«Дума о Культуре есть врата в будущее»: День Культуры – 2024 в школах Санкт-Петербурга. 30 апреля 2024 г. в 12мск. Лекция «Сергей Павлович Дягилев и “Русские сезоны”». О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Космическое мироощущение Н.К.Рериха и музыкальное творчество. Г.П.Овсянкина


Н.К.Рерих. Весна Священная.1945


Г.П.ОВСЯНКИНА,
профессор кафедры музыкального воспитания и образования
Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И.Герцена, доктор искусствоведения,
Санкт-Петербург.

 

Космическое мироощущение было присуще Н.К.Рериху всю жизнь, и проявлялось оно уже задолго до знакомства им с идеями Живой Этики. Философские взгляды Н.К.Рериха не могли быть автономными от его творчества в целом, воплощались в живописных и литературных проектах, причем ранее в художественном творчестве и лишь потом обретая форму философских заметок. Пример тому – сборник стихов «Цветы Мории», в котором в поэтической форме отразились мировоззренческие постулаты Н.К.Рериха о соотнесенности человека с Природой и Космосом. Не случайна перекличка между названиями отдельных частей Живой Этики – «Листы Сада Мории» и поэтического сборника – «Цветы Мории». В контексте символического мышления Н.К.Рериха каждый образ имеет особый смысл: цветок (поэзия) обрамляется листьями.

 

Будучи представителем культуры Серебряного века, Н.К.Рерих был активно вовлечен в ее блистательную художественную жизнь, общаясь на равных с когортой творческого мира. Тем не менее, крайне мало фактов свидетельствуют о его творческих взаимо­отношениях с композиторами. Наиболее известный связан с И.Ф.Стравинским. В 1912 году Н.К.Рерих закончил совместно с композитором сценарий балета «Весна священная», написал эскизы декораций к его постановке в рамках «Русских сезонов» (под руководством С.П.Дягилева) в Париже (премьера состоялась в 1913 г.) [1]. Однако поэтическое творчество Н.К.Рериха, философские идеи автора, содержащиеся в белых стихах, композиторами-­современниками не были востребованы, хотя вокальные жанры, прежде всего камерные, были одними из излюбленных в ту эпоху. Именно в годы Серебряного века получил развитие новаторский жанр, порожденный синтезом поэтического слова и музыки – стихотворения с музыкой [2].

 

Стихи практически всех поэтов того времени, независимо от масштаба дарования и тематики творчества, нашли музыкальное отражение в произведениях С.Прокофьева, Н.Мясковского, С.Рахманинова, В.Ребикова, С.Василенко, С.Танеева и др. Это поэзия И.Северянина, Н.Гумилева, А.Ахматовой, К.Бальмонта, М.Цветаевой, Б.Пастернака и др. Они воплотились и в отдельных романсах, и в развернутых вокальных циклах. Пальма первенства в этом вокально-­поэтическом буме принадлежала К.Бальмонту: свыше 150 его стихотворений в начале XX века было положено на музыку [3, с. 19].

 

По нашим данным, до 1990­-х годов в академическую музыку поэзия Н.К.Рериха не вовлекалась. Исключение составляли отдельные авторские песни, которые высокими художественными достоинствами не обладали. Только в 1991 году появился, вероят­но, первый вокальный цикл на стихи Н.К.Рериха – кантата «Письме­на» для меццо­-сопрано, тенора и инструментального ансамбля (кларнет, валторна, ударные – 3 тарелки, 3 том­-тома, колокольчики, виброфон, колокола трубчатые, гонг, арфа и виолончель) петербургского композитора Геннадия Григорьевича Белова (1939) [4]. Примечательно рождение замысла. По воспоминаниям автора, о поэзии Н.К.Рериха, его философских взглядах он не знал: «Мне случайно попалась небольшая книжка стихов Николая Рериха, озаглавленная “Письмена” (впоследствии это слово и стало заголовком моей Кантаты). Я заинтересовался поэзией Рериха, его личностью, философско-­эстетическими взглядами, актуальными для нашего времени. Мне близка фабула рериховской поэзии – ее свет, контрасты, ее морализаторство. А поэтический стиль – белые стихи – могли стать импульсом нетрадиционного решения популярного музыкального жанра кантаты» [5].

 

Не случаен выбор шести стихов – по два из всех трех частей «Цветов Мории», которые композитор свободно компоновал:

 

1.«Священные знаки»,

2.«В танце» («Бойтесь, когда спокойное придет в движение»),

3.«Мальчик («Не убить?»),

4.«За моим окном»,

5.«Твоя благодать…» («Капли»),

6.«Напутствие» («Веселися!», «Не считай»).

 

Первые две части взяты из сборника I «Священные знаки», третья – из сборника III «Мальчику», № 4 и 5 – из сборника II «Благословенному» и финальная часть основана на компиляции двух стихотворений из II и III книг.

 

В отдельных случаях композитор изменил заглавия (заголовки Н.К.Рериха указаны нами в скобках). Части № 4 и 5 он озаглавил по инициальной строке, № 3 и 6 дал свои названия.

 

На основе этого поэтического выбора сложилась философская концепция, воплощенная в музыкально-поэтической форме. Столь же примечателен и философски обусловлен исполнительский состав: «Меццо-сопрано обладает глубоким лиризмом, тенор – восторженностью. Оба эти настроения есть у Рериха. Появилась идея своеобразного тембрового решения – взять от каждой оркестровой группы по инструменту. В результате возник экономный состав, в котором представлены все основные инструменты, и каждый из них стал “персонажем”, мог “высказаться”. Ведь поэ­зия Рериха обращена ко всем гражданам мира» [5]. Исполнительский состав трактуется композитором индивидуально в каждой части – в зависимости от образа и с учетом контекстуальности всего цикла.

 

Не случайно и то, что к поэзии Рериха обратился мастер вокально-­хорового жанра, до 1991 года положивший на музыку немало самых разнообразных поэтических источников. Одно из таких произведений – «Цветок и бабочка: вокальный цикл для соп­рано и виолончели на стихи классических неизвестных корейских поэтов в переводе А.Ахматовой» [6].

 

В 1993 году возникает еще один цикл на стихи Н.К.Рериха – кантата «Неизвестный певец» для баритона и фортепиано тоже петербургского композитора Георгия Ивановича Фиртича (1938) [7]. Цикл появляется независимо от произведения Белова. Более того, Г.И.Фиртич и Г.Г.Белов – представители разных творческих направлений, во многом противоположных эстетических взглядов. Г.Г.Белов склонен следовать классическим традициям, Г.И.Фиртич принадлежит к композиторам более авангард­ного толка.

 

Как вспоминал впоследствии Г.И.Фиртич, о поэзии Н.К.Ре­риха он ничего не знал. Ее открытие произошло также случайно через увлечение живописью художника. Композитора привлекли в ней «метафизика, пантеистическое мировосприятие, поэтизация природы, мысль о непознаваемости многих явлений… К тому же в стихах есть высокое морализаторское начало» [8]. В кантате четыре части:

 

1.«Наш путь»,

2.«Капли»,

3.«Свет»,

4.«Неизвестный певец».

 

Выбранные стихи оказались близки Г.И. Фиртичу и тонкими наблюдениями, созвучными его личным ощущениям. Например, в стихотворении «Свет» строка «Мальчик, с сердечной печалью ты сказал мне, что стали дни короче, что становится темнее» созвучна тому настроению, которое вызывают у композитора осенние петербургские дни.

 

Сравнение двух циклов, особенно частей, основанных на одних и тех же стихах – «Капли» (у Г.Г.Белова – «Твоя благодать…»), показывает разные стилистические возможности в музыкальном прочтении стихов Н.К.Рериха. Например, у Г.Г.Белова в части «Твоя благодать…» стоит помета: «Ария для меццо­-сопрано, арфы и виолончели», подчеркивающая приоритетность в ней певучего мелоса и равнозначность всего исполнительского состава, подобно трем паритетным голосам. У Г.И.Фиртича – принципиально иной выразительный подход. Мелодическое начало здесь отходит на второй план, главное – фактурное взаимодействие голоса и рояля, которое автор определяет как рага. На скупых педальных созвучиях фортепиано звучат свободные от метроритмической пульсации речитативы вокалиста. Но медитативной погруженности, характерной для раги, здесь нет.

 

В мелодически выразительной, продолжающей классические традиции камерно­-вокальной лирики трактовке  Г.Г.Белова нет ориентализма, звуковой экзотики, обусловленной подражанием восточным ладам, восточному инструментарию или выходом за пределы двенадцатитоновой темперации. По своему звукообразу это европейская музыка, в которой восточное глубинно скрыто. Н.К.Рерих выступает в ней, по словам Г.Г.Белова, «как европеец, представитель мировой культуры».

 

Более авангардна не лишенная звукового экстремизма и ориен­тализма интерпретация Г.Г.Фиртича. Голос в его Кантате скандирует стихи, экстатически повторяя отдельные слова подобно сакральным заклинаниям. Например, в четвертой части строка «Ах, какая надежда наполняет сердце и кому он поет?» – повторяется дважды, словосочетание «может быть нам» – четырежды, «везде новую песню» – трижды и т.д. Композитор интонационно обыгрывает слова при повторе новым ритмическим рисунком, словно показывая священное слово в разных ракурсах.

 

Фортепианная партия имитирует звучания ритуальных ан­самблей тибетских монахов, где используются зачастую только ударные инструменты. Это достигается остинантными фактурными формулами и красочными кластерными эффектами, вызываю­щими ассоциации с тембром священного гонга.

 

Из всего отмеченного следует ряд выводов:

 

1. Поэзия Н.К.Рериха не случайно была воплощена в музыке только на исходе XX столетия, так как требовалось накопление в общественном сознании опыта в восприятии идей Живой Этики.

 

2. Появление первых художественно значимых вокальных циклов на стихотворения Н.К.Рериха свидетельствует о новой ступени в эволюции идей Космической нравственности, усилении ее воздействия. (Напомним о той роли, которую играет музыка в популяризации литературных текстов, их понимании массовым сознанием.)

 

3. Искусство музыки, о чем свидетельствуют учения древних цивилизаций, космического происхождения и содержит космические коды. Смысл слов, в том числе Н.К.Рериха, в ее контексте неизмеримо усиливается.

 

4. Символично, что первые (или одни из первых) образцы вокальных циклов на стихи из сборника «Цветы Мории» были созданы петербургскими авторами (независимо друг от друга) и в Петербурге, где произошло мировоззренческое и творческое становление Н.К.Рериха.

 

5. Музыкальное воплощение поэзии Н.К.Рериха выразительными средствами разной стилистики (в данном случае столь противо­положных композиторов, как Г.Г.Белов и Г.И.Фиртич) подтверждает, что ее эмоционально­-интеллектуальное восприятие может быть различно. Оно свидетельствует и о том, что для этого воплощения необходим арсенал выразительных средств, какой был накоплен в музыке только к концу ХХ века.

 

6. Г.Г.Белов и Г.И.Фиртич, не зная нравственно­-философских идей Живой Этики, тем не менее отреагировали прежде всего на философскую концепцию «Цветов Мории», основанную на существовании человека как части мироздания, его единстве с природой и Космосом.

 

7. В основе кантат «Письмена» Г.Г.Белова и «Неизвестный певец» Г.И.Фиртича лежат концепционные положения Живой Этики:

 

1) понимание древнего Учения как гласа Свыше;

2) восторг и преклонение перед Творением Природы и Космоса;

3) естественность эволюционных процессов;

4) ответственность человека за все свои мысли и дела;

5) необходимость самосовершенствования человека и т.д.

8. В вокальных циклах постулируются «три ключа» – Любовь, Красота, Знание (Е.И.Рерих).

 

 

Литература и примечания

 

1. Этот факт упоминается в том числе в «Музыкальной энциклопедии». См.: Друскин М.С. Стравинский И.Ф. // Муз. энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. Т. 5. С. 306.

 

2. Впервые жанр стихотворение с музыкой появился в творчестве Ц.А.Кюи.

 

3. Озеров Л. Песнь о солнце // К. Бальмонт. Стихотворения. М., 1990.

 

4. Премьера кантаты состоялась в мае 1993 г. в рамках фестиваля «Санкт­-Петербургская музыкальная весна». Исполнители: Ольга Вознесенская, Николай Думцев, инструментальный ансамбль под руководством Аркадия Штейнлухта. Произведение не издано и изучалось нами по ксерокопии рукописи.

 

5. Здесь и далее включены фрагменты беседы автора тезисов с Г.Г.Беловым, состоявшейся в 2007 г., Санкт­-Петербург.

 

6. Белов Г.Г. Цветок и бабочка: вокальный цикл для сопрано и виолончели на стихи классических неизвестных корейских поэтов в переводе А.Ахматовой. Рукопись, 1983.

 

7. Премьера кантаты состоялась в 1993 г. в концерте Ассоциации современной музыки петербургского Союза композиторов. Исполнители: Борис Васильев и Георгий Фиртич. Произведение не издано, изучалось нами по рукописи.

 

8. Из беседы автора статьи с Г.И.Фиртичем в 2008 г., Санкт-­Петербург.

 

 

10.12.2023 07:41АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 104


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »