В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Любовь — ведущее творящее начало. Эдуард Томша


 

 

 

Э.А.Томша – музыкант, психолог,

 г. Санкт-Петербург

Доклад был озвучен на школе-семинаре «Новая эпоха — новый человек» 9 — 16 августа 2001 г. в Горках Ленинских (Московская обл.). Материал был подготовлен для публикации в журнале «Три Ключа». (издание которого не состоялось).

 

В последнее время в различных областях науки идут поиски и попытки объяснить процесс творчества и дать определение, что есть творчество. Этим вопросом занимаются искусствоведы, психологи, философы, филологи, педагоги и деятели искусства. Наблюдения, размышления и выводы носят различный, порой противоречивый характер, но все уверены в одном, что творчество – ведущее, развивающее начало и основа в жизнедеятельности человека.

           

В этой статье подобраны выдержки из писем Е.И.Рерих, русского философа, создателя философско-этического Учения "Живая Этика", в котором раскрывается понятие творчества. В Учении "Живая Этика" очень широко, глубоко и объемно рассмотрен вопрос творчества, его принципы, основы и жизненно важное значение в наступающую эпоху. Помогая пониманию значения творчества, Елена Ивановна раскрывала различные грани этого феномена своим сотрудникам.

           

Изучая эпистолярное наследие Елены Ивановны, можно увидеть, как разрозненные фрагменты складываются в стройную картину, дающую целостное представление о многогранном явлении творчества. Также видны несколько направлений мысли, можно сказать, основных идей, которые необходимо усвоить, размышляя над творчеством. Дальнейшее будет изложено в соответствии с этими направлениями.

           

Жизненный путь через творчество

 

"Пусть неустанный труд будет для тебя радостью и

огонь творчества неугасимо освещает твой путь".

 

 

Е.И.Рерих "Три Ключа"

           

Единой серебряной нитью в творческом наследии Елены Ивановны проходит призыв к "неустанному труду" в радости и освещению "огнем творчества" всего жизненного пути, который выводит на просторы строительства Будущего. Этот призыв выражается в овладении "тремя великими ключами КРАСОТЫ, ЛЮБВИ И ЗНАНИЯ", которыми открываются "двери входа, ведущего к светозарным источникам божественной истины". Елена Ивановна указывает пути, ведущие к овладению этими ключами: "Вслушайся чутко в голоса всего сущего. Через это ты постигнешь отдельные его свойства. Поняв – полюби широкой любовью все сущее. Приобрети больше глубоких знаний. Воспитай в себе до предельных размеров понимание гармонии и красоты. С любовью, знанием и красотой иди к людям. Объединяй их. Строй с ними жизнь, светлую, бодрую, полную неустанного труда и радости. В этом великом творчестве ты овладеешь неиссякаемыми новыми источниками сил и знаний"[1].

 

Указывая пути, ведущие к овладению ключами, Елена Ивановна разъясняет условия, необходимые для достижения этой высокой цели: "Если хотим подойти ближе к Высшему Сознанию, нужно прежде всего утончить свои восприятия. <…> Каждая тонко воспринятая мысль будет основанием для чуткого действия. Творчество красоты зиждется на этом принципе"[2].

 

Разъясняя принципы, Елена Ивановна обращает внимание и на условия, необходимые для развития творчества. "Правильно указывается, что любовь есть ведущее, творящее начало, значит, любовь должна быть сознательна, устремлена и самоотверженна. Творчество нуждается в этих условиях"[3].

 

Раскрывая значение высшего понятия человечества – любовь, Елена Ивановна призывает: "Мы должны всегда помнить, что человек есть сужденный создатель мира, потому все виды творчества должны быть выявлены его духовной сущностью, что возможно лишь при горении высшей любви. Лишь любовь выявляет все скрытые огни, так в основе каждого творчества лежит великое притяжение, великая любовь. Все в мире зависит от любви и держится любовью. Любовь должна вести к высшему постижению"[4].

 

Елена Ивановна, обращаясь к сотрудникам и единомышленникам, призывала к развитию сознания через творческое применение указов Учения Живой Этики как движущего фактора прихода сужденной, новой эпохи. "Друзья, хочется мне сказать – сужденное придет, и оно уже не так далеко, только откройте шире глаза ваши и приложите усилия к росту и утончению сознания! И на чем может оно расти и утончаться, как не на находчивом и творческом применении указов Учения в жизни? Развивайте Ваше творчество, именно так! Вдумывайтесь глубже в каждую даваемую идею! Ведь идеи растут вместе с открывающимися возможностями, но возможности эти нужно усмотреть"[5].

 

Елена Ивановна объясняла смысл событий, происходящих в мире на пороге прихода новой эпохи, где творчеству предназначается особая роль. "Мир переживает те стадии, которыми знаменовались все решительные моменты в истории человечества. Стадии разрушения предшествуют строительству. Творчество, напрягаясь, вызывает к жизни все энергии. Та эпоха, в которую вступило человечество, неминуемо выявит все потенциалы сил, ибо эта эпоха есть решающая, и поворот в истории наступает"[6].


А спустя некоторое время, в одном из писем к сотрудникам, Елена Ивановна раскрывает и направление развития будущего человечества: "Так, удел человечества и завершение его есть именно полеты духа в красоте и мощи творчества и созидания, осиянных великим предвидением…"[7].

 

Призывая овладевать "тремя великими ключами КРАСОТЫ, ЛЮБВИ И ЗНАНИЯ", способствующих творческому продвижению по пути жизни, Елена Ивановна раскрывала и другие грани проявления творчества как ведущего принципа развития человечества в его эволюционном восхождении.

 

Творчество через искусство

 

Искусство, во всем многообразии своих проявлений, является одним из основных путей, через которые так глубоко и ярко проявляется творчество в жизни человека. Все лучшие шедевры и произведения искусства на протяжении всей истории развития человечества являются ведущими маяками, указующими путь к высшим достижениям духа человеческого. Наряду с великими творцами и строителями прекрасного, этому содействовали и простые труженики жизни, которые через свое вдохновение насыщали пространство тех слоев общества, которым были недоступны шедевры великих мастеров. И те, и другие через свое творчество облагораживали человека и устремляли его к красоте и прекрасному, не давая ему огрубеть и способствуя его продвижению по пути эволюции.

 

Елена Ивановна, обращаясь к сотрудникам, писала: "Вы, мои друзья, прикоснувшиеся к искусству, к творчеству, умейте пользоваться этими дарами как конденсацией ваших сил, ибо звук и цвет, мысль и ритм – основы мироздания и нашего существования.  Звук и цвет, знание и творчество есть чаша Амриты, чаша Бессмертия!"[8].

 

О целительной силе искусства говорится и в другом письме Елены Ивановны, где она пишет о творчестве Николая Константиновича Рериха: "Позволю себе добавить несколько слов об искусстве Н.К. В искусстве его, прежде всего, отмечают чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний при необычной силе и глубине тонов. Каждая картина – прекрасная симфония красочных созвучий. Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят воздействие на зрителя. Известно, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытые, ибо, как сказано: "Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас". <…> Каждое произведение Н.К. поражает гармоничностью в сочетании всех своих частей, и эта гармоничность и дает основу убедительности. Ничего нельзя отнять или добавить к ним, все так, как нужно. Эта гармония формы, красок и мастерства выполнения и есть дар, присущий великому творцу. Произведения Н.К. дороги мне и красотою мысли, выраженной им в таких величественных, но простых и порой глубоко трогательных образах"[9].

 

Призвание каждого творца состоит в передаче наиболее полного спектра чувств, мыслей и глубины образов мира прекрасного, в котором живет их сердце. И Елена Ивановна в этой связи обращает наше внимание на следующее: "Высшая жизнь проявляется в неисчислимом разнообразии проявлений Природы, и человек, ее создание, в свою очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее отвечают струнам их сердца.

 

Умение отобразить в своем творчестве всю скалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых им звучаний и видений"[10].

 

На протяжении всей истории человечества искусству не всегда уделялось должное внимание, за исключением тех периодов, когда правители государств понимали и осознавали великое его значение. Вот что Елена Ивановна пишет по этому поводу: "Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании, вибрирующем на высшие вибрации"[11].

 

Мыслетворчество

 

Другая грань творчества, которой уделяется значительное место в философском наследии Елены Ивановны, – это творчество мыслью. Елена Ивановна неустанно раскрывала и разъясняла значение мысли, ее творческую направленность и созидательную силу. Вот, что она пишет по этому поводу: "Древнейшая мудрость Индии говорит – мысль есть первоисточник мироздания. Великий Будда указывал на значение мысли, слагающей нашу сущность, и учил своих учеников расширению сознания. Лао-Цзы, Конфуций, Христос, все Учителя духа и великие мыслители учили только этому.

 

Великий Платон сказал – "мысли управляют миром". И современные нам ученые, как, например, проф. Комптон, высказав предположение о действенной разумной силе за каждым феноменом природы и о действии мысли на материю, заканчивает следующими замечательными словами: "Возможно, что мысли человека являются самым важным фактором мира". С таким широким пониманием приступим к ознакомлению с историей развития мысли. Откинув все предрассудки мест, времени и национальности, мы, как пчелы, будем собирать драгоценный мед человеческой творческой мысли!

 

Заложив в основание мощные достижения великих создателей нашего сознания, приступим к третьей ступени – к РАЗВИТИЮ СВОЕЙ МЫСЛИ, своего творчества – и из новых сочетаний будем высекать новые искры огня мысли, этого венца мироздания.

 

Будем помнить, что мыслящий человек никогда не одинок, ибо мысль его величайший магнит и приносит из Пространства тождественный ответ. Потому, если хотим получить прекрасный ответ, пошлем в звучащее Пространство устремленные мысли, насыщенные чистым огнем сердца, ибо только одухотворенная устремлением, напитанная сердцем мысль творит и привлекает, как мощный магнит. Мысль, лишенная устремления и горения, – бесплодна.

 

Итак, устремимся к познанию, к широкой мысли и в устремлении своем будем дерзать, ибо лишь дерзание мысли слагает новые пути"[12].

 

Призывая к творчеству, Елена Ивановна пишет: "Ничего нет выше творчества, нет высшей радости, потому творите и радуйтесь! Шлю Вам лучшие мысли и смелость, и дерзание в творческом полете и, несмотря на мои же неоднократные житейски мудрые предостережения об осторожности, дух мой все же хочет иногда шепнуть – творите смело, пусть мысль, не искаженная и не умиленная, запечатлевается в пространствах и рекордах Вашего существа…"[13].

 

Говоря о мыслетворчестве, Елена Ивановна обращает наше внимание на значение обмена идеями и необходимую для этого культуру: "…Обмен мыслей среди высокообразованных людей есть великое творчество, ибо от обмена и столкновений мнений высекаются искры Истины. Но, именно, нужен обмен мыслей, а не невежественный спор"[14].

           

Сердце – источник и средоточие творчества

 

Для самосознающего человека сердце, бесспорно, является важнейшим органом. Только для одних, это лишь физический орган, отвечающий за жизнедеятельность организма, для других – средоточие всего их существа, включающего не только физическое тело, но и душу, и дух. Независимо от различий в отношении, и тех и других объединяет то, что сердце – основа их жизни. Но, в зависимости от понимания, кто-то беспокоится о здоровье сердца, а кто-то его развивает и утончает. И те, кто его утончают, находятся на верном пути, так как наступающая эпоха и будущее человечества связаны напрямую с развитием сердца. Приведем вступление к книге "Сердце" Учения Живой Этики: "После дневных трудов сойдемся на беседе о Сердце. Оно поведет нас через земные области к Тонкому Миру, чтобы приблизить к сфере Огня"[15].

 

В будущем сердцу определено важнейшее значение и огнем сердца будет насыщено творчество, которое устремит восхождение человечества на новую ступень эволюции. "Видеть глазами сердца; слышать гул миров ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем; так можно стремительно идти путем восхождения. Творчество обнимает огненный потенциал и насыщается сокровенным огнем сердца. Потому на пути к Иерархии, на пути к Великому Служению, на пути Служения синтез есть единый светлый путь сердца. Как изучать явленные лучи, если нет пламени, утвержденного в сердце? Творчество высшее насыщается этим законом. Так каждое завершение, каждое объединение, каждое великое космическое единение совершается пламенем сердца. Чем можем заложить основание великих ступеней? Истинно, лишь сердцем"[16]. И еще: "Не только вибрация, но и субстанция сердца дает творчество. Ту же энергию можно ценить во всех мельчайших проявлениях жизни…"[17].

 

Елена Ивановна, обращаясь к своим сотрудникам, писала следующее: "…Нам нужно обратить внимание на развитие нашего сердца, на этот изумительный орган, вмещающий в себе, в своих многочисленных центрах все творчество и всю психожизнь. Без развития центров сердца мы бесплодны, нет творчества психожизни, нет и жизни в высших сферах и недоступен венец Архата. <…> В зове сердца заложено все творчество …"[18].

 

Развивая и утончая сердце можно проявлять творчество не только на земном плане, но и быть участником творчества в мирах высших. "Наблюдения над цветами Тонкого Мира очень показательны, они указывают, как творчество Тонкого Мира доступно пламенному сердцу. Истинно, там легко сознательному духу"[19].

 

Творчество духа

 

Если творчество понимается человечеством в основном как процесс созидания нового, то что есть творчество духа, знает и понимает далеко не каждый. Это связано со сложностью самого понятия "дух". Наука знакома с выражением "творчество духа", но дать ему объяснение не может, в силу преобладания пока материалистического мировоззрения. Религия могла бы помочь, но до сих пор окружает себя ширмой догм и символизма, через которую слабо излучается свет этого высокого понятия – "дух".

 

Если пытливый ум обратится к философско-этическому Учению Живая Этика, то получит ответ на этот вопрос. "Человечество придает значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознании посредственности, ибо оно облекает в своем сознании каждую форму соответственно. Почему же не привились все Высшие Понятия? Почему же столько искажений? Почему же так много умалений? Ибо, истинно, дух человеческих исканий и устремлений обращен вниз. Но задача Нового Мира – пробудить сознание и вернуть Миру предназначенный Облик Красоты. Творчество духа должно напрягаться именно к восхождению. Именно, не низводить Высшее, но подымать. Потому первым условием будет творить Образ Божий по Божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать Божественность по человечески, тогда достижения духа будут огненны"[20].

 

В одном из писем Елена Ивановна, рассматривает вопрос об особенности женского и мужского начал в процессе строительства жизни через творческое проявление духа: "Конечно, не может быть ограничения в проявлении духовного творчества того или иного пола. Творчество мысли, искусства и строения жизни одинаково принадлежит обоим началам, ибо они от духа. Есть характерные особенности у каждого начала, и это создает всю красоту жизни.  И особенности эти должны быть выявлены во всей мощи, тогда снова проснется в духе спасительная красота романтизма и героизма. При утончении сознания и чувств ярко выступит красота назначения обоих полов"[21].

 

А всем путникам, устремленным к постижению основных законов Бытия и пониманию основных принципов Учения, Елена Ивановна советовала следующее: "Ключ к Учению каждый должен найти в сердце своем. Понимание Учения Жизни может открыть творчество духа"[22]. Через понимание Учения Жизни, откроется все величие, красота и беспредельность мироздания, а через открытие творчества духа – возможность быть сотрудником и строителем этого бесконечного космического строительства жизни.

 

Космическое Творчество

 

Совершенствуясь, человек развивает в себе творческое начало, которое выражается сначала через искусство и мыслетворчество. Через развитие и утончение качества этих форм творчества человек, выходя на следующую ступень, открывает в себе творчество духа. Это творчество духа соответствует развитому сознанию человека, который осознает, что "Вечное, непрестанное творчество Жизни Вселенской окружает нас, и мы, будучи частью этого великого творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием"[23], – как поясняла в одном из писем Елена Ивановна.

 

Особенно творчество духа важно в дни, когда идет переустройство мира и свершаются события, связанные с вступлением человечества в Новую Эпоху. Эпоху, где человек, приобщившись к космическому творчеству, явит космическое сознание. Разъясняя это сотрудникам, Елена Ивановна приводит страницу из "Беспредельности": "Если бы человечество поняло смысл сущего, то оно приобщилось бы к космическому творчеству. Как можно продвинуться без осознания вечного космического смещения? Ведь только когда уявлены будут устремления за пределы, явленные жизнью, тогда можно узреть космическое творчество. Стена неразумия заслонила, как мгла довольствия. Когда можно будет проникнуть в сферы истинного космического творчества, тогда явится космическое сознание"[24].

 

Елена Ивановна объясняет принципы самого космического творчества, основанного на напряженном синтезе энергий: "Хочу добавить еще страницу из "Беспредельности". "В космическом творчестве энергии сочетаются при самом большом напряжении. Комбинации соединяющихся энергий растут с силою напряжения. Синтез напряжения утверждается силою высших огней. Во всем космическом творчестве закон напряжения непреложен. Только сила растущего напряжения может создать новую комбинацию"[25].

 

В своих письмах к сотрудникам Елена Ивановна разъясняет основной закон, на котором зиждется космическое творчество, приводя следующие страницы из "Беспредельности": "Великое Единство в Космосе главенствует как мощный закон. Только примкнувшие к этому закону могут, истинно, принадлежать Космическому сотрудничеству. Единство сущности во всем направляет человечество к творчеству. Когда сознание черпает из сокровищницы Пространства, тогда напрягается Космический Магнит. Сокровищница явленная содержит утверждение энергии, насыщенной Единством. Потому каждое зерно духа должно чуять тождественное единство. Каждое зерно духа принадлежит Космическому Единству, в котором заключено все Космическое Творчество. Человечество лишает себя этой Истины, принимая закон обособления. Непреложен закон Единства во всем своем разнообразии. Только этим законом можно созидать, ибо когда притяжение творит, тогда в силе действия лежит Единство".

 

"На Единстве зиждется все утвержденное Бытие. Орудующий закон настолько мощен, что созидание Космическое держится на этом принципе. Во всем своем проявлении этот закон собирает свои части, объединяя принадлежащее друг другу. Этот великий закон есть Венец Космоса!"

 

"В вечном творчестве жизни действует закон Единства. Космическое творчество устремлено как огненный явленный Указ. Указ, предназначающий объединение. Указ, предопределяющий назначение. Указ, предназначающий замены одного другим. Указ, предназначающий завершение. Указ, предназначающий бессмертие. Указ, предназначающий жизнь каждому атому. Указ, предназначающий наступление новой энергии. Указ, предназначающий Новую Эру. Творчество Космическое так совершается Магнитом жизни. Как же разъединить творение Космоса? Как же разобщить принадлежащее друг другу? Как же разъединить то, что, истинно, исходит одно из другого? Ведь Космос в насыщении напрягается для огненного единения. Только Разум Космоса может дать человечеству Образ Единства. Разум дает человечеству Образ высший самого огненного Сердца! Разум собирает сокровенно. Потому в Космосе этот закон творится жизнью. Где же конец, когда все космические проявления растут в двух началах? Когда дух соприкасается со сферами высшими, тогда космическое творчество открывается в законе беспредельного Единения"[26].

 

В одном из своих писем Елена Ивановна дает пояснение "Разума Космоса" и как этот Высший Космический Принцип проявляется на Земле: "Так Великий Разум творит на Земле силою Иерархии. Творчество Наше требует утверждение Иерархии во всей широте, во всем понимании, во всей красоте. Явление понимания Иерархии открывает все возможности. Правильно видеть закон Иерархии как вершину космического творчества, с нее льется Свет, к ней мысли устремляются, так нужно направить лучшие устремления к вершине Иерархии…"[27].

 

Все великие Подвижники приходили на Землю, чтобы способствовать эволюционному прогрессу человечества. Они были посланцами Иерархии, которая, являясь проявлением Космического Разума на Земле, помогает и направляет человечество по пути Беспредельного творчества духа.

 

Носители творческого огня

           

В наследии Елены Ивановны большая роль отведена творчеству, проявляющемуся в различных формах на разных уровнях развития сознания и духа. Достичь высочайшей вершины творчества можно лишь "руками и ногами человеческими". Поэтому здесь, на Земле, начинается этот путь восхождения, который через развитие творчества устремляет нас в Беспредельность. И чем больше будет тех, кто развил в себе это творчество, тем быстрей человечество преодолеет испытания, встречающиеся на его пути и займет следующую ступень в эволюции. Таких людей можно назвать носителями творческого огня. Елена Ивановна писала: "Люди должны проникнуться значением ценностей творчества духа и научиться почитать каждое проявление его. Носители творческого огня станут истинными сокровищами государств"[28].

           

Таким носителем творческого огня был Николай Константинович Рерих. Елена Ивановна писала: "Н.К. – напитывает пространство своим творчеством. Многие сознания оплодотворяются и приносят свои чудесные плоды".[29] Следующее письмо: "Истинно, "глаз добрый" полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворять ее в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своем"[30].

 

Николай Константинович является истинным творцом своего времени, устремляющим своим примером к истинному творчеству, ведущему к восхождению духа человеческого. Он не только чувствовал приближение нового времени, но и способствовал его проявлению своей жизнью, всем своим творчеством как художник, как мыслитель и как общественный деятель. Приведем выдержку из письма Елены Ивановны к одному из сотрудников: "Также отрадно слышать, что Вы чувствуете приближение нового времени. Да, оно идет, ничто не может преградить ему путь. Карта всего Мира меняется. Многим странам немало тяжелого придется пережить, но среди мрака можно уже различать формы Света. Привожу страничку из Учения: "Формы жизни есть печать духа народа. Можно судить об упадке или восхождении народа не только по историческим фактам, но и по выражениям творчества"[31].

 

И, в заключение, приведем несколько кратких цитат из писем Елены Ивановны. Звучащий в них огненный призыв к творчеству не имеет принадлежности ко времени, ибо, как более полувека назад, так и сейчас зажигает он сердца всех, к кому обращены ее слова. "Итак, творите, изливайте существо Ваше в радости творчества, в этом едином смысле нашего бытия!"[32] "Вечное, непрестанное творчество Жизни Вселенской окружает нас, и мы, будучи частью этого великого творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием"[33]. "Ничего нет выше творчества, нет высшей радости, потому творите и радуйтесь! Шлю Вам лучшие мысли и смелость, и дерзание в творческом полете…"[34].

 

ЛИТЕРАТУРА

 

[1] Рерих Е.И. Три Ключа / Путями Духа. М.: "Сфера", 1999. С.515

[2] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.127

[3] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.191

[4] Рерих Е.И. Письма т.3. М.: МЦР, 2001. С.22

[5] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.103

[6] Рерих Е.И. Письма к Асееву т.1. М.: "Сфера", 1996.,С.115

[7] Рерих Е.И. Письма т.3. М.: МЦР, 2001. С.402

[8] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.10

[9] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.173

[10] Рерих Е.И. Письма т.2. Новосибирск, 1992. С.503

[11] Рерих Е.И. Письма т.2. Новосибирск, 1992. С.415

[12] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.10

[13] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.511

[14] Рерих Е.И. Письма т.2. Новосибирск, 1992. С.200

[15] Сердце.

[16] Сердце, 1.

[17] Сердце, 460.

[18] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.57

[19] Сердце, 517.

[20] Мир Огненный ч.3., 266.

[21] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С. 188

[22] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.58

[23] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.10

[24] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.88

[25] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.76

[26] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.85-86

[27] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.141

[28] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.93

[29] Рерих Е.И. Письма к Асееву М.: "Сфера", 1996. С.230

[30] Рерих Е.И. Письма т.3. М.: МЦР, 2001. С.311

[31] Рерих Е.И. Письма т.2. М.: МЦР, 2000. С.211

[32] Рерих Е.И. Письма т.3. М.: МЦР, 2001. С.311

[33] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.10

[34] Рерих Е.И. Письма т.3. М.: МЦР, 2001. С.395

 

 

06.11.2023 07:01АВТОР: Эдуард Томша | ПРОСМОТРОВ: 233


ИСТОЧНИК: Вестник Культуры



КОММЕНТАРИИ (2)
  • К. Савитрин08-11-2023 16:09:01

    Предлагаю расширенную цитату из статьи Е.И.Рерих "Три Ключа":
    "Каждой мыслью, поступком, действием ты двигаешься. Если они направлены к добру, ты идешь неизменно вперед. Бойся делать шаги назад. Нужно овладевать вершиной горы. Но как трудно взбираться и как легко катиться вниз. Разумно ли последнее? Подумай, какое безграничное счастье овладевать вершиной и указывать туда путь другим. Сколько с нее ты увидишь тебе еще неведомого, какие великие и необъятные горизонты предстанут тогда перед твоим изумленным взором. Ты поймешь тогда всю ценность пройденного пути. Ты получишь то, что сам упорно искал, невзирая на лишения и побеждая трудности. Итак всегда, каждой минутой своей жизни поднимайся все выше и выше. Знай, на трудных подъемах получишь руку помощи. А чем больше будет твоя помощь людям, тем значительнее и шире будет твой ум, твоя душа, тем легче и для тебя будут тяжелые подъемы. Поэтому искорени в себе чувство эгоизма. Не будь должником перед природой. Она тебя наградила великими дарами. Она в тебе посеяла великие семена. Она ждет — умножишь ли ее сокровища? Поделишься ли с другими? Вслушайся чутко в голоса всего сущего. Через это ты постигнешь отдельные его свойства. Поняв — полюби широкой любовью все сущее. Приобрети больше глубоких знаний. Воспитай в себе до предельных размеров понимание гармонии и красоты. С любовью, знанием и красотой иди к людям. Объединяй их. Строй с ними жизнь, светлую, бодрую, полную неустанного труда и радости. В этом великом творчестве ты овладеешь неиссякаемыми новыми источниками сил и знаний. А стремясь познать сокровенные тайны природы во имя общего блага, ты будешь тем самым выплачивать свой долг. Идя этими путями, ты овладеешь тремя великими ключами КРАСОТЫ, ЛЮБВИ и ЗНАНИЯ. Ими ты откроешь двери входа, ведущего к светозарным источникам божественной истины. Сумей овладеть этими ключами."

    В разных работах и письмах Рерихов встречал две формулы-мантрама: "Красота, Любовь, Действие!" и "Красота, Любовь, Знание!" В философии Востока истинным знанием или Знанием считается глубокое понимание, примененное в жизни или в Действии. В этом смысле много интеллектуально познавшие теоретики будь то в науке, религии или философии могут оказаться по сути бездействующими. А внешне кажущиеся пассивными и бездеятельными отшельники могут оказаться весьма Деятельными. Об этом говорит и притча Агни Йоги:

    "Известный Риши сидел в молчании и лицо его выражало устремление. Его спросили: «Чем занят ум твой?» — Риши отвечал: «Сейчас строю храм». — «Где же храм твой?» — «Он за двадцать переходов отсюда, и строители в большой нужде». — «Так даже в бездействии ты созидаешь?» — Риши улыбнулся: «Неужели действие только в пальцах и ступнях?»"
    (Агни-Йога - 489)

  • К. Савитрин08-11-2023 16:29:01

    Е.И.Рерих: "Н.К. – напитывает пространство своим творчеством. Многие сознания оплодотворяются и приносят свои чудесные плоды".

    Вспомнился замечательный фрагмент из диалога Платона "Пир или О Благе":

    "– Ну, а если любовь – это всегда любовь к благу, – сказала она (мудрая женщина Диотима), – то скажи мне, каким образом должны поступать те, кто к нему стремится, чтобы их пыл и рвение можно было назвать любовью? Что они должны делать, ты можешь сказать?
    – Если бы мог, – отвечал я (Сократ), – я не восхищался бы твоей мудростью и не ходил к тебе, чтобы все это узнать.
    – Ну, так я отвечу тебе, – сказала она. – Они должны родить в прекрасном как телесно, так и духовно.
    – Нужно быть гадателем, – сказал я, – чтобы понять, что ты имеешь в виду, а мне это непонятно.
    – Ну что ж, – отвечала она, – скажу яснее. Дело в том, Сократ, что все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном. Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение. И это дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном. Ни то, ни другое не может произойти в неподходящем, а неподходящее для всего божественного – это безобразие, тогда как прекрасное – это подходящее. Таким образом, Мойра и Илифия всякого рождения – это Красота. Поэтому, приблизившись к прекрасному, беременное существо проникается радостью и весельем, родит и производит на свет, а приблизившись к безобразному, мрачнеет, огорчается, съеживается, отворачивается, замыкается и, вместо того чтобы родить, тяготится задержанным в утробе плодом. Вот почему беременные и те, кто уже на сносях, так жаждут прекрасного – оно избавляет их от великих родильных мук. Но любовь, – заключила она, – вовсе не есть стремление к прекрасному, как то тебе, Сократ, кажется.
    – А что же она такое?
    – Стремление родить и произвести на свет в прекрасном.
    – Может быть, – сказал я.
    – Несомненно, – сказала она. – А почему именно родить? Да потому, что рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. Но если любовь, как мы согласились, есть стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А значит, любовь – это стремление и к бессмертию.
    <...>
    – Те, у кого разрешиться от бремени стремится тело, – продолжала она, – обращаются больше к женщинам и служат Эроту именно так, надеясь деторождением приобрести бессмертие и счастье и оставить о себе память на вечные времена. Беременные же духовно – ведь есть и такие, – пояснила она, – которые беременны духовно, и притом в большей даже мере, чем телесно, – беременны тем, что как раз душе и подобает вынашивать. А что ей подобает вынашивать? Разум и прочие добродетели. Родителями их бывают все творцы и те из мастеров, которых можно назвать изобретательными. Самое же важное и прекрасное – это разуметь, как управлять государством и домом, и называется это уменье рассудительностью и справедливостью. Так вот, кто смолоду вынашивает духовные качества, храня чистоту и с наступлением возмужалости, но испытывает страстное желание родить, тот, я думаю, тоже ищет везде прекрасное, в котором он мог бы разрешиться от бремени, ибо в безобразном он ни за что не родит. Беременный, он радуется прекрасному телу больше, чем безобразному, но особенно рад он, если такое тело встретится ему в сочетании с прекрасной, благородной и даровитой душой: для такого человека он сразу находит слова о добродетели, о том, каким должен быть и чему должен посвятить себя достойный муж, и принимается за его воспитание. Проводя время с таким человеком, он соприкасается с прекрасным и родит на свет то, чем давно беремен. Всегда помня о своем друге, где бы тот ни был – далеко или близко, он сообща с ним растит свое детище, благодаря чему они гораздо ближе друг другу, чем мать и отец, и дружба между ними прочнее, потому что связывающие их дети прекраснее и бессмертнее. Да и каждый, пожалуй, предпочтет иметь таких детей, чем обычных, если подумает о Гомере, Гесиоде и других прекрасных поэтах, чье потомство достойно зависти, ибо оно приносит им бессмертную славу и сохраняет память о них, потому что и само незабываемо и бессмертно. Или возьми, если угодно, – продолжала она, – детей, оставленных Ликургом в Лакедемоне – детей, спасших Лакедемон и, можно сказать, всю Грецию. В почете у вас и Солон, родитель ваших законов, а в разных других местах, будь то у греков или у варваров, почетом пользуется много других людей, совершивших множество прекрасных дел и породивших разнообразные добродетели. Не одно святилище воздвигнуто за таких детей этим людям."

    По сути Е.И.Рерих и Платон говорят об одном и том же: об оплодотворении через Любовь и беременности души, которая стремится родить Прекрасное от Прекрасного и в Прекрасном. Зачатие, беременность и плодоношение Прекрасного происходит только через возвышенную и прекрасную Любовь.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »