художественному наполнению?
    В первом случае для 24 градусов «Рака» получаем картину-символ «Грациозный танцор, улыбаясь, принимает аплодисменты и букеты цветов».
    Символ указывает на обладателя изящных манер, человека, умеющего прекрасно держать себя, поэтичного и артистичного , который будет всеобщим любимцем. Он удачлив в профессиональной художественной карьере или в любой сфере, приводящей его в прямое соприкосновение с публикой. Для такого человека праздная жизнь губительна и ее следует остерегаться. Это символ Наслаждения и Удовольствий.
    В означенный день Учитель наставляет, что и как именно художник должен отразить в картине «Матерь Мира». Это о нём, об Учителе идёт речь, когда говорится об обладателе изящных манер; человеке, умеющим прекрасно держать себя, поэтичном , артистичном , всеобщим любимце. Он удачлив в профессиональной художественной карьере или в любой сфере. Учитель получает наслаждение и удовольствие, наставляя Е.И. Рерих, как следует писать картину «Матерь Мира».
    О втором событии читаем: «Следующее Указание Учителя было получено Еленой Ивановной во время беседы 24 мая 1924 года: «Конечно, аура являет сочетание трёх оттенков всегда. Каждая одноцветная аура заключает в себе три волны, отвечающие трём главным естествам – телесному, астральному и ментальному…» . И далее по тексту.
    Как видим, суть второго события та же, что и первого. В этом случае для 5 градуса «Девы» получаем картину-символ «Ремесленник работает над большим фрагментом прекраснейшего гобелена, изготовление которого он почти завершил».
    Символ указывает на человека артистической и творческой души, любителя искусств и почитателя эксцентричных, но ярких философских течений. Такой человек способен воспринять законченную красоту старого сада, прелесть стены, покрытой мхом, журчащего ручья - все оттенки меняющейся природы; он из тех, кого привлекают знания древних мастеров. Это символ Сбережения и Сохранения.
    Итак, содержание второго события практически то же, что и первого: происходит указание Учителя, как именно следует писать великую картину «Матерь Мира». На этот раз речь идёт не о получении удовольствия Учителем, а о нечто большем, о сбережении и сохранении картины. И снова возникает образ Учителя, человека артистической и творческой души, любителя искусств и почитателя эксцентричных, но ярких философских течений.

  • Александр Иванович Херсонов17-04-2024 15:22:01

    Приступим к изучению третьего события. Это написание 8 мая 1924 года Н.К. Рерихом очерка « Матерь Мира». Какую картину-символ получим на этот раз? В 21 градусе «Льва» в качестве глубинной сущности события определяем картину-символ «Человек, несущий птицу в золотой клетке». Кто этот человек? Какую птицу несёт? И почему у птицы золотая клетка? Птица – образ написанного Н.К. Рерихом очерка «Матерь Мира». Очерк представляет большую ценность, поскольку хранится в золотой клетке.
    Символ указывает на того, кому угрожает опасность ограничения, он также может по воле окружающих оказываться то в одном месте, то в другом. Здесь нет намека на неблагоприятное толкование, но данный символ говорит о том, то этот человек не является «свободным деятелем». Он никогда и ни при каких условиях не должен разрешать другим людям воздействовать на себя. Такой человек очень восприимчив, но может быть управляем как явными, так и невидимыми силами. Это символ Смелости.
    Кем является смелый человек и одновременно не «свободный деятель»? Это, художник Н.К. Рерих, который символически несёт птицу – очерк в золотой клетке, подчёркивая ценность написанного им. Как видим, Н.К. Рерих может управляться невидимыми силами.
    И, наконец, четвёртое событие . Это сон-видение Е.И. Рерих «Матери Мира» , одновременно беседа с Учителем, затем появление «Матери Мира» наяву.
    Вот как событие описывается в тексте: «Ночь на 18 июля 1924 г. Видение Матери Мира. Под утро сон перешёл в видение, которое я сознавала уже вне сна. Яркое утро. Стою посреди покинутых дворцов романо-готического стиля. Моё существо как бы раздвоилось. Одно «я» осталось стоять среди развалин, другое «я», закутанное в тонкие одежды, стало удаляться, ступая по воздуху, уходило как бы вглубь синевы. Но вот на небе, безоблачно бирюзовом, появилось вдали яркое белое облачко, которое стало приближаться и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах. Одежды эти, переливаясь ослепительным блеском и голубым серебром в тенях, начали разворачиваться и принимать различные формы, одна как бы вытекающая из другой. Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые так же быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений – в радужную спиральную звезду – Додекаэдрон – необычайной красоты и образующий почти круг на ослепительном серебряном поле». И далее по тексту.
    Картина-символ микрокосма глубинной сущности события в 23 градусе «Весов» (АСЦ) представляет «Пару компасов, лежащих на карте мира».
    Символ указывает на личность, чьи дела потребуют поездок и перемещений. Этот человек является большим любителем путешествий, так как он придерживается мнения, что к катящемуся камню мох сам прилипает, а "под лежачий камень и вода не течет". Он - путешественник и исследователь - старается познать не только наш мир, но и другой - потусторонний, куда этот человек переносится, когда сон окутывает его бренное тело. Это символ Распространения и Расширения Границ.
    Вот и всё! В символе речь идёт о Е.И. Рерих, дела которой требуют поездок и перемещений. Это Урусвати большая любительница путешествий. Это Урусвати, путешественник и исследователь. Это Урусвати старается познать потусторонний мир, для чего погружает себя в сон. Это Урусвати занимается распространением и расширением границ.
    Почему у Е.И. Рерих пара компасов? Да потому, что один компас ориентирует на продвижение в земных делах, а другой – в делах вне планеты Земля.
    Остаётся найти изображение Додекаэдрона необычайной красоты и образующий почти круг на ослепительном серебряном поле.

    Как видим, в публикации представлены четыре события, связанные с изображением «Матери Мира» и все четыре события адекватны, полностью соответствуют содержанию тайного знания, заложенного в микрокосмы событий.




    Администратор

    Александр Иванович, когда цитируете ставьте источник.

  • Михаил Колесников18-04-2024 04:55:01

    Уважаемый администратор портала "Адамант"!За эти годы вы сделали не мало добрых дел. Зачем творить зло? В статье "Материя, Матерь Мира, Красота"автора составителя Герман Е.Б. приведены цитаты из книг "Агни Йога.Откровение.1924-1941 г." и "Высокий Путь.кн.1.1920-1928 г. изд."Сфера",2002 г.Эти книги являются незаконным изданием Дневников Е.И.Рерих. Тот, кто цитирует Дневники Матери Агни Йоги, вопреки Ее Указу о сроках издания их, творит зло, ибо идет против В.Вл. Думаю, Вы сделаете правильные выводы и удалите статью с Портала"Адамант".

  • Александр Иванович Херсонов18-04-2024 08:11:01

    В заключение комментария , напомню, что ранее, на «Адаманте» в работе «Пётр Великий в порочности заблудшего мира» автор встречался с образом «Матерь Мира». За перенесённые лишения и страдания в переустройстве России «Матерь Мира» символически наградила императора Петра Первого «венком из звёзд». Что удивления не вызывает. Великому правителю – высочайшая награда «Матери Мира». И это не единственный случай, когда «Матерь Мира» отдаёт должное великим историческим личностям России.
    Автор готовит к публикации работу , где при изучении микрокосма Москвы на 28 ноября 1918 года, дня начала реставрации знаменитой иконы «Троица», вновь и с той же целью появляется «Матерь Мира». Дело в том, что планета Сатурн, управляющая событием, имеет -картину–символ: «Человек, карабкаясь по лестнице, помогает другим, взбирающимся позади него. На вершине фигура, с лицом, прикрытым вуалью, протягивает ему венок из звезд».

    Символ указывает на того, кто располагает достаточной силой, чтобы развиваться самому, и обладает сердцем, способным помочь развитию других. Судьба такого человека - идти вверх. Именно его сочувствующая и справедливая душа заслуживает венка победителя, а каждый добрый поступок, сделанный этим человеком ради борющихся и страдающих, приносит ему дары, присоединяя славу небес к ожидающим его земным наградам. Это символ Вознаграждения.
    О ком идёт речь? О знаменитых реставраторах , о тех, кто приступает к возрождению иконы «Троица». Это реставраторов, как и Петра Первого, символически награждает венком из звёзд, фигура прикрытая вуалью. Фигура, хорошо известная как «Матерь Мира», изображённая в 1924 году на картине Н.К. Рериха Награда представляется заслуженной и вопросов не вызывает. Таким образом, символически, за вклад в эволюционное развитие Руси, деяния императора Петра как бы приравниваются к обновлению в ХХ веке великой иконы Рублёва «Троица».

  • Михаил Бакланов18-04-2024 09:34:01

    Уважаемый Михаил Колесников! Сама работа Елены Борисовны Герман появилась изначально в журнале "Дельфис" №79(3/2014). Может быть редактор взяла ее оттуда, но в ссылке под статьей стоит адрес Лайвжурнала. К сожалению, сам автор уже не сможет ответить персонально на Ваши претензии — в январе этого года она ушла из жизни. Попробую ответить на Ваш вопрос самостоятельно. К моменту написания данной её работы (около 2013 года), вопрос о чтении Дневников Елены Ивановны Рерих в рериховской среде не стоял так остро, как последнее время после публикации московского архива Записей. Елена Борисовна могла ориентироваться только на американский блок Записей ЕИР, первично данных в компиляции издательством «Сфера». Находящихся в свободном публичном доступе тогда в Америке. И потом изданных в полном объеме в виде 18-томника Бесед Елены Ивановны с Учителем: Прологъ, 2007-2013, директор О.Г.Болдырев. Первые 11 томов были изданы им, а затем начатую работу довел до конца А.Люфт. Сейчас блок этих Записей ЕИР находится в свободном обращении и доступен всем желающим прикоснуться к той атмосфере высоких бесед Урусвати с Учителем. Елена Борисовна Герман по кармической склонности тяготела к изучению жизненного пути Юрия Николаевича Рериха и использовала все доступные для неё публичные источники как рериховед. Как настоящий ученый, стоящий выше сиюминутных разборок в рериховской среде. Не вижу в этом ничего странного и достойного порицания, в том числе и от Вас. Если Вы увидели в списке литературы ссылки (думаю, только это и не более) автора на Дневники первого потока Записей, на которых строится вся Живая Этика, то ничем Вам в таком случае помочь не могу. Оставайтесь при своем мнении. А редакция «Адаманта» останется при своём в оценках, что можно публиковать на портале, а чего нельзя. Работа Елены Борисовны хороша и её суть не зависит от политической конъюнктуры, как не зависит, например, желание принизить значение для общественности Алтая проходящей сейчас там выставки работ произведений Рерихов.

    Смотреть иногда полезно на содержание, а не на форму, в которую мы можем облекать своим сознанием саму суть происходящего...


    Администратор

    СФЕРОй было издано всего 2 или 3 книги. Там все было почти все то же самое, что и в первых книгах Учения. В этой работе стоит всего три ссылки на этот источник, причем два из них однострочечные, потому, учитывая отличное качество самой работы, не вижу в этом ничего плохого. А уж тем более удалять всю работу.... Так может написать только тот, кто не имеет представления какой это труд - выложить такую большую работу.

  • Михаил Колесников18-04-2024 11:34:01

    Благодарю Михаила Бакланова и Администратора за ясное изложение Ваших точек зрения! Вы наверное, так и не осознали смысл Слов:"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить., или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне."Еванг. от Мф.6, 24. Все сказал.

  • ВАЛЕНТИНА И ЛАЗАРЬ ТРАВИНСКИЕ18-04-2024 19:21:01

    Комментарий удален.

  • Сергей Скородумов21-04-2024 00:01:01

    Хотел бы поддержать Михаила Колесникова.
    Цитирование Дневников Елены Ивановны Рерих, на мой взгляд, недопустимо. Очень прискорбно, что подобное явление проявилось на "Адаманте".
    Что же у всех такая короткая память?
    Публикацию Дневников "Сферой" Людмила Васильевна Шапошникова назвала предательством. У нее есть статья на эту тему. Она так и называется "Предатели".
    Так что цитирование и публикация Дневников - это соучастие в предательстве. И никак иначе.


    Администратор

    Вот и спасибо.

  • Сергей Скородумов21-04-2024 00:10:01

    Мне думается, что Михаилу Бакланову не стоит говорить, на какой позиции нужно оставаться редакции "Адаманта", поскольку он в эту редакцию не входит и, я надеюсь, никогда не войдет.

    Бакланову не нравится, когда я пишу, что его патроном является Владимиров. Но в результате так все и есть. Бакланов просто повторил мысли своего патрона. И про "трудягу" Люфта, и про "московский архив записей". Вероятно, кто-то забыл, откуда появился этот "московский архив". Напомнить или сами вспомните, господин Бакланов?

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «О картинах Николая Константиновича Рериха. »