22 июня 2022г. открылась выставка картин художника Сикандера Джангры и его коллег в ММТР (Индия) – зеркало современных тенденций в индийской живописи. Международная научно-общественная конференция «120 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» (Москва, 9–10 октября 2022 г.). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Людмила Живкова — государственный деятель и подвижник. Л.В. Шапошникова


С.Н. Рерих. Священный ларец.1928

 

21 июля 2021 года исполняется 40 лет со дня ухода Людмилы Живковой (1942–1981) – выдающегося болгарского государственного деятеля и подвижника, большого друга Святослава Николаевича Рериха, который стал ее Наставником и Учителем. С 1975 года и до конца своих дней Людмила Живкова занимала пост Председателя Комитета культуры Болгарии. Мощным импульсом для развития ее творческой деятельности в масштабах страны послужило знакомство с философским наследием Н.К.Рериха и Е.И.Рерих.

«Людмила Тодоровна, – говорил Святослав Николаевич Рерих, – единственный в ХХ веке государственный деятель, кто воспринял очень глубоко Живую Этику и увидел в ней огромные возможности для усовершенствования государственного строя и одухотворения этого строя Культурой и высокой философской мыслью».

Предлагаем вашему вниманию статью Л.В.Шапошниковой «Людмила Живкова – государственный деятель и подвижник», опубликованную в журнале «Культура и время», № 1/2, 2002, а также материалы Л.Т.Живковой.


*   *   *

 

 

В то время, когда один полагает душу за мир, другой сидит на воде.
Когда один посылает сердце свое во спасение ближних,
другой утопает в явлениях тонкого мира.
Подвижники великого служения не имеют психизма,
ибо они устремлены духом к Иерархии, и
сердце их звучит на боль мира.

Е.И. Рерих

 

 

 Зазвонил телефон, я сняла трубку и услышала женский голос с легким акцентом, но каким, я не поняла сразу.

 — Здравствуйте, Людмила Васильевна. Говорит Людмила Тодоровна Живкова.

— Кто? — переспросила я.

— Живкова Людмила Тодоровна, — повторили в трубке.

 — Мне ваш телефон дал Святослав Николаевич Рерих. Я сейчас нахожусь в Москве. Мой самолет улетает через два часа, и я до этого хотела бы с вами встретиться.

Час встречи совпадал с началом моей лекции в университете, и я объяснила Людмиле Тодоровне, что не смогу к ней приехать в назначенное время. Она не обиделась и сказала, что в Москве бывает часто, и мы сможем встретиться в следующий ее приезд.

 

Но следующий ее приезд в Москву так и не состоялся. Месяца через два (за точность не ручаюсь) пришло известие, что Людмила Тодоровна скончалась. Мне было очень трудно в это поверить. Она не дожила до 40 лет. Потом поползли слухи, что все случилось при загадочных обстоятельствах и сама смерть, возможно, была насильственной. Шел 1981 год.

 

 А до этого, в 1980 году, я, прервав свое путешествие по гималайскому марш руту Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха, приехала в Бангалор к Святославу Николаевичу, что бы уточнить с ним сиккимскую часть маршрута. Мы много беседовали об экспедиции, и в один из последних дней он неожиданно заговорил о Живковой.

 

Людмила Тодоровна  Живкова, дочь руководителя Болгарской Коммунистической партии Тодора  Живкова, член Политбюро ЦК этой партии, председатель Комитета культуры Болгарии, иными словами, министр культуры, в середине 70х годов сама отыскала Святослава Николаевича Рериха, приехала к нему, познакомилась и с тех пор стала преданной последовательницей идей Рерихов и той философской системы, которую мы на зываем Живой Этикой. У Святослава Николаевича установились с Болгарией тесные связи на самом высоком правительственном уровне. Он провел там несколько выставок, своих и Николая Константиновича, участвовал в важнейших культурных программах и удостоился ряда наград.

 

— Людмила Тодоровна, — сказал мне тогда Святослав Николаевич, — единственный в ХХ веке государственный деятель, кто воспринял очень глубоко Живую Этику и увидел в ней огромные возможности для усовершенствования государственного строя и одухотворения этого строя культурой и высокой философской мыслью. Она очень хорошо понимает, что государство должно строиться и жить по законам красоты. Но ей очень трудно, и не только трудно, но и опасно.

— Почему опасно? — удивилась я.

 — Те, кто сейчас у власти и в России, и в Болгарии, руководствуются определенной идеологией и не отдадут эту власть просто так и не смирятся с новой и непонятной им философией. Я не могла не согласиться с этим. К тому вре мени я уже знала, что в советских кругах высокопоставленных чиновников активно не любили Живкову, называли ее чудаковатой, не совсем нормальной и живущей выдумками и фантазиями. Но так оценивали Живкову не только в нашей стране. Те, кто близко стояли к самому Живкову, не стесняясь, говорили почти  то же самое. Людмилу Тодоровну окружали люди откровенно враждебно настроенные к ней, к ее замыслам и идеям.

Теперь, когда прошло много лет с того памятного звонка, я все больше и больше сожалею, что наша встреча не состоялась. Не состоялась по моей вине. Занятая событиями вяло текущей тогдашней жизни, какими-то иллюзорными, а подчас не нужными обязательствами, сопровождаемыми извечной нехваткой времени, я так и не смогла понять, что именно в тот день меня позвало, не разглядела уникальности и величия жизни, прозвучавшей в какой-то момент в телефонной трубке, а потом замолкшей навсегда.

 

Обстоятельства внешней жизни Живковой как никогда противоречили тому, с чем она при шла. Ее сознательная жизнь проходила в социали стической Болгарии, в доме руководителя Болгарской Коммунистической партии, со всеми вытекающими из этого последствиями. Она успешно окончила исторический факультет Софийского университета, затем аспирантуру и, став кандидатом исторических наук, начала свою научную карьеру в Институте балканистики Болгарской академии наук. И о том, что с ней что-то все-таки происходило, свидетельствовали лишь ее научные труды. Ее разворачивало как бы в другую сторону от традиционных сюжетов исследования, принятых в социалистической стране.

 

Первая ее монография, изданная в 1971 году, называлась «Англотурецкие отношения 1933 — 1939 гг.». Вторая была уже совсем другой и свидетельствовала об интересе к древней культуре — «Казанлыкская гробница» (1974). И, наконец, последняя — «Четвероевангелие царя Ивана—Александра» (1976), была явным поворотом в сторону фундаментальных духовных проблем. В это же время она начинает заниматься вопросами культуры на государственном уровне, и в ее жизни возникает Живая Этика, которую она принимает безоговорочно и бесповоротно, как единственное руководство в ее непростой жизни.

 

Я ничего не могу сказать о ее отце, Тодоре Живкове, мне не известна ни его позиция по отношению к Живой Этике, ни официальное отношение к деятельности дочери. Вполне возможно, что сам Живков не придавал этой деятельности особого значения. Но его окружение вело себя иначе. Число ее врагов росло быстрее, чем единомышленников. Было ли это известно самой Живковой? Безусловно, да. Она прекрасно осознавала, в каком государстве живет, кому принадлежит власть и за какие идеалы власть предержащие борются. И Людмиле Живковой пришлось много думать и работать над тем, как ввести Живую Этику в государственный оборот, не задевая основ, которыми дорожили те,  в чьих руках находилась власть и чьи взгляды были несовместимы с мировоззрением Живой Этики и ее построениями. Соединение двух различных систем было весьма опасным занятием, это был путь по лезвию бритвы. Она не могла нарушить традиции господствующей идеологии без риска быть отстраненной от власти, подвергнуть опасности свое положение, которое давало ей возможность хотя бы в ограниченных рамках делать то, что она считала нужным, проводить то, что ей казалось необходимым и без чего она уже не представляла себе государственной политики и государственных задач Болгарии. Старые приверженцы Живой Этики обвиняли ее в том, что она ставит Учение Рерихов под красные знамена и соединяет несоединимое. Но у нее не было другой возможности. Она понимала, что и такая попытка может кончиться, как говорят, «костром» или «крестом». Она знала, что дрова уже приготовлены и где-то совсем близко высится ее, Живковой, Голгофа. Возможно, в силу ее высокого положения и могущества ее отца ей предоставят выбор, и она стремилась отодвинуть срок неизбежного выбора не потому, что боялась «костра» или «креста», а потому, что, пользуясь властным положением, выпавшим на ее долю, хотела успеть донести до людей, чьи сердца были омерщвлены отжившей  идеологией, как можно больше идей, в которых были заключены истина и свет, столь необходимые для будущего созидания. Свет красоты, свет культуры, свет любви. Она не была ни проповедником, ни миссионером. Она являлась творцом и подвижником, стремившимся то, что однажды ей открылось, внедрить в жизнь, в ту область, в которой она имела власть и которая еще ей подчинялась. В отличие от других государственных чиновников, которые думали од но, а делали другое, боясь потерять теплое «верхнее» место или денежную должность, она не скрывала своего инакомыслия.

 

 

Людмила Живкова с министром культуры Шри Ланки. Коломбо, 1978 г

 

Она наметила концепцию обширной национальной программы эстетического воспитания, которую предложила Центральному комитету БКП и правительству Болгарии. В основу этой программы она положила тот закон Красоты, который теперь считала основой жизни и эволюции человечества. Она смело и бескомпромиссно ввела совершенно новые понятия в партийную идеологию, такие, как эстетическое воспитание, эстетическая сфера, эстетические взаимоотношения. Ни одно государство в ХХ веке не имело ничего подобного. 

 

«Наша теоретическая мысль, — смело заявила она, — все еще не дала точного и удовлетвори тельного ответа на эти принципиальные вопросы, с позиции которого мы могли бы строить практическую работу по эстетическому воспитанию»1 . И еще: «Имеется уже немало научных исследований, которые доказывают, что человек умеет ценить и создавать красоту во всех сферах своей жизни в такой степени, в какой он испытывает воздействие красоты и творит красоту в своей производственной деятельности. Программа эстетического воспитания создаст все необходимые условия для гармонического развития личности, для проявления творческих способностей каждого члена общества»2 .

 

Людмила Живкова со Святославом Рерихом. 1981 г.

 

Впервые на высокой трибуне партийного съезда зазвучали слова — красота, духовная эволюция, творчество. И не только слова. Теория соединялась с практикой. Впервые в социалистическом государстве культурой руководил не узколобый чиновник, зашоренный идеологическими клише, а свободно мыслящий философ, глубоко проникший в эволюционную концепцию Живой Этики и творчески стремящийся применять ее в государственном строительстве. Людмила Живкова мужественно и публично сбрасывала с себя старую, засохшую и готовую вот-вот разорваться шкуру мертвых и неплодотворных догм и говорила о реальном, не иллюзорном бытии, о месте человека в Мироздании, о непреходящем значении культуры, не о пресловутой надстройке, согласно марксистской теории,  а о культуре как эволюционной основе человеческого общества и главном условии его продвижения вверх по спирали восхождения.

 

«Стремление человека, — писала она, — к красивому, прекрасному должно стать жизненной потребностью каждого члена общества. И мы убеждены, что, развиваясь и творя “по законам красоты”, каждый человек и человечество в целом сумеют управлять своей собственной эволюцией»3 .

 

Она не только говорила и писала. Она, в отличие от других чиновников, прикрывавших свою бездеятельность цитатами из трудов классиков марксизма, действовала смело и безоглядно. Ее детище — Национальная программа эстетического воспитания, напитанная ее неукротимой энергией, начинала жить и давать свои результаты. Но ее положение «наверху» от этого не становилось прочней, а наоборот, с каждым днем ослабевало, ибо ее деятельность вызывала раздражение и в Политбюро, и в правительстве. «Белая ворона», талантливая и бесстрашная, действовавшая не «во имя свое», как большинство в верхнем эшелоне власти, а во имя общего Блага, служила живым укором всем им, каждым своим словом и действием подчеркивая их бесполезность, бездарность и бесчестный уход в собственные интересы. Ситуация с каждым годом обострялась. Уже в Министерстве культуры СССР не скрывали враждебных чувств к «этой ненормальной». Чиновники ощущали опасность, исходящую от мыслей и действий руководителя культуры Болгарии. «Международная солидарность» советских и болгарских чиновников становилась все прочней, все явней и определенней.

 

 Замечала ли она все это? Безусловно, замечала. И слова Святослава Николаевича Рериха о трудностях и опасностях на пути Живковой подтверждали это. Но она уже не могла или, точнее, не хотела ничего менять в своей судьбе. Перед ней, государственным деятелем Болгарии, стояла высокая цель, выше которой она не знала, и эта цель должна была оправдать ее земную жизнь, как бы она ни сложилась. Неотвратимый зов Закона красоты вел ее за собой, звал в космическую Беспредельность грядущей эволюции. «Во имя этого великого идеала, — утверждала она, — во имя будущего человечества и наших детей мы самоотверженно трудимся, творим и стремимся к красоте» 4.

 

Все чаще и чаще она встречалась со Святославом Николаевичем то в Бангалоре, то в Софии и получала у него нужные ей советы и разъяснения по проблемам Живой Этики. Он был для Людмилы Тодоровны не только Наставником и Учителем, но и опорой в той сложной и трудной  обстановке, которая сформировалась вокруг нее. Его слова «не бойтесь и идите вперед» поддерживали ее в самые отчаянные моменты жизни.

 

Почему-то именно в Болгарии произошел первый практический прорыв новой мысли, новой системы философии, новых подходов к эволюции человечества. И она, Живкова, олицетворяла этот прорыв. Ее уникальный пример еще раз показал, что историю двигают личности, а не массы, которые могут только идти или не идти за этой личностью. Ей были близки и творчество и подвиги этих личностей, ибо она сама была одной из них. Признавая роль культуры как преобразующей силы человека и общества, она отмечала: «Самые выдающиеся личности в истории человечества мечтали о расширении воспринимающих способностей человеческого сознания, о проникновении в универсальные тайны Вселенной, о создании красивых, гармоничных взаимоотношений между людьми, о развитии высшей, свободной воли, которая сделает человека независимым»5 . Она была уверена, что именно такой человек сможет «организовывать человеческое сознание по законам красоты»6 .

 

«Воздействие этих личностей, — размышляла она, — на культурное и духовное развитие в наши дни объясняется прежде всего тем, что они обладали духовной силой и способностью творчески переосмысливать и художественно воссоздавать сущность основных процессов и явлений, сопутствующих развитию человечества. Обладая расширенными воспринимающими возможностями, они проникали в сущность явлений, извлекали опыт прошлого. Жили актуальными целями и задачами настоящего, прозревали возможности будущего»7 .

 

Она стремилась сразу же реализовать мысль или идею, которую считала важной и полезной. Живкова не только осмыслила деятельность и роль выдающихся личностей в истории человечества, но и вместе с Комитетом культуры разработала долгосрочную программу по изучению и исследованию жизни таких личностей. Она считала, что подобные исследования «откроют ряд общих законов и закономерностей, характерных для сущности самого процесса эволюции человеческого индивида»8 . В программу Комитета культуры были включены такие имена, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Шекспир, Гете, Л.Н. Толстой, Рабиндранат Тагор, А. Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Константин Кирилл и др. Имя же Н.К. Рериха как художника и мыслителя было одним из первых. Людмила Тодоровна глубоко и проникновенно осмыслила деятельность и роль великого русского художника в истории эволюции человечества, в формировании нового мышления ХХ века. «Монументальное и единое в своей целостности искусство Рериха, — писала она, — заставляет каждого, кто с ним соприкасается, переосмысливать и открывать заново истину и величие жизни. Сознание творца освобождено от предрассудков, оно неудержимо в своем стремлении раскрыть тайны природы, воссоздать красоту и вечное движение Вселенной. Он изучает и анализирует прошлое не для того, чтобы отрицать или недооценивать исторический опыт и пройденный человечеством путь в веках, а для того, чтобы напомнить об огненных знаках, которые указывали путь человеку к красоте, свету и бессмертию. Трудно простыми словами определить тот легендарный героизм, которым проникнуто творчество Рериха. В нем сочетаются воедино самые сокровенные вековые чаяния человечества, запечатленные в бессмертных символах и преданиях древности, и удивительное умение творца ассимилировать и преломить в своем сознании героизм прошлого, сделать его актуальным и объединить с острейшими проблемами и задачами своей эпохи. Мысль Рериха парит над вершинами Гималаев, устремляется в сокровенный мир преданий, сливается в неудержимом творческом порыве духа с монолитной в своей целостности Вселенной»9 .

 

В этой короткой и выразительной оценке Живковой Н.К. Рериха содержится все, что можно о нем сказать. Я не знаю ни одного другого такого высказывания, глубокого и проникновенного, охватывающего тот огромный пласт культуры и мысли, которые были связаны с творчеством великого художника и провозвестника нового мышления нашего века.

 

По инициативе Живковой в Болгарии прошли выставки Николая Константиновича, различные симпозиумы, ему посвященные, и появились книги, которые раньше в этой стране не выпускались. Благодаря ей творчество и наследие Рериха было оценено в Болгарии более справедливо и глубоко, нежели на Родине самого художника. И когда все это читаешь, а надо иметь в виду, что писалось это в социалистической Болгарии, становится больно и обидно за свою страну, которая, освободившись от тоталитарной идеологии, дает возможность различным невежественным журналистам и «ученым» поносить великого человека. Но диалектика жизни свидетельствует о том, что плохое и хорошее идет рядом. Подобные нападки и клевета еще определенней высвечивают путь подвижника и дают нам возможность понять, где действительное подвижничество, а где безответственность и подлость «во имя свое».

 

Высоты культурно-духовного подвига Живковой не достиг ни один из высокопоставленных российских чиновников, ни один из них, хотя бы приблизительно, не понял, чем является творческое наследие Рериха не только для России, но и для мира в целом.

 

Живкова была истинной носительницей нового космического мироощущения, поэтому ее оценки Рериха столь точны и глубоки.

 

 «Сегодня наука, — утверждала она, — все смелее говорит об использовании космического научного подхода при исследовании действительности. Широта и многогранность научнотворческих интересов Рериха, диапазон его научных исследований — от изучения древних письменных и архитектурных памятников культуры до исследования влияния и отражения космических лучей и взаимосвязи между человеком и космосом, созданные им два крупных научных института — институт синтетического исследования искусства в НьюЙорке и институт синтетических научных исследований в Гималаях в Индии — закрепляют представление о Рерихе как о предтече и поборнике освоения космического научного метода исследования мира. В науке Рерих видит фактор эволюции человечества. Наука должна быть безграничной и бесстрашной. Каждый, кто работает и реализует себя на поприще науки, должен быть открыт для всего полезного, для всего, что создавалось веками, что хранится в сокровищнице исторического опыта человечества. Духовное кредо Рериха — неустанное развитие и совершенствование, творческое горение, неудержимое стремление к красоте, к прекрасному»10.

 

Полагаю, что никаких комментариев к этим словам не требуется. Здесь квинтэссенция всего того, что было сказано в Живой Этике о науке и чего Н.К. Рерих неустанно придерживался и в своем творчестве, и в своей философии.

 

Людмила Живкова умела бережно и красиво сказать о самых сокровенных знаниях, содержащихся в Живой Этике, и тем самым защитить эту философскую систему от прямолинейности, пошлости и искажений, на которые щедры различные «толкователи» и «знатоки».

 

Вот один из таких примеров. «Высоко поднимаясь над личным, — отмечает она, — Рерих направляет свое внимание на людей, которые выходили за пределы обычного человека и, как любил выражаться художник, превращались в синтетические понятия. Эти мировые понятия содержат в себе духовную силу и отдельных личностей, и целых стран, эпох, народов, событий. Они хранятся и вечно живут в духовной сокровищнице планеты и, как вершины Гималаев, пульсируют и вибрируют в сердце нашей Вселенной — воздействуют, окрыляют, вдохновляют, берегут и напоминают. И в трудные минуты народы всегда обращались к этим выразителям их сущности»11.

Вряд ли стоит сомневаться, что здесь речь идет об Учителях, на правляющих космическую эволюцию человечества. В тех обстоятельствах и в то время она не могла сказать об этом явлении прямо, не подвергнув Рериха нападкам малого сознания. А таких нападок и на нее самое, скрытых и открытых, было предостаточно. Старое сопротивлялось самым жестоким образом. Она чувствовала это на себе и поэтому со знанием собственного горького опыта обращала внимание на этот момент и в судьбе самого Рериха. «Он (Рерих. — Л.Ш.), — писала она, — чувствует на своих плечах тяжесть вечной борьбы между силами света и ретроградной косностью, сознательными гасителями вечного огня, ядовитыми излучениями разлагающегося сознания. Великий гуманист и созидатель знает свое место в этой борьбе. Он знает, что никто не имеет права выжидать в гигантском поединке между новым и старым сознанием. Когда планете, человечеству необходима безотлагательная помощь, жизнь, личное достоинство — все должно быть подчинено борьбе»12.

 

Святославу Рериху присуждается звание Почетного доктора
Великотырновского университета. 1978 г

 

И сама она несла такую помощь делу, за которое была ответственна. Ее место было высоким и в силу этого самым опасным. Она была открыта со всех сторон, и ей негде было в случае беды укрыться и не за кого спрятаться. Она понимала, что те, которые обогнали свое время на этой земле, оказывались самыми незащищенными и что она, следующая за ними, подвержена самым страшным неожиданностям, самым подлым нападениям.

 

«Уместно задать вопрос, — писала она в одной из статей, — из каких же источников черпали свою силу и мужество эти люди? Какая причина заставила их идти против течения, тех очевидных условий, в которых развивалось общество и остальные индивиды, чтобы раскрыть объективно существующие законы и закономерности природы, человеческой и общественной практики?

 

Ответ на эти вопросы может быть только один: реальное знание самих этих законов и процессов, осознание необходимости движения, понимание неизбежности эволюции, как и высокая моральная ответственность за судьбы человечества, бескорыстная самоотверженность и любовь к своему делу во имя торжества истины, красоты и гуманности»13.

 

Она писала о том, что чувствовала сама, о чем сама размышляла и к чему имела личное отношение. Она как бы еще раз проверяла себя этими словами и ощущениями, спрашивая себя, во имя чего она все это затеяла. Ответ был всегда один и тот же — во имя других, во имя будущего. Значит, надо было продолжать, несмотря ни на что. Пусть те, другие, еще не осознают, что она от них хочет. Но придет время, и они поймут, что надо делать и для чего надо это делать. Однако в настоящем надежд на такое понимание не было. Круг людей, окружавших ее на верхах болгарского государства, был ненадежен. Тех, кто искренне поверил ей, можно было перечесть по пальцам. Другие же просто приспосабливались под ее взгляды, стараясь извлечь из ситуации хоть кратковременную, но выгоду. Такие поддакивали и кивали головами, как бы соглашаясь с тем, что она говорила и что делала, но глаза их прятались где-то в глубине, и трудно было определить по ним, искренни ли произносимые слова. Большинство же чиновников распускали о ней дурные слухи, рассказывали анекдоты и старались задерживать как можно дольше реализацию ее идей. Государство сопротивлялось этим идеям, не понимало их и не принимало.

 

Ее отец Тодор Живков старел и не мог уже удержать в своих слабеющих руках прежнюю власть. Он не мог быть ей опорой. Да и был ли он когда-либо такой опорой? Она сомневалась в этом все больше и больше.

 

Даже потом, более десяти лет спустя после того, как ее не стало, когда социалистический строй Болгарии рухнул, ее прежние соратники боялись о ней говорить. Летом 1992 года я была в командировке в Болгарии по своим делам и встречалась с некоторыми из них. На мои вопросы о Людмиле Живковой они отвечали неохотно, старались по большей части отмолчаться. На ее имя был наложен негласный запрет, и, казалось, кто-то невидимый и могучий держал этот запрет под строгим контролем. Среди моих собеседников были творческие работники, деятели культуры, ученые, но все они как будто сговорились между собой и свято блюли принцип — «молчание — золото». Они отталкивали от себя ее идеи, избегали оценок и с облегчением переходили на обсуждение других вопросов, не имевших к Живковой никакого отношения. Во всем этом были какие-то темные, недосказанные отголоски борьбы против человека, который стремился изменить государственные принципы Болгарии, сделать их более светлыми, красивыми и человечными. Видимо, Живковой этого до сих пор не простили. И не только те государственные чиновники, которые выступали, открыто или скрыто, против нее, но и те, кто, называя себя деятелями культуры, не постигли сущности этой культуры и так и не поняли, чего хотела от них их великая, до сих пор не признанная ими подвижница, несколько лет руководившая культурой Болгарии на государственном уровне.

 

Вряд ли можно сказать, что она не ощущала и не видела собравшихся над ее головой грозовых туч. Темнота сомкнутыми рядами пошла на нее в наступление, чтобы не только ее уничтожить, но и стереть какие-либо следы ее деятельности и, опорочив память о ней, предать ее небольшое, но яркое наследие забвению. Ведь она, Живкова, покусилась на государство, стараясь его изменить согласно тому новому, что уже сформировалось в мысли и пространстве ХХ века. Мы до сих пор не знаем, как она умерла. Слова «при загадочных обстоятельствах» ничего нам не говорят. Ей было всего 39 лет, и она находилась в расцвете сил. Она сверкнула, подобно огненному метеору на темном небосклоне своей Родины, как светлый знак грядущей новой эпохи. В высоте не существует забвения. И как бы ни старались здесь, внизу, о ней забыть, у них ничего не получится. Таких не забывают. И я бы хотела закончить эту небольшую статью о Людмиле Живковой, подвижнике и мыслителе, стремившейся внедрить новое в самую консервативную структуру — государство — и погибшую на этом благородном и светлом пути, ее же словами:

 

«Пример всесторонне развитых личностей, тысяч известных и безымянных творцов и героев всех стран и народов вечно будет жить в памяти человечества. На всех трудных решающих исторических этапах развития мира, на поприще культуры или искусства, науки или общественной деятельности человечество рождало личности, которые своим сознательным самопожертвованием поднимали красные знамена победы и двигали эволюцию вперед»14.

 

И пусть не смущает читателя «красное знамя». Дело не в цвете, а в существе эволюционного творчества, двигающего человечество вперед. Цвет же знамени каждый выбирает себе сам. И выбор этот надо уважать. В 1979 году в Москве усилиями тех, кто в то время был связан с нелегальным рериховским движением, была издана небольшая книжечка статей Людмилы Живковой.

 

 С тех пор в нашей стране произошло немало изменений, и вклад Живковой в новое планетарное мышление обрел новое и интересное звучание. Ибо личности, подобные ей, становятся больше и значительней по мере истечения времени. Сейчас пришла необходимость напомнить о Живковой и по-новому осветить то, что она успела сделать за свою короткую подвижническую жизнь. Полагаю, тем, кто исследует российское и мировое культурное наследие, прочесть работы Людмилы Тодоровны Живковой будет крайне полезно. А тем, кто интересуется проблемами духовно-культурной эволюции человечества, эти статьи откроют новую страницу в истории эволюции. И, конечно, при чтении надо учитывать, в каких обстоятельствах, исторических и идеологических, жила и творила автор двух ниже публикуемых статей.

 

Людмила Живкова на Международной детской ассамблее «Знамя Мира». 1978 г.

 

В последние десятилетия жизнь человечества нашей планеты становится все более динамичной, напряженной, полной проблем. Политическая, социальная и культурная атмосфера, в которой протекает сегодня развитие разных стран и народов, обусловливает характер материальной и духовной среды, в которой происходит эволюция человечества на настоящем историческом этапе. Жизнь постоянно ставит человечество перед новыми испытаниями, определяются новые по своему характеру и тенденциям явления, параллельно протекает множество сложных и разнообразных процессов. Как единое целое они содержат в себе и раскрывают потенциальные силы и энергию, которыми человечество располагает как для преодоления нынешних острых и актуальных проблем, так и для формирования и развития содержания последующих этапов в жизни людей и планеты.

 

Современный этап человеческой эволюции можно с определенностью охарактеризовать как век истины и сотрудничества. Без сомнения, в существующих исторических условиях мы еще не исчерпали до конца потенциальные возможности этих понятий. Но самый факт, что они ежедневно раскрывают свою ценность, и возникает цепь причинноследственных связей, обусловливающих и формирующих процесс общечеловеческой эволюции, делает необходимым глубокое проникновение в их суть, их подлинную значимость. Сознательное и ответственное отношение к сотрудничеству даст ряд преимуществ последующим поколениям в деле ускорения развития человечества.

 

При внимательном анализе сущности понятия «истина» и рассмотрении в этом аспекте основных, ведущих процессов, протекающих сегодня в жизни народов и всей планеты, в нашем сознании фиксируются такие яркие явления, как целенаправленная организованная борьба человечества за утверждение всеобщего мира, за превращение разоружения в необратимый процесс, а также такие явления, как обострение классовосоциальных противоречий, борьба за установление более справедливого в экономическом и социальном отношении порядка, преодоление на международной арене острых противоречий совместными усилиями всех заинтересованных стран и народов, превращение искусства и культуры в мощный фактор сотрудничества и сближения народов, бурное развитие науки и техники, выход мысли и человека за пределы Земли, все более глубокое проникновение его в космос и раскрытие тайн Вселенной. Как уже проявившиеся или рождающиеся эти тенденции лежат в основе перечисленных и других процессов, они отражают не только историческую предопределенность эпохи, но и более широкие и достоверные познания человеческим сознанием сущности и характера эволюционного спиралевидного развития. В своем внутреннем диалектическом единстве понятия «истина» и «сотрудничество» неделимы. Внешне они могут про являться в различной форме, но их реальная сущность и значимость раскрывается в тесном взаимоотношении. Истина немыслима без сотрудничества, а сотрудничество это и есть рождение истины, единства и все более глубокое проникновение и раскрытие основных законов и принципов, действующих во Вселенной.

 

Наш век называют веком науки. И само это определение характеризует возросшие интеллектуальные и духовные возможности человечества. Непрерывно возникают новые отрасли научных знаний, в том числе на стыке смежных наук, — обстоятельство, которое настойчиво ведет к утверждению в общественной практике необходимости интегрального развития научного познания о науке и человеке. Экстенсификация и интенсификация жизни в различных сферах и областях вновь приковывают внимание человека к усвоению фундаментальных научных дисциплин, к комплексному и интегральному изучению и анализу процессов и явлений, протекающих в ходе эволюции природы, человечества и общества. Представление человека и науки о действительности, в которой существует индивид, постоянно изменяется и обогащается. Представления о масштабах orbis terraarum (сферы земли — мира) с каждым годом меняются и расширяются. Различные области науки постоянно открывают новые, более точные познания о человеке, физической природе и космосе. Человеческое сознание и современная наука уже в состоянии вместить знания об универсальном единстве жизни во Вселенной.

 

Экспериментальным и умозрительным путем постоянно доказывается внутреннее единство и обусловленность процессов и закономерностей, протекающих и проявляющихся в жизни человека и природы. Углубляется интерес к проблемам существования, устройства и функционирования сознания, исследуются связи между макро и микрокосмосом, между человеком и Вселенной. Со вступлением человечества в космическую эру неуклонно расширяются возможности проникновения и раскрытия тайн жизни и природы, выяснения зависимости, которая существует между скрытыми при родными силами и потенциальной силой, заложенной природой в самом человеке, силой, обусловливающей процесс его эволюции.

 

Сегодня перед человечеством стоят такие острые проблемы, как энергетический кризис, нехватка основного сырья и материалов, неспособность ряда стран и регионов планеты удовлетворить самые насущные потребности большинства населения. Вот почему одной из значительных проблем, волнующих ныне науку и специалистов различных областей, является оправданный интерес к скрытым (латентным), непробужденным силам и возможностям, заложенным природой в человеческом индивиде.

 

Эта проблема давно волновала и волнует виднейших мыслителей всех эпох и цивилизаций. Но в наше время перспективы ее решения стали на много более реальными. Проникновение в суть и специфику основных процессов, лежащих в осно ве человеческой эволюции, позволит гораздо шире прилагать и использовать это познание в решении ряда самых актуальных конкретных проблем, вооружит человечество знаниями и опытом, которые оно сможет применить для осуществления контроля и руководства процессом формирования и развития индивидуального и общественного сознания. Без глубокого понимания этих закономерностей, без раскрытия специфики и сущности, лежащих в основе потенциального творческого начала, которое дано природой каждому человеческому индивиду, невозможно ускорить и сделать более динамичным развитие человеческого общества.

 

Бурный, непрестанный рост материальной базы приведет к неизбежному выводу о непропорциональном соотношении в развитии этой базы и человеческого сознания. Несоответствие, существующее в эволюции самой материальной базы, и отставание в развитии человеческого и общественного сознания ныне более чем когда-либо обусловливают историческую необходимость глубокого овладения фундаментальными законами и принципами, которые лежат в основе общечеловеческого эволюционного развития и в зависимости от которых происходят формирование и преобразование сознания.

 

Необходимость интегрального совершенствования сфер общественной жизни, комплексного и перспективного планирования социально-экономических процессов привела к ускоренному развитию в последние годы науки об управлении. Все шире и целенаправленнее осуществляется внедрение механизма управления и кибернетических систем в организацию и руководство различными общественноэкономическими сферами жизни.

 

Управленческая наука все более совершенствует свои формы и методы организации и планирования, и эта тенденция, без сомнения, будет расширяться и углубляться, охватит новые сферы деятельности.

 

Но независимо от эволюции общественной системы управления можно с определенностью сказать, что в следующие десятилетия будет неустанно возрастать интерес к науке о человеке, которая все решительнее утверждается в общественной практике. Эта наука приведет к более зрелому управлению и руководству индивидуально творческими процессами развития и усовершенствования человека. Интерес к потенциальным силам человеческой личности еще больше привлечет внимание науки и специалистов к проблемам организации внутренних психических, умственных и эмоциональных процессов в движении человека и общества.

 

Единство процессов, которые обусловливают физическое формирование человеческого организма, его умственную, эмоциональную и психическую конструкцию, характеризующую объем и качество каждого типа и уровень сознания, ясная зависимость, которая существует между психическим балансом энергии отдельного человека и космическим балансом энергии, делают необходимым интегральное комплексное развитие науки о человеке и природе. Интеграция всех научных дисциплин, сосредоточение их внимания на сущности человеческой эволюции откроют новые не ограниченные возможности для самой науки и прежде всего будут способствовать ускорению эволюции человечества.

 

Чтобы можно было действительно реализовать на практике интегральный подход при изучении проблемы человеческой эволюции, координировать усилия и возможности различных научных дисциплин и специальностей, необходимо овладеть научным подходом к изучению действительности в его глобальном аспекте, тщательно изучить и проанализировать взаимосвязи, существующие в макрои микрокосмосе. Необходимо утверждать интегральносинтетический метод в изучении формирования и эволюции человеческого индивида и его сознания.

 

Сегодня все больше ощущается необходимость интеграции таких областей человеческой деятельности, как наука, образование, искусство и культура. И такая закономерность вовсе не случайна. Она диктуется требованиями самой жизни, исторического этапа, на котором ныне находится человечество.

 

Во все эпохи и цивилизации человек всегда был самой значительной производительной силой. Этот неоспоримый факт превращает сферы искусства, культуры, образования, науки — сферы, наиболее тесно связанные с формированием и развитием индивида, — в важнейшие производи тельные силы, от которых все больше будут зависеть характер и качество создаваемого материального и духовного производства. Эта тенденция, вне сомнений, в силу содержащейся в ней самой истины, в последующие десятилетия будет все более усиливаться и утверждаться.

 

Проходившая в Народной Республике Болгарии национальная партийная конференция обстоятельно, комплексно обсудила вопрос о повышении эффективности и качества общественно полезного труда. Естественно, для утверждения в практике и в процессе строительства развитого социалистического общества основного стратегического девиза партии «За высокое качество и эффективность» необходимо постоянно совершенствовать организацию общественного труда. Но проблема эффективности и качества связана не только с внедрением более совершенных форм и методов управления и руководства общественной системой. Это прежде всего проблема, которая тесно связана и зависит от культурного и духовного уровня нации, сил, возможностей и способностей каждого человеческого индивида осознать и взять на себя ответственность гражданина, неделимой частицы единого общественного организма. Сама суть понятия эффективности и качества самым непосредственным образом связана с отдельными личностями, с вопросом о силе и способности каждого человека организовывать, осуществлять руководство своей эмоциональной, умственной, психической и духовной жизнью. Это обстоятельство отражается на качестве и эффективности внешне проявляемого, реализуемого труда.

 

При рассмотрении вопроса организации и совершенствования общественного труда необходимо уделить особое внимание ивопросу организации и руководства процессом формирования и развития человеческого сознания. Многосторонние процессы, характеризующие развитие человечества на современном этапе, делают необходимым не только усвоение интегрального подхода к развитию общественной системы. Современные эволюционные тенденции требуют обязательно го утверждения в образовательной и воспитательной практике интегрального комплексного подхода к развитию человеческой личности.

 

Человечество накопило огромные познания в различных областях жизни, которые, без сомнения, будут расширяться. Будут усиливаться тенденции к комплексному и универсальному анализу протекающих природных процессов и явлений. Для того чтобы отдельный индивид был в состоянии усвоить и ассимилировать такой значительный объем знаний о природе, человеке и обществе, необходимо еще шире вводить в практику новые формы и методы обучения, начиная с раннего возраста, целенаправленно и постоянно пополняя и расширяя объем знаний и опыта человека.

 

Для реализации идеи интегрального и комплексного формирования сознания необходимо ставить основную цель, вокруг которой концентрировать отдельные элементы знания. Высшая и конечная цель человеческого существования не посредственно связана с необходимостью всестороннего и гармоничного развития человека и общества. Изучить и овладеть законами, принципами и закономерностями, действующими в природе, чтобы уметь изменять действительность по законам красоты, — это самая прекрасная цель человека, достойная его как разумного живого существа.

 

Когда мысли, стремления и действия человечества будут направлены к самому прекрасному в жизни, тогда утвердится подлинное знание, а сотрудничество станет необходимым условием сближения и приобщения человека и общества к идеалу прекрасного. Процесс развития невозможен без постоянного совершенствования. Эта насущная необходимость проистекает из самой сути понятия эволюции. Природа и человек будут неустанно раскрывать и развертывать свои потенциальные силы и возможности. Сама мысль о совершенствовании должна порождать радость, а творчество и труд — доставлять удовольствие.

 

 На настоящем этапе социалистическое общество развивается по закону «От каждого — по способностям, каждому — по труду». Основная цель зрелого социалистического общества связана с дальнейшим укреплением материальнотехнической базы и, в соответствии с общественными конкретными условиями и возможностями, со всесторонним удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей людей.

 

Вопрос повышения качества и эффективности общественно полезного труда — основная проблема развития нашей страны на данном этапе. И чем масштабнее, комплекснее будут выдвигаться задачи в ходе социальноэкономического, политического и культурного развития страны, тем с большей остротой будет стоять вопрос о месте и роли субъективного фактора — человека. Уровень индивидуального человеческого сознания, характер и качество индивидуальной отдачи человека в труде отражаются на качестве и производительности общественного труда. Вот почему большую актуальность приобретает сегодня вопрос об изменении характера труда. Этот вопрос связан не только с повышением уровня и качества производительности труда и вытекающими отсюда новыми формами и методами, которые необходимо вводить с целью совершенствования организации труда, но прежде всего и с проблемой характера, направлений и темпов эволюции человеческого общества вообще, с формами и методами, которые должны использоваться и утверждаться в общественной практике в процессе формирования и преобразования человеческого сознания.

 

В прошлом веке классики марксизма обстоятельно рассмотрели вопрос о характере труда и его производительности с точки зрения условий классового общества. И они предвидели, что в новых социальных условиях труд все более будет превращаться в творческую потребность, которая составит основу эволюции общества и отдельных индивидов. Не случайно основной закон, по которому будет развиваться коммунистическое общество, содержит качественно новую характеристику следующего этапа эволюции: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Эта формулировка, имеющая силу закона, касается прежде всего качественных изменений, которые должны произойти в сознании людей и в содержании их трудовой деятельности.

 

Этот закон не только связан с характером материальной базы, но непосредственно касается самого человека, он как бы прогнозирует эволюционный путь, который предстоит пройти человеку и человеческому обществу, чтобы жить в силу осознанной необходимости. А всякая объективная необходимость сама по себе является законом. Эволюция Вселенной, природы и человека протекает в соответствии с действующими универсальными законами. Но чтобы осознать и хорошо изучить сущность этих законов, человек и человечество прошли и продолжают идти длинным и трудным путем углубления человеческих знаний, совершенствования индивидуального и общественного сознания.

 

Основной закон общества, который будет действовать при коммунизме, в синтезированной форме содержит сущность перемены, которая должна произойти в характере и качестве человеческого сознания, в труде и взаимоотношениях в тот период, когда свободная человеческая воля и дух станут управлять и сознательно господствовать над стихийно протекающими природными и общественными процессами.

 

Наше социалистическое общество поставило перед собой задачу в конце текущего — начале следующего века постепенно вступить в стадию коммунизма. Следовательно, в новых социальных условиях обязательно должна проводиться последовательная и целенаправленная работа по созданию необходимых общественных условий для та кого перехода, для качественных изменений в характере труда. Разумеется, эта проблема не должна абсолютизироваться. Не следует думать, что такой сдвиг может произойти уже в следующие десятилетия.

 

Сама организация общества нового, социалистического типа обусловила создание условий для массовых перемен в характере общественного труда, которые непосредственно связаны с уровнем и качеством нового сознания людей.

 

Изменение и трансформация сознания являются внутренним процессом, бесспорно, в известной мере зависящим от внешних условий. Однако в тот момент, когда желание развиваться и совершенствоваться станет осознанной необходимостью, начинает развиваться ускоренными темпами процесс самоусовершенствования. Эта объективная необходимость будет все больше привлекать внимание людей. Она неизбежно перейдет в потребность получения научно обоснованных знаний о сущности процессов, протекающих в сознании, в потребность изучения и овладения основными принципами и закономерностями, посредством которых возможны сознательный самоконтроль и динамичная трансформация человеческого сознания.

 

Необходимо всегда учитывать диалектическую обусловленность, существующую между качеством и уровнем сознания и характером и качеством труда, когда речь идет о развитии и формировании человеческой личности и, конечно, когда в международном и национальном планах ставится вопрос об улучшении организации труда. Качество, интенсивность и характер умственноэмоционального и психологического мира человека обусловливают его характер и подлинную ценность, отражаются на качестве и уровне реализованного им общественного труда. Моральноэтические нормы, способности эстетического восприятия, широта, глубина и точность знаний, присущие каждому индивидуальному сознанию, определяют и отражают суть мировоззрения каждого человека и общества, оказывают непосредственное воздействие на характер и производительность труда.

 

Чтобы человеческий индивид и общество в целом могли непрерывно раскрывать и совершенствовать свои потенциальные силы, возможности и способности, которые в них таятся, необходимо расширить базу, на которой формируется и развивается сознание; изучить и целесообразно использовать основные принципы и закономерности, действующие и проявляющиеся в процессе развития и эволюции человека; осознать природу и суть заложенного в каждом индивиде творческого начала, путем пробуждения и целенаправленного раскрытия которого воз можно непрерывное динамичное и неуклонное совершенствование человечества, превращение труда из внешне обусловленного принуждения в сознательную творческую необходимость и потребность. Такая трансформация труда в творческую внутреннюю потребность непосредственно связана с проблемой разностороннего и гармоничного развития личности, со всесторонним и универсальным формированием человеческого сознания, с разработкой научно обоснованного комплексного метода расширения и совершенствования способностей человеческой личности и сознания ее к восприятию.

 

Болгарский народ поставил перед собой высокую цель — разработать единую национальную программу эстетического воспитания. Чтобы правильно понять и вникнуть в суть понятия «эстетическое воспитание» и поставленной задачи, нужно прежде всего уяснить преследуемую нами цель.

 

Проблемы эстетики рассматриваются с разных точек зрения. Поэтому наша цель отнюдь не ограничивается задачей дополнить и внести некоторые новые аспекты в понятие эстетики. Конечнойцелью эстетического воспитания является формирование всесторонне развитой гармонической человеческой личности и общества по законам красоты, изменение и трансформирование действительности самим человеком по законам красоты. Эта масштабная цель позволяет нам рассматривать эстетическое воспитание не только как метод формирования способности к восприятию личностью некоторых художественноэстетических ценностей.

 

Раз целью является формирование всесторонне развитой личности, общества и действительности, т.е. триединства, которое всегда должно рас сматриваться в своей диалектической взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности, то, следовательно, само понятие эстетического воспитания должно охватывать всю действительность — природу, человека и человеческое общество — с тем чтобы подготовить человека и общество к такой жизни, при которой в их сознании отражался бы весь ее комплекс.

 

 Для практического претворения в жизнь комплексного метода формирования всесторонне развитых гармонических  личностей и общества необходимо внедрить комплексноинтегральный подход к формированию и развитию человека. Пробуждение потенциального творческого начала, заложенного в каждом индивиде, — необходимое условие непрестанного развития сознания, превращения труда в творческую необходимость, формирования необходимых качеств и особенностей личности, которая будет творить и созидать по законам красоты.

 

Стремление к истине и красоте дерзновения раскрепостит человеческую мысль и сознание, освободит от предрассудков прошлого, ограниченности мелочного и серенького эгоцентрического сознания, вооружит мужеством, призовет к лояльности. И в таких условиях у исследователя появится вера в собственные силы и возможности, и он сознательно будет защищать жизнь по законам красоты.

 

Никто не может определить предел развития эволюции. С утверждением необходимости совершенствования человека труд его превратится во внутреннюю потребность. С раннего возраста люди будут учиться раскрытию и организации своих способностей, целенаправленному управлению своей умственноэмоциональной и психической жизнью, сознательному ее интегрированию с наивысшей целью и идеалом жизни. Неограниченные способности человеческого организма к восприятию, ибо сама природа одарила человека всем, что необходимо для его эволюции, будут последовательно и целенаправленно тренироваться. Соприкосновение с красотой станет необходимой пред посылкой, постоянно изменяющей и трансформирующей сознание, вносящей новый опыт и знания. Саморазвивающийся индивид, который будет неуклонно преследовать свою цель и во имя красоты и истины преодолевать неизбежные трудности и испытания, встречающиеся в процессе развития, будет организовывать и превращать в монолитную цельность отдельные элементы сознания, которые они несут, будет сознательно жертвовать всем лучшим, что у него имеется, во имя эволюции всего человечества, во имя общего блага. В ходе этого непрерывного процесса раз вития каждый труженик станет творцом и созидателем. В процессе коллективного сосуществования и общественного труда он сознательно бует вносить свой творческий вклад в изменение действительности по законам красоты.

 

В этом и заключается ответственная и благородная миссия искусства и культуры. Пора преодолеть ограниченный взгляд на эти понятия и деятельность как на области, оторванные и изолированные от широкой общественной практики, замкнутые в своей сфере. Универсальное единство жизни, диалектическая зависимость и обусловленность всех общественных сфер, необходимость комплексной увязки общественного развития — все это может совершиться и происходить только при участии человека. Интеграция научных знаний осуществляется только по каналам человеческого сознания. Следовательно, необходимо расширить базу понятий «искусство» и «культура».

 

Искусство всегда было, есть и будет мощным средством формирования и изменения индивида и всего общества. И как таковое оно всегда будет утверждаться и займет полагающееся ему место в развитии человеческого общества.

 

Само понятие «культура» содержит в себе многоаспектную природную и общечеловеческую деятельность, раскрывающуюся в процессе эволюции. Это бессознательное или сознательное стремление всех существ к свету, к истине и красоте. Культура неразрывно связана с понятием эволюции, а эволюция немыслима без стремления к истине. Оба понятия тождественны движению. Спиралевидный процесс эволюции, проявляющий свои возможности всегда на более высоком уровне, в неразрывной цепи развития можно рассматривать с различных точек зрения: с космической, природной, исторической, общечеловеческой, индивидуальной и т.д. Но независимо от того, под каким углом зрения мы будем рассматривать эволюцию, она всегда немыслима без культуры, без принятия и утверждения развития и совершенствования в качестве неизбежных универсально действующих законов.

 

Переживаемый человечеством этап развития, воззросшие интеллектуальные идуховные способности людей, бурное развитие науки и неизбежное развертывание всех этих процессов, с одной стороны, трудные и острые проблемы, скоторыми планета столкнется к концу ХХ века, — с другой, естественно и неминуемо выдвигают на повестку дня вопрос о целостном и комплексном развитии человеческой личности.

 

История знает немало примеров разностороннего развития личности. И не будет преувеличением сказать, что за редкими исключениями интеллектуальные и духовные достижения этих личностей, их заслуги в развитии одной или нескольких областей жизни не всегда встречали полное одобрение и понимание современников.

 

Не будем останавливаться на причинах этих так часто повторяющихся явлений в истории человеческого рода. Но можем с определенностью сказать, что это естественная закономерность эволюции, так как мысль и сознание передовых людей на десятилетия, а иногда и на века обгоняли развитие рядовых индивидов, которые были не в состоянии вобрать в свое сознание новое. Поэтому неизбежной и естественной реакцией в подобных случаях было или отрицание, или недо оценка новшества, а в худшем случае борьба против всего нового и прогрессивного.

 

Но, несмотря на все трудности, в которых развивались и творили эти личности, их стремление к постижению истины, их вера в высшую цель жизни всегда торжествовали. Уместно задать вопрос: из каких же источников черпали свою силу и мужество эти люди? Какая причина заставила их идти против течения, против тех очевидных условий, в которых развивалось общество и остальные индивиды, чтобы раскрыть объективно существующие законы и закономерности природы, человеческой и общественной практики?

 

Ответ на эти вопросы может быть только один: реальное знание самих этих законов и процессов, осознание необходимости движения, понимание неизбежности эволюции, как и высокая моральная ответственность за судьбы человечества, бескорыстная самоотверженность и любовь к своему делу во имя торжества истины, красоты и гуманности.

 

Иллюзией было бы считать, что подобные примеры относятся только к далекому или недавнему прошлому. Рассуждать с таких позиций — по существу равносильно незнанию ряда объективно действующих законов и закономерностей, связанных с сущностью и характером самого эволюционного процесса — как в природе, так и в обществе, нежеланию считаться с ними. Разумеется, сегодня существуют гораздо большие возможности для правильного и сознательного отношения к всестороннему и универсальному формированию личности, к индивидам, обладающим подобными тенденциями развития. О том же говорит и повышенный интерес представителей ряда научных дисциплин и специалистов в разных областях жизни к проблемам скрытых резервов человека и природы.

 

Этот оправданный интерес продиктован осознанием того факта, что человечество и наука стоят на пороге открытия больших тайн о сущности жизни и Вселенной, природы и человека. Бесспорно, что эти тайны с течением времени будут все более раскрываться перед наукой и человечеством. А это обязывает нас значительно лучше и целенаправленнее готовить настоящие и будущие поколения, чтобы они были в состоянии вместить в своем сознании такое представление о мире, которое значительно превосходит наши представления о нем.

 

Отсюда проистекает обусловленная настоящим историческим этапом развития необходимость внедрения новых форм и методов образования и воспитания, которые способствовали бы ускоренному формированию более развитых способностей человеческого сознания к восприятию. Это предполагает как более гармоничное физическое развитие человеческого организма, так и более совершенную способность человека к эмоциональному восприятию, а также более высокий уровень мыслительной и умственной активности и способности, целостной гармонии и координации психической стороны жизни человека.

 

Разумеется, эти проблемы представляют сложность для изучения, для внедрения в практику. Прежде всего необходимо вникнуть в глубокую сущность поставленных вопросов. Будучи сложными в своей совокупности, они нуждаются в последовательном и комплексном изучении с разных сторон и точек зрения — как гуманитарными, так и точными науками.

 

Наряду с этим следует преодолевать скептицизм в отношении возможностей человека и общества формироваться и развиваться всесторонне и гармонично. Трудность заключается еще и в том, что в развивающейся Вселенной параллель но действуют объективные и субъективные закономерности. Поэтому необходимо тщательно и глубоко, последовательно и терпеливо анализировать закон единства в многообразии и многообразия в единстве, с тем чтобы на базе эволюционного развития можно было прогнозировать природные явления, человеческую практику

 

Универсальное единство человеческого рода не исключает возможности многообразного дифференцированного раскрытия дарований и способностей каждого индивида. Поэтому нужно считаться с тем, что общие принципы и закономерности будут действовать сообразно специфической характеристике и сознанию каждого индивида, каждой личности.

 

Каждый человек субъективно объективируется в действительности, и в то же время объективные условия оказывают свое влияние и воздействие на формирование и развитие каждого отдельного индивида. Диалектическая обусловленность субъективнообъективного в процессе эволюции выступает во всей подлинной сложности и многосторонности, когда этот закон должен исследоваться и анализироваться во всей его всеобъемлющей глобальной сущности.

 

Если учитывать этот закон, соответствующие принципы и закономерности, через которые он проявляется и действует, то становится ясным, что проблема всестороннего и гармоничного развития отдельного индивида всегда должна рассматриваться с точки зрения относительности. Любое всестороннее и гармоничное развитие всегда будет относительным как по времени, так и по месту, как по качеству, так и по всему объему. И в этом нет ничего ненаучного или странного, ибо проявление каждого закона и каждой закономерности обусловлено условиями развития общества на данном этапе. Рассматриваемое с позиций общего эволюционного закона развития (которое, в сущности, является непрерывным изменением как объективных, так и субъективных условий) любое проявление, следовательно, будет относительным по отношению к последующему эволюционному процессу и этапу.

 

Когда ставится вопрос о всестороннем и гармоничном развитии человека и общества, то речь не идет об абсолютизации понятий, а о том, чтобы в максимальной мере создавать необходимые исторические и общественные условия для более быстрого развития человечества, целенаправленного включения человеческого сознания, развития его сообразно наивысшей и конечной цели эволюции человека, заложенной в нем самой природой.

 

Без сомнения, на этапах зрелого коммунизма и его высшей стадии люди будут жить и развиваться по законам красоты. Труд станет внутренней потребностью, способности и задатки каждого человека найдут свое открытое и свободное проявление. Качественные перемены, которые наступят в сознании, будут обусловлены моральноэтическими сдвигами, более точными и верными знаниями, которыми будут располагать люди, пере осмыслением гораздо большего исторического опыта, более глубоким осознанием действительной ценности сотрудничества, устремлением творческих поисков в необъятные космические просторы Вселенной, торжеством стремления к вечному совершенствованию и гармонии.

 

Но чтобы эта вековая мечта человечества могла быть скорее реализована на нашей маленькой планете, необходимы сознательные усилия ряда поколений. И мы можем гордиться тем, что и нам, людям ХХ века, выпала историческая честь — свободно и открыто говорить и мечтать, трудиться и бороться во имя осуществления этого высшего коммунистического идеала.

 

Разработанная Комитетом культуры НРБ комплексная программа последовательного анализа творчества и жизненного пути ряда энциклопедически развитых личностей, таких, как Н.К. Рерих, Леонардо да Винчи, Тагор, Кирилл Философ, Ломоносов, Эйнштейн, Петр Берон, Гете, патриарх Евфтимий, Ян Коменский, как гениальный В.И. Ленин (этот перечень можно было бы продолжить до бесконечности, ибо каждый народ, каждая эпоха рождали гениальных людей), непосредственно связана с основными направлениями культурной политики, проводимой Народной Республикой Болгарией. Идея такой программы, ее осуществление непосредственно проистекают из масштабности цели эстетического воспитания. Не может быть сомнения, что она вооружит нас новыми познаниями, вдохнет в нас новые силы и уверенность, вселит в людей стремление к постижению высот прекрасного; она предоставит новый материал для научной мысли, поможет комплексно решить в национальном масштабе проблему эстетического воспитания.

 

Все эти гениальные личности в зависимости от социальноэкономических и исторических условий, в которых они жили и формировались, в зависимости от целей и идеалов, к которым стремились, в своих поисках истины начинали не с одинаковых отправных точек. Каждому из них присущи специфические черты, каждый проявил себя в той или иной области жизни, получил ту или иную оценку и признание человечества и истории. Очень часто их жизнь и творчество получали неверную оценку, и они несправедливо обвинялись, но все это не умаляет ценности и важности их жизненного и творческого пути. Просто те, кто был не в состоянии вместить в свое сознание их непреходящие знания и заслуги, рано или поздно были отброшены ходом самой эволюции. Тщательное и углубленное изучение творческого подвига титанов человеческой мысли, принадлежащих всем народам, обогатит не только наши знания, но и представления о действительности и жизни. Каждый, кто попытается проследить их путь, соприкоснется с чертами их индивидуальности, сможет перенять частицу их житейского и духовного опыта, почерпнет силы и мужество, знания, осознанные как реальная сила. Их пример всегда будет перед нами — сейчас и в будущем.

 

Может быть, некоторые спросят: для чего мы занялись таким культурным мероприятием, как всестороннее изучение личности итворческого пути Николая Константиновича Рериха? Что нас побудило к этому?

 

Такой вопрос, вероятно, задают и будут задавать. Едва ли можно дать на него один научный ответ. Каждый спрашивающий должен постараться ответить на этот вопрос сам. Именно это будет самым правильным подходом к проникновению в сущность этого творческого дела огромного знаения, к индивидуальному самопознанию. Обычно нас привлекает то, что мы несем сами и что готовы воспринять. И в этом отношении знакомство с разносторонней творческой деятельностью Н.К. Рериха дает возможность многим из нас не только лучше узнать себя, но и приобщиться к чистой и высокогуманной мысли, устремить свои поиски к удивительно красивому и чистому миру, который в своем целостном звучании и выражении тесно связан с прекрасной целью сознательного самопожертвования во имя светлого и справедливого будущего.

 

В творческом пути крупного русского гуманиста преломляются и отражаются не только две эпохи — эпоха отмирающего капитала и зарождащаяся новая эпоха Октября. В его творчестве художника, писателя и поэта скрещиваются прошлое и будущее, рождаются вера и дерзновение нового, которое всегда является нашим настоящим. В творчестве художника неизменно присутствует исконно русский дух. Однако оно поднимается до уровня общечеловеческой необходимости сотрудничества и взаимопонимания, порождает новое стремление к поискам более высоких идеалов. В его творчестве звучит призыв к объединению человечества во имя будущего, во имя спасения человеческого рода от невежества и ужасов уничтожения.

 

Накануне второй мировой войны Н.К. Рерих высоко поднял Знамя мира и призывал к объединению стран и народов под эгидой культуры. Он напомнил о необходимости сознательной борьбы, защиты материальных и духовных ценностей жизни, призывал к единению культур и цивилизаций, науки и искусства во имя будущего, которому угрожала опасность войны.

 

Рерих подходит к изучению действительности с различных сторон. Анализируя его творчество, трудно провести резкую границу между его делом художника, поэта, исследователя, общественника, писателя, философа, ученого. Ассимилятивные способности его сознания развиты в очень высокой степени. Он переосмысливает и подвергает анализу вековой опыт не одной культуры и цивилизации, не одной страны и народа. При исследовании действительности в его творческом методе постоянно присутствует конкретноаналитический и синтетический метод.

 

Эта специфическая черта в подходе Рериха к проблемам жизни присутствует не только в творчестве художника. Эта особенность ярко выражается в действиях и движениях его мысли и дает свое отражение в созданных им книгах и поэтических произведениях. Многие конструкции и формы его мыслей имеют силу обобщающих понятий символов не потому, что представляют собой некую непонятную и абстрактную символику, а поому, что сила его мысли проникает в ряд закономерностей и посредством возможностей интеллектуальной интерпретации выражает существенные принципы и закономерности.

 

Творческая синтетическая деятельность Н.К. Рериха, жившего и работавшего в ХХ веке, достойна изучения и подражания. Можно сказать, что он — наш современник, потому что все мы близко связаны с проблемами и условиями, предоставленными этим веком для нашего формирования и становления. Чем ближе мы знакомимся с творческим подходом и сущностью многогранного проявления Н.К. Рериха, тем лучше и правильнее можем ответить на вопросы: кто он? Каковы цель и смысл его жизни? В какой мере он отвечает нашим представлениям о всесторонности и гармоничности развития? Какой вклад внес он в развитие процессов культурной и общественной жизни ХХ века? Чем его мысль и творчество могут призвать нас, жителей ХХ века, стремиться к достижению большей красоты и гармонии в жизни?

 

Нет сомнений в том, что всех вас, участников настоящего симпозиума, являющегося частью комплексной программы, волнуют проблемы творческого развития человека, и в процессе наших научных дискуссий и разговоров вы внесете свой вклад специалистов в дело выяснения сложных и актуальных вопросов. И в этих благородных творческих поисках вы найдете моральную поддержку и благодарность Комитета культуры и всей болгарской культурной общественности.

 

 

Л. Живкова. Праздник культуры

 

Речь на открытии выставки, посвященной Николаю Рериху

 

 

Мы собрались сегодня в этом выставочном зале по торжественному поводу. Торжественному не только потому, что эта вы ставка — первая в серии комплексных мероприятий, организуемых Комитетом культуры с целью ознакомления нашей общественности с деятельностью и творчеством ряда всесторонне развитых личностей, перешагнувших границы стран, народов, эпох и принадлежащих всему человечеству.

Торжественность порождает соприкосновение с монументальными устремлениями и прекрасным миром большого гуманиста и борца за мир Николая Константиновича Рериха. Трудно в короткой речи охватить всю многогранную и все объемлющую деятельность и творческий путь Рериха. Может быть, будет лучше сказать об объеме, качестве и сущности его сознания, в котором слились воедино различные стороны его всесторонней деятельности. Рерих — поэт, мыслитель, исследователь, художник, общественный деятель, путешественник, археолог, философ, борец за мир — живет проблемами человечества, его сердце бьется в унисон с пульсом планеты, его сознание стремится слиться с огненным дыханием планеты. Все это органически вплетено, неповторимо и специфически проявляется в творчестве Рериха живописца.

 

Стиль Рериха часто называют синтетическим реализмом. Это определение очень точно и верно характеризует синтетический подход, который он использует в своем творчестве. В неудержимом творческом порыве художник стремится объединить отдельные части сознания и знание, стремится сделать их едиными и монолитными, постичь и реализовать высший идеал жизни. Но в этой цели пульсируют эволюционные законы развития, и мысль выдающегося творца сливается с неудержимым ходом эволюционных потоков.

 

Рерих путешествует по странам, континентам. Его духовный взор проникает в корень традиций, фиксирует характерные стороны психологии народов, пытается пройти пути исторического и культурного развития каждой страны, каждого народа. И неустанно ищет, ищет элементы общечеловеческого, вечного и непреходящего. Ищет красоту в стремлении к истине, которое всегда объединяло людей, так как оно присуще каждому человеческому индивиду. Рерих посвящает свое искусство, свои поиски, свой жизненный и творческий путь красоте, стремясь проникнуть в сущность основных универсальных принципов ее за конов. Рерих живет и творит с мыслью, что помогает эволюции, он создает во имя будущего, объединяет свой духовный порыв с живым общечеловеческим стремлением к сотрудничеству, гармонии и справедливости. Непрерывное поступательное движение к красоте является необходимым условием для истинного творца, сущностью и со держанием творческого развития художника. Рерих понимает значение и силу духовной помощи, понимает глубину символа и значение «Огненного знака», «Огненного меча», которые предвещают человечеству беспредельный творческий путь к Храму Света и Объединения. Сознание Рериха в состоянии объять основные эволюционные процессы, происходящие на планете. Он чувствует динамичный ритм, бушующий в сердце этих процессов, они часть его сознания. Грядущие, новые, молодые поколения, рождающие новое сознание планеты, — во имя их, во имя будущего живет и жертвует выдающийся творец.

 

В этом выражается легендарный «героический романтизм» творчества Рериха. Взор творца стремится проникнуть в сущность героизма — для него он синоним и символ сознательного самопожертвования во имя всеобщего блага, во имя будущего. Героизм немыслим без красоты духовной энергии, излучаемой сердцем, силы, которая в состоянии конденсировать в себе духовную жизнь тысяч и миллионов людей, отражать духовную сущность и неизбежность эпохи. Совершенный по зову сердца, героический подвиг не только живет в памяти народов и Вселенной, но постоянно растет и углубляется. Духовная сила каждого героического действия привлекает к себе духовные порывы на родных масс, растет и действует согласно заложенной в них силе.

 

Сознание Рериха стремится проникнуть в законы вечной преемственности, в спиралевидное развитие и расширение эволюционных волн, по чувствовать ритм своей эпохи. Творец знает, что потенциальная сила духовного проявления не исчезает. Проявившись однажды, эта сила продолжает жить и, подобно океанской волне, имеет ритм видимого и невидимого проявления и вечно существует в своем спиралевидном движении. Эту космическую закономерность, заложенную в основе Вселенной, Рерих постоянно ищет в процессах, явлениях и тенденциях. Мысль художника синтезирует и обобщает, восприятие в состоянии уловить внутреннее единство движения по спирали, мысль движется, проецируя в сознании образы прошлого, чтобы проникнуть с помощью их духовной силы в развитие настоящего, прозреть и раскрыть неизбежные процессы будущего.

 

Рерих являет собой замечательный пример многосторонне развитой личности, непрестанно ищущей гармонию в своей внутренней духовной жизни и посвящающей эту жизнь служению возвышенной и прекрасной цели — стремлению к свету и единению с действительностью. Это стремление к единству между отдельными элементами и сторонами сознания получает отражение и во внешнем равновесии, торжественном спокойствии и монументальности, накладывает отпечаток на все виды деятельности Рериха. Его внимание всегда привлекает общее, основное, вечное в развитии процессов, в проявлении и ре ализации индивидуального, народного, человече ского или общечеловеческого духа. Высоко поднимаясь над личным, Рерих направляет свое внимание на людей, которые выходили за пределы обычного человека и, как любил выражаться художник, превращались в синтетические понятия. Эти мировые понятия содержат в себе духовную силу и отдельных личностей, и целых стран, эпох, народов, событий. Они хранятся и вечно живут в духовной сокровищнице планеты и, как вершины Гималаев, пульсируют и вибрируют в сердце нашей Вселенной — воздействуют, окрыляют, вдохновляют, берегут и напоминают. И в трудныеи нуты народы всегда обращались к этим выразителям их сущности.

 

На празднике культуры, когда миллионы людей устремят свой духовный взор к вечному и неиссякаемому источнику жизни, будут жить, творить и развиваться в мире и сотрудничестве, эти выразители священных устремлений народа, эти самоотверженные борцы за справедливость и единение, запечатлевшие свой труд и подвиг в вечно живой исторической памяти человечества, будут среди нас, будут подлинным украшением планеты.

 

Знамя мира, которое пятьдесят лет назад поднял высоко над планетой Николай Константинович Рерих, будет жить вечно, потому что на нем запечатлены образы великих учителей человечества. На красном знамени мира сияет величественный образ гениального Ленина, слившего свое монументальное дело с насущно необходимыми процессами общечеловеческих стремлений, открывшего пути и эпохальные перспективы нового эволюционного движения, подписавшего первый в истории нашей планеты Декрет о мире.

 

Настоящая выставка, на которой представлены картины, хранящиеся в музеях Советского Союза, прислана нам по договоренности между Комитетом культуры НРБ и Министерством культуры Советского Союза.

 

Вместе с тем нас радует и тот факт, что к этой коллекции прибавились картины, предоставленные нам уважаемым Святославом Николаевичем Рерихом, и что мы можем организовать и его персональную выставку в нашей стране.

 

На выставке представлены и картины, полученные из частных коллекций и музеев Индии, Соединенных Штатов, Монголии и Франции.

 

Нет сомнения, что эта выставка станет большим культурным событием, доказывающим силу, значение, ответственность и миссию искусства и культуры как непосредственных факторов сближения и ознакомления народов, укрепления все общего мира, сотрудничества и взаимопонимания. Великий русский художник, мыслитель и человек Николай Константинович Рерих понимал сущность и назначение культуры, верил в единение и сотрудничество человечества.

 

Глубоко связанный с истоками русского мировосприятия Рерих неустанно защищал достоинство и историческую миссию советских народов. «Великая Родина, все твои духовные сокровища, все твои несказанные красоты, всю твою неисчерпаемость мы будем защищать на всех просторах и вершинах». Эти слова звучат как клятва. И Рерих остался до конца своей жизни верен этой клятве. Он чувствует на своих плечах тяжесть вечной борьбы между силами света и ретроградной косностью, сознательными гасителями вечного огня, ядовитыми излучениями разлагающегося сознания. Великий гуманист и созидатель знает свое место в этой борьбе. Он знает, что никто не имеет права выжидать в гигантском поединке между новым и старым сознанием. Когда планете, человечеству необходима безотлагательная помощь, жизнь, личное достоинство — все должно быть подчинено борьбе. И он пишет:

 

«Знамя мира не мертво, оно было свернуто, пока зверствовала война. Но наступит час, когда люди вновь сознательно обратятся к заботам о со хранении культурных ценностей… Идеи живут! Взовьется знамя мира!»

 

Рерих посвятил всю свою жизнь и творчество поискам и реализации красоты и истины. Он завещал человечеству, молодому поколению Знамя Мира, вечно живое Пламя Жизни, Огненный Зов Будущего. Он показал нам, как нужно мечтать и стремиться к будущему, чтобы знать свое реальное место в нем.

 

_____________________________

 

1 Живкова Людмила. По законам красоты. М., 1979.

2 Там же. С. 12–13. 3

3 Там же. С. 15.

4 Живкова Людмила. По законам красоты. М., 1979.

5 Там же. С. 20.

6 Там же.

 7 Там же. С. 21.

8 Там же.

9 Живкова Людмила. По законам красоты. М., 1979. С. 22.

10 Там же. С. 24.

11 Там же. С. 30.

12 Там же. С. 31.

13 Живкова Людмила. По законам красоты. М., 1979. С. 42–43.

14 Живкова Людмила. По законам красоты. М., 1979. С. 27.

 

 

 

22.07.2021 15:22АВТОР: Л.В. Шапошникова | ПРОСМОТРОВ: 424


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (6)
  • Александр23-07-2021 09:58:01

    Только настоящий государственный деятель мог написать такие тексты. Которые сделали бы честь и сегодня любому продвинутому в духовно- культурных вопросах человеку. Все к месту у Людмилы Живковой, не забыто и имя Ленина. В конце семидесятых еще звучало оно, часто, увы, формально. Как подошла она к наследию Рерихов, когда? Невероятно, если постигала Учение менее 15 лет. При колоссальной занятости и ответственности, мать двоих детей, член Политбюро ЦК КПБ, министр культуры. Определенно, ей шла помощь свыше. Святослав Николаевич Рерих обладал силою распознавания, если кого приближал, то только после полной уверенности в человеке. В том, что он начнет на своем посту нести Свет людям. Да, дочери помогал отец - морально, защищая ее своим авторитетом, высоким положением. Но гораздо больше было просто недругов, замшелых партократов, как впрочем и в случае с Юрием Николаевичем Рерихом, о чем убедительно рассказала его ученица Татьяна Елизаренкова. Когда труднее было: в 1960 году или в 1981? В первом случае еще теплилась Оттепель хрущевская, но уже практиковались показательные порки поэтов и художников. А в случае с Живковой соцблок стал подгнивать. А послушались бы, поверили бы министру культуры Болгарии коллеги ее из братских стран, стали бы, хотя бы " по чуть чуть" вводить в культуру и жизнь Основы Космического Понимания, Основы рериховского Пакта о защите культурных ценностей, уверен, пошла бы помощь соцстранам и свыше. И в разрезе социально- политических преобразований то же. Полагаем, Святослав Николаевич надеялся на такой возможный вариант, и именно через действия своей ученицы Людмилы Тодоровны Живковой. Александр

  • ЕЛЕНА23-07-2021 11:45:01

    Светлая Память Подвижнице, государственному деятелю, Людмиле Тодоровне Живковой, всю свою жизнь и творчество посвятившей поискам и реализации Красоты и Истины! Она прошла по жизни героическим путем! Можно сказать, как по струне бездну: красиво, бережно и стремительно! Да не померкнет ее имя в веках!

    Разнесется весть по всей округе:
    Ждет Героев Новая Страна!
    Поспешат на Зов, сойдутся други
    Светлых тружеников множить имена!
    -------------------

  • Ксения23-07-2021 21:11:01

    Людмила Живкова намного опередила своё время. Она максимально использовала возможности того исключительного места, на котором она оказалась в силу судьбы, для продвижения идей Учения Жизни в культурном развитии страны и народа. Она преуспела в этом. И конечно это вызвало сопротивление окружающей инертной среды, и как следствие - её ранний уход. Это была большая потеря и для страны и для всего мира. Когда уходят такие Светочи, то кто же их заменит? За сорок лет после её ухода ничего подобного (в масштабе целой страны) не было во всём мире. С грустью приходится констатировать факт - как далеки ещё многие, власть предержащие, от Учения Жизни, от истинно Культуры.

  • Светлана24-07-2021 20:59:01

    Наверное, лучше, чем Людмила Васильевна, никто бы и не описал жизнедеятельность Людмилы Живковой (что только не говорилось и не публиковалось об этой яркой и неординарной личности того времени после её ухода невеждами и разного рода "знатоками" - библиографами). Но она оставила после себя несмываемый чистый след в эволюции, посеяв в непростых условиях плодотворные зёрна своего нелёгкого труда на Земле.
    Спасибо, Татьяна Николаевна, за эту публикацию. Читать Л.В.Шапошникову - просто одно удовольствие, величайший гений мыслетворчества, титан духа, верный продолжатель Дела своего Учителя, она и в этом труде блестяще осветила жизнь и подвиг ещё одного пламенного сердца Болгарии.

  • Вячеслав26-07-2021 05:20:01

    В 2013 году вышел хороший сборник "Из прошлого иду в будущее... Памяти Людмилы Живковой" (автор-сост. А.П. Соболев).
    Его можно скачать здесь: https://mirkultura.ru/iz-proshlogo-idu-v-budushhee-pamyati-lyudmilyi-zhivkovoy-sbornik/

    Приведу здесь слова болгарского поэта и прозаика Любомира Левчева, которыми заканчивается этот сборник:

    "Международная Ассамблея и движение «Знамя Мира», созданные и руководимые ею (Людмилой Живковой), родили единый новый мировой символ – монумент «Знамя мира». Не звон бронзы – он собирает голоса народов, голоса надежды, что у вашего мира будет мирное и счастливое будущее.
    В ночь с 20 на 21 июля над Болгарией прошла холодная и зловещая буря. Колокола народов предупреждали и заклинали: дело, начатое другом Людмилой Живковой, не погибнет. Её идеи не померкнут. Это стало бы потерей не только нашей, но и мировой культуры.
    В наиболее трудные моменты созидания, когда грустная мысль закрадывалась в душу, она имела талант улыбнуться тёплой и сердечной улыбкой, которая приносила спокойствие и силу. Тогда она говорила в шутку и с нежным укором: «Мыслите обо мне как об огне!»
    И сегодня, когда невыносимая боль застилает глаза, но её голос воспламеняет наше скорбное сознание: «Мыслите обо мне как об огне!»
    Сегодня Людмила Живкова превратилась в один из тех вечных огней, которые поддерживают бессмертие народа".


    Администратор

    Спасибо большое, Вячеслав.

  • Вячеслав26-07-2021 06:41:01

    В ВКонтакте есть страница, посвященная Людмиле Живковой.
    Много интересного материала (статьи, фото, видео).
    ССЫЛКА: https://vk.com/topic-137657941_35922499

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Людмила Васильевна Шапошникова »