Космические струны в поэзии В.К. Косарецкого. Александр Сиротин
Административный Павловский центр. Алтайский край.
Космос... Древние мыслители определяли его как особый Порядок. Поэты благоговейно, трепетно пытались его выразить. Кант о двух вещах, переполняющих сердце, говорил о звездном небе и о нравственном законе в человеке. На самом деле очень многие и неизвестные нам творцы по-своему смотрели на мир, в котором и Космосу есть место. Не знавшие ни о Канте, ни об Учении Огня, тонким чувствознанием поэтически, художественно выражали свою любовь к чему-то Великому, Вечному...
Хочу поведать об одном таком человеке. 29 января В.К. Косарецкому исполняется 85 лет. Более 35 лет он проработал заведующим сельхозотделом в районной газете Новая Жизнь Павловского района Алтайского края. Это мой бывший шеф в начале работы в районной газете. Член Союза журналистов СССР, один из известных алтайских поэтов.
При огромной загруженности он всегда находил возможность для творчества. Наизусть мог рассказывать и поэму Евгений Онегин и, особенно, стихи самого любимого поэта Лермонтова. Когда я достаточно ознакомился с Живой Этикой, с "новым космизмом" и, прочитав множество стихов своего шефа (к 2006 году Владимир Кузьмич издал около 10 поэтических сборников), понял, что многие стихи содержат какой то свой космизм.
Я написал небольшой очерк «Космические струны в поэзии В.К. Косарецкого», который составил часть изданной мною книжечки «Радетели Общего Блага — о Рерихах». Весь тираж разошелся среди моих земляков. В книжечке были хорошего качества репродукции картин Мастера Гор.
Мне тогда очень хотелось приобщить хотя бы часть павловцев к творчеству Рерихов и к поэзии лучшего поэта района. Конечно, включил сюда известные лермонтовские строки.
"Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь темна, пустыня внемлет Богу
И звезда с звездою говорит".
Как пел песню на эти стихи Лемешев! В детстве слушал, а запомнилась на всю жизнь. Сейчас думаю, в строках русского гения прекрасно выражена сама космичность Бытия человека.
Пришла пора перейти к главной теме. Читаю у Кузьмича /все мы так, по-отечески его звали Косарецкого/
Млечный Путь, как Обь во льду,
В полумгле сверкает тускло.
По нему я, как по руслу,
Глазом медленно веду.
Вчитываюсь. Удивляюсь найденному сравнению. Обь, как мы знаем, "родина жены и змея". Духовное соединение вод Катуни и Бия /Бии/. А Катунь - Катын баш /башка Катуни/ — к Белухе приводит. К Священной Горе, Центру Мира. К Беловодью. Так своеобразно единятся Млечный Путь и Обь. Оправдано сравнение поэта, не знавшего особого значения и реки Катуни, и Белухи.
Далее. "Глазом медленно веду". Это то, чего многим и сегодня недостает. В Тайной Доктрине сказано "Бог бег глаза". Медленное рассмотрение приводит к замедленному /всестороннему размышлению/, к медитации, состоянию, за которым "гоняются" творцы. Убегая подчас от суетного мира подалее — символически — в пустынь...
И тогда развитое сознание /и не обязательно от приверженцев духовных практик/ может возвыситься до космического уровня и способно вбирать в себя космические мысли. Даруется и озарение, и расширение сознания. Одни стремятся в Нирвану, а поэты настоящие — в особые состояния.
Кузьмич часто писал стихи ночами. Помнится, почитал он лунные ночи. Наверное, знай он о нежелательности особо чтить второе Светило, он бы этого не делал. Но - каждому свое. Наверное, и ночь для некоторых источник вдохновения. Вспомним картину учителя Николая Константиновича Рериха - Куинджи, вспомним некоторые его "ночные превосходные картины"! Или вот поэт Божьей милостью.
А.И..Куинджи. Дарьяльское ущелье. 1890-1895
"В небе чудном и большом
Полночь ткет свои узоры.
А Медведица Ковшом,
Тщетно ловит метеоры.
Этой полночи сиять,
Словно лермонтовской лире.
Но не всем дано понять,
Что мы значим в этом мире".
Интуитивно поэт ощущает особую творческую природу Космоса — ткет свои узоры. Косарецкий понимает и вечное движение Космоса, если хотите, Эволюцию. Поэт особым образом утверждает любовь свою к поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова, может, самого первого поэта - космиста. Сквозь века и сердца людские проходят великие строки:
"Надо мной, чтоб вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел".
Вечное Древо Жизни - Часть Вечного Космоса. Как прекрасно эту мысль выразил в своей картине Вечная Жизнь Святослав Николаевич Рерих!
С.Н. Рерих. Вечная жизнь. 1954
Н.К.Рерих. Древо преблагое (Гнездо преблагое — глазам прельщение /утешение) (эскиз).1912
Можно тут вспомнить и "Помогите строить Мою Страну" из второй книги Учения — Озарение. Наш герой не читал Живую Этику, но прислушайтесь...
"Со мною что то происходит,
Не знаю, к худу ли, к добру:
Грущу о белом пароходе,
О белых чайках на ветру.
Грущу о радуге в полнеба,
Грущу о сказочной стране,
В которой я ни разу не был,
Зато она живет во мне".
Живет Беловодье "белым пароходом" в сердце поэта. Живет и питает душу импульсами - побуждениями. Чуткий дух ловит откровения Свыше. Это совсем не ченнелинги и не сообщения контактерские. Это прерогатива творцов с чистыми сердцами. Это духовные накопления...
И последнее. Павловск - райцентр - знаменит своим прошлым.
С 1784 по 1893 года здесь, на Павловском сереброплавильном заводе, выплавляли серебро. Примерно третья- четвертая часть от всего получаемого в России серебра — из Павловска. "Царского поселка", так, в честь императора Павла I, называли много лет назад наш районный центр. Пруд Павловский, искусственно созданный, для накопления воды под нужды завода. Естественно, поэт много раз обращался к славному нашему прошлому. Он поэтически выразил свою любовь к своей второй малой Родине - Косарецкий детство провел на Орловщине. А до этого мальчонкой зрел ужасы войны...
"Водосбросы звоны- переборы.
В час ночной по Павловску иду,
Звезды разгораются над бором,
Звезды разгораются в пруду.
Тихо, Птичьих трелей переливы
В разнобой баюкают село.
Ласковым теченьем Куросио
Касмала струит в меня тепло.
Касмала - Шамбала... Созвучно, не правда ли? Вот так, поэтически - космически милая родина выражена Владимиром Кузьмичем Косарецким. С днем рождения, Кузьмич, всего тебе светлого!
______________________________
* Справка о картине Н.К.Рериха «Древо преблагое»:
В 1910-х годах тема «древа жизни» развивалась в нескольких произведениях художника: в эскизе к мозаике для памятника Куинджи (в сущности, образ могучего дерева с узорными листьями и птицами на ветвях, которое символизировало, как утверждали современники, учителя и его учеников, был навеян темой «древа жизни»). В 1912 году художник создал картину «Древо преблагое» (хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени С.Т.Коненкова, а эскиз — в Омском музее). «Древо жизни» художник написал и в церкви Святого духа в Талашкине. (Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л.: Искусство, 1985.- 224с.)
28.01.2022 09:20
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".