Памяти Юрия Хатуевича Темирканова. Открытие выставки «Путешествие в пространстве и времени. Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха» в Казани (видео). Открытие выставки «Вестник прекрасного», посвященной 120-летию Святослава Николаевича Рериха, в Санкт-Петербурге (видео). Видеофильм о Святом Сергии Радонежском «Великий Наставник и Заступник Земли Русской». Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Мариинский театр: Падение ниже плинтуса. Константин Каюков



Главный петербургский театр уже никак не может претендовать на первое
местов российской табели о рангах.Прошли времена, когда царство Гергиева
считалось эталоном в сфере культуры. Фото Интерпресс.

 

 

Музыкальное царство Валерия Гергиева неожиданно начало тонуть в скандалах

 

 

16.07.19

 

Случилось печальное для любителей классики и патриотов Петербурга, но вполне предсказуемое событие. На фоне отчаянного положения с творчеством в городских театрах, подведомственных Смольному, постепенно перестают держать высокую планку и федеральные игроки. В первую очередь речь идет о Мариинском театре, который долгие десятилетия был эталоном качества в сфере культуры. Неуважение к публике, продажа билетов на заезжую звезду, которая в итоге не появляется на сцене, задержки концертов, из-за которых зрители элементарно не успевают к разводу мостов, исполнительская халтура. И на этом фоне - запредельная стоимость не то что билетов на текущие представления, но и на абонементы, которые представляют собой, по сути, беспроцентное кредитование театра зрителями, приобретающими билеты оптом и задолго наперед на самые рядовые спектакли.

 

Когда звезды не сошлись


Проходящий в Мариинском театре из года в год фестиваль «Звезды белых ночей» за свою историю превратился из суперсобытия в мире культуры в изматывающий марафон, спектакли которого далеко не всегда соответствуют фестивальному статусу. И более того, как правило, ничем не отличаются от текущей мариинской афиши. Но преподносится всё это пиарщиками «Белых ночей» как нечто исключительное и требующее немедленного приобретения билетов.

 

На самом деле рецепт верстки фестивальной программы прост: одно выступление Анны Нетребко (в последние сезоны непременно «украшенное» бэк-вокалом ее супруга Юсифа Эйвазова), две-три премьеры собственного производства, пара балетных гала, из которых одно непременно сорвется и на которые уже не приезжают, как раньше, мировые балетные звезды. Оперных звезд межконтинентального масштаба - также с гулькин нос. Всё больше завсегдатаи «Белых ночей» - два итальянца: 70-летний бас Феруччо Фурланетто и 78-летний тенор Пласидо Доминго. С последним-то и приключилась недавно громкая скандальная история.

 

Несмотря на преклонный возраст Доминго, несомненно, остается мировым именем - пусть уже в большей мере из-за уважения к его заслугам и вкладу в оперное искусство. Именно этими факторами и ничем иным можно объяснить то, что петербургская публика с радостью раскупила билеты стоимостью 15 - 20 тысяч рублей на представление оперы «Симон Бокканегра», назначенное на 25 июня. Уже после того, как зрители заняли свои места, стало известно, что Доминго выступать не будет - он якобы заболел. Действительно, «Инстаграм» «золотого» тенора свидетельствовал: буквально накануне Пласидо за кулисами театра Ла Скала молодецки позировал пьющим шампанского прямо из горла. А много ли нужно для пожилого человека? Счастье еще, что певец быстро поправился и, если верить всё тому же официальному «Инстаграму», - блистал в «Травиате» на сцене Баварской оперы уже 28 июня.

 

В этой стандартной ситуации (вспомним также экстренную «болезнь» Анны Нетребко, помешавшую ей принять участие в бесплатном, по счастью, концерте, посвященному Дню города и последовавшие потом фоторгафии с курорта), удивляет лишь энтузиазм меломанов, скупивших все дорогущие билеты на Доминго.

 

Вдумайтесь: билеты в Мариинку стоили по 15-20 тысяч. В то же время в календаре тенора значатся выступления в августовском концерте на Арена ди Верона (от 1950 рублей по текущему курсу) и октябрьский «Макбет» в Метрополитен-опере (от 3 360 рублей). На того же «Симона Бокканегро», который пройдет в будущем марте в Гамбургской опере с участием Доминго, доступны билеты от 7 (!) евро - это 500 рублей.

 

Воистину, счастливы люди, не считающие денег, - ведь даже с билетами в Европу поклонение таланту Доминго обойдется не в пример дешевле, чем в Мариинском театре. Справедливости ради, надо отметить, что и это - не предел. Настоящей вершиной музыкального туземства выглядит ценник, заряженный организаторами выступления исполнителя в московском «Крокус Сити Холле» - на октябрьский концерт доступны билеты по цене до 60 тысяч рублей.

 


Искусство развело мосты и… зрителей

 

Но ладно бы заплатить деньги и услышать вожделенную звезду. Посетители Мариинки остались и без Доминго, и без компенсации стоимости билетов. Заявления на возврат средств в театре приняли только у самых настырных и подсуетившихся - тех, кто сразу же покинул зал. Соцсети переполнены яростными отзывами одураченных зрителей. Есть и вполне разумные, написанные не на эмоциях. Вот, например: «Хорошо бы распространить на театральную сферу Закон о защите прав

потребителей... Критерии размыты. Как защищаться от монопольного хамства?».

Примерно такую же реакцию вызвал и другой провальный вечер в Мариинском театре.

 

На 29 июня в афише были заявлены два события с участием маэстро Валерия Гергиева. В 15 часов худрук Мариинки должен был дирижировать премьерным «Тангейзером» в Концертном зале, а в 21 час должен был начаться Гала-концерт лауреатов конкурса Чайковского в Мариинском-2. Опера Вагнера мало того что сложнейшее сочинение, так еще и длится более четырех часов. А после - финальный концерт одного из ведущих мировых классических конкурсов.

 

Оценки очевидцев крайне жестки: эта музыкальная гонка неизбежно повлияла на качество, а фирменное опоздание маэстро на концерт вынудило многих слушателей покинуть Новую сцену задолго до окончания праздника музыки. Людям пришлось уйти раньше времени из-за разведения мостов, и концерт они не дослушали.

 

«Как восполнить вчерашний кошмарный концерт, который из праздника музыки превратился в ярмарку тщеславия? - написал в «Фейсбуке известный музыкальный критик Вадим Журавлев. - Наконец, по какому закону потребовать компенсацию за самый никудышный на свете аккомпанемент оркестра, который считается чуть ли не мировым лидером симфонической музыки? Как человек, который чуть не завалил арию Норины (не Малера, не Шостаковича - Доницетти!), может считать себя художественным руководителем чего-либо?»

 

Новые оттенки и эмоции добавили в обсуждение рядовые посетители. «Не покупаю билеты уже много лет, если заявлен маэстро», «Есть ли кто-то в мире, кто знает истинную цену этим «гениям»?». «За подобные вечера готовы платить только малообразованные зрители. Чьи имена слышат - на те и идут! Где-то ведь надо бывать, чтобы показывать свои наряды».

 

«Голубые» страсти

 

Для такой публики, выгуливающей свои наряды в опере, в Мариинском театре, кстати, подобрали и соответствующий репертуар. 9 июля в Мариинском театре прошло концертное исполнение оперы британского композитора Джорджа Бенджамина «Уроки любви и жестокости» с участием западных певцов и Лондонского камерного оркестра. На представлении присутствовал сам автор.

 

Опера появилась на подмостках Ковент-Гардена в прошлом году и сразу получила поддержку либеральных критиков. А как не поддержать - ведь речь идет о печальной любви короля Эдуарда II и его фаворита Пьера Гавестона. Злое окружение монарха не приняло таких «искренних чувств» и всё закончилось трагически.

 

Почитаем отзывы зрителей.

 

«От несколько физиологичного местами либретто передергивает». «Меня поразили сцены Короля (Марк Стоун) со своим фаворитом Гавестоном (Росс Рамгобин), еще чуть-чуть - и они бы прямо расцеловались на сцене, такой страстью пылали их герои».

 

А вот - апофеоз зрительской благодарности: «Сама опера обречена на успех ввиду наличия всех необходимых компонентов: 1. Исторический сюжет с кровью, кишками и интригами. 2. Тема ЛГБТ раскрыта. 3. Негр в касте. 4. Опера короткая, тупенький зритель не успеет устать. Хочу таких зрелищ еще, и побольше!»

 

Нужны ли еще какие-нибудь слова, посвященные этой премьере? На наш взгляд - нет.

 

Золотые абонементы Мариинского театра

 

Конечно, Валерий Гергиев - отличный управленец. Никто не может тягаться с худруком Мариинки не только в области исполнительского мастерства, но и в реализации сугубо коммерческих проектов. В частности, абонементные ценовые предложения главного театра Санкт-Петербурга весьма далеки от гуманных. Несмотря на пресловутый опт.

 

Заявленная программа на следующий театральный сезон весьма пространна: 49 абонементов. Среди них несколько предложений, рассчитанных на семейную аудиторию. Что греха таить - покупку абонемента в театр принято рассматривать как возможность существенно сэкономить на посещении оперы и балета. Театр же, продавая абонементы, может заранее гарантировать наполнение залов во время рядовых представлений, без участия звезд или просто популярных артистов, а также предлагая по сниженным ценам далеко не самые лучшие места - в том числе и на утренних, а также дневных спектаклях.

 

Тут важно учесть, что зритель в какой-то мере приобретает кота в мешке - состав исполнителей на том или ином абонементном спектакле в подавляющем большинстве случаев не известен на момент приобретения билетов. Но низкая цена должна с лихвой компенсировать все возможные разочарования.

 

Неприятность фокуса состоит в том, что понятия верстальщиков абонементной программы Мариинского театра в корне отличаюся от общепринятой точки зрения касаемо категории «дорого - дешево». Да, в рамках абонементов можно найти и билеты по 450 - 900 рублей на отдельные спектакли. Но таких примеров - капля в море. Уровень цен в большинстве случаев принципиально иной. И удар по кошельку любителей классического искусства будет нанесен нешуточный.

 

Вот несколько примеров.

 

В первую очередь вызывают интерес абонементы из серии «В Мариинский театр - всей семьей». В них предлагаются к посещению утренние и дневные спектакли, которые могут заинтересовать, как родителей, так и детей. И поодиночке такие абонементы, как правило, не приобретаются.

 

Рассмотрим самый распространенный случай: в Мариинский театр отправляются два человека: супруги или, скажем, бабушка с внучкой. Дешевле всего таким парам обойдется покупка абонемента № 3. Самый дешевый билет абонемента на момент подготовки этого материала стоил 4860 рублей, самый дорогой - 8040 рублей. Итак, пара покупателей абонемента должна будет выложить от 9720 до 16 080 рублей. Согласитесь, это весомые суммы для абсолютного большинства рядовых жителей Петербурга. А если в театр захочет пойти семья из трех, четырех и более человек? И заметим - «самый дорогой» билет в данном и последующих примерах - это вовсе не место в первом ряду или центре бельэтажа. Это просто кресла в относительно близких к сцене рядах.

 

Разброс цен в остальных семейных абонементах: от 6240 до 12 180 рублей. Напомним, все это - утренние спектакли. И это стоимость билетов для одного члена семьи. Право же, будет гораздо экономней не подписываться всей семьей на такое дорогостоящее театральное будущее, а прийти к началу спектакля и попытаться приобрести билет на галерку за 500 рублей. Получится гораздо экономнее, а если повезет, то можно будет и пересесть на свободные места пониже.

 

Ничем не оправданным выглядит ценообразование абонемента, посвященного творчеству Петра Ильича Чайковского. Оптовая покупка шести его шедевров доступна с ценниками от 10 725 до 18 675 рублей.

 

Но абсолютным лидером по стоимости стал абонемент «Балетная классика». Посмотреть шесть спектаклей - «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Раймонду», «Спартак» и «Пахиту» - можно будет, заплатив от 14 550 до 23 550 рублей за одного человека. Заранее, оптом, дорого и с неведомыми составами - таково истинное наполнение этого абонемента Мариинского театра.

 

К чему в дальнейшем приведет такое развитие дел в Мариинском театре? Что будет, когда маэстро Гергиев физически не сможет управляться со своим царством, - увы, никто из нас не молодеет. Очевидных ответов нет. Ясно одно: главный петербургский театр уже никак не может претендовать на первое место в российской табели о рангах. Ведь на его фоне и Театр Станиславского и Немировича-Данченко, и даже «официальный» Большой выглядят куда человечнее и профессиональнее.

 

 

 

 

 

 

23.07.2019 16:18АВТОР: Константин Каюков | ПРОСМОТРОВ: 806


ИСТОЧНИК: Интересант



КОММЕНТАРИИ (3)
  • Ксения24-07-2019 10:32:01

    Всё идёт к тому, что настоящие ценители высокой музыки перестанут посещать театры и концерты. Где нет Культуры Духа, не может быть ничего хорошего, кроме погони за прибылью. И людям надо осознать, где истинные культурные ценности. В культуре происходит то же самое, что и в других сферах.

  • Дмитрий Головко24-07-2019 10:57:01

    Странно видеть на этом портале статью с откровенной уголовной лексикой.
    Например: "ценник, заряженный организаторами выступления".
    Само название статьи "ниже плинтуса". Знает ли автор статьи, какие мерзкие вещи означает это выражение?

  • Boris Musiqum25-07-2019 23:39:01

    Одно из самых страшных преступлений против Культуры, это когда стараются сделать из неё средство наживы. Очень печально было узнать о "культурных" бизнес-проектах в Мариинке, при которых Красота заменяется банальной халтурой.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «SOS! Сохраним Культуру! »