Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Лекция в Казани «Образ Жанны д’Арк в творчестве Н.К.Рериха»


Н.К. Рерих. Жанна д'Арк.  [триптих]. 1931


 

07.03.2023

 

 

18 февраля 2023 года в Галерее современного искусства г. Казани продолжилась работа лектория «Держава Рериха», организатором которого выступило Татарстанское рериховское культурное объединение (ТРКО). Лекторий проходит при поддержке Государственного музея изобразительных искусств (Казань) и Международного Центра Рерихов (Москва). С лекцией «Образ Жанны д’Арк в творчестве Николая Рериха» выступила сотрудница ТРКО Дания Мухамматовна Ибрагимова.

 

Образ Жанны был близок всем членам семьи Рерихов, но особенно Елене Ивановне. По ее собственному признанию, из всех женских обликов прошлого образ французской девы-воительницы был для нее самым притягательным и любимым. Маленькая статуэтка с образом Жанны стояла на ее рабочем столике. Люди, близко знавшие Елену Ивановну и восхищавшиеся неукротимым горением ее духа, нередко сопоставляли Елену Ивановну с ее любимой героиней.

 

Образ великой Святой – защитницы Франции впервые появился на полотне художника «Жанна д’Арк» в 1931 году – в год 500-летия со дня ее трагической гибели. Начиная с 1931 года на полотнах художника чаще обычного возникают женские образы. По инициативе Елены Ивановны были созданы женские организации при обществах, носящих имя Рериха. В статье «Стража Матери Мира» Николай Константинович пишет: «Кто же, как не женщина, внесет в дух человечес­кий высшее понятие, Культуры? Это она, от колыбели, через все фазы жизни, до высшего управления народами, терпеливо и неусыпно вносит понятие Культуры в жизнь славной эволюции. <…> Говоря о женском участии в этой великой культурной работе, мы не должны забыть слова глубокой древности: “Перечисляя подвиги женщин, мы напишем историю всего Мира. Перечисляя экстазы озарения, мы перечислим глаза женщин. Изучая сотрудничество, мы увидим руку женщины”».

 

 

 

 

Картина Рериха «Жанна д’Арк» светится удивительным рубиново-красными и сапфирово-синими тонами. Художник обращается к одному из древнейших шедевров витражного искусства – знаменитой композиции XII века в Шартрском соборе во Франции. Николай Константинович, как ученый-археолог, историк, в подходе к историческим сюжетам уделял пристальное внимание деталям, характеризующим эпоху. Выбор художником формы картины в виде триптиха является не случайным. Триптих, буквально означающий «состоящий из трех дощечек», пришел из раннего христианского искусства и в Средние века был популярным форматом для создания картин, помещаемых у алтаря. Структура триптиха традиционна для церковных витражей. Многое из этого определения было отражено в триптихе художника.

 

Центральная часть получила название «Вечная Матерь», правая часть – «Молитва», левая часть – «Дева на костре». На картине художник отобразил два самых значимых события в жизни Жанны: принятие миссии по снятию осады Орлеана и коронации короля Карла VII – на правой стороне триптиха и принятие мученической смерти – на левой. И в том и другом случае отражено христианское смирение Жанны.

 

 

 

Героиня триптиха Жанна д’Арк – ярчайший пример великого Служения и сознательного претворения своей миссии – спасения Франции в сотрудничестве с Высшими Силами. В истинном герое, которым, безусловно, являлась Жанна, всегда присутствует Божественное начало, энергетика Высшего Мира, которая одухотворяет и преображает косную земную материю и дает человечеству возможность подняться на очередную эволюционную ступень. Именно эта связь с высшим делает героя энергетическим сердцем народного сознания, или, как говорил Н.К.Рерих, 

 

 

 

 

В глазах современников Жанна, безусловно, была Божией посланницей, а ее появление рассматривалось не иначе, как чудо. Под руководством неопытной деревенской девушки осажденный англичанами Орлеан был освобожден на десятый день. С ее участием состоялась торжественная коронация Карла VII в Реймсе. Однако «деве, которая спасет Францию» были уготованы суровые испытания. Через год после победы под Орлеаном, 23 мая 1430 года, в одном из столкновений под Парижем, который французские войска безуспешно пытались освободить от англичан, она была взята в плен. Король, обязанный Жанне престолом, не принял никаких мер к ее спасению, хотя по законам того времени ничто не мешало ему внести выкуп. Орлеанская Дева была продана своим врагам и, поскольку в военных преступлениях ее обвинить было невозможно, передана церковному суду. По настоянию англичан девушка была обвинена в ереси и колдовстве, приговорена к казни. Ее сожгли на рыночной площади в Руане 30 мая 1431 года. И только через 25 лет ее дело пересмотрели, она была признана невинно осужденной, а спустя почти 500 лет, в 1920 году, причислена к лику Святых.

 

Рерих как художник сформировался в среде русского символизма.  Пожалуй, мы не найдем в творческом наследии художника ни одной картины, где бы ни присутствовала сложная символика образов. Женские образы в картинах Рериха часто служат для выражения глобальных идей. Так, в центральной части триптиха «Вечная Матерь» мы можем прочесть многие символы, уходящие вглубь веков, один из которых отсылает нас к жертвенному подвигу Спасителя.

 

На правой створке триптиха «Молитва» Жанна коленопреклоненная перед Вечной Матерью, готовая исполнить миссию, на нее возложенную. Лицо ее поднято вверх, руки сложены в молитвенной позе, тело слегка изогнулось в трепетном благоговении перед ликом Матери. Эта часть отображает идеал уподобления христовой жизни, который долгое время был важным элементом христианской теологии и этики.

 

В левой части триптиха «Дева на костре» Н.К.Рерих изобразил последние мгновения земного пути Жанны, когда ее миссия уже была выполнена и ей была уготована суровая участь всех подвижников: презрение и жестокость врагов, равнодушие и молчаливое сочувствие толпы. В очерке «Судьба» Рерих писал: «Жанна д’Арк могла остаться сельской провидицей, могла пророчествовать и исцелять. Могла окончить работу почитаемой аббатиссой, а не то и уважаемой гражданкой. Ко всему были пути. Но великий Закон должен был в ней найти еще одно светлое свидетельство Истины. Пламень ее сердца, пламень костра – венец пламенный – все это далеко поверх обычных законов. Даже поверх обычного воображения человеческого».

 

Триптих имеет несколько смысловых пластов. Один из них – противостояние носителей Света и приверженцев тьмы, в которое вовлечен каждый человек. Для выражения этой идеи художник выбирает отражение солнечного света. На правой створке он прорисован на каждой детали. На левой створке его вовсе нет – детали прорисованы на фоне дыма или дымного огня костра.

 

 

 

В 1935 г. в очерке «Судьба» Николай Константинович написал: «Каждый человек, каждый член семьи человеческой несет на себе ответственность за мир всего мира. Никто не имеет права сложить с себя высокую и прекрасную обязанность добротворчества. Никто не имеет права сжигать Жанну д'Арк». Слова прозвучали как предупреждение. Но никто еще не догадывался о чем. Размышляя над этими словами Николая Константиновича, в очерке «Никто не имеет права сжигать Жанну д'Арк» исследователь культурно-художественного наследия семьи Рерихов, вице-президент Международного Центра Рерихов, академик Л.В.Шапошникова писала: «Кое-что стало ясно, когда поднялся гибельный огонь войны, и Европа горела в костре этого огня так же мученически и страшно, как горела Жанна несколько веков назад. <…> Особенностью таких личностей, как Жанна д'Арк, является то, что их дела и даже смерть продолжают жить не один век и помогают людям осмыслить те общечеловеческие идеалы, за которые эти личности боролись и гибли. Они меняют ход истории, облегчая всегда победу светлого над темным. Они действительно “зашифровывают в себе историю“ и обладают пока труднопостижимой способностью управлять этой историей».

Во второй части лекции зрителям был представлен видеофильм «Елена Рерих. Штрихи к портрету». В нем представлен весь жизненный путь Елены Ивановны Рерих. Фильм создан в 2009 году творческой группой Харьковского Культурного Центра имени Н.К.Рериха.

 

 

12.03.2023 08:20АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 220


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (1)
  • элис12-03-2023 10:25:01

    >>"в очерке «Никто не имеет права сжигать Жанну д'Арк» исследователь культурно-художественного наследия семьи Рерихов, вице-президент Международного Центра Рерихов, академик Л.В.Шапошникова писала: «Кое-что стало ясно, когда поднялся гибельный огонь войны, и Европа горела в костре этого огня так же мученически и страшно, как горела Жанна несколько веков назад. <…> Особенностью таких личностей, как Жанна д'Арк, является то, что их дела и даже смерть продолжают жить не один век и помогают людям осмыслить те общечеловеческие идеалы, за которые эти личности боролись и гибли. Они меняют ход истории, облегчая всегда победу светлого над темным. Они действительно “зашифровывают в себе историю“ и обладают пока труднопостижимой способностью управлять этой историей».

    Удивительные выражения:
    -"зашифровывают в себе историю"
    и
    "обладают труднодостижимой пока способностью управлять этой историей",-

    применимы и к пониманию сущности Культуры. Ведь считается, что Культура в тех или иных формах отражает утвержденную в земных условиях жизни ее духовную составляющую- достижений вершин, откуда проникает несказуемый Свет.
    История ли творит Культуру или Культура творит историю, в любом случае они взаимосвязаны. Взаимосвязаны "рукой и ногой" человечества в лице идущих впереди. Порой и в простом деревенском платье. Не случайно и образ рождения Иисуса Христа показан в таких условиях. Рождение Христа в человеческом сердце. Это и есть Вершины, по которым идет истинная история,запечатляя себя для передачи потомкам в творческих "терафимах" Культуры

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Опросы, интервью, видео »