26 июня 2022г. в 13:00 мск. состоится онлайн-лекция «Елена Петровна Блаватская в зеркале писем Елены Ивановны Рерих» . Сон о Космосе наяву. Выставка в городе Луге Ленинградской области. Международная научно-общественная конференция «120 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» (Москва, 9–10 октября 2022 г.). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Комментарии касательно Принципа Ментализма. Часть III.


 (к герметическому трактату «КИБАЛИОН»)

6. Принцип Ментализма в Учении Будды

 

 

 

Чтобы увидеть действие Принципа Ментализма в Учении Будды, можно обратиться к "Основам буддизма" Е.И.Рерих:

 

Корень страданий и путь освобождения

 

А) источник зла, «цепь причинности» (двенадцать нидан)

 

"Согласно традиции, открытием «цепи причинности» (двенадцать нидан) ознаменовалось достижение Гаутамою озарения. Проблема, мучившая его многие годы, нашла разрешение. Размышляя от причины к причине, Гаутама дошел до источника зла:

 

12) Существование есть страдание, ибо в нем заключены старость, смерть и тысяча страданий.

11) Я страдаю, потому что я рожден.

10) Я рожден, потому что принадлежу миру бытия.

9) Я рождаюсь, потому что я питаю в себе существование.

8) Я питаю его, ибо я имею желания.

7) У меня есть желания, ибо я имею чувствования.

6) Я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром.

5) Это соприкосновение производится действием моих шести чувств.

4) Мои чувства проявляются, ибо, будучи личностью, я противопоставляю себя безличному.

3) Я — личность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.

2) Это сознание создалось вследствие моих прежних существований.

1) Эти существования омрачили мое сознание, ибо я не знал.

 

Принято эту двенадцатиричную формулу перечислять и в обратном порядке:

1) Авидья (омраченность, невежество).

2) Самскара (карма).

3) Вижнана (сознание).

4) Кама — рупа (форма, чувственное и нечувственное).

5) Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ чувств).

6) Спарша (соприкосновение).

7) Ведана (чувствование).

8) Тришна (жажда, вожделение).

9) Упадана (влечение, привязанности).

10) Бхава (бытие).

11) Джати (рождение).

12) Джара (старость, смерть).

 

Итак, источник и первопричина всех бедствий человечества в омраченности, в невежестве. Отсюда яркие определения и осуждения Гаутамою именно невежества. Он утверждал, что невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, — знанием тайны человеческого бытия и судьбы."

 

Комментарий К.С.

 

То, что Гаутама Будда именно неведение (об основах Жизни, об управляющих ею Законах) определил как первопричину всех страданий, делает естественным вывод о том, что именно знание (об Основах и Законах) становится силой, освобождающей от оков кармы и преображающей их в Крылья для духовного полета над безднами страданий.

 

Б) знание четырех благородных истин

 

"Свет, который мог рассеять эту тьму и избавить от страдания, был явлен Гаутамою Буддою как знание четырех благородных истин:

1) Страдания воплощенного бытия, проистекающие из постоянно возобновляющихся рождений и смертей.

2) Причина этих страданий — в омраченности, в жажде самоудовлетворения в земных присвоениях, влекущих за собою непрекращаемость повторного, несовершенного бытия.

3) Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения и, тем самым, создании возможности сознательного приостановления кругов бытия на Земле.

4) Путь к прекращению этих страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на Земле и приближения к великой Истине."

 

Комментарий К.С.

 

Каждая из четырех благородных истин по сути усиливает вывод, сделанный выше:

 

1) Человек страдает. Вся жизнь наполнена страданиями для человека, который начинает путь познания Истины (осознание болезни).

2) Он осознает, что причина страдания в неведении и омраченности сознания (постановка диагноза и определение глубинных первопричин заболевания в отличие от внешних симптомов).

3) Он осознает, что есть путь освобождения от страданий (осознание возможности исцеления от болезни или болезней).

4) Он вступает на путь и следует по нему неотступно, устремляясь к Освобождению сам и помогая в Освобождении другим (человек исцеляет себя и помогает исцелиться другим).

Всё это - является элементами духовного Ментализма.

 

В) восемь ступеней на пути к Истине

 

"Путь к этой Истине разделен был Гаутамой на восемь ступеней:

1) Правильное распознавание (что касается закона причинности).

2) Правильное мышление.

3) Правильная речь.

4) Правильное действие.

5) Правильная жизнь.

6) Правильный труд.

7) Правильная бдительность и самодисциплина.

8) Правильное сосредоточение.

 

Человек, проводящий в жизни эти положения, освобождается от страданий земного бытия, являющихся следствием невежества, желаний и вожделений. Когда это освобождение осуществлено, достигается Нирвана."

 

Комментарий К.С.

 

Все восемь ступеней на пути к Истине на самом деле прежде всего опираются на Принцип Ментализма:

 

1) Правильное распознавание (что касается закона причинности) или правильное воззрение.

Правильное воззрение есть основа основ всего пути Освобождения. Оно подобно карте местности, которая в руках опытного странника служит скорейшему его продвижению в направлении избранной Цели. Отсутствие правильных представлений о мире и жизни заставляет человека блуждать в поисках Пути также, как карта местности со множеством ошибочных, петляющих путей.

 

2) Правильное мышление.

Правильное мышление естественным образом вырастает из правильного воззрения и опирается на него: человек видит правильно мир, правильно представляет себе Путь к Освобождению и следует по Пути. Все остальные ступени, по сути опираются на две первые.

 

3) Правильная речь.

Правильная речь, безусловно невозможна без утверждения на основе первых двух ступеней. Можно дополнить понимание этой ступени тремя известными афоризмами:

- Думай, что говоришь;

- Не говори того, чего не думаешь;

- Не всё, что думаешь, говори.

Они так же подчеркивают крайнюю важность именно Принципа Ментализма.

 

4) Правильное действие.

Что есть правильное действие? Буддизм, настаивая на первостепенной важности знания, сознания, осознанности, безусловно относит правильность именно к сознанию человека. Лучше совершить ошибку, искренне следуя благим, бескорыстным, побуждениям и мыслям, чем совершить благое дело, следуя лицемерным, эгоистическим и корыстолюбивым мотивам и мыслям. И действие здесь касается всех планов жизни и деятельности Человека - в терминологии Агни Йоги это Огненного, Тонкого и Плотного. То есть имеется ввиду действия мыслей, желаний, побуждений и внешние действия.

 

5) Правильная жизнь.

 

6) Правильный труд.

7) Правильная бдительность и самодисциплина.

Все вышеприведенные комментарии верны и для этих ступеней.

 

8) Правильное сосредоточение.

Правильное сосредоточение можно сравнить с увеличительной линзой. Как линза увеличивает в несколько раз объект, помещенный в её фокус, так правильное сосредоточение умножает силу всех ступеней Пути, многократно ускоряя продвижение человека к Цели Освобождения.

 

Г) десять великих препятствий (оков)

 

"Гаутамой Буддой также указаны десять великих препятствий, названных оковами:

1) Иллюзия личности.

2) Сомнение.

3) Суеверие.

4) Телесные страсти.

5) Ненависть.

6) Привязанность к Земле.

7) Желание наслаждения и успокоения.

8) Гордость.

9) Самодовольство.

10) Невежество.

Для достижения высшего знания необходимо порвать все эти оковы."

 

Комментарий К.С.

 

Все вышеприведенные оковы в действительности есть оковы неправильного воззрения, неправильного мышления и неправильного сосредоточения.

 

Еще цитата из "Основ буддизма"

 

"В буддизме разработаны до мельчайших деталей подразделения чувств и побуждений умственного процесса как препятствий и способов развития для облегчения самопознания путем тренировки ума и размышления над каждым предметом во всех деталях. Следуя этим путем самопознания, человек в конечном результате приходит к познанию истинной действительности, то есть видит Истину как она есть. Это есть метод, применяемый каждым мудрым учителем для развития умственных способностей ученика.

 

Проповедуя четыре благородные истины и благородный путь, Гаутама, с одной стороны, порицал физическое умерщвление плоти аскетами и распущенность чувств, с другой — указывал на путь восьми ступеней как на путь гармонизации чувств и достижения шести совершенств Архата: сострадания, нравственности, терпения, мужества, сосредоточения и мудрости."

 

Комментарий К.С.

 

Будда указывал "путь восьми ступеней как на путь гармонизации чувств и достижения шести совершенств Архата: сострадания, нравственности, терпения, мужества, сосредоточения и мудрости". И именно все части Учения Благословенного являются утверждениями в различных формах всё того же Принципа Ментализма. Все они пронизаны его Разумностью, его Смыслом, его Светом. Так что можно сказать, что не смотря на кажущиеся различия Учения Будды и Герметического Учения, на самом деле они идентичны. И первое является лишь одним из множества проявлений Единого Герметического Учения, лежащего в основании всех Учений Вневременной Мудрости.

 

 

7. Принцип Ментализма в Ветхом Завете, учении Христа и апостола Павла

 

 

 

 

Из космогонии Ветхого Завета:

 

С точки зрения христианства человек состоит из трех элементов: дух, душа, тело.

 

«В начале было Слово (или Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан.1:1-5).

 

Согласно "Теософскому словарю": "Логос (Греч.). Проявленное божество у каждой нации и народа; внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть Логос мысли, поэтому и переводится соответствующим образом как "Глагол" и "Слово", в ее метафизическом смысле."

 

Логос — Божественный Разум или Божественное Сознание — был в начале всего.

 

Аллегорически это сказано в Ветхом Завете: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:1-5).

 

Безусловно "Сказал" нужно писать с большой буквы, как и "Стал". Потому что имеется в виду не буквальная речь, и не буквальное становление, а символ проявления творческой мощи Логоса, Разума или Божественного Сознания.

 

Из учения Христа и апостола Павла

 

 

Иисус заповедал ученикам познать Истину, которая сделает их свободными, подразумевая так же и свободу сознательно сворить свою жизнь и судьбу.

 

И это совершенно созвучно указанному Гаутамой Буддой срединному пути с правильными воззрением или распознаванием, правильным мышлением и правильным сосредоточением. Так же это соответствует пониманию оккультных школ, герметической и ведической философии о том, что на всех уровнях Жизни, Разум или Сознание определяет Бытие.

 

Но ортодоксальные конфессии христианства (особенно католицизм) и протестантские течения поработили сознания верующих страхом слишком много знать, чтобы не впасть во грех, вменяемый ими в вину Адаму и Еве. Последние в древней аллегории вкусили плоды от древа познания добра и зла. Символизм этой аллегории раскрыт Е.П.Блаватской в «Тайной Доктрине». Но современные христиане и по сей день до ужаса боятся слишком много знать и даже задавать вопросы, которые могли бы их привести к познанию Истины, о которой говорил Иисус. Поклоняясь Ему, они давно уже не хотят следовать за Ним, сказавшим:

 

«Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:24-26).

 

«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф.10:16).

 

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:43-48).

 

Именно, необходимо отвергнуться от собственных суеверий, предрассудков, предубеждений, победить свои страсти и таким образом следовать за Христом вместо того, чтобы поклоняться Ему, стоя на коленях и не двигаясь с места. Но разве возможно совершенство? Разве не боятся христиане самого слова «совершенствование», когда оно применяется теософами, последователями Живой Этики или представителями духовных учений Востока?

 

Иисус сказал: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Сказал в повелительном наклонении, а не в просительном или предположительном. Не «постарайтесь быть совершенными», но «будьте совершенны»! Однако история христианства показывает, что весьма малое число людей достигло в некоторой степени того, что называют совершенством. Неужели же к ним только обращался Христос? В Нагорной проповеди Он говорил к людям совершенно разного уровня эволюционного развития. И говорил о возможности для всех них достичь совершенства. Как же возможно оно, если жизнь столь коротка, а человеческие несовершенства столь велики?

 

Выдуманная отцами церкви идея об искупительной жертве Христа не выглядит удовлетворительной. Так как получается, что человеку не трудиться необходимо, но веровать во Христа. И множество грехов долгой порочной жизни можно искупить верой во Христа, его кровью. Тогда как живущий чистой и непорочной жизнью человек, верующий, например, в Будду или Кришну в соответствии не только со своим неверием во Христа, но даже и незнании о Нём, будет гореть с грешниками в гиене огненной. Можно ли приписывать Богу такое сатанинское представление о божественной справедливости?

 

Но вполне удовлетворительными и убедительными оказываются оккультные и религиозные доктрины перевоплощения и кармы. Каждый пожинает то, что посеял. При этом как говорят буддисты: «Пожинает не тот, кто сеял, но и не другой». Можно расставить акценты и пояснить следующим образом: «Пожинает не тот, кто сеял (то есть не та же личность одного воплощения), но и не Другой (то есть та же духовная Индивидуальность в новой личности)».

 

Об этом посвященный в мистерии апостол Павел сказал:

 

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (Бога обмануть нельзя). Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6:7-9).

 

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5:19-25).

 

В словах Павла «делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» сокрыта именно великая надежа и указание на необходимость непрерывного и беспредельного совершенствования на основании познанной Истины. Только при этом условии возможно в цепи воплощений достичь совершенства, заповеданного Христом.

 

И в этом единство учений Гаутамы Будды и Иисуса Христа. Оба духовных подвижника своими учениями утверждали действенность Принципа Ментализма и выражали его с символах любви к Истине:

 

«Величайшее счастье, какое может вообразить смертный, — это брачные узы, связующие два любящих сердца. Но есть еще большее счастье: это объятие Истины. Смерть разлучит мужа с женой, но смерть никогда не поразит того, кто заключил союз с Истиной. Потому соедините свою судьбу с Истиной и живите с ней в святом браке. Пусть никто не будет одинок, пусть каждый соединится в святой любви с Истиной. И когда Мара[1], разрушитель, придет отделить видимые формы вашего существа, вы пребудете с Истиной и вкусите вечной жизни, ибо Истина бессмертна».

(«Священные книги Востока», т. 19, цитата по книге Е.И.Рерих. Основы буддизма)

[1] Мара (санскр., убивающий, уничтожающий) — в буддизме персонифицированное зло, отец всех пороков и заблуждений, искуситель стремящихся к просветлению.

 

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в Слове Моем (будете следовать Моему Учению), то вы истинно Мои ученики, и познаете Истину, и Истина сделает вас свободными».

(Иоан.8:31,32)

 

 

06.10.2020 11:53АВТОР: составитель К.Савитрин | ПРОСМОТРОВ: 1058




КОММЕНТАРИИ (31)
  • Артур Арсеньев06-10-2020 15:02:01

    Хотелось бы поподробнее узнать о правильном сосредоточении, и как практически продвигаться к этому.

  • Алексей Останин06-10-2020 22:54:01

    Хочется дополнить.
    Буддийские учителя говорят нам, что Будда, нашедший двенадцать причин нашего существования на Земле (12 нидан), обнаружил в этом замкнутом круге цепи перевоплощений и то самое слабое звено, оборвав которое, человек приближается к своему освобождению. Это девятая нидана - Упадана, то есть, та сила, которая предыдущую восьмую нидану - Тришну превращает в сущего монстра, привязывающего нас крепко накрепко к нашим влечениям и вожделениям, иначе говоря, делает нас полностью зависимыми от них. Человек, начинающий вести правильный образ жизни, тем не менее обязательно столкнётся с этим древним драконом, потому что, если можно волевым усилием преодолеть самые низкие инстинктивные влечения, то тяжелее справиться с более тонкими привязанностями, такими, как чувство собственности, присвоения, освободиться от которых совсем непросто, ибо они затрагивают не только сферу астральной психики, но и более высокие ментальные уровни сознания. И только лишь справившись с этим драконом, ученик может начать практику сосредоточенной медитации.

    И вот здесь хочется сделать ещё одно дополнение.
    Очевидно, что за долго до Будды Гаутамы путь освобождения был известен, но утрачен. Здесь речь пойдёт о Книги Перемен, или И Цзин. Дело в том, что знакомая нам всем последовательность гексаграмм в этой книге есть поздняя - экзотерическая, не оккультная - версия более древнего текста этого памятника древней человеческой мысли (именно памятника, так как ключи к нему давно утеряны). Известна и сохранилась иная последовательность в положении гексаграмм, исходящая, как нас уверяет её автор - древний полумифический император-мудрец Фу Си, из Великого Предела Бытия-Небытия. В ней приведена циклическая последовательность пути человека подошедшего к Великому Пределу, иначе говоря, к нирване. Я приведу здесь последние десять гексаграмм этой древней и забытой традиции, вот они (а в скобках дана привычная нам по Книге Перемен нумерация гексаграмм):

    55 (52). Гэнь. Сосредоточенность.
    56 (15). Цянь. Смирение.
    57 (12). Пи. Упадок.
    58 (45). Цуй. Воссоединение.
    59 (35). Цзинь. Восход.
    60 (16). Юй. Вольность.
    61 (20). Гуань. Созерцание.
    62 (08). Би. Приближение.
    63 (23). Бо. Разорение. Разрушение.
    64 (02). Кунь. Исполнение.

    Из этого списка можно понять, что пройдя до этого весь жизненный путь и приблизившись к последней декаде, ученик только лишь отбросив всё мирское может рассчитывать на такую меру сосредоточенности, которая приведёт его естественным образом к смирению. Смирение закончится упадком - утратой всякого желания. И лишь тогда только свет Истины озарит ум ученика, приблизив его к последнему порогу: окончательному разрушению его старого естества, которым он жил все предыдущие жизни. Миру родится новый Адепт, принять решение - станет ли он окончательно Буддой, или останется с людьми в качестве Бодхисаттвы, - сможет только он сам...

  • Константин Савитрин07-10-2020 08:38:01

    Спасибо, Алексей, за дополнение. "Книга Перемен" действительно имеет очень древнее происхождение.

    В предисловии к своему переводу "Китайская Классическая Книга Перемен. И-Цзин" российский китаевед Ю.К.Щуцкий писал:

    «"Книга Перемен" стоит на первом месте среди классических книг конфуцианства и в библиографических обзорах китайской литературы. Это понятно, так как библиология и библиография в феодальном Китае были созданы людьми, получившими традиционное конфуцианское образование. Библиографы старого Китая непоколебимо верили традиции (не исконной, но достаточно старой), относившей создание "Книги Перемен" в такую глубокую древность, что никакая другая классическая книга не могла конкурировать с ней в хронологическом первенстве, хотя фактически "Книга Перемен" - вовсе не самый древний из памятников китайской письменности, и это установила китайская же филология.
    Однако независимо от традиции, независимо от конфуцианства "Книга Перемен" имеет все права на первое место в китайской классической литературе, так велико ее значение в развитии духовной культуры Китая. Она оказывала свое влияние в самых разных областях: и в философии, и в математике, и в политике, и в стратегии, и в теории живописи и музыки, и в самом искусстве: от знаменитого сюжета древней живописи - "8 скакунов" - до заклинательной надписи на монете-амулете или орнамента на современной пепельнице."»

    "Книга Перемен" описывает психологические фазы Цикла или Спирали Изменений или Трансформаций, символически представленного 64 гексаграммами. Конечно, все гексаграммы могут быть истолкованы (разумеется при условии того, что толкователь развил своё сознание и свои восприятия до соответствующих уровней Бытия) на бесконечном числе уровней от огромных по длительности, называемых в Индии Днями и Ночами Брамы, до мельчайших микроциклов существования и эволюции элементарных частиц. Поэтому, естественно, применимы они и к циклам, спиралям эволюции сознания человека, циклам его изменений и трансформаций.

  • Артур Арсеньев07-10-2020 09:01:01

    Насколько я понял из Учения, медитация - это глубокое сосредоточенное мышление на возвышенные темы. Что буддисты понимают под понятием медитация?

  • Константин Савитрин07-10-2020 09:21:01

    Артур Арсеньев: "Хотелось бы поподробнее узнать о правильном сосредоточении, и как практически продвигаться к этому."

    Подготовлю к публикации статью "Правильное и неправильное сосредоточение". Но хочется обратить Ваше внимание на то, что само по себе сосредоточение не может стать правильным без предваряющих его ПРАВИЛЬНОГО ВОЗЗРЕНИЯ (ИЛИ РАСПОЗНАВАНИЯ) И ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ. Именно по мере утверждения этих двух ступеней все остальные ступени (в том числе сосредоточение) трансформируются и становятся правильными. Поэтому и в Учении Живой Этики на первое место поставлены расширение сознания, воспитание сердца, очищение характера, утверждение огненных качеств. Если не проделана необходимая длительная работа этой ступени, то вместо восхождения к Храму на Вершине можно легко соскользнуть вниз.

    Многие из нас могут полагать себя уже весьма продвинувшимися по Пути. Но вот что пишет Е.П.Блаватская в "Голосе Безмолвия":

    "Лишь одна стезя ведет на ПУТЬ; лишь на самом конце его может быть услышан ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ. Лестница, по которой стремящийся поднимается, построена из ступеней страдания и скорби; утешить их может лишь голос праведности. Горе же тебе, ученик, если перенесешь ты с собой хотя бы единый порок, не покинув его внизу: ибо тогда лестница подломится и НИЗВЕРГНЕТ тебя. Подножие ее стоит в глубокой тине заблуждений и грехов твоих, и прежде чем ты дерзнешь перейти че-рез широкую пропасть телесности, ты должен омыть ноги свои в Водах Отречения. Горе тому, кто осмелится нечистыми ногами осквернить хотя бы единую ступень. Темная и вязкая грязь затвердеет, прильнет к его стопам и пригвоздит дерзновенного на месте; и, подобно птице, пойманной в коварные силки птицелова, не будет для него дальнейшего движения вперед. Пороки его оденутся в образы и повлекут его вниз. Его грехи поднимут голоса свои подобно шакалам, хохочущим и рыдающим на закате солнца; мысли его станут ратью, которая захватит его и уведет плененным рабом.
    Убей свои желания, ученик, обессиль свои пороки ранее, чем ступишь на верховный Путь.
    Истреби свои грехи, сделай их на веки безгласными, прежде чем начнешь свое восхождение.
    Утишь свои мысли и устреми свое внимание на твоего Учителя, Которого ты еще не видишь, но Которого уже предчувствуешь.
    Сочетай все свои чувства в единое чувство, если хочешь быть в безопасности от врага. Иначе не откроется для темных очей твоей души крутая стезя, ведущая к Учителю.
    Долга и утомительна дорога, расстилающаяся перед тобой. Единое сожаление о прошлом, оставленном позади, потянет тебя вниз, и сызнова придется начинать тебе тяжелый подъем.
    Убей в себе воспоминание о прежних испытаниях. Не оглядывайся назад, иначе ты погиб.
    Не верь, что вожделение можно уничтожить, пока питаешь и удовлетворяешь его — это ложь, внушенная Мaрa. Питанием порок ширится и разрастается в силу, как червь, тучнеющий в сердце цветка.
    Роза должна снова превратиться в почку, рожденную от родного стебля прежде, чем червь подточил его сердцевину и выпил из него жизненный сок.
    Золотое древо выпускает драгоценные побеги прежде, чем ствол его увянет от бурь.
    Ученик должен стать КАК ДИТЯ ранее, чем первый звук коснется его слуха."

    Сущность правильного сосредоточения раскрывается человеку в Голосе Безмолвия, исходящем от его Высшего Я. И это защищает самонадеянных, невежественных (в духовном отношении) людей как маленьких детей от легкомысленной игры с огнем или самурайским мечом.

  • Константин Савитрин07-10-2020 09:41:01

    А.Арсеньев: "Насколько я понял из Учения, медитация - это глубокое сосредоточенное мышление на возвышенные темы. Что буддисты понимают под понятием медитация?"

    Есть несколько видов медитаций. Они описываются и буддистами и последователями веданты, и других школ. На эту тему есть немало книг. Но лично я использую только сосредоточение на Прекрасном, Возвышенном, на Мудрости, проявленных в окружающем мире и особенно в произведениях литературы, искусства, в религиозно-философской мысли разных культур. Это - наиболее безопасный путь. Если мы успешно проходим его самостоятельно, проходим самостоятельно предварительные ступени в Преддверии Храма, тогда в нашу жизнь придут нужные книги, люди, учителя, чтобы помочь нам продвинуться дальше.
    Считаю необходимым для многих избегать усиленных психо-физических практик, в том числе медитативных. Это может способствовать насильственному раскрытию центров при неподготовленном сознании. О печальных последствиях такого "просветления" или "пробуждения" писали часто Е.П.Блаватская и Е.И.Рерих.
    Среди моих близких друзей их знакомая участвовала в многочасовых медитациях некоего буддийского гуру (по крайней мере он сам себя таковым представлял). Результат - помещение вскоре в психиатрическую лечебницу. Я могу назвать такого гуру только с приставкой "псевдо". Так как он для людей разного уровня подготовки, не распознавая их личностных качеств, предлагал одинаковые "духовные" упражнения. Он мало предлагал теории и объяснял, зато предоставлял возможности широкой практики.
    О таких в Библии сказано:

    "... оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Матф.15:14).

    "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Матф.7:13-23).

  • Сергей Оленев07-10-2020 11:52:01

    Выводы автора по поводу Единого Герметического Учения, смотрим цитату: «Так что можно сказать, что не смотря на кажущиеся различия Учения Будды и Герметического Учения, на самом деле они идентичны. И первое является лишь одним из множества проявлений Единого Герметического Учения, лежащего в основании всех Учений Вневременной Мудрости», - могут удивить читателей, если не принять во внимание уточнение. Гермес связан с планетой Меркурий, которая представляет принцип Буддхи. И если принять Герметическое Учение, как Знание о Буддхической (Божественной Душе), части Мировой Души, то всё становится на свои места. Е.П.Блаватская подчеркивала, что все Учения несут в своей основе именно Буддхическое Знание. Е.И.Рерих утверждала, что в своём завершении духовной эволюции, человек соединяет седьмой принцип (Атман), пятый (Высший Манас) и чистую часть интеллекта (Антахкарану) именно в шестом принципе (Буддхи). Но проблемы в том, что Кибалион не является первоисточником Герметизма, поэтому не может быть основою для таких выводов или обобщений. Тем более что известное высказывание Е.И.Рерих в книге «Основы буддизма»: «Конечно, до Готамы был целый ряд подвижников общего блага, но учение их распылилось сотнями веков. Потому учение Готамы должно быть принято как первое учение знания законов великой материи и эволюции мира». [1, с.5], - показывает значимость Учения Будды. В настоящее время все Учения искажены и невежественно интерпретированы, поэтому опираться на них сложно, делать выводы трудно. Тем не менее, люди даже темы поднятые Е.П.Блаватской умудряются изучать не по первоисточнику, что приводит к недоразумениям, неправильным выводам. Это произошло в предыдущей статье от 29. 09. у автора с пониманием статуса или уровня возможностей «ментального тела». Чтобы не показаться голословным приведу часть своего комментария к прошлой статье по этой теме.
    Автор для раскрытия темы опирается на труды Е.П.Блаватской или по тексту «можно воспользоваться теософскими представления о структуре Человека». Далее приводятся две таблицы: Структура Души Человека и Планы Сознания Человека, в которых довольно вольно интерпретированы часть принципов семеричной природы человека. Сравним таблицы автора с текстами Е.П.Б. о семеричной природе человека. Начнем с физического тела, далее
    -астрал, как упадхи (носитель) праны, а не эфирное тело автора, поскольку его не существует как отдельного принципа или аспекта.
    -прана, жизненная энергия …
    -кама (животная душа) животные желания, она, как не странно, почему то отсутствует. Вся эта низшая четверица является животной страстной природой человека.
    Далее идет Высший Манас (человеческая душа), от него исходит луч, именуемый кама-манас (интеллект), чтобы иметь сознание на нашем плане. В свою очередь кама-манас устремлённый к Каме (животным желаниям) создает в течение жизни Кама-рупу, ту оболочку, которая после смерти находится или изживается в кама-локе. Но кама-манас имеет чистую часть, называемую Антахкарана, которая приобщается к божественной Триаде человека (Атма-Буддхи-Манасу). Ментальное тело создается энергией высокого порядка, очень близкой к Антахкаране, поскольку позволяет путешествовать сознательно между планетами Солнечной системы, а не находится в низких сферах кама-локи. Оно, скорее всего, соответствует майяви-рупе, которая создается Адептами и их учениками.
    -Буддхи (Духовная Душа)
    - Атман, но поскольку он находится над головой человека и не принадлежит человеку, а только осеняет, то седьмым принципом считается аурическая оболочка человека.
    Сопоставляя эту информацию видно, что автор ошибочно приписал к ментальному телу «рассудочные мысли, (житейские)», то с чем болтается кама-рупическая оболочка человека в низких сферах кама-локи, а не совершает полеты сознательно между планетами. Астральную оболочку назвал почему- то «низшим сердцем» (очень неподобающее и странное название астрала), в другой таблице поставил вместо Камы (животной души) тот же астрал. По каким-то причинам поставил «эфирное тело» вместо астрала. Само название эфирное тело, находящееся между астралом и физическим телом, не точно по определению, поскольку планы Эфира, место действия Высшего Манаса, находятся выше астральных планов. А тут нам называют некого посредника между астралом и физическим телом, который не упоминается в семеричной природе человека. Об этом предупреждали как Е.П.Блаватская, так и Е.И.Рерих.
    Если бы автор изучал первоисточники, написанные Е.П.Б. и Рерихами, то подобной ошибки бы не было. Поэтому, завершать исследования и делать выводы необходимо после серьезного изучения первоисточников.
    1. Рокотова Н. Основы Буддизма.- Третье изд., доп. – Рига: Угунс, 1997. -144с., ил.

  • Артур Арсеньев07-10-2020 14:16:01

    Константин, благодарю за подробные ответы.

  • Константин Савитрин07-10-2020 14:25:01

    Сергею Оленеву:
    На упомянутый Вами комментарий уже ответил там же, где он был помещен впервые. Прежде, чем тиражировать упоминания об ошибках (и значительный фрагмент своего комментария, что, вероятно, было гораздо важнее), следовало проверить и обдумать то, что было написано в ответе. Там же признал, что схемы формировались из различных источников, которые были указаны. Однако принципиального отличия не вижу. Не стану здесь копировать свои объяснения: желающие могут прочесть комментарий после части II по Принципу Ментализма. В указанных там книгах Безант, Писаревой и Стульгинскиса содержатся более подробные представления о структуре Человека. И мои схемы согласуются с этими описаниями если не полностью, то в значительной части (дополнял так же из других источников).

    Вот ещё на "Адаманте" была публикация Л.М. Кирилловой "ТАЙНАЯ НАУКА О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА":
    http://www.lomonosov.org/artic le/secret_science_structure_hu man.htm
    В данной публикации в форме текста с цитатами из Книг Учения и трудов Блаватской представлена та же структура, что приведена в обсуждаемой Вами схеме. Автор, как мне кажется, вполне убедительно показывает, что в Учении ЖЭ и в трудах Блаватской, не смотря на некоторое различие в названиях, говорится об одном и том же. Изучите и приведите свои аргументы "за" или "против". Тогда будет, о чем говорить. Пока же Ваши "аргументы" из категории межрелигиозных войн: если названия, символы или ритуалы двух религий различаются, то одна из них истинна, и другая - ложна. Без пояснений такая формальная логика и есть "логика" Прокруста (ментала, рассудочного ума, низшего манаса) или, как называет её "Голос Безмолвия" - убийца Реального. Нам же заповедано одолеть этого убийцу, сделать его безгласным, поднявшись над ним в сферу Высшего Манаса (духоразумения) и Буддхи (чувствознания). Это касается расширения сознания и воспитания (утончения) сердца, чтобы РАЗУМ (Высший Манас) СТАЛ СЕРДЕЧНЫМ (озаренным сиянием принципа Буддхи), а СЕРДЦЕ (принцип Буддхи) СТАЛО РАЗУМНЫМ (нашло чистого проводника и выразителя в идеях Высшего Манаса).

  • Константин Савитрин07-10-2020 14:31:01

    О Гермесе-Меркурии и его соответствии принципу Буддхи из "Голоса Безмолвия":

    "Прежде, чем ты станешь достоин встретить Учителя своего лицом к лицу, от света к свету, вспомни, ученик ЧТО было тебе заповедано?
    Что не сможешь ты приблизиться к первому входу, пока не научишься ты отделять тело свое от души, разгонять тень и жить в Вечном. Ради этого должен ты дышать и жить во всем, как все, познаваемое тобой, дышит в тебе, чувствовать себя пребывающим во всем сущем, и все сущее пребывающим в Едином Я.
    И не должен ты дозволять своим чувствам делать ристалище из ума твоего.
    Ты не должен отделять свое бытие от Единого Бытия и от всего сущего, но — слить Океан с каплей и каплю слить с Океаном.
    Так достигнешь ты и полного созвучия со всем, что живет и дышит, и такой силы любви к людям, как если бы они были твои братья, ученики единого Учителя, сыны одной нежной матери.
    Наставников много; Учитель лишь один — Мировая Душа. Живи в Едином Учителе, как Его луч живет в тебе. Живи в ближних твоих, как они живут в Нем.
    Перед вступлением на порог Пути, двойственность твоя должна перейти в единство, твое личное должно быть пожертвовано безличному, и разрушено звено, связующее высшее с низшим.
    Будь готов держать ответ, когда предстанешь перед Долгом (Dharma) суровым законом, голос которого вопрошает ученика, делающего первый вступительный шаг.
    Согласовал ли ты себя со всеми правилами, о сердце, исполненное высокой надежды?
    Привел ли ты в созвучие свою душу с великой Душой человечества? Ибо как в гремящем голосе священной реки всей природы звуки находят свой отклик, так и сердце "вступившего в поток" должно дрожать в ответе на каждый вздох и помысел всего, что живет и дышит".
    Учеников можно уподобить чутким струнам Vina; человечество — ее резонатору; руку, пробегающую по струнам — гармоническому дыханию Великой Мировой Души. Струна, не способная отзываться под перстами учителя нежной гармонией на звуки остальных струн, порывается и отбрасывается прочь. Таково должно быть единение между учениками — Шравака. Их мысли должны звучать в гармонии с мыслью Учителя, согласованной с Мировой душой, или — быть отброшены прочь."

  • Артур Арсеньев07-10-2020 14:34:01

    Константин Савитрин приводит цитату: Еще цитата из "Основ буддизма"

    "В буддизме разработаны до мельчайших деталей подразделения чувств и побуждений умственного процесса как препятствий и способов развития для облегчения самопознания путем тренировки ума и размышления над каждым предметом во всех деталях. Следуя этим путем самопознания, человек в конечном результате приходит к познанию истинной действительности, то есть видит Истину как она есть. Это есть метод, применяемый каждым мудрым учителем для развития умственных способностей ученика".

    Интересно в каком буддийском источнике "разработаны до мельчайших деталей подразделения чувств и побуждений умственного процесса" и опубликованы на русском языке? Или может быть кто-нибудь ещё знает об этом?

  • Константин Савитрин07-10-2020 16:28:01

    А.Арсеньев: "Интересно в каком буддийском источнике "разработаны до мельчайших деталей подразделения чувств и побуждений умственного процесса" и опубликованы на русском языке? Или может быть кто-нибудь ещё знает об этом?"

    Два наиболее подробно разработанных труда:
    1. Васубандху (автор). Абхидхармакоша или Энциклопедия Абхидхармы
    https://abhidharma.ru/A/Guru%2 0Mahasiddhi/Content/Abhidharma kosha.htm
    2. Чже Цонкапа (автор). Ламрим - Большое руководство к этапам Пути Пробуждения (5 томов)
    https://dharmasite.ru/library5 /1/

    Но эти труды очень непросты для нашего западного восприятия и требуют некоторого перевода даже с русского на русский язык. Как минимум нужно иметь некоторую подготовку: общее знакомство с буддийской философией и психологией, их терминологией и символогией.

  • Артур Арсеньев08-10-2020 07:35:01

    Прочитал свой вопрос к К.Савитрину о буддийском источнике. Звучит немного ехидно. Если это видится так, то прошу прощения. Мне действительно очень интересно заглянуть в эти источники.

  • Сергей Оленев08-10-2020 10:55:01

    Дело в том, что часть прошлого комментария я вставил в комментарий этой статьи, когда ответов еще не было, поэтому изучать было не чего. И после того как отправил, обнаружил Ваши ответы. И если приведённые мною аргументы из первоисточника не убедительны и даже по Вашему выражению: « Ваши "аргументы" из категории межрелигиозных войн», - то можно грустно улыбнуться и закончить обсуждение. Тем более что дальнейшие высказывания настолько наполнены чувством собственного превосходства, что становится смешно.
    Тем не менее, приведу еще несколько аргументов, «пояснений» уже для читателей. Из предложенных текстов автора видно, что при построении своих таблиц опирался на субъективные представления людей с вольными интерпретациями текстов Е.П.Б. о семеричной природе человека. И приведённая мною семеричная природа, основанная на трудах Е.П.Б., серьёзно отличается от таблиц автора, которые составлены по текстам Безант и Стульгинскиса. Если точнее, то низшая четверица во главе с кама-манасом (интеллектом). В трудах Е.П.Б. нет эфирного тела в семеричной природе человека как отдельного принципа. Повторюсь еще раз, существует посредник между астралом и физическим телом называемый невеждами «эфирное тело». Но планы Эфира существуют выше астральных сфер и это сферы действия Высшего Манаса. Правильно ли термин высших сфер применить к низшему посреднику? Остальные «пояснения» уже приведены ранее, их более чем достаточно.
    О ментальном тело много говорится в наследии семьи Рерихов и Г.А.Й. Подчеркивается, что оформлено оно у немногих, поскольку требуются устремления и мысли высокого порядка длительное время. Что бы путешествовать между планетами, необходимо иметь способность сосредотачиваться на желаемом объекте так, чтобы не замечать окружающий мир и собственную личность. «Рассудочные и житейские мысли», якобы способствующие созданию метального тела, по мнению автора, помогут устремиться к дальним мирам?! Мне привыкшему руководствоваться текстами первоисточников предлагают «обдумать» и, соответственно, принять всё это. При написании текстов беру за основу первоисточники, остальное принимаю к сведению. Если вижу тождественность, то принимаю. Ваши представления о семеричной природе человека принять не могу. Всем всего доброго.

  • Константин Савитрин08-10-2020 11:06:01

    Артур, я совершенно не заметил даже какого-либо намека на ехидство. Но повторю: изучение названных источников потребует немало времени, как, впрочем, и изучение любого Учения. Более того, потребует определенной перестройки сознания и восприятий. Конечно знание Основ Учения Живой Этики и Теософии существенно облегчает. Так как, не смотря на различие символов, Основы едины для всех Учений, исходящих из Единого Источника. Кроме того, знакомство с написанной понятно для нашего сознания работе Е.И.Рерих "Основы буддизма" также способствует пониманию. Но всё же трудности в большей или меньшей мере неизбежны. Конечно, если только у Вас не откроется (в форме ли воспоминаний или необъяснимой логически ясности понимания) память прошлых жизней, пройденных в буддийской культуре. Дерзайте, но только избегайте поспешности.

  • Артур Арсеньев08-10-2020 12:27:01

    Константин, очень благодарен Вам за информацию.

  • Артур Арсеньев09-10-2020 14:10:01

    Константину Савитрину:
    Цитата из Вашего комментария: " ...Нам же заповедано одолеть этого убийцу, сделать его безгласным, поднявшись над ним в сферу Высшего Манаса (духоразумения) и Буддхи (чувствознания)".
    Вы назвали Высший Манас духоразумением, а Буддхи - чувствознанием.
    Буду признателен, если обоснуете это.

  • Артур Арсеньев09-10-2020 14:24:01

    Сергею Оленеву:
    Привожу цитату из Вашего комментария:
    Далее идет Высший Манас (человеческая душа), от него исходит луч, именуемый кама-манас (интеллект), чтобы иметь сознание на нашем плане. В свою очередь кама-манас устремлённый к Каме (животным желаниям) создает в течение жизни Кама-рупу, ту оболочку, которая после смерти находится или изживается в кама-локе. Но кама-манас имеет чистую часть, называемую Антахкарана, которая приобщается к божественной Триаде человека (Атма-Буддхи-Манасу).
    Правильно ли я понял, что луч, исходящий от Высшего Манаса постепенно разделяется на две части. Чистая часть называется Антахкарана, и когда низшая четверица исчезает, Антахкарана остаётся навсегда с божественной Триадой?
    Буду признателен, если сообщите источник этих мыслей.

  • Сергей Оленев10-10-2020 09:26:01

    Артур, все знания о семеричной природы человека находятся в Т.Д., кульминация в «Инструкции внутренней группы» Е.П.Блаватской, где показаны все важные детали подробно. К сожалению не могу дать ссылки, поскольку моя «Инструкция …» осталась на Алтае, где проживал всё лето и только что приехал в Новосибирск. Только цитаты о Антахкаране из моей статьи: ««Антахкарана есть мост между высшим Манасом и низшим манасом (интеллектом), соответственно между «Высшим Я» и «низшим я» человека» [1, с. 188].
    «…Антахкарана есть та часть низшего манаса, которая едина с высшим, … Вся судьба воплощения зависит от того, сможет ли эта чистая сущность, Антахкарана, обуздать кама-манас или нет. Она – единственное спасение. Разорвите ее – и вы превратитесь в животное» [1, с. 288].
    У людей, живущими только низкими земными материальными интересами, может не быть ничего связанного с Антахкараной, как посредника между Высшей Троицей человека и «низшим я», представленным низшей четверицей. Все низшие «житейские» желания и устремления изживаются в кама-локе после смерти физической оболочки. Эту четверицу необходимо хорошо знать, чтобы контролировать. В Учении и Г.А.Й. много пишется об астрале как цитадели всего негативного, с чем необходимо бороться, но ничего об «эфирном теле» автора этой статьи.
    1. Блаватская Е.П. Инструкция для Внутренней Группы. – М.: Сфера, 2006. – 384 с.

  • Артур Арсеньев11-10-2020 06:21:01

    Сергей, спасибо! Антахкарана для меня новое понятие.

  • К.Савитрин11-10-2020 08:51:01

    С.Оленев: "В Учении и Г.А.Й. много пишется об астрале как цитадели всего негативного, с чем необходимо бороться, но ничего об «эфирном теле» автора этой статьи".

    Спасибо, Сергей, за напоминание о трудах Е.П.Блаватской, которые я доселе упускал из виду.
    Мне теперь настало время поразмыслить и разобраться с этим вопросом. Однако и у меня к Вам вопрос.
    Сергей, насколько понимаю Вы относитесь с полным доверием не только к трудам Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих, но и Б.Н.Абрамова. У меня эти авторы, а так же некоторые другие вызывают наибольшее доверие.

    Но Ваше утверждение относительно упоминания эфирного тела в записях Абрамова неточно. Приведу несколько фрагментов. Полные тексты записей, полагаю, можете найти в сети, чтобы не приводить их здесь.

    ГАЙ, 1954 г. 125. (Фев. 27).
    "Чувствительность к боли сосредоточена в эфирном двойнике, передающем ее. Если его вывести из организма, тело потеряет всякую способность ощущать боль, но зато ее будет остро чувствовать выведенный из тела двойник. Это наиболее яркий опыт с переносом чувствительности."

    ГАЙ, 1957 г. 370. (Авг. 16).
    "Все импульсы, желания, стремления и тенденции в человеке исходят из двух центров: высшие от Триады, низшие – от четверицы, или астрала. Физическое, эфирное, астральное тело и низший Манас – элементы четверицы. Ее энергии тянут человека вниз. И потому требуют обуздания, контроля и неустанной заботы."

    ГАЙ, 1967 г. 174. (Апр. 1).
    "Это показывает чисто служебную и исполнительную роль физического тела и зависимость его от того, кто в нем находится. Это также указывает и на то, что, оставляя тело, человек уносит с собою всего себя, за исключением низшей триады, то есть самого тела, его физической энергии и энергии эфирного тела. Сам же внутренний человек, состоящий из оставшихся четырех принципов, покидает свое земное жилище, или вместилище."

    ГАЙ, 1968 г. 622.
    "Человек в физическом теле является трехпланной сущностью, ибо живет в трех мирах, и его семеричная форма состоит из трех земных принципов (физического тела, эфирного двойника и праны) и высшей четверицы, относящейся уже к Тонкому Миру и выше. Первые три умирают вместе с плотным телом. И тогда человек становится двухпланной сущностью Надземного Мира."

    ГАЙ, 1969 г. 421. (Авг. 20).
    "Великий поток материи и энергии многих видов и состояний течет через микрокосм человека, через все его тела: плотное, эфирное, астральное, тонкое, ментальное и огненное. Взаимодействие человека с окружающими его мирами захватывает все сферы".

    ГАЙ, 1970 г. 117. (Фев. 19).
    "Когда мираж личности рассеивается и представление о себе как о малом земном «я» данного воплощения исчезает, человек этого почти не замечает, так как свое «Я» и самого себя он ощущает так же ярко или даже более ярко, чем раньше. И если даже он все забывает о последнем воплощении, то это не отражается на полноте его осознания своего «Я», своей уже не личности. Что же остается от земной личности каждого определенного воплощения? Тело физическое сбрасывается и превращается в прах. Эфирный двойник растворяется. Низшая триада полностью исчезает. Низшая дуада, состоящая из четвертого и пятого принципов, становится шелухою, сосредоточившей в себе все психические и астральные свойства земной личности, но лишенной ясности и полноты сознания и способности мыслить свободно, ибо смутное, рефлекторное и автоматическое мышление шелухи, подобно попугаю, может только полусознательно бормотать то, что делал человек сознательно, когда жил на Земле в теле. «Я» человека поднимается выше, унося с собою представление о себе, не нарушенное в своей полноте утратой своей земной личности."

    ГАЙ, 1970 г. 498. (Авг. 8).
    "В каждом новом воплощении человек получает новые тела, или оболочки, состав которых находится в соответствии с сущностью их обладателя. Физическое, эфирное, астральное, тонкое и ментальное тела состоят из соответствующей сущности человека материи. Тело причинности привлекает материю именно нужного состава"...

    А вот термин Антахкарана у Абрамова вовсе не упоминается (В поисковике по адресу http://bn-abramov.ru/grani-agni-yogi/ находит всё даже с полуслова, но не нашел даже по "карана"). Как по-вашему это можно объяснить? Я пока не смог разобраться. И хотел бы узнать Ваше мнение.


    Администратор

    Константин, пожалуйста, старайтесь не писать в комментариях не так масштабно.

  • К.Савитрин11-10-2020 09:15:01

    С.Оленев: "Повторюсь еще раз, существует посредник между астралом и физическим телом называемый невеждами «эфирное тело». Но планы Эфира существуют выше астральных сфер и это сферы действия Высшего Манаса. Правильно ли термин высших сфер применить к низшему посреднику?"

    По поводу эфирного тела не стану повторять цитаты.
    ГАЙ, 1951 г. 76.
    "Подобно тому, как и на Земле, стихийная материя бывает четырех видов, или состояний: твердая, жидкая, газообразная и эфирная. Из нее создаются все формы нашего мира. Ее основное свойство – пластичность, или подвижность, но разных степеней. Этим и объясняется разная степень устойчивости форм Тонкого Мира – от неподвижно стабильных до текуче изменяющихся, как облака. Энергия, создающая и приводящая в движение эти формы, есть творческая огненная энергия сознания, то есть энергия мысли. Творит мысль. Стабильность созданных форм зависит от степени огненности, в них вложенной. Кто творец? Творец и человек, и Иерархия. Человек строит, а Иерархия очищает и строит. Строители строят, но не разрушители и породители безобразия. Там творят все, по разумению своему – каждый. То, что здесь проносится в виде мыслей, там становится формами, оболочки которых точно соответствуют степени четкости и силе мысли. Стихии там разделены так же, как они разделены здесь: вода, земля и воздух, лишь огонь вездесущ, то есть во всем, в скрытом или явном состоянии."

    Мне кажется, что Абрамов говорит следующее: и на плане Плотном, и на Плане Тонком, и на Огненно "стихийная материя бывает четырех видов, или состояний: твердая, жидкая, газообразная и эфирная". То есть на каждом Плане Материи от грубейшего до тончайшего есть соответствия этим стихиям. Более того, как мы знаем из Учения, каждый План состоит из семи подпланов, каждый из которых можно делить бесконечное число раз, и таким образом получить НЕКОТОРОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о различных степенях каждого плана. В Теософии об этом говорится, что каждый более тонкий план пронизывает все более грубые. И частица плотной материи как бы плавает в море более утонченной. Увы, цитату пока не смогу найти. Но, полагаю, Вам это так же известно.
    Как тогда Вы примирите это знание с вышеприведенным Вашим утверждением ("планы Эфира существуют выше астральных сфер и это сферы действия Высшего Манаса")?

  • К. Савитрин11-10-2020 12:11:01

    А вот и цитаты из ЖЭ об эфирном теле:

    Мир Огненный III, 219
    "Центр солнечного сплетения дает равновесие всем телам, и радиации его насыщают также эфирное тело, которое питает астральное тело."

    Мир Огненный III, 221.
    "При заболевании физическом, конечно, эфирное тело очень ослабляется, и только при огненных центрах оно остается мощным. Это объясняет, почему люди, являющие жизнь лишь низших центров, так страшатся смерти. Дух огненный являет радость, отражая огнем темные явления. Духи низшие чуют свое разобщение с астралом из-за повреждения эфирного тела."

    Письмо Е.И.Рерих от 1.8.1934
    "Нельзя утверждать, что эфирное тело является отложением психической энергии. Как может это быть, когда эфирное тело после смерти человека остаётся в земном притяжении и быстро разлагается, тогда как именно накопления психической энергии после смерти несут дух на высоту, им сложенную?
    Эфирное тело, или тонкие флюиды, выделяемые из физического тела, являются эманациями физических центров. Эфирное тело утверждает тело физическое и укрепляет астральное, являясь связью между этими двумя телами."

    Письмо Е.И.Рерих от 16.11.1935
    "2. Эфирный двойник (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи именно эфирного двойника медиума.

    Но приняв это семеричное подразделение, перейдём к обобщению, ибо всегда следует обобщать. Потому укажите, что так называемые принципы в нас (исключая физическое тело и эфирный двойник, которые рассеиваются после смерти) суть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все подразделения на дух, душу, манас высший и низший, по существу, являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия."

  • К. Савитрин11-10-2020 21:14:01

    С. Оленев: "Ментальное тело создается энергией высокого порядка, очень близкой к Антахкаране, поскольку позволяет путешествовать сознательно между планетами Солнечной системы, а не находится в низких сферах кама-локи. Оно, скорее всего, соответствует майяви-рупе, которая создается Адептами и их учениками."

    ГАЙ 1950 г. 2А.
    "Тем же самым путем и по тому же принципу достигаются власть и господство и над остальными принципами, или телами. Возьмем для примера тело ментальное. Как в области астрала мечутся не укрощенные энергии астрального тела и владеют человеком, так и в области ментала буйствуют и своевольничают не укрощенные, не обузданные еще энергии мыслей: отсюда пресловутые хаотичность и недисциплинированность мыслей. Обуздать, взять под контроль, овладеть во что бы то ни стало. Слышишь: во что бы то ни стало, иначе путь закрыт. Сперва осознание тел и их свойств, потом расчленение в сознании, потом овладение, потом сознательное использование подчинившейся оболочки на разных планах бытия."

    Ментальные тела есть у всех людей, способных думать и выражать свои мысли. А вот качество развития ментального тела весьма различно.
    Принцип Магам имеет 7 уровней: три высших соответствуют Высшему Манасу, четыре низших - ментальному телу или низшему Манасу. Каждый из уровней также можно представить как 7 подуровней. И если у высшего Адепта соответственно ментальное тело состоит из тончайшей материи высшего из подуровней, то у дикарей и аборигенов Африки и Австралии ментальное тело состоит из наиболее грубой материи низшего подуровня. Как между этими ступенями велика бездна пройденного пути, так и различны влияния и пути использования ментала при жизни земной и качество посмертного существования ментальной оболочки.

    ГАЙ 1972 г. 29. (М. А. Й.).
    "Преодолеть в себе ветхого человека трудно еще потому, что все низшие оболочки восставшего духа насыщены тяжелыми частицами неизжитых свойств. От этих частиц плотной, астральной и ментальной материи освободиться в одночасье невозможно. Очищение это нужно, но требует времени. Для понимания различия разных видов хотя бы плотной материи можно взять для сравнения тела пьяницы и подвижника. У первого оно разлагается уже при жизни, разлагается от тяжких плотных дымных частиц зараженной низшими флюидами материи, у второго оно настолько очищено, и материя его настолько чиста, что даже после смерти оно может сохраняться очень долгое время, не подвергаясь разложению. Та же разница имеется и в материи астрального и ментального тел. Вопрос очищения очень актуален, и каждый стремящийся к Свету должен пройти через процесс очищения всех своих оболочек."

  • Сергей Оленев12-10-2020 03:51:01

    Ваши уточнения о существовании эфирного тела в ГАЙ принимаются. При чтении эта тема мне не попадалась. Как факт оно существует и мною не отрицается, но не меняет сути темы, поскольку космические Силы семеричны и семерична природа человека. Некоторые принципы детализируются, как это произошло с астралом и «эфирным телом», то объединяются в коши (группу). Е.И.Рерих этого двойника относит к астралу, называя по-разному, то низший астрал, то эфирное тело. Вместо камы показывается кама-манас, поскольку она относила его сразу к четвертому принципу каме. Она и человеческую душу показывала, как соединение Высшего Манаса с камой или кама-манасом. Е.П.Блаватская относила кама-манас к низшему аспекту пятого принципа, высшего Манаса. Эти нюансы не меняют сути темы и не противоречат друг другу.
    В Вашем вопросе: «Как тогда Вы примирите это знание с вышеприведенным Вашим утверждением ("планы Эфира существуют выше астральных сфер и это сферы действия Высшего Манаса")?», - и заключается суть проблемы. Люди, при буквальном прочтении не разобравшись, ставят на один уровень Высший Манас, действующий на планах Эфира (как сферы действия Махата, лучом которого в человеке является Высший Манас), и «эфирное тело» (как низшую часть астрала или посредника между астралом и физическим телом). Существуют по возрастающей шкале утончения или повышения вибрационного поля Света - после физического, астральные, эфирные и акашные семеричные планы или сферы. Это Основы Космогонии в Т.Д. Правда, в «Инструкции …» существует более подробное «деление». Одно название для разных по энергетическому, вибрационному уровню принципов вносит путаницу в умах не подготовленных людей. Низшее путают с высшим. Необходимо различать это и соответственно подходить – одно контролировать, к другому устремляться. Поскольку Вы добросовестно подходите к изучению темы, надеюсь, сложится правильное представление. Удачи и всего доброго.

  • Артур Арсеньев12-10-2020 07:04:01

    При изучении первоисточников, данных через Елену Петровну Блаватскую, через Елену Ивановну Рерих и через Бориса Николаевича Абрамова возникает тема сопоставления понятий. В первом томе Тайной Доктрины (Москва. «Прогресс». «Сиринъ». 1991год) на стр. 211 приведена сравнительная таблица. Там в столбце «эзотерический буддизм» указаны такие принципы человека, как Проводник Праны (Астральное тело, Линга Шарира) и Прана (Жизнь).
    Вопрос ко всем, кто может ответить: какой из этих двух принципов является Эфирным телом, о котором пишет Елена Ивановна в примерах, приведённых выше К. Савитриным?
    И ещё один вопрос: каким принципам человека по эзотерическому буддизму соответствует астрал, который часто фигурирует в Гранях Агни Йоги, как страстная и буйная оболочка, которую следует держать в узде? Что это: Кама Рупа(проводник желаний и страстей) или Линга Шарира (Астральное тело, Проводник праны), или оба эти принципа?

  • Артур Арсеньев12-10-2020 08:36:01

    Пока писал свои вопросы от 12-10-2020 07:04:01, уже появились кое-какие разъяснения от С.Оленева.
    Но всё же для большей ясности, хотелось бы конкретные ответы на поставленные вопросы.

  • К.Савитрин12-10-2020 10:30:01

    ГАЙ. 1972 г. 427. (Авг. 2).
    "<...> Начиная с плотного тела, через все оболочки, временные и сменяющиеся при цикле каждого воплощения, он завершается несменяющимся огненным телом. Физическое тело оформлено, астральное – почти, ментальное – далеко не у всех, и огненное – только у очень немногих. Задача оформления всех тел человека запланирована эволюцией сущего. И усовершенствование аппарата человеческого становится целью земного воплощения ученика со всеми его надземными и далеко идущими следствиями. <...>"

    Думаю, нужно пояснить, что подразумевается под оформленным телом.

    ГАЙ, 1971 г. 708. (Нояб. 17).
    "Отдалить свое Высшее «Я» от своих мыслей, чувствований и переживаний – задача одна из труднейших. «Я» остается при всех условиях – мысли, чувствования и переживания приходят, и уходят, и постоянно изменяются. Посреди трех великих потоков физической, астральной и ментальной материи стоит дух человека, и через его физическую, астральную и ментальную оболочки текут потоки материи трех видов. Удержать и остановить их нельзя. Они не есть «Я» человека и не принадлежат ему. Ничто не принадлежит ему. Ничто не принадлежит и не может принадлежать духу и в мирах, только Чаша его накоплений есть его вечное и неотъемлемое достояние. Человек, воплощаясь, проходит через эти три мира, оставляя в каждом из них последовательно облекавшие его оболочки, пока не достигнет Огненного Мира, в котором облекается в вечное тело Света. Ради того, чтобы накопить элементы, необходимые для сознательного проявления в Огненном Мире в теле Света, и совершается эволюция духа. Оформление огненного тела – процесс высочайший. У многих даже ментальное тело еще не оформлено. При каждом новом воплощении все три этих тела: физическое, астральное и ментальное – нарождаются вновь в соответствии со ступенью развития, достигнутой духом, и кармическими особенностями очередного воплощения."

    ГАЙ, 1968 г. 244. (Апр. 28).
    "<...> Многое нужно понять, от многого освободиться и многое усвоить практически, прежде чем научитесь сознательно действовать в своих более утонченных проводниках. К тому же все они должны быть оформлены, иначе сознательная активность в них невозможна. Путь Огненной Йоги открывает перед человеком эти возможности и рано или поздно позволяет их осуществить."

    Таким образом оформление любого из тел или принципов необходимо чтобы научиться "сознательно действовать в своих более утонченных проводниках" на соответствующих Планах жизни. И оформление ментального тела есть уже развитие способности действовать сознательно на соответствующем плане человеческой эволюции. Но что значит такая сознательность? Читал давно в какой-то книге о том, что у многих людей ум (ментальное тело) представляет собой подобие постоялого двора в котором на постоя могут остановиться любые прохожие люди. Так умы многих людей часто наполнены чужими, прохожими, малозначительными и даже пустыми или темными мыслями. И люди такие совершенно не способны к самостоятельному мышлению. То есть ментальное тело у них не оформлено. Можно сказать, что сознание таких людей наполнено чужими мыслями и идеями и не способно к генерации своих, самостоятельных.
    Другая часть людей, начинающих путь индивидуализации, уже начинает и более сознательно выбирать из множества чужих мыслей и идей что-то более созвучное своим начинающим формироваться жизненным целям, идеалам, ценностям. По мере возрастания сознательности и оформления этих целей, идеалов, ценностей - формируется и ментальное тело. На протяжении пути эволюции сознания длительно это формирование происходит под преобладающими внешними влияниями. Когда же человек начинает сознательно жить сформированными им и Целями, Идеалами, Ценностями сверхличного порядка, когда он начинает сознательно строить свою жизнь и судьбу, когда внешние побуждающие импульсы, влияния, оценки становятся для него менее значимыми, чем внутренние сверхличные мотивы для совершенствования и служения Высшему, Общему Благу и ближним, тогда можно говорить о том, что ментальное тело в значительной степени оформлено влияниями его внутренней Высшей Триады (Атма-Буддхи-Манас).

  • К.Савитрин12-10-2020 10:38:01

    А.Арсеньев: "Пока писал свои вопросы ..., уже появились кое-какие разъяснения от С.Оленева. Но всё же для большей ясности, хотелось бы конкретные ответы на поставленные вопросы."

    Возможно пояснит Сергей. Лично мне нужно разобраться с различными вариантами представлений структуры Человека, чтобы переосмыслить свои прежние представления и прийти к более основательному пониманию. И это потребует значительного времени, так как, например, упомянутые Сергеем "Инструкции..." Блаватской или, тем более "Тайная Доктрина" - не белетристика для быстрого и легкого прочтения...

  • К.Савитрин12-10-2020 16:33:01

    С.Оленев: "...проблема в том, что Кибалион не является первоисточником Герметизма, поэтому не может быть основою для таких выводов или обобщений... В настоящее время все Учения искажены и невежественно интерпретированы, поэтому опираться на них сложно, делать выводы трудно."

    Да, "Кибалион" в современном издании (1908 года) нельзя назвать первоисточником герметизма. Авторство достоверно неизвестно. Версии высказывались. Но до сих пор автор так и не признался. Так что это - анонимный трактат, подписанный "Трое Посвященных" (предположительно герметической ложи).
    Однако в 1914 году вышла в печати книга Страндена Д.В. «Герметизм. Его происхождение и основные учения. Сокровенная философия египтян».
    Дмитрий Владимирович Странден – видная фигура отечественной оккультной философии начала XX века, член Совета Российского Теософского общества, увлеченный египетской мудростью и розенкрейцерскими идеями. Вот что он пишет в своей небольшой работе:
    "С глубокой древности в герметических братствах хранился краткий свод всего герметического учения в виде собрания изречений, сообщавшихся при посвящении учителем ученику, который их заучивал наизусть.
    Назывался этот свод «Kуbalion”; значение этого слова было утрачено и теперь, по-видимому, неизвестно никому.
    Этот свод изречений запрещено было записывать и обнародовать, хотя отдельные изречения, заимствованные из Kybalion, иногда и проскальзывают в сочинениях герметистов.
    Лишь в самое последнее время трое посвященных, живущих в Америке, нашли возможность обнародовать часть этих изречений. Афоризмы Kybalion дают чрезвычайно яркую общую картину герметического миросозерцания."

    "Кибалион", изданный в 1908 году лишь едва приоткрывает завесу тайны над НЕКОТОРЫМИ ГЕРМЕТИЧЕСКИМИ АФОРИЗМАМИ, известными от древности и до наших дней.
    Хотя книга не является первоисточником, и автор её неизвестен, можем ли отвергнуть её как недостоверную? Сколько трактатов безымянных авторов увидело свет в конце 19 - начале 20 века. "Дух Нерожденных", "Дети Света" и другие, рекомендованные Е.И.Рерих для изучения.
    Не стану утверждать о "научной точности" этой книги. Но могу утверждать, что ни в одном другом труде за почти 30-летний период изучения астрологии не смог найти столь глубинной и исчерпывающей философской основы этой науки - Астрологии, которую Парацельс называл "Великая Астрономия или Полная Разумная Философия Великого (Макрокосма) и Малого (Микрокосма) Миров".
    Что же касается герметических первоисточников, то они в небольшом количестве сохранились и дошли до нас. На русском языке они опубликованы в 1998 году в книге "Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада".

  • К. Савитрин05-04-2021 10:50:01

    Артур Арсеньев 09-10-2020 14:10:01
    "Цитата из Вашего комментария: " ...Нам же заповедано одолеть этого убийцу, сделать его безгласным, поднявшись над ним в сферу Высшего Манаса (духоразумения) и Буддхи (чувствознания)".
    Вы назвали Высший Манас духоразумением, а Буддхи - чувствознанием.
    Буду признателен, если обоснуете это."

    Только сегодня обратил внимание на неотвеченный вопрос Артура. Попытаюсь своими словами.

    Слово "духоразумение" состоит из двух частей - "дух" и "разумение". Высший Манас есть разумная часть духовной природы Человека. Именно Высший Манас через слияние с принципом Буддхи, Духовной Душой, которая является лучом или аспектом Мировой Души, тождественным с Ней, становится одухотворённым, то есть способным к духоразумению. И степень слияния Высшего Манаса с принципом Буддхи определяет степень развития способности духоразумения.

    Принцип Буддхи - аспект Мировой Души, которая согласно "Голосу Безмолвия" является единственным нашим внутренним Учителем. (см. цитату, приведенную в комментарии от 07-10-2020 14:31:01). В буддизме Махаяны принципу Буддхи соответствует Алмазная Душа, которая представляет собой синтез накоплений всех воплощений духовной Индивидуальности. В ней же сосредоточен Ключ к всеобщей Сокровищнице Премудрости. Развитый накоплениями принцип Буддхи проявляется в мгновенном проникновении в сущность исследуемого объекта или предмета, без необходимости размышления и разумного обоснования. А это и есть способность чувствознания.

    Обе способности - духоразумение и чувствознание - являются синтезом накоплений множества воплощений. Но если Высший Манас есть Высший Разум (можно предположить происхождение слова "Разум" от "Ра" - бога Солнца в Египте и "ум", то есть ум, озарённый светом божественного Знания или слиянием с принципом Буддхи), постигающий посредством размышлений, устремлённых к Истине (Разум, не признающий никакого религиозного, научного или иного внешнего авторитета выше Истины). То Буддхи есть Высшее Сердце, духовное Сердце, мгновенно постигающее посредством духовной любви (Любви), духовной интуиции или чувствознания.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Философия »