Линия защиты современной культуры. А.В. Иванов
Задача защиты культурного достояния человечества − была одной из центральных в деятельности семьи Рерихов. Они стремились всеми силами донести до сознания человечества, что без сохранения высоких образцов культуры невозможно ни сохранение духовного измерения человеческого бытия, ни исторической преемственности поколений, ни продуктивного взаимообогащающего диалога между разными народами Земли. Стоит только закрыть музеи, театры и библиотеки, осквернить религиозные святыни народов, подвергнуть осмеянию образы святых праведников и культурных подвижников, отдать памятники архитектуры в эксплуатацию нуворишам, а чиновникам разрешить самовольно определять стратегию архитектурного развития городов, информационную, образовательную и воспитательную политику государства, − как через считанное число лет народ превратится в атомизированное народонаселение, где каждый выживает и умирает в одиночку и над которым можно совершать самые бесчеловечные социальные эксперименты. Все это предвидела семья Рерихов и, увы, ХХ век − самый страшный и кровавый век в истории Земли − подтвердил их опасения. Не обошли стороной темные ветры прошлого века и нашу страну, миллионами жизней заплатившей за пренебрежение вопросами культуры и духовного развития.
Увы, сегодня ситуация в сфере культуры и духовной жизни даже хуже, чем во времена Советского Союза. Увеличение числа православных храмов и священнослужителей − еще вовсе не показатель благополучия в сфере духовной культуры. Совсем наоборот, иосифлянствующее православие, т.е. православная церковь, «пригревшаяся под крылышком» государства и обслуживающая интересы правящей «элиты», − это, как неопровержимо свидетельствует русская история, всегда влечет за собой расцвет обрядоверия, идейной нетерпимости и религиозного ханжества. Иосифлянство − это настоящее проклятие России, начиная с недоброй памяти игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого, по историческому недоразумению причисленного к лику русских святых (Более подробно о борьбе иосифлянства и нестяжательства, проходящей через всю русскую историю, начиная с 16-го века, см. в коллективной монографии: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул, 2006).
Он впервые в истории России настоял на физическом уничтожении еретиков − представителей секты жидовствующих; на место духовной свободы поставил рабское послушание; верховную власть объявил божественной по самой своей природе. Именно иосифлянство подготовило почву и для тирании Ивана Грозного, и для великой смуты начала 17-го века. При этом под давлением иосифлянского клира в упадок пришли и традиции русской святости, и книжности, и иконописи. Иосифлянство нанесло тогда и впоследствии продолжало наносить тяжелейшие удары по традициям свободомыслия, культурного творчества и гражданской ответственности русского народа.
У меня есть все основания констатировать, что сегодня мы переживаем новый взлет иосифлянства с верноподданническим клиром, стремлением церкви подмять под себя светскую культуру, с равнодушием к подлинным религиозным и культурным святыням Отечества. Иначе как объяснить безгласие официальной церкви при уничтожении архитектурных памятников (в том числе и в Москве), развале некогда одной из лучших в мире систем образования, музейного дела. Молчит официальная церковь и в случае прямого глумления над русской культурой. Символы национальной культурной катастрофы для меня − это свинцовый знак мерседеса над сталинском «домом на набережной», который буквально «съедает» башни и звезды Московского кремля; и черно-серый Сити, попросту уничтоживший архитектурный облик белокаменной Москвы. Все это − зримые знаки торжества темных сил и их воинствующей безнаказанности в атмосфере гражданского безгласия и духовной аморфности основной массы населения. Сегодня мы живем в те времена, о которых в Учении Живой Этики прямо сказано, что «они хуже войны».
Какие же линии защиты культуры в этих сложнейших исторических условиях являются главными? Как противостоять иосифлянской атаке на русскую культуру и русскую духовность? Охрана исторических памятников, музеев, библиотек и театров − это то, что, безусловно, подлежит защите. Но этим защита культурных ценностей отнюдь не исчерпывается. Я бы выделил еще несколько линий обороны культуры, вокруг которых сегодня кипит битва, и которые очень четко разделяют людей на два лагеря − созидателей и разрушителей, горячих и теплых, думающих об общем благе и пекущихся только о самих себе. Наконец, вопрос охраны культурных ценностей четко делит людей на сторонников отживающей техногенно-потребительской и строителей новой − духовно-экологической − цивилизации.
Защита отечественной истории от ее коньюнктурного переписывания и тенденциозного истолкования. Надо решительно сопротивляться попыткам использовать историю для решения сегодняшних политических проблем и для промывки мозгов народонаселению.Необходимо в отношении к истории стараться понять события и людей, а не осудить их. Жесткие же нравственные требовании следует предъявлять прежде всего в отношении самих себя. Предки заслуживают уважения хотя бы за то, что сохранили для нас страну и культуру в отличие от политических и культурных геростратов 90-х годов прошлого века, разваливших великое евразийское государство.
При этом надо помнить, что есть осевая − духовная − линия истории, связанная с деятельностью религиозных праведников и культурных подвижников, защитников отечества и бескорыстных тружеников. Эта линия отличается непрерывностью и служит камертоном для понимания всех остальных событий истории, в том числе и русской. Высшее здесь, как и везде, − критерий для адекватного понимания и оценки низшего. Показательно, что эту непрерывную живительную линию русской истории воплощают как раз традиции русского нестяжательства. Они берут начало от Сергия Радонежского и продолжаются в линии заволжского старчества, лидер которых Нил Сорский вступил в прямую борьбу с Иосифом Волоцким по вопросам монастырского землевладения и свободы религиозных поисков. Внешняя политическая победа осталась за иосифлянами, но духовно Нил Сорский и его сторонники остались не побежденными. К нестяжательской линии русской истории впоследствии будут принадлежать ученый монах Максим Грек и митрополит Филипп Колычев, митрополит Платон-Левшин и Ломоносов, Преподобный Серафим Саровский и Суворов, Пушкин и Тютчев, Достоевский и Владимир Соловьев. Уже в 20-ом веке путем нестяжательского служения своему Отечеству пройдут П.А. Флоренский и В.И. Вернадский, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий и, конечно, семья Рерихов. Дух русского нестяжательства − это дух социальной и нравственной правды, бескорыстного служения своей стране и миру, свободы религиозного самоопределения, защиты культуры и личного достоинства человека, веры в безграничную мощь познания и творчества. Все лучшее и благородное в отечественной истории и культуре создано трудами наших великих нестяжателей. Их жизнь и творчество − ключ к правильному постижению единства и смысла в эмпирическом многообразии русской истории.
К сожалению, образы великих нестяжателей нашей истории малоинтересны для профессиональных историков, нацеленных в основном на поиск так называемых «объективных» причин исторического процесса и совсем не интересуют телеисториков, которые гонятся исключительно за сенсацией и ложной новизной. (Беда профессиональных историков − это как раз отождествление научности исторического познания исключительно с поиском объективных причин и условий тех или иных исторических событий (в предельном случае − это поиск так называемых «объективных законов истории»), хотя вся история по реальному ходу своему − насквозь личностна, и никакие объективные законы не действуют сами по себе, а всегда проявляются (или не проявляются) только через акты свободного выбора и действия вполне конкретных людей. Так, никакими объективными причинами и законами истории нельзя объяснить трагический развал СССР и крушение социализма, в результате чего бедность в странах СНГ возросла в 20 раз, оказались разрушенными системы социальных гарантий, культуры и образования).
В этой связи было бы крайне полезно создать экспертный совет из числа авторитетных людей нашего отечества (ученых, деятелей культуры и общественных организаций) для публичной оценки качества телепрограмм и шоу, особенно исторического и политического характера. Не рейтинги от толпы, а истинное экспертное суждение от образованных и нравственных людей должно быть и мерилом адекватного отношения к собственной истории, и формой объективной оценки информационной политики, которая ведется в стране. И наоборот: государство и его шоумены, типа небезысвестного Сванидзе, не имеют никакого права судить профессиональных историков, даже если они заблуждаются. Исторические заблуждения профессионалов требуют профессиональных и рациональных, а не идеологических аргументов.
Защита национальных − природных и культурных − святынь. Без святынь, т.е. без того, перед чем человек благоговеет и в свете чего он меняется в лучшую сторону, любой народ неизбежно вырождается и, в конечном счете, обречен на гибель. Это касается не только культурных, религиозных и исторических святынь, типа пушкинского музея-усадьбы в Михайловском, Троице-Сергиевой Лавры или Бородинского поля; но и святынь природных, типа Алтая и Байкала, Селигера и истоков Волги. Уничтожьте родную природу − оскверните озера и реки, вырубите леса, застройте все поляны вокруг Москвы роскошными особняками − и чем будет питаться культура? Откуда будут черпать художники и поэты свое вдохновение? Где отец преподаст сыну один из самых важных уроков любви − любви к родной земле и природе? Как, наконец, на фоне уничтоженного природного ландшафта будут смотреться культурные святыни народов − то же Бородинское поле или толстовская Ясная поляна? Что мы поймем в творчестве Пушкина, если высохнет река Сороть, а новые русские вырубят окрестные псковские леса, так вдохновлявшие поэта?
Природные и культурные святыни народа требуют одинаково бдительной охраны. Равнодушный к национальным святыням человек − это нравственно ущербное и антикультурное существо, потенциальный предатель, который за деньги и личное благополучие готов будет отдать их врагу на поругание. Подобные темные слуги и служки сегодня беззастенчиво вырубают сибирские леса, норовят построить разрушительные Эвенкийскую ГЭС и Алтайскую (Катунскую) ГЭС, вновь запустили целлюлозно-бумажный комбинат на Байкале, мечтают проложить газопровод в Китай через реликтовое плоскогорье Укок на Алтае, хотя около 25 тыс. человек по всей стране выступили против этого проекта. Чтобы оградить национальные святыни от рук распоясавшихся технократов и нуворишей, необходимо восстановить во всем объеме государственную экологическую и культурную экспертизу всех крупных техногенных проектов с обязательным широким участием общественности. Это − гарантия от кощунства и предательства наших национальных интересов. Никакие Общественные палаты, которые всегда можно приручить или подавить, не заменят широкого участия народа в управлении страной. Кухарка, может быть, и не должна непосредственно управлять государством, но осуществлять общественный контроль за управляющим структурами общества она вправе и вполне способна. Простой инстинкт матери − уже подскажет ей, что бесплатные образование, жилье и медицина в любом случае лучше платных, а что хорошо для какого-нибудь «Газпрома» − вовсе не хорошо для страны в целом.
Защита национальной системы образования. Ее сегодня надо в самом прямом смысле слова спасать от безудержной коммерциализации (этому служит закон «Об автономных государственных учреждениях…») и творческого выхолащивания посредством системы ЕГЭ. Я, как профессор высшей школы с более чем тридцатилетним стажем работы в вузах Москвы и Сибири, со всей ответственностью заявляю: качество абитуриентов, приходящих в вузы падает год от года, и скоро вместо вузовского Госстандарта научных дисциплин им придется преподавать основы логического мышления и разделы школьной программы. Пора со всей ответственностью заявить: образование − это ни в коем случае не коммерческая услуга, а та абсолютная культурная ценность, без которой разрушаются человек, общество и государство. Но если образование абсолютная ценность, то:
а) оно должно быть в подавляющем большинстве случаев бесплатным и общедоступным;
б) необходимость и стратегия его реформирования должно быть внятно разъяснены обществу, а реформирование, приведшее к его необратимому разрушению, строго наказано;
в) оно нуждается в приоритетном финансировании со стороны государства (остальные негосударственные источники финансирования образования − принципиально вторичны, хотя и крайне желательны), желательно не менее 3,5−5%, а в идеале − 7% от бюджета, как это было во времена Советского Союза.
Ссылки на отсутствие денег не должны приниматься обществом. Если государственная власть не может найти деньги на образование, а на финансирование олимпиады в Сочи, потенциального чемпионата мира по футболу и строительство того же безумно дорогого (воистину бриллиантового!) газопровода в Китай через плоскогорье Укок она деньги находит, то это − безобразный государственный менеджмент (если уж использовать современную убогую рыночную терминологию) и такая власть должна уходить в отставку. Классическая система среднего и высшего образования, сложившиеся во времена СССР − это культурное наследие, вполне выдержавшее испытание временем, в том числе и информационным обществом. Его надо совершенствовать и технически постоянно обновлять, но ни в коем случае не отказываться при этом от главного концептуального положения: научные знания и культурные достижения человечества есть безусловная ценность и самодостаточное общественное благо. Они были до всякого рынка и до всяких отношений купли-продажи и останутся абсолютными ценностями, когда никакой рыночной конкуренции и капитализма не будет вовсе. Именно к этому призывает нас Живая этика и многочисленные прекрасные статьи Е.И. и Н.К. Рерихов.
Защита семьи и традиций российского воспитания. Сегодня над всеми нами нависла угроза так называемой «ювенальной юстиции», которая создана-де для защиты прав ребенка и предотвращения насилия. Но для этого есть милиция, комитеты по образованию и другие, уже существующие, государственные структуры. Вторжение норм права, как всегда заимствованных с Запада, в сферы, где испокон веков на Руси господствовали исключительно моральные нормы и традиции, − только перессорит родителей и детей, будет потворствовать формированию эгоистической жизненной установки у ребенка, грубо вторгнется в сферу, куда вторгаться следует крайне деликатно. Вместо общего оздоровления культуры, финансирования образования и улучшения экономического положения людей, как основы укрепления семьи, мы рискуем получить искусственный репрессивный орган, который начнет отбирать детей у родителей за малейший шлепок по попке, а детей воспитывать в духе сознательного противопоставления себя взрослым. Вместо семьи, как нравственной и социальной основы общества, мы, действительно, получим общество исключительно гражданское, состоящее из сплошных атомизированных индивидов, озабоченных исключительно собственными правами и абстрактной свободой. И ведь на все эти бредовые нововведения деньги в государстве опять-таки находятся, в то время, как на насущные потребности подлинно культурного развития страны их нет. И опять-таки здесь везде видна иосифлянская культурная мертвечина и государственный формализм, но нет места ни подлинному духу, ни добру, ни сердцу.
Думается, что рериховские организации должны, помимо своих традиционных направлений деятельности, активно участвовать и в этих линиях защиты культуры в полном соответствии с духовными заветами семьи Рерихов. И, конечно, защите подлежит культурное наследие Е.П. Блаватской и Учение Живой этики. Сегодня отношение к ним — это тоже своеобразный водораздел между защитниками и разрушителями культуры. Циники и кощунники должны получать здесь безусловный отпор. Но надо при этом активно объединяться со своими стратегическими союзниками и потенциальными единомышленниками среди православных нестяжателей и буддистов, разумных последователей ислама и честных атеистов, участниками культурных и экологических движений, думающих об общем благе. Особого внимания заслуживают женские движения (кроме воинствующих феминисток), борющиеся за сохранение образования и традиций воспитания. Здесь уместно вспомнить знаменитый принцип Христа из Евангелия от Луки: «Кто не против нас, тот с нами».
Он абсолютно совестен фундаментальным положениям Живой этики, что наступающая эпоха — это, во-первых, эпоха всесторонней и многоуровневой кооперации людей, и, во-вторых, это эпоха объединения самых разных людей самых разных верований вокруг защиты общих и вечных ценностей: здоровой семьи, здоровой природы, качественного и доступного образования, национальных культурных и природных святынь, благой исторической памяти.
Осознание спасительности Общего Благо не произойдет само по себе. Оно происходит только через борьбу за это Общее Благо, через совместное активное противостояние тьме.
Иванов А.В. — Заведующий кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета Доктор философских наук, профессор.
Родился 29 января 1958 года. В 1984 году окончил философский факультет МГУ. В 1987 году — очную аспирантуру, с 1985 по 1987 годы — секретарь Комитета ВЛКСМ философского факультета МГУ. С 1987 года – ассистент кафедры. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1991 года — доцент кафедры философии философского факультета МГУ. С 1991 по 2000 годы — заместитель главного редактора журнала «Вестник МГУ». Серия 7. Философия. С 1999 по 2000 годы — заместитель декана философского факультета по учебно-научной работе; заместитель председателя УМО университетов России по философии, политологии, религиоведению. В 1998 году – защита докторской диссертации. С июня 2000 по сентябрь 2002 года работал в должности профессора кафедры философии естественных факультетов Алтайского государственного университета. С 2002 года работает в Алтайском государственном аграрном университете в должности профессора, с 2007 года по настоящее время — заведующий кафедрой философии.
Научная деятельность посвящена проблеме изучения сознания человека, евразийскому своеобразию культурно-исторического пути России, перспективам развития человечества в XXI веке.
Осуществляет научное руководство аспирантами, под его руководством защищено 1 докторская и 11 кандидатских диссертаций.
Имеет 178 печатных трудов, в т.ч. 8 монографий. Труды переведены на английский, немецкий, турецкий и монгольский языки.
Награжден Почетными грамотами АГАУ, Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края, Министерства образования и науки РФ.
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".